Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОТОКОЛЛЕКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬБОМА «ХРАМЫ, ПАМЯТНИКИ, ИВ.-ВОЗНЕСЕНСКАЯ СТАРИНА» ИЗ СОБРАНИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА)'

К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОТОКОЛЛЕКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬБОМА «ХРАМЫ, ПАМЯТНИКИ, ИВ.-ВОЗНЕСЕНСКАЯ СТАРИНА» ИЗ СОБРАНИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иваново-Вознесенск / историческая фотография / Бурылин / архитектура / церковь / рукопись / Побединский / коллекция / Ivanovo-Voznesensk / historical photography / Burylin / architecture / church / manuscript / Pobedinsky / collection

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хангалова Марина Сергеевна

В статье изложены результаты исследования, посвященного атрибуции и изучению культурно-исторического контекста создания и бытования фотоколлекции «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» из фондов Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. С использованием исторического метода и формально-стилистического анализа установлено авторство фотографий в данном фотоальбоме. На примере фотографий подобных объектов более раннего и более позднего периода изучена эволюция художественной формы и визуальных средств архитектурной фотографии Иваново-Вознесенска и Иваново.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ATRIBUTION OF REGIONAL COLLECTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE ALBUM «TEMPLES, MONUMENTS, IV.-VOZNESENSKAYA ANTIQUITY» FROM THE COLLECTION OF D.G. BURYLIN)

The article describes the results of the study devoted to the attribution and analysis of the cultural and historical context of creation and existence of the photo collection «Temples, monuments, Iv.-Voznesenskaya antiquity», from the Ivanovo State Local History Museum named after D.G. Burylin. The historical method and formal stylistic analysis helped to establish the authorship of the photographs of the album «Temples, monuments, Iv.-Voznesenskaya antiquity». On the example of photographs of similar objects of an earlier and later period, the evolution of the artistic form and visual means of regional architectural photography was analysed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОТОКОЛЛЕКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬБОМА «ХРАМЫ, ПАМЯТНИКИ, ИВ.-ВОЗНЕСЕНСКАЯ СТАРИНА» ИЗ СОБРАНИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА)»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR УДК 069 ББК 85.1

DOI 10.34685/HI.2023.43.4.012

К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОТОКОЛЛЕКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬБОМА «ХРАМЫ, ПАМЯТНИКИ, ИВ.-ВОЗНЕСЕНСКАЯ СТАРИНА» ИЗ СОБРАНИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА)

Хангалова Марина Сергеевна,

Специалист по фотофиксации и оцифровке музейных предметов, ФГБУК «Государственный музей политической истории России»,

член Союза Фотохудожников РФ, ул. Куйбышева, д.2-4, г.Санкт-Петербург, 197046, marinakhangalova@gmail.com

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, посвященного атрибуции и изучению культурно-исторического контекста создания и бытования фотоколлекции «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» из фондов Ивановского государственного исто-рико-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. С использованием исторического метода и формально-стилистического анализа установлено авторство фотографий в данном фотоальбоме. На примере фотографий подобных объектов более раннего и более позднего периода изучена эволюция художественной формы и визуальных средств архитектурной фотографии Иваново-Вознесенска и Иваново.

Ключевые слова

Иваново-Вознесенск, историческая фотография, Бурылин, архитектура, церковь, рукопись, Побединский, коллекция.

Фотодокумент с точки зрения источниковедческого и искусствоведческого анализа исследования представляет собой набор свойств

и характеристик, неразрывно связанных с социально-историческим контекстом. Обладая способностью репродуцировать на плоскости изо-

бражение предметов искусства, отражающих свое время, фотография создает возможность физического их перемещения в пространстве и времени. Фотоколлекция как набор отдельных фотоизображений, собранных в один материальный объект, представляет собой некий «слепок» культурно-исторической среды, в которой она была создана и отражение личности автора. Стремление сохранить объекты материальной среды посредством создания их фотоизображений переносит интерес фотографа «с вещественного мира на универсум символов, а ценность с вещей на информацию»1. Данные образы, физически попадая в чужеродную среду создают для себя возможность нового прочтения, раскрытия во всей полноте своего содержания и воссоздания исторического окружения.

