УДК 336.713
Толстолесова Л. А., канд. экон. наук,доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ
Одной из главных задач, стоящих сегодня перед государством, является обеспечение экономического роста на основе структурной перестройки экономики и повышения ее конкурентоспособности. Мировая практика свидетельствует, что эта цель достигается главным образом путем привлечения значительных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, а также за счет организации механизма их эффективного инвестирования. Особую роль при этом играют кредитные организации. Однако, зачастую, их возможности концентрировать ресурсы, необходимые для финансирования крупных проектов существенно ограничены.
Автор статьи на примере Тюменской области рассматривает возможности повышения инвестиционной активности банковского сектора региона.
Интенсивное развитие регионов, укрепление их финансового потенциала и активизация инновационно-инвестиционной деятельности предполагает широкое использование ресурсов финансово-кредитной сферы, в первую очередь, банковских учреждений. Регион не сможет сформировать серьезный финансовый потенциал и закрепить финансовую независимость, не обладая сильной конкурентоспособной банковской системой, оптимальной по объему операций и организационным формам, поскольку только такая система сможет обеспечить финансовый потенциал, адекватный экономическому потенциалу региона. Банковский сектор региона призван формировать кредитную и инвестиционную политику с учетом спро-
са на кредитные и инвестиционные вложения со стороны реального сектора экономики. Заинтересованность коммерческих банков и администрации региона в сотрудничестве должна быть обоюдной: стабильное экономическое развитие региона является необходимым условием функционирования коммерческих банков, а кредитные ресурсы, в свою очередь, один из источников инвестиций, необходимых для диверсификации региональной экономики и производства конкурентоспособной продукции.
Однако зачастую участие этих институтов в развитии региона ограничено, так как они не обладают ресурсами для финансирования крупных региональных инвестиционных программ или сталкиваются с проблемой их ограниченного объема
по сравнению с потребностями крупных клиентов в кредитных ресурсах для инвестирования в производство. Проблема заключается в следующем. Большинство мелких и средних региональных банков не в состоянии концентрировать ресурсы, необходимые для финансирования крупных проектов, во-первых, из-за неблагоприятной структуры привлеченных ресурсов, а во-вторых — из-за отсутствия партнеров и клиентов, способных сформировать долгосрочные ресурсы. Причина этого — не только несовершенство технологий взаимоотношений кредиторов и заемщиков, но и низкая капитализация многих региональных банков, что не позволяет в полной мере финансировать растущую промышленность, сдерживает долгосрочное финансирование инфраструктурных проектов.
В результате основная финансовая нагрузка по инвестированию крупных программ и проектов ложится на несколько системообразующих банков региона, пользующихся поддержкой властей, конкурировать с которыми мелким банкам просто не под силу. Назрела необходимость активизировать механизмы формирования крупных финансовых потоков, позволяющих эффективно решать задачи экономического роста на основе структурной трансформации хозяйства и повышения капитализации банковской системы в регионах1.
В полной мере эти проблемы касаются и банковской системы Тюменской области, несмотря на то, что сосредоточение в области крупных производственных вертикально-интегрированных компаний и наличие высокого производственного и финансового потенциала создают предпосылки для активного развития и функционирования региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры.
1 См.: Корчагин Ю. А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов н/Д.: Феникс, 2006; Раевский С. В., Третьяков А. Г Инвестиционная активность в регионе. М.: Экономика, 2006 и др.
На начало 2008 г. банковский сектор Тюменской области был представлен 22 кредитными организациями, имеющими 79 филиалов в области и 25 за ее пределами. Крупными банками региона являются «Ханты-Мансийский банк», «Западно-Сибирский коммерческий банк» (Запсибкомбанк), «Сургутнефтегазбанк», «Тюмень-энергобанк», «Сибирьгазбанк», Банк «Юг-ра», «Сибнефтебанк». На территории области действует 50 филиалов кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территориях других регионов (прежде всего, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы и др.), а также Западно-Сибирский банк Сбербанка России (20 отделений, 388 дополнительных офисов, 51 кредитно-кассовый офис). Всего действует 1260 банковских структур, в том числе 584 зарегистрировано на юге Тюменской области, 505 — в ХМАО — Югре, 171 — в ЯНАО2. Следовательно, региональная банковская инфраструктура достаточно разнообразна, что потенциально создает условия для обеспечения конкурентоспособной деятельности на региональном рынке. Так ли это в действительности?
