Научная статья на тему 'К вопросу формирования маркетинговой концепции выделения и развития «Точек роста» в регионе'

К вопросу формирования маркетинговой концепции выделения и развития «Точек роста» в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ТОЧКА РОСТА / КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федько Валерий Павлович, Кирьянова Лилия Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы выделения и формирования маркетинговой концепции «точек роста» региона. Доказывается, что этот процесс обусловлен с целенаправленным воздействием органов управления на процесс экономического развития в рамках макроэкономической теории «гармонизированного роста»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федько Валерий Павлович, Кирьянова Лилия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования маркетинговой концепции выделения и развития «Точек роста» в регионе»

К вопросу формирования маркетинговой концепции выделения и развития

«точек роста» в регионе The formation of marketing concept concerning identification and development in the sphere of growth points in the region

Федько Валерий Павлович Fedjko Valerij Pavlovich

профессор кафедры «маркетинг и реклама» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Шифр

специальности:08.00.05 (маркетинг)

Кирьянова Лилия Геннадьевна Kirijanova Lilija Gennadievna

докторант кафедры «маркетинг и реклама» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Шифр

специальности :08.00.05 (маркетинг)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы выделения и формирования маркетинговой концепции «точек роста» региона. Доказывается, что этот процесс обусловлен с целенаправленным воздействием органов управления на процесс экономического развития в рамках макроэкономической теории «гармонизированного роста»

Summary. The given article deals with the matter of identification and formation of «growth points» in the region. This process is connected with management influence towards economic development in the frameworks of «harmonized growth» in conditions of macroeconomic theory.

Ключевые слова: маркетинг, точка роста, концепция маркетинга, региона. Keywords: marketing, growth point, marketing concept, region.

Экономический рост в регионах неоднороден, зависит от множества факторов самой различной природы - природно-климатических, исторических, управленческих, благоприятная компоновка как по объективным причинам, так и под целенаправленным воздействием органов управления порождает такое явление как «точки роста». Сегодня вся экономическая политика регионов должна строиться на системе

государственных и региональных приоритетов, дающих как прямой, так и мультикативный - сопряженный эффект. Текущие рыночные реалии со всей очевидностью показали, что регионам страны необходима перспективная маркетинговая политика, основанная на выделении «точек роста» в развитии производства и инфраструктуры, организации сбыта и экспорта продукции, создания дестинаций, учета пожеланий рынка и его региональных требований. При этом должны быть учтены текущие и перспективные возможности субъектов хозяйствования, их ресурсный потенциал, принятые стратегии производственно - экономической, социальной деятельности на основе разработки региональных программ развития социально-инфраструктурного комплекса в разрезе их локальных подсистем (Рис.1.)

Понятие «точек роста» является важным элементом макроэкономической теории «гармонизированного роста», основоположником которой является французский экономист Ф. Перру, сформулировавший ее основные положения во второй половине XX века в качестве основы дирижизма - одной из концепций государственного регулирования рыночной экономики.

Основные положения теории гармонизированного роста отражены в научной и учебной литературе [11] и анализировались еще в рамках советской экономической теории [14]. Базовым положением теории гармонизированного роста является констатация того, что все экономическое

с

Инновационные

Государственные и региональные стандарты определяющие качество и уровень жизни населения

Факторы определяющие целостную маркетинговую концепцию по формирования стратегических направлений социально - экономического развития региона - точки роста

(ТР)

Инфраструктурные

С"---^

1аркетинговые Л

Продукты и услуги как приложения технологии, являющиеся основой возникновения и развития ТР

Оценка потенциала региона и выделение возможных направлений развития точки роста (ТР)

Маркетинговые инновации, включаю щие маркетинговые и логисти ческие технологии и технологии продаж, а также соответствующий комплекс маркетинго коммуникационной поддержки развития ТР

Позиционирование территории по выделению ТР

■Сегментирование аудитории потребителей социальных услуг

Дифференциация круга потребителей услуг и субститутов

Организационно-управленческие инновации, включающие производственные, логистические и управленческие новые технологии и методы развития территории

Продвижение концепции развития ТР на федеральном и международном уровне

Выделение круга участников инновационного проекта развития ТР региональное бизнес -сообщество

Коммуникационная поддержка развития ТР и выстраивание отношений по целевым ориентирам

Разработка целевой программы развития ТР и активизация международных и межрегиональных связей

Реализация целевой программы развития точек роста региона исходя из стратегического выбора

Оценка путей достижения поставленной стратегической цели развития ТР исходя из учета совокупности факторов и природной

Оценка инфраструктурного потенциала

Транспортно- дорожная инфраструктура

Инфраструктура связи

Гостинично-размещенческая инфраструктура

Банковско - торговая инфраструктура

Сервисная составляющая (прокат, автосервис, лизинг и пр.)

