Научная статья на тему 'К уточнению статуса лутка Mergus albellus на севере Нижнего Поволжья'

К уточнению статуса лутка Mergus albellus на севере Нижнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
65
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К уточнению статуса лутка Mergus albellus на севере Нижнего Поволжья»

Около посёлка управления заповедника зимой 1944/45, как и зимой 1945/46, держались 2.5-3 десятка больших синиц. В апреле отмечено заметное обновление состава особей, за счёт откочёвки птиц к местам гнездования. По единичным наблюдениям, масштабы этих кочёвок очень невелики (несколько километров). Неустойчивый состав синиц отмечен также в октябре и ноябре.

Установлена оседлость трёх генераций синиц, живших два года на пространстве немногим более одного квадратного километра.

Отмечен большой отход молодых синиц, достигающий 55-72% через полгода после вылета их из гнезда и 82% через год.

Такой же большой отход и интенсивное обновление состава (82-95% за год) характерны и для всей популяции больших синиц заповедника.

Литература

Станчинский В.В. 1927. Птицы Смоленской губернии. Смоленск: 1-217.

Ю ОЗ

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2002, Экспресс-выпуск 194: 759-761

К уточнению статуса лутка Mergus albellus на севере Нижнего Поволжья

Е.В.Завьялов1^ Н.Н.Якушев1^ В.Г.Табачишин2), Ю.Ю.Лобачев^

Биологический факультет, Саратовский государственный университет, ул. Астраханская, д. 83, Саратов, 410026, Россия 2) Саратовский филиал Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, ул. Рабочая, д. 24. Саратов, 410026, Россия

Поступила в редакцию 4 сентября 2002

Луток Mergus albellus относится к той специфичной и довольно представительной группе видов с обширным ареалом, которые могут образовывать изолированные гнездовые поселения, значительно удалённые от основных репродуктивных районов. На дизъюнктивный характер ареала лутка, в частности, указывает существование его гнездовых популяций южнее лесной зоны на Сарпинских озёрах (Иванов 1976), в низовьях Днепра и в долине Урала у 50-й параллели (Степанян 1990). Высказывались предположения о гнездовании лутка на севере Кустанайской обл., а также к северу от Петропавловска и Булаево по долине Иртыша в Казахстане (Долгушин 1960). Летние встречи лутков на многочисленных степных водоёмах юга России трактуются неоднозначно, их относят как к линным, так и гнездящимся птицам. Не является исключением и север Нижнего Поволжья, где к на-

стоящему времени накоплены материалы, позволяющие специально обсудить вопрос о статусе здесь этого вида.

Длительное время лутка в Саратовской обл. относили к малочисленным регулярным мигрантам. В список птиц региона он внесён на основании регистрации на Волге в окрестностях Хвалынска в конце XIX в. (Радищев 1899). С тех пор лутков периодически встречали в Саратовской обл. в период весенней и осенней миграции. Например, их несколько раз добывали на Волге под Саратовом (Барабаш, Козловский 1941), регулярно отмечали в 1960-х на пролёте в верхней зоне Волгоградского водохранилища (Деви-шев 1975), в 1990-х наблюдали на Еруслане в Краснокутском р-не (Завьялов и др. 1997), на водоёмах в пойме Волги под Саратовом (Пискунов 1996) и т.д. Наибольшее число встреч транзитных мигрантов весной приурочено к концу марта-первой половине апреля, а осенью — к октябрю и первым числам ноября. Весной наблюдаются, главным образом, пары или птицы в составе стай из 3-5, реже 8-9 особей (Козловский 1949; Козлов 1953), осенью отмечаются в основном группы из 15-30 и более лутков.

В целом эти данные подтверждают общепринятое современное (1971-2001) мнение о том, что на юге лесостепной зоны европейской части России (Мордовия, Правобережье Ульяновской обл., Пензенская обл., север саратовского Правобережья) луток не размножается и является здесь лишь пролётным и очень редким видом, когда на выделенной территории ежегодно регистрируется не более 1-10 встреч (Фролов и др. 2001). Между тем, в литературе есть указание на возможность размножения лутка в пределах Саратовской обл.: с 1941 по 1945 пара этих птиц размножалась на одном из озёр волжской поймы в окрестностях Вольска (Козлов 1953). На отрожине Большого Узеня в Александрово-Гайском р-не Саратовской обл. в июне 1983 обнаружен выводок из 8 пуховичков в сопровождении самки. В конце августа 1987 у с. Варфоломеевка того же района охотники добыли три молодых птицы, ещё не ставшие на крыло (Мосейкин 2000). Мы добыли молодого нелётного самца лутка 9 июля 2002 на степном пруду в окрестностях хутора Ветелки Александрово-Гайского р-на (его шкурка хранится в Зоол. музее Саратовского университета, № 2381).