Совокупные ресурсы банковских учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Тюменской области к началу 2008 г. были сформированы в объеме 480 млрд руб., при этом ресурсы региональных банков составили 51 % совокупных пассивов всех кредитных учреждений, 31 % — пассивы Западно-Сибирского банка Сбербанка РФ, 18 % — пассивы филиалов кредитных учреждений других регионов. Необходимо принять во внимание, что почти 80 % всех ресурсов региональных банков и 38 % совокупных банковских ресурсов формируют четыре банка области — «Ханты-Мансийский банк», «Запсибкомбанк», «Сургутнефтегазбанк», «Тюмень-
2 Рассчитано автором на основе аналитических материалов Ассоциации кредитных организаций Тюменской области за 2001- 2008 гг. // www.akoto.ru.
энергобанк», и лишь 20 % приходятся на оставшиеся 18 небольших банков региона3, поскольку конкурентные преимущества лидеров гораздо выше остальных банков.
Структура депозитных источников отчетливо демонстрирует тенденцию роста средств населения во вкладах и депозитах: они возросли на 140 млрд руб., или в 6 раз. Но основной проблемой является то, что 50- 60 % привлеченных средств носят краткосрочный характер и никоим образом не могут быть использованы в долгосрочных инвестиционных проектах. При этом вновь следует отметить, что около 80 % депозитов физических лиц на региональном рынке формируют все те же четыре крупных банка области: «Сургутнефтегазбанк», «Ханты-Мансийский банк», «Зап сибкомбанк», «Тюменьэнергобанк». Эти банки располагают значительным собственным капиталом, что позволяет им формировать соответствующую депозитную базу, которая впоследствии может быть использована в качестве кредитного ресурса. Доля этих банков в совокупном объеме привлеченных депозитов физических лиц составила к концу 2007 г. 33 %. Доля всех региональных банков — 42 %, Сбербанка — 42 %, банков других регионов — 16 %.
Вторым по значимости источником формирования ресурсной базы банков выступают средства хозяйствующих субъектов на текущих и расчетных счетах. Конечно, нельзя в полной мере относить их к инвестиционным ресурсам, но их определенную часть можно направить на эти цели. За период 2001- 2007 гг. объем средств предприятий и организаций Тюменского региона в рублях и валюте на расчетных и текущих счетах вырос с 21 млрд руб. до 66 млрд руб., т. е. на 45 млрд руб., или более чем в 3 раза4. При
3 Рассчитано автором на основе аналитических материалов Ассоциации кредитных организаций Тюменской области за 2001- 2008 гг. // www.akoto.ru.
4 Рассчитано автором по материалам «Бюлле-
тень банковской статистики — Региональное при-
этом вновь на долю четырех ранее названных банков приходится более 80 % всех ресурсов, так как они обслуживают счета более крупных клиентов, обороты средств по которым весьма значительны. Проблемой для региональных банков по-прежнему является то, что многие вертикально-интегрированные компании, особенно нефтяные, имеют счета в столичных банках, и полученные ими денежные средства «работают» на другой территории. Другие источники банковских ресурсов хотя и имеют место, но не играют столь значимой роли в формировании ресурсной базы региональных банков.
Следовательно, можно констатировать, что финансовый потенциал банковской системы, т. е. денежные средства, аккумулированные в рамках банковских учреждений Тюменской области, которые могут быть направлены на инвестиционные цели, составили за период исследования от 110 до 280 млрд руб., что составляет порядка 60 - 65 % совокупных активов банковской системы региона. Кроме того, важным потенциальным источником банковских ресурсов являются наличные деньги на руках населения. По самым скромным подсчетам свободные деньги на руках населения области, которые находятся в обращении вне сферы банковской системы, составляют 65 - 90 млрд руб. (порядка 3 % ВРП). Задача состоит в том, чтобы разработать с участием банков механизмы трансформации этих сбережений в инвестиции.
На сегодняшний день без изменения структуры пассивов рост инвестиционной активности банковского сектора региона невозможен, поскольку банки и так работают на пределе своих возможностей, испытывая серьезные риски. Проведенное исследование наглядно подтверждает это: общие ресурсы банковской системы области за период исследования возросли в 4 раза, активы в 7 раз, а объемы предоставленных кре-
ложение». Издание Центрального Банка РФ за 2001- 2008 гг. // www.cbr.ru.
