Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилилян Елена Константиновна

Нынешний, переход к рыночным отношениям в России сопровождается созданием института отечественного предпринимательства, так как за время социалистического развития страны предпринимательство было отнесено к незаконной деятельности, а дореволюционное предпринимательство только начинало зарождаться, то современное предпринимательство формируется без опоры на предшествующий опыт и процесс этот требует огромных усилий со стороны государства, общества в целом и самих предпринимателей. Особое место в этом процессе занимает вопрос «предпринимательской культуры», так как очень сложно следовать традиции, которой практически не было, а следовать чуждым, пусть даже очень успешным традициям в культуре предпринимательства зарубежных стран, не представляется целесообразным и вряд ли будет эффективным. Все это делает достаточно актуальным исследование сущности предпринимательской культуры и особенностей её формирования по мере становления отечественного предпринимательства на современном этапе становления рыночных отношений в России и в субъектах Дальнего Востока России - наиболее отдаленных и проблемных, тем не менее представляющих большой интерес для развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пилилян Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMING OF CULTURE OF MODERN ENTERPRISE OF SOUTH OF FAR EAST OF RUSSIA

The current transition to a market economy in Russia is accompanied by the creation of the Institute of domestic business as in the time of socialist development business, was related to illegal activities and the pre-revolutionary business was just beginning to emerge the modern enterprise is formed without relying on prior experience and this process requires a lot of effort by the state, society and the entrepreneurs themselves nevertheless of great interest for the development of the country. A special place in this process is the question "entrepreneurial culture", as it is very difficult to follow the tradition that almost was not, and follow the alien, even a very successful tradition in the culture of entrepreneurship foreign countries it is not appropriate and is unlikely to be effective. All this makes it quite topical study essence of entrepreneurial culture and peculiarities of its formation as the formation of domestic business at the present stage of market relations in Russia and in the subjects of the Russian Far East - the most remote and challenging.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ»

вовне, сами проверять, сами выносить суждения и сами карать». [3]

Имперский подход Запада, как внутри самого Западного мира, так и за его пределами, создает опасность цивилизационного раскола и противостояния. В тоже время такой подход является свидетельством кризиса современной Западной цивилизации, необходимости поиска новых путей развития на основе равноправия, взаимовыгодного сотрудничества и межцивилизационного диалога.

Именно такой путь лежит в основе современной геополитической доктрины России, которая представляет собой «уменьшенную модель всего мира. Россия на протяжении столетий накапливала уникальный опыт сожительства и сотрудничества народов - каждый из них мог молиться своим богам, но принадлежность к целому была тоже дорогой ценностью». [3]

Несмотря на свои масштабы, многонациональный и многоконфессиональный характер населения и даже официальное название государства с XVIII в. до 1917 г. Российская империя, Россия никогда не была империей в классическом понимании этого слова. Империя по-русски - это вселенское понимание России как огромной страны-общежития, где скреплённые русским народом все

остальные народы Евразии обретают защищённость и спокойное развитие.

По мнению Н.А. Нарочницкой «Россия и немыслима вне имперского мышления. Она может быть только империей. Большая политика, большая национальная идея, иначе мы просто не сможем осознать свои национальные интересы. Да и Запад не даст нам просуществовать. Он нас проглотит. Такая Россия - не угодна Богу. Россия может существовать только как большая величина. А большие величины требуют большой политики и большой мысли, большой философии, большой национальной идеи». [3]

Список литературы

1. Всемирная история. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2009. С.-161.

2. Всемирная история. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2009. С. 527-528.

3. Наталия Нарочницкая: За что же нас не любят. Интервью... oko-planet.su (Политика) Статьи о политике)...- narachnickaya-za-chto... Наталия Нарочницкая: За что же нас не любят. Интервью журналу «Story», август 2013

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Пилилян Елена Константиновна

кандидат исторических наук, доцент, Дальневосточный Федеральный, Университет, г. Владивосток

TO THE QUESTION OF FORMING OF CULTURE OF MODERN ENTERPRISE OF SOUTH OF FAR EAST OF RUSSIA Pililyan Elena, Candidate of historical Science, assistant professor of Far East Federal University, Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Нынешний, переход к рыночным отношениям в России сопровождается созданием института отечественного предпринимательства, так как за время социалистического развития страны предпринимательство было отнесено к незаконной деятельности, а дореволюционное предпринимательство только начинало зарождаться, то современное предпринимательство формируется без опоры на предшествующий опыт и процесс этот требует огромных усилий со стороны государства, общества в целом и самих предпринимателей. Особое место в этом процессе занимает вопрос «предпринимательской культуры», так как очень сложно следовать традиции, которой практически не было, а следовать чуждым, пусть даже очень успешным традициям в культуре предпринимательства зарубежных стран, не представляется целесообразным и вряд ли будет эффективным. Все это делает достаточно актуальным исследование сущности предпринимательской культуры и особенностей её формирования по мере становления отечественного предпринимательства на современном этапе становления рыночных отношений в России и в субъектах Дальнего Востока России - наиболее отдаленных и проблемных, тем не менее представляющих большой интерес для развития страны.