В Ивановском государственном истори-ко-краеведческом музей имени Д. Г. Бурылина хранятся следующие фотоальбомы: «Храмы, Памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025); «Набойки, Модели машинъ и разные вещи изъ дерева» (ИОКМ 83585/2); «Издъл1я изъ кости и ръдкости» (ИОКМ 83585/3); «Мраморные и бронзовые бюсты и раскопки» (ИОКМ 83585/5); «Юбилейные Подарки 1886-1911 и виды до-мовъ и фабрикъ Бурылиныхъ» (ИОКМ 83585/6); «Япошя, Китай, Инд1я» (ИОКМ 84043). Все эти издания объединяет тот факт, что они были созданы по заказу Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852-1924) — фабриканта, мецената, коллекционера, основателя Музея в Иваново-Вознесенске.

Фотоколлекция «Храмы, Памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) представляет собой альбом в ледериновом переплете зеленовато-голубоватого оттенка размером 19,3 х 25,0x4,0 см с 27 листами, на каждом из которых с одной стороны наклеена фотография с видами храмовой архитектуры Иваново-Воз-несенска и окрестностей, церковных предметов и исторических документов. На обратной стороне ряда листов имеются аннотации. Размер страниц 23,7x18,5 см. Размер фотографий 16,8x11,9 см. Фотографии наклеены на бланки, украшенные флоральным декором. Все фотографии альбома «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» выполнены в технике бромосеребряния жела-

1 Флюссер В. За философию фотографии / Вилем Флюс-

сер - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008. - С. 94

тиновой печати в начале XX в. (1903-1910-е гг.) рядом Иваново-Вознесенских фотографов.

Дмитрий Геннадьевич Бурылин был рожден 4 (16) февраля 1852 н. в Вознесенской слободе близ села Иваново Суздальского уезда Владимирской губернии в семье промышленника Геннадия Диодоровича Бурылина. Дмитрий Геннадьевич получил домашнее образование, с 14 лет он вместе с братом Николаем уже руководил ситценабивной фабрикой, доставшейся им в наследство от деда. В 1864 г. в возрасте 12 лет Д. Г. Бурылин получает в дар от бабушки коллекцию старинных книг и монет деда и на протяжении всей жизни лично разыскивает предметы искусства, создавая более универсальную коллекцию. Собрание Д. Г. Бурылина содержало разные разделы: древнеегипетский, античный, нумизматический, масонский, а также собрание живописи, образцов тканей, изразцов и другие. В 1914 году сформированная Д. Г. Бурылиным коллекция послужила основой для создаваемого им Музея промышленности и искусства, ставшего впоследствии подразделением Ивановского государственного историко-краеведческого музея, которое носит имя своего основателя (сокращено — ИГИКМ им. Д. Г. Бурылина). Здание музея было построено в 1912-1915 годах на средства и по заказу его основателя напротив собственного особняка, на земле, принадлежавшей семье Бурылиных. Для удобства жилой дом и музей были соединены подземных ходом, вырытым на глубине 4,5 метров, длиной в 30 м и шириной в 3,5 м. Сегодня музей занимает оба здания, а подземный ход превращен в экспозиционное пространство.

Музей Бурылина считался одним из самых богатых и совершенных по устройству провинциальных музеев в дореволюционной России. В 1919 г. он был национализирован и переименован в Иваново-Вознесенский губернский музей. По постановлению И. И. Власова хранителем музея стал бывший его владелец — Д. Г. Бурылин. В 1919 году произошло кардинальное изменение в его экспозиционно-выставочной деятельности. Музей получил краеведческую направленность. В 1920-е гг. фактически происходило уничтожение и продажа музейных ценностей. Коллекция Д. Г. Бурылина не вписывалась в концепцию музея нового государства, имевшего иную идеологическую направленность и осуществлявшего в связи с этим перераспределение предметов искусства и старины — передачу в фонды других

музеев, продажу через различные коммерческие структуры. Многие предметы просто уничтожались (бронзовые бюсты императоров; иконы; церковная утварь). Часть коллекции произведений живописи направили для продажи в розничные магазины, часть уничтожена как подделки и копийные работы низкого качества. Возможно, подобная участь постигла и фотографии, фотоальбомы.