Расчет и оценка необходимых финансовых затрат на развитие точек роста и сопутствующей инфраструктуры региона

Привлечение финансовых ресурсов заинтересованных и потенциально возможных субъектов региона в развитии ТР

Рис. 1. Выделение факторов по формированию маркетинговой концепции выделения и развития точек роста (ТР) в регионе

развитие неравномерно и приводит к выделению «полюсов роста», под ко -торыми понимается самый широкий спектр хозяйственных образований: фирма, отрасль, комплекс отраслей, регион, страна и т.д. Преимущественно данное понятие относится к выделению особого регионально-отраслевого сочетания факторов, обеспечивающих динамичный экономический рост, в котором подобные «полюса роста» выступают как центры принятия решений и генерирования прибыли. Как отмечают специалисты: «Концепция «точек роста» основана на стратегии поляризованного регионального развития, и, в общем случае, ее цель - формирование центров промышленности, способных оказать стимулирующее влияние на развитие смежных с ними территорий»

[7].

Как следует из представленного рисунка, в структуре концепции выделяются три блока факторов. Активирующим процесс формирования концепции «точек роста» является маркетинговый блок факторов, базирующийся на учете совокупности элементов социально-экономического и природного потенциала региона. При этом инновационная составляющая обусловлена теми изменениями в экономико - технологической структуре региона, которые будут иметь место исходя из заложенных в концепцию нововведений. Здесь мы опираемся на исследования К. Кристенсена, Ф. Янсена. Последним была предложена модель нововведений, названная «моделью ТАМО» и построенная с учетом отдельных блоков потока нововведения (рис.2) [16].

Рис.2. Поток инноваций по модели Ф.Янсена [17]

где:

Т - технологическая инновация, включающая новые технологии и новые исследования;

А- продукты и услуги как приложения технологии, являющиеся основой возникновения и развития рынка;

М - маркетинговые инновации, включающие маркетинговые и логистические технологии и технологии продаж, а также соответствующий комплекс маркетинга;

О - организационно-управленческие инновации, включающие производственные, логистические и управленческие новые технологии и методы.

Инфраструктурная составляющая обеспечивает комплекс необходимых условий - услуг для осуществления процесса развития «точек роста» -придание входящих в него институтов наиболее эффективного и привлекательного статуса. Это объективно, т.к. вся функциональная деятельность институтов инфраструктуры направлена на «удовлетворение определенной общественной потребности» в качестве «звеньев естественно выросшей системы общественного разделения труда» [19].

Подробно состав инновационных и инфраструктурных факторов

изложен в отдельных работах зарубежных и отечественных исследователей1 и в данной статье нами не анализируется.

В ходе развития и осмысления категории «точки роста», «полюса развития» стали активно использоваться как в экономической литературе [4], [5], [7], [10], [15], так и в деловых публикациях: «Различные авторы в своих работах и публичных выступлениях в той или иной степени пытались проанализировать и дать свою интерпретацию эволюционирующего ряда таких понятий, как «точки роста», «потенциальные точки роста», «точки экономического роста», «потенциальные точки экономического роста»» [1]. В настоящее время существует множество подходов к пониманию экономического содержания «точек роста», но единого определения нет: «Как показывает анализ экономической литературы, феномен точек роста пока исследуется с позиций набора и анализа разрозненных эмпирических

1 Кристенсен К. Дилемма инноватора. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. Янсен Ф. Эпоха инноваций (Об интеллектуальных моделях и нелинейных механизмах): Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 11-15. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг (Европейская перспектива).Пер. с франц. - С.-П., Наука, 1996. - 589 с. (Глава 10. Развитие путем выпуска новых товаров, с. 351-400). С.357. Товарная политика организации. Учебник для бакалавриата. М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2016. Часть 1. - 340 с. -(высшее образование).

