ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 369: 967-969
К распространению илийской саксаульной сойки Podoces panderi ilensis
В. А. Селевин
Второе издание. Первая публикация в 1927*
В 1915 году М.А.Мензбиром и В.Н.Шнитниковым (1915) была описана новая форма саксаульной сойки - Podoces panderi ilensis,— найденная одним из авторов в Семиречье. Судя по исследованиям, предпринятым В.Н.Шнитниковым, семиреченская саксаульная сойка имеет изолированную колонию в прибалхашских песках, оторванную от нахождения P. panderi в арало-каспийской низине. Как выяснилось, она гнездится лишь в районе между Корс-баканасом и Чит-баканасом, заходя во время кочёвок к востоку и встречается между Чит-баканасом и рекой Каратал, когда здесь бывает безлюдно. Киргизам, живущим вдоль реки Или, она совершенно неизвестна, по словам В.Н.Шнитникова.
Будучи летом 1926 года в южном Прибалхашье (река Лепса — залив Суюр-чаган+ на озере Балхаш, западнее реки Каратал), я лишь однажды наблюдал эту интересную птичку в довольно неожиданной обстановке и вне очерченной выше области её распространения. Это было 24 июля 1926. Мы ехали верхом песками Кос-чагыл (приблизительно против Бер. Кызыл-джара, за колодцем в Эльде-джау, к западу от реки Тентен-су или Ан-су) и в полдень вспугнули одинокую сойку около тропинки. Здесь не было никаких саксаулов, местность — волнистые пески, поросшие редкой растительностью. Птица быстро скрылась за холмом, пролетев низко над песками, и найти её здесь мне не удалось.
Пески эти, где держалась сойка, весьма унылы, местами голые и безжизненные, большею частью поросшие терескеном Eurotia; ближе к Балхашу имеются небольшие заросли саксаула, джузгуна Calligonum, чингиля Halimodendron. Нет здесь и киргизов, живущих к западу начиная с озера Джана-су и залива Чумыж-Куль, а к востоку — на берегах реки Ак-су (Тектек-су). На горизонте к югу виднеются песчаные бугры Ак-джал с пятнами джингыла Tamarix. Между Чит-баканасом и Кара-талом, где летовали вдоль берега Балхаша киргизы-джелаиры, эта птица мне не попадалась.
* Селевин В. А. 1927. К распространению илийской саксаульной сойки (Podoces panderi ilensis) // Uragus 2: 36-38.
+ На карте - Сюр-чеганак (10-вёрстка Военно-топографического отдела).
В Семиречье же, в посёлке Уч-арал, я слышал от инструктора Джетысуйского земельного отдела гр-на Белоносова следующее*. Отправляясь осенью 1925 года на обследование саранчи в илийском районе, Белоносов получил, кажется, поручение от Музея в Алма-Ате (Верный) добыть саксаульных соек. После тщательных поисков Бело-носову, как он говорил, удалось найти единственную стайку этих птиц. Из этой стайки в 17 экз. он добыл 12 птиц. Зная P. panderi ilensis как редкую и немногочисленную птицу, я тогда ещё пожалел о том, что погублено столько особей, на что указал и Белоносову.
Впоследствии мне удалось узнать ещё некоторые интересные данные об этой птице.
Начальник энтомологической экспедиции, в которой я участвовал, Н.В.Антонов, проехавший вдоль реки Или до Балхаша, рассказал мне следующее. Киргиз-охотник Дубек, живущий верстах в 50 от Балхаша и вёрст в 15 от реки Или на урочище Кудере, подарил Н.В.Антонову 3 шкурки илийской саксаульной сойки, добытых в саксаулах около реки Или. Здесь в саксаулах он охотился на кара-куйрюков, лебедей и пр. Как и близ Баканасов, её зовут здесь «джура-тургай» (джура - жаворонок или вообще мелкая птичка, тургай — иноходец). Н.В.Антонову предлагали здесь купить ещё десяток штук по 10-15 руб. за шкурку.
Промысловый охотник за белыми цаплями и агент по скупке шкур и мехов Верненского союза охотников Иван Алпирхов, живущий на реке Или близ реки Топар, сообщил Н.В.Антонову, что Белоносов, о котором я уже упоминал, добыл ружьём в саксауловых лесах у Четь-баканаса 12 экз. соек и «говорят, продал по 75 руб.». Насколько это верно, охотник не знал, но, вероятно, надо думать, что тщательные поиски соек Белоносовым — а, может быть, и его неосторожные разговоры — навели окружавших его киргизов на мысль о выгодности промышлять этих птиц с коммерческими целями.
Н. В. Антонову местные киргизы передавали, что в саксаулах у Четь-баканаса водится несколько различных соек, какой вид нужен для такого безжалостного истребления (к счастью, если это так, добавим мы от себя), им неизвестно. Не знают они, куда им также сбыть подороже уже имеющиеся шкурки илийской сойки.
Из числа привезённых трёх экземпляров одна шкурка, подаренная мне Н. В. Антоновым, послана академику П.П.Сушкину.
* Я слышал, что Верненским музеем, кажется, была издана чья-то работа, посвящённая илийской саксаульной сойке. Как эта статья, так и целый ряд последних работ по фауне Семиречья В.Н.Шнитникова отсутствуют в Семипалатинских библиотеках и поэтому для меня недоступны.
Мензбир М.А., Шнитников В.Н. 1915. Илийская саксаульная сойка, Podoces panderi Fisch. subsp. ilensis Menzb. Et Schnitnikov // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 14: 185-193.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 369: 969-970
Клептопаразитизм озёрной чайки Larus ridibundus и короткохвостого поморника Stercorarius parasiticus в период осенней миграции
А. Г. Резанов
Второе издание. Первая публикация в 1978*
Материалом для настоящего сообщения послужили данные, собранные в августе 1974 г. на западном побережье Каспийского моря в районе дельты реки Самур.
На баре (70x2 м), расположенном в предустьевом пространстве реки Подсамурки, в отдельные дни собиралось до 5 тыс. крачек и чаек. Основную массу составляли пестроносые Thalasseus sandvicensis и речные Sterna hirundo крачки, а также малые чайки Larus minutus. На этой стоянке крачки докармливали своих лётных птенцов.
По периферии плотных скоплений крачек держалось от 1-2 до 5 озёрных чаек Larus ridibundus, которые являлись активными клепто-паразитами. За 225 мин наблюдений нами зафиксировано 28 попыток отнять приносимую рыбу: 5 попыток окончились для чаек удачей, в одном случае крачка покормила птенца на стоянке, в двух - на воде в 20-40 м от бара, в остальных 20 случаях крачки улетели, никого не покормив. Успешность клептопаразитизма чаек составила 6% (в расчёте на 1 особь).
Заметив снижающуюся крачку с рыбкой в клюве, чайка спешит ей навстречу бегом или даже летит, если находится слишком далеко от места предполагаемого приземления крачки. Чайка овладевает добычей, сбивая крачку с ног в момент её посадки либо перехватывая рыбку во время передачи её птенцу. Только в одном случае крачка приняла позу угрозы и бросилась на преследователя.
* Резанов А.Г. 1978. Клептопаразитизм озёрной чайки и короткохвостого поморника в период осенней миграции // 2-я Всесоюз. орнитол. конф.: Тез. сообщ. Алма-Ата: 58-59.