Научно-исследовательская работа по уста-новлениюистории перемещениямузейныхколлек-ций и отдельных предметов, выданных во временное пользование в 1920-1940-х годах, осуществлялась в рамках реализации грантового проекта «Я надеюсь, что это пригодится...» (Д. Г. Буры-лин)», поддержанного благотворительным фондом В. Потанина и Ассоциацией менеджеров культуры2. В ходе изучения документов временной выдачи музейных предметов рассматриваемого периода исследователями было установлено, что в них не всегда делалась отметка о возврате в фонды, как и не всегда отслеживались сроки возврата. В летний период музей осуществлял выдачу предметов для передвижных выставок, создаваемых в парках города. Как правило, для передвижек использовался плоскостной материал — фотографии, изредка произведения живописи. В середине 1950-х годов, с началом работы по инвентаризации музейных фондов, выяснилось, что часть коллекций и предметов, выданных во временное пользование организациям и учреждениям, не сохранилась.

Таким образом, альбом «Храмы, Памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025), являясь частью коллекции Д. Г. Бурылина содержит уникальный набор фотографий памятников архитектуры Иваново-Вознесенска и музейных предметов. Заказ на изготовление альбомов был коммерческим и данные подборки фотографий не являются целостным визуальным высказыванием одного какого-либо автора с его уникальным подходом как в создании изображения, так и в формировании последовательности их расположения в альбоме. Целью была документальная фиксация архитектурных сооружений, знаковых объектов и предметов коллекции Д. Г. Бурыли-на. Тем не менее по представленному визуаль-

2 «Я надеюсь, что это пригодиться» (Д. Г. Бурылин) / под общ. ред. Д. Л. Орлова. - Иваново: Издатель Епишева О.В., 2011

ному материалу возможно отследить эволюцию художественных и выразительных средств российской региональной фотографии конца XIX-начала XX в.

Коллекция «Храмы, памятники, Ив.-Возне-сенская старина» (ИОКМ 84025) включает видовые фотографиями памятников духовной архитектуры Иваново-Вознесенка и окрестностей. В альбоме представлены архитектурные памятники различных стилей: нео-византийского, барокко, эклектика, классицизм. Особо внимания заслуживают фотографии деревянных церквей клетского типа (постройки XVII-XVIII вв.). Многие церкви были сожжены либо переносились в другое место и перестраивались. Альбом содержит 7 фотографий объектов, которые к настоящему моменту утрачены.

Архитектура как вид искусства являет собой материальное воплощение типичных черт своего времени и «отражает общественного человека (и ту действительность, в которую он включен) в его наиболее основных и общих духовных устремлениях»3. Организуя пространство согласно своей идее, архитектор сохраняет память об эпохе и современниках. Существует тесное слияние архитектуры с обществом, культурой конкретного региона, что свидетельствует о чрезвычайно важных функциях архитектуры. Архитектура отражает общественного человека (и ту действительность, в которую он включен) в его наиболее основных и общих духовных устремлениях. Изучив работы авторов более раннего периода чем время создания альбома «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) и авторов будущего века становится очевидным трансформация композиционных форм и смена иконографических образов в изображении архитектуры.

Основу источниковой базы исследования деятельности иваново-вознесенских фотографов составили материалы, содержащиеся в информационном краеведческом центре ГБУ Центральной универсальной научной библиотеки г. Иваново, сборники краеведческих конференций и издания коллекционеров. Основными трудами по истории Иваново-Вознесенска являются работы известного историка и краеведа А. М. Семе-

3 Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства - М.: Издательство В. Шевчук, 2015. С. 278

ненко4 и специалиста по архитектуре Ивановской области А. М. Тихомирова5. Подробный обзор деятельности фотоателье в Иваново-Вознесенске в конце XIX — начале XX в. приведен в статье Гу-биной Н. М. и Митрошиной А. Е.6. Исследование дополнено работами современных фотографов, особенности художественного метода выявлены посредством личного интервью.

