12. Лапшинов С.Б., ЖуковаЯ.Э. Прогнозирования продаж платных образовательных услуг на основе эконометрических моделей// «Российское предпринимательство», №1, Вып. 1(175), 2011.
13. БуланичевВ.А., СерковЛ.А. Модельный подход к функционированию вузов как самоорганизующихся систем// «Информационные технологии», №3, 2006.
14. Серков Л.А. Синергетические аспекты моде-
лирования социально-экономических процессов. -Екатеринбург: ИЭУрО РАН; Изд-во АМБ, 2008.
15. МосковкинВ.М., СулейманБ.Н.Е. Математическое моделирование спроса и предложения на рынке образовательных услуг// «Современные наукоемкие технологии», №1, 2011.
16. Иванов И.В., Стативко Р. У Моделирование конкуренции на рынке образовательных услуг// «Открытое образование», №6, 2007.
Balatsky E.V., Ekimova N. A.
RUSSIAN HIGHER EDUCATION MARKET: FROM RATIONING TO
QUASI-DUMPING.
Recently, the important developments and new trends were identified in the field of the higher education. It makes the need to have some kind of aggregate "photos" of the market of higher economic education in the country. Such kind of "photo" is suggested in this article. It is based on a simple econometric model that takes into account the volume, cost and quality parameters of the market. The authors discuss the fact overheated market, rationing, kvazidumping and weak reaction of consumers to the quality of education. The measures to address these shortcomings are offered in the article.
Keywords: ranking of Universities; ranking criteria; economic policy; quality of education; rationing; kvazidumping.
УДК 330, 332.1
Роднина А.Ю., Чекмарев В.В., Бабаев Б.Д., Боровкова Н.В.
К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЕ АМБИЦИОЗНЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В статье заострено внимание к амбициозным инвестиционным проектам и теме их финансовой поддержки (аспект региональный).
Ключевые слова: региональная экономика, регион депрессивного типа, амбициозные инвестиционные проекты, региональные банки, синдицированное кредитование, финансирование инвестиционных проектов.
JEL-коды: Е 200, Е 220, Е 290, Е 420, Е 440, G 210, Н 500.
Известно, что регионы депрессивного типа определяются как территории, для которых характерно по меньшей мере два момента: основные показатели социально-экономического состояния хуже, чем в среднем по стране или федеральному округу, и регион не в состоянии преодолеть отставание за счет собственных возможностей. Кроме того, по нашему мнению, целесообразно добавить, что для этих территорий характерны многообразные деформации экономического, социального, экологического характера и высокая степень неравномерности развития в отраслевом и территориальном разрезе [1, с. 53 - 55].
Основная мысль данной статьи заключается в том, что регионы посредством обычных усилий и проектов никогда не преодолеют свою отсталость, им нужны проекты прорывного характера с серьезным мультипликационным эффектом.
На примере Ивановской области нетрудно показать, что даже несмотря на некоторые успехи в темпах роста промышленного производства (показатели за ряд лет выше средних по ЦФО), а также в темпах роста розничного товарооборота (здесь вообще очень серьезные показатели прироста, составляющие 20-25% в расчете на год), усиливается отставание региона от Владимирской, Ярославской и других областей (об этом свидетельствует прежде всего обобщающий показатель - валовой региональный продукт).
Другой существенный показатель неблагополучия связан с внутри региональными процессами. Само развитие Ивановской области (то же характерно и для Костромской области) имеет очаговый характер, успехи сопутствуют областному центру и близлежащим городам, в то же время окраинные административные районы откровенно деградиру-
38
© Роднина А.Ю., Чекмарев В.В., Бабаев Б.Д., Боровкова Н.В., 2013
ют (Верхнеландеховский, Пестяковский, Юрьевецкий и другие).
Еще один неблагоприятный момент связан с массовой трудовой миграцией. Так, по некоторым данным, примерно 15% трудоспособного населения города Шуи (средний по масштабам город с населением около 60 тыс. человек) трудятся вне своего города, прежде всего в Москве и Московской области. Этот отток охватывает очень эффективную, дееспособную, предпринимательскую часть трудящихся. Ослабление трудового потенциала области выступает как обстоятельство, снижающее интерес инвесторов к данной территории.
