Научная статья на тему 'К социальной норме становления человека в культуре'

К социальной норме становления человека в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
норма / становление / человек / культура / ценность / смысл / norm / becoming / a man / culture / value / meaning

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елена Борисовна Бабошина

Автор представляет подход к социальной норме в становлении человека как результату выбора в дилемме сущего и сущности, подчеркивая одновременность индивидуального и соци-ального пространства выбора. Понятие «норма» определяется с онтологических и социально-антропологических позиций, что способствует восприятию социально-культурной реальности как ценностного и целостного мира человека. По мнению автора, понимание социальной нор-мы становления человека в ее развитии как следствия восприятия ситуации выбора либо как осознания вневременной ценности человека в отношении к дилемме «нормативность – вне-нормативность» показывает разное качество развития нормы как идеи социального порядка. Таким образом, автор полемизирует с ограничением понимания нормы только как исторически сложившегося феномена и на этой основе почти не подверженного ценностному сомнению. В социально-философском и антропологическом обосновании подхода к социальной норме ав-тор считает важным учет аксиологического взаимодействия ценности, нормы и смысла в изу-чении нормы становления человека в культуре. Подход помогает открытию горизонтов ценно-стно-смысловой (духовной) идентификации в современном обществе вопреки нормам потреб-ления как культурного отчуждения человека от себя и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE SOCIAL NORM OF HUMAN FORMATION IN CULTURE

The author presents an approach to the understanding of social norms in the formation of man as a result of choice in the dilemma of being and essence, emphasizes the unity of the individual and social space of this choice. The concept of "norm" is defined by the ontological and socio-anthropological positions, which contributes to the perception of socio-cultural reality as a value and holistic world of man. According to the author, the understanding of the social norm of formation in its development as a consequence of the perception of the situation of choice or as awareness of the timeless value of a person in relation to the dilemma of "normativity-non-normativity" shows a differ-ent quality of the norm as an idea of the social order. Thus, the author argues with the limitation of understanding of the norm only as phenomenon that has developed in history and therefore is not sub-ject to criticism. The author believes that the important it is to take into account the interaction of val-ues, norms and meaning in the study of the norms of human formation in culture. The position is im-portant in the socio-philosophical and anthropological justification of the approach to the social norm of human formation in culture. This approach helps to open the horizons of value-semantic (spiritual) identification in modern society contrary to the norms of consumption as alienation from the value in culture.

Текст научной работы на тему «К социальной норме становления человека в культуре»

Выводы:

Термин «революция» эволюционирует от предиката синтетического суждения об отдельном событии к категориальному понятию социальной философии и методологии, в содержании которого раскрывается сущность глобальных социальных трансформаций.

Этапы развития различных сфер человеческой деятельности и социальных отношений, отмеченные в разное время исследователями как революции, складываются в общую картину развивающегося социального мира.

С целью преодоления нарастающего отчуждения, сопровождающего переход к Индустрии 4.0, наиболее актуальным направлением исследований в настоящее время следует признать анализ возможностей перехода к организации деятельности по модели СТД в различных социальных и культурных средах.

Литература

1. Иванов, 2018. - Иванов В.В. От технологического развития к глобальной гуманитарно-технологической революции // Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - С. 45-62.

2. Малиновский, 2001. - Управление персоналом. Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 561 с.

3. Ракитов, 1998. - Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - 104 с.

4. Уманский, 1977. - Уманский Л.И.Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1977. -С. 54-71.

5. Шваб, 2016. - Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - М.: «Эксмо», 2016. - 208 с.

УДК 1. 02.15.61; 101.1:316

К СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ

Елена Борисовна Бабошина

Кандидат педагогических наук, доцент Курганский государственный университет

Автор представляет подход к социальной норме в становлении человека как результату выбора в дилемме сущего и сущности, подчеркивая одновременность индивидуального и социального пространства выбора. Понятие «норма» определяется с онтологических и социально -антропологических позиций, что способствует восприятию социально-культурной реальности как ценностного и целостного мира человека. По мнению автора, понимание социальной нормы становления человека в ее развитии как следствия восприятия ситуации выбора либо как осознания вневременной ценности человека в отношении к дилемме «нормативность - вне-нормативность» показывает разное качество развития нормы как идеи социального порядка. Таким образом, автор полемизирует с ограничением понимания нормы только как исторически сложившегося феномена и на этой основе почти не подверженного ценностному сомнению. В социально-философском и антропологическом обосновании подхода к социальной норме автор считает важным учет аксиологического взаимодействия ценности, нормы и смысла в изучении нормы становления человека в культуре. Подход помогает открытию горизонтов ценностно-смысловой (духовной) идентификации в современном обществе вопреки нормам потребления как культурного отчуждения человека от себя и других.

