Научная статья на тему 'К вопросу о распространении и природоохранном статусе серощёкой поганки Podiceps grisegena на севере Нижнего Поволжья'

К вопросу о распространении и природоохранном статусе серощёкой поганки Podiceps grisegena на севере Нижнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
75
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Завьялов Е. В., Табачишин В. Г., Якушев Н. Н., Мосолова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о распространении и природоохранном статусе серощёкой поганки Podiceps grisegena на севере Нижнего Поволжья»

Литература

Никифоров М.Е., Яминский Б.В., Шкляров Л.П. 1989. Птицы Белоруссии: справочник-

определитель гнёзд и яиц. Минск: 1-479. Потапов P.JI. 1987. Перепел — Coturnix coturnix (Linnaeus, 1758) IIПтицы СССР: Курообраз-ные, журавлеобразные. JL: 10-19.

Ю GS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 231: 854-859

К вопросу о распространении и природоохранном статусе серощёкой поганки Podiceps grisegena на севере Нижнего Поволжья

Е.В.Завьялов1), В.Г.Табачишин2), Н.Н.Якушев0, Е.Ю.Мосолова0

Биологический факультет, Саратовский государственный университет, ул. Астраханская, д. 83, Саратов, 410026, Россия 2) Саратовский филиал Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, ул. Рабочая, д. 24. Саратов, 410026, Россия

Поступила в редакцию 12 июня 2003

Серощёкая поганка Podiceps grisegena относится к гнездящимся и пролётным птицам Саратовской обл. Её статус на севере Нижнего Поволжья определён на страницах региональной Красной книги III категорией — как редкого вида, численность которого относительно стабильна или медленно возрастает (Красная книга... 1996). Основанием для присвоения столь высокого природоохранного статуса послужили данные по общей численности серощёкой поганки на данной территории, которая была оценена в первой половине 1990-х в два-три десятка пар. В настоящее время начаты работы по подготовке второго издания Красной книги Саратовской обл., выход в свет которой запланирован на начало 2006 г. В этой связи считаем целесообразным обратиться к накопленным за прошедшее десятилетие сведениям, что позволяет пересмотреть представление в отношении природоохранного статуса ряда видов, в том числе серощёкой поганки.

География данных литературы по распространению вида в регионе не достаточна для сколько-нибудь серьезных обобщений, а северные пределы ареала до конца не выяснены. В наиболее ранних сообщениях (Радищев 1899) содержатся сведения об обитании этих птиц на севере Заволжья в пределах Балаковского и Духовницкого административных р-нов Саратовской обл. Известны случаи добычи Р. grisegena в 1893 у г. Хвалынска (Барабаш, Козловский 1941), а также 6 августа 1931 в окрестностях Вольска А.Н. Пичугиным. В последующий период её распространение в степной зоне характеризуется как спорадическое (Воинственский 1960); в это время

она встречается на водоёмах в долинах больших рек — Волги, Большого Иргиза, Большого и Малого Узеней (Девишев 1975). Столь разрозненные и неполные сведения позволяют говорить лишь о летнем пребывании и слабо выраженном пролёте серощёких поганок в области в тот период.

В последней четверти XX в. серощёкая поганка регулярно отмечалась на пролёте в различных точках Саратовской обл. Например, данные того периода свидетельствуют о её пребывании в весенний период на лиманах в окрестностях с. Варфоломеевка Александрово-Гайского р-на (Пискунов и др. 1998). Кроме того, зарегистрированы одиночные летующие птицы на обильно заросших тростником и рогозом прудах в Дергачевском и Ново-узенском р-нах, а также на очистных сооружениях г. Энгельса. В видовом очерке, составленном В.В.Пискуновым (Красная книга... 1996), указывается, что случаи гнездования носят единичный характер: достоверно подтверждено размножение вида в долине Волги в 1991 и 1993 на территории Марк-совского и Саратовского р-нов, в пойме Медведицы в Аткарском р-не, на прудах и лиманах Краснокутского р-на. Гнездование серощёкой поганки на прудах Новобурасского р-на рассматривается в тот период как вероятное. Наиболее регулярно поганки размножаются на сопредельных с Казахстаном территориях, что косвенно подтверждается данными Н.С.Гордиен-ко (1982, 1988) о широком распространении и высокой численности данного вида на различных водоёмах Северного Казахстана. В наиболее благоприятных местообитаниях поселяется в количестве не более 1-2 пар. Формируется мнение, что значительная доля птиц лишь летует на водоёмах области и не участвует в размножении (Завьялов и др. 1997).