Вместе с тем, невзирая на указанные сложности и трудности, сохраняются возможности эффективного социально-экономического развития, правда, их достаточно сложно реализовать [2].
Трудовой потенциал области еще далеко не исчерпан, есть кадры управленцев, специалистов, рабочих, которые в состоянии реализовать крупные проекты. Сама экономика Ивановской области утратила прежнюю региональную целостность и остро нуждается в том, чтобы существующие лакуны были восполнены. Например, уже в течение ряда лет предпринимают пока еще малоуспешные попытки создать собственную сырьевую базу для текстильной промышленности путем постройки крупного предприятия по производству синтетических волокон из нефтепродуктов. Реализация этого проекта резко повысит целостность текстиля как сложного вида экономической деятельности и даст дополнительные импульсы для развития других производств. Данный проект амбициозен. Он имеет не чисто региональное, и даже не просто межрегиональное значение, это национальный проект, в силу этого Ивановская область вправе рассчитывать на поддержку федеральных властей.
Ивановская область хотя и является старопромышленной, но располагает многообразными возможностями для формирования крупных производств. Данные о полезных ископаемых свидетельствуют о том, что область располагает сравнительно неплохими запасами нерудных полезных ископаемых. Одновременно следует заметить, что в связи с дорожным и жилищным строительством существует большая потребность в песке, глине, гравии и других видах стройматериалов. Если объединить усилия ряда областей, например Ивановской, Владимирской, Костромской, то можно в рамках холдинга развернуть мощное производство с хорошими перспективами. В данном случае речь идет о том, что форма холдинга как способ объединения капитала и координации деятельности несет в себе синергетический эффект, т.е. такие возможности, которыми каждый из участников в отдельности не располагает. В частности, с холдинговой формой управления связано перераспределение ресурсов, их
перемещение из одного вида деятельности в другой, из одного региона - в другой.
Возможности развертывания хозяйственной деятельности в Ивановской области как Подмосковной территории существенно связаны с ее географическим положением относительно крупных промышленных центров - Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля. Это все очень значительные рынки, если речь идет о достаточно широкой номенклатуре товаров и услуг, например о сельскохозяйственном сырье и продовольствии. Хотя Ивановская область относится к числу рискованных зон земледелия, тем не менее, ее аграрный потенциал значителен и может быть реализован в существующих рыночных условиях. Безусловно, эта область как производитель продовольственного зерна не котируется, она явно проигрывает черноземной зоне и другим районам зернопроизводства. Однако земли в этой области вполне пригодны для производства кормов - выращивания многолетних трав (они обеспечивают естественное восстановление плодородия почвы, в особенности клевера), корнеплодов, зерновых на фураж. В структуре сельскохозяйственных земель неплохая доля сенокосов и пастбищ, правда, уже немало земель запущенных, но возможности для развития животноводства налицо, особенно в формах, характеризующихся пониженной трудоемкостью в условиях использования современных технологий. Речь идет о производстве молока, разведении свиней и овец, производстве мяса птицы.
Важнейший фактор устойчивости развития -гарантированный сбыт продукции. Тут нужно заметить, что крупные предприятия перерабатывающей промышленности уже несколько лет назад взяли курс на развитие собственной сырьевой базы. В целом, животноводство Ивановской и других областей может сыграть свою положительную роль в вытеснении импортной продукции, ее замещении на рынках крупных городов. Однако в данном случае требуется государственная поддержка, приемлемые дотации в расчете на центнер рыночной продукции. Ведь приходится учитывать, что западная сельхозпродукция серьезно дотируется.
В настоящее время Ивановская область сосредотачивает около 80% производства хлопчатобумажных тканей в России. В этой связи естественным выглядит процесс, когда технологическая цепь «прядение - ткачество - отделка» дополняется звеном «швейное производство». Реально это выступает или как швейный цех при текстильном комбинате, или как мелкое производство в малых поселениях. В связи с вступлением России в ВТО положение России в легкой промышленности, включая текстиль и швейное производство, вызывает тревогу. Одновременно следует задаться вопросом: может ли такая крупная держава с многочисленным населением не иметь собственной текстильной и легкой промыш-
ленности? Напрашивается ответ, что нужно сохранить эти виды экономической деятельности и их приумножать. Вновь встает вопрос о государственной поддержке. Это непрерывное упоминание о господдержке, рассчитанное на масштаб всей страны, попросту может означать, что никакой бюджет такого финансового давления просто не выдержит. Тогда встает вопрос о структуре государственной поддержки: использование селективной политики, субсидирование производства как первоначальный толчок с последующей раскруткой собственными силами, государство как гарант, государственно-частное партнерство, смешанные формы инвестирования, синдицированный капитал, административная поддержка и другое. Ивановская область относится к числу зон, неблагоприятных для сельскохозяйственного производства. В соответствии с нормами и правилами ВТО она может быть объектом всесторонней господдержки.
