Научная статья на тему 'К вопросу формирования психической устойчивости'

К вопросу формирования психической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / MENTAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубарева Оксана Владимировна

Рассмотрено такое понятие как психическая устойчивость, жизнестойкость, эластичность психики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кубарева Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF FORMATION OF MENTAL STABILITY

We consider such a thing as mental stability, resilience, elasticity psyche.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования психической устойчивости»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Кубарева Оксана Владимировна

Аспирантка кафедры общей и клинической психологии, Московский Гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой, (г. Москва)

Известно, что некоторые люди с лёгкостью могут противостоять жизненным трудностям, не обращать внимания на превратности судьбы, выполнять обязательства, не взирая на действие неблагоприятных обстоятельств, и продолжать идти по жизни не унывая, даже столкнувшись с серьёзными проблемами, в то время как у других даже незначительные препятствия или невзгоды вызывают серьёзный стресс, полностью выбивают их из колеи и мешают жить полноценной жизнью? Ответ достаточно прост -некоторые люди обладают более значительной «психической устойчивостью». В данной статье мы попытаемся раскрыть сущность данного понятия и описать его основные составляющие.

Главная проблема в вопросе изучения психической устойчивости состоит в правильном определении её основы, базовых элементов. Исследование данного человеческого свойства претерпевает изменения в соответствии с более широким пониманием источников личностных ресурсов.

Профессор Вернер даёт следующее определение этому понятию - «процесс успешной адаптации в неблагоприятных условиях, или способность быстрого восстановления после травмы, трагической ситуации, негативных воздействий или угрозы» [3, с. 24].

Исследователи, занимающиеся изучением способности к восстановлению, пытаются разобраться в механизмах функционирования человеческой психики в особых условиях и понять, как человек преодолевает трудности и справляется с неудачами, и при этом отмечают разницу в определении психической устойчивости и способности к адаптации. Другие, рассматривают психическую устойчивость, как один из элементов психологического конструкта, называемого адаптивностью, и подчёркивают её близость к такому понятию, как компетентность.

Теоретические гипотезы и научные факты говорят в пользу того, что устойчивость является неотъемлемой составляющей человеческой психики, важным компонентом развития личности. Столкнувшись лицом к лицу с жизненными проблемами, человек в большинстве случаев оказывается способным справляться с ними, адаптироваться и двигаться дальше, что является ещё одним доказательством того, что у каждого человека имеются возможности и способности к восстановлению после негативного воздействия внешних факторов. Психическая устойчивость не является производной каких-то редких или особых качеств, это всего лишь обычная магия ресурсных возможностей каждого человека, заложенных генетически и приобретённых в процессе социализации личности.

Многочисленные исследования, посвящённые изучению способности человека к быстрому восстановлению или, иными словами, «эластичности психики», позволяют сделать вывод о том, что вероятнее всего большинство молодых людей, включая и тех, которые воспитывались в среде с максимально высоким уровнем негативных и стрессовых воздействий, станут успешными и преуспевающими людьми.

Начало исследованиям психической устойчивости было положено такими учёными, как Эмми Вернер и Рут Смит, Норман Гармези, Майкл Раттер. Вернер и Смит, наблюдая за людьми от рождения до зрелого возраста, обнаружили, что «.. .треть подростков, находящихся в зоне риска, демонстрировавших девиантное поведение и имеющих серьёзные проблемы социальной адаптации в отрочестве, к середине жизни,

131

сумели преодолеть трудности, пройдя несколько этапов восстановления. К этому времени у каждого из них была постоянная работа и хорошая семья, эти люди были удовлетворены отношениями со своими супругами и детьми - подростками, и кроме всего прочего, они стали сознательными и законопослушными гражданами» [2, с.82].

В своей книге об искусстве преодолевать жизненные трудности, Деннис С.Черни и Стивен М. Саусвик обращаются к проблеме психической устойчивости и рассматривают данное свойство человека как комплексный продукт взаимодействия генетических, психологических, биологических, социальных и духовных факторов. Осуществив синтез научно-популярной литературы последних лет по данной теме, учёные изложили свою собственную психологическую и нейробиологическую концепцию эластичности психики, а также представили выдержки из подробных интервью с людьми с очень высокими показателями психической устойчивости.

Профессор психиатрии, доктор Саусвик пишет, что в результате проведённых исследований, были сделаны выводы о том, что каждый человек имеет возможность развить или усовершенствовать свою способность восстанавливаться после воздействия внешних факторов, т.е. стать более уравновешенным и психически устойчивым. По его мнению, ключевым моментом в формировании данного качества, является знание того, как правильно справляться со стрессом и делать его своим союзником, то есть, заставить стресс служить себе во благо. Некоторые учёные считают стресс необходимым компонентом личностного роста - без него снижается эффективность физической и умственной деятельности, разум и тело ослабевают.

