УДК 930 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.3(48).175-179
Е.Г.Боронина
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В.М.ЩУРОВА: МОНОГРАФИЯ И.Н.КАРАЧАРОВА «ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ БАССЕЙНА РЕКИ ПСЁЛ (БЕЛГОРОДСКО-КУРСКОЕ
ПОГРАНИЧЬЕ)»
Проанализирована монография И.Н.Карачарова с точки зрения подтверждения и развития научных идей по исследованию песенной культуры Юга России профессором Московской государственной консерватории В.М.Щуровым. Приводятся факты, свидетельствующие о том, что научные идеи В.М.Щурова стали базовой составляющей объемной работы И.Н.Карачарова, анализирующего историографические, этнографические и музыкально-фольклорные сведения о песенной традиции Попселья. Анализируются сведения, позволяющие выстроить преемственность научной мысли московской фольклористической школы в следующей последовательности: К.В.Квитка — А.В.Руднева — В.М.Щуров — И.Н.Карачаров.
Ключевые слова: В.М.Щуров, И.Н.Карачаров, научная школа, песенная традиция бассейна реки Псел, историография
Иван Николаевич Карачаров — последователь Вячеслава Михайловича Щурова (1937—2020), доктора
искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории им П.И.Чайковского, известного ученого, исследователя теории и истории музыки устной традиции, собирателя музыкального фольклора. Ученых связывает многолетняя дружба, плодотворная научная, творческая и собирательская работа.
И.Н.Карачаров — фольклорист-исследователь, уроженец Белгородщины, доцент Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Сферой научных интересов ученых были вопросы выявления стилевых особенностей и жанровой структуры народной музыки южнорусского региона и, конкретно, бассейна реки Псёл Белгородско-Курского пограничья. И.Н.Карачаров, как и В.М.Щуров, активно изучал историю, традиции, музыкальный (песенный, хореографический и музыкально-инструментальный) фольклор региона, часто ездил в экспедиции, записывал музыкально-фольклорный и исторический материал.
И.Н.Карачаров выполнил кандидатскую диссертацию на тему «Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство»1. Его научным руководителем стал профессор В.М.Щуров, который искренне заботился о научном росте молодого коллеги, стал редактором его монографии о песнях Белгородско-Курского пограничья [1].
Защита кандидатской диссертации состоялась 24 февраля 2005 года на заседании диссертационного совета Д 210.009.01 при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Оппонентами стали доктор искусствоведения, профессор И.В.Мациевский (Санкт-Петербург, РИИИ) и кандидат искусствоведения Н.Ю.Данченкова (Москва, ГИИ), оба — известные фольклористы, представители ведущих Российских научно-исследовательские институтов. Была отмечена приверженность диссертанта отечественной фольклористической школе, последовательное раскрытие проблематики в рамках структурно-типологического и комплексного подходов, дальнейшее развитие регионалистики посредством описания локальной песенной традиции бассейна реки Псёл Белгородско-Курского пограничья.
И.Н.Карачаровым доказано, что на указанных землях расположена стилистически единая песенная традиция, отличающаяся от других южнорусских манер. Выяснилось, что в результате воздействия исторических, природных, социальных и других факторов в верховьях реки Псёл сформировалась своеобразная песенно-инструментальная традиция, обладающая общими свойствами южнорусской музыкальной культуры и в то же время имеющая яркие специфические черты. Одним из главных в работе является вопрос взаимодействия коренных и переселенческих традиций, формирующих целостную стилевую систему.
Проведенный нами анализ текста диссертации позволили выявить круг ученых, чьи научные взгляды разделяет И.Н.Карачаров. Так, методологические основы исследования основаны на положениях, выработанных фольклористами-музыковедами Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского — К.В.Квиткой. А.В.Рудневой и последовательно продолженных в трудах В.М.Щурова. Н.Н.Гиляровой, Н.М.Савельевой, Т.А.Старостиной. Помимо этого, учитывались методики, применяемые Е.В.Гиппиусом, Б.Б.Ефименковой, М.А.Енговатовой, О.А.Пашиной и другими отечественными учеными, представителями научных школ Российской академии музыки имени Гнесиных и Государственного института искусствознания.
