Научная статья на тему 'К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ'

К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / МАРКЕТИНГОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеев Георгий Владиславович, Щепакин Михаил Борисович

В статье предложены факторы и функции управления развитием розничной торговой сети позволяющие с учетом состояний внутренней и внешней сред розничной торговой сети, а также конкурентной среды, вызывающей противоречия субъектов рынка адаптировать процессы системы управления для построения модели управления развития розничной торговой сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михеев Георгий Владиславович, Щепакин Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING FOR MANAGEMENT DEVELOPMENT RETAIL NETWORK

In article factors and management functions by development of a retail distribution network allowing taking into account conditions of internal and external environments of a retail distribution network, and also the competitive environment causing contradictions of subjects of the market to adapt processes of a management system for creation of management model of development of a retail distribution network are offered.

Текст научной работы на тему «К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ»

- формирование механизмов деактивации и локализации факторов неопределенности и нестабильности развития рынка банковских услуг и региональной рыночной инфраструктуры в целом20. Таким образом, устойчивость является важнейшим требованием качественного развития региональной рыночной инфраструктуры поскольку она, обеспечивая гибкость и маневренность инфраструктуры, не дает ей выйти за доступные пределы колебаний вокруг траектории развития, что, соответственно, позволяет избежать больших потерь и непредвиденных возмущений.

Литература

1. Андраковский М.В. Модели экономического равновесия. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2011. - 22с.

2. Блауг М. Общее равновесие по Вальрасу // Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. -627 с. - С. 527-540.

3. Вайденфельд В., Вессельс В. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции / Пер. с нем. Л.Герле. - Рига: Alberts XII, 2008. - 544с.

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 270 с.

5. Максимова В.Ф., Горяинова Л.В., Куваева М.В., Ли-гай Г.А., Пашковская М.В., Помаскина О.В. Макроэкономика / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., - 2001. - 75 с.

6. Новаковская О.А., Митюхин Д.С. Управление устойчивостью региона // Вестник Забайкальского государственного университета. - № 2. Чита: ЗабГУ, 2015. - С. 143-152.

7. Раевский С.В. Концептуальные основы управления процессом стабилизации и развития экономики крупного региона. Москва, 2008.

8. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Ле-усский.- 9-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 686 с.

9. Шедько Ю.Н. Устойчивость развития региона как социо-эколого-экономической системы // Электронный научно-экономический журнал «Стратегии бизнеса».- 2013.

10. Patinkin D. Money, interest and prices. New York, 1965.

11. Keynes J.M. The general theory of employment, interest and money. // [Электронный ресурс]. -Электронные данные. - URL: http:// cas.umkc .edu/economics/people/facultypages/kregel/courses /econ645/winter2011/ generaltheory.pdf].

К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РОЗНИЧНОЙ _ТОРГОВОЙ СЕТИ

Михеев Георгий Владиславович

аспирант кафедры маркетинга и управления предприятием, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар Щепакин Михаил Борисович

д-р экон. наук, профессор, декан факультета экономики, управления и бизнеса, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

MODELLING FOR MANAGEMENT DEVELOPMENT RETAIL NETWORK

Mikheev Georgy Vladislavovich, graduate student of chair of marketing and enterprise management, Kuban state technological university, Krasnodar

Shchepakin Mikhail Borisovich, Dr. of economic sciences, professor, dean of faculty of economy, management and business Kuban state technological university, Krasnodar АННОТАЦИЯ

В статье предложены факторы и функции управления развитием розничной торговой сети позволяющие с учетом состояний внутренней и внешней сред розничной торговой сети, а также конкурентной среды, вызывающей противоречия субъектов рынка адаптировать процессы системы управления для построения модели управления развития розничной торговой сети. ABSTRACT

In article factors and management functions by development of a retail distribution network allowing taking into account conditions of internal and external environments of a retail distribution network, and also the competitive environment causing contradictions of subjects of the market to adapt processes of a management system for creation of management model of development of a retail distribution network are offered.

Ключевые слова: розничная торговая сеть; управление развитием; маркетинговая адаптация; факторы и функции управления.

Keywords: retail distribution network; management of development; marketing adaptation; factors and management functions.

20 Раевский С.В. Концептуальные основы управления процессом стабилизации и развития экономики крупного региона. Москва, 2008

Сектор розничной торговли сетевой формы организации в условиях маркетинговой адаптации к требованиям рынка превращается в сложную динамическую систему, способную эффективно функционировать в рамках крупномасштабных изменений социально-экономической рыночной среды. Кардинальные изменения в розничной торговле РФ связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным ростом и развитием розничных торговых сетей, острой конкуренцией возникшей между крупными торговыми сетями России и глобальными международными розничными сетями. Исследование аспектов функционирования розничных торговых сетей на современном этапе имеет большое значение для развития отечественной розничной торговли, потому что всё еще велика интенсивность косвенной конкуренции розничных торговых сетей с открытыми уличными рынками. Международные операторы активно продолжают «наступать» на территорию России, что демонстрирует значительный уровень опасности от экспансии зарубежных торговых сетей.

