Научная статья на тему 'Анализ подходов ученых к активности как темпераментальному и личностному свойству субъекта'

Анализ подходов ученых к активности как темпераментальному и личностному свойству субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
722
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Дарья Александровна

В статье рассматриваются подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению активности как свойства темперамента и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the approaches of scientists to activity as temperamental and personal property of the subject

The article considers the approaches of domestic and foreign authors to studying activity as property of the temperament and the personality, their common and specific features.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов ученых к активности как темпераментальному и личностному свойству субъекта»

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ УЧЕНЫХ

К АКТИВНОСТИ КАК ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ СВОЙСТВУ СУБЪЕКТА

Д.А. ВОЛКОВА

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению активности как свойства темперамента и личности.

В отечественной и зарубежной психологии прослеживаются две основные линии решения проблемы взаимоотношения понятий активности как темпераментального свойства и активности как свойства личности. Большинство исследователей подчеркивают их теснейшую взаимосвязь. При этом диапазон высказываний и точек зрения очень велик.

На сегодняшний день к свойствам темперамента по результатам как зарубежных, так и отечественных исследований, чаще всего относят те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом, обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях [Мерлин, 1986; Небыли-цын, 1976; Палей, Горбачевский, 1972; Русалов, 1986; Стреляу, 1982; Thomas, Chess, 1989; Buss, Plomin, 1984; Rothbart, 1989 и др.].

Вопросы генетической обусловленности активности индивида как психодинамической характеристики темперамента являются предметом специальных экспериментальных исследований зарубежных и отечественных ученых.

В начале 1960-х гг. под руководством А. Томаса и С. Чесс было начато лонгитюдное исследование темперамента, в ходе которого авторами было выделено 9 свойств темперамента: активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания / настойчивость - и получены доказательства их генетической обусловленности [Thomas, Chess, 1977, 1987, 1991]. А. Томас и С. Чесс рассматривают активность как уро-

вень двигательной активности и соотношение периодов двигательной активности и пассивности.

Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента, пришли к выводу, что основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность [Buss, Plomin, 1975, 1984; Buss, 1991]. В данной концепции активность представляет собой проявление общего энергетического уровня в моторике. По мнению авторов об активности свидетельствуют три показателя: темпы движений, интенсивность и выносливость испытуемого. О темпе реакций (основном показателе активности) судят по быстроте движений. Испытуемые, обладающие высоким темпом, всегда спешат, у них быстрая речь, стремительные движения, они ходят быстрее, чем другие, не могут долго сидеть на одном месте и т. д. Интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений. Люди, которые имеют высокий уровень этого показателя, громко стучат в дверь и широко ее распахивают. У них железное рукопожатие, громкий голос, выразительная жестикуляция. Третий показатель - выносливость - свидетельствует о способности долго оставаться активным, не уставать.

Авторы психобиологического подхода к исследованию темперамента, М.К. Ротбарт и Д. Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения [Rothbart, Derryberry, 1981]. М.К. Ротбарт и Д. Дерриберри выделяют в качестве основных свойств темперамента активность, эмоциональность и приближение/удаление, однако, согласно психобиологической модели, свойства темперамента не рядоположны: они образуют две группы факторов, одна из которых (реактивность) является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а другая (саморегуляция) - связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. В данном эмпирическом исследовании была подтверждена генотипическая обусловленность показателей реактивности (активность, эмоциональность) и саморегуляции (приближение-удаление).

Неоценимый вклад в изучение проблемы активности внесли психофизиологические исследования в области изучения основных свойств нервной системы. Основоположниками этого направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын.

Б.М. Тепловым была разработана программа исследования свойств нервной системы, цель которой состояла в том, чтобы «подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторых индивидуально-психологических различий людей...» [Теплов, 1985]. Исследования, проведенные в этом направлении, представляют собой последовательный переход от изучения собственно физиологических основ индивидуальности (свойств нервной системы) к анализу их соотношения с психологическими характеристиками и далее - к изучению собственно динамических характеристик психической деятельности. К числу последних относятся задатки способно-

стей и темперамент, исследование которого началось в 1960-е годы под руководством В.Д. Небылицына. Темперамент рассматривается Небылицыным как «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний» [Не-былицын, 1976, с. 178]. В структуре темперамента Небылицын выделил два основных компонента: активность и эмоциональность.