Современные исследования (2000-2003) позволили получить дополнительные данные о размножении и других аспектах экологии серощёких поганок в регионе, а также пересмотреть прежние взгляды в отношении количественной оценки состояния гнездовой популяции этих птиц. Учётами были охвачены водоёмы различных типов в пределах шести административных районов саратовского Заволжья (Александрово-Гайского, Ново-узенского, Дергачевского, Питерского, Краснокутского и Ровенского), где на средних и крупных водоёмах степного типа регистрировалось пребывание поганок в весенний период по голосу (видоспецифичной вибрирующей трели) и визуально, а размножение — на основе регистрации птенцов, которые достаточно хорошо отличаются в полевых условиях от молодых чомг РосИсерБ сгЫаШз отсутствием полос на шее и слабой выраженностью полос на спине.

Установлено, что весенняя миграция происходит в конце апреля-первой половине мая. Пролёт слабо выражен: серощёкие поганки летят поодиночке или парами, реже мелкими группами. В местах будущего размножения Р. grisegena появляется позже других поганок. Гнездится отдельными парами на водоёмах, густо заросших тростником и другой надводной растительностью; предпочитает сочетание обширных пространств рогозовых зарослей с небольшими площадями открытой воды. На открытые участки озёр и прудов выплывает редко, поэтому о пребывании серощёкой поганки на водоёме приходится судить зачастую лишь по голосу. Данное обстоятельство является одной из причин недоучёта численности этих птиц.

Гнёзда располагаются на границе водного зеркала и заросшей части водоёма. Они представляют собой массивную кучу стеблей различных водных растений. Так, например, найденное 17 июня 1975 в Марксовском р-не на пойменном озере гнездо серощёкой поганки было построено из листьев и стеблей рогоза с примесью осоки и обломков стеблей тростника (Завьялов и др. 1997). Свободно плавающие гнездовые постройки встречаются крайне редко. Если они и устраиваются, то используются птицами, как правило, в качестве дополнительных или ложных. Наиболее ранние кладки на крайнем юго-востоке области отмечаются с середины мая, в других районах — на 2-3 недели позже. Например, 5 мая 2003 на пруду полевого типа вблизи хутора Ветелки Александрово-Гайского р-на найдена погибшая самка, в яйцеводе которой находилось сформировавшееся яйцо. В кладке 3-6, чаще 4 яйца с размерами 45.9-57.4x30.1-37.8 мм. В условиях Саратовской обл. насиживать кладку поганки начинают, очевидно, после откладки второго или третьего яйца.

Птенцы появляются через 22-25 сут в последней декаде июня; вылуп-ление происходит с интервалом в несколько дней. Зарегистрированные на территории области выводки состояли из 1-3 птенцов. Сроки подъёма молодых на крыло несколько растянуты; некоторые семейные группы распадаются уже в конце июля, и первые птицы включаются в миграцию. Некоторые семьи сохраняются до конца августа и отлетают в середине сентября. Осенний пролёт не выражен: отдельные мигрирующие особи и мелкие группы отмечаются в области в течение всего сентября. Наиболее поздние встречи серощёких поганок известны для первой декады октября, однако они единичны. Передвижение большинства мигрирующих птиц, очевидно, приурочено к акватории Волги, рек бассейна Камыш-Самарских озёр и имеет южную направленность.

В результате проведенных за три года исследований в пределах изучаемой территории размножение серощёкой поганки отмечено на 18 водоёмах, а общее число зарегистрированных взрослых и молодых птиц составило 67 и 86 особей соответственно. Наиболее стабильные гнездовые поселения вида приурочены к окрестностям с. Верхазовка (пруд Казенный) и пос. Октябрьский (пруд Алимовский) Дергачевского р-на, с. Куровка (б. Дюра, пр. Казенный), с. Тимонин (одноименный пруд) и с. Песчаный Map (пр. Песчанский) Новоузенского р-на, с. Канавка (ур. Вобликов) и х. Ветелки (б. Кривой Лиман) Александрово-Гайского района, центральной усадьбы свх. Орошаемый (пр. Белый и пр. Чижов), с. Алексашкино (пр. Соляный) и с. Новый Путь (пр. Козлов) Питерского р-на. Только на водоёмах указанных районов размножается, вероятно, от 50 до 100 пар, тогда как в целом на севере Нижнего Поволжья ежегодно гнездится 250-400 пар. Анализируя долговременную тенденцию увеличения обилия вида в саратовском Заволжье, нам видится несколько причин, её определяющих. На первый план среди них выходит недоучёт гнездящихся птиц в предыдущий период, а также постепенное нарастание общей численности поганок в регионе на фоне развития тёплой и сухой климатической эпохи. Вместе с тем, динамика численности размножающихся птиц на водоемах области имеет высокую амплитуду, что обусловлено, главным образом, изменением

обводненности гнездовых биотопов и перераспределением серощёких поганок в пределах изучаемой территории.

