Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЦИКЛИНГА ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЦИКЛИНГА ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЦИКЛИНГ / РАСШИРЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ИМПОРТЕРОВ ТОВАРОВ И УПАКОВКИ (ДАЛЕЕ - РОП) / ПОНЯТИЯ / ТЕРМИНЫ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ (ДАЛЕЕ - ТКО) / ОТХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ И УПАКОВКИ / ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ДАЛЕЕ ВМР) / СИСТЕМА ВОЗВРАТА ВМР В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаренко Е.Д., Недомовная А.С.

В настоящее время Россия присоединилась к экологическим процессам и формированию современной системы утилизации отходов, суть которой заключается в использовании отходов производства и потребления для производства товаров и продукции, включая повторное их применение, в т.ч. повторного применения отходов по прямому назначению - рециклинг. Однако, в ходе трехлетней реформы сферы обращения с отходами в России обнаружились определенные проблемные аспекты в т.ч. экономического и нормативно-правового характера, которые оказали определенное негативное влияние на процесс перехода к экономике замкнутого цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макаренко Е.Д., Недомовная А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF ECONOMIC AND LEGAL REGULATION OF WASTE RECYCLING IN THE RUSSIAN FEDERATION

At present, Russia has joined environmental processes and the formation of a modern waste management system, the essence of which is the use of production and consumption waste for the production of goods and products, including their reuse, incl. reuse of waste for its intended purpose - recycling. However, in the course of the three-year reform of the waste management sector in Russia, certain problematic aspects were revealed, incl. economic and regulatory nature, which had a certain negative impact on the transition to a circular economy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЦИКЛИНГА ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

конкурентной борьбы между субъектами экономики, устанавливается определенный уровень зарплаты и объем выполняемых работ посредством системы спроса и предложения. Это, в свою очередь, будет способствовать заключению решению чрезвычайно актуальной для России задачи согласования занятости населения и регулирования рынка труда, демографической, инвестиционной, финансовой, промышленной и других политик. Рынок труда в значительной степени управляем при хорошей продуманности его деятельности и систематическом подходе. Важной частью путей решения проблем рынка труда является процесс направленности на молодые кадры, ориентированности ее на предпринимательство.

Список использованной литературы:

1. Безруков Д.А. Рынок труда: институциональный аспект исследования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.-2009. -N 3. -С.13-15. Режим доступа: Рынок труда: институциональный аспект исследования (cyberleninka.ru)

2. Глушкова С.Б. Модель взаимодействия институтов рынка труда Новосибирской области и направления её совершенствования // Науковедение.-2015. -No 2 (27). —С.1—17. Режим доступа: Модель взаимодействия институтов рынка труда Новосибирской области и направления её совершенствования (naukovedenie.ru)

3. Львов Д.С. Институциональная экономика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. Режим доступа: Lvov-instit.pdf (fa.ru)

4. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала // Библиотека Московской школы политических исследований. Режим доступа: Чтобы демократия сработала - PDF Скачать Бесплатно (docplayer.ru)

5. Электронный ресурс удаленного доступа, официальный сайт Министерства труда России: Информация о ситуации на рынке труда Российской Федерации. Режим доступа: Информация о ситуации на рынке труда Российской Федерации (mintrud.gov.ru)

© Зуева Е.Г., Качьянова А.К. 2021

УДК 332.3:502.131.1

Макаренко Е.Д.

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

г. Санкт-Петербург, Россия, Недомовная А.С.

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

г. Санкт-Петербург, Россия,

К ВОПРОСУ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЦИКЛИНГА ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В настоящее время Россия присоединилась к экологическим процессам и формированию современной системы утилизации отходов, суть которой заключается в использовании отходов производства и потребления для производства товаров и продукции, включая повторное их применение, в т.ч. повторного применения отходов по прямому назначению - рециклинг. Однако, в ходе трехлетней реформы сферы обращения с отходами в России обнаружились определенные проблемные аспекты в т.ч. экономического и нормативно-правового характера, которые оказали определенное негативное влияние на процесс перехода к экономике замкнутого цикла.

Ключевые слова:

рециклинг, расширенная ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки (далее -РОП), понятия, термины, определения, отходы производства и потребления, твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), отходы от использования товаров и упаковки, вторичные материальные ресурсы (далее ВМР), система возврата ВМР в хозяйственный оборот.

