УДК 81'34 + 811.161.1 ББК 81.01 + 81.2Рус
О. Д. Бухаева
доктор филологических наук, профессор, Бурятский государственный университет (г. Улан-Удэ, Россия),
e-mail: [email protected]
К сегментации речевого потока в русском языке в аспекте порождения речи
Речевая сегментация звучащего объекта рассматривается в плане общей проблемы порождения речи и механизма речепорождающего процесса. Этапы сегментации речевого потока: слог - слово - фраза - сверхфразовые единицы. Проблема речевой сегментации является актуальной, но её решение в науке неоднозначно. При оптимальной сегментации звучащего объекта необходим учёт фактора вариативности речевых сегментов и набора их ключевых признаков. В статье отмечается, что словесное ударение - это одно из фонетических типов ударения в широком понимании этого термина и является средством ритмической организации слова в отличие от других его типов, которые связаны с единицами более широкой пространственной протяжённости - синтагмой, фразой, текстом, выделяемыми на основе, прежде всего, семантического, смыслового критерия. Функция словесного ударения - куль-минативная.
Ключевые слова: речевая сегментация, звучащий объект, микро- и макро- сегментация, речевой поток, коартикуляционный процесс, механизм озвучивания семантической информации, «контингент движений», речевой сигнал.
O. D. Bukhaeva
Doctor of Philology, professor, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), e-mail: [email protected]
Segmenting the Speech Stream in Russian in the Aspect of Generating Speech
The paper considers speech segmentation of the sounding object in terms of the general problem of generating speech and the mechanism of the speech generating process. The stages of speech stream segmentation are the syllable, the word, the phrase and supra-phrasal units. The problem of speech segmentation is actual, but its solution in science is ambiguous. Optimum segmentation of the sounding object takes into consideration the factor of variability of speech segments and their key characteristics. The paper highlights that the verbal accent is one of the phonetic types of stress in the broadest sense of this term and is a means of the rhythmic organization of the word unlike its other types which are connected with the units of larger spatial extent - the syntagma, the phrase, the text, distinguished on the basis of, first of all, semantic and notional criteria. The function of the verbal accent is culminative.
Keywords: speech segmentation, sounding object, micro- and macro-segmentation, speech stream, co-articulation process, mechanism of sounding semantic information, "contingent of movements'', speech signal.
Проблема речевой сегментации, несмотря на то, что находится в центре внимания современной лингвистики последние десятилетия, далека от однозначного решения в силу её исключительной сложности и многоплановости, и теория речевой деятельности, как было указано выше, находится в стадии первоначальных шагов. Тем не менее современные подходы к анализу языковых явлений, в том числе к фонетикофонологическим описаниям, вызывают несо-
мненный интерес и являются актуальными в плане общей проблемы порождения речи, механизма речепорождающего процесса.
Недостаточная разработанность теории речевой деятельности, а главное - зачастую противоречивость в интерпретации самого процесса речепорождения и её структурных единиц, затрудняет обращение к проблеме на материале конкретного языка, его фонетикофонологической системы.
Современное фонетическое описание, ориентированное на моделирование реальных процессов говорения и понимания, предполагает принципиальное изменение характера описания фонетической системы любого языка, решение вопроса об устройстве фонетического компонента в модели речевой деятельности человека. Существенными для описания внутренних механизмов речи и адекватного понимания того, что делает говорящий и какие стратегии используются им во время порождения речи, оказываются те аспекты процесса создания высказывания, которые в терминах современной науки называют когнитивными. С точки зрения когнитивного подхода порождение речи рассматривается на этапах её зарождения (пред-речевых и доречевых), т. е. зарождения замысла речи и формирования дальнейшей его (замысла) объективации в виде предложения.
Порождение речи, таким образом, - речемыслительный процесс, одновременно приводящий в движение и когнитивные (довербальный уровень), и языковые единицы, вовлекаемые в конструирование предложения (вербализация замысла), которые находятся в постоянном взаимодействии и переплетении [2, с. 7-8]. В связи с этим особое значение приобретает проблема сегментации звучащего речевого объекта, что предполагает и определение самих единиц, составляющих речевой объект, специфику их взаимодействия. Между тем при оптимальной сегментации звучащего объекта необходим учёт фактора вариативности речевых сегментов и набора их ключевых признаков. Процесс сегментации звучащего слова (или текста) не реализуется последовательно, сегмент за сегментом только в линейном плане, есть и нелинейные сегменты (по Плоткину, кинакемы), которые (линейные и нелинейные) вычленяются в разном порядке, но одновременно.
