Научная статья на тему 'К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / Президент / Съезд народных депутатов / Верховный Совет / Конституционный Суд / конституционный кризис / президентские указы / передел власти / проекты Конституции / всенародное голосование / президентская власть / Constitution / President / Congress of People's Deputies / Supreme Council / Constitutional Court / Constitutional crisis / presidential decrees / redistribution of power / draft Constitution / popular vote / presidential power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов Василий Олегович

В статье проанализированы причины и обстоятельства подготовки и принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации, включая сопутствовавшие этому около-конституционные политические события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE THIRTIETH ANNIVERSARY OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION: REASONS AND CIRCUMSTANCES OF PREPARATION AND ACCEPTANCE THE BASIC LAW OF MODERN RUSSIA

The article analyzes the reasons and circumstances of the preparation and adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993, including the accompanying near-constitutional political events.

Текст научной работы на тему «К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_135

К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ TO THE THIRTIETH ANNIVERSARY OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION: REASONS AND CIRCUMSTANCES OF PREPARATION AND ACCEPTANCE THE BASIC LAW OF MODERN RUSSIA

МИРОНОВ Василий Олегович,

доктор юридических наук, профессор,

почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,

профессор кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 600005, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Студенческая, 8. E-mail: mironov-vo@yandex.ru;

MIRONOV Vasily Olegovich,

Doctor of Law, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Professor of the Department of State Law and Customs Management

of the M.M. Speransky Law Institute of the Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov. 8 Studentskaya str., Vladimir, Vladimir region, 600005, Russia. E-mail: mironov-vo@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье проанализированы причины и обстоятельства подготовки и принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации, включая сопутствовавшие этому околоконституционные политические события.

Abstract: the article analyzes the reasons and circumstances of the preparation and adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993, including the accompanying near-constitutional political events.

Ключевые слова: Конституция, Президент, Съезд народных депутатов, Верховный Совет, Конституционный Суд, конституционный кризис, президентские указы, передел власти, проекты Конституции, всенародное голосование, президентская власть.

Keywords: Constitution, President, Congress of People's Deputies, Supreme Council, Constitutional Court, Constitutional crisis, presidential decrees, redistribution of power, draft Constitution, popular vote, presidential power.

Для цитирования: Миронов В.О. К тридцатилетию Конституции Российской Федерации: причины и обстоятельства подготовки и принятия основного закона современной России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 135-138. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_135.

For citation: Mironov V.O. To the thirtieth anniversary of the Constitution of the Russian Federation: reasons and circumstances of preparation and acceptance the basic law of modern Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 135-138. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_ 135.

Статья поступила в редакцию: 14.08.2023

В.Д. Зорькин по случаю одного из очередных юбилеев Конституции Российской Федерации подчеркнул, что она принята в весьма непростых условиях и получена огромной ценой, когда страна оказалась на краю пропасти. Ее обретению предшествовали события сентября-октября 1993 г., ставшие развязкой конституционного кризиса, в который Россия оказалась ввергнутой после разрушения Советского Союза. Те события попрали все возможные нормы: юридические, политические, нравственные, духовные, а полученные в результате новоприобретения на деле оказались существенно меньше отрицательных последствий произошедшего, достигнуты страшной ценой и лишенными минимальной адекватности способами [1].

До того советские люди уже претерпели трагедию падения великого государства СССР, прологом которой стало принятие республиканским Съездом народных депутатов 12 июня 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [2], а ее финалом - подписание 8 декабря 1991 г. первыми лицами Российской Федерации, Белоруссии и Украины Соглашения «О создании Содружества Независимых Государств», в котором, среди прочего, было заявлено о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик как субъекта международного права [3].

После известных событий августа 1991 г. Съезд народных депутатов Российской Федерации на время проведения реформ наделил Президента страны Б.Н. Ельцина самыми широкими полномочиями, реализуя которые он предпринял кардинальные шаги по реорганизации системы управления, включая экономику. Нередко они совершались вопреки требованиям действовавшего законодательства. Для примера достаточно вспомнить хотя бы ваучерную приватизацию. В результате был порождён взрывоопасный конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти. Разногласия между Президентом и Верховным Советом разрастались, не находя разрешения в рамках существовавших правовых процедур, и в итоге завершились острейшим конституционным кризисом, ликвидированным сугубо силовыми методами [4].