Makarenko E.D.

ITMO University Saint-Petersburg, Russia

ON THE QUESTION OF ECONOMIC AND LEGAL REGULATION OF WASTE RECYCLING

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Summary

At present, Russia has joined environmental processes and the formation of a modern waste management system, the essence of which is the use of production and consumption waste for the production of goods and products, including their reuse, incl. reuse of waste for its intended purpose - recycling. However, in the course of the three-year reform of the waste management sector in Russia, certain problematic aspects were revealed, incl. economic and regulatory nature, which had a certain negative impact on the transition to a circular economy.

Keywords:

recycling, extended liability of manufacturers and importers of goods and packaging, concepts, terms, definitions, production and consumption waste, municipal solid waste, waste from the use of goods and packaging, secondary material resources, system of return of SMR to economic circulation.

На современном этапе формирования в РФ эффективной системы возврата ВМР в хозяйственный оборот одной из составных частей ключевых проблемных аспектов перехода к экономике замкнутого цикла стала «пробуксовка» механизма РОП и импортеров товаров и упаковки, который изначально в 2015 году был призван способствовать экономическому стимулированию развития отрасли на всех этапах от производства до утилизации и процессу формирования эффективной государственной модели по возращению вторичных материальных ресурсов для производства товаров (продукции) и минимизации объемов захоронения отходов потребления. В декабре 2020 г. заместителем Председателя Правительства РФ В.Абрамченко была утверждена «Концепция расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки», которая в целом, подразумевает под собой некий механизм действий всех заинтересованных сторон и обязывает производителей нести ответственность за утилизацию выпущенной или импортированной продукции, для обеспечения наиболее эффективного перехода к экономике замкнутого цикла.

Механизм РОП в России действует с 2014 года, в таблице 1 представлены некоторые и наиболее актуальные трактовки данного термина (понятия).

Таблица 1

Трактовка понятия «РОП»

Источник: Термин:

Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки от 28 декабря 2020 г. N 12888п-П11 Механизм экономического регулирования на территории РФ, который должен учитываться производителями и импортерами товаров на всех стадиях жизненного цикла товаров, включая утилизацию после использования и утраты ими потребительских свойств.

Справочник Эколога Обязанность производителя и импортера товаров принять на себя ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. [1]

Результаты проведенного исследования показывают, что в настоящее время основной перечень проблемных аспектов, связанных с институтом РОП в РФ, можно объединить (условно) в пять групп:

1. Вопросы, связанные с понятийным аппаратом, нормативно-правовым регулированием в области обращения с отходами и смежными видами деятельности в большей части связанные с ВМР, а также отдельными нестыковками в этой сфере.

2. Устаревший способ взаимосвязи между РОП и «утилизаторами», что вызывает периодическое обострение противоречий между хозяйственными субъектами в этой сфере, которые порой возникают на этапе перехода отхода потребления в продукт переработки после использования и утраты товаром своих потребительских свойств и наоборот. О «пробуксовке» механизма экономического регулирования в сфере обращения с отходами и ВМР. Несоответствие состояния инфраструктуры на рынке отходов, задачам, направленных на ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые в настоящее время являются приоритетными направлениями в рамках реализации курса на устойчивое развитие РФ в рамках экономики замкнутого цикла.

3. Отсутствие системы целевых показателей утилизации по группам отходов и несовершенство способов выполнения РОП.

4. Несовершенство: механизмов исчисления и расходования экологического сбора, подходов по регулированию производства упаковки и ее утилизации.

5. Необходимость принятия дополнительных мер по совершенству систем администрирования и контроля исполнения обязанностей по утилизации отходов от использования товаров (упаковки) и по стимулированию утилизации таких отходов.

Ввиду обширности аналитического материала по перечисленным проблемным аспектам, связанных с институтом РОП в РФ в настоящей статье будет рассмотрено только первая группа, которая связанная с понятийным аппаратом и нормативными правовыми вопросами в области обращения с отходами и ВМР.