Основным методом исследования является системное описание традиции (выделение основных компонентов, форм и способов их взаимодействия) с анализом музыкальных материалов в русле сравнительного этномузыкознания. Местная традиция рассматривается с трех точек зрения: музыкально-этнографической, музыкально-стилевой и исполнительской. Использование средств структурного и стилевого анализа песенных напевов, выявление особенностей ладовой системы песенного фольклора, помогает определить путы формирования и развития народной музыкальной традиции в исследуемом локусе.
В ходе исследования выявлены факторы, способствовавшие формированию единых качеств псельской народной культуры. Это, во-первых, единый характер занятий населения (ратный труд и земледелие), содействовавший налаживанию культурных связей.
Во-вторых, местные природные условия, наличие густых лесов и болот, делали реку Псел основной артерией, способствовавшей становлению культурных и торговых отношений Попселья. Это же было барьером, ограничивающим контакты местного населения с соседями и защитой от татар.
Третий фактор, сыгравший исходную стилеобразующую роль в псельской традиции, — культура древних славян-северян — автохтонных жителей этих мест, чьи поселения могли сохраниться по берегам реки Псёл.
Выполнению диссертационного исследования предшествовала публикация монографии И.Н.Карачарова под названием «Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье)» (2004) [1], в которой изложены основные положения диссертации. Работа выполнена под общей редакцией В.М.Щурова. В первой главе представлена система музыкальных жанров Попселья и формы его бытования, во второй — проанализированы особенности музыкальной стилистики песен исследуемого региона и особенности народного исполнительства. Книга снабжена обширным нотным материалом из 135 примеров.
Для изучения жанровой системы Попселья использованы методы структурного и стилевого анализа, рассмотрены особенности ритма, мелодики, лада, многоголосной фактуры, композиционной структуры напевов в связи с поэтикой и принципами стиховой организации напевов — с учетом жанровых и историко-возрастных факторов.
Факторы истории и этнографии, местной традиционной хореографии и народной инструментальной музыки рассматриваются в той мере, в какой они помогают раскрыть особенности культуры Попселья.
Анализируя виды многоголосной организации песен, И.Н.Карачаров обращает внимание на сложность ее классификации из-за различия терминологического аппарата у разных исследователей, а также существования множества комбинированных фактурных форм, объединяющих признаки нескольких. В обозначении основных понятий И.Н.Карачаров выступает последователем своего научного руководителя, перенимая используемый им терминологический аппарат.
Характеризуя композиционное строение песен Попселья, И.Н.Карачаров ссылается на исследование В.М.Щурова [2] и выявление им отличительной черты псельской песенной культуры — ее центрированность, «сжатость» присутствующих в ней элементов. Исследователь приводит обширную цитату: «Именно к народной песенной культуре бассейна Псла как нельзя лучше подходит замечание В.М.Щурова о том, что «напев народной песни строится по законам миниатюры, каждая мельчайшая деталь имеет в нем свое значение, а искусное сочетание всех деталей в прихотливом узоре при сохранении большой стройности целого рождает эффект филигранной отточенности формы, ее изысканности. Поэтому при музыкальном анализе песенных примеров необходимо внимание к каждому атому «строительного вещества», формирующего конкретное произведение музыкально-поэтического искусства» [1, с. 74]. Так, прибегая к классической терминологии анализа музыкальных форм, описывает В.М.Щуров особенность развития псельских песен. Важно, что научный вывод известного ученого нашел свое продолжение в работе его продолжателя И.Н.Карачарова, что позволяет говорить о продолжении развития научных взглядов В.М.Щурова.
В монографии И.Н.Карачарова содержится достаточно много ссылок на работы В.М.Щурова. Так, в разделе «Разбор литературы по теме» [1, с. 7] содержится информация о разнообразии хореографических построений при исполнении во время Великого поста «говеенского» танка, который описан в монографии В.М.Щурова «Южнорусская песенная традиция» [3].
Другая ссылка из этого же раздела [1, с. 8], расширяет сведения о составе инструментального ансамбля на территории белгородского Попселья и приводит конкретный состав музыкальных инструментов из той же монографии В.М. Щурова [3]. Это свидетельствует о глубине исследования музыкальной традиции Попселья В.М.Щуровым и И.Н.Карачаровым, которые помимо основного их интереса — народные песни — записывали исторические сведения об изучаемом регионе, а также примеры традиционной хореографии и инструментальной музыки.
