Научная статья на тему 'МУЗЕЙ Д. Г. БУРЫЛИНА В УСЛОВИЯХ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ (1918-1924 ГГ.)'

МУЗЕЙ Д. Г. БУРЫЛИНА В УСЛОВИЯХ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ (1918-1924 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д. Г. БУРЫЛИН / D. G. BURYLIN / ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК / IVANOVO-VOZNESENSK / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / МУЗЕЙ / MUSEUM / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / SOVIET AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусева Анастасия Геннадьевна

Затрагиваются вопросы становления централизованной государственной системы управления музейным делом в рамках проводимой советской властью культурной политики. Анализируется влияние социалистической идеологии на ту роль, которую стали выполнять музеи в условиях конструирования новой социальности. Данные процессы изучены на примере коллекционного музея Д. Г. Бурылина, который, будучи одним из центров музейной сети советской России, и в частности третьей пролетарской столицы - Иваново-Вознесенска, стал музеем губернского масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D. G. BURYLIN'S MUSEUM IN TERMS OF CONSTRUCTING A NEW SOCIALITY (1918-1924)

The article is devoted to questions of formation of centralized state control museology as part of the Soviet regime and its policy in the sphere of culture. We analyze the influence of socialist ideology on the role museums began to play in designing the new social construct. These processes have been studied on the example of a private collector - D. G. Burylin - museum which became one of the centers of museum work of Soviet Russia, and in particular - of Ivanovo-Voznesensk - the «third proletarian capital of Soviet Russia».

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ Д. Г. БУРЫЛИНА В УСЛОВИЯХ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ (1918-1924 ГГ.)»

ДЕБЮТ

ББК 79.147.16(2Рос-4Ива)

А. Г. Гусева

МУЗЕЙ Д. Г. БУРЫЛИНА В УСЛОВИЯХ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ (1918—1924 гг.)

Затрагиваются вопросы становления централизованной государственной системы управления музейным делом в рамках проводимой советской властью культурной политики. Анализируется влияние социалистической идеологии на ту роль, которую стали выполнять музеи в условиях конструирования новой социальности. Данные процессы изучены на примере коллекционного музея Д. Г. Бурылина, который, будучи одним из центров музейной сети советской России, и в частности третьей пролетарской столицы — Иваново-Вознесенска, стал музеем губернского масштаба.

Ключевые слова: Д. Г. Бурылин, Иваново-Вознесенск, культурная политика, идеология, музей, советская власть.

The article is devoted to questions of formation of centralized state control museology as part of the Soviet regime and its policy in the sphere of culture. We analyze the influence of socialist ideology on the role museums began to play in designing the new social construct. These processes have been studied on the example of a private collector — D. G. Burylin — museum which became one of the centers of museum work of Soviet Russia, and in particular — of Ivanovo-Voznesensk — the «third proletarian capital of Soviet Russia».

Key words: D. G. Burylin, Ivanovo-Voznesensk, cultural policy, ideology, the museum, Soviet authorities.

После прихода к власти большевиков в 1917 г. музеи вступили на новый этап своего развития в рамках проводимой культурной политики, целью которой было создание социалистической культуры вместо национальной русской. Этот процесс характеризовался разрушением и отрицанием традиционных ценностей и утверждением новых ориентиров социокультурного развития — коммунистического общества, всеобщего равенства и братства и т. д.

Главной составляющей советской политики стала культурная революция, коренная ломка сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с тем культурная революция являлась по-настоящему государственной политикой, направленной на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В. И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: воспитание активных строителей социализма, формирование у них диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности, установление господства идеологии научного коммунизма [5].

В 1918—1920 гг. сложилась централизованная государственная система управления музейным делом и охраной памятников, состоящая из центральных и местных органов. В структуре первого советского правительства был

© Гусева А. Г., 2016

создан Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Ведомство стало основным полномочным органом по охране и использованию историко-культурного наследия. Позднее, в 1921 г., в целях более совершенного управления делами охраны памятников при Народном комиссариате просвещения было образовано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями — Главнаука, работой которого руководил Н. Ф. Петров. Одновременно произошла и реорганизация местных органов власти [8, с. 102]. При губернских отделах народного образования были сформированы комитеты по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы — губмузеи. В результате начала складываться единая государственная централизованная система охраны и использования историко-культурного наследия. В мае 1918 г. был создан музейный отдел в структуре Народного комиссариата просвещения, который возглавил видный искусствовед академик И. Э. Грабарь. В июне этого же года по решению Малой государственной комиссии по просвещению отдел по делам музеев возглавила Н. И. Троцкая — жена председателя Реввоенсовета и народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого, в то время фактически второго лица после В. И. Ленина в иерархии государственной и партийной власти [6].