Многие вопросы, рассуждая теоретически, могут быть в Ивановском регионе решены на основе кластерной формы организации производства, позволяющей одновременно использовать ряд других преимуществ: снижение издержек за счет совместных закупок сырья, экономии на транспортных расходах, реализация продукции оптом с предоставлением скидок крупным потребителям, развитие технологической цепи, возможности развития бренда Ивановского региона. Существенной предпосылкой активизации индустриального развития региона является развитие продуманной промышленной политики. Однако региональная промышленная политика заиграет и эффективно заработает только при наличии грамотной национальной инвестиционной и промышленной политики.
Для Ивановской области, равно как и всех областей Верхней Волги, выглядит перспективным межрегиональный (с участием Москвы) туристско-рекреационный проект. Во-первых, востребованность услуг этого кластера, предъявляемая Москвой и другими крупными промышленными центрами, воистину велика. На этот счет можно даже не вести никакого разговора. Во-вторых, сами возможности областей Верхней Волги (даже без Тверской области) по предоставлению подобных услуг очень и очень значительны как по объему, так и по структуре. Этот проект в сильнейшей степени поддерживает не только подмосковное положение областей, но и густота путей сообщения и возможности использования скоростного транспорта. Весьма позитивную роль играет река Волга с ее берегами и их туристско-рекреационным потенциалом. Близость к Москве дает возможность предприятиям и организациям этого становящегося комплекса обеспечивать приемлемые для москвичей цены, при этом Верхневолжье как зона отдыха, лечения, туризма, спорта, любительских видов занятий может быть
вполне конкурентоспособным по сравнению с югом, ближним, а также дальним зарубежьем.
В данном случае речь идет о колоссальном по масштабам поле вложения капитала. И это поприще можно освоить только при участии московского капитала. Если руководители всех заинтересованных регионов смогут собраться и договориться о реализации такого проекта, то в это проект неизбежно войдет федеральное правительство со своими ресурсами, а также международный капитал. Важно отметить, что процесс формирования туристско-рекреационного кластера идет и стихийно снизу: москвичей можно обнаружить едва ли не в каждом сельском поселении Ивановской, Владимирской, Ярославской и даже отчасти Костромской области.
Существенны возможности Ивановской области (особенно если она скооперируется с соседними областями) в формировании серьезного кластера профессионального образования, в особенности среднего и высшего. В настоящее время в Ивановской области порядка 55 тысяч студентов (численность Ивановской области менее 1 млн. 50 тысяч человек). Такие вузы как Энергоуниверситет, Химико-технологический университет, Текстильная академия, ставшая составной частью Политехнического университета, Медицинская академия имеют всероссийскую и даже зарубежную известность. У вузов хорошие возможности установления контактов с университетами, как российских регионов, так и стран зарубежья. Многие считают, что вузы готовы к тому, чтобы обеспечить многоуровневость в подготовке кадров. Важно подчеркнуть, что сам по себе профессорско-преподавательский состав вузов Иванова достаточно квалифицирован, хотя и просматриваются некоторые направления снижения качества преподавательских кадров, однако эти негативные процессы еще не зашли достаточно далеко.
Все указанные и иные проекты, которые реализуются или могут быть реализованы в рамках Ивановской и иных областей Верхневолжья, на деле могут быть претворены в жизнь только при наличии соответствующей финансовой поддержки. Этой теме посвящается вторая часть статьи.