Суть разразившегося в 1993 г. околоконституционного противостояния заключалась в том, что в силу определённых обстоятельств Президент лишился возможности координировать свои решения с законодательной властью на основе положений действовавшего Основного закона. Поэтому, естественно, встал вопрос о насущности подготовки и последующего принятия такой Конституции, в которой были бы установлены принципиально иные начала взаимосвязанного функционирования органов государственной власти. Съезд народных депутатов и Верховный Совет со своей стороны желали отобрать у исполнительной власти чрезмерные, по их мнению, полномочия, а Президент и его команда стре-

мились освободиться от надзора со стороны власти представительной. В силу этого и те, и другие обратили внимание на Конституцию, через которую можно было перераспределить властные полномочия в своих интересах. Соответственно, тогдашний кризис конституционной законности в значительной мере был вызван не недостатками действовавшей Конституции, а невыполнением ее требований органами государственной власти [5].

В мае 1993 г. увидел свет одобренный Верховным Советом проект Основного закона, разработанный Конституционной комиссией и основанный на принципах парламентской республики. Но Б.Н. Ельцину и его окружению требовалась иная Конституция, опираясь на которую можно было находить решения по воплощению в жизнь вполне определенных политических и экономических новаций. Поэтому парламентский проект подвергся суровой критике, на что Верховный Совет тоже отреагировал аналогичным образом [6].

В соответствии с Указом Президента от 12 мая 1993 г. «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» с 5 июня 1993 г. приступило к работе Конституционное совещание [7]. На его обсуждение Б.Н. Ельцин предложил проект Конституции, над написанием которого в его аппарате «группа товарищей» трудилась с зимы 1992 г. В данном документе государственное устройство России представляло собой некоторую смесь из монархии и президентской республики. Поэтому многие участники совещания подвергли проект обоснованной критике за избыточно широкие президентские полномочия, игнорирование упоминания о социальном государстве и др. Конституционное совещание работало месяц с лишним и к 12 июля 1993 г. выработало собственный проект Конституции [8].

Подготовленные противоборствовавшими сторонами проекты роднило отрицание основополагающих положений советского Основного закона и, в первую очередь, ведущего положения Советов народных депутатов как базы прежней государственности. Однако именно в вопросах организации власти в государстве заключалось и принципиальное расхождение между ними. Проект парламентариев предусматривал конструкцию с разделением властей и институтом контроля со стороны Парламента за функционированием органов исполнительной власти. В президентском проекте допускалось лишь минимальное влияние законодателей на решения и деятельность Президента и Правительства [9].

В соответствии с действовавшим в то время Основным законом принять новую Конституцию мог Съезд народных депутатов, который также имел право назначить для этого всенародное голосование. Президент какими-либо полномочиями здесь не обладал и, видимо, потому решил игнорировать съезд, сокрушить существовавший конституционный правовой порядок своими антиконституционными указами [10]. 21 сентября 1993 г. он обнародовал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [11] и «Обращение к гражданам России», ставшие отправным моментом в развязке противоборства между двумя ветвями власти. В них содержится немалое количество претензий, предъявленных Съезду народных депутатов и Верховному Совету [12].

Б.Н. Ельцин первым нанес удар, предписав своим политическим противникам прервать выполнение их законодательных, распорядительных, контрольных полномочий и до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации действовать в соответствии с его указами и постановлениями Правительства. Конституционному Суду было предложено не проводить заседания до тех пор, пока не начнет функционировать Федеральное Собрание. Фактически Указом № 1400 в стране вводилось президентское правление, что означало кардинальный слом конституционного строя и подрыв конституционной законности [13]. Как полагает С.А. Авакьян (и не только он), «противоконституционность Указа от 21 сентября 1993 г. очевидна» [14], а, например, Ю.А. Дмитриев прямо констатировал, что «безусловно, с юридической точки зрения это был государственный переворот» [15].

На состоявшемся в ночь на 22 сентября 1993 г. заседании Конституционный Суд принял Постановление о неконституционности Указа Президента № 1400 и его «Обращения к гражданам России» по причине их несоответствия многим статьям действовавшей Конституции, что являлось достаточным основанием для отрешения Б.Н. Ельцина от должности. Хотя надеяться на то, что последний положительно воспримет это Постановление и отменит свой Указ, было бессмысленно. В дальнейшем Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин приложил многие усилия для того, чтобы найти приемлемый выход из разраставшегося кризиса, но они не стали успешными, поскольку каждая из сторон противостояния желала своей победы [16].