дитов — более чем в 14 раз. Так, если в начале периода исследования доля кредитов в активах составляла около 20 %, то к концу периода она достигла уже 83 %5. Аналогичная ситуация характерна и для Российской Федерации в целом: рост активов составил почти 14 раз, а объемы предоставленных кредитов выросли в 20 раз6. За период исследования банки предоставили кредитов своим клиентам (юридическим и физическим лицам) в рублях и иностранной валюте в 2001 г. — 57,5 млрд руб., в 2007 г. — 343,6 млрд руб., т. е. рост составил 286,1 млрд руб., или почти 6 раз. Несмотря на значительный рост объема кредитных вложений, в структуре ВРП их доля весьма скромна и составляет порядка 7 - 8 %, что свидетельствует о явной неадекватности кредитной системы области потребностям региональной экономики. Отраслевая структура предоставленных кредитов свидетельствует о сложившихся приоритетах банков в кредитовании — это промышленность (2001 г. — 54 %, 2007 г. — 41,9 %), строительство (2001 г. — 4,9 %, 2007 — 15,8 %), торговля (2001 г. — 6,4 %, 2007 г. — 14,9 %), транспорт и связь (около 3 %)7. Кредиты в эти отрасли наиболее востребованы заемщиками в связи с наращиванием объемов промышленного производства, масштабным расширением объемов жилищного строительства и развитием базы строительной индустрии, а потому эффективны, так как окупаются в приемлемые для банков сроки. Несмотря на рост абсолютных объемов кредитования промышленности почти в 3 раза, доля их в структуре со-
5 Рассчитано автором по материалам «Бюллетень банковской статистики — Региональное приложение». Издание Центрального Банка РФ за 2001- 2008 гг. // www.cbr.ru.
6 См.: Отчеты Центрального Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002 - 2007 гг. //www.cbr.ru.
7 Рассчитано автором по материалам «Бюллетень банковской статистики — Региональное приложение». Издание Центрального Банка РФ за 2001- 2008 гг. // www.cbr.ru.
вокупного банковского кредитного портфеля неуклонно уменьшается (2001 г. — 54 %,
2006 г. — 34,8 %, 2007 г. — 15,4 %)8. Это связано с тем, что крупные вертикально-интегрированные компании в условиях роста цен на энергоресурсы не испытывают острой нужды в кредитах, а если и прибегают к заимствованиям, то происходит это внутри корпорации либо на зарубежных кредитных рынках. Кроме того, зачастую потребности крупных корпоративных клиентов в заемных средствах превышают возможности небольших региональных банков по их предоставлению в силу ограниченности ресурсной базы. Для многих же мелких и средних предприятий и сегодня кредиты банков довольно дороги, кроме того, у них нет достаточного обеспечения для их получения9.
В структуре совокупного кредитного портфеля соотношение кредитов юридическим и физическим лицам составило: в 2001 г. — 93 % и 7 %, в 2006 г. — 54 % и 46 %, в 2007 г. — соответственно 55 % и 45 %. Это обусловлено тем, что резко возросли объемы кредитования физических лиц: активно развивается потребительское кредитование и различные схемы ипотечного кредитования для населения. На их долю пришлось: в 2001 г. — 4,1 млрд руб., в 2006 г. — 101,1 млрд руб., в
2007 г. — 147,4 млрд руб., т. е. рост составил почти 36 раз10. В тоже время с выдачей этих кредитов связаны и основные кредитные риски: ведь если индивидуальные заемщики не смогут своевременно рассчитаться по своим обязательствам, у банков возникнут серьезные проблемы с ликвидностью, т. е. с возвратом средств по депо-
8 См.: Там же.
9 См, например: Тагирбеков К. Р., Паштова Л. Г. Инвестиционные процессы и банковская система в экономике России. М.: Весь Мир, 2005.
10 Рассчитано автором по материалам «Бюллетень банковской статистики — Региональное приложение». Издание Центрального Банка РФ за 2001- 2008 гг. // www.cbr.ru.
зитам и привлечением новых источников средств. Особенно остро такие проблемы встают перед небольшими банками, которые часто в погоне за высокой доходностью розничного бизнеса игнорируют связанные с этим системные риски.
