1-я группа факторов (БН.) верхнего уровня определяет специфику бизнес-направления и признаки отнесения к ним: вид деятельности; уровень в структуре бизнес-портфеля предприятия; уровень делегирования полномочий; вес данного бизнес-направления в общем объеме бизнеса предприятия.
2-я группа факторов (ОТ.) по бизнес-направлениям, определяющая специфику конкретного участника предприятия, которая учтена в предыдущей модели. Таким образом, структура модели имеет следующий вид: ФЗП= БН* ОТ,
Данная модель позволяет при определении предельного размера фонда материального вознаграждения учитывать не только факторы дифференциации ФМВ самого предприятия, но и специфику всего бизнес-направления, и его удельный вес в бизнесе предприятия. Такая модель эффективна для предприятия, имеющего различные бизнесы и имеющего различную структуру работников с широким спектром полномочий и компетенций.
Литература:
1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента, 6.4 Распределение полномочий на принятие решений 27;
2. Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: Жнциклопедия решений. М.: Альпина Бизнес Букс
3. Хердберг Фредерик. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б, Моснер, Б. Блох Снидерман; пер. с англ. -М.: Вершина, 2007. - 240 с.
4. Кривокора Е. И. Модель профессиональной компетенции в управлении персоналом
5. Чернобаев И. П. Программа индивидуальной мотивации сотрудников/ И.П Чернобаев // Справ, по упр. персоналом.-2003.
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Хрусталев С.А., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС
В статье рассматривается структура показателей комплексной оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара. Приводится подсистема общих и частных показателей.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, инновационный проект, разработка, реализация, управление, эффективность.
TO QUESTION THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS ON THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE
Khrustalev S., the competitor, FAOUDPO OASIS
Describes the structure of an integrated assessment of the effectiveness of the development and implementation of innovative projects on the development of transport infrastructure of the city district of Samara. Is the subsystem ofpublic and private figures.
Keywords: transport infrastructure, innovative project, mechanism, design, implementation, management, efficiency.
Сущность оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов муниципальной власти по привлечению и эффективному использованию бюджетного и внебюджетного ресурсного обеспечения для решения проблем комплексного долгосрочного развития исследуемой отрасли и экономики городского округа в целом и, как следствие, улучшения качества жизни населения.
Поскольку привлекаемые ресурсы рассматриваются как одно из средств решения проблемы развития транспортной инфраструктуры, то необходимо определить потребности в ресурсах в различное время для эффективного их использования в рамках решения социально-экономического проблем городского округа Самара в целом. Такие данные могут быть получены из анализа материалов прогнозно-аналитического характера.
При сравнении наиболее вероятным результатом будет превышение величины потребных ресурсов над оценкой полученной в результате прогноза. Поэтому необходимо определить величину потребностей городского округа Самара в ресурсах, не обеспеченных соответствующими кредитами, займами и т.п.. Это можно рассматривать как главную цель проведения оценки эффективности разработки и реализации проектов развития транспортной инфраструктуры городского округа Самара.
Далее главная цель оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара структурируется в разрезе отдельных проблем развития экономики, решение которых не обеспеченно ресурсами. В результате может быть получена система количественно определенных целей перспективного наращивания материально-технической базы объектов транспортной инфра-
структуры, увязанная с конкретными проблемами экономики городского округа Самара.
Здесь для реализации системы целей оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара может осуществляться генерация конкурентных предложений. Перечень таких предложений разрабатывается, как правило, непосредственно структурами местного самоуправления или по их поручению с учетом принятых целей и приоритетов развития, в результате анализа величины и эффективности использования транзитивного потенциала, также генерация конкурентных предложений по развитию транспортной инфраструктуры может осуществляться «снизу», то есть от предприятий, организаций и отдельных частных инвесторов.
