Научная статья на тему 'К вопроссу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии'

К вопроссу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5781
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА / КОНЦЕПЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ТЕОРИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалонько Е. Б.

Статья посвящена анализу основных научных школ в изучении темперамента, сформировавшихся в отечественной и зарубежной психологии, анализу основных концепций темперамента, таких как психофизиология индивидуальных различий, психодинамические характеристики индивида, место темперамента в структуре индивидуальности, регулятивная теория темперамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шалонько Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern conception of temperament in Russian and foreign psychology

The article is devoted to the analysis of the basic science schools in temperament study, formed in Russian and foreign psychology, and also the analysis of the basic concepts of temperament, such as psychophysiology of individual differences, psychodynamic characteristics of an individual, place of temperament in the individuality structure and the regulative theory of temperament.

Текст научной работы на тему «К вопроссу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии»

Е. Б. Шалонъко

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ТЕМПЕРАМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ.

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Т. Л. Чепель

Статья посвящена анализу основных научных школ в изучении темперамента, сформировавшихся в отечественной и зарубежной психологии, анализу основных концепций темперамента, таких как психофизиология индивидуальных различий, психодинамические характеристики индивида, место темперамента в структуре индивидуальности, регулятивная теория темперамента.

The article is devoted to the analysis of the basic science schools in temperament study, formed in Russian and foreign psychology, and also the analysis of the basic concepts of temperament, such as psychophysiology of individual differences, psychodynamic characteristics of an individual, place of temperament in the individuality structure and the regulative theory of temperament.

Изучение темперамента представлено в психологии разными научными подходами и традициями. Учение о темпераменте в отечественной психологии достаточно ярко обозначено И. П. Павловым, разработавшим теорию темперамента, основанную на суждениях античных философов. И. П. Павлов утверждал, что тип нервной системы - это то же самое, что темперамент. В своих исследованиях И. П. Павлов выделил общие для человека и животных типы высшей нервной деятельности, различающиеся по свойствам нервной системы: силе основных нервных процессов - возбуждения и торможения, их равновесию и подвижности. И. П. Павлов подчеркивал, что выделенные им типы точно соответствуют древней классификации темпераментов. Отличительным признаком типа И. П. Павлов называл приспособленность к окружающей среде и стойкость в отношении к болезнетворным агентам1.

В дальнейшем исследование свойств нервной системы с точки зрения индивидуальных особенностей было продолжено Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным,

В. С. Мерлиным, П. К. Анохиным, В. М. Русаловым, Э. А. Голубевой и другими исследователями .

Б. М. Теплов явился создателем уни-кального направления в мировой науке -психофизиологии индивидуальных различий. Основной целью исследований Б. М. Теплова являлось изучение физиологических механизмов индивидуально-психологических различий людей. В его работах обозначено понимание природной основы, на которой складываются психологические типы2.

Концепцию Б. М. Теплова поддерживал и развивал В. Д. Небылицын, основываясь на данных многочисленных исследований. В. Д. Небылицын в своих исследованиях доказывает, что темперамент характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психической деятель -ности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний3.

Итак, в отечественной психологии предпринимались неоднократные попытки показать, что тип темперамента - катего-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

рия исключительно психологическая. Одним из ведущих отечественных исследователей темперамента являлся В. С. Мерлин, основатель пермской психологической школы4.

Он полагал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. В. С. Мерлин относил к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые: регулируют динамику психической деятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; однозначно обусловлены общим типом нервной системы. В. С. Мерлин выделяет следующие свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, темп психических реакций, пластичность или ригидность5.

В основе современных представлений о темпераменте лежит фундаментальная концепция функционально-системной организации работы мозга, предложенная П. К. Анохиным. Свойства нервной системы при этом трактуются как базальные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную деятельность нервной системы. Это понимание резко изменило подход к месту темперамен -та в структуре индивидуальности. Базальные характеристики позволили связать темперамент с другими характеристиками индивидуальности, такими как способности, направленность, характер, мотивация6.

Систематические теоретико-экспериментальные исследования индивидуальности и способностей были проведены Э. А. Голу-бевой с сотрудниками (Н. Я. Большунова, Е. П. Гусева, С. А. Изюмова, М. К. Кабар-дов, Б. Р. Кадыров, Н. Е. Максимова, В. В. Печенков, Т. Л. Чепель и др.). Опи-

раясь на фундаментальные исследования В. Д. Небылицына, Я. Стреляу, Н. Д. Ле-витова, темперамент рассматривался как категория личности. Описывая структуру индивидуальности, Э. А. Голубева уделяет особое место темпераменту, системообразующими признаками которого в системе индивидуальности являются эмоциональность и активность.

