17 (56) - 2007
Стратегия развития экономики
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
В.И. ДВОРЦОВ,
доктор экономических наук, ректор Дальневосточного института управления, бизнеса и права, президент Академии региональной экономики, экологии и природопользования
Дальневосточного федерального округа
В июле 2007 г. произошло объединение Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Это подразумевает оптимизацию развития экономики региона. Этому же способствует и повышенное внимание к проблемам региона со стороны Правительства России. Выделяются инвестиции, готовятся новые проекты и программы энергетического и инфраструктурного развития, принимаются меры по борьбе с браконьерством, намечены меры по улучшению социальной обстановки.
В то же время решение этих и других мер невозможно без перехода на новый уровень хозяйственного управления и организации производства товаров и услуг. В феврале 2008 г. намечена подготовка концепции стратегического развития Камчатского края, в основе которой должны лежать базовые принципы пространственного развития территорий.
Однако пространственное развитие региона не может рассматриваться исключительно в качестве функции от суммы отраслевых действий государства и бизнеса в аспектах экономического роста. Современные модели территориального развития содержат в себе высокий потенциал и дополняют отраслевой подход к социально-экономическому развитию региона.
Доктрина устойчивого пространственного развития должна содержать комплексную территориальную модель, разработанную на основе межотраслевого социально-экономического программирования. В основу оптимизации пространственного развития положено не простое перераспределение средств по территории, а нахождение оптимального
решения для каждой из ее частей, воздействуя на которые можно обеспечить импульс в развитии за счет эффективной реализации локального при-родно-хозяйственного потенциала. Это ведет, в конечном счете, не к усреднению пространственной вариации за счет городов и районов-лидеров, а к постепенному превращению в лидеров всех, но каждого в своей области. Таким образом, может быть обеспечена гармонизация пространственной структуры региона, а также оптимизация разделения функций между отдельными его частями.
Реализация предложенной стратегии развития должна быть обеспечена максимальной консолидацией административно-финансовых ресурсов на всех уровнях власти и направлена на интенсификацию социально-экономического развития. Необходимо массированное привлечение финансовых ресурсов как федерального, так и местного бюджетов, а также частных инвесторов.
Ключевое значение для обеспечения устойчивого пространственного развития имеет комплекс мер административно-управленческого характера. Это, в первую очередь, создание координационных советов по развитию районов с включением в их состав субрегиональных управленческих структур. Координационные советы могли бы взять на себя и функции инициирования проектов ОЭЗ, привлечения в них участников, контроля за реализацией бизнес-программ развития.
Наиболее перспективную систему мер действенной ликвидации социально-экономических диспропорций предполагает политика выделения региональных «точек роста» как центров межтерриториальных социально-производственных ком-
плексов. Финансовая, административная, законодательная, фискальная политика региональных властей в этом случае должна быть направлена на создание и эффективное развитие «полюсов роста», которые «втягивают» в сферу своей деятельности близлежащие территории, не способные самостоятельно реализовать свой социально-экономический потенциал.
Программирование пространственного развития региона можно рассматривать как направление целенаправленного стратегирования, дополняющее социально-экономическое программирование. Основной задачей программирования пространственного развития является максимальное снижение уровня пространственного диспаритета. Причем пространственная политика должна не только устранять последствия неравномерного развития, но и стимулировать развитие существующего отраслевого потенциала, т. е. действовать в рамках кластерной логики.
Таким образом, под пространственным развитием надо понимать наиболее общий подход к задачам управления изменениями в территориальном хозяйстве, опирающегося на системно-структурные представления о целостности экономики и, в свою очередь, перестраивающего инструменты такого управления.
В наиболее общем виде изменение хозяйственно-территориальной структуры будет означать: выявление реального пространственного каркаса развития экономики страны, включая узлы опережающего роста и связи между ними, прочитываемые в глобальном экономическом контексте; планирование направлений опережающего развития этих узлов и связей; разработку и осуществление проектов такого опережающего развития, способного вовлечь в свою орбиту и так называемые депрессивные территории. Концептуально это может быть представлено как разработка единой схемы пространственного развития в сочетании инструментов бизнес-активности, преумножения социального капитала и централизованного государственного вмешательства в стихийный процесс реструктурирования пространства.
