Научная статья на тему 'ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЗАПАДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЗАПАДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЗАПАДА / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ЕДИНСТВО / ВНЕШНЯЯ ЭКСПАНСИЯ ЗАПАДА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / КРИЗИС ИДЕИ ОДНОПОЛЮСНОГО МИРА / РОССИЯ И ЗАПАД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панов Владимир Николаевич

Автор статьи ставит своей целью на основе использования метода сравнительного исторического анализа проанализировать процесс становления имперского мышления присущего западной цивилизации и его проявления как внутри Западной цивилизации, так и в ее взаимоотношении с окружающим миром. В статье показаны негативные последствия имперского подхода Запада для мирового исторического процесса. Автор статьи попытался вскрыть истинные причины и цели имперской западной политики в отношении России. В качестве вывода автор приходит к мнению о необходимости отхода Запада от политики сохранения однополюсного мира, признание его многополярности и необходимости налаживания межцивилизационного диалога на основе взаимного уважения и равноправия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPERIAL MINDSET OF THE WEST: HISTORY AND MODERNITY

The author aims at using the method of comparative historical analysis to analyze the process of formation of Imperial thinking inherent in Western civilization and its manifestations within Western civilization, and in its relationship with the surrounding world. The article shows the negative consequences of Imperial approach of the West to world historical process. The author tried to reveal the true reasons and goals Imperial Western policy towards Russia. In conclusion the author comes to the conclusion of the retreat of the West from the retention policy of a unipolar world, the recognition of multipolarity and the need to establish inter-civilizational dialogue based on mutual respect and equality.

Текст научной работы на тему «ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЗАПАДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Задача дальнейшего улучшения и совершенствования торговли во многом зависела от повышения производительности труда работников торговли и упорядочения системы заработной платы. В связи с этим большое значение имело составление тарифно-квалификационного справочника для работников магазинов, проведенное институтом [3, с.2].

Правильно разработанный тарифно-квалификационный справочник позволил более четко разграничить функции каждой категории и специальности продавцов и способствовал повышению квалификации работников, а также содействовал лучшей организации их труда в торговых предприятиях.

Многие темы институтом выполнялись в содружестве с практическими работниками, что способствовало более глубокому изучению вопросов торговли и внедрению выполненных работ в практику.

Однако в научно-исследовательской работе института имелся ещё ряд существенных недостатков. Не уделялось должного внимания вопросам разработки ряда актуальных проблем экономики торговли, недостаточно изучалась экономическая эффективность новых форм обслуживания потребителей. Не получила распространения практика разработки институтом отдельных вопросов, требующих научных исследований, по заказам торгующих организаций в порядке хозяйственных договоров, что объяснялось не только недооценкой торгующими организациями той помощи, которую могли оказать научные кадры, но и тем, что связь института с работниками торговли была недостаточной [5, л.36].

Институт уделял внимание исследованию конкретных экономических вопросов, диктуемых практикой торговли, но слабой стороной ряда этих исследований являлась недостаточная глубина анализа, поверхностное изучение явлений и фактов. Часто в работах отсутствовали теоретические обобщения и выводы, в которых нуждалась практика.

Часто не использовались возможности в области координации научно-исследовательской работы. Ряд работ, выполненных институтом, дублировал исследования, проведенные торговыми вузами. Порой работа по этим темам велась разрозненно, хотя совместная их разработка привела бы к большим результатам.

В целях повышения качества выполненных работ в институте проводились научные совещания с участием практических работников, на которых обсуждались результаты проведенных исследований.

Обстановка в стране требовала изучения таких актуальных вопросов, как: определение объема спроса населения на товары; перспективы развития потребления основных товаров населением; использование автоматов в торговле и общественном питании; пути повышения производительности труда; вопросы удешевления питания в столовых; рациональные схемы грузопотоков товаров; сохранение качества товаров и ряд других.

Однако силами одного института невозможно было решить всех вопросов. Разработку таких важнейших проблем, как методика планирования товарооборота в новых условиях, вопросы оптовой торговли и перспективы её развития следовало проводить объединенными усилиями научных работников вузов и НИИТОПа [4, с.5].

Таким образом, характеризуя состояние научно-исследовательской работы в сфере торговли в 50-60е годы, можно выделить её основные положения:

1. Активизация в рассматриваемый период исследовательской работы в сфере торговли и общественного питания.

