Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Алексей Николаевич, Иванова Елена Сергеевна

Система и механизмы финансирования здравоохранения играют важную роль в развитии любого государства, как и само здравоохранение от уровня и качества оказания медицинской помощи населению которого зависит национальное благосостояние страны. В статье раскрываются особенности финансового обеспечения системы отечественного здравоохранения, источники финансирования как традиционные (средства бюджетов), так и альтернативные (инвестиции, кредиты, средства благотворительных фондов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FINANCING NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF HEALTHCARE

The system and mechanisms of financing healthcare play an important role in the development of any state, as well as healthcare itself, the national welfare of the country depends on the level and quality of medical care provided to the population. The article reveals the features of the financial support of the domestic healthcare system, sources of financing both traditional (budget funds) and alternative (investments, loans, funds of charitable foundations).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК: 342:004.056.5

ББК 65.495

JEL I15, I18, I19, L31

К вопросу финансирования некоммерческих организаций в сфере здравоохранения

Рублев Алексей Николаевич, магистрант, кафедра экономики и финансов общественного

сектора, Институт государственной службы и управления,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Адрес: 119606, проспект Вернадского, 84, Москва, Россия

E-mail: rublev.an@mail.ru

Иванова Елена Сергеевна, к.э.н., доцент, кафедра экономики и финансов общественного сектора, Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Адрес: 119606, проспект Вернадского, 84, Москва, Россия E-mail: Lianura@mail .ru ORCID ID 0000-0003-4374-1434

Аннотация. Система и механизмы финансирования здравоохранения играют важную роль в развитии любого государства, как и само здравоохранение от уровня и качества оказания медицинской помощи населению которого зависит национальное благосостояние страны. В статье раскрываются особенности финансового обеспечения системы отечественного здравоохранения, источники финансирования как традиционные (средства бюджетов), так и альтернативные (инвестиции, кредиты, средства благотворительных фондов).

Ключевые слова: здравоохранение, бюджетное финансирование, альтернативные источники.

On the issue of financing non-profit organizations in the field of healthcare

Alexey N. Rublev, Master's student, Department of Economics and Finance of the Public, Institute of Public Service and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Address: 119606, Prospekt Vernadskogo, 84, Moscow, Russia E-mail: rublev.an@mail.ru

Elena S. Ivanova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics

and Finance of the Public Sector, Institute of Public Service and Management,

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation

Address: 119606, Prospekt Vernadskogo, 84, Moscow, Russia

E-mail: Lianura@mail .ru

ORCID ID 0000-0003-4374-1434

Annotation. The system and mechanisms of financing healthcare play an important role in the development of any state, as well as healthcare itself, the national welfare of the country depends on the level and quality of medical care provided to the population. The article reveals the features of the financial support of the domestic healthcare system, sources of financing both traditional (budget funds) and alternative (investments, loans, funds of charitable foundations).

Key words: healthcare, budget financing, alternative sources.

Введение

Состояние финансирования здравоохранения определяет уровень экономики государства, где главными источниками являются средства государственного и местных бюджетов. Финансирование здравоохранения зависит от состояния экономики в стране и должно осуществляться путем комплексного использования всех источников финансирования и оптимизации их структуры. Важными по этому поводу являются вопросы об увеличении участия государства в финансировании некоммерческих организаций в сфере здравоохранения, с учетом роста нагрузки на бюджет.

Безусловно, жизнь и здоровье населения страны играют важную роль в развитии государства, формируя необходимость их охраны, обеспечивая диагностикой и лечебно-профилактической помощью в необходимом объеме, качестве, профессионализме медицинских работников, а также возможности и готовности самостоятельно заботиться о состоянии своего здоровья. Однако основным фактором обязательных условий надлежащего качества медицинского обслуживания выступает финансовое обеспечение, влияющее на развитие здравоохранения и социально-экономическую результативность отрасли.

Обсуждение

Основные научные подходы, в которых финансовое обеспечение представлено в качестве ведущей формы и метода финансового механизма, направленного на обеспечение распределительного и перераспределительного процесса с целью образования доходов и фондов средств, присущ научным трудам С.А. Банина [1], А.Г. Басовой [2], О.В. Власовой [3], Е.Ю. Гущиной [4], М.А. Камаловой [5], и др. По сути, по мнению А.К. Мельниковой «...финансовое обеспечение представляет собой структурную подсистему финансово-кредитного механизма, наделенную источниками и формами финансирования с целью полноценного развития экономической и социальной сфер общества» [7].

В свою очередь, как отмечает Е.Н. Мешкова «.на практике, в рамках финансового обеспечения весьма редко применяется только одна форма финансирования, как правило, в большинстве случаев оптимально сочетают их различные виды».

Каждому экономическому субъекту присущи собственные модели финансового обеспечения, определяющие состав и структуру источников финансирования, а также соответствующие формы их движения. В большинстве случаев, как показывает анализ источников, финансовое обеспечение рассматривается в качестве составляющей макроэкономического механизма, одновременно упускается из виду факт того, что ему присущи все виды хозяйственной деятельности субъектов экономических отношений.