10 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений. По сути, это был декрет о национализации частных музеев и коллекций. Бесплатный доступ к сокровищам мировой культуры по замыслу должен был открыть путь ко всеобщему просвещению и помочь всему населению в овладении культурным наследием прошлого. Таким образом, определилось место музеев в решении проблем народного просвещения. Ставилась задача не просто сообщать учащимся определенную сумму знаний, а воспитывать человека, который сумеет приложить усвоенные им знания к конкретной действительности.

«Активные действия власти в сфере музейного дела, — отмечается в источнике тех лет, — способствовали быстрому росту государственной музейной сети по всей стране. В Иваново-Вознесенске в центре этой сети был поставлен музей Д. Г. Бурылина. Музей этот был специально обследован особой комиссией. На основании результатов этого обследования установлены следующие принципы, которые должны лечь в основу реорганизации и дальнейшего развития музея.

1. Музей имеет большую и бесспорную ценность и значение не только местного характера, но и общегосударственного значения.

2. Для использования его в этом отношении необходимо немедленно приступить к научному описанию и систематизации коллекций.

3. Музей должен сохранить свои задачи и характер: быть культурно-историческим и промышленным» [9, с. 78].

Музей Д. Г. Бурылина в условиях первых лет советской власти и образования губернии

Октябрьская революция явилась переломным событием и в жизни Ива-ново-Вознесенска. В 1918 г. город стал административным центром новой Иваново-Вознесенской губернии, третьей пролетарской столицей Советской Республики, как его называли в Москве. Это была символическая дань ивановским рабочим за активное участие в революционном движении. Велась

колоссальная работа по организации новой губернии. Определенная веха этой деятельности была связана с музеем Д. Г. Бурылина.

Именно здесь 21—24 апреля 1918 г. состоялся Третий губернский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов формирующейся Иваново-Вознесенской губернии. На съезде были установлены границы губернии и обсужден ряд вопросов. Съезд проходил под руководством М. В. Фрунзе, который стал первым председателем Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома и губсовнархоза. По сути, вопрос о создании губернии был решен в стенах музея Д. Г. Бурылина. Здесь же произошло знакомство М. В. Фрунзе с его основателем. Позднее М. В. Фрунзе сыграл роль и в пополнении фондов музея. С Туркестанского фронта он присылал редкости и древности.

Летом 1918 г. отдел просвещения городского Совета депутатов сделал попытку использовать здание музея в решении некоторых социальных проблем. 23 июня 1918 г. в газете «Рабочий край» было опубликовано объявление, извещавшее жителей Иваново-Вознесенска о том, что открыта запись на летние площадки для детей, чьи родители работают на фабриках и других предприятиях города. Всего на территории города планировалось создать четыре подобные площадки. Одна из них, получившая название бурылин-ской, открывалась в здании музея [7, с. 26—27].

После создания Иваново-Вознесенской губернии город стал не только административным центром, но и культурным. В том же 1918 г. в Иваново-Вознесенск переводят Рижский политехникум в той его части, которую эвакуировали из Риги еще в 1915 г. В губернию привозят библиотеку в 100 тыс. томов. Так был создан Иваново-Вознесенский политехнический институт, насчитывавший тогда более тысячи студентов, в том числе и из соседних губерний. Братья Бурылины еще в 1916 г. выступали за открытие высшего технического учебного заведения в Иваново-Вознесенске, которое способствовало бы дальнейшему промышленному развитию города. Д. Г. Бурылин был членом комитета по учреждению политехнического института. Его товарищество перечислило 50 тыс. руб. на строительство обсерватории и метеостанции. Кроме того, он являлся вольнослушателем вуза, посещая занятия вместе с супругой М. В. Фрунзе [10, с. 27].

Образование Иваново-Вознесенского губернского музея и конструирование новой социальности

25 апреля 1919 г. в Иваново-Вознесенске был образован подотдел по делам музеев и охране памятников старины губернского отдела народного образования. Подотдел возглавил И. И. Власов — историк-краевед, литературовед и общественный деятель. Внимание этого подотдела в первую очередь привлек к себе музей Д. Г. Бурылина, как учреждение культуры, представляющее исключительную ценность по характеру имеющихся в нем предметов. И. И. Власов и Д. Г. Бурылин не раз встречались и обсуждали вопросы, связанные с общественной деятельностью. Власов, будучи профессиональным исследователем, всегда ратовал за развитие просвещения, в том числе и музейного дела. Он восхищался музеем, который был создан Д. Г. Бурылиным, посвятил его описанию множество публикаций в местной прессе и в краеведческой литературе. В частности, заслуживает внимания его статья «Иваново-Вознесенский губернский музей» в губернском ежегоднике за 1920 г.