2. Исследование наиболее проблемных вопросов, касающихся обеспечения торговых организаций товарами, повышения их качества и расширения ассортимента.

3. Необходимость объединения усилий в экспериментальной деятельности НИИТОПа и научных кадров торговых вузов.

Список литературы

1. Береславский Н. Наш опыт изучения спроса // Советская торговля - 1957, №8.

2. Игуменцев В.М., Кононов Н.Н. Советская культурная торговля. - М.: Госторгиздат, 1952.

3. Левин И., Заборкин А. Нужны ли такие коэффициенты? // Советская торговля - 1957, 7 декабря.

4. Родин С. Повысить уровень научной работы // Советская торговля - 1956, №3.

5. Российский государственный архив экономики. Ф.7971. Оп.4. Д.615. Директивные указания Управления кадров и учебных заведений Министерства торговли СССР для высших учебных заведений, техникумов и школ системы за 1956 год.

6. Серебренников И. О централизованной транзитной доставке товаров // Советская торговля -1955, №4.

7. Советская торговля. Статистический сборник. - М.: ЦСУ, 1964.

ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЗАПАДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Панов Владимир Николаевич

канд. ист. наук, профессор, Всероссийской академии внешней торговли, г. Москва, РФ

THE IMPERIAL MINDSET OF THE WEST: HISTORY AND MODERNITY

Panov, Vladimir Nikolaevich, Candidate of historical Sciences, Professor, All-Russian Academy for foreign trade, Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Автор статьи ставит своей целью на основе использования метода сравнительного исторического анализа проанализировать процесс становления имперского мышления присущего западной цивилизации и его проявления

как внутри Западной цивилизации, так и в ее взаимоотношении с окружающим миром. В статье показаны негативные последствия имперского подхода Запада для мирового исторического процесса. Автор статьи попытался вскрыть истинные причины и цели имперской западной политики в отношении России. В качестве вывода автор приходит к мнению о необходимости отхода Запада от политики сохранения однополюсного мира, признание его многополярности и необходимости налаживания межцивилизационного диалога на основе взаимного уважения и равноправия.

Ключевые слова: имперское мышление Запада; общеевропейское единство; внешняя экспансия Запада и ее последствия; кризис идеи однополюсного мира; Россия и Запад.

ABSTRACT

The author aims at using the method of comparative historical analysis to analyze the process of formation of Imperial thinking inherent in Western civilization and its manifestations within Western civilization, and in its relationship with the surrounding world. The article shows the negative consequences of Imperial approach of the West to world historical process. The author tried to reveal the true reasons and goals Imperial Western policy towards Russia. In conclusion the author comes to the conclusion of the retreat of the West from the retention policy of a unipolar world, the recognition of multipolarity and the need to establish inter-civilizational dialogue based on mutual respect and equality.

Keywords: Imperial mindset of the West; European unity; the external expansion of the West and its consequences; the crisis of the idea of a unipolar world; Russia and the West.

Формирование Западной цивилизации напрямую связано с формированием имперского мышления. В этом проявляется преемственность традиций Римской империи. Проявлением этих традиций стало стремление к внутреннему объединению Западной Европы с одной стороны, и, стремление к внешней экспансии по отношению к окружающему миру, с другой стороны. Причем, эта внешняя экспансия носила разносторонний характер: территориальный, религиозный, культурный, экономический.

Проявлением первой тенденции к внутреннему объединению стало создание империи Карла Великого (800-814 гг.), на более позднем этапе создание Священной Римской империи германской нации (1158 г.), объединившей Европу в единое целое в эпоху Средневековья.

В течение исторического времени менялись лидеры и центры европейского объединения, однако само имперское мышление при этом оставалось неизменным. В XVI в., в правление Карла I, таким центром стала Испания, наследницей которой на длительный период становится Англия - морская владычица и мастерская мира. На рубеже XVIII - XIX вв. вся континентальная Западная Европа объединяется в Империю Наполеона, а после создания единой Германии в 1870 г. на роль западноевропейского лидера вновь претендует Германия - второй Рейх, просуществовавший с 1871 по 1918 гг.