Итак, мы пришли к выводу, что в условиях современной России на региональном уровне разрабатываются или должны разрабатываться амбициозные проекты как средство решения проблем депрессивных регионов и способ развития успешных регионов. Реализация данных проектов требует мобилизации значительных финансовых ресурсов из различных источников: самофинансирование, государственное финансирование, привлечение внутренних и зарубежных инвестиций, банковское кредитование и прочее. Следует отметить, что традиционные формы кредитования и инвестирования не способны в полной мере обеспечить необходи-
мую финансовую базу крупных долгосрочных проектов, поэтому требуется разработка новых механизмов финансирования, основанных на кооперировании и синдицировании инвестиционного капитала. Повторяем, что в этих условиях необходимо возрастает роль государственных и региональных органов власти в качестве ведущего соинвестора.
В связи с финансированием амбициозных проектов встает вопрос о месте и роли региональных банков в этом процессе. Выскажемся по данному вопросу.
Банковские структуры в каждом регионе можно укрупнено разделить на три части: Сбербанк, филиалы сетевых (федеральных) банков и местные небанковские кредитные организации. Региональным банкам приходится постоянно отвоевывать свое место под солнцем. С одной стороны, их «поджимают» филиалы федеральных банков, с которыми трудно конкурировать по целому ряду параметров (например, размеры предоставляемых кредитов, процентные ставки, сроки). С другой стороны, региональные банки испытывают сильное давление различного рода небанковских кредитных организаций (кредитных кооперативов, организаций микрофинансирования, терминальных сетей и прочее). Поэтому региональные банки для обеспечения своего более-менее стабильного положения должны разрабатывать и реализовать бизнес-модели, позволяющие пользоваться их конкурентными преимуществами. Рассмотрим некоторые из таких моделей.
Во-первых, эффективна ориентация банка на крупного корпоративного клиента (банк становится спутником крупного предприятия) и связанных с этим клиентом физических лиц. Во-вторых, ориентация банка на обслуживание местных бюджетов и бюджетных предприятий (здесь жизненно важно подключение административного ресурса). В-третьих, нахождение своей рыночной ниши (например, выход на те сегменты, которыми пока не заинтересовались крупные структуры — кредитование стартапов, венчурных проектов, специализированных предприятий, предоставление целевых кредитов, например на получение образования и др.). И, наконец, возможно развитие private banking, которым чаще всего интересуются владельцы собственного бизнеса. Частный бизнес (и средний, и малый) и сам по себе интересен региональным банкам, и этот интерес усиливается при одновременном обслуживании его собственников. Для федеральных банков капиталы, значимые в региональном масштабе, не так интересны, как для региональных банков, поэтому только региональный банк может предложить такому клиенту по-настоящему индивидуальное обслуживание.
На сегодняшний день в Ивановской области работают 5 региональных банков (ОАО «Кранбанк», ОАО КИБ «Евроальянс», ЗАО «Национальный банк
сбережений», ОАО КБ «Иваново», ОАО АКБ «Акция»), и порядка 50 кредитных организаций других регионов страны, большинство из которых зарегистрированы в Москве. В общей сложности в регионе более 280 точек банковского обслуживания. По оценкам, на сегодняшний день положение в банковской сфере Ивановской области довольно устойчивое. По информации главного управления Центробанка России по Ивановской области, приток вкладов населения вырос за 2012 год на 22% и составил на начало 2013 года 62,7 млрд. рублей, а объем кредитов увеличился на 16% (кредитный портфель - 76 млрд. руб.). При этом все региональные банки закончили 2012 год с прибылью, совокупный объем которой составил 175 млн. рублей. Прирост кредитного портфеля произошел за счет потребительского кредитования, объем которого увеличился на 43% (до 33 млрд. рублей), однако объем кредитного портфеля в секторе реальной экономики снизился с 45 до 43 млрд. рублей, что вызывает тревогу, так как в экономику стало поступать меньше ресурсов, необходимых для развития. Кроме того, объем просроченной задолженности реального сектора за 2012 год вырос с 6% до 7,7% (в среднем по РФ - 4,4%), а уровень просроченной задолженности физических лиц составил 4,6% (в свете значительного роста объемов потребительского кредитования в регионе данный уровень может быть оценен как проблемный).