Пока что, к сожалению, задача формирования действенных институтов пространственного развития, и в первую очередь институтов территориального хозяйственного управления, не вписана в действующую схему вертикали исполнительной власти и не встроена в региональную систему управления. Формирование концепции предполагает: комплексное рассмотрение самой хозяйственной
системы; исследование функциональных связей системы, раскинутых на рассматриваемых территориях; поиск управленческих механизмов, способных достичь синергетического эффекта.
Накопленный опыт сотрудничества подтверждает, что одна только системная деятельность на региональном уровне дает возможность увеличить объем валового национального продукта минимум на 5 %, снизив непроизводственные издержки и значительно повысив социальный уровень жизни. При этом такие изменения осуществимы как в относительно благоприятных районах, так и в тех, что на официальном языке определяются как депрессивные. Исходя из изложенного, необходимо сформулировать общий концептуальный подход к созданию территориального комплекса Камчатского края.
В качестве базовых концептуальных положений создания территориальных хозяйственных комплексов предлагается выделить следующие стратегические позиции:
1) формирование крупных межрегиональных (межрайонных) образований должно способствовать ускоренной капитализации ресурсных, производственных, инфраструктурных, предпринимательских, материально-финансовых и человеческих активов, использование которых позволит краю и бизнес-структурам облегчить выход на внешние и внутренние рынки;
2) пространственное развитие, понимаемое как ключевой подход к задачам организации регионального хозяйства, не встраивается в существующую конструкцию территориального управления, что делает непродуктивными попытки реализовать соответствующие подходы в деятельности региональных органов власти. Поэтому необходимо создание управляющих структур в форме специальных регион-систем [3], действующих на принципах равноправного партнерства;
3) пространственное управление экономической деятельностью регионов, ведущееся различными корпоративными структурами, в том числе и ТНК отечественного и зарубежного базирования, не совпадает с социально целесообразной хозяйственной структурой, поэтому необходимо государственное участие в неадминистративном управлении. Сегодня только государство остается тем институтом, который обеспечивает целостность экономического пространства нашей страны;
4) исходя из международного и отечественного опыта, пилотные проработки по региональному строительству целесообразно начинать с общере-
гионального уровня и завершить их региональным (мезотерриториальным) уровнем при создании новых организационных межхозяйственных союзов, базирующихся на кластерных технологиях;
5) в рамках стратегии проводимой реформы самоуправления, направленной на достижение самодостаточности и самообеспеченности края, проектно-пространственное руководство уходит из государственной сферы влияния на регионы, заменяясь общегосударственной инфраструктур-но-коммуникационной политикой, а также межбюджетным регулированием, ориентированным на поддержку развития определенных территорий и межрегиональную кооперацию;
6) федеральные органы власти должны сосредоточиваться на формировании и развитии опорного каркаса пространственной организации регионов, так как не может централизованно планировать все аспекты пространственного развития РФ. Территории, не отнесенные к узлам данной организации, должны самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегии своего развития. В качестве механизма «запуска» перестройки пространственной организации не только «сверху», но и «снизу» можно использовать опыт так называемых «демонстрационных программ», передавая на определенных условиях функции государственного управления пространственным развитием террито-риям-девелоперам;
7) для упорядочения политики регионального развития и управления пространственным развитием РФ необходимо нормативно закрепить схему пространственного хозяйственного развития территорий, определив параметры системы транспортно-коммуникационных инфраструктур, осуществив функциональное зонирование территорий, определив места локализации крупных хозяйственных объектов, социальных инфраструктур федерального значения и основные параметры системы расселения;
8) необходимо формирование межрегиональных объединений, способствующих совместному, наиболее эффективному использованию всех материальных и финансовых ресурсов региона на основе общности интересов и единых геоэкономических условий;
9) общее экономическое пространство должно строиться с использованием принципов программно-проектного управления. Достижение поставленной цели складывается из множества конкретных и успешно реализованных проектов. Поэтому создание системы проектного управления
в каждой экономической отрасли и социальной сфере жизни края является необходимой составляющей совместной стратегии. Эта задача является прямой компетенцией власти. Механизм управления проектами, с учетом специфики каждой отрасли хозяйства или сферы социальной жизни, предполагает создание корпоративного аналитического и информационно-маркетингового центра; нормативных оснований для разработки и реализации проектов; системы подготовки проектных менеджеров; системы конкурсного отбора проектов и их экспертной оценки; системы поддержки фирм, берущих на себя реализацию проектов, а также содействие в поиске инвесторов и целый ряд других мер;
10) в рамках формирования территориальных хозяйственных комплексов должны быть определены региональные центры их управления, обеспечивающие возможности равноправного встраивания России в мировое экономическое пространство. Международные проекты должны охватывать как внешние, так и внутренние интеграционные процессы. Инструментом управления края может стать федеральная проектно-пространственная программа;
11) компетенция региональных администраций в реализации общей стратегии должна состоять в создании правовых и нормативных гарантий инвесторам, в инициировании программ развития территориальных производственных и социальных комплексов. Текущая задача администрации состоит также в заказе на разработку необходимых документов (ТЭО, инвестиционных проектов, бизнес-планов и др.) для реализации установленных стратегией конкретных проектов.