Именно борьба за право быть имперским западноевропейским центром порождала многочисленные внут-рицивилизационнные войны и конфликты в Западной Европе. В XX веке это привело к двум мировым войнам. Поэтому мы вправе говорить о том, что именно Западная цивилизация с ее имперскими традициями стала источником мировых войн. В начале Второй мировой войны Гитлеру, создавшему третий рейх, практически удалось объединить под руководством Германии всю континентальную Западную Европу, для осуществления извечной экспансии Западной Европы на Восток и реализации традиционного лозунга крестоносцев «Drang nach Osten».

Только осознание опасности, которую нес Гитлер существованию самой западной цивилизации, позволило временно преодолеть цивилизационные, идеологические и геополитические противоречия между США, Англией и СССР и создать антигитлеровскую коалицию. Разгром третьего рейха и создание ООН, как политического

инструмента разрешения спорных вопросов, создали условия для межцивилизационного диалога.

Однако имперские традиции Запада никуда не исчезли. Преемником этих традиций выступили США. Процесс формирования имперского сознания в США происходил на протяжении XIX - ХХ вв. В 20-е гг. XIX в. была выдвинута доктрина США («доктрина Монро»1823 г.) «Америка для американцев», которая делала американский континент вотчиной США. Используя освободительное движение в странах Латинской Америки и свой возросший экономический и военный потенциал, США вытеснили страны Западной Европы с Американского континента. Ярким примером такой политики стала война США с Испанией (1898 г.). США захватили Гавайские острова, Филиппинские острова, Пуэрто-Рико, Гуам, Кубу.

В годы первой мировой войны США отбросили политику изоляционизма и взяли курс на усиление своего влияния за пределами Американского континента. Итогом такой политики стало вступление США в первую мировую войну и создание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, где США значительно потеснили Англию «владычицу морей». Лидером Западного мира США стали после второй мировой войны.

Опираясь на временную монополию в области ядерного оружия, США проводили политику ядерного шантажа, осуществляя доктрину Трумена. Именно США навязали миру в послевоенный период политику «холодной войны», отказавшись от послевоенного сотрудничества, предусмотренного решениями Ялтинской и Потсдамской конференций, осуществляя гонку вооружений, формируя военно-политические блоки, развязывая региональные войны и конфликты. Итогом такой политики стало создание в 90-е гг. XX в. однополюсного мира, позволившего Западу проводить имперскую политику с позиций силы практически во всех частях света, силовым методом решая межцивилизационные противоречия и навязывая свои ценности другим народам.

В послевоенной Европе имперские традиции нашли выражение в процессе политической, экономической и военной интеграции в рамках ЕС, Совета Европы и НАТО. С учетом экономического и политического веса Германии в Западной Европе при формальном равенстве и партнерстве стран Западной Европы, решающее слово в принятии общеевропейских решений принадлежит Германии.

Имперские традиции проявились не только в процессе становления единого Западного мира, но и в его отношении к окружающему внешнему миру. Начиная с эпохи крестовых походов XI - XIII вв., Западная Европа осуществляла экпансионистскую политику по отношению к другим народам и цивилизациям. Экспансия носила всесторонний характер: захват чужих территорий, разрушение и разграбление духовных и материальных ценностей, насаждение своей религии и культуры, экономическая эксплуатация и физическое уничтожение коренных народов, создание колониальных империй.

За примерами не стоит далеко ходить. Стоит вспомнить четвертый крестовый поход (1204 г.) в результате которого был разгромлен и разграблен Константинополь; агрессию Ливонского ордена в XIII - XV вв. против народов Прибалтики, Литвы, Польши, Северо-Западной Руси; «Великие географические открытия» кон. XV - XVII вв., положившие начало работорговле в эпоху Средневековья и Нового времени, сделавшие весь мир источником обогащения Западной Европы и разрушившие древнейшие цивилизации Америки и других частей мира.

Итогом западноевропейской экспансии стали многочисленные войны за колонии (Англо-Голландские войны: 1652-1654 гг.; 1665-1667 гг.; 1672-1674 гг. Франко-Голландские войны: 1667-1668 гг.; 1672- 1678 гг.; АнглоИспанская война второй пол. XVI в. - XVII вв.; Англо-Французские войны XVIII в. и т.д.) и создание колониальных империй.

Колониальные владения имели Португалия, Испания, Голландия, Англия, Франция, Германия и др. европейские страны. О масштабах грабежа колоний странами Запада свидетельствует тот факт, что только Испания за 1521-1660 гг. вывезла из Америки 18 тыс. т. серебра и 200 т. золота. [1, с.-161].