Приведённые сведения свидетельствуют в пользу регулярного размножения лутка на севере Нижнего Поволжья. В то же время возникает несколько вопросов как в отношении причин и времени проникновения лутка в степную и полупустынную зоны, так и по поводу его образа жизни в столь необычных для этого вида условиях. Выдвигая наиболее приемлемую, на наш взгляд, гипотезу в отношении генезиса распространения вида, следует, очевидно, обратить внимание на четвертичную фауну региона и вселение северных видов, которые в результате наступления ледника были вынуждены отступать к югу. Именно по этим причинам в гнездовой фауне Саратовской обл. и ныне присутствуют виды бореального пояса, главным образом дендрофилы. К группе плейстоценовых реликтов И.А.Долгушин (1957) относит и некоторых околоводных и водоплавающих птиц, т.е. обитателей интразональных ландшафтов, которые также были вынуждены двигаться к югу. Размножение некоторых из них, хотя и не регулярно, регистрируется на севере Нижнего Поволжья и в настоящее время. К ним, в

частности, относятся свиязь Anas penelope, гоголь Bucephala clangula и, как оказалось, луток. Разделяя мнение И.А.Долгушина, мы должны подчеркнуть, что в плейстоценовую эпоху в регионе сложились условия, способствующие обитанию здесь целого ряда форм, свойственных ныне северным частям Палеарктики.

В отношении биологии размножения лутка в условиях сухой степи и полупустыни сведения крайне скудны. Очевидным является лишь то, что эти утки способны размножаться при полном отсутствии древесной растительности, как это было отмечено в Александрово-Гайском районе. Возможность гнездования в дуплах здесь абсолютно исключена. Даже если предположить, что птенцы в сопровождении самки способны преодолевать значительные расстояния по воде, гнездование лутка в ивняках и старых выгнивших пнях, как это предполагалось для некоторых водоёмов Казахстана (Долгушин 1957), представляется нам всё же маловероятным. Гораздо правдоподобнее предположить, что лутки гнездятся на сплавинах тростника Phragmites australis, достигающих на наших водоёмах высоты 50 см и более. Они зачастую изобилуют нишами разных размеров, в которых вполне могут размножаться утки. Насколько это предположение соответствует действительности, покажут дальнейшие исследования, которые мы планируем осуществить на юге саратовского Заволжья в 2003 году.

Литература

Барабаш И.И., Козловский П.Н. 1941. Материалы по авифауне Нижнего Поволжья//

Уч. зап. Сарат. пед. ин-та 7: 162-173. Девишев P.A. 1975. Состав, численность, воспроизводство водоплавающих птиц Саратовской области ЦТр. компл. экспедиции Сарат. ун-та по изуч. Волгоградского и Саратовского водохранилищ. Саратов: 113-123. Долгушин И.А. 1957. К истории формирования фауны птиц КазахстанаЦ

Изв. АН Каз. ССР. Сер. биол. 2, 14: 3-14. Долгушин И.А. 1960. Птицы Казахстана. Алма-Ата, 1: 401-404. Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Капранова Т.А. и др. 1997. Водоплавающие и околоводные птицы Саратовской области (Gaviiformes, Podicipediformes, Pelecaniformes, Ciconiiformes, Phoenicopteriformes, Anseriformes)//Беркут 6, 1-2: 3-18. Иванов А.И. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-276. Козлов П.С. 1953. Пернатые путешественники. Саратов: 1-80. Козловский П.Н. 1949. К орнитофауне Саратовской области //Уч. зап. Сарат. пед. ин-та 13: 55-126.

Мосейкин В.Н. 2000. Новые орнитологические находки в Саратовской области//

Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 104: 3-7. Пискунов В.В. 1996. Орнитологические находки последних лет //Фауна Саратовской

области: Проблемы сохранения редких и исчезающих видов. Саратов, 1, 1: 113-114. Радищев М.А. 1899. Материалы к познанию орнитофауны Саратовской губернии. Хва-лынский уезд //Тр. Сарат. общ-ва естествоисп. и любителей естествознания 1, 1: 43-79. Степанян JI.C. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-727. Фролов В.В., Коркина С.А., Фролов A.B., Лысенков Е.В., Лапшин A.C., Бородин О.В. 2001. Анализ состояния фауны неворобьиных птиц юга лесостепной зоны Правобережного Поволжья в XX веке//Беркут 10, 2: 156-183.

Ю ОЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.