Прослеживая далее факторы, позволяющие говорить о проявлении научной школы В.М.Щурова в монографии И.Н.Карачарова [1], можно отметить, что автор работы, говоря об основных разновидностях ладовых структур, рассматривает характерный для данного региона терцовый лад с нижней большой секундой в качестве вводного тона, что придает ему черты целотоновости. Ученый отмечает В.М.Щурова как первооткрывателя подобного явления в этом регионе и находит подтверждение данного факта в последующих экспедициях: «Впервые отмеченный В.Щуровым в 1963 году в экспедиции в селе Богатое Ивнянского района Белгородской области, он был повторно зафиксирован нами спустя более 30 лет» [1, с. 53].
Еще одна цитата, которую внес в свою книгу И.Н.Карачаров из монографии В.М.Щурова «Южнорусская песенная традиция» [3, с. 79], касается проблемы многоголосного строения южнорусских песен. Он подчеркивает справедливое замечание учителя о специфике многоголосия Юга России: «Отличительная особенность южнорусской гетерофонии состоит в том, что уже в рамках этой простейшей формы многоголосия намечается путь к индивидуализации голосов», что является одной из характерных черт песен Попселья. Так, опираясь на научные наблюдения В.М.Щурова о специфике исторического пути и особенностях народной музыки исследуемого региона и многочисленные собственные записи фольклора, И.Н.Карачаров выстраивает
Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 3 (48). С. 175-179. ' '
развернутую характеристику песенной традиции бассейна реки Псёл (Белгородско-Курского пограничья) и делает выводы о её отличительных чертах и уникальности.
В то же время И.Н. Карачаров вступает в полемику с В.М.Щуровым, указывая [1, с. 9], что приведенные им нотные примеры нескольких песен из сел, расположенных по берегам реки Пены, притока Псла [3], могут быть использованы лишь с поправками. Он считает, что термины, которыми пользуется В.М.Щуров, такие как «песни западных районов Белгородской области», нуждаются в уточнении, поскольку песенные манеры, бытующие в западных регионах Белгородской области, существенно разнятся. «Так, музыкальные традиции Ивнянского, Ракитянского районов заметно отличаются от традиций Грайворонского и Борисовского районов Белгородской области» [там же]. Нотные примеры, представленные ученым, считает И.Н.Карачаров, выполнены в основном с общего канала, что снижает возможность их точной расшифровки. В целом же относительное несовершенство первых нотных транскрипций, выполненных собирателями старшего поколения, представляют немалую ценность, они позволяют получить верное представление о своеобразии южнорусского фольклора.
В анализе труда И.Н.Карачарова «Песенная традиция бассейна реки Псёл», с точки зрения продолжения им научных разработок В.М.Щурова, стоит обратиться ко второму разделу указанной работы «Особенности метрической организации напевов». Здесь молодой ученый вновь обращается к проблеме использования научной терминологии и подтверждает свою приверженность трактовке понятий в духе толкований своего учителя: «Говоря о метрике в народной песне, мы применяем это понятие в расширенном значении — как способ организации ритмических мотивов. Так трактует данную категорию В.М.Щуров [2-5] вслед за Л.Мазелем и В.Цуккерманом» [6]. В данном случае можно говорить об именах, на чьих работах базируются исследования В.М.Щурова — это известные теоретики-музыковеды, профессора Московской консерватории Л.А.Мазель и В.А.Цуккерман.
В пятом разделе «Принципы сложения полифонической фактуры в ансамблевом пении Попселья» И.Н.Карачаров вновь прибегает к понятийному аппарату, сформулированному В.М.Щуровым: Говоря о сопряжении голосов в местной народной песне и, конкретно, о верхнем малоразвитом голосе, напоминающем бурдон, он пишет: «Данный голос отличается большой стабильностью, варьирование в нем наблюдается незначительное и проявляется, прежде всего, во внутреннем распевании слогодлительности (термин В.М.Щурова)» [1, с. 60].
В этом же разделе [1, с. 73] ученый предлагает вид многоголосия, где голоса мелодически самостоятельны и функционально разнородны, называть «развитой контрастной полифонией с двухголосной основой», согласно классификации В.М.Щурова. Таким образом ученый снова обращается к научным принципам музыкального синтаксиса, разработанным В.М.Щуровым, и подтверждает свою приверженность им в конкретном теоретическом вопросе.