22 сентября 1993 г. Верховный Совет проголосовал за Постановление «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.» в соответствии с основаниями для этого, предусмотренными статьей 121 -6 Конституции, расценив его действия как государственный переворот. Десятый Съезд народных депутатов Постановлением от 24 сентября 1993 г. «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом» одобрил действия Верховного Совета и подтвердил прекращение полномочий Б.Н. Ельцина [17]. Но поскольку фактическое превосходство в силе было на стороне Президента, то вынесенные Съездом и Верховным Советом в отношении него вердикты он просто-напросто проигнорировал. Б.Н. Ельцина тогда поддержали его политические сторонники, настроенные весьма радикально и тоже заинтересованные в бесповоротном перераспределении власти и собственности в России [18].

Конституционный Суд пытался не допустить перерастания происходивших событий в кровопролитие, но ему и его Председателю не хватило убедительности, понимания со стороны противоборствовавших сил и полноты осознания скрытых пружин, активизировавших трагическое противостояние. Развязка конституционного кризиса произошла 3-4 октября 1993 г., когда страна оказалась у порога гражданской войны. Антипрезидентские выступления были подавлены с пролитием крови и многочисленными жертвами. При этом ни один из народных депутатов, противостоявших Президенту, не пострадал. Противоборство Б.Н. Ельцина и Верховного Совета завершилось победой первого, после чего его правление осуществлялось неограниченно вплоть до избрания Федерального Собрания. Президент сосредоточил в собственных руках всю полноту власти и сделал все для того, чтобы был принят именно его вариант Конституции. Подобные методы и действия недопустимы, но именно это и произошло [19].

3 октября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ «О введении чрезвычайного положения в городе Москве» [20], а затем один за другим последовали его указы:

- 4 октября 1993 г. - «О безотлагательных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве» [21];

- 5 октября 1993 г. - «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота» [22];

- 7 октября 1993 г. - «О Конституционном Суде Российской Федерации», которым деятельность Суда приостанавливалась до принятия новой Конституции. Указ содержал неосновательные обвинения такого содержания: «Конституционный Суд Российской Федерации оказался в глубоком кризисном состоянии. Дважды в течение 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации своими поспешными действиями и решениями ставил страну на грань войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд Российской Федерации бездействовал... превратился в орудие политической борьбы, представляющее исключительную опасность для государства» [23]. Над Конституционным Судом нависла угроза ликвидации, хотя он и его Председатель действовали в пределах законодательно дозволенного им [24];

- 9 октября 1993 г. - «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», прекративший деятельность Советов народных депутатов всех уровней и окончательно ликвидировавший еще сохранявшиеся остатки советской власти в России [25];

- 15 октября 1993 г. - «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым на 12 декабря 1993 г. назначалось голосование по конституционному проекту, одобренному Конституционным совещанием, и утверждалось Положение «О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» [26] и др.

В то смутное время никому не было дозволено официально оценивать акты Президента, а доработку проекта Конституции завершил узкий круг благонадежных лиц из числа представителей президентской команды. По спорным вопросам окончательные решения самолично принимал Б.Н. Ельцин [27]. Кроме того, по утверждению, в частности, С.М. Шахрая «в анализе текста проекта Основного закона участвовали зарубежные эксперты» [28]. Условия финальной стадии проходившей в понятной спешке работы над конституционным проектом нашли отражение в содержании его статей [29].

На всенародное голосование 12 декабря 1993 г. пришли граждане в массе своей не читавшие и даже не видевшие опубликованный 10 ноября 1993 г. в «Российской газете» текст Конституции, за принятие которой или против этого они голосовали [30]. Следует также иметь ввиду, что волеизъявление это состоялось не в соответствии с действовавшим Законом «О референдуме Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», предусматривавшем, что для принятия Конституции необходимо получить более половины голосов «за» от общего числа граждан, внесенных в списки для голосования, а в специальном порядке, определенном президентским Указом. Согласно ему Конституция должна считаться принятой, если за это по результатам всенародного голосования высказалось более половины его участников. Таковых в итоге набралось 58,42 процента, что позволяет предположить, что если бы голоса россиян «за» определялись не на основании Указа, а исходя из предписаний Закона о референдуме, то Конституция не была бы принята [31]. Возможно, что и поэтому увидел свет тот Указ.

