Научная статья на тему 'К вопросу формирования понятийно-категориального аппарата интернет-маркетинга'

К вопросу формирования понятийно-категориального аппарата интернет-маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА ИНФОРМАЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / INTERNET MARKETING / COMPETITOR INFORMATION RECONNAISSANCE / MARKETING RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Андрей Владимирович

Статья носит теоретический, фундаментальный характер, ее актуальность обусловлена необходимостью формирования понятийно-категориального аппарата интернет-маркетинга. Как показал проведенный анализ, даже среди представителей экономической науки нет четкого понимания основных, фундаментальных понятий интернет-маркетинга. В статье впервые дается законченное научное определение понятия конкурентной разведки в Интернете и ее предметной области, а также предметной области маркетинговых исследований в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of the conceptual and categorical apparatus of internet marketing

The article is of the theoretical, fundamental character. Its relevance is stipulated by the necessity to form a conceptual and categorical apparatus of Internet marketing. The results of the analysis show that even among representatives of the economic science there is no complete understanding of the main fundamental concepts of Internet marketing. For the first time the article gives a full scientific definition of competitor reconnaissance in the Internet and its subject areas, as well as the subject area of marketing research in the Internet.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования понятийно-категориального аппарата интернет-маркетинга»

А. В. Иванов

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА

ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА

Работа представлена кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Статья носит теоретический, фундаментальный характер, ее актуальность обусловлена необходимостью формирования понятийно-категориального аппарата интернет-маркетинга. Как показал проведенный анализ, даже среди представителей экономической науки нет четкого понимания основных, фундаментальных понятий интернет-маркетинга. В статье впервые дается законченное научное определение понятия конкурентной разведки в Интернете и ее предметной области, а также предметной области маркетинговых исследований в Интернете.

Ключевые слова: интернет-маркетинг, конкурентная разведка информации, маркетинговые исследования.

59

ЭКОНОМИКА

Рис. 1. Возможности использования Интернета в системе маркетинга предприятия [15, с. 71]

предметной области, функций и задач маркетинговых исследований в Интернете. Обусловлено это тем, что определения, даваемые авторами специализированной литературы по интернет-маркетингу, не лишены тех или иных недостатков. Например, И. В. Успенский в монографии «Интернет-маркетинг» дает следующее определение: «Маркетинговое исследование — это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в коммерческой деятельности компании» [15, с. 73].

По форме это определение напоминает определение, данное Ф. Котлером, но, по сути, имеет ряд недостатков. Во-первых, не все решения, принимаемые в коммерческой деятельности компании, имеют отношение к маркетингу, и наоборот — информация, получаемая в результате маркетингового исследования, может быть использована при принятии далеко не всех решений в коммерческой деятельности. Во-вторых, предложенное опреде-

ление избыточно по форме — очевидно, что в формулировке «оперативных и стратегических решений в коммерческой деятельности компании» под оперативными решениями понимаются тактические решения. В такой ситуации в определении нет смысла перечислять «оперативных и стратегических решений», так как других вариантов в данном контексте не существует.

Авторы монографии «Электронная коммерция и маркетинг в Интернете» В. А. Алек-сунин, В. В. Родигина формулируют свое определение: «Маркетинговые исследования — это функция, которая связывает организацию с потребителями» [1, с. 76]. По форме это определение напоминает определение, данное Е. П. Голубковым. Но в определении Голубко-ва говорится о связи «маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга». Однако В. А. Алексунин и В. В. Родигина не упоминают конкурентов, технологии исследования которых при помощи конкурентной раз-

ведки в Интернете находятся на этапе своего становления и научное их описание является одной из весьма актуальных задач.

При этом, исходя из содержания монографии Алексунина и Родигиной, под маркетинговыми исследованиями в Интернете они подразумевают проведение интернет-опросов, интернет-конфренций и фокус-групп [1, с. 78—89]. Следует отметить, что это единственный хорошо изученный в настоящее время инструмент маркетинговых исследований — именно он описывается Холмогоровым в «Интернет-маркетинге» [16, с. 164—168], аналогичную позицию занимают и другие авторы.

С таким подходом нельзя согласиться по следующей причине — использование предложенных методов в Интернете не обеспечивает репрезентативности участников исследования. Например, в процессе проведения исследования было установлено, что на форму интернет-опроса, размещенную на сайте коммерческого банка «Солидарность», отреагировало только 0,97% целевой аудитории (руководителей предприятий). Большинство целевых для банков клиентов ценит свое время и не принимает участие в интернет-опросах и фокус -группах.