В данном контексте будет уместным напомнить, что после 5-ти лет первичного внедрения РОП произошла достаточно основательная трансформация данной деятельностью, в т.ч. по вопросам госрегулирования и значительно изменились условия для создания более эффективной модели РОП посредством налоговых, административных, разрешительных и иных механизмов целью которых является:

- достижение значимого снижения объемов образования отходов, формирования новой системы обращения с отходами, максимально ориентированной на утилизацию отходов и сокращения количества их захоронения;

- активная реорганизации всего технологического цикла обращения с ТКО и производства продукции вторичного сырья в интересах снижения себестоимости услуг в этой сфере;

- повышения уровня утилизации отходов и объемов производства товаров (продукции) при повторном применении отходов, включая рециклинг.

Другая часть специалистов склоняются к универсальному варианту понимания сущности РОП, поэтому предлагают под этим понимать:

- некую систему взглядов, как внутриотраслевого, так и межотраслевого взаимодействия, закрепленных соответствующими нормативно-правовыми актами;

- наличие необходимой инфраструктуры и иных условий для осуществления перехода к экономике замкнутого цикла через различные подходы, в том числе посредством применения принципа -«загрязнитель платит».

В целом становится ясным, что создание только инфраструктуры в отрасли обращения с отходами, это только часть задач, которые неоднократно ставил Президент РФ в своих указах. [2,3,4]

Своевременное формирование соответствующей нормативно-правовой базы (законодательства) будет способствовать качественному реформированию комплексной системы обращения с ТКО, обеспечивать ее эффективное управления, на законодательном уровне предотвращать вредное воздействие отходов на здоровье человека и окружающую среду, способствовать вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращать их во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения. Этот подход

должен быть комплексный, экономически эффективный и юридически выверенный, что позволит быстрее добиться значимого синергетического эффекта в реформируемой отрасли. Ревизию надо начинать с понятийного аппарата, и не только в области обращения с отходами, но и в смежных направлениях экономики, в первую очередь, чёрной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, в машиностроение и металлообработке. Кроме этого, необходимо охватить всю огромную территорию РФ, включая аграрно-промышленный комплекс, лесную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажной, стекольную промышленность и другие смежные отрасли экономики.

Важность этого подхода переоценить невозможно, т.к. нормативно-правовой регулирование охватывает не только проблемы хозяйственного и юридического порядка в области обращения с отходами, но и вопросы их утилизации и вторичной переработки, а это сотни тысяч предприятий (ИП и юридических лиц), задействованных в эту большую сферу и их порой вынуждены сталкиваться с необходимостью разрешения отдельных спорных вопросов в арбитражном суде, а также в части юридического и специфического толкования о сходствах и различиях в таких понятиях как: «продукция», «вещества», «предметы», «материал», «товар», по каким критериям они меняют статус на «отход» или «вторичные ресурсы», ВМР и насколько подобные превращения, преобразования, механизмы и процедуры являются законными. Особенно это актуально:

а) при производстве товаров на территории РФ или импорте товаров из третьих стран или ввозе товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Евразийского экономического союза (ЕАЭС), т.к. это, напрямую затрагивает вопросы утилизации отходов от использования товаров и оплаты экологического сбора и прочие финансово-экономические инструменты.

б) при трансграничном перемещении, так как ввоз отходов на территории РФ с 01.01.2015 г. запрещен в целях их захоронения и обезвреживания, а для утилизации разрешен.

Кроме перечисленных аспектов, связанных с приведением в порядок понятийного аппарата используемого в области обращения с отходами, вторичными ресурсами, в системе возврата ВМР в хозяйственный оборот, РОП и т.п. в настоящее время на первое место выдвигается новое требование -нужен системный подход, как со стороны федеральных органов России и членов ЕАЭС, так и от предпринимательского сообщества, региональных министерств и ведомств, научных структур и иных заинтересованных лиц и организаций.

Востребованность наведения порядка с понятийным аппаратом и с качеством правового регулирования вызвано, прежде всего, мировым трендом, который основан на принципах устойчивого развития с учетом обеспечение экологически безопасной конструкции функционирования промышленных объектов и населения в целом и требованиями времени, а именно СУР. Подтверждением этому служат также и 24 доклада, прозвучавшие на одной из секций XX Международного форума «Экология большого города" (23-25 марта 2021 г. в г. СПб), в рамках, которой обсуждались различные вопросы в сфере экологии, обращения с отходами, а также проблемные аспекты реализации концепции РОП. Значительная часть докладов напрямую затрагивала актуальные проблемы в законодательной базе РФ, так например: «Вторичные материальные ресурсы и вторичное сырье - изменения законодательства РФ»; «О проекте федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях ограничения использования и оборота на территории Российской Федерации отдельных видов полимерных и комбинированных материалов и продукции из отдельных видов полимерных и комбинированных материалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «Место экотехнопарков в системе обращения с ТКО, перспектива развития законодательства по экотехнопарках» и другие.