Низкий уровень эффективности управления не позволяет обеспечить требуемый результат конкурентоспособности розничной торговой сети. Совершенствование управлением розничной торговой сетью предполагает разработку новых инструментов. Использование таких инструментов управления требует адаптации, что позволяет достигать конкурентного преимуществ и сохранять лидирующее положение в бизнесе. Выбор набора рациональных маркетинговых инструментов компаниями должен осуществляться исходя из необходимости достижения мотивационной проницаемости [1, с. 585].

Каждое предприятие розничной торговли, а тем более розничная торговая сеть обязаны ориентироваться на свое управление развитием, поскольку конечной целью любой экономической деятельности должна являться максимизация прибыли, что невозможно без постоянного роста и непрерывного развития. Совершенствование управления развитием требует проработки, из этого следует, что необходимо рассмотреть экономические процессы и их содержательные терминологические и организационно-управленческие аспекты, среди которых понятия розничной торговой сети, ее рынка, управление развитием и т.д.

Под «управлением развитием» будем понимать комплекс мер по воздействию на выбранный объект (предприятие) для достижения целей, предполагающих рост основных результирующих показателей путем качественных изменений объекта (рост числа филиалов, освоенных рынков, эффективности реализации бизнес-процессов и т.д.). В качестве результирующих показателей могут выступать товарооборот, прибыль, рентабельность и др.[2, с. 23].

В современной экономической науке существуют различные взгляды на понятие розничной торговли. Через эти взгляды, понятия, а также усваиваемую экономическую природу процессов и явлений проявляется поведение менеджеров розничных торговых сетей. Различные представления о розничных торговых сетях по-разному влияют на возможность построения, как внутренних, так и внешних бизнес- процессов. Это, в свою очередь, оказывает определяющее воздействие на выбор инструментов,

методов, технологий и механизмов управления розничной торговой сетью. В связи с этим, понятия «розничная торговля» и «розничная торговая сеть» необходимо рассматривать в непосредственной взаимосвязи и в контексте развивающихся бизнес-процессов, обретающих свойства основного фактора в совершенствовании управленческих технологий и обеспечении безопасного функционирования и развития розничной торговой сети.

Выделим смысловые составляющие (элементы), раскрывающие экономическую природу «розничной торговли: а) является сектором коммерческой деятельности; б) выступает элементом (частью) логистического процесса, соединяющего производителя сырья (продуктов) и конечного потребителя товаров; в) представляет собой интегратор экономических отношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров и услуг; г) отражает завершающий этап цикла движения товаров и услуг от производителя к конечному потребителю для личного некоммерческого использования [3, с. 187-189].

Выделим ряд принципиальных особенностей сетевой формы торговли: а) единая для всех объектов торговой сети инфраструктурная сеть (совокупность инфраструктурных объектов); б) единая для всех торговых объектов (различных форматов) сети товарная специализация; в) единый для всех торговых объектов сети торговый знак; г) единый орган управления, осуществляющий руководство всеми объектами торговой сети [4, с. 288-294].

Исходя из представлений об экономической природе розничной торговли сетевой формы организации нами предлагается следующее определение: розничная торговая сеть - оператор рынка розничной торговли, использующий сетевую форму ее организации и который является интегратором экономических отношений субъектов, возникающих в процессе купли-продажи ими товаров и услуг для личного некоммерческого использования, с одной стороны, выступающий звеном институциональной инфраструктуры и элементом логистической производственно-сбытовой цепи, соединяющей производителя сырья (продуктов) с конечным потребителем, а с другой, - адаптером в системе построения партнерских отношений между потребителями и производителями товаров и услуг, ориентированных на удовлетворение потребностей и рост бизнеса.

Розничная торговая сеть как оператор рынка FMCG (сектор быстро оборачиваемых продуктов в розничной торговле Fast Moving Consumer Goods), носящая открытый характер, взаимодействует с различными субъектами ее маркетингового окружения [5, с. 411]: государством, потребителями, бизнесом (поставщиками, маркетинговыми посредниками, конкурентами и иными агентами).

Обозначенное взаимодействие в конкурентной среде на рынке FMCG формирует противоречие субъектов рынка, в рамках которого розничной торговой сети приходится выстраивать и развивать свою систему управления, которая является совокупностью функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия в социально-экономической системе [6, с. 207]. Поскольку деятельность человека связана с осуществлением совокупности различных действий, ведущих к достижению цели, постольку она связана с деятельностью других людей и нуждается в согласовании. Определяя задачи на достижение эффективности, работники оказываются в состоянии по-

иска разумной согласованности между требованиями организационно-экономической среды, целями и возможностями реализовать свои целевые намерения. Согласованность требований и целей достигается в результате переговорных процессов, осуществления договоренностей между всеми уровнями и участниками управления: общества с потребителями, собственниками и предпринимателями, предпринимателями и работниками, руководителями организаций и персоналом, а также между работниками внутри организационных структур [7, с. 389].