С другой стороны более активная и менее обеспеченная социальная группа — молодежь, откликается на призывы участия в подобных мероприятиях, особенно если участников привлекают возможностью получения материальных либо нематериальных благ (розыгрыши призов, оплата участникам фокус-групп и т. п.). Известен случай, когда школьник зарегистрировался под 28 именами и принимал участие в различных исследованиях, онлайновых конференциях, фокус-группах, выдавая себя за менеджеров крупных компаний, банковских работников и т. д.

Инициаторы этих исследований были заинтересованы в получении полезной информации о рынке для продвижения их товаров и услуг. Участие в подобных мероприятиях оплачивается в пределах от 5 дол. (маленькая анкета на 10 минут) до 60 дол. (участие в онлайновой фокус-группе — около 1—3 часа). В результате организаторы получают недосто-

верную информацию о рынке и в лучшем случае — теряют деньги, потраченные на маркетинговые исследования, а в худшем — несут убытки от неверно принятых маркетинговых решений.

Вместе с тем проведение опросов должно являться составной частью комплексных маркетинговых исследований в Интернете. Но отводимая ему роль является вспомогательной.

Предметная область маркетинговых исследований в Интернете должна затрагивать в первую очередь автоматизированный анализ (в масштабе реального времени):

• спроса на товары и услуги, а также предложения соответствующих товаров и услуг (осуществляемый на основе анализа статистики поисковых запросов и посещаемости сайтов, предлагающих соответствующую продукцию);

• динамики и причин изменения рыночных позиций конкурентов их конкурентных преимуществ и слабых сторон (конкурентную разведку);

• динамики и причин изменения рыночных позиций компании, проводящей маркетинговое исследование, ее конкурентных преимуществ и слабых сторон;

• других факторов внешней среды на основе использования информационно-аналитических, экспертных систем и систем контент-анализа.

Как показало исследование, теория и практика маркетинговых исследований в Интернете находится на начальном этапе своего становления и научного осмысления. Но теория и практика конкурентной разведки в Интернете еще менее проработаны: фактически этому вопросу посвящена только монография В. В. Ду-дихина и О. В. Дудихиной «Конкурентная разведка в Интернет». Данное авторами определение конкурентной разведки: «Конкурентная разведка — специализированная дисциплина, в рамках которой производится сбор информации в бизнесе законными и этичными методами» не проясняет ситуацию [6, с. 13].

Во-первых, непонятно, что подразумевается под формулировкой «сбор информации в бизнесе»: сбор информации внутри компании

ров, таргетинга баннерной и поисковой рекламы, характеристик использования других видов интернет-рекламы);

• сбор и анализ другой информации о конкурентах на основе использования информационно-аналитических, экспертных систем и систем контент-анализа свободно публикуемой в Интернете информации;

Изложенные в табл. 1 отличия во многом обусловлены тем, что традиционный маркетинг имеет дело с человеческим поведением, а не с техническими явлениями. В интернет-маркетинге конкретные действия потребителей выражаются в однозначно определяемых и автоматически учитываемых технических

• SWOT-анализ полученной в результате конкурентной разведки информации.

Предпосылками развития данных научных исследований являются принципиальные отличия среды, в которой осуществляются маркетинговые исследования в Интернете от среды традиционных маркетинговых исследований (табл. 1).

явлениях: кликах, переходах, заказах, оплатах, запросах, регистрациях, посещениях, демонстрациях рекламных обращений и т. п.

Следовательно, в условиях глубоких и быстрых изменений внешней среды интернет-маркетинг предоставляет исследователю гораздо больше возможностей изучения рынка.

Таблица

Преимущества маркетинговых исследований в Интернете перед традиционными маркетинговыми исследованиями

Принципиальная проблема осуществления маркетинговых исследований Традиционные маркетинговые исследования Маркетинговые исследования в Интернете

Сложность объекта изучения Наличие пороговых эффектов, временных лагов Все действия объектов изучения формализованы в виде технических явлений и легко поддаются полному и доскональному учету и анализу; отсутствует целый ряд технических проблем, создающих временные лаги в реакции на маркетинговые воздействия

Сложность измерения маркетинговых переменных Трудно измерить реакцию потребителей на определенные маркетинговые стимулы Появляется возможность автоматически отслеживать измерения маркетинговых переменных с любой степенью детализации результатов

Неустойчивость маркетинговых взаимосвязей, обусловленная изменениями вкусов, привычек, оценок и др. Приводит к быстрому устареванию результатов маркетинговых исследований и проведенного на их базе математического моделирования Появляется возможность постоянного ведения маркетинговых исследований в режиме реального времени (маркетингового мониторинга) — данные исследования не могут устареть, потому что они постоянно обновляются

Высокая стоимость осуществления маркетинговых исследований Необходимость применения ручного труда, который невозможно автоматизировать Автоматизируется сбор и обработка маркетинговой информации в режиме реального времени, что значительно снижает затраты на осуществление маркетинговых исследований

Человеческий фактор Относительная несовместимость персонала, который занимается маркетингом и применением количественных методов в исследованиях Весь сбор и обработка информации осуществляется автоматически — это устраняет человеческий фактор

ЭКОНОМИКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексунин В. А., Родигина В. В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2005. 216 с.