Активность связана с энергетическими потенциалами человека, позволяющими ему с большей или меньшей эффективностью осваивать и преобразовывать окружающий его мир. «Степень активности распределяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе, до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на другом» [Небылицын, 1976, с. 178]. «К группе качеств, составляющих первый компонент, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй, двигательный или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально речедвига-тельного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков» [там же, с. 179] Поскольку энергетические потенциалы определяют динамику деятельности человека в самых разных ситуациях и самых разных сферах, активность, по мнению В.Д. Небылицына, нельзя ограничивать только особенностями моторики: динамические характеристики активности, по его предположению, могут проявляться и в других сферах, в частности, в общении и в познавательной деятельности.

В.Д. Небылицын четко отграничивал темперамент от других психических образований личности. По его мнению, «темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности».

Первые экспериментальные исследования, проведенные в дифференциальной психофизиологии, были связаны с анализом структуры активности и выяснением ее связей с психофизиологическими особенностями человека [Небылицын, Крупное, 1970]. Эти исследования показали, что об активности можно судить по трем ее проявлениям - по индивидуальному темпу деятельности (по скорости двигательной реакции, которая свойственна испытуемому и которую он склонен сам выбирать), по склонности к разнообразию реакций и склонности к действиям в ситуации, когда, по условиям эксперимента, действие не является обязательным (одни люди склонны, а другие не склонны к проявлениям сверхнормативной активности).

В дальнейшем было обнаружено, что эти три показателя активности, называемые в ряде работ скоростным (темп), вариационным (пластичность) и эргическим компонентами активности в самых разных сферах - в двигательной, когнитивной, волевой и в сфере общения [Бодунов, 1982; Крупнов,

Жемчугова, 1978; Русалов, 1979]. В исследованиях Б.Р. Кадырова (1976), B.C. Юркевич (1974) были введены новые параметры оценки психодинамических характеристик активности, такие как стремление к новизне и «устойчивость активности».

Исследования В.Д. Небылицына заложили основы системного представления о природе человеческой индивидуальности. Определяя основные направления в исследовании целостной индивидуальности, В.Д. Небылицын отмечал необходимость изучения таких признаков поведения, которые носят общеличностный характер и «позволяют охарактеризовать индивида со стороны наиболее целостных особенностей его поведения» [Небылицын, Круп-нов, 1970, с. 122]. В качестве такой общеличностной характеристики целостных особенностей поведения человека он выделял общую психическую активность индивида, которая присутствует в различных личностных образованиях: темпераменте, характере и способностях. Другими словами, активность определялась как интегральная характеристика личности, выражающаяся в ее предрасположенности к активным действиям, которой присущи количественные и качественные особенности. Количественные особенности активности проявляются в совершаемой деятельности: в ее темпе, интенсивности, уровне и распределении во времени, а качественные определяются ее мотивами, установками, интересами и побуждениями, обусловливающими совершение тех или иных действий.

Активность как общеличностная и интегральная характеристика субъекта, в рамках концепции общих свойств исследовались А.И. Крупновым, Т.Ф. Базылевич, В.М. Русаловым, Э.А. Голубевой и др. Основными направлениями исследований А.И. Крупнова стали поиск и обоснование конкретных переменных и параметров измерения различных видов активности, изучение психологической структуры различных видов активности, выявление нейрофизиологических основ индивидуальных различий в динамических проявлениях активности, целостный анализ активности как общеличностной характеристики субъекта [Крупное, 1981, 1983].

В своих исследованиях А.И. Крупнов в качестве единицы анализа индивидуальных проявлений активности взял конкретные акты поведения и действий человека. Анализ актов поведения и действий человека, как исходная позиция изучения индивидуальных проявлений активности, дает возможность рассматривать активность в движении, функционировании, что является основной формой ее существования.

Предпринятый автором целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений активности человека предлагает теоретическую и экспериментальную модель, которая учитывает включенность динамических характеристик в качестве внутренних составляющих компонентов реализации отдельных актов поведения и действий человека. Экспериментальное изучение конкретных актов поведения и действий человека в различных сферах жизнедеятельности создало предпосылки для выявления как общих закономерностей в проявлениях активности человека, так и специфических их особенностей в психомоторной, интеллектуальной, волевой сферах и сфере общения.

В соответствии с исходной теоретической посылкой о системном представлении конкретных актов поведения и действий человека А.И. Крупнов считает, что их реализация осуществляется в тесном взаимодействии всех трех подсистем (операционно-динамической, мотивационно-смысловой и продуктивно-результативной). В этой структуре четко проявляется сущность активности как процесса, «обеспечивающего непрерывное взаимодействие субъекта с миром» [Крупнов, 1984, с. 28]. Вместе с тем, акцент в исследованиях активности человека в данной лаборатории был сделан на исследовании формально-динамических характеристик. Не случайно автор все чаще психическую активность относит к подсистеме, входящей наряду с с эмоциональностью и селективностью в структуру темперамента.

