3. Блажкевт Т.П. Актуальные проблемы создания всеобщей теории экологической экономики // Вісн. Дніпропетровського держ. аграр. ун-ту . 1999 . № 1/2 . С.105 -107.
К ВОПРОСУ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРНЫХ ЛЕСАХ
Ю.М. Вишневецкий
Леса России представляют собой экологический каркас биосферы не только нашей страны, но и всего северного полушария планеты. России принадлежат 22% площади лесов и 25% древесных запасов мира. Леса в России занимают 69% площа. , лесных ресурсов, их охрана и воспроизводство - не только национальная, но и гло-, .
В наиболее освоенных регионах России, где имеются благоприятные природные условия для выращивания леса, лесные ресурсы подорваны их неумеренной эксплуатацией в 30-х -70-х гг. XX века. В настоящее время считается, что в России заготавливается порядка 120 млн кубометров древесины и выпиливается 24 млн кубометров пиломатериалов, при дефиците лесоматериалов в 100 млн кубометров. Однако утверждение многих специалистов лесного хозяйства, что мы сегодня не вырубаем и половины расчетной лесосеки (примерно 500 млн кубометров в год), не соот-
. -, ( ), -дый год изымается из естественных древостоев в шесть раз больше древесины, чем по нашей статистике (пожары, охватывающие до одного миллиона гектаров, что соизмеримо с площадью рубок главного пользования, десятки миллионов кубометров бросаются на верхних складах, дорогах и т.п.) (Кадитеевский, 1997).
Общая площадь лесов Карачаево-Черкеской Республики составляет 458,2 тыс. га, в том числе покрытой лесом - 431,2 тыс. га, и площадь древеснокустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, составляет 8,7 тыс. га. Практически все леса Карачаево-Черкесии входят в лесной фонд и относятся к лесам I группы, имеющим особо важное водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, климаторегулирующее, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение.
При этом следует учесть, что до начала 60-х годов XX столетия леса Карачаево-Черкесии относились к эксплуатационным лесам III группы. И по действовавшему в то время законодательству, ведение лесного хозяйства было направлено на максимальные объемы заготовки древесины с минимальными затратами, без проведения лесовосстановительных работ. Лесозаготовки проводились преимущественно в хвойных и твердолиственных лесах по берегам рек в объемах более двух миллионов кубометров в год. Интенсивная эксплуатация лесов республики в легкодоступной части лесного фонда, особенно в послевоенные годы, привела к смене породного и .
После перевода лесов в I группу расчетная лесосека по главному пользованию составляла в 60-х гг. 150 тыс. м3 в год, в 70-х - 90-х гг. 115 - 120 тыс. м3 в год.
, , 210 - 240 . 3
.
Среди хвойных пород произрастают сосна, ель, пихта, редко тис ягодный; из мягколиственных пород встречаются береза, осина, ольха, тополь и т.д. Из твердолиственных пород - бук восточный, дуб, граб, ясень, клен остролистный, ильм шершавый и др. В лесах много диких фруктовых деревьев - груш, яблонь, алычи и др. (Го-
сударственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Карачаево-Черкесской республики в 2002 году», 2003г.).
Одним из главных таксационных показателей, на основании которых определяется размер расчетной лесосеки, является возраст рубок. Возрасты рубок по основным, наиболее ценным, древесным породам Кавказа - буку, сосне и пихте зани-,
, . -
точно учитываются особенности рельефа и климата. В рубку зачастую назначаются древостой на сравнительно пологих участках склонов на расстоянии до одного-двух километров от лесовозных дорог, но отрезанных от них крутосклонами, скалами, осыпями и другими непроходимыми участками местности (Бескесский, Карачаев-, ). , -невых осадков и бурных паводков на многочисленных горных ручьях и речках, пересекающих многократно эти дороги, проезд по ним становится проблематичным после .
горах через год полностью утрачивают свои функции, а отдельные их участки превращаются в глубокие овраги и ущелья. Таким образом, при формальном соблюдении требований «Правил рубок главного пользования в горных лесах Северного Кав», -фонда в Бескесском, Карачаевском, Зеленчукском, Урупском и других лесхозах.
Лесоустройство выполняется по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством. Основой системы является взаимный контроль лесоустроителей и работников, осуществляющих ведение лесного хозяйства на устраиваемой территории лесного фонда. Дается оценка работы
( ),
специалистов и руководителей данного предприятия. В свою очередь, оценку качества работы лесоустроителей дают специалисты предприятия, которым лесоустроители предъявляют полевые материалы обследования лесного фонда. Без их визы эти мате.
. ,
лесоустройстве лесного фонда, обычно положительно характеризуют прошлое ведение лесного хозяйства, с одной стороны, и завышают размеры лесопользования на
- .
До недавнего времени предприятия лесного хозяйства по всей России, наряду с ведением лесного хозяйства занимались заготовкой древесины по главному пользованию. Наиболее крупные из них так и назывались: леспромхозы, лесокомби-, .
