Научная статья на тему 'К вопросу формирования системы научных публикаций'

К вопросу формирования системы научных публикаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования системы научных публикаций»

ЁР КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице1

Вот уже более десятилетия в РФ проводятся реформы, предназначенные, в том числе, и для совершенствования системы науки и образования. Как правило, они направлены на реализацию различных мероприятий, поддерживаемых правительством РФ с целью достижения уровня показателей активности российских ученых, обеспечивающих становление науки и образования как ведущей производственной силы на пути реформирования всей экономики страны. В последние годы было разработано несколько новых проектов документов, регулирующих сферу подготовки научных и педагогических кадров в РФ. Одним из вопросов, широко обсуждаемых при подготовке проектов нормативных документов в сфере науки и образования, является вопрос перспектив развития различных вариантов будущих решений по распространению научной информации, отражающие активность российских ученых.

Решительные действия правительства РФ инициировало разработку ряда положений в области образования и науки, которые широко обсуждаются в научной среде [1]. Один из самых актуальных связан с формированием системы научных публикаций. Председателем редакционного совета издательства ИНГН Г аври-ловым М. проведен аналитический обзор изменений требований к научным публикациям в соответствии с проектами документов, регулирующих сферу подготовки научных кадров в РФ, на основные выводы из которого следует обратить внимание научным работникам, планирующим развитие своей научной карьеры.

В мае 2012 г. Президент РФ Путин В. утвердил программный документ по реализации государственной политики в области образования и науки [2], которым был ознаменован новый этап проводимой реформы. Основной целью данного документа является поднятия рейтинга университетов до мирового уровня, в частности, и престижа российских научных исследований, в общем, путем достижения двух основных показателей [2]:

• вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ве-

дущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

• увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), до 2,44 процента.

Реализация задач, поставленных данным документом, побудила министра МИНОБРНАУКИ Ливанова Д. к решительным действиям по глубокому реформированию сложившейся системы образования и науки РФ. Реформирование, как известно, началось с мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и выделении вузов "с признаками неэффективности". Далее последовало объединение ряда вузов с целью их укрупнения и возможности повышения "эффективности" [3]. На сегодняшний день уже имеются результаты такого объединения, как положительные, связанные с упорядоченностью деятельности вузов в профильных направлениях, так и отрицательные, связанные с сокращением числа научно-педагогических кадров в связи с сокращением суммарного количества студентов в объединенных вузах. В сумме вряд ли это способствует повышению активности вузовской деятельности и решению поставленных в документе [2] задач в целом.

Следующим логическим этапом реформирования, к которому уже приступило МИНОБРНАУКИ, является реализации кадровой политики в сфере науки и высшего образования путем стимулирования преподавателей к научной деятельности. Начало этапа предлагается в тех же традициях начать с введения новой системы аттестации научно-педагогических кадров, основанной на учете количества публикаций в журналах международного научного цитирования. Возможность реализации этого принципа аттестации может быть обеспечена путем решения задач, регламентируемых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р [4]:

1 Фрэнсис Бэкон (цитата о науке)

• разработка и реализация мер по продвижению российских реферируемых научных журналов (включение в базы данных «Сеть науки» (WEB of Science) и Scopus;

• разработка и реализация мер по совершенствованию деятельности аспирантуры и докторантуры.

Не дожидаясь реализации поставленных в программных документах [2,4] задач председателем Высшей аттестационной комиссии МИНОБРНАУКИ РФ Филипповым В. на их основе подготовлены и вывешены на сайте МИНОБРНАУКИ РФ следующие документы:

1. Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в РФ [5].

2. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации [6].

3. Положение о порядке присуждения ученых степеней [7].

Даже поверхностный приближенный анализ перечисленных документов показывает, что практически все они направлены на ужесточение требования к оценке основных видов деятельности российских ученых. Наиболее жесткие требования здесь устанавливаются к опубликованию результатов научной деятельности вообще и обсуждению основных научных результатов диссертаций, в частности.

Вот некоторые из основных, на наш взгляд, изменений которые затронут публикационную деятельность ученых и саму систему научных публикаций в РФ.

1. Введение процедуры сертификации научных изданий, построенной на основе гармонизации требований с научными изданиями и журналами, индексируемыми в международных базах (Web of Science, Scopus и других, которое повлечет за собой на первом этапе ужесточение требований для включения журналов и изданий в Перечень ВАК и к последующей отмене Перечня ВАК - к введению национальной системы индексирования научных изданий.

В настоящее время критерии Перечня ВАК практически совпадают с критериями WEB of Science и Scopus, за исключением некоторых технических особенностей, связанных с наличием перевода на иностранный язык библиографического списка, транслитерации заголовков статей и названий изданий, а также обязательной в соответствии с ISO 26324 идентификация статьи, опубликованной в электронном научном журнале, путем ссылки на постоянный адрес размещения номера Digital object identifier (DOI www.doi.org) вместо периодической отправки электронных версий в систему ИНФОРМРЕГИСТРа, дублирующую РИНЦ.

2. В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней увеличиваются (в 2 - 3 раза) предметные требования к количеству публикаций (см. п. 9 Положения [7]). Так по сравнению с действующим Положением [8] установлены разные требования для диссертаций по естественным и техническим наукам, по отношению к социальным и гуманитарным наукам. Для последних количество обязательных публикаций в полтора раза больше. Для докторских диссертаций установлено 10 и 15 статей, соответственно, в то время как в предыдущем положении количество обязательных публикаций для защиты докторских диссертаций не было установлено. Для кандидатских диссертаций установлено 2 и 3 статьи, соответственно, в то время как в предыдущем положении было предусмотрено, что результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны быть опубликованы хотя бы в одном рецензируемом журнале или издании.