В.М. Русаловым предложена теория индивидуальности о природе, строении и значении темперамента в системе свойств индивидуальности. В.М. Русалов рассматривает темперамент (относящийся к формальным характеристикам), как необходимый компонент предметно-содержательных характеристик индивидуального поведения человека. Одним из исходных положений специальной теории индивидуальности является признание «пусковой роли врожденных программ поведения человека», на базе которых человек «овладевает всем богатством предметного и содержательного мира». По мнению автора по мере созревания и развития человека в условиях конкретной деятельности и социально исторической среды «благодаря генетической устойчивости биологических компонент постепенно у каждого индивида складывается некая присущая только ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие обобщенные характеристики индивидуальности» [Русалов, 1991]. При этом мотивы, знания, установки и цели интегрируются и обобщаются по иным законам, чем исполнительные психофизиологические. В результате действия первых законов формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате действия вторых -формально-динамические особенности индивидуального поведения.

На сегодняшний день наиболее характерную прогрессивную тенденцию всей психологической науки, главной темой психологических исследований является целостное познание человека. В русле общенаучного знания речь идет о двух взаимосвязанных характеристиках - самом человеке и мире, в котором он живет - его сущности и существовании. Связи и отношения человека с окружающим миром весьма многообразны, а потому многообразны и его свойства.

Человек как саморегулирующаяся система со своей мотивацией, уверенностью, прошлым опытом может реагировать каждый раз по-разному. В зависимости от деятельности сознания обнаруживают завидное непостоянство показатели взаимосвязи психических свойств индивидуальности человека в реальной жизни, наблюдается их многомерность и многовариатив-ность [Ломов, 1984].

В связи с этим в психологии выделяется проблема человека как субъекта инициирующего и осуществляющего изначально все виды специфической

человеческой активности, творческой и нравственной [Брушлинский, 1989,

1991]. Человек как субъект - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, формирующихся в ходе исторического и индивидуального развития. Будучи изначально активным, человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности, и сам участвует в формировании окружающего мира, воздействуя на него. При этом отмечается, что только на уровне целостности человека психическая активность становится сущностной характеристикой, выявляя его неповторимость [Гербачевский,

1992].

Проблема понимания активности как важнейшей характеристики субъ-ектности человека рассматривалась в трудах К.А. Альбухановой-Славской, A.B. Брушлинского, C.J1. Рубинштейна, И.А. Джидарьян и др.

В концепции C.JI. Рубинштейна активность рассматривается не только как мера взаимоотношения и взаимодействия внутреннего и внешнего (по принципу «внешнее через внутреннее»), но и как особый способ взаимодействия, отношения человека к миру. «Величие человека, его активность, проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись ко Вселенной, миру, бытию». Таким образом, в работах С.Л. Рубинщтейна подчеркивается идея о человеке как субъекте жизни, при этом активность и субъектность рассматриваются как взаимосвязанные характеристики.

A.B. Брушлинский прямо относит деятельность, поведение, общение, а также созерцание, саморегуляцию, познание, обучение - к видам специфической человеческой активности. Особый акцент автор делает на принципе: психика формируется, развивается и проявляется в различных формах и видах активности субъекта. Фактически у A.B. Брушлинского активность -способ формирования, развития и проявления человека как субъекта.

Эту линию развивает К.А. Альбуханова-Славская (1991) в рамках проблемы личной жизни и ее стратегий По мнению автора, активность и деятельность различаются прежде всего тем, что «...деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности» [Альбуханова-Славская, 1991, с. 77]. Активностью движет не предмет; она определяется субъектом и принадлежит субъекту, хотя направлена на деятельность, которая имеет дело с предметами. Тем самым активность выступает «посредником» между деяниями личности и требованиями общества. Общество определяет формы деятельности и свои требования к деятельности индивида, личность же вырабатывает индивидуальные формы активности и реализует их в деятельности. Именно активность, по мнению К.А. Альбухановой-Славской, позволяет вскрыть внутренние движущие силы личности, которые складываются во всех формах ее социально-психологической объективации, ее поведении, ее отношениях с окружающими, в ее социально-психологической позиции.

Определяя активность как свойство личности К.А. Альбуханова-Славская выделяет ее сущностные признаки:

1. Активность придает особую личностную значимость деятельности. Основным свойством активности является ее принадлежность субъекту, вне которого она не может существовать. При этом автор подчеркивает, что субъекту активности присущи все характеристики субъекта деятельности (психические, моральные, социальные, профессиональные и т. д.), но только более личностно окрашенные, личностно направленные [там же, с. 79].

2. Активность как особое качество субъекта в системе его социальных взаимодействий выполняет координирующую роль между личными предпочтениями и требованиями социума.

3. Активность возникает как прижизненное образование личности.