В ходе Международного форума «Экология большого города» проводилось множество других мероприятий подобного рода, в т.ч. «круглые столы» и иные площадки подобного плана на которых основательно обсуждались вопросы природоохранного законодательства, обращения с отходами и ВМР в рамках «регуляторной гильотины», даже было применено такое новое понятие как «белый список». Так например, Н.Бондаренко, начальник сектора профилактики правонарушений отдела экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической

безопасности г.Санкт-Петербург заявил - «В так называемый «белый список» вошли как собственные акты, так и акты министерств и ведомств, а также некоторые акты государственных органов РСФСР и СССР. В общей сложности перечень включает 1275 документов по 66 видам контроля и надзора. Документы, вошедшие в перечень, не утратят силу в рамках «регуляторной гильотины», а будут постепенно заменяться на новые. Все упомянутые акты содержат обязательные требования, исполнение которых проверяется соответствующими органами, а неисполнение - влечет установленную законом ответственность. Постановлением также предусмотрены сроки отмены актов, однако, при необходимости они будут отменяться раньше, а взамен них - приниматься новый акт, причем акты федеральных министерств и ведомств должны подготавливаться уже по правилам федерального закона «Об обязательных требованиях».

Практически все выступающие единодушно поддержали мысль о необходимости объединения сил и средств экологов и экономистов, юристов и законотворческих специалистов по экологическим вопросам, в т.ч. в сфере обращения с отходами т.к. только совместные усилия, пошаговая и комплексная работа поможет движению к новой (инновационной) экономической модели - экономике замкнуто цикла, начиная с раздельного сбора отходов, вывоза и утилизации их без вреда для людей и окружающей природы. Как говорится «сверили намерения» и определились, что изменения надо начинать с понятийного аппарата в этой сфере т.к. начальная и наиболее простая форма мышления - это понятие. Такой подход познания был во все времена, начиная с Аристотеля и других философов Древней Греции и остается актуальным в XXI веке.

Сегодня также известно, что немаловажным в словесности по сконцентрирован-ному выражению мысли о сущности того или иного явления специализирующими, точными обозначениями, характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и их взаимодействий является термин, под которым в соответствии с Русским толковым словарем (авторы Лопатин В. В., Лопатина Л. Е.) понимают слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, искусства и так далее.[5] Также необходимо помнить, что для выражения сущности определяемого объекта, кроме понятий и терминов повсеместно используется выражение - определение.

Таким образом, под понятийном аппаратом следует понимать некий свод понятий, терминов и определений для выражения общего и приемлемого по сущности понимания в какой-либо области, особенно это актуально при принятии федеральных законов, подзаконных актов и иных нормативных правовых актов, в т.ч. в сфере обращения с отходами в ходе уточнений или формирования новых нормативно-технических документов на федеральном уровне (СНиП, ГОСТ, СП, СанПИН, МДС и других подобных), на региональном уровне (закон области, города, временные положения ...) и на предприятиях, в учреждениях и прочих подобных структур (ТУ, СТП, Правила и т.п.).

Понятия, термины и определения явно выполняют множество функций, основными из которых следует считать три:

- единого понимания сущности предмета, явлений и действий и т.п. со всеми «вытекающими» последствиями в т.ч. юридическими;

- информационно-познавательную, особенно в части, когда употребляются такие словосочетания, содержание которых окружающим пока неизвестны или недостаточно понятны;

- коммуникативную, с целью общения людей по разным аспектам системы знаний «на одной волне» в процессе развития мира, общества и т.д., в т.ч. по экономическим аспектам.

Значительная часть специалистов в области понятийного аппарата и юристов высказываются однозначно и примерно так: о понятиях, терминах и определениях не спорят, а договариваются. Консенсус может быть достигнут на основе общего согласия заинтересованных сторон и ученных.