подходов и не раскрывается с необходимой полнотой; не определен четкий механизм их поиска, идентификации и последующей классификации по ряду критериев и признаков в структурном и пространственно-временном отношении, а также механизм их активизации» [1].

Несмотря на различие подходов, практически все исследователи используют в качестве исходной позицию Ф. Перру, который, по точному замечанию ученых: «Дал очень простое определение «точке роста» - «это объект обладающий способностью вызвать рост другого объекта» [13]. Как было отмечено выше, развитие этого понимания точек роста достаточно различно у отдельных авторов, а в отечественной экономической мысли данный подход реализуется в рамках развития теории регионального управления. Некоторые отечественные авторы непосредственно связывают точку роста с развитием территории: «Точка роста» - это территориальная система, способная активно привлекать инвестиции, порождать научно -технические и организационные инновации, эффективно их использовать, стимулировать развитие различных научно-производственных и социальных процессов» [13].

В других работах региональная конкретизация точек роста не столь выделена, но также является значимой. Так, в исследовании, посвященному формированию и активизации полюсов экономического развития в регионе, Т.О. Лащева, при раскрытии содержания «точки экономического роста», рассматривает активность субъектов хозяйствования, отраслей или видов деятельности с точки зрения их способности обеспечить диверсификацию и рационализацию экономики региона, стимулировать появление и развитие ее новых элементов, способствовать повышению качества жизни населения [6]. Е. И. Антонова производит уточнение научных аспектов теории регионального управления на основе выделения: «качественно нового объекта исследования региональной экономики - потенциальных точек социально-экономического развития, обладающих глубоким внутренним содержанием, противоречивостью, наличием сложнейших механизмов,

предоставляющих большое число степеней свободы для их инициации» [1].

Широкий подход к пониманию содержания точек роста позволяет рассматривать самые различные сферы образования подобных явлений: преодоление негативных тенденций в экономиках высокодотационных регионов [12]; уточнение роли и значения малого бизнеса, который: «способен активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывать действенное влияние на повышение эффективности экономики и стать основой для ее возрождения на принципиально новом уровне» [2]. Отдельные исследователи непосредственно увязывают точки роста и конкретные формы инновационного развития, например: «Доказано, что в современной системе территориальных «точек роста», существенно различающихся показателями инфраструктурной обустроенности, сосредоточением научно-производственного потенциала, качеством рабочей силы, наиболее перспективными являются технополисы (наукограды), не только соединяющие науку и производство (посредством деятельности сетевых организаций, реализации государственных целевых программ и т.п.), но и способные создавать необходимые социальные условия для их персонала, осуществляющего творческую деятельность» [13].

Выделение инновационной компоненты точек роста не случайно -практически все исследователи отмечают данный аспект развития как ведущий: «Основанием создания «точек роста» является появление источника инновационного развития в какой-либо сфере и в возможности апробации этих инноваций лишь на ограниченной территории, а не на обширном экономическом пространстве» [7]. Причем, крайне важно, что инновации не ограничиваются производственно-технической сферой, а распространяются на все области общественной жизни - именно эта это наиболее отчетливо проявляется на уровне региона, когда в единой системе управления тесно переплетаются все социально-экономические процессы: «Организационно - технологические основания создания «точек роста» состоят в появлении источников инноваций в экономической,

технологической, социальной, управленческой сферах» [13].

Поэтому, отмечая инновационность, как ведущий параметр точки роста, необходимо обратить внимание на то, что их экономическое содержание не ограничивается разработкой и использованием новых технологий в различных сферах общества, но и включает иные процессы роста. Это наиболее отчетливо проявляется в критериях выделения и классификациях точек роста. Так, в качестве критериев отнесения к точкам роста предприятий и отраслей в региональном (или муниципальном) хозяйственном комплексе Т.О. Лащева предлагает использовать оценки [6]:

- удельного веса произведенной продукции в общем объеме регионального производства;

- доли убыточных предприятий;

- уровня рентабельности и масштабов прибыли;

- бюджетной эффективности.

Можно заметить, что в данном перечне представлены достаточно традиционные показатели, которые могут характеризовать любую успешную коммерческую деятельность, но не являться при этом источником развития. Для этого необходим учет объемов производства новой и высокотехнологичной продукции, оценка перспектив ее выпуска, что и может выступать исходным моментом для разработки соответствующей управленческой политики, в том числе, и налоговой.