В XIX в. конкуренцию традиционным колониальным империям составили США, которые проводили политику территориальной экспансии в отношении своих соседей. В результате ряда войн с Испанией, Мексикой, коренными народами Америки - индейцами, в состав США вошли Флорида, Техас, Верхняя Калифорния, Новая Мексика и др. территории. Трагично сложилась судьба коренных индейских племен Северной Америки, которые были загнаны в резервации. Только в 1838-1839 гг. при переселении погибло 4 тыс. индейцев племени чероков. Любые попытки сопротивления индейцев жестоко подавлялись.

На рубеже XIX-XX вв. завершился колониальный раздел мира. Первенство среди колониальных держав Запада принадлежало Великобритании. Ее владения в 1900 г. составляли 33 млн км2, население 368 млн чел. Франции принадлежали территории 11 млн км2 с населением 50 млн чел. Владения Германии составляли 2,6 млн км2 с населением 12 млн чел. К числу колониальных держав относились Португалия, Нидерланды, Бельгия, Италия, владевшие колониями 7 млн км2 с населением 65,3 млн чел. Всего к 1900 г. колониальные владения составляли 73 млн км2 (55% площади мира) с населением 530 млн чел. (35% населения мира) [2, с. 527-528].

XX век ознаменовался вступлением Запада в борьбу за передел мира, что привело к кризису западной модели развития, проявившемуся в двух мировых войнах и поиску альтернативных западной цивилизации путей развития. Итогом поиска стали попытки формирования социалистической модели развития, крах колониальной

системы, модернизации самой Западной цивилизации в послевоенный период.

А теперь о главном. За что же Запад так не любит Россию? Ответ на этот вопрос достаточно прост. На протяжении всей истории взаимоотношений между Востоком и Западом именно Россия успешно противостояла имперским устремлениям Запада. Стоит напомнить, чем заканчивались «Drang nach Octen"? В эпоху Средневековья -Невской битвой и Ледовым побоищем, в Новое время -Бородино и взятием Парижа, в Новейшее время - Сталинградом, взятием Берлина и Нюрнбергским процессом. «Мы слишком большая величина, чтобы нас игнорировать, а переделать под себя не получается у них! И уже одно наличие нас, как самостоятельного явления истории, выбирающих свой путь, даже если мы к ним вообще не лезем на рожон, одно наше присутствие в мире - не позволяет никому управлять миром из одной точки. Мы выжили после 90-х, и все - провалилась идея "однополяр-ного мира"! Это законы больших величин - вокруг большой величины, как вокруг планеты-гиганта всегда зона притяжения, и это уже иной мир, альтернатива, вы-бор».[3]

Причем Россия не только противостояла имперской экспансии Запада, но и внесла свой решающий вклад в изменение существующего миропорядка. Примером может служить распад колониальной мировой системы после второй мировой войны и появление молодых развивающихся стран третьего мира, формирование многополярного и цивилизационно разнообразного современного мира, трансформация и модернизация самого западного мира. Однако современная имперская политика Запада, в арсенале которой по-прежнему лежит грубая сила и насилие, санкции и давление, не отличается разнообразием.

В 90-е гг. ХХ в. казалось, что Россия никогда не поднимется и в международных отношениях воцарился беспредел как порождение однополюсного мира и имперских традиций Запада. Проявлением имперской политики Запада насильственного навязывания своей воли стали «цветные революции» в различных регионах мира, свержение национальных правительств, развязывание региональных войн и конфликтов, создание ситуации «управляемого хаоса». При этом не учитывается тот факт, что в современном мире произошли серьезные изменения. Он стал многополярным и цивилизационно разнообразным.

Вопреки решениям Ялтинской и Потсдамской конференций, Хельсинскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе началась ползучая военная экспансия Запада к границам России: включение в НАТО стран Восточной Европы, бывших республик СССР, дестабилизация ситуации на Украине. Зачем? А ответ на этот вопрос прост - чтобы установить свой контроль за ресурсами последней мировой кладовой и тем самым продлить имперскую гегемонию Запада. «Европе хотелось бы, чтоб у России не было исторической инициативы. Чтоб она не то чтобы исчезла, но служила их историческому проекту. И в экономическом плане, и в интеллектуальном. Чтоб она слушала голос, так называемого «мирового цивилизованного сообщества» - что правильно, что неправильно! Европейские и американские «вершители судеб мира» сами себе присвоили право назначать стандарты поведения, причем не только внутри своих стран, но и

вовне, сами проверять, сами выносить суждения и сами карать». [3]

Имперский подход Запада, как внутри самого Западного мира, так и за его пределами, создает опасность цивилизационного раскола и противостояния. В тоже время такой подход является свидетельством кризиса современной Западной цивилизации, необходимости поиска новых путей развития на основе равноправия, взаимовыгодного сотрудничества и межцивилизационного диалога.