4. Активность проявляется различным образом, в одних случаях реализуется действенно-практически, в других - структурно-умозрительно.

5. В течение жизни активность приобретает различную направленность в связи с ориентацией на конкретные достижения (материальные блага, карьеру, духовные ценности и т. д.).

6. Активность зависит как от внутренних предпосылок, так и от внешних условий, а также от их соотношения. В качестве внешних условий выступают социально- психологические предпосылки взаимодействия личности с обществом, а в качестве внутренних - иерархия мотивов.

Таким образом, в качестве особенностей активности личности К.А. Аль-буханова-Славская выделяет: типичный способ выражения личностных потребностей субъекта; способ самовыражения личности; способ организации жизни; способ разрешения противоречий между желаемым и необходимым; системное качество личности; показатель удовлетворенности деятельностью; многомерное явление, высшими формами которого являются инициативность и ответственность [Альбуханова-Славская, 1991].

В том же ключе решает проблему выявления существенных признаков активности И.А. Джидарьян (1988). Исследуя основные различия категорий активность и деятельность, она определяет активность как особое качество, уровень, мера взаимодействия субъекта с объектами окружающей действительности, в том числе мера деятельности; способ самовыражения и самоосуществления личности в жизни, при котором достигается (или нет) его качество как целостного, самостоятельного и саморазвивающегося субъекта.

Л.Я. Дорфман рассматривает активность как основной способ взаимодействия интегральной индивидуальности с миром. По его мнению «человеку присущи формы активности, обусловленные и внешними, и внутренними источниками одновременно... Проблема заключается не в том, чтобы, выделяя одни формы активности, отрицать другие. Она состоит в том чтобы, признав в равной степени их значимость, определить в то же время роль и место, вклады и сферы влияния каждой из них в жизнедеятельности человека как некое интегральное, вобравшее в себя все формы активности, целое [Дорфман, 1993, с. 328]. Автор считает различные проявления деятельности формами активности, которые образуют единую жизнедеятельность человека; иначе - активность человека есть способ существования человека, интегральной индивидуальности, ее взаимодействия с миром.

Таким образом, на основе вышеизложенного, исследования активности субъекта можно условно разделить на два направления: в ряде работ активность отождествляется со свойствами темперамента [Равич-Щербо, 1988; Мерлин, 1986; Небылицын, 1976; Палей, Горбачевский, 1972; Русалов, 1985; Стреляу, 1982; Thomas, Chess, 1977; Buss, Plomin, 1984; Rothbart, 1989 и др.] по мнению других активность выступает как личностная характеристика человека [Альбуханова-Славская, 1991; Брушлинский, 1994; Джидарьян, 1998 и др.]. Несмотря на нерешенность проблемы соотнесения двух понятий, наблюдается очевидное стремление к их дифференциации. Наряду с различиями в точках зрения и дискуссиями существуют «точки соприкосновения», общее во взглядах различных авторов в отношении понятия активность, одна из которых - понимание активности как важнейшей характеристики субъектности человека.

На основе анализа отечественной и зарубежной литературы можно выделить общие и специфические особенности активности как свойства темперамента и как свойства личности.

Общим в содержании понятий активности темперамента и активности личности выступает понимание данных категорий как субъектных, целостных и проявляющихся в различных сферах деятельности, а также в диалектическом единстве сущностного и процессуального.

Особенное активности как компонента темперамента связано с генетической обусловленностью (наследуемостью); возникновением на раннем этапе онтогенеза (присуще с рождения) и онтогенетической стабильностью; формальностью (активность темперамента на связана с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность; связь с процессуальной (количественной) стороной деятельности.

Особенное активности личности связано с социальной обусловленностью (возникает при жизни); формированием в процессе взаимодействия субъекта с окружающим миром; в отличие от формальных свойств всегда имеет направленность; отражает в большей степени содержательные (качественные) характеристики деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН,

1994.

3. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического зна-

ния // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988.

4. Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3.

5. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

6. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -М„ 1976.

7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М„ 1988.

8. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.

9. Buss F., Plomin R. Temperament: Early developing personality traits. - Hillsdale, NJ, Erl-baum, 1984.

10. Thomas A., Chess S. Temperament and Development. - N. Y.: Brunner/Mazel, 1977.

THE ANALYSIS OF THE APPROACHES OF SCIENTISTS TO ACTIVITY AS TEMPERAMENTAL AND PERSONAL PROPERTY OF THE SUBJECT

D.A. VOLKOVA

The Chair of Social and Differential Psychology

Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Mak.la.ya St., 117198 Moscow, Russia

The article considers the approaches of domestic and foreign authors to studying activity as property of the temperament and the personality, their common and specific features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.