Далее органами государственной власти в рамках оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры осуществляется отсев конкурентных предложений, реализация которых представляется не целесообразным по показателям эффективности, после чего проводится формирование упорядоченного перечня поступивших предложений. Такое ранжирование может быть осуществлено с использованием следующих критериев эффективности проектов развития:
-величина привлекаемых ресурсов;
-актуальность проблемы, для решения которой необходимы ресурсы;
-эффективность использования ресурсов при реализации отдельных мероприятий в рамках инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара.
Затем формируется банк бизнес-планов, развивающих и конкретизирующих отдельные проекты развития транспортной инфраструктуры городского округа Самара. Известно, что разработка
бизнес планов дело трудоемкое и дорогостоящее, поэтому можно предложить следующие рекомендации по организации таких работ для повышения эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры.
В случае если городской округ Самара обладает достаточными средствами, целесообразно заказать бизнес-план намеченной к реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Это существенно облегчит впоследствии подбор инвесторов, позволит вести с ними конкретные переговоры по существу решения проблемы развития транспортной инфраструктуры городского округа Самара. Кроме того, затраченные средства нетрудно возвратить после начала реализации проекта развития, ибо это может быть одним из условий заключения соответствующих договоров.
Если же городской округ Самара не располагает средствами для финансирования в необходимом объеме разработки бизнес-плана намечаемого к исполнению проекта развития транспортной инфраструктуры, то может быть применен следующий подход. Для реализации конкурентного предложения привлекаются потенциально возможные инвесторы, с которыми оговариваются предварительные условия сотрудничества. В качестве одного из непременных требований выдвигается наличие у потенциального инвестора детально проработанного бизнес-плана, который потом будет учтен в инновационном проекте по развитию транспортной инфраструктуры инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара. В случае необходимости может быть организован конкурс таких бизнес-планов.
Хотелось бы также отметить, что оценка эффективности разработки и реализации проектов развития транспортной инфраструктуры, с одной стороны, предполагает одновременное измерение социального и коммерческого эффекта от реализации проекта развития.
Общая блок-схема оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара представлена на рис. 1.
В основе анализа инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры лежит исследование показателей эффективности, определяющих состояние ее составляющих и качество
реализации отдельных функций. Комплексная оценка эффективности проектов развития должна проводиться по всем группам субъектов, входящих в ее состав (рис 2). К интегральным показателям относятся объемы ресурсов в транспорт, показатели, характеризующие основные фонды, труд. Данные группы показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара.
Частный характер имеют показатели эффективности разработки и реализации проектов, посредством которых дается оценка оптимальности деятельности отдельных составляющих транспортной инфраструктуры городского округа Самара, имеющих определенную специфику. Например, сфера действия показателей разработки и реализации проектов развития может быть ограничена субъектами, занятыми в транспортных перевозках, отдельных видах транспорта, секторе транспортного сервиса.
Для каждой группы составляющих транспортной инфраструктуры формируется соответствующая система показателей эффективности разработки и реализации проектов развития. Однако деление показателей эффективности разработки и реализации проектов развития транспортной инфраструктуры городского округа Самара на частные и интегральные является условным. В зависимости от масштаба охвата инфраструктуры один и тот же показатель эффективности разработки и реализации проектов развития может рассматриваться одновременно как частный и как общий. При этом действие организационно-функциональных связей между составляющими транспортной инфраструктуры предполагает наличие соответствующих связей между элементами системы показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры.
Например, показатели качества транспортного обслуживания с позиции безопасности, регулярности, надежности, скорости, комфортности пассажирских перевозок зависят от характера показателей состояния основных транспортных магистралей, объектов транспортного сервиса, состояния материально-технической базы, парка используемых транспортных средств, квалификации персонала.