Приведенные концептуальные положения послужили основой для разработки теоретического и практического инструментария формирования варианта концепции стратегического хозяйственного развития Камчатского края:
I. Базовые условия хозяйствования в Камчатском крае
Программа хозяйственного развития Камчатского края ставит своей целью подъем социально-экономического развития данного региона. В свою очередь, подъем уровня хозяйствования в регионах является одним из важнейших условий стабильного развития экономики России в целом. При этом экономический подъем требует использования объективных закономерностей развития взаимоотношений участников хозяйственной деятельности. На современном этапе развития экономики России
уже начали возрождаться коммерческие отношения между государством и субъектами бизнеса, основанными на корпоратизации сотрудничества.
Российский и мировой опыт формирования хозяйственных отношений подтверждает объективность данных процессов. В то же время в нашей стране корпоративные виды отношений еще только набирают силу, а отсутствие достаточной правовой, методической, экономической, кадровой, информационной и других основ управления не позволяет широко использовать уже имеющийся хозяйственный опыт.
Создание в стране крупных региональных объединений сегодня приобретает особую актуальность, так как только концентрация усилий государства и коммерческих структур может дать толчок к развитию экономики и других регионов. Всестороннее развитие региональных государственно-частных отношений ведет к усилению экономических и финансовых позиций регионов, а создание корпоративного управления с участием государственных и коммерческих структур может стать основой стабильного повышения эффективности хозяйства.
При этом улучшение управляемости хозяйства базируется на следующих принципах:
• равноправного управления государственным и коммерческим капиталом на добровольной договорной основе;
• координации управления с внешней средой;
• использования управленческого потенциала на всех уровнях;
• эффективного использования комплекса сопутствующих видов деятельности;
• использования имеющихся ресурсов в рамках коллективных интересов участников, как находящихся в регионе, так и за его пределами;
• достижения мультипликативного эффекта в результате корпоративного управления в рамках региона;
• взаимопроникновения хозяйственной деятельности участников с целью создания единого экономического комплекса региона;
• консолидации и концентрации межрегиональных и внешнеэкономических связей в рамках руководства ими;
• усиления коллективной хозяйственной ответственности, безопасности участников, а также снижения экономических и других рисков.
В результате должно обеспечиваться тесное взаимодействие органов местного управления с предпринимательскими структурами, в первую
очередь за счет обеспечения объединения материальных и финансовых средств федерального и местного бюджетов и средств малого и среднего бизнеса для достижения общих интересов.
Организация управления в регионе предполагает следующие меры: создание современной производственной базы для глубокой переработки сырья с дальнейшей реализацией продукции как в регионе, так и за его пределами; развитие сопутствующих видов деятельности; разработку и осуществление комплекса стратегических, тактических и оперативных мероприятий по целевому управлению хозяйственной деятельностью региона, исходя из сложившейся и прогнозируемой экономической и социальной ситуации в регионе и в стране; создание благоприятных условий для максимального накопления капитала региона с помощью бюджетных, налоговых, инвестиционных, производственных, организационных и других рычагов, а также коммерческого капитала; проведение действенного контроля и комплексного учета всей хозяйственной деятельности с целью ее упорядочения в рамках всего региона; осуществление единой стратегии экономического развития региона на основе создания единой территориально-производственной зоны; самообеспечение региона высококачественной продукцией на основе использования современных технологий, высокоэффективного оборудования и инноваций; расширение межрегиональных и международных связей на основе взаимного товарообмена производимой продукцией; рациональное использование имеющихся в регионе энергетических, материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых ресурсов и снижение социальной напряженности в результате повышения занятости и жизненного уровня населения региона.