Согласование осуществляется путем воздействия на деятельность тех, кто находится во взаимодействии как внутри, так и вне организации. Воздействие может быть направлено на среду, в качестве которой выступает система управления, на средства - механизм управления, а также на действия - процесс управления [8, с. 290].

Функции управления (планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, анализирование, контроль), отражая собственно содержание управления как такового, не определяют еще обязательную последовательность действий и не характеризуют непосредственно процесс осуществления управления. Для него определяющим является целеполагание, уяснение ситуации, выявление проблемы, постановка задач, их реализация (как способ изменения состояния управляемой системы).

Рассматривая составляющие управления, мы приходим к пониманию того, что как целесообразная деятельность управление нуждается в профессиональном обеспечении. Поэтому уяснение внутреннего наполнения управления позволяет более грамотно подойти к выработке тех решений, которые связаны с выбором построения собственно управления.

Нам представляется целесообразным выделить внутренние и внешние факторы, определяющих состояние конкурентной среды применительно к рынку FMCG.

Внутренние факторы представляют собой совокупность параметров, оказывающих регулирующие воздействие на деятельность розничной торговой сети, функционирующей в экономических, трудовых, организационных и коммуникационных взаимоотношениях. Внешние факторы являются набором не поддающихся влиянию условий и сил, требующих систематического адаптационного приспособления к ним и всех участников рыночного пространства. Так факторы находятся в постоянной динамике, благоприятное и неблагоприятное направление которой зависит от процессов, инициируемых самой розничной торговой сетью и процессами, происходящими на рынке.

На систему управления РТС воздействует ресурсно-объектный подход он предполагает учет ресурсов каждого из участников (пообъектно), которые могут быть включены в систему управления розничной торговой сети и которые формируют предпосылки для достижения требуемого (желаемого) уровня конкурентоспособности, рассматриваемой системы при достижении договоренности о сбалансированности интересов, при этом потребитель достигает тот уровень потребностей, который он заявляет на соответствующем рынке субъектам предоставляющим товары и услуги по различным аспектам этого удовлетворения.

Обеспечивать интеграцию различных составляющих управления розничной торговой сети, в частности его

маркетингового и мотивационного компонентов которые вовлечены в процессы адаптации розничной торговой сети к динамично изменяющимся условиям конкурентной среды и интеграции отдельных структур (единичных предприятий, входящих в РТС) в единое мотивационное кольцо. Эффективность указанных процессов является важнейшей характеристикой результатов взаимодействий розничной торговой сети с субъектами ее маркетингового окружения и во многом определяет конкурентоспособность РТС.

Процесс маркетинговой адаптации подсистем оказывает влияние на мотивационный интегратор, который отражает разобщенность элементов системы мотиваци-онного кольца для единого мотивационного контроля, при этом состояние маркетингового адаптера мотивационного кольца, а, следовательно, форма осуществления и содержательное наполнение маркетинговой адаптации определяется не только процессами в подсистемах, но и интегральным показателем конкурентоспособности РТС, который учитывает совокупность показателей характеризующих эффективность деятельности подсистем единой системы управления розничной торговой сети и рассчитывается с учетом процесса адаптации для каждой подсистемы входящей в мотивационное кольцо.

Интегральный показатель конкурентоспособности - выступает критерием выбора рационального решения в механизме управления развитием розничной торговой сети.

Если значение интегрального показателя конкурентоспособности РТС не соответствует желаемому его уровню необходимо вернуться в мотивационное кольцо и исправить, адаптировать процессы той или иной подсистемы для положительного результата. Получение положительного результата будет воздействовать на механизм управления развитием РТС.

В современных условиях обострения конкуренции, роста и укрепления бизнеса, когда сверхприбыль могут получать естественные монополии или крупные транснациональные компании, а повышение уровня развития РТС посредством совершенствования ее подсистем требует существенных капиталовложений, все большее значение в обеспечении требуемых рыночных позиций РТС приобретает маркетинговая адаптация, выступающая важнейшим инструментом для достижения сбалансированности интересов субъектов взаимодействия с различными субъектами и отдельными институтами рынка, позволяющая поддерживать устойчивое развитие розничной торговой сети на рынке FMCG.

Таким образом, при создании модели управления развитием розничной торговой сети мы сможем с учетом состояний внутренней и внешней сред РТС, а также конкурентной среды, вызывающей противоречия субъектов рынка адаптировать процессы системы управления РТС для достижения сбалансированности интересов субъектов взаимодействия и устойчивого развития розничной торговой сети.