В ней Власов пишет, что Иваново-Вознесенский губернский музей известен как один из лучших русских провинциальных музеев. В этой публикации он высоко оценивает роль создателя музея — Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Власов считает, и с этим нельзя не согласиться, что музей — гордость не только Иваново-Вознесенска, но и драгоценный памятник русской культуры [1].

В 1919 г. музей Д. Г. Бурылина был национализирован и переименован в Иваново-Вознесенский губернский музей. По постановлению И. И. Власова хранителем музея стал бывший его владелец — Д. Г. Бурылин. Таким образом, музей превратился из частного коллекционного музея в культурно-просветительское учреждение губернского масштаба. Предусматривалось и финансирование за счет средств органов власти. Это отразилось на политике музея в части идеологии. С того времени работники музея стали воплощать в жизнь идеи культурной политики советской власти.

6 июля 1919 г. губернский музей был официально открыт для посетителей. В честь этого события в нем была организована выставка, посвященная революционным событиям 1917 г. в России. Она размещалась на втором этаже здания и занимала один, но достаточно большой, так называемый красный зал. Практически весь экспозиционный материал посвящался деятельности партии большевиков. Краеведческий материал был представлен в контексте работы местной организации этой партии [4, с. 18—19].

В то же время были закрыты и разобраны экспозиции музея, не отвечавшие по своему содержанию идеологической доктрине советской власти. Одними из первых расформировали выставки, на которых экспонировались оружие и масонская коллекция.

В этот период властью выделяются деньги на научные командировки, предусматривается оплата поездок служащих на разного рода курсы по музееведению, каталогизации. Превращению музея в губернский культурный центр способствует и научно-исследовательская работа сотрудников, проводимая в уездах губернии. Согласно архивным данным, 16 июня 1919 г. художнику музея А. М. Кузнецову было выдано удостоверение Иваново-Вознесенским губернским подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины для его командировки в Кинешму и Кинешемский уезд с целью «обследования памятников искусств и старины и принятия мер к их охране и перевозке в Иваново-Вознесенский губернский музей». В нем указывалось: «Губернский подотдел просит уездный исполком, его отделы народного образования и все другие советские учреждения оказывать товарищу Кузнецову в осуществлении задач его командировки всевозможное содействие» [2, л. 56]. Подобное удостоверение было и у Д. Г. Бурылина. Оно разрешало хранителю музея осматривать в различных учреждениях культуры предметы искусства и старины в целях принятия их на учет и перевозки в губернский музей.

11 сентября 1919 г. в Иваново-Вознесенске был открыт Музей текстильной промышленности. Инициатива исходила от Иваново-Вознесенского губернского отделения Всероссийского союза текстильщиков. В основу созданного музея был положен и «мануфактурный отдел» бывшего бурылинско-го музея. Цель текстильщиков заключалась в том, чтобы показать иваново-вознесенскую промышленность в исторической перспективе и настоящей стадии технического и экономического развития. Помогать текстильщикам в их художественных исканиях было призвано картинное собрание губернского музея, которое постоянно пополнялось при содействии Центральной музейной

коллегии: «В столице понимали, что в Иваново-Вознесенске, как центре текстильной промышленности, особенно необходимо хорошее собрание образцов живописного искусства. Оно даст возможность поднять уровень эстетического развития местного рабочего пролетариата, занятого в промышленности, тесно связанного с художественными исканиями» [1, с. 190].

Музей в 1920-х гг.

В начале 1920-х гг. перестали функционировать нумизматическое, кустарное, восточное, художественное отделения, отделение раскопок. Наименьшим изменениям подверглась библиотека музея, но новая идеология внесла и сюда свои поправки. Комплексы выставки, посвященной развитию книгопечатания, получили новые названия: «Книга на службе помещика», «Книга — орудие классовой борьбы» [4, с. 18]. Такие книжные комплексы музея соответствовали той роли, которую отводила власть этим учреждениям культуры. Заместитель наркома просвещения Н. К. Крупская говорила о том, что музей нужно рассматривать как «определенную часть социалистического строительства», чтобы было ясно: «музей — это тот же участок классовой борьбы» (цит. по: [3]).