При проведении исследований по сегментации речевого потока «необходимо условно различать микро- и макросегментацию, что связано со спецификой вычленяемых речевых сегментов» [7, с. 10]. По мнению Р. К. Потаповой, к микросегментам могут быть отнесены интраз-вуковые сегменты (отдельные параметрические события, межзвуковые переходные процессы, смычка, фрикация, эксплозия, аспирация и т. д.), звуковые, интерзвуковые (сочетания звуков) и слоговые сегменты. Основным объектом макросегментации являются ритмические группы, фразы, сверхфразовые единства, фоноабзацы, тексты. Промежуточное положение между объ-
ектами микро-макросегментации занимает фонетическое слово. В данном случае можно было бы говорить о медиасегментации.
«Предлагаемая дифференциация, - считает Р. К. Потапова, - позволит упорядочить инвентарь условно выделенных сегментов, дифференцировать их с позиций говорящего, слушающего и наблюдателя (экспериментатора)» [7, с. 10]. Такое уточнение терминологии кажется вполне уместным и логичным: как известно, в традиционных терминах название «сегментные» выступает как номинация родового понятия и части этого понятия в оппозиции «сегментный - суперсегментный».
Сопоставление типов сегментов речевого сигнала, описываемых в терминах микромедиа-макросегментации в русском языке, даст возможность проследить особенности сегментации речевого потока. В первую очередь необходимо выделить и надлежащим образом идентифицировать микросегменты, проявляющие те или иные свойства в конкретном языке, с учётом того, что степень проявления этих свойств может быть по языкам различной.
Сегментация речевого потока предполагает следующие этапы: слог -слово - фраза (высказывание) - сверхфразовые единицы. Начинается речевой поток, как известно, с сегментации слога - мельчайшей, далее не членимой единицы: слог можно расчленить на его составляющие, но тогда исчезает звуковой поток.
Звуковые оболочки всех знаковых единиц (морфем, слов, высказываний) - это участки звукового потока, который подвергается сегментации и модулированию с учётом семантических факторов - слиянием плана содержания и плана выражения. На фонологическом уровне звуковой поток организуется собственными фонологическими средствами без участия семантики. Элементарное модулирование речевого потока осуществляется особой фонологической единицей - слогом - мельчайшим, далее не членимым сегментом.
Слог - это фонетико-фонологическая единица, с точки зрения речедвигательного управления являющаяся минимальной цепочкой звуков, не как последовательность её составляющих, а как цельный артикуляционный комплекс, в котором действуют определённые правила ко-артикуляции. В речевой цепи слог - это минимальный звуковой отрезок речевого потока.
Однако обзор работ по экспериментальному исследованию коартикуляции (см: Сорокин) сегментов показал, что область действия коар-
тикуляционных процессов не ограничивается рамками слога; это, как пишет В. Б. Кузнецов, «делает проблематичным использование коар-тикуляции в качестве критерия для слогоотде-ления» [3, с. 84] .
В результате экспериментального исследования -тс - переходов (коартикуляции гласного с мягким согласным) в структурах -
В. Б. Кузнецов приходит к следующим выводам:
1) артикуляция мягкого согласного начинается гораздо раньше, чем это принято понимать по «традиционной» стратегии;
2) дополнительная артикуляция мягкого согласного опережает его основную;
3) конкретная реализация этой общей схемы зависит от характеристик гласного VI, его ударности и места образования согласного;
4) нет состыковки артикуляторных жестов гласного и последующего мягкого согласного путём взаимного согласовывания и приспособления: один артикуляционный жест постепенно или дискретно вытесняется другим [3, с. 93].
Каждый язык характеризуется специфическим способом сегментации слова: в русском языке этим способом является словесное ударение.
Итак, как происходит моделирование речевых процессов, каков «механизм» озвучивания семантической информации, что приводит в движение весь сложный артикулирующий аппарат при звукопроизводстве и звуковосприятии в языке - вот тот круг вопросов, который вызывает интерес и находится в русле общей проблемы механизма порождения речи.