Именно такой путь лежит в основе современной геополитической доктрины России, которая представляет собой «уменьшенную модель всего мира. Россия на протяжении столетий накапливала уникальный опыт сожительства и сотрудничества народов - каждый из них мог молиться своим богам, но принадлежность к целому была тоже дорогой ценностью». [3]

Несмотря на свои масштабы, многонациональный и многоконфессиональный характер населения и даже официальное название государства с XVIII в. до 1917 г. Российская империя, Россия никогда не была империей в классическом понимании этого слова. Империя по-русски - это вселенское понимание России как огромной страны-общежития, где скреплённые русским народом все

остальные народы Евразии обретают защищённость и спокойное развитие.

По мнению Н.А. Нарочницкой «Россия и немыслима вне имперского мышления. Она может быть только империей. Большая политика, большая национальная идея, иначе мы просто не сможем осознать свои национальные интересы. Да и Запад не даст нам просуществовать. Он нас проглотит. Такая Россия - не угодна Богу. Россия может существовать только как большая величина. А большие величины требуют большой политики и большой мысли, большой философии, большой национальной идеи». [3]

Список литературы

1. Всемирная история. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2009. С.-161.

2. Всемирная история. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2009. С. 527-528.

3. Наталия Нарочницкая: За что же нас не любят. Интервью... oko-planet.su (Политика) Статьи о политике)...- narachnickaya-za-chto... Наталия Нарочницкая: За что же нас не любят. Интервью журналу «Story», август 2013

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Пилилян Елена Константиновна

кандидат исторических наук, доцент, Дальневосточный Федеральный, Университет, г. Владивосток

TO THE QUESTION OF FORMING OF CULTURE OF MODERN ENTERPRISE OF SOUTH OF FAR EAST OF RUSSIA Pililyan Elena, Candidate of historical Science, assistant professor of Far East Federal University, Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Нынешний, переход к рыночным отношениям в России сопровождается созданием института отечественного предпринимательства, так как за время социалистического развития страны предпринимательство было отнесено к незаконной деятельности, а дореволюционное предпринимательство только начинало зарождаться, то современное предпринимательство формируется без опоры на предшествующий опыт и процесс этот требует огромных усилий со стороны государства, общества в целом и самих предпринимателей. Особое место в этом процессе занимает вопрос «предпринимательской культуры», так как очень сложно следовать традиции, которой практически не было, а следовать чуждым, пусть даже очень успешным традициям в культуре предпринимательства зарубежных стран, не представляется целесообразным и вряд ли будет эффективным. Все это делает достаточно актуальным исследование сущности предпринимательской культуры и особенностей её формирования по мере становления отечественного предпринимательства на современном этапе становления рыночных отношений в России и в субъектах Дальнего Востока России - наиболее отдаленных и проблемных, тем не менее представляющих большой интерес для развития страны.

ABSTRACT

The current transition to a market economy in Russia is accompanied by the creation of the Institute of domestic business as in the time of socialist development business, was related to illegal activities and the pre-revolutionary business was just beginning to emerge the modern enterprise is formed without relying on prior experience and this process requires a lot of effort by the state, society and the entrepreneurs themselves nevertheless of great interest for the development of the country. A special place in this process is the question "entrepreneurial culture", as it is very difficult to follow the tradition that almost was not, and follow the alien, even a very successful tradition in the culture of entrepreneurship foreign countries it is not appropriate and is unlikely to be effective. All this makes it quite topical study essence of entrepreneurial culture and peculiarities of its formation as the formation of domestic business at the present stage of market relations in Russia and in the subjects of the Russian Far East - the most remote and challenging.

Ключевые слова: предпринимательство, культура личности, организационная культура, социальная ответственность бизнеса, предпринимательская культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.