Для реализации долгосрочных программ банки Тюменского региона расширяют свои инвестиционные портфели, но их объем по-прежнему невелик, хотя с 2005 г. наметилась положительная динамика развития средне- и долгосрочного кредитования. В 2007 г. объем долгосрочных кредитов (около 74 % — 254 млрд руб.) превысил объем краткосрочных (около 24 % — 82 млрд руб.)11. При этом примерно пятую часть предоставленных кредитов составляют кредиты, предоставленные населению на покупку жилья (более 50 млрд руб.). Лидером по объему долгосрочного кредитования по-прежнему является Западно-Сибирский банк Сбербанка РФ (более 40 %), на долю региональных банков приходится порядка 36 %, банков других регионов — 24 %.
Среди региональных банков, которые активно наращивают долгосрочные кредитные портфели, следует выделить «Ханты-Мансийский банк» (около 26 млрд руб.), «Запсибкомбанк» (около 20 млрд руб.), «Сургутнефтегазбанк» (боле 14 млрд руб.), «Тю-меньэнергобанк» (около 6 млрд руб.)12. Их доля на рынке долгосрочного кредитования региональных банков составляет 66 %, а в общем объеме долгосрочных кредитов — 25 %, т. е. региональные банки значительно проигрывают в этом сегменте банковского бизнеса Сбербанку и банкам других регионов, а особенно — иностранным банкам. Конечно, нельзя идеализировать ситуацию, так
11 Рассчитано автором на основе аналитических материалов Ассоциации кредитных организаций Тюменской области за 2001- 2008 гг. // www.akoto.ru.
12 Рассчитано автором по материалам «Бюллетень банковской статистики — Региональное при-
ложение». Издание Центрального Банка РФ за
2001- 2008 гг. // www.cbr.ru.
как в большинстве случаев к долгосрочным кредитам автоматически относятся кредиты сроком более года, иногда и просто пролонгированные. Но необходимо подчеркнуть, что постепенно начинают формироваться действительно партнерские отношения региональных банков и клиентов, обоюдно заинтересованных в длительных отношениях. Причем на долю четырех лидирующих банков приходится почти 87 % всех долгосрочных кредитов региональных банков, и только 13 % приходится на все другие банки. О полноценной конкуренции говорить вновь не приходится, поскольку возможности формирования долгосрочных ресурсов у банков значительно различаются.
Низкая капитализация ресурсной базы региональных банков сдерживает расширение долгосрочных инвестиций и финансирование инфраструктурных проектов, что подтвердили результаты наших исследований. Так, если рассмотреть источники финансирования инвестиционной деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами на территории Тюменской области, то можно отметить, что, несмотря на позитивный рост (со 190 до 350 млрд руб.), доля банковских кредитов в источниках финансирования инвестиций по-прежнему ничтожна: 2001 г. — 0,7 %, 2006 - 2007 гг. — около 2 %. В абсолютном выражении объем банковских кредитов в источниках финансирования инвестиционной деятельности увеличился с 3,6 до 7,6 млрд руб., т. е. на 4 млрд руб., или в 2 раза. При этом заемные средства, полученные от других организаций, по сумме превышают банковские кредиты более чем в два раза, а в ХМАО, например, более чем в 8 -10 раз13. Следовательно, на практике, предприятия отдают предпочтение в заимствованиях не банкам, а сторонним организациям, причем речь идет не только о внутрикорпоративных заимствованиях. Если соотнести реальные инвестиционные
13 Статистический ежегодник. Ч. 1. Тюменская обл., 2005 - 2007.
кредитные вложения банков региона и предполагаемый ресурсный потенциал, то, оказывается, из всех привлеченных средств в среднем от 1,5 до 3 - 5 % банки направляют непосредственно на инвестиционные цели, а все остальные кредиты используются для финансирования текущей деятельности предприятий. Как показал проведенный анализ, хозяйствующие субъекты осуществляют инвестиционные затраты в основном за счет собственных средств, редко прибегая к заимствованиям банков. Понятно, что реализовать только за счет этих ресурсов стратегические инвестиционные проекты просто нереально, тем более что срок их окупаемости составляет не один год.
Существующая ситуация усугубляется еще и тем, что только около 30 - 35 % всех кредитов предоставляют кредитные организации области, а 65 - 70 % — филиалы и кредитные организации других регионов14. В этой ситуации и крупным, и мелким региональным банкам сложно выстоять в конкурентной борьбе с мощными банками, образующими ядро национальной банковской системы как в области ценовой, так и депо-зитно-кредитной политики.