В очередной виток споров по вопросам обращения c отходами была вынуждена вступить и вице-премьер Российского Правительства В.Абрамченко в ходе очередного обсуждения и утверждения в декабре 2020 года «Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки». Одним из посылов специалистам и заинтересованным сторонам в этой сфере она сформулировала примерно так (основные задачи):

- создание система возврата ВМР в хозяйственный оборот в рамках перехода к экономике замкнутого цикла;

- определение всех субъектов РОП, их обязанностей и механизмов их взаимодействия;

- ликвидация правовых проблем, которые позволяют юридическим лицам и ИП уходить от ответственности за утилизацию отходов;

- обеспечение прозрачности, контроля и учета исполнения требований РОП посредством полного доступа участников рынка сферы обращения с отходами в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ), государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ГИС ОПВК), государственную информационную системы учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО);

- формирование системы целевых показателей для оценки результативности РОП;

- совершенствование механизмов расходования средств экологического сбора.

Приведенный пример свидетельствует о том, что дискуссии на разных уровнях продолжаются, выявляются нестыковки, так как одна часть экспертов ссылаются на один нормативный правовой акт, другая сторона на иной документ. Так, в ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» записано, что под понятием «вторичных материальных ресурсов» необходимо понимать - «...виды отходов», под «вторичным сырьем» - ... «продукцию». А это значит, что первая категория регулируется законодательством об отходах, вторая - о промышленной политике. [6]

Отдельные участники споров, аргументируя свое мнение, часто ссылаются на иные нормативные правовые акты и заявляют:

- отходы производства и потребления согласно ФЗ №89 от 24.06.1998г. это «...вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению...»; [7]

- к «вторичным материальным ресурсам» в соответствии с положениями ГОСТа 54098-2010, относят: отходы производства и потребления, которые в перспективе (потенциально) или сразу (актуально) пригодны для использования в промышленном производстве для получения сырья, изделий и/или энергии; отходы производства и потребления, специально собранные и подготовленные к использованию в хозяйственных целях или к переработке во вторичное сырье; продукцию первичной (предварительной) переработки отходов, соответствующую требованиям определенных нормативных (ГОСТ, ГОСТ Р, СТО) и/или технических (ТУ, ТО) документов; отходы, специально складированные в техногенных ресурсных накоплениях для использования их в определенном или неопределенном (отдаленном) будущем в качестве вторичного сырья». [8]

Результаты исследования действующих нормативных правовых актов в очередной раз подчеркивают важность и необходимость системного подхода в решении проблемных вопросов в области обращения с отходами, деятельности с ВМР, РОП и т.п. аспектам, в т.ч. по вопросам касаемо механизмов, размеров, порядка взимания экологического и утилизационного сборов и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты. Первоначально надо определиться относительно основных понятий таких как: «отход», «продукция», «товар», которые затрагивает не только таможенные процедуры, но и многие отрасли РФ: электроэнергетику, топливную промышленность, чёрную и цветную металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение и металлообработку, лесную, дерево-обрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность и др. Соответственно, многие продукты переработки - отходы, по завершении производственного процесса сохраняют отдельные полезные свойства и могут быть востребованы как-то еще, таким образом, соответственно, имеют полное основание называться «товаром», «сырьем», «материалами» ... и обладать стоимостью (ценностью, полезностью, выраженной в денежном эквиваленте. Однако, это отходы, соответственно к ним применяются законодательные акты, регулирующие подобные вопросы, а значительная ее часть (обращение с отходами, кроме сбора и накопления) - являются лицензируемой деятельностью.

Из проведенного анализа следует, что для того, чтобы использовать «отходы» в производстве или в целях дальнейшей реализации необходимо получить лицензию, а при трансграничном перемещении

отходов - еще и соответствующее специальное разрешение. А для использования «продукции» получать лицензию не надо. Ради справедливости необходимо отметить, не все так запутано и сложно. В настоящее время в большей части федеральных законов в общих положениях приведены основные понятия, например такие: под «отходами производства и потребления» понимаются «...вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению ...», [9] однако, не представлена их увязка с такими понятиями как «товар», «продукция» и другими подобными терминами, понятиями и определениями из сферы обращения с отходами. Кроме этого, выявлены определенные нестыковки или неточности т.е. прослеживается фактор отсутствия системного подхода.