ABSTRACT

The current transition to a market economy in Russia is accompanied by the creation of the Institute of domestic business as in the time of socialist development business, was related to illegal activities and the pre-revolutionary business was just beginning to emerge the modern enterprise is formed without relying on prior experience and this process requires a lot of effort by the state, society and the entrepreneurs themselves nevertheless of great interest for the development of the country. A special place in this process is the question "entrepreneurial culture", as it is very difficult to follow the tradition that almost was not, and follow the alien, even a very successful tradition in the culture of entrepreneurship foreign countries it is not appropriate and is unlikely to be effective. All this makes it quite topical study essence of entrepreneurial culture and peculiarities of its formation as the formation of domestic business at the present stage of market relations in Russia and in the subjects of the Russian Far East - the most remote and challenging.

Ключевые слова: предпринимательство, культура личности, организационная культура, социальная ответственность бизнеса, предпринимательская культура.

Keywords: entrepreneurship, culture identity, organizational culture, social responsibility of business, entrepreneurial culture.

Новое позиционирование дальневосточных районов, определенных такими стратегическими направлениями, как превращение юга Дальнего востока России в центр трансфера технологий, мощный транспортно-логи-стический центр Европа-Россия-АТР, требует активизации развития предпринимательства - главной движущей силы рыночных отношений.

В связи с этим востребованными оказались исследования, направленные на изучение опыта капиталистического развития страны в досоветский период. Знакомство с ним позволяет глубже понять такие актуальные вопросы, как взаимоотношения частного бизнеса и государства, национальная ментальность и практика предпринимательства, роль и место иностранного капитала в экономике, общие и региональные особенности развития торговли и промышленности.

Современное предпринимательство формировалось в обществе, пережившем за короткий исторический период череду недостаточно подготовленных, противоречивых реформ. В таких условиях культурные традиции и этические нормы дореволюционного предпринимательства не могли стать базой для культуры современного предпринимательства РФ.

Являясь социально-организующей и преобразующей мир деятельностью, предпринимательство становилось, как показал мировой опыт, основой социально-политической стабильности общества и осознав это государство в настоящее время предпринимает значительные усилия для его поддержки. Вместе с тем, состояние, темпы и тенденции развития предпринимательства в России не удовлетворяют потребностям рыночной экономики и не соответствуют предпринимательскому потенциалу граждан.

Предприятия малого и среднего бизнеса Дальневосточного Федерального Округа в настоящее время составляют 5% всех МСП России. Количество занятых в секторе МСП составляет 4,59% общей численности занятых в МСП России [1, С.17].

Культура предпринимательства рассматривается в трех аспектах: культура личности, культура организационная и культура взаимодействия с внешней средой - социальная ответственность бизнеса.

Культура предпринимательства, как культура личности, по нашему мнению, это - фактор творческого жизнеустройства, источник общественных инноваций, а назначение ее связано с решением основной проблемы -внутренней интеграции для выживания в конкретной политической и социальной среде. Поэтому обеспечение высокого культурного и нравственного уровня деловой жизни в России во все периоды ее исторического развития зависело не только от самого предпринимательства, но и от уровня культуры и нравственности общества в целом. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации с 2001 года была направлена активизацию деятельности федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления в этой сфере. Это направление было реализовано в создании институтов поддержки предпринимательства субъектов Дальнего Востока России.

Так в субъектах юга Дальнего Востока, которые определены нами для исследования, были сформированы: в Хабаровском крае - Бизнес-инкубатор, Дальневосточный центр инноваций в социальной сфере, Центр поддержки предпринимательства, Фонд поддержки предпринимательства, Муниципальные центры поддержки предпринимателей, Центр поддержки и развития экспорта, Технопарк, Гарантийный фонд Хабаровского края. В Приморском крае - Центр развития предпринимательства г. Владивостока, Гарантийный фонд Приморского Края, Инвестиционное агентство Приморского края, Центр координации поддержки экспортноориентирован-ных субъектов малого и среднего предпринимательства. В Амурской области поддержка предпринимательства реализуется в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика в Амурской области на 2014-2020 гг.». При этом на территории области работают государственное автономное учреждение «Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства Амурской области», некоммерческая организация «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области».

В настоящее время оказывают поддержку территории и инновационному бизнесу во всех дальневосточных субъектах РФ, а начинающим предпринимателям, желающим открыть собственное дело, компенсируются организационные расходы. Наряду с выше сказанным, большое внимание вопросу создания в регионе благоприятного климата для развития предпринимательства уделяет Министерство развития Дальнего Востока. Основным достижением в этом направлении можно считать принятие в конце 2014 года законопроект о создании на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития(ТОР) [2, С.18 -19].

Вместе с тем необходимо поднимать престиж предпринимательства в общественном мнении. Создавая в понимании населения образ предпринимателя достойный для подражания во всех субъектах Дальнего Востока, начиная с 2007 года, проводятся конкурсы с номинациями «Лучший предприниматель года», «Социально- ответственный бизнес», «Лучший менеджер года», которые популяризируют предпринимательскую деятельность.