В свою очередь показатели названных групп могут быть дифференцированы на подгруппы, т.е. включать подсистемы показате-
Исходные данные по Dpi и Ppl и их составляющим Сбор и анализ исходных данных События социальноэкономического и природного происхождения
1 f 1 Y
Разработка методик Разработка методи- Разработка методик опре-
определения ► ки определения <— деления
Чмо> SMO
Разработка алгоритма решения задачи
Оптимизация р
с учетом ограничений
Внесение поправок в бюджет Ир1 и Рр1
Рис. 1. Обобщенная блок-схема оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию
транспортной инфраструктуры городского округа Самара
Рис. 2. Структура показателей комплексной оценки эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию
транспортной инфраструктуры городского округа Самара
лей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара следующего уровня. В этом случае система показателей формируется по принципу вложенности - принципу «матрёшки». Частный показатель может рассматриваться как интегральный показатель в системе показателей следующего уровня.
Например, при комплексном анализе инфраструктуры в системе показателей эффективности разработки и реализации проектов развития первого уровня показатели, характеризующие оценку состояния основных транспортных магистралей городского округа Самара, рассматриваются как частные показатели, так как описывают отдельную составляющую транспортной инфраструктуры - транспортное хозяйство. В подсистеме показателей второго уровня (при анализе сети транспортных магистралей, например, Самарской области в целом) эти показатели являются интегральными. Далее выделяется подсистема показателей третьего уровня. Показатель протяженности основных транспортных магистралей может быть дифференцирован по протяженности транспортных магистралей общего пользования и ведомственных дорог, по протяженности транспортных магистралей федеральных и территориальных, по протяженности транспортных магистралей с твердым покрытием и протяженности транспортных магистралей с использованием современных нанотехнологий. Эти показатели эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры являются частными по отношению к интегральному показателю, характеризующему общую протяженность транспортных магистралей в городском округе Самара. В подсистеме показателей второго уровня возможно выделение и иных групп показателей, например показателей, характеризующих густоту транспортных магистралей, техническое состояние (степень износа) и т.д.
Подобный принцип формирования системы показателей эффективности разработки и реализации проектов развития применим также в отношении оценки других составляющих транспортной инфраструктуры городского округа Самара. Например, система оценки работы транспортного хозяйства может включать показатели, характеризующие работу отдельных видов транспорта: общего пользования и ведомственного; грузового и пассажирского (автобусного); муниципального и частого.
Показатели эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара также необходимо дифференцировать по следующим признакам:
- показатели работы объектов транспортной инфраструктуры: объемы перевозок (пассажиров, грузов); грузооборот и пасса-жирооборот; пробег основных транспортных средств, среднее расстояние перевозки грузов (пассажиров); регулярность движения транспортных средств;
- показатели использования транспортных средств: коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию, коэффициент использования пробега транспортных средств; среднесуточная продолжительность работы транспортного средства, удельный вес простоев исправных транспортных средств в их общем пребывании в распоряжении объекта транспортной инфраструктуры, средняя пассажировместимость и средняя грузовместимость;
- показатели безопасности работы транспорта: количество дорожно-транспортных происшествий, число пострадавших в ДТП;
- техническое состояние парка транспортных средств, степень износа, «возрастная» структура парка, марочный состав, структура парка по использованию топлива.
Таким образом, оценочная система показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара имеет сложную многоуровневую структуру. Каждый элемент этой структуры характеризует определенную составляющую или группу составляющих транспортной инфраструктуры. Степень декомпозиции показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара.
Комплексные показатели эффективности разработки и реализации проектов развития характеризуют интегральную оценку изменения качества функционирования транспортной инфраструктуры городского округа Самара. Посредством них оценивается эффективность функционирования объектов транспортной инфраструктуры городского округа в целом и отдельных ее составляющих (табл. 1).
Интегральные показатели эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры могут быть представлены как в абсолютном, так и относительном выражении. Различают внутренние и внешние показатели. Внутренние показатели используются для оценки эффективности функционирования объектов транспортной инфраструктуры, являются базой для анализа ее результатов, служат основой контроля и осуществления управляющих воздействий. К ним относят
Таблица 1. Подсистема общих показателей разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара
W
Ч
щ
ь
<
го
<
о
с
CQ
Н
О
«
щ
п
<
Он
W
е
_о
сх
Р
ьг
&
3
Он
•€н
X
S
э5
О
Ж
н
сх
о
с
о
ж
03
о.