« ». задачи в течение многих лет во всех предприятиях лесного хозяйства создавалась материально-техническая база для заготовки, вывозки и переработки древесины. Руководство отрасли полагало, что полученная от этой деятельности прибыль будет направлена на выполнение лесохозяйственных мероприятий. Но практика показала обратное. Прибыли едва хватало только на поддержание и развитие производствен, - ( , , ,
), . -водственная деятельность в лесхозах создавалась и частично «подпитывалась» за счет средств государственного бюджета, выделяемых для проведения лесохозяйст-. -ситуации была возможность лесхозов «зарабатывать» и расходовать средства на развитие производственной и социально-бытовой базы предприятия по своему усмотре-, -мых средств государственного бюджета. Таким образом, в чисто бюджетной сфере в
« ».
« » ,
, . -
приятия средства часто перечислялись с одного счета на другой, осуществлялись взаимозачеты и так далее. Проконтролировать движение финансовых потоков, и определить их расход строго по назначению внутри предприятия было безнадежным делом для любого ревизора. Поскольку лесхозы сами себе отводили лесосечный , , заниматься рациональной разделкой древесины и ее глубокой переработкой.
При официальных расчетах не учитываются реальные возможности лесного , , . Это неоднократно приводило к истощению лесов на локальных территориях, приводящему к значительному экономическому ущербу, а иногда и к катастрофическим последствиям. Длительное накопление негативных факторов в лесном хозяйстве России вынудило законодателей к пересмотру основных нормативных актов, регламентирующих вопросы использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.
В действующем Лесном кодексе зафиксировано положение о несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, ох, -ного пользования и переработки полученной при этом древесины. То есть законодательно разделены функции использования лесных ресурсов и функции контроля за их использованием и воспроизводством. Но только использованием лесфонда по . -лась в ведении лесхозов. Осталась в лесхозах вся созданная для лесозаготовок и переработки древесины инфраструктура. Следует заметить, что после принятия Лесного кодекса несколько раз Правительством России предпринимались попытки привести структуру лесного хозяйства России в соответствие с федеральным законом, то есть передать лесозаготовку и деревообработку от лесхозов в ведение лесопромышленного комплекса. Но, в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств, эти попытки не увенчались успехом.
В горных лесах Кавказа исходя из их повышенной экологической значимо, , что неизбежно отразится на размере ежегодной расчетной лесосеки. В Карачаево-Черкесской Республике, как и в большинстве регионов России, названия «лесоком-» « »,
. , . Выполнять лесозаготовительные работы по договорам с лесозаготовителями лесхозам никто не запрещал. И самое главное, остались практически неизменными эконо-. -ред реорганизованными лесхозами встала дилемма: закрывать деревообрабатываю-,
, .
лесхозы должны были перейти полностью на скудное бюджетное финансирование (предполагаемые отчисления от лесных податей, по сути, тоже бюджетные средства,
, ), резко сократить количество рабочих мест, утратить возможность сравнительно свободного маневрирования финансовыми и материальными ресурсами. И хотя при втором варианте промышленная деятельность бюджетных предприятий осуществляется в сомнительном правовом поле - лесное хозяйство России продолжает работать в .
В условиях острого дефицита древесины недобор деловой древесины от рубок главного пользования вынуждает лесхозы «добирать» древесину, необходимую для своих нужд, для переработки в своих цехах деревообработки, а также для обеспечения населения, школ, больниц, учреждений и других местных потребностей, от
промежуточного пользования и прочих рубок. Размер промежуточного пользования ( ), , -вляется заготовка древесины, и интенсивность выборки определяются лесоустройством. Но, основываясь на материалах лесоустройства, проектируемые параметры ухо-« ».
На очередной ревизионный период 1998 - 2007 гг. расчетная лесосека в Ка- 76
тыс. м3/год. С учётом рубок ухода и санитарных рубок общий объём заготовки древесины определён в размере 155 тыс.кубометров. Заготавливается по главному пользованию до 12,0 тыс.кубометров в год. При проведении же рубок ухода, санитарных и прочих рубок - 70 - 80 тыс. м3.
, .
Учитывая, что существующая сеть лесохозяйственных дорог, за редким исключени-, « » , -. , , расположены и все рекреационные учреждения (базы отдыха, санатории, дома отды-, , ), -
бок с оставлением порубочных остатков на месте рубок ухудшает эстетическую цен. .
Среди многих лесоводов принято считать аксиомой, что лес нормально развивается
- ; -, , -образующие и природоохранные свойства. Даже среди людей, профессионально занимающихся охраной природы, иногда встречается мнение, что "через какое-то время охраняемые сейчас спелые леса станут перестойными и утратят свои природо, -дых лесов". Подобные утверждения не только широко распространены в практике , -ных курсов лесоводства, нормативов по ведению лесного хозяйства, санитарных правил и т.д.