Наиболее известным ивановским фотографом является Соколов Сергей Евгеньевич (18591919). Разрешение занятие фотографической деятельностью он получил 23 июня 1879. Кроме г. Иваново-Вознесенска также работал в других городах и селах Владимирской губернии. Уже в 1882 году С. Е. Соколов утвердился на рынке фото услуг Иваново-Вознесенска. Ателье Соколова в 1883-м действовало в единственном числе, начиная с 1884 года соперничало только с заведением В. Г. Кукушкина, с 1895 года было одним из трёх ателье, действовавших в городе. С 1901 г. отошел от фотодела.

В качестве примера фоторабот С. Е. Соколова рассмотрим его альбом «Виды г. Иваново-Возне-сенска» (ИОКМ 8267/1). В альбом включены панорамные снимки фабричных комплексов левобережной части города, фрагменты застройки улиц, виды «с высоты птичьего полета», т.е. с городских колоколен, а также фотографии отдельных зданий крупным планом, преимущественно общественного назначения, а также объекты духовной архитек-

4 Балдин К. Е., Семененко А. М. Иваново-Вознесенск. Из прошлого в будущее / К. Е. Балдин, А. М. Семененко. -Иваново : Издатель Епишева О.В., 2011; Семененко А.М. Иваново-Вознесенск и Иваново-вознесенцы: [сборник историко-краеведческих публикаций] / А. М. Семененко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. об-разоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. гуманитар. ун-т», Фил. РГГУ в г. Иваново. - Иваново: Издательство Филиала РГГУ, 2011

5 Тихомиров А. М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. - Иваново: ИД «Референт», 2011; Тихомиров А. М. К вопросу о датировке альбома «Виды Иваново-Вознесенска» / Труды Ивановского областного краеведческого общества - 2020 - Выпуск 4 - С. 221-223; 18.Тихомиров А. М. Храмы Иваново-Вознесенска. - Иваново: Издательство МИК, 1996 - 144 с.

6 Губина Н. М., Митрошина А. Е. Репортаж из прошлого: повседневная жизнь Ивано-во-Вознесенска на рубеже

XIX-XX вв. в зеркале фотографии / Музей. История. Наука: мате-риалы III научно-практической конференции (Иваново, 18 декабря 2014 г.) - Иваново: ИГИКМ им. Д. Г. Бурылина, 2015. - С. 220-234

туры. А. М. Тихомиров в своей статье «К вопросу о датировке фотоальбома «Виды города Иваново-Вознесенска» в процессе сопоставления этапов перестройки городских зданий приходит к заключению том, что фотографии в альбоме «Виды города Иваново-Вознесенска» выполнены не ранее 1890 и не позднее 1891 года. Возможно, они делались не одномоментно, а в течение некоторого времени, вероятнее всего весной-летом 1891 года. В свою очередь, снимки в представленном к экспертизе альбоме, выполнены позже 1901 года7. Таким образом, С. Е. Соколов является одним из первых фотографов Иваново-Вознесенска и период его работы охватывает временной период, предшествующий моменту создания фотографий для альбома «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025).

Фотографии С. Е. Соколова из альбома «Виды г. Иваново-Вознесенска» (ИОКМ 8267/1) выполнены в технике альбуминовой печати и имеют следующие композиционные особенности: горизонтальный формат изображение, кадр разделен на две части примерно по середине, при этом нижнюю часть занимает участок земли, пространство площади либо дорога. Фотограф оставляет много свободного пространства и вокруг архитектурного объекта, включая в кадр элементы повседневной жизни города: хозяйственные постройки, фигуры прохожих, транспортные средства.