Выявить прямое или опосредованное влияние гелиоклиматических циклов векового масштаба на динамику распространения изучаемого вида за столь короткий период наблюдений не удалось. Однако за этот временной отрезок вполне отчётливо проявилось несовпадение и разновременность фаз обводнения, наблюдавшихся в разных частях севера Нижнего Поволжья. Данные различия в наполнении водоёмов наблюдались даже в рядом расположенных прудах и озёрах, когда они находились на разных стадиях экогенеза от наполнения до обмеления или пересыхания. Выявляя причины указанных явлений, обратимся к опыту других исследователей, которые на обширном материале показали незначительную роль осадков тёплого периода года в наполнении стоячих и проточных водоёмов (Кузнецов 1960). Обратная зависимость выявлена в отношении зимних осадков, которые в течение холодного сезона значительно перераспределяются по территории. Вполне очевидно, что на открытых степных пространствах сильные ветры перемещают снег с водораздельных участков и концентрируют его в овражно-балочной сети и в пределах различных водоёмов, поверхность которых покрыта мозаичными, куртинными или сплошными зарослями тростника и рогоза. В таких стациях к весеннему периоду запасы влаги значительно превышают количество выпавших здесь за зиму осадков. Кроме того, в наполнении водоёмов изучаемого региона ведущее значение имеет степень увлажнения почвы водосбора накануне снеготаяния, когда в сезоны с предыдущей дождливой осенью даже при низком уровне осадков весенняя обводнённость прудов и озёр полевого типа, как правило, относительно высока.

Асинхронность в обводнённости водоёмов степной и полупустынных зон ещё более усиливается вследствие сложности микрорельефа данных территорий (Кузнецов 1960). В частности, в пределах Прикаспийской низменности на юго-востоке саратовского Заволжья наличие многочисленных западин и микрозападин способствует увеличению амплитуды межгодовой динамики водосборной площади, когда на их заполнение расходуется большое количество талых вод. На процессы становления уровенного режима водоёмов определенное влияние оказывают также выраженность ледяной корки на поверхности почвы и интенсивность таяния снега. Учитывая, кроме того, различия водоёмов Саратовской обл. в отношении морфологии и происхождения площади водосбора, а также опираясь на сведения о скользящем характере развития брикнеровских циклов с постоянно меняющимися во времени фазами, можно представить реальную картину многообразия вариантов уровенного режима водоёмов региона.

Все вышесказанное определяет очевидность существования некоторой зональной, интразональной и локальной асинхронности в обводненности водоёмов севера Нижнего Поволжья, которые разным образом реагируют на внутривековую изменчивость общей увлажнённости. Вместе с тем, такие отклонения являются, вероятно, лишь локальными сдвигами фаз, которые не нарушают генерального направления в развитии текущего климатического тренда. Иными словами, в природе реально существует многолетняя строго направленная и последовательная динамика экологических условий

водных местообитаний зональных и интразональных типов ландшафтов, а значит и орнитокомплексов, в состав которых входит серощёкая поганка. Как правило, ранние и средние этапы сукцессий, протекающих в данных биотопах, определяют формирование наиболее оптимальных условий для большого числа водоплавающих птиц. Напротив, поздние стадии экогенеза пойменных ландшафтов зачастую характеризуются низкой жизненной ёмкостью угодий и бедной орнитофауной (Кривенко 1991). Проведённые исследования показали, что серощёкая поганка предпочитает всё же на гнездовании водоёмы, находящиеся на поздних стадиях экогенеза, несколько реже поселяется на средневозрастных озёрах и прудах.

Прежде чем перейти к анализу условий и причин увеличения численности изучаемого вида на современном этапе, обратимся к историческим аспектам проникновения серощёкой поганки в пределы изучаемой территории. Предполагается, что на фоне наступления относительно влажного субатлантического климатического периода и дальнейшего колебания уровня моря происходила коренная перестройка населения птиц всего нижневолжского региона. Речные долины и побережья отступающего Хвалын-ского моря стали путём продвижения на север до пределов изучаемой территории и далее целого ряда видов, которые в конце плиоцена и в плейстоцене были широко представлены в орнитокомплексах как Южной Европы, так и Азии. К птицам с таким типом распространения не без основания можно отнести и серощёкую поганку, которая вошла в лимнофиль-ную группировку изучаемой территории как лиманный тетисный вид.