По нашему мнению финансовое обеспечение своего рода механизм, с помощью которого происходит формирование и распределение фондов денежных средств с учетом влияния финансов на различные аспекты развития общества.

В свою очередь финансовое обеспечение здравоохранения один из методов финансового механизма, определяющий принципы, источники и формы финансирования субъектов хозяйствования, чья деятельность направлена на охрану, сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения страны.

Подтверждает обоснованность такого заключения международно-правовая практика, при которой реализация права на медико-санитарную помощь непременно должна предусматривать как «охранные» (профилактические) элементы (уменьшение уровня мертворождаемости, профилактика, лечение и контроль эпидемических, эндемических, профессиональных и других заболеваний), так и «элементы помощи» (создание условий, которые гарантировали бы полное медицинское обслуживание и уход в случае болезни или несчастного случая).

Профилактика болезней населения является международным общественным благом, выгодным по ряду позиций, среди которых:

- предупреждение заболеваемости одного лица вызывает положительный эффект не только для него, но и для других индивидов, которые могли бы заразиться;

- хорошо организованная система здравоохранения в государстве имеет глубокие экономические последствия, связанные с сохранением благосостояния населения и поддержкой производительности экономической системы.

Результаты

Среди основных форм финансового обеспечения отечественной системы здравоохранения выступают:

- бюджетное финансирование;

- добровольное медицинское страхование;

- самофинансирование;

- благотворительность и спонсорство.

В последнее время стали проявляться новые формы финансирования, преимущественно частной медицинской практики в виде кредитования и инвестирования. Кроме того, дефицит бюджетного финансирования позволяет учреждениям здравоохранения расширять некоммерческую хозяйственную деятельность (медицинскую и немедицинскую), с целью предоставления возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, обозначенных формой некоммерческого самофинансирования. Последнее заключается в том, что его осуществляют на принципах самоокупаемости, предполагающей простое воспроизведение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи.

Тем не менее, традиционными и одними из весомых источников финансового обеспечения здравоохранения в России являются средства государственного и местных бюджетов, тогда как средства, полученные из других источников, представляют собой дополнительный финансовый ресурс. Следовательно, доминирующей формой финансового обеспечения здравоохранения выступает бюджетное финансирование.

В процессе финансирования наиболее полно раскрывается назначение государственного бюджета, его направленность на выполнение функций государства и уровень их полезности для общества, соответствующие тенденции и динамика развития.

Бюджетное финансирование с теоретической точки зрения в ряде источников получило различную трактовку, но с одинаковым смыслом. Например, бюджетное финансирование:

- «.предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с выполнением государственных заказов, государственных программ, содержание государственных организаций» [5].

- «.финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней в двух формах: государственном, и не государственном (коммерческом), когда в первом случае расходы на содержание оплачиваются за счет средств государственного или местных бюджетов, а во втором учреждения здравоохранения находятся на самофинансировании, получая возможность привлекать кредиты коммерческих банков, а в отдельных, предусмотренных законодательством, случаях использовать бюджетные ассигнования» [7].

Бюджетное финансирование как инструмент механизма исполнения бюджета, основан на научных принципах, к которым, по нашему мнению, относятся:

а) необратимость — безвозвратное выделение бюджетных средств соответствующим распорядителям в пределах утвержденных сумм;

б) бесплатность - отсутствие платы в виде процентов за выделенные бюджетные назначения;

в) бессрочность — отсутствие временных ограничений, в пределах которых можно пользоваться бюджетными средствами;

г) плановость — выделение бюджетных средств в пределах, установленных бюджетом в соответствии с объемами расходов, утвержденными в финансовых планах распорядителей средств;

д) целевое направление — средства из бюджета планируются и отпускаются на заранее определенные цели в соответствии с финансовыми планами;

е) сочетание различных источников покрытия расходов, связанных с основной деятельностью, заключается в том, что бюджетные средства выделяются с учетом собственных источников, средств высших организаций, кредитных источников и при условии их эффективного использования;

е) финансирование из бюджета осуществляется по мере выполнения планов производственных показателей и поступления доходов;

ж) эффективное, рациональное и экономичное использование средств заключается в достижении максимального эффекта при минимальных затратах;

с) средства на проектирование расходов выделяются только из одного бюджета по подчиненности учреждения, организации, за исключением финансирования общегосударственных мероприятий (эпидемия, ликвидация последствий катастроф, стихийных бедствий);

и) финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе установленных экономических нормативов в зависимости от сферы деятельности;

и) контроль за использованием бюджетных средств означает использование всех видов, форм и методов бюджетного контроля в отношении каждого распорядителя бюджетных средств.

Приведенные принципы, наиболее полно раскрывают такое сложное явление, как бюджетное финансирование, позволяющее использовать его механизм в процессе исполнения бюджета с лучшими результатами.

Кроме того, в литературе и на практике выделяют формы бюджетного финансирования, среди которых: сметное, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты, государственные трансферты.