И.Н.Карачаров приводит и иную трактовку тактовых редакций, предложенных В.М.Щуровым [1, с. 48], он развивает положения, предложенные профессором, указывая, что «такое решение не является безусловным».
Ссылается ученый на мнение В.М.Щурова и в четвертом разделе «Основные разновидности ладовых структур» того же труда [1, с. 54]. Молодой ученый формулирует положение о том, что в изучаемой локальной традиции историко-стадиальные факторы выступают на первый план, не всегда проявляясь в чертах жанровой стилистики напевов, указывает, что песни, принадлежащие к одному и тому же историческому пласту, проявляют некоторые общие ладовые свойства. Именно об этом пишет В.М.Щуров в обосновании своего положения об историко-возрастной стилистике русских народных песен курской традиции [5, с. 51].
Подчеркивая особенности исполнения традиционных народных песен Попселья, в седьмом разделе анализируемой работы И.Н.Карачаров, выделяя терпкое звучание местных песен, связывает это с характерным ладовым свойством — целотонным ладом. Так, плотно заполненный тритоновый «каркас» «начинает сам резонировать», делая напев более ярким. В свое время В.М.Щуров указывал на подобную возможность южнорусского тритона «как бы прорезать воздух», что «делает песни с таким ладовым устройством слышными на очень большом расстоянии» [1, с. 80].
И в заключении своего исследования И.Н.Карачаров указывает, что яркие примеры местного многоголосия были записаны в Попселье В.М.Щуровым и опубликованы в сборнике песен в многомикрофонной записи, составленный по инициативе и под редакцией В.М.Щурова [1, с. 83]. Нотные примеры из этого сборника [7] многократно цитируются и анализируются в работе молодого исследователя.
Ссылок на труды В.М.Щурова в работе И.Н.Карачарова гораздо больше. Мы проанализировали лишь наиболее существенные.
И здесь необходимо указать, что сам известный ученый был учеником и последователем его научного руководителя — профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Анны Васильевны Рудневой. Район Попселья входил в сферу её научного интереса, как и в целом музыкальная народная культура Юга России. А.В.Руднева — одна из основателей московской фольклористической школы. Ею опубликованы работы, касающиеся теоретических и практических аспектов темы, исследуемой И.Н.Карачаровым: «Курские танки и карагоды» (1975) [8], «Народные песни Курской области» (1957) [9], «Русское народное музыкальное творчество» (1994) [10] и другие.
Имя А.В.Рудневой, ссылки на ее научные идеи занимают существенное место в работе И.Н.Карачарова. Так, ученый ссылается на мнение А.В.Рудневой более 25 раз, на высказывания — В.М.Щурова более 30 раз.
Это наиболее часто цитируемые имена в исследовании. Таким образом, прослеживается преемственность научной мысли, научной школы московской консерватории от учителя к ученику: А.В.Руднева — В.М.Щуров — И.Н.Карачаров.
В свою очередь, А.В.Руднева была ученицей К.В.Квитки, одного из основателей московской школы фольклористов-музыкантов. Его имя, его научные взгляды также упоминаются в анализируемом исследовании, а выстроенную выше цепочку правомерно представить более продолжительной: К.В.Квитка — А.В.Руднева — В.М.Щуров — И.Н. Карачаров.
Существенную часть работы И.Н.Карачарова составляют разыскания в области истории заселения, развития хозяйства и культуры Попселья. Используются мысли, положения из работ историков и этнографов: Д.И.Багалея — из истории северской земли, И.Д.Беляева — о сторожевой, станичной и полевой службе, М.А.Бойкова — краткое описание Курской губернии, А.И.Дмитрюкова — статистическое описание г. Суджи, М.Забылина — о русском народе, Д.К.Зеленина — о великорусских говорах, Д.С.Лихачева — о культуре Руси эпохи образования русского национального государства, Б.А.Рыбакова — о киевской Руси и русских княжествах XII—XIII веков и его же — о полянах и северянах, В.И.Самсонова — из прошлого Курского края, В.В.Седова — о восточных славянах VI—XIII веков, А.А.Танкова — о курском дворянстве, А.С.Фамицина — о скоморохах на Руси. Приводятся данные из «Повести временных лет», сборника «Из истории Курского края» и других работ.
