ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1572: 917-924
Наблюдения над илийской саксаульной сойкой Podoces panderi ilensis в Южном Прибалхашье в конце ноября 2017 года
А.Ж.Жатканбаев, Д.М.Жатканбаева
Алтай Жумаканович Жатканбаев, Джелдыгыз Миркасимовна Жатканбаева.
РГП на ПХВ «Институт зоологии» КН МОН РК, Академгородок, Аль-Фараби, 93, Алматы,
Республика Казахстан, 050060; E-mail: [email protected]; [email protected]
Поступила в редакцию 28 декабря 2017
Очередное, второе за ноябрь 2017 года обследование Южного Прибалхашья (рис. 1) проведено в 26-30 числах. Специальная поездка выполнялась прежде всего для наблюдений над илийской саксаульной сойкой Podoces panderi ilensis (рис. 2). В этот период в Южном Прибалхашье ещё отсутствовала типичная зимняя обстановка (рис. 3), что нехарактерно для погодной ситуацией здесь в 1970-1980-е годы, когда в Южном Прибалхашье наступала настоящая зима с установившимся снежным покровом и морозной погодой не только ночью, но и в днём.
Рис. 1. Южное Прибалхашье поздней осенью (утром ещё сохранялись образовавшиеся за ночь пятна изморози). В центре — молодая самка джейрана (каракуйрука) Оа%е11а subgutturosa. 26 ноября 2017. Фото А.Ж.Жатканбаева
Первое ноябрьское обследование этого района в 2017 году проведено 12-18 ноября (Жатканбаев, Жатканбаева 2017). Как и в первую по-
ездку, в конце ноября обследовали четыре урочища, где постоянно обитают саксаульные сойки, расположенные в удалении до 33-42 км к востоку-северо-востоку от посёлка Караой Балкашского района Алма-
и ' 1 \ и и и и
тинской области. В поисках илийской саксаульной сойки в основном использовалась методика, апробированная ранее и подтвердившая за прошедшие годы свою эффективность (Жатканбаев 2010а). Но вместе с тем, учитывая особенности погодных условий в ноябре (плохую видимость следов лап на замёрзшем песке по утрам) и большие, чем в тёплое время года, скрытность и молчаливость саксаульных соек. Для их обнаружения приходилось проходить более длинные пешие маршруты, чем в весной, летом и ранней осенью. Также приходилось делать и более частые остановки на вершинах барханов для детального обзора окружающей местности в бинокль.
Рис. 2. Самка илийской саксаульной сойки Podocesрапйвп ilensis в поисках корма. Южное Прибалхашье. 29 ноября 2017. Фото А.Ж.Жатканбаева.
В обследованных нами районах Южного Прибалхашья илийскую саксаульную сойку ранее изучали А.П.Лесняк (1959), В.С.Аракелянц (1969, 1974, 2003), Б.М.Губин, А.Ф.Ковшарь и А.С.Левин (1990), а также А.Ж.Жатканбаев (2010а,б). В.Н.Шнитников в своих экспедициях в Южное Прибалхашье в 1910, 1913 и 1939 годах впервые нашёл здесь саксаульную сойку на гнездовье в 1913 году в другом районе пустыни — на Корс Баканасе (одном из западных сухих русел древней дельты Ба-канас близ южного берега озера Балхаш), примерно в 60 км на северо-северо-восток от Караоя, а в 1939 году ещё немного западнее от первого места — на Нарын Баканасе (Мензбир, Шнитников 1915; Шнитников 1949).
Рис. 3. Один из участков обитания саксаульной сойки в Южном Прибалхашье. 29 ноября 2017. Фото А.Ж.Жатканбаева.
Рис. 4. Взрослая самка саксаульной сойки прячется, используя сплетение веточек саксаула и сухих трав у самой поверхности грунта. Южное Прибалхашье. 29 ноября 2017. Фото А.Ж. Жатканбаева.
Рис. 5. Взрослый самец илийской саксаульной сойки, как и самка, не взлетал на вершины саксаулов и джузгунов и был более осторожен, чем она, не подпуская к себе ближе, чем на 60 м. Южное Прибалхашье. 29 ноября 2017. Фото А.Ж.Жатканбаева.