На протяжении многих тысячелетий чередование прохладно-влажных и тёплых сухих эпох через изменение соотношения площадей угодий, находящихся на поздних и ранних сукцессионных стадиях, приводило к разнонаправленное™ динамики распространения и численности серощёкой поганки. Так, преобладание в регионе многовекового тёплого, сухого климатического тренда приводит к депрессии популяций видов, предпочитающих ранние стадии сукцессии водных и околоводных местообитаний, и активизации процесса расселения птиц, экологический оптимум которых связан с поздними этапами экогенеза биотопов. Расширение распространения серощёкой поганки происходит в такие временные интервалы, преимущественно, в северном и северо-восточном направлениях. Развитие прохладно-влажной многовековой эпохи, связанное, главным образом, с понижением летних температур и увеличением среднегодового количества осадков, приводит к процессам, когда популяции автохтонных элементов поздних стадий экогенеза повсеместно подвергаются депрессии, а их распространение сужается. Это происходит на фоне перемещения всего ареала в юго-западном направлении (Кривенко 1991). Теплолюбивые формы, к каковым относится серощёкая поганка, переживают подобные климатические эпохи в биотопах с обедненным составом растительности и низкой продуктивностью гидро-бионтов в пределах аридных и семиаридных территорий.

Таким образом, становление тёплой и сухой климатической эпохи, начало которой приходится на 1850-1870-е, синхронизировано с понижением уровня Каспия приблизительно на 3 м; в волжской дельте обводнённые ильмени сохраняются в этот период только в приморской полосе, увеличивается скорость сукцессий местообитаний. Конец XIX столетия характери-

зуется заменой злаково-разнотравных формаций севера Прикаспийской низменности полынниками, типчаковыми и солянковыми группировками, здесь преобладают поздние сукцессионные стадии водной и околоводной растительности. В этих условиях, очевидно, началось расширение распространения серощёкой поганки на север, которое достигло максимальных темпов в период с 1980 по 1985 и продолжается в настоящее время. Приведённые сведения позволяют прогнозировать дальнейший рост гнездовой популяции этих птиц на севере Нижнего Поволжья в ближайшее десятилетие, а количественные данные определяют целесообразность выведения вида из списков региональной Красной книги.

Литература

Барабаш И.И., Козловский П.Н. 1941. Материалы по авифауне Нижнего Поволжья // Учён.

зап. Сарат. пед. ин-mal: 162-173. Воинственский М.А. 1960. Птицы степной полосы Европейской части СССР: Современное

состояние орнитофауны и её происхождение. Киев: 1-290. Гордиенко Н.С. 1982. Конкуренция поганок Северного Казахстана в период размножения //

Тез. докл. и стенд, сообщ. 18-й Междунар. орнитолог, конгр. М.: 123-125. Гордиенко Н.С. 1988. Особенности гнездостроения и состава гнёзд поганок в Северном Казахстане ИЭкология и поведение птиц. М.: 32-42. Девишев P.A. 1975. Состав, численность, воспроизводство водоплавающих птиц Саратовской области // Тр. компл. экспедиции Сарат. ун-та по изуч. Волгоград, и Сарат. вдхр. Саратов: 113-123.

Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Капранова Т.А. и др. 1997. Водоплавающие и околоводные птицы Саратовской области (Gaviiformes, Podicipediformes, Pelecaniformes, Ciconii-formes, Phoenicopteriformes, Anseriformes) //Беркут 6, 1-2: 3-18. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные.

1996. Саратов: 1-264. Кривенко В.Г. 1991. Водоплавающие птицы и их охрана. М.: 1-271.

Кузнецов Н.Т. 1960. Пульсация уровней воды в озёрах Северного Казахстана // Озёра Северного

Казахстана. Алма-Ата: 57-79. Пискунов В.В., Беляченко A.B., Антончиков А.Н. 1998. Ключевые орнитологические территории всемирного ранга в Саратовской области ИПроблемы охраны и рационального использования природных экосистем и биологических ресурсов: Материалы Всерос. на-учн.-практич. конф., посвящ. 125-летию И.И.Спрыгина. Пенза: 350-352. Радищев М.А. 1899. Материалы к познанию орнитофауны Саратовской губернии. Хвалын-ский уезд //Тр. Сарат. об-ва естествоисп. и любителей естествознан. 1, 1: 43-79.

ю оз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.