2. Балабанов И. Т. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2001. 336 с.

3. Волокитин А. В., Манюшкин А. П., Солдатенков А. В. и др. Электронная коммерция: учеб. пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм / под общей ред. Л. Д. Реймана. М.: НТЦ «ФИОРД-ИНФО», 2002. 272 с.

4. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Изд-во «Финп-ресс», 2003. 496 с.

5. Дик В. В., Лужецкий М. Г., Родионов А. Э. Электронная Коммерция. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. 376 с.

6. Дудихин В. В., Дудихина О. В. Конкурентная разведка в Интернет. М.: ИТ Пресс, 2004. 229 с.

7. Илайес Э. Электронная коммерция. Практическое руководство / пер. с англ. СПб.: ДиаСофт ЮП, 2002. 608 с.

8. Козье Д. Электронная коммерция. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. 288 с.

9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / пер. с англ.; под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2006. 464 с.

10. Мэт Хэйг. Основы электронного бизнеса / пер. с англ. С. Косихина. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 208 с.

11. Петрик Е. А. Интернет-маркетинг. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. 299 с.

12. Саммер А., ДунканГр. E-COMMERCE. Электронная коммерция. М.: Маркетинг: Пятая волна, 1999.

13. Смирнов С. Н. Электронный бизнес. М.: ДМК Пресс — Компания АйТи, 2003. 240 с.

14. Соколова А. Н, Геращенко Н. И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. М.: Открытые системы, 2000. 224 с.

15. Успенский И. В. Интернет-маркетинг. СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. 294 с.

16. Холмогоров В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

17. Царев В. В., Кантарович А. А. Электронная коммерция. СПб: Питер, 2002. 320 с.

18. Эймор Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция. М.: Вильямс, 2001. 320 с.

19. Электронная коммерция: учеб. пособие / под ред. С. В. Пирогова. М.: Издательский дом «Социальные отношения» — изд-во «Перспектива», 2003. 428 с.

20. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции: учебник. М.: Горячая линия-Телеком, 2008. 480 с.

REFERENCES

1. Aleksunin V. A., Rodigina V. V. Elektronnaya kommertsiya i marketing v Internete. M.: Izdatel'skiy dom «Dashkov i K», 2005. 216 s.

2. Balabanov I. T. Elektronnaya kommertsiya. SPb.: Piter, 2001. 336 s.

3. Volokitin A. V., Manyushkin A. P., Soldatenkov A. V. i dr. Elektronnaya kommertsiya: ucheb. posobiye dlya sluzhashchikh gosudarstvennykh organizatsiy i kommercheskikh firm / pod obshchey red. L. D. Reymana. M.: NTTs «FIORD-INFO», 2002. 272 s.

4. Golubkov E. P. Marketingovye issledovaniya: teoriya, metodologiya i praktika. M.: Izd-vo «Finpress», 2003. 496 s.

5. Dik V. V., Luzhetsky M. G, Rodionov A. E. Elektronnaya Kommertsiya. M.: Moskovskaya finansovo-promyshlennaya akademiya, 2005. 376 s.

6. Dudikhin V. V., Dudikhina O. V. Konkurentnaya razvedka v Internet. M.: IT Press, 2004. 229 s.

7. Ilayes E. Elektronnaya kommertsiya. Prakticheskoye rukovodstvo / per. s angl. SPb.: DiaSoft YuP, 2002. 608 s.

8. Koz'ye D. Elektronnaya kommertsiya. M.: Izdatel'sko-torgovy dom «Russkaya redaktsiya», 1999. 288 s.

9. Kotler F. Marketing menedzhment. Ekspress-kurs. 2-e izd. / per. s angl.; pod red. S. G. Bozhuk. SPb.: Piter, 2006. 464 s.

10. MetKheyg. Osnovy elektronnogo biznesa / per. s angl. S. Kosikhina. M.: FAIR-PRESS, 2002. 208 s.

11. Petrik E. A. Internet-marketing. M.: Moskovskaya finansovo-promyshlennaya akademiya, 2004. 299 s.

12. Sammer A, Dunkan Gr. E-COMMERCE. Elektronnaya kommertsiya. M.: Marketing: Pyataya volna, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.