На иллюстрации 1 представлена Успенская кладбищенская церковь (архитектор Е. Я. Петров, 1834-1843, классицизм, современный адрес: г. Иваново, ул. Смирнова, 76). С. Е. Соколов конструирует плоскостное изображение. На переднем плане обширный участок земли и тропа, на среднем колодец и люди около него, ограда Успенского кладбища, за ней в окружении деревьев слева пятиглавая церковь в центре, справа — колокольня. Изображение того же архитектурного объекта, представленное в альбоме «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) расположено в центре и занимает большую часть кадра (Илл. 2.).

Нижнюю треть кадра занимает дорога к храму, ракурс выбран немного сбоку от центральной точки — это позволяет сделать изображение более объемным. Контуры зданий выровнены

7 Тихомиров А. М. К вопросу о датировке альбома «Виды Иваново-Вознесенска» / Труды Ивановского областного краеведческого общества - 2020 - Выпуск 4 - С. 221-223

Илл. 1. Соколов С.Е. Успенская кладбищенская церковь. Старое Иваново. Альбом «Виды г. Иваново-Вознесенска», 1890-1900 гг. Альбуминовый фотоотпечаток / ГБУ «Ивановский государственный историко-краеведче-ский музей имени Д. Г. Бурылина», ИОКМ 8267/12

«Фотография М. Мищенко. Иваново-Возне-сенск», адрес: Иваново-Вознесенск, Пески, д. Ско-рынина. В рекламных постерах иваново-вознесенского журнала «Дым» за 1913 год указан один из адресов фотоателье М.Мищенко — Пески, дом Кулакова: «Электрическая фотография М.А. Мищенко. Пески, д. Кулакова, бывш. «Экспресс». К предстоящему празднику Рождества Христова получены в большом выборе рамки, как для миниатюр, так и для открытых писем. Цены общедоступные. Фотография будет открыта на праздниках с 26-го числа, с 12 час. дня до 8 час. вечера, а в остальные дни с 10 ч. утра и до 8 ч. веч. С почтением, М.А. Мищенко». Вероятно М.А. Мищенко скончался или отошел от дел около 1912 г., так как с этого времени по 1914 г. заведением «Фотография Соколова, аренд. Мищенко» владела дочь последнего Елизавета Михайловна.

Авторство М.А. Мищенко относительно фотографий церквей и видов города Иваново-Воз-несенска, представленных в альбоме «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) возможно подтвердить, используя методы формально-стилистического анализа и исторического анализа.

В краеведческом отделе Ивановской научной библиотеке хранится Альбом «Товарищество Мануфактуръ Ивана Гарелина съ Сыновьями, 1855 — Ь — 1905» (инв. номер 16.521 к), содержащий фототипии промышленных интерьеров и оборудования фабрик Гарелина. На второй странице альбома указан присутствует штамп фотографа М.А. Мищенко (Илл. 3.).

Илл. 2. Мищенко М. А. Храм Успения Богородицы на Успенском кладбище. Альбом «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенс-кая старина» 1904 -1911. Желатиносеребряный фотоотпечаток / ГБУ «Ивановский государственный историко-крае-ведческий музей имени Д. Г. Бурылина», ИОКМ 84025.

по вертикали. Подход, связанный с исправлением перспективных искажений вертикалей стал культурным архетипом восприятия объектов в пространстве. Он начал меняться лишь в первой трети XX века с появлением модернистской фотографией и кинематографом.

Известно, что в 1901 году арендатором фотографии С.Е. Соколова, а с 1905 года ее владельцем становится Михаил Арсентьевич Мищенко (астраханский мещанин). На бланках указывалось: «Фотография Соколова, аренд. Мищенко»,

Илл. 3. Штамп фотографа М.А. Мищенко. Альбом «Товарищество Мануфактуръ Ивана Гарелина съ Сыновьями, 1855 - Ь - 1905» / Информационный краеведческий центр ГБУ Центральной универсальной научной библиотеки г. Иваново

Далее представлен отпечаток «Храмъ во имя Всемилостиваго Спаса», фототитя Товарищества И.Н. КУШНЕРЕВЪ и Ко., Москва.