Продолжала пополняться новыми экспонатами выставка по революционному движению, которая постоянно претерпевала изменения и стала включать в себя несколько отделов: «Старый режим», «Февральская революция», «Октябрьская революция», «Гражданская война и разруха», «Социалистическое строительство». На этой выставке были отражены события, происходившие в Москве, Петрограде и Иваново-Вознесенске. Жители города и губернии могли наглядно увидеть деятельность большевиков и тот вклад, который внесли сами в победу революции и становление нового государства. Кроме того, на выставке присутствовал и агитационный материал. Все это способствовало укреплению советской власти на местах. Тематическая выставка по революционным событиям 1917-го и первым годам существования Иваново-Вознесенской губернии работала до начала 1929 г., когда ей на смену пришел проект, посвященный созданию Ивановской промышленной области.

Но все же 1920-е гг. — это трагическая страница в жизни некогда коллекционного музея Д. Г. Бурылина. В тот период фактически происходило уничтожение и продажа музейных ценностей. Коллекция Д. Г. Бурылина не вписывалась в концепцию музея нового государства, имевшего иную идеологическую направленность и осуществлявшего в связи с этим перераспределение предметов искусства и старины — передачу в фонды других музеев, продажу через различные коммерческие структуры. Некоторые предметы, служащие отправлению религиозного культа, были признаны идеологически вредными. Часть коллекции произведений живописи направили для продажи. История перемещения музейных коллекций и отдельных предметов стала темой целого проекта «Я надеюсь, что это пригодится...», осуществленного в 2010 г. [11].

Выводы

После прихода к власти большевиков были созданы новые основы государственной политики в отношении музейного дела. Высшее партийно-государственное руководство рассматривало музеи в качестве объектов государственной значимости, осуществляло их национализацию. Музеи как социокультурные элементы стали частью политики и должны были способствовать переходу к социалистическому строю.

Иваново-Вознесенский губернский музей являлся одним из центров музейной сети, выстроенной советской властью. Он был включен в систему централизованной государственной культурной политики и идеологии. Это проявилось в его национализации, изменениях в экспозиционно-выста-вочной деятельности, ликвидации части коллекций при формировании музея, а также запустило процесс их передачи в фонды других музеев. Создание в стенах бывшего музея Д. Г. Бурылина Музея текстильной промышленности способствовало становлению его промышленной идентичности. Музей сыграл большую роль в общегосударственной политике конструирования «нового человека», руководствующегося социалистическими ценностями. При этом специфика 1920-х гг. (отсутствие жесткого политического контроля) благоприятствовала задействованию в работе музея «старых» кадров, в частности, хранителем музея оставался бывший его владелец Д. Г. Бурылин, что станет практически нереальным уже во второй половине 1920-х гг., когда политический идеологический нажим будет более жестким.

Библиографический список

1. Власов И. И. Иваново-Вознесенский губернский музей // Иваново-Вознесенский губернский ежегодник (календарь-справочник) на 1920 год. Иваново-Вознесенск, 1920. С. 187—190.

2. Государственный архив Ивановской области. ФР-393. Оп. 1. Д. 54.

3. Дмитриенко Н. М., Лозовая Л. А. Первый музейный съезд как фактор эволюции музейного дела России // Вестник Томского государственного университета. Сер.: История. 2013. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pervyy-muzeynyy-sezd-kak-faktor-evolyutsii-muzeynogo-dela-rossii (дата обращения: 10.02.2015).

4. Куприянова Л. Н. Экспозиционно-выставочная деятельность Иваново-Вознесенского губернского музея в 1-й половине 1920-х годов // Музей. История. Наука : материалы второй научно-практической конференции / Иван. гос. ист.-краевед. музей им. Д. Г. Бурылина. Иваново : Референт, 2009. С. 18—23.

5. Ленин В. И. Странички из дневника. М. : Партиздат, 1934. 112 с.

6. Лопатина Е. Г. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в 1917-м — середине 1930-х годов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-ohrany-pamyatnikov-istorii-i-kultury-v-1917-seredine-1930-h-godov (дата обращения: 11.02.2015).

7. Орлов Д. Л. Иваново-Вознесенский губернский музей, 1924 год. Иваново : Изд. Епишева О. В., 2014. 107 с.

8. Равикович Д. А. Организация музейного дела в годы восстановления народного хозяйства (1921—1925) // Очерки истории музейного дела в СССР. М. : Сов. Россия, 1968. Вып. 6. С. 97—145.

9. Сборник статей и материалов по истории образования Иваново-Вознесенской губернии. Иваново-Вознесенск, 1918. Вып. 1. 122 с.

10. Семененко А. Д. Г. Бурылин и И. И. Власов: из истории пересечений в Иваново-Вознесенске // Бурылинский альманах. 2014. № 1. С. 22—27.

11. «Я надеюсь, что это пригодится...» (Д. Г. Бурылин) / под общ. ред. Д. Л. Орлова. Иваново : Изд. Епишева О. В., 2011. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.