н
э5
S
3
св
со
К
Ж
св
о
5 °
* X
<и о s к
* 2
ef Ж
8. * о
° сх й °
О X
о о
Ь Ь ч
с с
о
Н S
& й ю
I I « & & I
а а й ° ° й н н й
о о н
и и О
ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОКАЗАТЕЛЬ Абсолютные Относит.
Труд на транс- Численность работников +
порте Среднегодовая численность работников по формам собственности +
Движение рабочей силы
Среднемесячная заработная плата +
Номинальная заработная плата
Реальная заработная плата +
Просроченная задолженность по заработной плате +
Финансовое по- Сальдированный финансовый результат +
ложение пред- Сумма прибыли +
приятий и орга- Сумма убытка +
низаций Удельный вес убыточных организаций 4-
Просроченная кредиторская задолженность +
Просроченная дебиторская задолженность +
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской +
Инвестиции Инвестиции в основной капитал +
Срок окупаемости инвестиционных вложений +
Оборачиваемость инвестиционного капитала +
Состояние фон- Износ основных фондов -1-
дов Управление фондами +
Таблица 2. Подсистема частных показателей эффективности разработки и инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, связанная с оценкой эффективности функционирования объектов инфраструктурного комплекса городского округа Самара
ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОКАЗАТЕЛЬ Абсолютно.1 Относит.
Показатели состояния транспортных магистралей Протяженность транспортных магистралей: -федеральных, территориальных; -общего пользования, ведомственных. +
Густота транспортных магистралей +
Пропускная способность транспортных магистралей +
Протяженность транспортных магистралей с твердым покрытием 4-
Удельный вес магистралей с твердым покрытием в общей длине транспортных магистралей общего пользования +
Удельный вес магистралей с усовершенствованным покрытием в общей длине транспортных магистралей общего пользования +
Ввод в действие магистралей +
Ремонт магистралей +
Износ транспортных магистралей +
Капитальные вложения Строительство новых магистралей +
Ремонт транспортных магистралей +
Эксплуатация магистралей +
Строительство зданий и сооружений +
Состояние ОТС Число объектов транспортного сервиса (ОТС) по видам +
Плотность сети ОТС по видам +
Производительность (пропускная способность) ОТС +
Капитальные вложения Строительство новых объектов транспортного сервиса Реконструкция объектов транспортного сервиса +
Показатели обеспеченности объектами транспортного хозяйства Число объектов транспортного хозяйства на 100000 тыс. человек населения Число объектов транспортного хозяйства на 100000 тыс. человек населения Число остановочных пунктов на 100000 тыс. чел. населения +
Показатели безопасности работы транспорта Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 4-
Количество ДТП на 1000 единиц транспортных средств +
Число пострадавших в ДТП 4-
Показатели использования транспорта АТП Коэффициент технической готовности транспортных средств +
Коэффициент выпуска транспортных средств на линию +
Коэффициент использования пробега транспортных средств +
Удельный вес простоев исправных транспортных средств в их общем пребывании в распоряжении предприятия +
Среднесуточная продолжительность работы транспортных средств 4-
Средняя пассажировместимость 4-
Средняя грузоподъемность 4-
Показатели эффективности процесса транспортного обслуживания Показатели, характеризующие степень удовлетворения запросов потребителей 4- +
Показатели обслуживания клиентов 4- +
Показатели, характеризующие время выполнения заказа 4- +
Показатели финансовых результатов 4- +
Показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов 4- +
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 4- +
такие показатели эффективности разработки и реализации проектов развития, как объемы пассажирских и грузовых перевозок, пас-сажирооборот и грузооборот, обеспеченность городского округа Самара основными транспортными магистралями.