26-30 ноября стояла необычная для этого периода относительно тёплая погода, хотя небо днём и ночью было затянуто высокослоистыми или слоисто-дождевыми облаками. В основном был штиль, временами дул несильный, но холодный ветер. По ночам и утром появлялся небольшой туман. Поверхность почвы за ночь иногда замерзала (26 и 29 ноября), но в первой половине дня становилась влажной, а во второй половине дня на отдельных участках даже сухой с трещинами (на склонах барханов южной экспозиции), хотя на большинстве площадей пустыни оставалась покрытой мёрзлой или влажной плотной коркой, на которых следы от лап саксаульных соек не отпечатывались вовсе или едва просматривались (29, 30 ноября). Лишь во второй половине дня 26 и целый день 27 ноября на мокрой поверхности грунта отпечатались следы их лап, которые сохранялись и 29-30 ноября. Температура воздуха на высоте 2 м от поверхности земли днём поднималась до +0.85.2°, ночью же не опускалась ниже +0.9° и минимально до минус 2.8°С. Минимальная температура почвы за ночь была от +1.0° до -2.0°С, а 1925 ноября находилась в диапазоне от минус 1°С до минус 15°С (данные метеостанции «Ауыл-4» РГП «Казгидромет» из открытых источников). 26 ноября во второй половине дня и ночью шёл незамерзающий мелкий дождь, который, ненадолго прекратившись, шёл и ранним утром 27 ноября. Лишь местами на суглинистых участках, и особенно
на песчаных барханах в эти дни наблюдалась по утрам выпавшая за ночь отдельными пятнами изморозь (рис. 1), растаявшая до полудня в особенно тёплый день 27 ноября, а также из-за воздействия прошедших дождей. Ранее установившийся снеговой покров в регионе отсутствовал. Следует отметить, что установившаяся погода и в середине ноября (Жатканбаев, Жатканбаева 2017), и в его последней пятидневке способствовала продолжению вегетации отдельных экземпляров лоха остроплодного Elaeagnus oxycarpa и селитрянки Nitraria schoeberi.
Рис. 6. Прилетевший на зимовку в Южное Прибалхашье самец серого сорокопута Ъатж ехтЬйог Ьотеуеп (этот подвид здесь не гнездится). 27 ноября 2017. Фото А.Ж.Жатканбаева.
Взрослые саксаульные сойки (самки и самцы) вели себя очень скрытно, держались в основном на поверхности грунта (мало появляясь на открытых участках), не взлетая на вершины высоких саксаулов и джузгунов. Если и присаживались на ветви и стволики, то над самой землёй, до 40-50 см (рис, 4, 5). Отдыхавшие, чистившие оперение и разыскивающие корм в поверхностном слое грунта взрослые самки подпускали человека на расстояние не ближе 35-40 м. При уменьшении этой дистанции тут же скрывались среди низкорослой пустынной растительности, деревьев саксаулов, кустов и кустарничков. Самцы вели себя ещё более осторожно, чем самки, не подпуская к себе ближе, чем на 60-70 м. Интересно отметить, что в этот период звуковая коммуникация между взрослыми особями никак не проявлялась. Члены пар,
как и в весенне-летний, раннеосенний и позднезимний периоды находились на постоянных участках обитания недалеко друг от друга, но не подавали никаких голосовых сигналов. Молодые особи из выводков этого года уже покинули родительские участки (или же окончательно были изгнаны взрослыми птицами) и в последнюю пятидневку ноября так и не были встречены ни на одном из 4 обследованных участков постоянного обитания саксаульных соек.
Рис. 7. Охотящийся взрослый самец полевого луня Circus cyaneus. Южное Прибалхашье. 27 ноября 2017. Фото А.Ж. Жатканбаева.
Взрослые птицы в основном добывали корм, находясь на поверхности песчаного грунта. Случаев кормёжки семенами саксаулов в эти дни не отмечено. Среди типичной зимней ситуации они добывали саксауловые семена своеобразно: не сидя на ветках, а подлётывая-под-прыгивая и обламывая и роняя небольшие веточки, а также стряхивая плодики в снег, и уже сидя в нём, их подбирали (Жатканбаев 2015).
Из соседствующих видов рядом с участками обитания саксаульных соек отмечены прилетевшие на зимовку в Южное Прибалхашье серые сорокопуты Lanius excubitor homeyeri (рис. 6). Причём их ещё не было здесь 16-17 ноября 2017. В весенне-летнее время сюда на гнездование прилетает Lanius excubitor pallidirostris. Также в конце ноября отмечены взрослые особи полевых луней Circus cyaneus (рис. 7). Любопытно, что по соседству с самым ближним к посёлку Караой участке обитания саксаульных соек, среди выжженной куртины джингила Tamarix sp., на том же самом полуобгоревшем кусте джингила, практически на тех же ветках, снова кормился самец белокрылого дятла Dendro-copos leucopterus (вероятно, та же особь, что и 17 ноября 2017; рис. 8).
Рис. 8. На одном и том же обгоревшем кусте джингила Tamarix sp. снова добывал корм белокрылый дятел Dendrocopos leucopterus через 11 дней после первого наблюдения. Южное Прибалхашье. 28 ноября 2017. Фото А.Ж.Жатканбаева.