Подобный учет фактора развития отражен в классификации региональных «точек роста» О. Е. Герасимовой, которая выделяет следующие группы [3]:

• «государственные» точки роста - местные нормативно-правовые условия, вводимые для обеспечения работы особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, строительства крупного объекта государственного назначения в депрессивном районе и т.д.;

• «инфраструктурные» точки роста - объекты социальной, экономической, транспортной, информационной инфраструктуры, например:

сооружение крупного транспортного узла, рекреационной зоны, иные инфраструктурные проекты;

• «инновационные» точки роста - финансирование проектов муниципального образования венчурными фондами, ориентация на создание и последующую реализацию инновационных продуктов, работ или услуг;

• «предпринимательские» точки роста - развитие в муниципальном образовании развивающихся на общих условиях предпринимательских структур, высокая инвестиционная привлекательность муниципальных образований;

• «трудовые» точки роста - муниципальные образования с избыточными трудовыми ресурсами, когда достаточные возможности трудоустройства отсутствуют. Интересно, что автор данной классификации относит к точкам роста подобного типа технопарки, расположенные в рекреационных сферах.

Данная классификация представляется содержательной, так как нацелена на охват широкого спектра социально-экономических процессов развития, базируется не на производственно-отраслевом выделении точки роста, а на обнаружении институционального «ядра», способного инициировать процессы роста [3].

Многообразие выделяемых видов точек роста позволяет рассматривать целый спектр эффектов их образования и развития. К традиционным эффектам исследователями относятся [6]:

- позитивная трансформация структуры экономики региона;

- расширение спектра источников финансирования инвестиционных процессов за счет повышения инвестиционной привлекательности региона;

- обеспечение доходной части консолидированного бюджета, достаточной для финансирования социальной сферы региона;

- повышение экономической активности населения;

- содействие укреплению и развитию межрегиональных и внешнеэкономических связей региона.

Отмечая значимость данных эффектов необходимо подчеркнуть, что наиболее важным являются процессы стимулирования социально-экономических процессов: «Экономической причиной применения концепции «точек роста» является концентрация ограниченных ресурсов в пределах отдельных территорий, где эти ресурсы могут обеспечить максимальный и длительный экономический эффект в результате запуска механизма саморазвития этих территорий и их влияния на развитие других территорий, а социальным основанием - необходимость создания благоприятных социальных предпосылок формирования и использования современной рабочей силы, образцов социального развития, служащих ориентиром для других территорий» [13]. Именно задействование механизмов саморазвития является важнейшей отличительной чертой точек роста от иных процессов экономического развития.

Уделяя значительное внимание точкам роста как важнейшему элементу обеспечения современного экономического развития, исследователи разрабатывают соответствующий методологический инструментарий обеспечения их образования и функционирования. Так, учеными предлагается: «алгоритм формирования рационального комплекса точек экономического роста, представляющий собой совокупность прогнозно -аналитических процедур и управленческих действий, направленных с одной стороны на выбор и обоснование отраслей и видов деятельности, способных обеспечить достижение стратегических целей социального и экономического развития региона, с другой на определение объемов ресурсов необходимых для активизации» [7]. Другими исследователями разрабатывается: «алгоритм выявления оптимального типа «точки роста» конкретного муниципального образования, основанный на определении его ресурсного профиля посредством применения матричного и графического анализа, включающего оценку наиболее и наименее распространенного в рамках муниципального образования ресурса» [3].

Можно предположить, что подобные разработки будут продолжены,

так как данное направление обеспечения экономического роста является крайне перспективным - даже несмотря на трудности перехода к рынку точки роста рассматривались в научной литературе как важнейшие механизмы инновационного роста даже в самые сложные кризисные периоды середины 90-х годов [8], [9].

Отмеченные выше ключевые характеристики точек роста в значительной степени могут быть исследованы с помощью маркетингового инстрментария.

С точки зрения маркетинга представленный выше анализ основных подходов к пониманию экономического содержания точек роста показал значительную специфику в субъекте, целях и задачах, организации маркетинговой деятельности по содействию становлению и развитию точек роста.