За отправную точку возьмём следующие положения [6, с. 9, 20]:
1) звуковой строй языка звуками не исчерпывается;
2) функция звука как продукта артикуляции и объекта аудиоперцепции - экстернализация речевого сигнала и перенос его от человека к человеку;
3) путь сигнала начинается не во рту и завершается не в ухе - и отправителем, и получателем сигнала является мозг;
4) путь этот состоит из трёх этапов: а) от мозга к артикулирующим органам; б) от них к органу слуха; в) от него к мозгу;
5) на первом этапе сигнал реализуется в нервных импульсах, на втором - в звуках и на третьем - снова в нервных импульсах;
6) к языковому плану выражения принадлежат обе субстантные реализации сигнала - как звуки, так и нервные импульсы;
7) и звуки, и нервные импульсы равноправны, ни одно из них не подчинено другому;
8) каждая из этих ипостасей - самостоятельное средство для звукопроизводства и звуково-сприятия;
9) первичной в этом процессе является нервная импульсация, звук вторичен;
10) сегментация универсальной субстанции импульсации речевого плана выражения заключается в том, что несколько субстантных импульсов обычно группируется в один блок, «контингент движений»;
11) такие «контингенты» запускаются одной командой, которая в свою очередь автоматически активирует всю цепочку команд для отдельных, сведённых в «контингент» движений, автоматических подкоманд.
На основании описанных выше артикуляционно-акустических и функциональных характеристик отдельных сегментов фонетической системы языка, закономерностей их сочетаемости, особенностей структурализации слога и можно свести их в определённую систему речепроизводящего процесса на уровне слова, поскольку цель говорящего не звуки и не слоги, а знаковые единицы.
В рамках когнитивного подхода речевой процесс начинается с появления замысла (интенции, намерения) говорящего, с его желания выдать определённую семантическую информацию, на следующем этапе этот замысел формируется в определённые фреймы, сценарии, результатом которых становится «образ результата», т. е. говорящий, прежде чем подключать «физиологию речи», уже имеет в мозгу фо-немнооформленный образ того, что подлежит «озвучиванию» для переноса этого «образа результата» к слушателю, что в конечном счёте и является целью говорящего. Этот довербаль-ный уровень речепроизводящего процесса универсален, находится в «компетенции» мозга. На основе «образа результата» мозг на следующем этапе даёт стартовую команду к звукопроизводящим органам.
Схематично речепорождающий и речевоспринимающий процесс, весь его путь в рамках когнитивного подхода можно, вероятно, представить в следующем виде: замысел - фреймы, сценарии - «образ результата» - стартовая команда к органам речи - речевой сигнал - физиология речи - озвучивание - озвученный «образ результата» - восприятие слушателем. Таким образом, отправителем и получателем речево-
го сигнала является мозг: от мозга говорящего к артикулирующим органам, от них к органам слуха, от него к мозгу слушателя.
Процесс вербализации, «материализации» замысла говорящего, «образа результата» приходится уже на долю механизма озвучивания, собственно физиологии речи, и каждый язык, его фонетико-фонологическая система делает это по-своему, по-своему строит свои «кубики», организуя их в специфические, только ей (системе) свойственные парадигматические и синтагматические цепочки, отношения.
Собственно механизм звукопорождения начинается с того, что речевой сигнал - стартовая команда - приводит в движение весь речедвигательный аппарат. Первый этап - это нервномышечная импульсация: начало движения воздушного потока в гортани, подключение или не-подключение голосовых связок, определённая настройка резонирующей полости рта, наличие или отсутствие преграды на пути движения воздушного потока, способ преодоления преграды при её наличии; следующий этап - звук, образованный в результате этой нервно-мышечной импульсации, а затем уже вступает в действие звуковоспринимающий процесс тоже в нервномышечной импульсации - таким в общем виде представляется путь речевого сигнала от начала его зарождения до его завершения в мозгу слушателя.
Таким образом, функция звука - быть переносчиком сигнала. Звук может быть произведён лишь совокупностью артикуляционных действий и воспринят как совокупность их перцептивных коррелятов.
В традиционных терминах компоненты таких совокупностей называются «различительными признаками», который (термин), по мнению В. Я. Плоткина, не соответствует статусу данной языковой единицы, определяемой как самостоятельная фонологическая единица в обеих своих частях [6, с. 17].
Предлагается ввести термин «кинакема», который, как было указано выше, был предложен ещё Бодуэном де Куртене в 30-х гг. ХХ в. Нельзя с этим не согласиться, но тем не менее в этой работе используется традиционный термин «различительный (дифференциальный) признак» с полным осознанием того, что, по сути своей, эти два термина - не одно и то же, но объект у них один - «продукты» нервно-мышечной им-пульсации артикулирующих органов. Нельзя не согласиться и с тем, что, как видно из описания механизма звукопроизводства в указанной рабо-
те В. Я. Плоткина, стадия нервно-мышечной импульсации первична, звук вторичен, хотя и реализуются они одновременно.