Илл. 4. Мищенко М.А. Храмъ во имя Всемилостиваго Спаса. Альбом «Товарищество Мануфактуръ Ивана Гарелина съ Сыновьями, 1855 - Ь - 1905» 1900-е. Фототипия / Информационный краеведческий центр ГБУ Центральной универсальной научной библиотеки г. Иваново.

Собор Спаса Всемилостивого (Илл. 4.) сфотографирован с северо-запада, точка съемки чуть ниже, чем на фотографии на Л. 19 альбома «Храмы, Памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) (Илл. 5).

Однако, размер объекта, величина свободного пространства вокруг него, пропорциональные соотношения различных частей изображения и направления диагональных линий совпадают и это может свидетельствовать о том, что фотографии выполнены одним мастером. Развивая дело своего предшественника С. Е. Соколова, М.А. Мищенко отказывается от композиционного деления кадра на две части и приходит к более гармоничному правилу третей. Идеально ровная линия горизонта балансирует ось снимка и придает изображению законченность, а четкие

Илл. 5. Мищенко М.А. Собор Спаса Всемилостивого. Альбом «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» 1904-1911. Желатиносеребряный фотоотпечаток / ГБУ «Ивановский государственный историко-краеведче-ский музей имени Д. Г. Бурылина», ИОКМ 84025.

детали фасадов и окружающей среды увеличивают информативность фотографии. М. А. Мищенко фотографирует в ясную погоду, когда небо чистое, это позволяет сфокусировать внимание зрителя непосредственно на архитектурном объекте.

В начале XXI в традиция фотофиксации памятников церковной архитектуры г. Иванова продолжается, подчеркивая важность фотографии как документа, и одновременно не лишая ее образности. Рассматривая современное развитие фотоискусства, можно отметить, что существующим на сегодняшний день фотографиям присущи различные стили. Однако, из-за того, что фотография всё же имеет документальную природу, она может содержать в себе хаос плюрализма деталей, которые, в свою очередь, не связаны между собой и могут существовать независимо друг от друга. В эпоху метамодернизма, фотография заняла особую роль в жизни человека, возможно новый виток развития фотоискусства сегодня как раз и есть признание максимальной субъективности фотографии.

Владимир Семенович Побединский современный фотохудожник из г. Иваново. Родился в 1960 г. По образованию — химик-текстильщик, кандидат технических наук. Соучредитель научно-производственной фирмы «Тексмарк». В начале 2000-х

годов у Владимира возникла идея сфотографировать все храмы Ивановской области и на данный момент он посетил более трехсот сел. Итогом явилась организация более двадцати персональных фотовыставок, большая часть из которых проходили в выставочном зале Ивановского Филиала Российского Фонда культуры и в Ивановском областном художественном музее. В 2009 г. реализован авторский -№еЬ-проект — персональный фото сайт «Иваново-Вознесенскъ и его окрестности (www.photo-ivanovo.com), посвященный Иванову и Ивановской области. Были изданы цветные фотоальбомы «Природы чудные мгновенья» (2010) и «Жемчужины земли Ивановской» (2011-2013).

В альбоме «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) представлена фотография деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы на Посадском (Илл. 6).

Илл. 6. Мищенко М.А. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Альбом «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» 1904-1911. Желатиносеребряный фотоотпечаток / ГБУ «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина», ИОКМ 84025.

Данная деревянная церковь клетского типа была построена на рубеже XVII-XVIII вв. Внутри церкви сохранилась большая коллекция древних икон (некоторые имеют больший возраст, чем сама церковь), основу которой положил Д. Г. Буры-лин. Фотография аналогичного архитектурного объекта приведена в альбоме В. С. Побединского «Жемчужины земли Ивановской», который хранится в Отделе эстампов Российской Национальной библиотеки (Э АлТ63/1-И220). (Илл. 7.).

Церковь окружена осенней листвой, присутствуют зеленые, оранжевые, красные оттен-

Илл. 7. Побединский В.С. Успенская деревянная церковь. Альбом «Жемчужины земли Ивановской», 2000-е. Цифровая печать / Российская национальная библиотека, Э АлТ63/1-И220.