Список литературы 1. Михеев Г.В., Щепакин М.Б. Терминологические аспекты и экономическая природа сетевой розничной торговли. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 80. С. 583-592.

2. Михеев Г.В. Подходы к совершенствованию системы управления предприятием сетевой розничной торговли. / Михеев Г.В., Щепакин М.Б. // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 20-27.

3. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М., Кожура Е.А. Системообразующий фактор устойчивого развития: Монография. - М.: Изд. Академии Промышленной Экологии. - 2005. - 224 с.

4. Агабекян Р.Л., Щепакин М.Б., Щепакин М.М. Предпринимательство и рынок труда: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Агабекян, М.Б. Щепакин, М.М. Щепакин. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. - 2008. - 352 с.

5. Щепакин М.Б. Предпринимательство в трансформирующихся и развивающихся общественно-экономических системах. - М.: Экономическая демократия, 2000. - 511 с.

6. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель активизации человекоцентричного ресурса в условиях маркетинговой адаптации предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - СПб: Изд. Политехнического университета. - 2015.- № 1(211). - С. 205-213.

7. Щепакин М.Б. Мотивационный фактор в формировании институциональных систем сбалансированной экономики: В кн. «Экономическая политика государства на Юге современной России». Коллективная монография / Под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.Ф. Лазовского и др. Краснодар: ЮИМ, 2005. - С.388 - 404.

8. Щепакин М.Б., Михеев Г.В. Сетевые технологии в розничной торговле // Факторы повышения эффективности российской экономики / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 286-292.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТРУДА

Мищенко Анна Алексеевна

аспирантка 3 курса Тамбовского Государственного Университета имени Г.Р. Державина

EMOTIONAL COMPONENT OF PERSONNEL WORK IN CULTURAL SPACE IN ORGANIZATION АННОТАЦИЯ

Рассматривается обмен эмоций в процессе труда персонала и руководителя. Представлены различные виды труда, которые несут в себе неодинаковую эмоциональную составляющую. Рассматриваются ожидания персонала от руководителя в эмоциональном отношении. ABSTRACT

The exchange of emotions between personnel and director in the work is considered. Different types of work which have uneven emotional component are presented. The personnel expectations of director in emotional relation are given.

Ключевые слова: эмоциональная составляющая труда; эмоциональный труд; неэмоциональный труд; частично эмоциональный труд; ожидания персонала от руководителя в эмоциональном отношении.

Key words: emotional component of personnel work; emotional work; unemotional work; partially emotional work; personnel expectations of director in emotional relation/

Каждый работник в коллективе ежедневно контактирует с другими сотрудниками. Помимо вполне ясного и привычного для всех деятелей рыночных отношений обмена между людьми услугами и товарами, существует еще более тонкий обмен эмоциями. Для организаций, занимающихся обслуживанием клиентов в условиях личного взаимодействия «лицом к лицу», крайне важным является вопрос о качестве отношений, возникающих в данном случае между сотрудниками и клиентами. Наиболее сильным является эффект, возникающий в результате подобного обмена, в тех сферах деятельности, где отношения между клиентом и поставщиком услуги носит длительный характер, предполагающий взаимное доверие и уважение. Успех взаимодействия с клиентом во многом будет зависеть от того насколько персонал, предоставляя услугу, будет внимателен, обходителен, вежлив, приветлив и т.п. В западных странах, особенно в США, давно поняли магию улыбку, и в сервисных организациях много внимания уделяется обучению персонала, направленного на развитие умения управлять эмоциями [1].

Различные виды труда несут неодинаковую эмоциональную составляющую. «Эмоциональная составляющая труда» - это эмоции персонала, испытываемые во

время трудового процесса, выраженность которых зависит от вида профессиональной деятельности. В данном контексте более приемлемо определение «эмоций», предложенное Роллсом [8], - это состояния, вызываемые посредством вознаграждений и наказаний, включая изменения в поощрениях и наказаниях. Вознаграждение -это то, ради чего человек будет работать. Наказание - это то, чего человек хочет избежать или от чего будет уклоняться, выполняя работу. В каких-то видах труда эмоции бьют через край, а где-то они полностью отсутствуют. В связи с этим согласно эмоциональной составляющей можно выделить следующие виды труда: 1. эмоциональный труд; 2. неэмоциональный труд; 3. частично эмоциональный труд [3].

1. «Эмоциональный труд» можно определить как работу по изображению предписанных организацией определенных эмоций при работе с людьми. Термин впервые был введен Хошчайлд А.Р. (Но^сЫИ, 1983), указавшей на необходимость в управлении собственными эмоциями в соответствии с социальными ситуациями [7]. В своем не имеющим на тот момент аналогов исследовании работников авиакомпаний, обслуживающих пассажи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.