В школе Э. А. Голубевой изучена проблема соотношения способностей и темперамента. На экспериментальном материале установлены следующие зависимости:

1. Выявлены соотношения способностей к обучению, школьной успеваемости и типологических свойств нервной системы как физиологической основы темперамента.

2. Установлена взаимосвязь способностей к обучению и эмоциональности как существенной психологической характеристики темперамента и одновременно характеристики мотивационной стороны поведения, обусловленной типологическими свойствами нервной системы.

3. Доказано наличие устойчивого соот-ношения способностей и темперамента через такую общую психологическую характеристику, как активность, являющуюся общим структурообразующим признаком и одновременно обусловленную типологическими свойствами нервной системы7.

По предположению В. М. Русалова, темперамент является эволюционно необходимой составной подструктурой, лежащей в основе развития более сложных, личностных конструктов и формирующей своеобразие когнитивной подсистемы личности8.

Анализируя зарубежные теории темперамента, можно выделить концепцию Г. Айзенка, которая основывается на идее И. П. Павлова о свойствах нервной системы (силы и возбудимости). Г. Айзенк обосновывает иерархическую модель личности с обозначением таких основных параметров, как интроверсия и экстраверсия, а также нейротизм и стабильность9.

М. Ротбэрт определяет темперамент как конституциональные индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции. Это понятие рассматривается как относительно устойчивое биологическое устройство, подверженное влиянию наследственности, созревания и опыта10.

Подтверждение идей В. С. Мерлина можно найти в исследованиях Яна Стре-ляу, посвященных психологическим аспектам темперамента.

Я. Стреляу создал «регулятивную теорию темперамента ». Измерение энергетической составляющей темперамента осуществляется через определение активности и реактивности. Индивид стремится к тому, чтобы поддержать оптимальный уровень бодрствования, что является его основной потребностью11.

Изучая различные концепции темперамента, можно говорить о том, что наиболее популярная теория детского темперамента принадлежит американскому ученому A. Томасу.

Александр Томас (Alexandrer Thomas), Стела Чесс (Stella Chess) и Герберт Берч (Herbert Birch) рассматривали в своих исследованиях индивидуальность ребенка, основным критерием которой считали темперамент. Исследуя индивидуальность ребенка , авторы сосредоточились не только на влияниях среды, но и на воздействии внутренних факторов. Совокупность внутренних факторов и была обозначена как темперамент ребенка12. А. Томас, С. Чесс и Г. Берч создали так называемую «динамическую теорию психиатрии и развития детей», выявив девять свойств темперамента, формирующих индивидуальность ребенка и составляющих три основных типа темперамента детей. Авторы описали развитие индивидуальности детей со следующей сложной динамикой: дети с определенными свойствами темперамента вызывают типичные реакции окружающей среды, эти типичные реакции окружающей среды рикошетом отражаются на свойствах темперамента детей.

Изменившиеся свойства темперамента оказывают последующее влияние на окружающую среду, что снова вызовет ее реакцию и последующее влияние на свойства темперамента детей. Итак, авторами разработана теория, доказывающая влияние индивидуальности детей на их развитие.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что темперамент исследовался достаточно широко как в России, так и за рубежом. В исследованиях представлены различные научные школы и традиции изучения темперамента. Наиболее важными положениями о темпераменте являются прежде всего концепции Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, Э. А. Голубевой, обозначающие природную основу темперамента и отмечающие, что он характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Так, Б. М. Тепловым индивидуальные различия рассматриваются как характеристики способов уравновешивания организма со средой. Э. А. Голубева понимает темпера -мент как эволюционно необходимую составную индивидуальности. Взаимосвязанные компоненты индивидуальности, по мнению Э. А. Голубевой: темперамент, способности, характер и направленность, мотивация. Развитие индивидуальности в дошкольном возрасте ярко окрашено проявлением темперамента во всех сферах жиз-недеятельности ребенка. Свойства темперамента (интроверсия - экстраверсия), по мнению Э. А. Голубевой, проявляются в общении и являются компонентом социальной направленности личности. В. С. Мерлин доказывает, что темперамент регулирует динамику психической деятельности в целом. Я. Стреляу обозначает темперамент как совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. А. Томас и С. Чесс представляют темперамент как стиль поведения детской индивидуальности .

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

1Павлов И. П. Полное собрание сочинений.М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951-1952.

2 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961.

3 Небылицът В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 4Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

5Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1973. 6Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

7 Голубееа Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.

8 Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

9 Eysenck H. J. The Scientific Study of Personality. L., 1952.

10Rothbart M. Measurement of temperament in infansi // Chil Development. 1981. N 52. P. 569-578.

11 Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.

12 Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. С. 111-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.