Такая форма бюджетного финансирования, как государственные трансферты, полностью соответствует требованиям бюджетного финансирования, поскольку это безвозмездные и безвозвратные платежи из бюджета юридическим и физическим лицам, которые не предназначены для приобретения товаров или услуг, предоставления кредита или выплату непогашенного долга.

Сметное финансирование - самая распространенная форма, заключающаяся в выделении бюджетных средств учреждениям социально-культурной сферы, обороны и управления в пределах их смет доходов и расходов.

На уровне бюджетных учреждений происходит процесс сочетания бюджетного финансирования с системой некоммерческого самофинансирования для выполнения ими намеченных задач и функций. Такие заведения финансируются лишь частично за счет средств бюджетов, образованных в результате перераспределения ВВП, и по источнику происхождения являются действительно бюджетными. Средства и доходы в материальной или нематериальной форме, получаемые бюджетным учреждением благодаря самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, другие по своей природе. Некоммерческая деятельность бюджетных учреждений и организаций не имеет целью получение прибыли, и ее осуществляют в общегосударственных интересах для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

В здравоохранении такой процесс очень инертен из-за законодательных препятствий и неопределенности государственной политики. Средства, которые привлекают бюджетные учреждения здравоохранения в специальный фонд сметы, пока не играют значительной роли в их финансовом обеспечении, однако на практике наблюдается тенденция к постепенному оживлению некоммерческой деятельности в этой сфере.

Одним из направлений повышения эффективности здравоохранения в России и альтернативным источником финансового обеспечения отрасли является форма добровольного медицинского страхования (ДМС). Данная система направлена на обеспечение формирования принципиально новой, адаптированной к рыночной экономике,

социальной инфраструктуры, создать прозрачные механизмы правовых, социально-экономических и финансовых взаимоотношений между производителями и потребителями медицинских услуг.

Еще одним из альтернативных источников финансового обеспечения здравоохранения выступает благотворительность и благотворительная деятельность, поступления средств от которых рассматриваются как «инвестиции в социальную сферу» вообще и в здравоохранение в частности.

Заключение

Таким образом, основным условием трансформации охраны здоровья граждан России, является укрепление и рост финансовой базы, с параллельным совершенствованием источников бюджетного финансирования, благотворительной деятельности и поиска новых форм обеспечения и путей их поступления.

Литература

1. Банин С.А. Справедливое финансирование - главная цель функционирования системы здравоохранения / С.А. Банин // Инновационное развитие экономики. - 2015. -№ 4 (40). - С. 129-135.

2. Басова А.Г. Влияние современного развития здравоохранения на экономику России / А.Г. Басова // Проблемы науки. - 2017. - № 4 (17). - С. 53-59.

3. Власова О.В. К вопросу о результатах модернизации в здравоохранении РФ / О.В. Власова // Региональный вестник. - 2020. - № 2 (41). - С. 81-83.

4. Гущина Е.Ю. Механизм финансирования учреждений здравоохранения в решении социальных проблем / Е.Ю. Гущина // Современные тенденции развития науки и технологий.

- 2016. - № 10. - С. 29-32.

5. Камалова М.А. Современные проблемы менеджмента в здравоохранении / М.А. Камалова // Мировая наука. - 2020. - № 1 (34). - С. 246-249.

6. Каткова И.П. Российской здравоохранение в контексте задач достижения всеобщей доступности услуг здравоохранения к 2030 году / И.П. Каткова // Народонаселение. - 2020. -Т. 23. - № 1. - С. 135-147.

7. Мельникова А.К. Принципы финансирования здравоохранения / А.К. Мельникова // Синергия Наук. - 2020. - № 43. - С. 347-351.

8. Мешкова Е.Н. Экономическая безопасность сферы здравоохранения России и Германии / Е.Н. Мешкова // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. - 2020.

- № 1 (4). - С. 117-119.

9. Степанькова С.В. Модернизация системы здравоохранения / Е.Н. Мешкова // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. - 2019. - № 1 (2). - С. 96-97.

References

1. Banin S.A. Fair financing is the main goal of providing the healthcare system. Innovative development of the economy. 2015;4(40): 129-135.

2. Basova A.G. Influence of modern healthcare development on the situation in Russia. Problems of science. 2017;4(17):53-59.

3. Vlasova O.V. To the question of the meeting in the healthcare of the Russian Federation. Regional Bulletin. 2020;2(41):81-83.

4. Gushchina E.Yu. The mechanism of financing institutions in solving social problems. Modern studies of the development of science and technology. 2016;10:29-32.

5. Kamalova M.A. Modern problems of management in health care. World science. 2020;1(34):246-249.

6. Katkova I.P. Russian health care in the task of achieving general accessibility of health care services by 2030. Population. 2020;23(1):135-147.

7. Melnikova A.K. Health financing principles. Synergy of Sciences. 2020;43:347-351.

8. Meshkova E.N. Economic security of the environment in Russia and Germany. Scientific Yearbook of the Center for Analysis and Forecasting. 2020;1(4): 117-119.

9. Stepankova S.V. Modernization of the healthcare system. Scientific Yearbook of the Center for Analysis and Forecasting. 2019;1(2):96-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.