Чтобы обеспечить эффективное объединение участников в рамках проведения единой программы стратегического развития, по нашему мнению, требуется провести в крае ряд организационных управленческих мероприятий, в частности:
• подготовить предложения о корпоративном управлении и разработать документы, регламентирующие деятельность управляющих структур;
• определить основные условия поддержки и развития регионального корпоративного бизнеса со стороны администрации края и федеральных органов;
• наметить усилия по подъему местной экономики на базе создания «центров бизнеса» с выделением «центров затрат»;
• ликвидировать стихийность развития в различных сферах хозяйственной и экономической жизни;
• обосновать и установить приоритеты межрегиональных и международных связей, включая открытие представительств в других регионах России и за рубежом для привлечения инвестиций, ресурсов, поставщиков и расширения сети дилеров, рынков сбыта продукции и услуг;
• развить коммерческие формы управления экономической деятельностью в смежных областях.
II. Организационно-экономические подходы к совместному развитию региона
Программа должна включать следующие разделы:
А. Подготовка предложений по формированию зоны общественного саморазвития хозяйства края.
Реалии современного хозяйственного развития края показывают, что ни сегодняшний уровень экономического развития, ни потенциальные возможности в ближайшей перспективе не позволяют предметно говорить о создании каких-либо «классических» зон развития территорий. Это связано как с неразвитой хозяйственной инфраструктурой региона, так и с достаточно разобщенным производством и сферой торговли. Исходя из этого, требуется особый проектный подход к хозяйственному развитию объединенной территории, который бы учитывал имеющиеся возможности производства и инфраструктуры, а также использовал бы все преимущества имеющихся современных методов управления региональным развитием.
Б. Принципы государственно-частного партнерства при развитии края. Основу развития должно составлять управление хозяйством территории, которое позволило бы мобилизовать имеющиеся ресурсы и наиболее рационально их использовать в динамике на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Данные формы управления должны объединять представителей администрации районов, где предусматривается развитие, предпринимателей крупного, среднего и малого регионального бизнеса, ведущих менеджеров и экономистов, иностранных партнеров по инновационному и инвестиционному развитию. В качестве коллективного органа управления должен быть создан региональный комитет саморазвития, который будет наделен правами индикативного управления развитием базовых элементов хозяйства, а также контрольными функциями за результатами бизнес-деятельности. Исходя из этого, можно ожидать
прозрачности выполнения функций управления, повышения их оперативности, выбора наиболее перспективных направлений развития, привлечения иностранных инвестиций и инноваций за счет непосредственного участия в процессе управления инопартнеров, которые корпоративно будут осуществлять контроль за их использованием.
В. Организационные формы хозяйствования. Организационную основу управления хозяйством региона должны составлять локальные кластерные системы по базовым отраслям хозяйствования (добыча и переработка рыбы и морепродуктов, золотодобыча, использование минерально-сырьевой базы и энергетических ресурсов, продовольственная сфера, пушнина, транспортная инфраструктура, судоремонт и судостроение, машинотехника и оборудование, строительная отрасль, рекреация и туризм, информатика и связь).
Для комплексного управления общерегиональным процессом развития локальные кластеры должны организационно объединяться в единую экономическую систему. Комитет саморазвития будет целенаправленно осуществлять экономическое прогнозирование, выработку концепции единой стратегии развития территорий, индикативное планирование бизнес-процессами, текущий мониторинг и контроль.