Необходимо также признать, что уровень развития рыночной инфраструктуры Тюменской области не соответствует ее высокому природному и промышленному потенциалам. Область уступает другим регионам РФ по развитости банковских структур, фондового рынка, обеспеченности банковскими услугами. Так, по итогам отчета Центрального банка РФ совокупный индекс обеспеченности Тюменской области банковскими услугами составляет в 2002 г. — 0,76, в 2005 г. — 0,47, в 2006 г. — 0,45, в 2007 г. — 0,44. Аналогичные низкие показатели имеют Еврейская автономная область (0,42), Республика Дагестан (0,20), Республика Ингушетия (0,19). Зна-
14 Рассчитано автором по материалам «Бюллетень банковской статистики — Региональное приложение». Издание Центрального Банка РФ за 2001- 2008 гг. // www.cbr.ru.
чительная часть субъектов РФ имеют этот индекс от минимального 0,53 до максимального 1,1, не считая Москвы (2,1), Санкт-Петербурга (1,5), т. е. отставание Тюменской области составляет в как минимум 2 - 3 раза15.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать некоторые выводы:
• основу банковской системы региона, как правило, формируют несколько крупных системообразующих банков, пользующихся поддержкой властей и крупных предприятий;
• ресурсная база региональных банков сформирована за счет средств населения и предприятий, и носит в значительной степени краткосрочный характер, в то время как клиенты предъявляют спрос на средне-и долгосрочные услуги;
• темп роста депозитных источников существенно отстает от роста кредитных вложений, что приводит к разбалансированно-сти пассивов и активов банков по срокам, и может привести к утрате банками ликвидности;
• небольшие банки региона имеют невысокие возможности для конкуренции в области депозитно-кредитной и процентной политики с более крупными банками данного региона, а тем более с инорегио-нальными и зарубежными банками.
Какие же могут быть пути выхода из этой ситуации? Только ли слияния и поглощения способны повысить капитализацию банков, их ликвидность и конкурентоспособность? На наш взгляд, одним из реальных способов решения проблемы является синдицированное кредитование, которое представляет собой процесс объединения усилий и ресурсов коммерческих банков в целях совместного кредитования заемщиков в случаях, когда объем кредита или кредитный риск слишком велик для одного банка. Син-
15 Отчеты Центрального Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002 - 2007 гг. // www.cbr.ru.
дицированные (консорциальные) кредиты предоставляются заемщику за счет объединения ресурсов банков — участников консорциума. Создание банковских синдикатов позволяет аккумулировать необходимые кредитные ресурсы, в частности, для осуществления крупных долгосрочных инвестиций при проектном финансировании, инвестиционном кредитовании, снизить риски банковской деятельности. Организация синдицированного (консорциального) кредитования может стать инструментом концентрации кредитных ресурсов, что будет способствовать усилению позиций регионального кредитного рынка.
Некоторый опыт привлечения синдицированных кредитов начинает формироваться и в Тюменской области. Так, ОАО «Ханты-Мансийский банк» на протяжении трех последних лет активно внедряет в практику этот кредитный инструмент. В 2005 г. банк привлек первый синдицированный кредит в сумме 43 млн долл. для финансирования внешнеэкономических контрактов стратегических клиентов банка. В синдикате принимали участие крупнейшие финансовые институты Германии, Англии, Китая, России, Нидерландов и ряда других стран. Организаторами кредита выступили Standard Bank London Plc (Лондон) и Commerzbank AG (Франкфурт-на-Майне). Кредит успешно был погашен в декабре 2005 г., при этом на практике он даже превысил ранее заявленную в планах сумму. В 2006 г. банк организовал привлечение второго синдицированного кредита, средства по которому были получены в январе 2007 г. Организаторами выступили Standard Bank (Великобритания) и ING Bank (Голландия). Сумма синдицированного кредита — 60 млн долларов США, что на 50 % больше первоначально заявленной суммы. Цели получения кредита: снижение маржи по кредиту — маржа снижена почти в 3 раза, и расширение круга инвесторов — в синдикате приняли участие инвесторы из Германии, Великобритании, Нидерландов, Китая, России и других стран. В 2007 г. в ус-
ловиях международного кризиса ликвидности банком было организовано привлечение третьего синдицированного кредита, средства по которому были получены в январе 2008 г. Сумма синдицированного кредита — 62,5 млн долл. В синдикате приняли участие 10 банков. Erste Bank der oesterreichischen Sparkassen AG, Landesbank Berlin AG и Bank Austria Creditanstalt AG выступили в качестве уполномоченных ведущих организаторов. Кроме того, банк принял участие в 6 синдицированных кредитах для банков РФ и СНГ на общую сумму 350 млн руб.16
ОАО «Запсибкомбанк» принимал участие в синдицированном кредитовании российских банков в апреле 2007 г. Организатором синдицированного кредита выступил ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» (Москва), который получил 625 млн долл. у материнской структуры — холдинга «Райф-файзен Интернациональ» под выгодную для банка процентную ставку17.