ки, будто пожар и деревянная церковь погружена в него. Таким образом, духовный памятник умышленно не отстраняется от ландшафта и становится частью живой природной среды. В своем интервью В.С. Побединский говорит о том, что именно церкви придают ту «русскость» нашему пейзажу, что не позволяет спутать его ни с каким другим. Таким образом, художественная фотофиксация архитектурных объектов г. Иваново в начале XXI века является продолжением фотодокументирования данных объектов начатой в конце XIX в. С. Е. Соколовым и в начале XX в. его последователем М. А. Мищенко.

Кроме видов церквей города Иваново-Возне-сенска и окрестностей в альбоме «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) содержатся фотографии памятников, церковной книги, намогильных плит и крестов, предметов искусства из коллекции Д. Г. Бурылина. Возможность технического репродуцирования произведения искусства, которой обладает фотография, в конце XIX в. представляло собой новое явление, имеющее историческое значение. Немецкий философ Вальтер Беньямин пишет: «в эпоху технической воспроизводимости произведение искусства лишается своей ауры... меняется чувственное восприятие человека»8. Таким обра-

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе - М.: Медиум, 1996. С. 22

8

Илл. 8. Павлов И.Г. Киот с рукописью Евангелие XIV века. Альбом «Храмы, Памятники, Ив.-Вознесенская старина», 1900-е. Желатиносеребряный фотоотпечаток / ГБУ «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина», ИОКМ 84025.

Илл. 9. Аннотация к фотографии Киот с рукописью Евангелие XIVвека (почерк Д.Г. Бурылина), штамп фотографа И.Г. Павлова Альбом «Храмы, Памятники, Ив.-Вознесенская старина», 1900-е / ГБУ «Ивановский государственный историко-краевед-ческий музей имени Д. Г. Бурылина», ИОКМ 84025.

зом, изобретение фотографии изменило многое, предоставив обществу принципиально новые возможности, но и забрав уникальность и ауру предмета искусства. Отображая внешний облик объектов искусства, фотография перемещает их в иной культурно-исторический контекст, где обнаружение и подробное изучение изображения воссоединяет ранее распределенную коллекцию.

В альбоме «Храмы, Памятники, Ив.-Возне-сенская старина» (ИОКМ 84025) представлена фотография, на которой изображен Киот с рукописью Евангелие XIV века (Илл. 8.).

С оборотной стороны листа Д.Г. Бурылин подписал изображение, указав, что на фотографии рукопись Евангелие XIV века. Ниже присутствует оттиск резинового штемпеля фотографа — Ивана Григорьевича Павлова (Илл. 9.).

Иван Григорьевич Павлов — крестьянин с. Чекалино Самарского губернии. Держал фотографию в Шуе и Иваново-Вознесенске Владимирской губернии (разрешение получено 19 августа 1907 года). Адрес: «Общедоступная фотография И. Г. Павлова», Иваново-Вознесенск, Посад, Александровская ул. В 1916 г. продолжал работать фотографом в Иваново-Вознесенске.

При визуальном анализе фотографий предметов коллекции Д. Г. Бурылина, представленных в альбомах ИГИКМ им. Д. Г. Бурылина выявлено использование одной и той же светлой материи для заднего фона и одинакового направ-

ления световых лучей естественного освещения при фотографировании предметов. На многих листах с оборотной стороны присутствует оттиск штампа И. Г. Павлова. Возможно, авторами некоторых фотографий предметов искусства в «Храмы, Памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025) являются другие фотографы-современники М. А. Мищенко и И. Г. Павлова, как профессионалы, получившие разрешение Городской Управы на осуществление фотографической деятельности, так и любители, которым данное разрешение не требовалось. С композиционной точки зрения, ракурс не идеален, в кадре присутствуют лишние отвлекающие элементы и освещение предметов недостаточно выразительное. Однако, важно отметить, что данные фотографии обладают высокой исторической ценностью. Челобитная грамота, фотографии листов которой представлены в альбоме «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» (ИОКМ 84025), относится к XVI веку и удостоверена подписью Д. Г. Бурылина в 1911 г., а рельефные плакетки возможно созданы в 1852-1858 гг. и являются частями ларца-ковчега для хранения исторических документов, аналогичный которому находится в собрании Государственного Исторического музея (г. Москва).