25 декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации вступила в силу. Основное ее характерное своеобразие определяется произошедшим переделом властных полномочий в пользу Президента, который после этого в наибольшей степени наделен ими по сравнению с руководителями иных государств с президентской формой правления, за счет сокращения компетенции других органов государственной власти, прежде всего, Парламента [32]. Обстоятельства подготовки и принятия Конституции, ее содержание позволяют полагать, что она подтвердила превосходство одной группировки внутри правящего класса над другой, представителей крупного капитала, объединившихся возле Б.Н. Ельцина, над выразителями интересов средних и мелких предпринимателей в лице народных депутатов. И первые, и вторые являлись антагонистами социалистической организации общества, приверженцами частной собственности, рыночной экономики и пр. [33]. Народные массы не были движущей силой того еще одного поворотного момента в истории России.

Первопричиной трагических событий 1993 г. стала несостоятельность стоявшей у власти элиты. Об этом не следует забывать, вновь осмысливая суть событий тридцатилетней давности в непростых обстоятельствах сегодняшнего дня, когда для достойного противостояния весьма серьезным вызовам России, кроме всего остального, как никогда необходима максимально сильная президентская власть в сочетании с энергичной, деятельной и эффективной исполнительной властью [34].

Библиография:

1. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2008. С. 14, 15, 48, 49; Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М., 2013. С. 487; Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Ростов н/Д., 2015. С. 342.

2. Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

3. Соглашение от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств» // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. № 1. С. 6.

4. Эбзеев Б.С. Конституционное право России. М., 2021. С. 124, 125; Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 30; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2011. С. 71; Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М., 2013. С. 487.

5. Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 30; Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. С. 343.

6. Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. С. 343.

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 г. № 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 20. Ст. 1757.

8. Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. С. 343, 344; Эбзеев Б.С. Конституционное право России. С. 132.

9. Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 31.

10. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 172; Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 31.

11. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3597.

12. Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. С. 487.

13. Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. С. 344; Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. С. 488; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. С. 107.

14. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 173; Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 31; Шатков-ская Т.В. История отечественного государства и права. С. 344.

15. Дмитриев Ю. «Белый дом, черный дым». Право и жизнь. 2013. № 184 (10). С. 8.

16. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 175.

17. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 5780-1 «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.» // Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1993. № 38. Ст. 1631.

18. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 176; Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 30.

19. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. С. 49; Шахрай С.М. Неизвестная Конституция. Constitutio incognita. М., 2013. С. 293; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. С. 107; Эбзеев Б.С. Конституционное право России. С. 132; Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 1999. С. 498; Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. С. 499; Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 177, 178.

20. Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1993 г. № 1575 «О введении чрезвычайного положения в городе Москве» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст. 3748.

21. Указ Президента Российской Федерации от 4 октября 1993 г. № 1578 «О безотлагательных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст. 3751.

22. Указ Президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1587 «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст. 3911.

23. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст. 3921.

24. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 177.

25. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст. 3924.

26. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42. Ст. 3995.

27. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 175, 179.

28. Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. С. 508.

29. Эбзеев Б.С. Конституционное право России. С. 132; Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. М., 2005. С. 228.

30. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 184.

31. Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 31.

32. Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. С. 346; Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. С. 228.

33. Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. С. 31; Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 178.

34. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. С. 17, 21, 39, 49.

References:

1. Zorkin V.D. Russia and the Constitution in the XXI century. Moscow, 2008. pp. 14, 15, 48, 49; Shakhray S.M. About the Constitution: The Basic Law as an instrument of legal and socio-political transformations. Moscow, 2013. p. 487; Shatkovskaya T.V. History of the national state and law. Rostov N./D., 2015. p. 342.

2. Declaration of the Congress of People's Deputies of the RSFSR of June 12, 1990 "On the state sovereignty of the Russian Soviet Federative Socialist Republic" // Vedomosti of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1990. No. 2. Article 22.

3. Agreement of December 8, 1991 "On the establishment of the Commonwealth of Independent States" // Information Bulletin of the Council of Heads of State and the Council of Heads of Government of the CIS "Commonwealth". 1992. No. 1. p. 6.

4. Ebzeev B.S. Constitutional Law of Russia. M., 2021. pp. 124, 125; Constitutional Law of Russia / Edited by A.E. Postnikov. P. 30; Baglay M.V. Constitutional Law of the Russian Federation. M., 2011. P. 71; Shakhray S.M. About the Constitution: The Basic Law as an instrument of legal and socio-political transformations. Moscow, 2013. p. 487.

5. Constitutional Law of Russia / Edited by A.E. Postnikov. p. 30; Shatkovskaya T.V. History of the national state and law. p. 343.