Повышенное внимание к вопросам истории расселения народов на исследуемых землях, становления хозяйственных и культурных отношений отличало также и научные работы В.М.Щурова. Так, анализ местных песенных традиций в различных его работах предварялись разысканиями в сфере исторических и экономических предпосылок. Из истории и способов хозяйствования выводил профессор конкретные факторы культурной жизни региона, общие и специфические черты локальных народных традиций. Такой же путь раскрытия темы продолжен и в труде И.Н.Карачарова.
Самая большая подборка литературы в исследовании И.Н.Карачарова связана с вопросами музыкальной фольклористики. Авторы этих работ — в подавляющем большинстве — коллеги и соратники В.М.Щурова, видные советские и российские фольклористы. Кроме упомянутых выше, это Э.Е.Алексеев, Т.С.Бершадская, О.В.Величкина, Н.М.Владыкина-Бачинская, Н.Н.Гилярова, Е.В.Гиппиус, А.Н.Иванов, В.Л.Гошовский, Т.О.Дигун, Е.А.Дорохова, М.А.Енговатова, Б.Б.Ефименкова, Т.В.Кирюшина, Е.А.Краснопевцева, Г.В.Лобкова, Е.И.Мельник, А.М.Мехнецов, З.Я.Можейко, Т.С.Рудиченко, Н.М.Савельева, Б.Ф.Смирнов, Т.А.Старостина, Л.Л.Христиансен, А.Чекановская.
Из указанных выше фамилий можно выделить фигуры крупных ученых старшего поколения — Е.В.Гиппиуса, К.В.Квитку, А.В.Рудневу — как наставников В.М.Щурова, к наследию которых не раз обращался ученый в своих исследованиях.
Многие из вышеперечисленных возглавляли ранее или руководят сегодня научной деятельностью в сфере этномузыкознания: Н.Н.Гилярова — заведующая Научным центром народной музыки им. К.В.Квитки МГК им. П.И.Чайковского (ранее кабинетом народной музыки руководили К.В.Квитка, А.В.Руднева), Г.В.Лобкова — заведующая кафедрой этномузыкологии СПбГК им. Н.А.Римского-Корсакова (ранее руководил кафедрой А.М.Мехнецов), Е.А.Дорохова —заместитель руководителя Центра русского фольклора ГРДНТ им. В.Д.Поленова, Н.М.Савельева и Т.А.Старостина — профессора Московской консерватории, З.Я.Можейко — ученый с мировым именем из Баларуси, Л.Л.Христиансен был ректором Саратовской консерватории, Е.В.Гиппиус, В.М.Щуров, Т.В.Кирюшина, М.А.Енговатова руководили музыкально-этнографическим Центром им. Е.В.Гиппиуса РАМ им. Гнесиных, В.М.Щуров вплоть до ухода из жизни — до сентября 2020 года — возглавлял кафедру народной художественной культуры Московского государственного института культуры и одновременно стоял за профессорской кафедрой Московской государственной консерватории.
Выявленный выше неполный список коллег и наставников свидетельствует о широких академических взглядах ученых В.М.Щурова и И.Н.Карачарова. Это тот круг специалистов, к котором складывались их научные взгляды. Подавляющее большинство из них — соратники В.М.Щурова. С ними он советовался, проговаривал свои научные подходы и положения, на конференциях под их председательством многократно представлял результаты своих научных изысканий.
Безусловно, круг ученых, с кем контактировал В.М.Щуров, несравнимо больше. Особенно это касается Московской консерватории, научных школ бывших республик СССР. Но и те ученые, которые указаны в диссертации И.Н.Карачарова, выполненной под руководством В.М.Щурова, дают яркий срез научных контактов известного ученого, свидетельствуют о его исследовательских интересах и предпочтениях, об путях складывание его научной школы.
Значение наследия В.М.Щурова в развитии отечественного этномузыкознания еще подлежит изучить. Но сегодня мы вправе говорить о научной школе ученого, о его учениках и преемниках, о его значимом вкладе в процесс становления и развития отечественной этномузыкологии.
Примечание
1. Карачаров И.Н. Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02; МГК им. П.И. Чайковского, Москва, 2005.