Заинтересованными лицами в данной работе выступают как органы региональной власти, так и бизнес, что зачастую закрепляется в виде одной из форм государственно-частного партнерства. Как правило, создается некоммерческая организация, которая координируют всю деятельность по развитию точки роста - будь то технопарк, экономическая зона, масштабный проект. В качестве подобной организации может выступать и достаточно самостоятельное подразделение региональной администрации - в настоящее время власти активно используют различные формы инвестиционных агентств, привлекающих бизнес в территории. Таким образом, по субъектному составу необходимо использовать наработки в рамках маркетинга некоммерческих организаций и государственного маркетинга.

Цели и задачи развития точек роста ориентированы на реализацию масштабных социально-экономических проектов, следовательно, потребуется реализовывать подходы регионального, политического маркетинга, маркетинга идей и инноваций.

Безусловно, сложная и комплексная задача содействия формированию и развитию точек роста потребует использования различных концептуальных

подходов маркетинга, при этом необходимо формирование собственной системы приемов и методов маркетинга, обеспечивающих информационную и аналитическую поддержку эволюции точек роста с позиции гармонизации их развития с действием рыночных механизмов.

В значительной степени данная концепция маркетинга будет согласовываться с уже имеющимися разработками по направлениям государственного маркетинга и маркетинга институтов. Прежде всего, это относится к сфере маркетинговых исследований, которые должны обеспечить органы управления социально-экономическим ростом точной и достоверной информацией о рыночных условиях, в которых реализуются проводимые мероприятия развития.

Для управления процессом развития точек роста необходимы постоянно обновляемые данные о конъюнктуре рынка финансов, труда, услуг (транспорта, связи, пр.), прогнозы развития внешнеэкономической обстановки. Формирование такого массива информации требует активного использования приемов и методов маркетинга, проведения специализированных маркетинговых исследований, которые будут значительно отличаться по составу задач и анализируемого материала от традиционных исследований рынков. При этом, другими способами получить требуемую информацию - в ходе статистических исследований, математического моделирования, финансовых и производственных расчетов и пр. не получится - только маркетинг нацелен на выявление запросов потребителей, что позволяет получить сведения не просто характеризующие социально-экономическую ситуация, а данные о заинтересованности в сотрудничестве с государственными и частными структурами, участвующими в функционировании точек роста.

В целом, основные направления использования маркетинга для обеспечения развития точек роста могут быть представлены следующим образом:

а) на этапе проектирования точки роста - уточнение целевых

ориентиров и стратегии, изучение внешних параметров, обеспечивающих социально-экономическое развитие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) для оценки существующих неэкономических ограничений институционального, культурного, поведенческого, психологического и иного типа, препятствующего позитивному восприятию коммерческой деятельности, реализуемой в рамках проектов точек роста;

в) для проведения постоянного мониторинга устойчивости и эффективности работы частно-государственного партнерства в постоянно изменяемой рыночной среде, включая проблемы монополизации и государственного регулирования рынков;

г) для оценки совершенства и уровня работы организаций и учреждений, действующих в точках роста и призванных привлекать заинтересованных лиц для развития производственно-коммерческой деятельности.

Каждое из представленных направлений использования маркетинга для развития точек роста может быть пояснено следующим образом.

Маркетинговые исследования необходимо рассматривать как основу проектирования точек роста, поскольку в ходе данной работы определяется реальность целевых ориентиров развития. Данные исследования должны носить макроэкономический характер и включать комплекс изучения самых разнообразных рыночных процессов - специфика рынков, на которых действуют предприятия, функционирующие в рамках точки роста, особенности развития территорий и отраслей, перспективы изменений предпочтений потребителей в сфере деятельности точки роста.

Комплекс подобных маркетинговых исследований предполагает реализацию системного подхода, в рамках которого будут согласованы крайне разнородные оценки множества социальных, экономических, политических и исторических процессов. Причем, оценки данных процессов не только должны некоторым образом их характеризовать, но и выступать показателями, на которые можно ориентироваться в процессе развития точки

роста, которые могут выступать критериями эффективности оказания государственной поддержки развитию бизнеса в формате точки роста. Кроме того, в составе маркетинговых исследований точек роста необходима реализация прогностической компоненты, прежде всего - изменение уровня потребления товаров и услуг, на выпуск которых нацелены предприятия точек роста.