6. Shatkovskaya T.V. History of the national State and law. P. 343.

7. Decree of the President of the Russian Federation No. 660 of May 12, 1993 "On measures to complete the preparation the new Constitution of the Russian Federation" // Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 20. St. 1757.

8. Shatkovskaya T.V. History of the national state and law. pp. 343, 344; Ebzeev B.S. Constitutional Law of Russia. p. 132.

9. Constitutional Law of Russia / Edited by A.E. Postnikov. p. 31.

10. Avakian S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. Moscow, 2000. P. 172; Constitutional Law of Russia / Edited by A.E. Postnikov. P. 31.

11. Decree of the President of the Russian Federation of September 21, 1993. No. 1400 "On phased constitutional reform in the Russian Federation" // Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 39. St. 3597.

12. Shakhray S.M. About the Constitution: The Basic Law as an instrument of legal and socio-political transformations. p. 487.

13. Shatkovskaya T.V. History of the national state and law. p. 344; Shakhray S.M. About the Constitution: The Basic Law as an instrument of legal and socio-political transformations. P. 488; Baglay M.V. Constitutional Law of the Russian Federation. P. 107.

14. Avakian S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. P. 173; Constitutional Law of Russia / Ed. A.E. Postnikov. P. 31; Shatkovskaya T.V. History of the national state and law. p. 344.

15. Dmitriev Yu. "White house, black smoke." Law and life. 2013. No. 184 (10). p. 8.

16. Avakyan S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. p. 175.

17. Resolution of the Supreme Council of the Russian Federation of September 22, 1993 No. 5780-1 "On termination of powers of the President of the Russian Federation Yeltsin B.N." // Vedomosti of the Supreme Council and the Congress of People's Deputies of the Russian Federation. 1993. No. 38. St. 1631.

18. Avakian S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. p. 176; Constitutional Law of Russia / Edited by A.E. Postnikov. P. 30.

19. Zorkin V.D. Russia and the Constitution in the XXI century. p. 49; Shakhray S.M. Unknown Constitution. Constitutio incognita. M., 2013. P. 293; Baglay M.V. Constitutional Law of the Russian Federation. P. 107; Ebzeev B.S. Constitutional Law of Russia. P. 132; Orlov A.S., Georgiev V.A., Georgieva N.G., Sivokhina T.A. History of Russia. M., 1999. P. 498; Shakhray S.M. About the Constitution: The Basic Law as an instrument of legal and socio-political transformations. p. 499; Avakyan S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. p. 177, 178.

20. Decree of the President of the Russian Federation No. 1575 of October 3, 1993 "On the introduction of a state of emergency in the city of Moscow" // Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 40. St. 3748.

21. Decree of the President of the Russian Federation of October 4, 1993 No. 1578 "On urgent measures to ensure the state of emergency in the city of Moscow" // Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 40. St. 3751.

22. Decree of the President of the Russian Federation No. 1587 of October 5, 1993 "On measures to eliminate the consequences of an armed State coup attempt" // Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 41. St. 3911.

23. Decree of the President of the Russian Federation of October 7, 1993 No. 1612 "On the Constitutional Court of the Russian Federation" // Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 41. St. 3921.

24. Avakian S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. p. 177.

25. Decree of the President of the Russian Federation No. 1617 of October 9, 1993 "On the reform of representative authorities and local self-government bodies in the Russian Federation" // Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 41. Article 3924.

26. Decree of the President of the Russian Federation No. 1633 of October 15, 1993 "On holding a popular vote on the draft Constitution of the Russian Federation" // Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 42. St. 3995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Avakian S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. pp. 175, 179.

28. Shakhray S.M. About the Constitution: The Basic Law as an instrument of legal and socio-political transformations. p. 508.

29. Ebzeev B.S. Constitutional Law of Russia. P. 132; Avdeenkova M.P., Dmitriev Yu.A. Fundamentals of the theory of constitutional law. M., 2005. p. 228.

30. Avakyan S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. p. 184.

31. Constitutional law of Russia / Edited by A.E. Postnikov. P. 31.

32. Shatkovskaya T.V. History of the national state and law. p. 346; Avdeenkova M.P., Dmitriev Yu.A. Fundamentals of the theory of constitutional law. P. 228.

33. Constitutional Law of Russia / Edited by A.E. Postnikov. p. 31; Avakian S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. p. 178.

34. Zorkin V.D. Russia and the Constitution in the XXI century. p. 17, 21, 39, 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.