Однако совершенно очевидно, что в течение большей части своей долгой естественной истории леса Земли обходились не только без рубок главного пользования, но и без всей системы сложных лесохозяйственных мероприятий. Даже до нашего времени сохранились нетронутые массивы лесов в недоступной для освоения горной части Карачаево-Черкессии, в прошлом не подвергавшиеся сплошным рубкам, но, тем не менее, до сих пор «не развалившиеся» и продолжающие существовать.
, -ные механизмы, обеспечивающие их благополучное существование (Захаров, Моро, , 1997).
Учитывая, что эффективность труда в лесном хозяйстве, как и в сельском, зависит от земли, от умения использовать ее производительные силы, в таком весьма ответственном деле необходимо точное определение того возможного лесорасти-
,
( , 1980).
перевода на типологическую основу учета и организации, планирования и контроля . -ты и технические указания для проверки качества работ. Такая системная перестройка организации лесного хозяйства на типологической основе требует предваритель-, -воречий и решения вновь возникших методических вопросов. По мере интенсификации лесного хозяйства, более полного использования полезностей леса специалистам потребуется более детальная характеристика лесных земель и участков для проектирования лесохозяйственных и лесозаготовительных мероприятий. Древесина, безус-
ловно, важный, но далеко не единственный компонент лесного пользования. Для достоверного и полного описания лесных выделов, с целью наиболее полного использования природных ресурсов с учетом всех функций данного конкретного участ-, -
ция типов леса.
Важнейший момент сохранения и повышения природоохранных свойств лесов повсеместно - правильная организация системы лесопользования и правовое регулирование самого лесопользования, и в первую очередь заготовки древесины, в интересах народного хозяйства. Это вызвано тем, что именно при заготовке древесины леса испытывают наиболее серьезные и острые антропогенные воздействия, чаще всего коренным образом изменяющие лес и весь характер его взаимоотношений с , . рынка правильное планирование лесозаготовок должно отвечать как интересам заготовителя и потребителя, так и всему обществу, в плане его экологической безопасно.
, , -тельством Российской Федерации, недостаточно проработаны вопросы сохранения экологических функций лесов. Основными приоритетами по-прежнему обозначены
« ». -ных методик денежной оценки «недревесных ресурсов леса» несостоятельны. Отечественной лесоводственной наукой такие методики разработаны, работа над ними продолжается, но нормативными актами они не закреплены (Белов, 1983, Вишневец-, 2000).
Основной правовой проблемой рационального природопользования, в том числе и лесопользования, является отсутствие государственной стратегии, направленной не на получение сиюминутной выгоды, а на долгосрочное неистощительное использование природных ресурсов. Еще более усугубляет положение постоянная реорганизация природоохранных и природоресурсных ведомств. При этом «вымы-» , принимаются недостаточно проработанные нормативные акты на всех уровнях управления. Наглядным примером чего может служить рассматриваемый Правительством вариант Лесного кодекса, в котором, например, предлагается передача лесов в частную собственность без учета экологического значения растущего леса, а только возможность получения товарной древесины. При этом игнорируется факт, что во многих случаях водоохранное, противоэрозионное и другое экологическое значение леса многократно превышает стоимость заготовленной древесины.
, , -кретного участка леса, научиться выражать это значение в денежных единицах, а потом принимать решения - вырубать этот лес или сохранять. Для этого и нужно при принятии Лесного кодекса и других подобных нормативных актов закреплять законодательно на длительную перспективу приоритеты сохранения благоприятной для проживания окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населе-.
рациональное природопользование, с учетом интересов будущих поколений, и на основе последних научных достижений в данной сфере.
Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека. Ведение лесного хозяйства должно в первую очередь обеспечивать сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека, а также многоцелевое, непре-, -ностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах; вос-
производство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их про, ; .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
5. Белов С.ЯЛесоводство. М., 1983.
6. Вишневецкий ЮМ. Лесная типология как основа устойчивого развития лесного
// - . 2000. 1. . 49 - 52.
7. Вишневецкий ЮМ. Особенности использования лесов Карачаево-Черкесской Республики в рекреационных целях.// Эколого-географический вестник юга России. 2000. №2. С. 73 - 77.
8. « -
Черкесской республики в 2002 году». Черкеск. 2003. 147 с.
9. Захаров В.,Морозов А., Ярошенко ^..Естественное развитие лесных экосистем // «Зеленым» о лесе и лесном хозяйстве. М.: Лесной клуб, 1997. - 91 с.
10. МоисеевН.А. Воспроизводство лесных ресурсов. М., ЛП. 1980.
11. Мор озовГ.Ф. Избранные труды. Т. II. М., ЛП. 1971.
12. : 1998 ( ) / . . . .
Марфенин; Под общей ред. Н.Н. Моисеева, С А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭ-ПУ, 1998. - 316 с.