1. Карачаров И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) / Под общ. ред. проф. В.М.Щурова. Белгород: Крестьянское дело, 2004. 422 с.
2. Щуров В.М. О ладовом строении южнорусских песен // Музыкальная фольклористика. Вып. 1. М., 1973. С. 107-138.
3. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987. 304 с.
4. Щуров В.М. Несимметричные ритмические структуры в русской народной песне // Проблемы композиции народной песни / Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 10. М., 1997. С. 4-32.
5. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998. 464 с.
6. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. 752 с.
7. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. М.: Советский композитор, 1979. 342 с.
8. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М., 1975. 309 с.
9. Руднева А.В. Народные песни Курской области. М., 1957. 127 с.
10. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1994. 222 с.
References
1. Karacharov I.N., Shchurov V.M. (ed.). Pesennaya traditsiya basseyna reki Psel (Belgorodsko-Kurskoe pogranich'e) [Song tradition of the Psel river basin (Belgorod-Kursk border)]. Belgorod, 2004. 422 p.
2. Shchurov V.M. O ladovom stroenii yuzhnorusskikh pesen [On the model structure of South-Russian songs]. In: Muzykal'naya fol'kloristika, iss. 1. Moscow, 1973, pp. 107-138.
3. Shchurov V.M. Yuzhnorusskaya pesennaya traditsiya [South-Russian song tradition]. Moscow, 1987. 304 p.
4. Shchurov V.M. Nesimmetrichnye ritmicheskie struktury v russkoy narodnoy pesne [Asymmetrical rhythmic structures in Russian folk song]. Coll. of papers "Problemy kompozitsii narodnoy pesni / Nauchnye trudy Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii", iss. 10. Moscow, 1997, pp. 4-32.
5. Shchurov V.M. Stilevye osnovy russkoy narodnoy muzyki [Stylistic foundations of Russian folk music]. Moscow, 1998. 464 p.
6. Mazel' L.A., Tsukkerman V.A. Analiz muzykal'nykh proizvedeniy [Analysis of musical works]. Moscow, 1967. 752 p.
7. Rudneva A., Shchurov V., Pushkina S. Russkie narodnye pesni v mnogomikrofonnoy zapisi [Russian folk songs in a multi-microphone recording]. Moscow, 1979. 342 p.
8. Rudneva A.V. Kurskie tanki i karagody [Kursk tanks and khorovods]. Moscow, 1975. 309 p.
9. Rudneva A.V. Narodnye pesni Kurskoy oblasti [Folk songs of the Kursk region]. Moscow, 1957. 127 p.
10. Rudneva A.V. Russkoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo [Russian folk music creativity]. Moscow, 1994. 222 p.
Boronina E.G. To the formation of scientific school of V.M.Shchurov: I.N.Karacharov's monograph "Song tradition of the Psel river basin". The article analyzes I.N.Karacharov's monograph in the context of confirmation and development of scientific ideas on studying the song culture of the South of Russia by Professor of the Moscow State Conservatory V.M.Shchurov. The facts are given that V.M.Shchurov's scientific ideas have become the basic component of I.N.Karacharov's voluminous work analyzing historiographical, ethnographic and musical-folklore information about the Popselye song tradition. The information that allows to build the continuity of the scientific thought of the Moscow folklore school is analyzed in the following sequence: K.V.Kvitka — A.V.Rudneva — V.M.Shchurov — I.N.Karacharov.
Keywords: V.M.Shchurov, I.N.Karacharov, scientific school, song tradition of the Psel river basin, historiography.
Сведения об авторе. Елена Германовна Воронина — кандидат педагогических наук, профессор кафедры народной художественной культуры; Московский государственный институт культуры; Почетный работник образования Российский Федерации; ORCID: 0000-0001-5937-286X; eboronina@list.ru.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.02.2023. Принята к публикации 05.03.2023.
Ссылка на эту статью: Воронина Е.Г. К вопросу формирования научной школы В.М.Щурова: монография И.Н.Карачарова «Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье)» // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 3(48). С. 175-179. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48).175-179
For citation: Boronina E.G. To the formation of scientific school of V.M.Shchurov: I.N.Karacharov's monograph "Song tradition of the Psel river basin". Memoirs of NovSU, 2023, no. 3(48), pp. 175-179. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48).175-179