ОАО «Тюменьэнергобанк» в 2005 г. принял участие в организации синдицированного кредитования проектов под гарантию Администрации Томской области и предприятий оборонного комплекса Томской области18.
Для банков положительные тенденции использования консорциального финансирования заключаются в: расширении кредитной экспансии в условиях ограниченности ресурсов; повышении конкурентоспособности региональных банков и сохранении приоритетности на банковском рынке; диверсификации кредитных рисков и их минимизации; улучшении качества кредитных портфелей участников и оценки заемщика.
Для региональных заемщиков привлечение синдицированных кредитов также
16 Отчеты ОАО «Ханты-Мансийский банк» за 2005 - 2008 гг. // www.khmb.ru.
17 Отчеты ОАО «Западно-Сибирский коммерческий банк» за 2005 - 2008 гг. // www.zapsibkombank.ru.
18 Отчеты ОАО «Тюменьэнергобанк» за 2005 -2008 гг. //www.tebank.ru.
имеет ряд преимуществ: привлекаемые ресурсы имеют более длительные сроки и обходятся дешевле по сравнению с традиционными кредитами, так как источники средств диверсифицированы; срок организации синдицированного кредита меньше в сравнении с выпуском облигаций, поскольку не требуется регистрации проспекта эмиссии; заемщик создает публичную кредитную историю сразу у нескольких кредиторов.
В целом для региональной банковской системы внедрение синдицированного кредитования способствует повышению ее устойчивости. Более широкое распространение практики синдицированного кредитования может способствовать увеличению возможностей банковского сектора при кредитовании платежеспособной клиентуры. Синдикации позволяют ограниченными средствами многих финансовых институтов удовлетворять значительные потребности, которые возникают у различных компаний при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.
Следовательно, задачей региональных органов управления является создание условий и разработка механизма для объединения свободных средств потенциальных инвесторов и вложения их в долгосрочные инфраструктурные инвестиционные проекты, которые необходимы для инновационного развития территории и повышения уровня жизни населения.
Литература
1. Инвестиционные процессы и банковская система в экономике России / Тагирбеков К. Р., Паштова Л. Г. М.: Весь Мир, 2005.
2. Катасонов В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: Анкил, 2005.
3. Корчагин Ю. А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Раевский С. В, Третьяков А. Г Инвестиционная активность в регионе. М.: Экономика, 2006.
5. Петросянц В. З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации / Ин-т соц.-экон. исследований ДНЦ РАН. М.: Наука, 2005.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2008 г.
L. Tolstolesova, PhD (Econ.), Associate Professor,
Finance, Money Circulation, Loan and Credit Chair, Tyumen State University, Tyumen
REGIONAL BANKING SYSTEM COMPETITIVENESS ISSUES AND THE INVESTMENTS
The factors that contribute to the decrease in the sustainable Russian economy growth are the financial resource concentration in the raw material-related sectors; lack of investments that go into the processing industry development; inefficient mechanisms offered to be used to improve the competitiveness level of the product made by the majority of the entities operating in the non-raw material sectors.
In view of the above, one of the main tasks the state bodies have to fulfill now is to ensure the economic growth based on the structural transformation of the economy and the competitiveness level improvement. The international experience shows that virtually the only way to reach the goal is to provide substantial investments into the real economic sector and to create an efficiently operating mechanism of transferring the money. A special role here is played by the loan and credit organizations that are to accumulate the business entities' spare cash and use it to develop the prioritized infrastructure building projects and regional development programs. However, the participation of the financial institutions in the regional development is often restricted as they cannot accumulate the resource needed to support the large projects that can meet the requirements set by the customers who are interested in making investments into the production sector. The author takes the example of the Tyument Region and examines the ways of making the regional banking sector investors more active as far as the investment-making is concerned.