В период выполнения полевых обследований урочищ Южного Прибалхашья максимально возможную поддержку для этого оказали Бакбакты Шолпанбеков, Бидара Нурышбаева, Думан Шолпанбеков, Назерке Шолпанбекова, Алмас Карибаев, Гулбакыт Умирбекова, Амансары Елжа-нов, Жазира Утешева и Зейнатулла Байдаболов. Выражаем им свою благодарность. Настоящее исследование выполнено в рамках реализации научного проекта Комитета науки Министерст -ва образования и науки Республики Казахстан «Современные угрозы выживанию, тренды числен -ности популяций и содействие сохранению позвоночных животных из Всемирного Красного списка в пустынях Южного Прибалхашья» (ГФ4/4592), осуществляемого в РГП на ПХВ «Институт зоологии» КН МОН РК. Выполнение данного исследования оказалось возможным при кооперации с проектом А.Ж.Жатканбаева «Carry out research and actions for supporting survival Ile subspecies of Turkestan Ground-jay (Podoces panderi ilensis) and saving their habitats in Kazakhstan» by the R UFFORD FOUNDATION SMALL GRANT 13304-1.
Литератур а
Аракелянц В.С. 1969. К биологии илийской саксаульной сойки // Орнитология в СССР. Ашхабад, 2: 31-34.
Аракелянц В.С. 1974. К биологии илийской саксаульной сойки // Бюл. МОИП. Отд. биол. 79, 4: 27-33.
Аракелянц В.С. 2003. О распространении и численности илийской саксаульной сойки //
Рус. орнитол. журн. 12 (222): 537-539. Губин Б.М., Ковшарь А.Ф., Левин А.С. 1990. Илийская саксаульная сойка - Podoces panderi ilensis Menzb. et Schnitn., 1915 // Редкие животные пустынь. Алма-Ата: 194208.
Жатканбаев А.Ж. 2010а. О методиках учёта численности саксаульной сойки (Podoces
panderi) // Биол. науки Казахстана 1: 34-43. Жатканбаев А.Ж. 2010б. Состояние популяции илийской саксаульной сойки Podoces panderi ilensis на 2002 год // Рус. орнитол. журн. 19 (547): 171-182.
Жатканбаев А.Ж. 2015. Необычно раннее начало репродуктивного цикла Podoces pan-deri ilensis в Южном Прибалкашье — адаптивный отклик единственного эндемика птичьего населения Казахстана на изменяющиеся погодно-климатические условия (Часть II) // Изв. Нац. Акад. наук Казахстана 2 (308): 25-47. Жатканбаев А.Ж., Жатканбаева Д.М. 2017. Об илийской саксаульной сойке Podoces panderi ilensis в ноябре 2017 года в Южном Прибалхашье // Рус. орнитол. журн. 26 (1538): 5243-5252.
Лесняк А.П. 1959. К биологии саксаульной сойки в Южном Прибалхашье // Тр. Ин-та
зоол. АН КазССР 10: 260-262. Мензбир М., Шнитников В. 1915. Илийская саксаульная сойка Podoces panderi, Fisch.. subsp. ilensis, Menzb. & Schnitnikov // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 14: 185-193. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-666.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1572: 924-926
К авифауне Наурзумского заповедника
Н.С.Гордиенко
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Современная авифауна Наурзумского заповедника представлена 233 видами, из которых 133 гнездящиеся. Впервые отмечены следующие виды.
Камышница Gallinula chloropus. Пуховые птенцы обнаружены в июле 1974 года. В 1978-1979 годах на пруду Биш-Агаш найдены 4 гнезда камышницы.
Большой крохаль Mergus merganser. Ежегодно отмечается на весеннем и осеннем пролёте.
Короткохвостый поморник Stercorarius parasiticus. Одиночные особи встречены в 1966, в мае 1972 и 1975 годов, а также в августе 1975 и сентябре 1978 года.
Клинтух Columba oenas. Стайки из 6-12 птиц встречаются в первой половине апреля и в конце октября. Один клинтух держался 15-26 декабря 1972 возле склада зерна.
Большая горлица Streptopelia orientalis. Немногочисленный пролётный вид. В конце июля 1978 года на опушке Наурзумского бора добыта молодая самка.
Чернобрюхий рябок Pterocles orientalis. Таксидермист заповедника А.П.Моисеев встречал небольшие стайки по 3-6 особей, вместе с саджами Syrrhaptes paradoxus, в степи южнее озера Чушкалы.
* Гордиенко Н.С. 1983. К авифауне Наурзумского заповедника // Орнитология 18: 164-165.
924 Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1572