Мы считаем, что региональные банки могли бы играть важную роль в финансировании амбициозных инвестиционных проектов, так как они хорошо знакомы со спецификой территории, ее экономическим и природно-ресурсным потенциалом, имеют в регионе наработанные связи и могут предложить более гибкую и либеральную линейку продуктов, учитывающую специфику заемщика и отличающуюся от стандартных предложений федеральных банков.
Для того чтобы лучше понять место и роль региональных банков в кредитовании и инвестировании, целесообразно рассмотреть факторы, препятствующие или затрудняющие участие региональных банков в финансировании масштабных проектов. Во-первых, это недостаточная величина собственных средств (капитала) и ресурсной базы банков. Кроме того, эти и без того ограниченные ресурсы еще и распылены между действующими банками, которые слабо взаимодействуют между собой в плане совместного финансирования проектов, что также резко ограничивает возможности участия региональных банков в крупных проектах. Так, совокупные нетто активы ивановских банков составляют чуть более 13,5 млрд. рублей (данные на июнь 2013 г.), тогда как стоимость только разработки проекта строительства комбината синтетического волокна составит 300 млн. рублей, а общая стоимость проекта более 10,5 млрд. рублей. Во-вторых, это невы-
сокие темпы накопления капитала, свойственные региональным банкам. В-третьих, недостаток средне- и долгосрочных ресурсов для финансирования проектов, что может привести к рискованному разрыву срочности активов и пассивов. В-четвертых, большинству малых и средних банков (а именно к этим категориям относятся ивановские банки) полностью недоступны средства бюджета, бюджетных организаций и внебюджетных фондов. Региональные банки отрезаны от программ рефинансирования ЦБ РФ, кроме того они регулярно сталкиваются с различными видами неформальных (а иногда и незаконных) ограничений при доступе к обслуживанию крупных коммерческих клиентов [3]. В-пятых, низкий уровень корпоративного управления и дефицит квалифицированных кадров особенно среднего звена, которые имеют место не только в банковской сфере, но и в экономике в целом. С этими преградами необходимо бороться и на региональном, и на государственном уровне.
Можно сделать вывод, что ивановские региональные банки не готовы к участию в финансировании амбициозных инвестиционных проектов, в первую очередь в силу того, что не обладают достаточным совокупным капиталом для этих целей. Отсюда вариант первый: попытаться скооперироваться с филиалами иногородних банков, вариант второй - кооперация с московским капиталом (либо в порядке подчинения, либо в порядке равноправного партнерства).
Таким образом, инвестиционные проекты требуют новых форм сотрудничества банков, как между собой, так и с инициаторами проектов. Необходимо работать над тем, чтобы кредитная сфера региона была готова к реализации таких амбициозных проектов. Высокая капиталоемкость большинства инвестиционных проектов создания и модернизации региональной инфраструктуры и территориально-отраслевых кластеров определяет необходимость использования схем синдицированного кредитования.
Синдицированный кредит обладает рядом преимуществ в сравнении с другими инструментами финансирования крупных проектов. Во-первых, синдицированное кредитование дает возможность банкам совместно аккумулировать значительные средства для финансирования заемщиков, а это крайне актуально для региональных банков в силу ограниченности их капиталов. Во-вторых, синдицирование позволяет снизить концентрацию рисков, распределяя их между всеми участниками на фоне соблюдения норматива риска каждым из банков, что способствует повышению устойчивости банковской системы региона. В-третьих, каждый участник синдикации как самостоятельно, так и совместно с другими исследует заемщика (проект) на предмет
его кредитоспособности и рыночных перспектив, что позволяет, с одной стороны, дать более точные оценки и вскрыть потенциальные проблемы, а с другой стороны, выработать более объективную и надежную унифицированную модель оценки, обладающую высокой прогнозной способностью. В-четвертых, механизм синдицированного обеспечения ресурсов проще, чем привлечение значительных капиталов через облигационный заем, а иногда и гораздо дешевле. И в-пятых, нельзя забывать и о том, что информация о синдицированных сделках обычно освещается в СМИ, что является дополнительной рекламой и способствует повышению привлекательности и заемщика, и кредиторов на рынке капиталов, улучшает их репутацию.
Синдицированное кредитование представляет интерес не только для банков, но и поддерживается регулирующими органами. Так, Банк России считает синдицированные кредиты одним из инструментов управления рисками.