В большинстве внутренние показатели имеют частный характер, т.е. характеризуют состояние отдельного сектора транспортной инфраструктуры, например, транспортного или дорожного хозяйства, сектора транспортного сервиса. Ниже представлен перечень частных показателей эффективности разработки и реализации проектов развития, отражающих эффективность функционирования составляющих транспортной инфраструктуры городского округа Самара (табл. 2).
Качество транспортного обслуживания характеризует подсистема показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара, составляющими которой являются: номенклатура предлагаемых услуг, их объем, сроки выполнения, цена, надежность.
Отдельную группу внутренних показателей образуют показа-
тели эффективности разработки и реализации проектов развития, связанные с улучшением процесса транспортного обслуживания в городском округе Самара (табл. 3) Среди них выделяют внешние и внутренние показатели эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара.
Показатели первой, второй и третьей группы в рамках данной подсистемы относятся к разряду внешних и внутренних показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара, поскольку они предназначены для оценки качества выполнения услуг с позиции потребителей и производителей. Показатели четвертой и пятой группы являются внутренними, так как характеризуют состояние субъектов, оказывающих транспортные услуги.
При более детальном подходе показатели эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара можно также дифференцировать: по группам субъектов, участвующих в органи-
Таблица 3. Подсистема частных показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара, связанная с изменением качества процесса транспортного обслуживания
Отдельные субъекты: предприятия, организации, индивидуальные предприниматели ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
1 .Степень удовлетворения запросов потребителей Оценка уровня выполнения заказа
Число отказов по каждому виду номенклатуры услуг в связи с недостатком производственных мощностей, дефицитом иных видов ресурсов или неэффективностью их использования за конкретный период
Число задержек выполнения заказа
Жалобы клиентов
Число отказов потребителей в связи с ростом цен и превышением среднерыночных на услуги данного вида
2. Показатели обслуживания клиентов Соблюдение объемов, сроков, ассортимента услуг, технологии обслуживания
3. Показатели, характеризующие время выполнения заказа Время обработки заявок
Время в очереди до выполнения заказа
Количество заявок в очереди
Время оказания услуги относительно времени, затрачиваемого в среднем по рынку на оказание данного вида услуги
4. Показатели финансовых результатов Рентабельность основной деятельности
Срок окупаемости инвестиционных вложений в основной капитал
Оборачиваемость инвестиционного капитала
Оборачиваемость запасов
Издержки
Себестоимость работ, услуг
5. Показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов Оборачиваемость оборотных средств
Эффективность использования основных фондов (рентабельность фондов, капиталоотдача, фондоотдача)
Эффективность использования живого труда (прирост доли продукции (работ, услуг) вследствие повышения производительности труда, экономия живого труда)
зации данного процесса: предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в транспортных перевозках, секторе транспортного хозяйства и транспортного сервиса; по видам выполняемых услуг и работ.
Предложенная система показателей эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара позволяет оценить эффективность управления транспортным обслуживанием с учетом степени детализации процесса и конкретизировать оценку по группам субъектов транспортной деятельности. Предложенная система показателей эффективности разработки и реализации проектов развития транспортной инфраструктуры городского округа Самара была апробирована в рамках проекта создания магистрали непрерывного движения «Центральная».
В частности здесь были обозначены следующие показатели эффективности разработки и реализации инновационных проектов по развитию транспортной инфраструктуры городского округа Самара: средние затраты времени на поездку из жилых районов до рабочих мест снизятся до 24 - 27 мин.; среднее наполнение салонов в час «пик» (чел./кв. м свободной площади пола) снизится до 3 по автобусу, 3 - по троллейбусу и 4 - по трамваю; средний интервал в час «пик» снизится и составит по автобусу 6 - 7 мин., троллейбусу - 3 - 4 мин., трамваю - 5 - 6 мин.; объемы вредных выбросов снизятся на 2,5 тонн по сравнению с ожидаемым уровнем 2010 года; повысится скорость движения на выделенных полосах до 30 км/ час; реорганизуется система наземного транспорта городского округа Самара.