Ключевые слова: норма, становление, человек, культура, ценность, смысл

TO THE SOCIAL NORM OF HUMAN FORMATION IN CULTURE

Helen Borisovna Baboshina

PhD in Education, Associate Professor Kurgan State University

The author presents an approach to the understanding of social norms in the formation of man as a result of choice in the dilemma of being and essence, emphasizes the unity of the individual and social space of this choice. The concept of "norm" is defined by the ontological and socio-anthropological positions, which contributes to the perception of socio-cultural reality as a value and holistic world of man. According to the author, the understanding of the social norm of formation in its development as a consequence of the perception of the situation of choice or as awareness of the

timeless value of a person in relation to the dilemma of "normativity-non-normativity" shows a different quality of the norm as an idea of the social order. Thus, the author argues with the limitation of understanding of the norm only as phenomenon that has developed in history and therefore is not subject to criticism. The author believes that the important it is to take into account the interaction of values, norms and meaning in the study of the norms of human formation in culture. The position is important in the socio-philosophical and anthropological justification of the approach to the social norm of human formation in culture. This approach helps to open the horizons of value-semantic (spiritual) identification in modern society contrary to the norms of consumption as alienation from the value in culture.

Keywords: norm, becoming, a man, culture, value, meaning

Норма становления как критерий преобразования, качества человека как целого, остается спорным понятием в антропологии. В античности она есть абсолютная величина миропорядка, мера человека и бытия, изменчивости позитивности и негативности. У Платона заключена в идее Блага, которому служит познание долженствования как идеи о сущности. Аристотель, выделяя мир нормы, изучает ее «неподвижную сущность», смысл; видя ее регулятор в добродетели, ставя политику выше «целей других наук» для блага людей [Аристотель, 1976, с. 3]. Мотив такой нормы: «Человек должен абсолютно быть» [Бердяев, 1916, с.76].

Изучение становления осложнено познанием сущего, но и проявлением сущности, меняющей облик человека в истории: от части Космоса в античности; Мира Бога на Земле в Средневековье (Ф. Аквинский), Идеи Бога в человеке в Возрождении (Дж. Мирандола); до персоны в Новое время (М. Монтень, Дж. Локк). Однако неверно определять историю, подобно Прудону, чередой служения принципу, поскольку, по К. Марксу, «мы должны согласиться, что век принадлежал принципу, а не принцип веку»; для спасения принципов и истории важно понять, почему принцип проявлялся; «каковы были люди», их нужды, производство; но «разве глубоко исследовать все эти вопросы не значит» «изобразить этих людей в одно и то же время как авторов и актеров их собственной драмы?» [Маркс, 1941, с. 98].

Увидим и идеи Прудона, где справедливость - «звезда, управляющая обществами», а абсолютным правом выступает «равенство» [Прудон, 2011, с. 27, 190]: главный мотив - поиск этической нормы права, не зависящего от истории. В этом видна связь с Благом Платона, добродетелью Аристотеля. И. Кант также видит норму в этической границе, развивая ее в ужесточении рационализма и меновых отношений, актуализирующих "голую" выгоду. Внимание к ценности здесь держится интересом к внешней норме. И аксиология появляется лишь «после Средневековья» [Баева, 2004, с.9]. Но, придав норме экономический характер, капитализм породил ее поиск вне Абсолюта. Ф. Ницше обнажает вопрос, обращаясь к человеку как источнику нормы: «Что толку во всех верующих! Вы еще не искали себя, когда нашли меня» [Ницше, 2005, с. 94-95]. Кризис нормы как ценностно-смысловой опоры проявлен не только упадком традиции, но симулякром [Бодрийяр, 2001]. Так интерес к нормативному усиливается «с анализом ценностей» [Попова, 2008, с. 5], но сбываются и опасения К. Маркса об избыточных потребностях в подстройке массовой культуры под потребительскую психологию, где норма теряет границы допустимого. И все же такой путь не единственный в антиномии сущего и сущности. В оценке сущего заложена позиция, что норма становления в обществе, установленная к человеку как существу подобному, положительна и есть ценность и смысл культуры. Весомость позиции составляет аргумент о роли исторической правды с инструментом принципа историчности, где норма почти вне критики. В посыле уловим подход Р. Декарта. И хотя норма, как и сам человек историчны, но в том и загадка истории, что вопрос о ней всегда мыслится идеей сущности в развитии человеческого.

Для человека коренным остается вопрос общих линий совершенства, его цели. Хотя норма становления и формируется отдельной во времени и пространстве, общим в истории Г. Гегель увидел Историю Духа, где субъект выходит за рамки себя, но ищет и путь обратно (рефлексия: условие и метод культуры). Тогда в анализе нормы становления человека нам важны: 1) норма социализации в среднем значении, отражающая весомость ценности в культуре; 2) норма присвоения общего, осуществляемая в выборе (предпочтение) и самовыборе (самопроявление); 3) норма индивидуально-ценностного упорядочивания смыслов культуры, задающая целостную (ценностно-осмысленную) позицию в переживании участия в порядке. Элементы направляют аксиологию анализа нормы как типичного и случайного.