Инструментарий данного направления маркетинга точек роста достаточно разнообразен, так как должен позволить оценить:

- состояние и перспективы рынков в долгосрочном периоде;

- выявить основные риски и угрозы инновационной деятельности в сферах действия предприятий точек роста;

- оценить потенциал данных предприятий, сформировать модельные требования для приема предприятия в состав структур, реализующих функции точек роста.

Следует подчеркнуть, что все указанные оценки необходимо формировать с учетом изменяющейся структуры потребления, платежеспособности покупателей, изменения их поведения, и других факторов, определяющих спрос на товары и услуги, на выпуск которых нацелены предприятия точек роста.

Результатами данных исследование должны стать:

- уточненные цели и ориентиры территориальной и отраслевой направленности развития точек роста;

- основные риски и ограничения развития - как производственно-экономического плана (технологические, кадровые, финансовые, временные и пр.), так и маркетингового - отношение общества, потребителей, заинтересованность инвесторов и пр.;

- прогнозирование рыночных изменений, определяемых развитием точек роста.

Отмеченные на этапе проектирования точек роста ограничения необходимо отслеживать и анализировать постоянно, чтобы они не стали

причиной неудачи реализации планов. Для этого необходим постоянный маркетинговый мониторинг широкого спектра воздействий на развитие точек роста. Прежде всего, это относится к мерам государственного регулирования и поддержки.

Ограничительные меры, в том числе налоговые, необходимо тщательно прорабатывать, чтобы они не стали причиной остановки развития точки роста. Для этого важно широко использовать маркетинговой моделирование, причем не только выявлять тренды и тенденции развития, но и учитывать возможные эффекты, связанные с восприятием данных мер как производителями, так и потребителями. Данный аспект крайне важен, так как даже при незначительном экономическом уроне от ограничительных экономических мер влияние на сознание участников рынка может быть значительно сильнее и вызвать неуверенность в работе с предприятиями, действующими в составе точек роста.

Также и меры государственной поддержки должны быть результативными и обладать достаточной ясностью получаемых эффектов. Иначе, уже в общественном сознании функционирование точек роста будет восприниматься как расточительное использование бюджетных средств и больше вызывать подозрений в коррупции, нежели формировать атмосферу доверия и сотрудничества с предприятиями точек роста.

Для этого необходимо разработать и активно использовать четкие и ясные критерии эффективности бюджетной поддержки, которые можно будет отслеживать в процессе постоянного маркетингового мониторинг. Кроме того, разъяснение содержания и значения данных критериев для общественности также должно стать одним из элементов маркетинговых коммуникаций, нацеленных на продвижение идеи развития точек роста.

Реализация маркетинга в данном направлении будет иметь эффект не только для развития точек роста, но и для совершенствования системы государственного регулирования в целом. Прежде всего, это относится к развитию методологии маркетинговой оценки социальных последствий

проводимых рыночных преобразований, способов анализа мер государственного влияния на экономические процессы, выстраивания эффективных коммуникаций с самими государственными структурами, повышение прозрачности деятельности органов управления. В качестве прикладных результатов данной маркетинговой работы могут стать конкретные рекомендации по коррекции мер государственного регулирования, в частности - способов предоставления помощи и льгот, систем лицензирования и квотирования, связанных с деятельностью инновационных предприятий.

Тесное взаимодействие со структурами, использующими маркетинг, и увязка собственных параметров деятельности с маркетинговыми ориентирами реализуемых проектов в точках роста безусловно отразится и на качестве работы государственных органов. Прежде всего, необходимо реализовать открытые и доверительные процедуры отбора участников деятельности в рамках точек роста, обеспечить прозрачность их администрирования, сформировать государственные сервисы, привлекающие своей комфортностью отечественных и зарубежных инвесторов.

Решение этих задач потребует применение практик внутреннего маркетинга, установление стандартов качества предоставления государственных сервисов. То есть, возможно получение довольно нового эффекта использования маркетинга - обновление деятельности административной работы, которая в отечественных условия зачастую выступает препятствием развития значимых социально-экономических процессов.

Для теории и методологии маркетинга выполнение работ по поддержке развития точек роста связано с расширением задач системы маркетингового мониторинга, которая должна не только наблюдать рыночные изменения, но и отслеживать образующиеся социально-экономические эффекты, вызванные динамикой рынка. Более того, поскольку маркетинговый мониторинг проводится в рамках организационно-управленческой работы органов,

обеспечивающих развитие точек роста, то он выступает мощным инструментом корректировки и адаптации планов преобразований.