Г. Внедрение прогрессивных форм управления. В основе современной системы управления должны лежать индикативные формы. Индикативное управление деятельностью должно осуществляться посредством разработки и внедрения специальных проектов саморазвития территории. В рамках данных проектов должна быть построена общая организационная схема кластерного строительства. Кроме того, для упорядочения внутрирегиональной и внешней торговли необходимо создание структуры отраслевых бирж (драгметаллов, фондовой, валютной, энергетической, товарно-сырьевой, продовольственной с выделением биржи морепродуктов, инноваций и инвестиций), которая позволит упорядочить анализ наличия и использования регионального ресурса. Предлагаемая система управления развитием будет избавлена от жесткого администрирования деятельности, существующего при создании крупных региональных корпораций и транснациональных корпораций.
Д. Перспективы внедрения системы самоуправления развитием края. На начальном этапе зона саморазвития хозяйства края может не совпадать территориально с существующими административными границами, а охватывать на данном этапе
только основные налогообразующие предприятия, организации, компании и фирмы. В дальнейшем же круг участников может быть значительно расширен за счет подключения к ним других более мелких и средних предприятий. Финансирование рабочих органов управления зоной может осуществляться из специально созданного фонда регионального развития, а также за счет средств самих участников. В дальнейшем же указанный фонд может пополняться за счет отчислений от прибыли участников, не облагаемой местными налогами.
III. Рекомендации по созданию системы совместного управления регионом Построение региональной системы управления. Она базируется на формировании системы целе-полагания Администрации региона. Также необходимы: построение дерева стратегических целей Администрации, разработка системы показателей достижения стратегических целей; разработка концепции построения корпоративной системы управления регионом; формирование органиграмм и обоснование альтернативных подходов к моделированию систем управления. Функциональная структура Администрации должна включать: разработку нормативно-правового обеспечения функциональной структуры Администрации края, ориентированной на достижение стратегических целей регионального развития; сочетание стратегий и фактических функциональных структур; выявление функциональных разрывов в бизнес-деятельности. Организационная структура корпоративного управления регионом содержит: распределение стратегических целей, задач и функций между подразделениями новой организационной структуры Администрации; предложения по закреплению стратегических целей, задач и функций за структурными подразделениями; разработку модельных положений о структурных подразделениях Администрации; разработку предложений по оптимизации структурных подразделений Администрации.
Формирование мер повышения эффективности деятельности Администрации края. Данные меры должны включать: концептуальные подходы по совершенствованию системы организационного управления Администрации; определение возможностей координации проектов и интеграции их результатов; разработку перечня и формализованного описания деловых процессов перехода к корпоративному управлению краем с учетом уровня ожиданий населения, корпоративного сектора,
научного сообщества, органов власти. Результатом является оценка конкурентных позиций региона на перспективу — выявление основных конкурентных позиций региона, установление их взаимосвязей, систематизация сильных и слабых конкурентных позиций региона, его возможностей, рисков и угроз, моделирование сценариев развития, формирование базы для разработки альтернативных сценариев совместного экономического развития.
Разработка стратегических целей и задач развития края. Сюда входят стратегическое видение и стратегические цели развития региона, формирование ключевой идеологии развития, построение контуров системы стратегического целеполагания, а также стратегические альтернативы и формирование сценариев развития, а также определение критериев стратегического выбора путей развития.
В результате должен быть подготовлен порядок создания регионального управления в крае, этапы построения организационных структур для управления кластерным объединением в целом с участием в руководящих органах местной администрации региона, ведущих коммерческих финансовых и производственных структур, в том числе заинтересованных участников из других регионов страны и т. д., которые позволят практически сформировать эффективные структуры хозяйствования в регионе с учетом специфики местных условий экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворцов В. И. «Регион-система» — как новое геоэкономическое инфраструктурное деление — проблемы становления. // Безопасность Евразии. № 2. 2005. С. 443 - 453.
2. Дворцов В. И. Северо-восточный ход России (локальная кластеризация территорий) //Безопасность Евразии, № 4. 2005. С. 365 — 374.
3. Дворцов В. И. Регионам нужно организационно-экономическое объединение. //Региональная экономика: теория и практика, 2006, № 3. С. 22 — 29.
4. Дворцов В. И. Концептуальные положения к разработке программы хозяйственного развития Камчатского края на период до 2020 года (при объединении существующих субъектов РФ — Камчатской области и Корякского Автономного округа) // Сб. научн. тр., вып. 15 межвузовский. — Петропавловск-Камчатский: ДВФ ВАВТ, 2006.