Так, восприятие нормы становления может быть ограничено пониманием ее либо как ситуативной, либо вневременной. Первое определяет ее зависимой от случая; второе - склоняет к "примышленности". Очевидны разные границы позиций: 1) вненормативность сближает с не-нормой, тем, что при деструкции дает произвол с энергией разрушения; 2) вненормативность определяет путь революции, что есть «смысл творчества», где «творческая прибыль рождается из природы творящего»; отличие нормы - в возможности новой гармонии путем интроспекции, ибо «все в мире имманентно должно быть вознесено на крест», но «все внешнее становится внутренним» [Бердяев, 1916, с.89]. Ценность есть регулятив нормы выбора. В современности же видна демонстрация мотивов потребления, множащая деструкцию норм, где рациональность становится стимулом духовной беспринципности в регулировании, ведя к норме-не-норм. По ряду признаков это «общество потребления без потребностей», где «история пошла» по «скользкому пути» удовлетворения «неестественных потребностей», а «повседневная манипуляция» символом влияет на

«групповую идентичность» [Бекарев, Пак, 2017, с.95]. В преобразовании же важно единство «тела знака» и его метафизики [G. Genosko, 1994, с.27]. Отсутствие этого делает моральную деградацию «статистической нормой», создающей «губительную» реальность [Давлетова, Федоренко, 2012, с.89-90].

Потребности редуцируются в духовно обеденном сознании, для выправления которого нужна история не просто как результат принципа (Прудон), порождение производства (К. Маркс), но как становление Идеи человека, ставящей Норму в подчинение Смыслу, а не обстоятельству. Ее понимание возможно в изучении триединства ценности, нормы и смысла, где содержанием выступают не только цели, но и мотивы деятельности, задающие средства, с позиции которых лучше видны отклонения нормы, вырождающие Идею Блага.

Литература

1. Аристотель, 1976 - Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1976. 550 с.

2. Баева, 2004 - Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: Экзистенциальная аксиология истории: монография. Астрахань. 2004. С. 9.

3. Бекарев, Пак, 2017 - Бекарев А.М., Пак Г.С. Потребление без потребностей // Научный журнал. «Science. Thought: electronic periodic journal», scientific e-journal. 2017. №4. С. 92-95.

4. Бердяев, 1916 - Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1916. 269 с.

5. Бодрийяр, 2001 - БодрийярЖ. Система вещей. Пер. с фр. С. Зенкина. М., 2001. - 95 с.

6. Давлетова, Федоренко, 2012 - Давлетова А.И., Федоренко Л.П. Безумствующий мир нормативной реальности // Социс. 2012. №10. С.88-93.

7. Маркс, 1941 - Маркс К. Нищета философии и ответ на «Философию нищеты» г. Прудона. Пер. с нем. М., 1941. 183 с.

8. Ницше, 2005 - Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. М.: «Мартин», 2005. 416 с.

9. Прудон, 2011 - Прудон, П.Ж. «Что такое собственность?» Или «Исследование о принципе права и власти». Пер. с фр. Изд. 2-е. доп. М., 2011. 280 с.

10. Попова, 2008 - Попова Е. В. Онтологическая и гносеологическая специфика нормы: монография. Екатеринбург, 2008. 122 с.

11. Genosko, 1994 - Genosko G. Baudrillard and Sings. L.: Routledge, 1994. 219 p.

УДК 304.4

ТЕЛЕСНОСТЬ И ТЕЛЕСНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ ЗНАК РАВЕНСТВА?

Наталья Николаевна Булыга

Аспирант

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

В настоящее время тема телесности рассматривается в философии достаточно широко и затрагивает онтологические, антропологические, культурологические и другие аспекты. Поводом для рассмотрения вопроса о том, как соотносится телесность и телесная осознанность стала книга «Сознание тела: философия осознанности и сомаэстетики» Ричарда Шустермана — американского философа-прагматика, внесшего вклад в эстетику как философскую дисциплину и развивающуюся область под названием сомаэстетика. Данную книгу в переводе на русский язык найти не удалось, имеется лишь её англоязычное издание.

Обзор русскоязычной литературы и статей привел к пониманию, что в текстах в основном используются слова «тело», «телесность». Поставлена проблема «сознание-тело». Замечено, что термин «телесная осознанность» в философии широко не употребляется и существует, в основном, в психологической литературе. В свою очередь, в указанной выше книге Р. Шус-термана используется именно термин «сознание тела». Попробуем разобраться в нюансах терминов и того, какую смысловую нагрузку они несут.

Ключевые слова: тело, телесность, сознание тела, сознание — тело, телесная осознанность, осознанность тела.

BODY AND BODY CONSCIOUSNESS: IS THERE A SIGN OF EQUALITY?

Natalia Nikolaevna Bulyga

Postgraduate student Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Nowadays in philosophy there are a lot of works about embodiment. They describe ontologi-cal, anthropological, cultural and other aspects. The reason to consider how corporeality and body

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.