В целом складывается какая-то устаревшая и путаная система взглядов по применению понятийного аппарата относительно конкретного механизма изменения статуса «вещества или предмета», которые удаляются, как «отходы» в соответствии со статьей №1 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. К тому же, согласно:

- пункта 3.1. по ГОСТ 30772-2001 от 28.12.2001 [10] «отходы: это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Примечание: Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе -потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления»;

- статьи №2 «Основные понятия» федерального закона от 27.12.2002г. № 84-ФЗ "О техническом регулировании" сказано, что ... «продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях».

Хотелось бы также понять, почему в статье №13.1 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. прописаны требования только к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, но нет полимерным отходам, макулатуре, стеклу, резине и другим группам?

Таким образом, в настоящее время в РФ получается пока так:

1. «Продукция» выпускается, но «отходом» не совсем становятся т.к. не совсем понятно входит ли оно в понятие «вещества» или «предмет», которые удаляются как отходы в соответствии со статьей №1 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. К тому же документально нет ссылок на те или иные правое документы, определяющие статус того или иного «вещества» или «предмета», нет четкости и по другим понятиям из области обращения с отходами и ВМР. Так например, в упомянутом законе прописано, что «...утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов.....». [11]

2. Имеется понимание, что для осуществления современного перехода к экономике замкнутого цикла необходимо приложить еще немало усилий, чтобы системно и одновременно создавать как надлежащую инфраструктуру (соответствующие объекты; цифровые логистические платформы и прочие составные элементы в сфере обращения с отходами), так сформировать современную нормативно-правовую базу (для того, чтобы убрать юридические барьеры между отходами и ВМР) и внедрить новые для РФ различные финансовые инструменты экологической направленности (в т.ч. таких как «зеленные» ценные бумаги), что, несомненно, рынком будет поддержано, т.к. в международном финансовом сообществе уже сформировался «кодекс хорошего поведения», когда крупные инвесторы готовы покупать ценные бумаги компаний, которые заботятся об экологии, хотя возврат вложений в ценные бумаги будет меньшим т.к. они эмитированы для того, чтобы обеспечивать те или иные экологические проекты.

3. Идет проработка вопроса по усилению роли государства в сфере обращения с отходами через различные механизмы валидации, основанного на международной практике по обращению «зеленными» облигациями и акциями, частно-государственное партнерство и иные инновационные подходы и инструменты.

Список использованной литературы: 1. Расширенная ответственность производителя: Работа над ошибками [Электронный ресурс]. URL:

https://www.profiz.ru/eco/12_2017/ROP_oshibki/;

2. Указ Президента Российской Федерации .№204 от 7.05.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2019 г. № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». - Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный;

4. Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020г «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966, с.11;

6. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Утвержден и введен в действие от 28.12.2001 .№607: дата введения 2002-07-01. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_135735/;

7. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция) // статья 24.6 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» ФЗ №89 от 24.06.1998г. - Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный;

8. ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения от 01.01.2012 - Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/1200086000;

9. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция) // статья 24.6 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» ФЗ №89 от 24.06.1998г. - Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.;

10.ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Утвержден и введен в действие от 28.12.2001 №607: дата введения 2002-07-01. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_135735/;

11. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция) // статья 24.6 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» ФЗ №89 от 24.06.1998г. - Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный

© Макаренко Е.Д., Недомовная А.С., 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 330

Маликова К.А.

Студент 2 курса, УГНТУ Г. Уфа, РФ

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫМИ АКТИВАМИ

Аннотация

Современная нефтяная отрасль - это в том числе инновации и наукоемкие технологии. Поэтому нефтегазовые компании нуждаются в расширении применения инновационных методов и подходов. В частности особого внимания в этом отношении заслуживает область нефтегазодобычи, содержащая наибольший потенциал от применения цифровых технологий.

Естественно, что такой инновационный характер развития нефтегазовых компаний предопределяет определенное развитие системы стратегического управления проектной деятельностью, т.к. существующие методы и подходы далеко не в полной мере позволяют оценить эффект применения цифровых технологий. В связи с этим исследования, посвященные системам стратегического управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.