Опыт, накопленный в рамах использования маркетинга для обеспечения развития точек роста, можете быть крайне полезен для совершенствования политики государственного регулирования на основе маркетинга в таких значимых сферах как антимонопольное и антикризисное регулирование рынков.

Данные результаты достигаются за счет того, что при маркетинговом исследовании перспектив развития точек роста оценивается состояние конкуренции и уровень монополизации рынков, на которых будет сосредоточено внимание предприятий, формирующих основу точек роста. Более того, поскольку точки роста выступают как значимые социально -экономические явления, то при использовании маркетинга для обеспечения их развития потребуется уточнить методики анализа состояния цен и доступности стратегически важных товаров и услуг, уточнить подходы к анализу эффективности внешнеэкономической деятельности отечественных товаропроизводителей, возможностей импортозамещения.

Представленные направления проведения маркетинговых исследований отражают ключевые направления использования маркетингового инструментария для обеспечения развития точек роста и могут быть уточнены в рамках развития данного концептуального подхода. Разработка предложенного понимания применения маркетинга представляется перспективным как в теоретическом, так и прикладном аспектах, но требует проведения специализированных маркетинговых исследований, результаты которых позволят активизировать зарождение и развитие социально-экономических преобразований, значимых не только для хозяйственных систем отдельных регионов, но и для обретения устойчивого и долгосрочного роста всей экономики России.

Список использованной литературы:

1. Антонова Е. И. Формирование механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития в регионах: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05.- СПб: С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т, 2008. - 170 с.

2. Бабленков И. Б. Условия обеспечения финансовой устойчивости малых предприятий: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - М., 2009. - 240 с.

3. Герасимова О. Е. Управление пространственной поляризацией в регионе на основе формирования точек роста (на примере Республики Татарстан): Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05.- Казань: Акад. упр. «ТИСБИ», 2009. - 26 а

4. Исаченко Ю.И. Особенности формирования стратегии, ориентированной на развитие точек роста в регионе // Социальная политика и социальное партнёрство. - 2013. - № 10.

5. Ланина О. И., Бочарова О. Н., Потокина С. А. Новая парадигма модернизации регионального социально-экономического пространства //Социально-экономические явления и процессы, №4, 2012.

6. Лащева Т.О. Формирование и активизация полюсов экономического развития в регионе: Дис. ... кандидата экон. наук. - Санкт-Петербург, 2008.

7. Молчан А. С. Формирование точек экономического роста как базовая экономическая стратегия развития и модернизации региональной экономики// Научный журнал КубГАУ, №67(03), 2011.

8. Плетнев К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика. -М.: Эдиториал УРСС, 1998.

9. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: концептуальные положения / Румянцев А.А., Гусаков М.А., Замятина М.Ф., Смирнова Г.П. Под ред. Когута А.Е. РАН. Ин-т соц.- экон. пробл. - СПб., 1995. - 53 с. - (Сер.: Теория и практика упр. науч.- инновац. сферой в регионе; Вып.3).

10. Раевский С.В. Формирование и развитие точек роста в промышленном регионе : Монография. - М.: Экономическое с. образование. - 175 с.]

11. Теории местного экономического развития / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева, Т. Г. Лаврова. - М. : КНОРУС, 2011. - 104 с.

12. Хачукаева Л. Т. Инвестиционное обеспечение формирования "точек роста" в экономике высокодотационного региона: условия, модели, механизмы : условия, модели, механизмы: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2007. - 178 с.

13. Швецов И.В. Формирование территориальных точек роста как фактор развития региона: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2005.

14. Экономическая энциклопедия. - М.: Изд. Советская энциклопедия, 1979.

15. Эльканов Р.Х. Полюса развития и точки роста инновационной экономики: российский и зарубежный опыт // "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право», № 2-2012.

16. Маркетинг в России на рубеже веков. Вып.7. Монография / Под научной ред. проф. Федько В.П. - М.: ИНФРА-М, АКАДЕМЦЕНТР. 2012.

17. Федько В.П. Товарная политика организации. Учебник для бакалавриата. М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2016. Часть 1. - 340 с.

18. Янсен Ф. Эпоха инноваций (Об интеллектуальных моделях и нелинейных механизмах): Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. С.11-15.

19. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.