Тем не менее, несмотря на указанные выше положительные стороны синдицированного кредитования, данный механизм финансирования пока слабо представлен на внутреннем российском, и тем более региональном банковском рынке. Можно обозначить ряд причин (как лежащих на поверхности, так и имеющих скрытый характер), не позволяющих данному механизму получить широкое распространение при финансировании проектов на региональном уровне.
Во-первых, причины, имеющие отношение к правовой и кадровой сфере. В современной российской практике синдицированного кредитования отсутствует стандартная кредитная документация, соответствующая российскому праву, поэтому банки-организаторы вынуждены переводить и адаптировать стандартные зарубежные соглашения (чаще всего в рамках английского права), а в регионах для этого далеко не всегда есть грамотные специалисты. Во-вторых, причины, связанные со значительными диспропорциями в уровне развития федеральных /сетевых и региональных банков и, как следствие, нежеланием крупных банков привлекать к финансированию средние региональные кредитные организации. Способствуют этому и относительно низкие рейтинги кредитоспособности региональных банков, а также невозможность получения ими международных рейтингов, снижающие степень доверия между банками. В-третьих, это причины, связанные с неразвитостью вторичного рынка синдицированных кредитов, что значительно снижает привлекательность этого инструмента для инвесторов, а также недостаточным уровнем развития риск-менеджмента региональных финансовых институтов, что не позволяет активно управлять кредитными портфелями.
Подводя итог статьи, необходимо сделать вывод, что складывается впечатление, что ни экономика, ни руководство области не слишком готово ставить тему и решать вопросы разработки и реализации масштабных инвестиционных проектов, а региональная банковская система не готова их финансировать. Однако жизнь настоятельно требует повернуться к этим проектам.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора со-
циально-экономического развития / Б.Д. Бабаев, Н.В. Боровкова, Е.Е. Николаева, А.Д. Николаев, А.И. Новиков, Е.А. Андрекус; под общ. ред. Б.Д. Бабаева. -Иваново: ПресСто, 2013.
2. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года: Приложение к Закону Ивановской области «О Стратегии социальноэкономического развития Ивановской области до 2020 года» от 11.03.2010 N 22-ОЗ.
3. Тосунян Г.А. Состояние и перспективы развития банков в регионах России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2012. - № 27 (470). Проникновение банковской сети в регионы.
Rodnina A.Yu. ^ekmarev V.V.
Babaev B.D. Borovkova N.V.
THE PROBLEM OF FINANCING THE START-UPS IN THE REGION
The theme of ambitious investment projects and their financial support is highlighted in the article (regional aspect). Keywords: regional economy, region of depressive type, ambitious investment projects, regional banks, syndicated loan, financing of investment projects.
JEL-Kodbi: E 200, E 220, E 290, E 420, E 440, G 210, H 500.
УДК 378
Карнаух И.С.
УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РФ
В данной статье рассматриваются различные аспекты процесса воспроизводства научных кадров в Российской Федерации. Особое внимание уделяется статистическим данным в сфере высшего образования, а также обстановки дел в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений страны. Автор публикации предлагает свою точку зрения на сложившиеся обстоятельства в сфере подготовки и воспроизводства научных кадров, а также предлагает некоторые рекомендации и возможные пути разрешения сложных вопросов.
Ключевые слова: воспроизводство научных кадров, уровень подготовки научных кадров, высшие учебные заведения, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, молодые специалисты.
Введение
В настоящее время в сфере подготовки и воспроизводства научных кадров наблюдаются тревожные тенденции, связанные, в первую очередь, с усложнением и отсутствием стабильности в социально-экономических и политических процессах, имеющих место в нашем обществе. Финансовая политика сегодняшнего дня направлена на усиление хозяйственной самостоятельности и культурной аутентичности регионов. Перенаправление управленческих решений на региональный и муниципальный
уровни может повлечь за собой разрушение единого культурно-образовательного пространства нашей страны. Финансовая политика и структурная перестройка хозяйственного устройства жизни страны в определенной мере ориентированы на то, чтобы в относительно короткие сроки оздоровить экономику. И методы реализации прямо противоположны поставленным целям и дело в том, что место образования как основы для воспроизводства научных кадров в реализации общегосударственной политики является уникальным и исключительным.