Ещё одно положение в этой теории заслуживает, на наш взгляд, особого внимания и берётся на «вооружение», а именно, блочный принцип импульсации речевого плана выражения при сегментации универсальной субстанции. Суть его заключается в том, что несколько субстант-ных импульсов группируется в один блок, «контингент движений», запускаемый одной командой, которая, в свою очередь, автоматически активирует всю цепочку команд для отдельных, сведённых в «контингент» движений.
Русская фонетико-фонологическая система, если от артикуляционно-акустического, перцептивного и функциональных аспектов переключиться на речепорождающий процесс, на наш взгляд, очень хорошо укладывается на предложенный выше механизм озвучивания и восприятия семантической информации. Возникающий на определённом этапе объект «образ результата», предназначенный для вербализации, отправляет команду артикулирующим органам, которые соответственно настраиваются на озвучивание именно этого объекта, и этот настрой (уклад) обеспечивает звучание всего слова.
Отправной точкой в этой стартовой команде становится доминирующий компонент, автоматически вызывающий совокупность подкоманд для сегментации всего слова. Но слово состоит из слогов как единого артикуляционного процесса, который в языке характеризуется особой спаянностью его консонантных и вокальных элементов (см. выше), а в этом едином комплексе, где артикуляция одного сегмента налагается на артикуляцию «соседа», «тон задает» в русском языке согласный.
В звуковом потоке два уровня языка - линейный (сегментный) и нелинейный (суперсегментный) - выступают совместно, одновременно, при этом суперсегментные единицы «как бы накладываются на линейные отрезки: линейный отрезок можно обособить, произнести отдельно, а суперсегментные - только вместе с ним» [5, с. 15]. К суперсегментным средствам относят все единицы, превышающие сегментные звуки, начиная от слога и кончая текстом.
Закономерности дистрибуции и сочетаемости фонем привязаны к слогу и слову как целостной синтагматической единице, и изменение напряжённости артикуляции на протяжении слова во многом предопределяет его динамическую структуру - построение слога и
слова в основном по восходящей звучности, что создаётся за счёт преобладания консонантного начала и вокалического конца и за счёт закреплённости отдельных классов фонем за определёнными позициями.
На суперсегментном уровне «вступают в силу» уже другие, просодические средства, по другим параметрам, наряду с сегментными организующие звуковой поток, звучащую речь. К ним в первую очередь относится ударение во всех его видах, в том числе словесное ударение в языках, где оно есть.
Ударение (акцент) - это «выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств», это «факт суперсегментного фонологического уровня». В зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение. Выделяют ещё и логическое ударение (см. ниже). Словесное ударение, таким образом, - одно из фонетических типов ударения в широком понимании этого термина и является средством ритмической организации слова в отличие от других его типов, которые связаны с
единицами более широкой пространственной протяжённости - синтагмой, фразой, текстом, выделяемыми на основе, прежде всего, семантического, смыслового критерия.
Так, словесное ударение «характеризуется качеством, длительностью и силой, а высота тона не играет роли; в синтагматическом ударении на первом месте стоит сила и тон, а затем качество и длительность; в логическом ударении на первом месте стоит сила, качество и интервал по высоте тона между логическим и словесным (или же синтагматическим) ударением, а длительность уже значительно менее важна» [5, с. 238].
В каждом языке есть необходимость фонетической организации слова, и каждый язык (или группа языков) «осуществляет» эту задачу по-своему, специфическими для него средствами. В русском языке, как и во всех языках, имеющих ударение, этим средством является словесное ударение. Функция словесного ударения -кульминативная - обеспечение «цельности и отдельности слова (словоформы) путём просодической централизации его слово-звуковой структуры (выделение просодического центра слова)» [4, с. 630-631].
Список литературы
1. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по языкознанию. М. : Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1. 142 с.
2. Кубрякова Е. С. Модели порождения речи и главные отличительные особенности речепорождающего процесса // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М. : Наука, 1992.
С. 4-20.
3. Кузнецов В. Б. Эффекты коартикуляции при переходе от гласного к мягкому согласному в русской речи // Проблемы фонетики. М. : Наука, 1995. С. 84-99.
4. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1990. 686 с.
5. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М. : Просвещение, 1976. 288 с.
6. Плоткин В. Я. Фонологические кванты. Новосибирск : Наука, 1993. 180 с.
7. Потапова Р. Г. Теоретические и прикладные аспекты речевой сегментологии // Проблемы фонетики. М. : Институт русского языка РАН, 1995. С. 7-20.
8. Сорокин В. Н. Теория речеобразовании. М. : Радио и связь, 1995. 128 с.
Статья поступила в редакцию 1 декабря 2011 г.