Рассмотрим подробнее некоторые генетические и биологические факторы, имеющие отношение устойчивости. Научно не доказано, что какой-либо ген или генное изменение связаны с данным свойством психики, но генетические факторы играют важную роль в определении того, как индивид реагирует на стресс и травмирующие ситуации. Например, исследования ДНК показали, что полиморфизм (например, изменение) генов, регулирующих работу симпатической нервной системы, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, и системы выработки серотонина частично определяет, является ли наша биологическая реакция на стресс неадекватной, слишком слабой, или же она находится в пределах, оптимальных для адаптивного функционирования организма. Это означает, что гены являются важными, но не главными составляющими устойчивости психики.

Научные исследования последних лет показывают, что человек способен укрепить нейробиологические системы, связанные с психической устойчивостью, и тем самым повысить свою адаптивность к стрессовым воздействиям. Например, исследования с использованием электроэнцефалограммы и функциональной магнитно-резонансной томографии показали, что применение медитативных или когнитивно-поведенческих техник способствует повышению активности левой префронтальной коры головного мозга. Это важное открытие, поскольку известно, что люди с большей активностью левой префронтальной коры гораздо быстрее и легче восстанавливаются после негативных эмоций, таких как гнев, отвращение, страх.

Поскольку возрастная психология и психопатология перешли на более сложный уровень понимания психологических процессов, то теперь любая личностная характеристика рассматривается во взаимосвязи с опытом, полученным в результате функционирования индивида в различных социальных сферах, включая семью, соседей, культуру, школу, группу сверстников и исторический период.

Контекстуальные подходы связывают психическую устойчивость с наличием в семье или социуме, функциональных инструментов, позволяющих нейтрализовать или снизить воздействие на личность различных неблагоприятных факторов. В формировании жизненной стойкости важную роль играет как опыт, полученный в прошлом, так и приобретаемый на определённом этапе жизни. Устойчивость психики к внешним воздействиям — это динамический процесс, посредством которого, человек 132

способен адаптироваться к различным неблагоприятным обстоятельствам на протяжении всей жизни.

Существует много различных подходов к рассмотрению таких понятий как психическая устойчивость, жизнестойкость, эластичность психики. Некоторые исследования описывают функциональные характеристики людей, демонстрирующих наличие данных качеств, в то время как другие исследования изучают темперамент человека и особенности социокультурной среды, пытаясь найти в них предикаты жизненной стойкости. Вероятнее всего, при формировании успешной модели психической устойчивости следует учитывать и характер, и особенности развития, влияние жизненных обстоятельств и природу стрессогенных факторов. В любом случае, остаётся большое количество фундаментальных вопросов, на которые ещё необходимо ответить.

Литература:

1. Ann Masten, "Ordinary Magic: Resilience Processes in Development," American Psychologist, 2001. - 227-238 p.

2. Arnold Sameroff, PhD Early Resilience and Its Developmental Consequences University of Michigan, USA, 2005. - 177 p.

3. Werner, E. E., & Smith, R. S. Vulnerable but invincible. New York: McGraw-Hill, 1982. - 68-72 p.

ПУТИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ

Лузько Алена Владимировна,

аспирант кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы

ул. Московская, д. 15 220070 г. Минск, Беларусь

Аннотация: В данной статье освещены теоретические взгляды на проблему стрессов в студенческой среде. Делается акцент на том, что низкий уровень стрессоустойчивости приводит к формированию различных видов аддиктивного поведения, в том числе и игровой компьютерной зависимости. Представлена программа «Формирование стрессоустойчивости у студентов».

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, тренинг стрессоустойчивости.

Annotation: This article highlights the theoretical approaches to the problem of stress among students. The emphasis is on the fact that a low level of stress leads to the formation of different types of addictive behavior, including computer game addiction. The program of "Formation of stress among students."

Keywords: Stress, stress training.

Современный ритм жизни обустроен так, что люди постоянно подвергаются различным стрессовым ситуациям. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. В то время как чрезмерный стресс создает проблемы для личности человека, его физического здоровья; вносит трудности в межличностное общение, а также негативным образом влияет на работоспособность.

Студенческая молодежь, в большей степени, чем остальные слои населения, подвержена негативному воздействию стрессов. Прежде всего, это связано с нескольким рядом социально-психологических причин: выбор профессии и подготовка к будущей профессиональной деятельности; смена привычного круга общения (одноклассники) и социализация в новом коллективе (однокурсники); достижение эмоциональной независимости от родителей; развитие способности к сопереживанию;

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.