Итак, каждая коллекция — это явление художественной и общественной жизни региона. Значение имеют как составные части коллек-

ции и ее формирование, так и личность самого коллекционера. Купеческий род Бурылиных сыграл очень важную роль в развитии села Иваново, а позднее и в жизни города Иваново-Вознесенска. Сбор старинных и редких вещей стал большой жизненной страстью Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Фотографии предметов коллекции позволяют сегодня изучать предметы искусства разных эпох, а изображения духовной архитектуры являются документами необходимыми для реконструкции и реставрации.

Список литературы

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе — М.: Медиум, 1996

2. Волкова А.В. Рукописное собрание Д. Г. Бурылина / А.В. Волкова // Материалы научной конференции, посвященной 250-летию библиотеки Государственного Эрмитажа (1762-2012) — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 — С. 68-74

3. Губина Н.М., Митрошина А. Е. Репортаж из прошлого: повседневная жизнь Иваново-Возне-сенска на рубеже XIX-XX вв. в зеркале фотографии / Музей. История. Наука: материалы III научно-практической конференции (Иваново, 18 декабря

2014 г.) — Иваново: ИГИКМ им. Д. Г. Бурылина, 2015. — С. 220-234

4. Балдин К. Е. Д. Г. Бурылин как коллекционер и меценат в культурном пространстве региона // «Я надеюсь, что это пригодиться» (Д. Г. Бу-рылин) / под общ. ред. Д. Л. Орлова. — Иваново: Издатель Епишева О. В., 2011 — С. 72-81

5. Балдин К. Е., Семененко А. М. Иваново-Вознесенск. Из прошлого в будущее / К. Е. Балдин, А. М. Семененко. — Иваново: Издатель Епишева О. В., 2011. — 248 с.

6. Семененко А. М. Иваново-Вознесенск и Ива-ново-вознесенцы: [сборник историко-краеведче-ских публикаций] / А. М. Семененко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. гуманитар. ун-т», Фил. РГГУ в г. Иваново. — Иваново: Издательство Филиала РГГУ, 2011. — 295 с.

7. Соколов Р. А., Цейтлин С.И., Кошкин А. А. Светопись Соколовых. История фотографии в историях семьи — М.: Эдитус, 2017

8. Тихомиров А. М. Иваново. Иваново-Возне-сенск. Путеводитель сквозь времена. — Иваново: ИД «Референт», 2011

9. Тихомиров А. М. К вопросу о датировке альбома «Виды Иваново-Вознесенска» / Труды Ивановского областного краеведческого общества — 2020 — Выпуск 4 — С. 221-223

ON THE ISSUE OF ATRIBUTION OF REGIONAL COLLECTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE ALBUM «TEMPLES, MONUMENTS, IV.-VOZNESENSKAYA ANTIQUITY» FROM THE COLLECTION OF D.G. BURYLIN)

Khangalova Marina Cergeevna,

specialist in photographic fixation and digitization of museum objects

State Museum of Political History of Russia member of the Union of Photographers of the Russian Federation, marinakhangalova@

gmail.com

Abstract

The article describes the results of the study devoted to the attribution and analysis of the cultural and historical context of creation and existence of the photo collection «Temples, monuments, Iv.-Voznesenskaya antiquity», from the Ivanovo State Local History Museum named after D.G. Burylin. The historical method and formal stylistic analysis helped to establish the authorship of the photographs of the album «Temples, monuments, Iv.-Voznesenskaya antiquity». On the example of photographs of similar objects of an earlier and later period, the evolution of the artistic form and visual means of regional architectural photography was analysed.

Keywords

Ivanovo-Voznesensk, historical photography, Burylin, architecture, church, manuscript, Pobedinsky, collection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.