3. Повышается требовательность к подтверждению содержания публикаций и их существования. В соответствии с Положением [7] предусмотрена обязанность организации, в которой подготавливалась диссертация, в заключении по выполненной работе отразить «полноту изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем» (п.12). Комиссия в заключении на диссертацию также должна привести выводы «о полноте изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем, о выполнении требований к публикации основных научных результатов диссертации, предусмотренных в пункте 9 настоящего Положения» (п. 11). При этом представление соискателем недостоверных сведений об опубликованных им работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации и невыполнение требований к публикации основных научных результатов диссертации, предусмотренных в пункте 9 настоящего Положения, наряду с другими, включены в перечень оснований для отказа в приеме диссертации к защите.

Ужесточение требований к наличию публикаций, несомненно, затронет всю систему научных публикаций РФ. На сегодняшний день функцию оценки научного вклада журналов попрежнему берет на себя МИНОБРНАУКИ РФ. В Положении [7] п. 9 изложено "... основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных журналах и изданиях, требования к которым устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - рецензируемые издания)". Тем не менее, здесь же подчеркивается важность вариативности источников научной информации, признаваемых

4

НИИТТС

при защите диссертаций, в т.ч. приравниваемых к статьям в рецензируемых изданиях "Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает перечень иных форм подтверждения или обнародования основных научных результатов диссертации, которые приравниваются к опубликованным работам в рецензируемых изданиях". Тем самым констатируется различие в понятиях значимости научной информации и формы ее подачи - появляется возможность развития новых форм распространения научной информации. Казалось бы, в этих условиях приоритетное развитие должны получить прогрессивные интернет технологии распространения информации, в частности электронные научные издания. Однако в качестве источника научной публикации в системе научных публикаций РФ они на сегодня МИНОБРНАУКИ электронные научные журналы не определены.

Важным условием функционирования российской системы научных публикаций является финансирование ее деятельности. Многие научные журналы, входящие в перечень ВАК берут плату за публикацию, частично компенсирующую их затраты. Конечно, в соответствии с требованиями ВАК, плата не взимается с аспирантов, публикующих результаты диссертационных исследований. Все же основные затраты несет на себе учредитель журнала. Обнародованная Концепция модернизации в целом не определяет источники финансирования российской системы научных публикаций. Более того поощряются развитие бесплатных форм деятельности. Например, Научным фондом НИУ ВШЭ [9] утвержден Список журналов/изданий, публикации в которых не учитываются при расчете академических надбавок. В него вошли журналы, «которые берут плату за публикацию» [10]. В соответствии с Концепцией модернизации члены диссертационных советов и эксперты комиссий ВАК также должны работать бесплатно. Таким образом, МИНОБРНАУКИ РФ целенаправленно следуют курсу демонетизации системы подготовки научных кадров, не смотря на усложнение условий функционирования российских научных изданий. Конечно, при отсутствии прямого вознаграждения за честную работу остается опасение в появлении неформальных источников финансирования за счет взяток, в том числе и с аспирантов.

В создавшихся условиях от МИНОБРНАУКИ РФ требуется доработать критерии, предъявляемые к научным изданиям и создать общий документ, определяющий как всю систему, так и соотношение в ней различных источников информации, включая РИНЦ и ее связь с международными системами цитирования.

В 4 квартале 2013 г. будут разработаны окончательные документы Концепции модернизации, которые, надеемся, разрешат многие существующие проблемы развития российской системы научных публикаций и российской науки в целом.

Список использованных источников

1. Гаврилов М. В. Изменения требований к науч-

ным публикациям в соответствии с Концепцией модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации/ [Электронный ресурс].- URL: http://

www.ingnpublishing.com/rig/metodicheskaya _pomow/ changes-of-requirements-to-scientific-

publications-according-to-the-concept-of-modernization-of-system-of-certification-of-scien/, (дата обращения 01.08.2013).

2. "О мерах по реализации государственной поли-

тики в области образования и науки"/ Указ президента РФ Путина В. от 7 мая 2012 г. № 599. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 9 .05 2012 г. -URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/ nauka-dok.html,

(дата обращения 01.08.2013).

3. Лепеш Г.В. Качество образования и вузовская наука./ Технико-технологические проблемы сервиса. №2(24), 2013. С. 3 - 5.

4. "Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научнообразовательных центров"./ Постановление Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29 .10 2012 г. -URL:, (дата обращения 01.08.2013).

5. Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в РФ (проект). [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/3307, (дата обращения 01.08.2013).

6. Положение о Высшей аттестационной комиссии

при Министерстве образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.05.2013. - URL http://regulation.gov.ru/

project/1949.html? point =view_ project&stage = 2&stage _id =372/ (дата обращения 01.08.2013).

7. Положение о порядке присуждения ученых степеней. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.07.2013. - URL: http://regulation.gov.ru , (дата обращения 02.08.2013).

8. Положение о порядке присуждения ученых сте-

пеней, утв. постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 г. N 74 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 475) [Электронный ресурс].- URL: http://zakonbase.ru/

content/part/752363, (дата обращения 02.08.2013). [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008. - (http://w3c.org.ru/wp-content/ uploads/2012/10 /М.М.Юдкевич1.pdf) (дата обращения 12.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.