Понятие «социальная ответственность бизнеса» включает три уровня.

Первый - это уплата налогов и выпуск качественной продукции. Вместе с тем, международный «Саммит ответственности бизнеса», проходящий ежегодно в Лондоне, включил в понятие социальной ответственности еще и глобальный аспект - ответственность каждой компании перед человечеством за выпуск экологически чистой продукции, не наносящей непоправимого вреда окружающей среде.

Второй уровень - забота о персонале компании (достойная заработная плата, социальный пакет, хорошие условия труда, возможность обучения, карьерного роста и др.).

Третий уровень - забота об обществе (инвестиции и социальные программы, спонсорство, благотворительность, частно - государственное партнерство и пр.). Если

бизнес устойчиво работал на первом и втором уровнях, он был социально ответственным. Третий уровень - это добровольные вложения без ущерба нормальному функционированию бизнеса [3, 75 С.].

В рамках движения «социально ответственный бизнес» вот уже восемь лет, начиная с 2007 года формируется корпоративная культура предприятий, участвующих в этом движении.

Надо отметить, что еще требуется много усилий приложить со стороны государства, бизнес сообщества, общественных организаций и движений, чтобы становление предпринимательства в России и на юге Дальнего Востока, в частности, продвигалось как можно более быстрыми темпами, а для этого требуется создание благоприятной бизнес среды и общественной поддержки. В настоящее время разработано множество программ поддержки предпринимательства, выделяются средства, однако недостаточно пропагандируется успешность пред-

принимателей, их тяжелый труд в условиях нестабильности рыночных отношений. Еще не стал отечественный предприниматель образцом для подражания, и условия стимулирования предпринимательской деятельности не активизируют деятельность населения в этом направлении.

Литература

1. Абашева Е. От малого бизнеса ждут большого развития //Е. Абашева, Е. Ардальянова. Дальневосточный капитал. - 2015 - № 2. С.17

2. Там же С. 18-19.

3. Пилилян Е.К. Государственная политика вовлечения субъектов юга Дальнего Востока России в «со-развитие» с деловым миром стран АТР (конец ХХ -начало ХХ1 века): монография /Е.К. Пилилян; Дальневосточный государственный технический университет. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. -129 с.

_ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

Платова Екатерина Эдуардовна

Доктор ист. наук, профессор, Государственный университет аэрокосмического приборостроении,

г. Санкт-Петербург Писанова Анастасия Константиновна Государственный университет аэрокосмического приборостроении, г. Санкт-Петербург

HISTORICAL ASPECTS OF ANALYSIS OF PROBLEMS THE GRADUATE SCHOOL OF RUSSIA

Platova Catherina, Dr. Hist. Sciences, Professor State University of Aerospace Instrumentation St. Petersburg Pisanova Anastasia, State University of Aerospace Instrumentation St. Petersburg АННОТАЦИЯ

Авторами исследуется проблема управления высшими учебными заведениями. Высшее профессиональное образование представляет собой одно из важнейших достижений мировой цивилизации в самом широком смысле. В статье рассматривается процесс освещения в различных источниках истории формирования советской высшей школы.

ABSTRACT

The authors study the problem of managing higher education institutions. Higher vocational education is one of the major achievements of world civilization in the broadest sense. The article deals with the process of lighting in various sources history of the formation of Soviet higher education.

Ключевые слова: педагогика, высшая школа, научно-педагогические кадры, проблема управления высшими учебными заведениями, интеллигенция, студенчество, культурное строительство.

Keywords: pedagogy, high school, scientific-pedagogical personnel, problem management universities, intellectuals, students, cultural construction.

Одной из самых значимых является проблема управления высшими учебными заведениями в масштабах страны, крупного вузовского центра, да и конкретного вуза. «Технологии» подготовки тех или иных управленческих реформ в трудах по истории как отдельных вузов, так и в обобщающих работах не выглядят прозрачными. В общем плане понятно, что на уровне вуза большая часть решений принимается в ходе обсуждений на Ученых Советах. Но кто именно является инициатором рассмотрения тех или иных вопросов, автором конкретных предложений, формулировок? Лучше всего обстоит дело с изучением обстоятельств возникновения того или иного известного вуза[1]. Но то, что касается причин, факторов, установления подлинной роли тех или иных личностей в про-

ведении разного рода реорганизаций, даже крупных реформ, вышедшие к настоящему времени труды достаточного представления не дают. Как ни странно, но пока не появились специальные работы, в которых бы детально, на основе не только опубликованных, но и архивных материалов, рассматривался бы личный вклад, целенаправленные усилия в развитие высшего образования в Петербурге и стране конкретных видных государственных деятелей. Думается, что Петр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Александр I, М.М. Сперанский, Александр II, С.Ю. Витте, А.В. Луначарский, И.В. Сталин, В.П. Елютин (министр высшего образования СССР в 1954-1985 гг.) и другие заслуживают особого внимания со стороны исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.