МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
УДК 533.6.011
А. И. Пастухов, Е. К. Галемин
К РАСЧЕТУ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОНКИХ КРЫЛЬЕВ С ПОСТОЯННОЙ ПО РАЗМАХУ СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ В НЕСЖИМАЕМОМ ПОТОКЕ ВБЛИЗИ ЭКРАНА
Рассмотрено применение метода непрерывной вихревой поверхности к расчету аэродинамических характеристик крыльев около экрана.
Известные работы, связанные с расчетами аэродинамических характеристик крыльев около экрана, базируются, в основном, на методе дискретных вихрей [1]. Недостаточное теоретическое обоснование этого метода, а также сомнения в правильности подхода, согласно которому свободные вихри, сходящие с кромок панелей отображенного крыла, индуцируют скорости "сквозь" его непроницаемую поверхность, обусловливают попытку использовать для решения вопроса метод непрерывной вихревой поверхности.
Основные допущения. Задача о движении крыла около экранирующей поверхности имеет непосредственное отношение к практическим проблемам взлетно-посадочных режимов самолетов и полета экранопланов. При движении крыла на малых расстояниях от экранирующей поверхности (земля, водная поверхность) его аэродинамические характеристики существенно отличаются от их значений в безграничном потоке. Опыт показывает, что зависимости коэффициентов подъемной силы и продольного момента от угла атаки становятся существенно нелинейными даже у крыльев, имеющих большие относительные удлинения.
Эффект влияния близости экранирующей поверхности к реальному крылу, как известно, можно воспроизвести крылом, зеркально отображенным относительно экрана. Увеличение нормальных к модели реального крыла скоростей набегающего потока за счет скоростей, индуцируемых вихревой моделью зеркально отображенного крыла, приводит согласно условию непроницаемости к увеличению интен-сивностей вихрей модели реального крыла и к перераспределению вихревой плотности по размаху и хордам.
При рассмотрении этой задачи для крыла конечного удлинения индукции свободных вихрей "сквозь" плоскость отображенного крыла
можно избежать, предположив, что все его свободные вихри лежат в плоскостях хорд. Это допущение не является очень грубым, так как полетные углы атаки экранопланов и самолетов на взлетно-посадочных режимах невелики, а следовательно, углы заклинивания свободных вихрей близки к нулевым значениям.
Тонкие крылья с симметричным профилем и с постоянной по размаху стреловидностью заменяются плоскими пластинами с непрерывными вихревыми поверхностями. Полуразмахи этих моделей крыльев разбиваются на п продольных панелей с номерами {(к) = 0,1, 2 ,...,п — 1, шириной 1/2п, где 1 — размах крыла. Абсциссы х присоединенных вихрей отсчитываются в корневых сечениях реального I и отображенного II крыльев (рис. 1). Положение точки А на крыле I, в которой вычисляются скорости, вызванные собственными вихрями и вихревой моделью отображенного крыла, определяется абсциссой X в корневом сечении и по размаху — рассто-
Рис. 1. Вихревая модель крыла. Схема отображения крыла вблизи экрана
янием от середины крыла до средней линии соответствующей панели:
z' = (k + °,5) •
В относительных координатах и величинах указанные параметры имеют вид
x = —0 cos в, dx = — sin OdO, x' = —0 cos в', dx' = — sin O'dO', 2 2 2 2
A* = A; = z' = (k + 0,5)-^ = (k + 0,5) An, b0 n b0n b0n ; n
где b0 — длина корневой хорды.
Относительное обратное сужение по середине i-й панели обозначается а*, по концевому торцу панели — ai+1, по торцу, обращенному к среднему сечению крыла, — ai (см. рис. 1):
а* = 1 - (i + 0,5)A; tg х**, аг+1 = 1 - (i + 1)A; tg x**,
di = (1 - 0,5)A; tgx**, tgx** = 0,5(tgХп - tgХз),
Хп и хз — углы стреловидности передней и задней кромок крыла соответственно.
Примем, что распределение вихревой плотности по модели отображенного крыла Yi (x, a), интенсивности присоединенных и свободных вихрей, лежащих в плоскости хорд, как было указано выше, имеют те же значения, что и на модели реального крыла в свободном потоке.
Вычисление скоростей, вызванных присоединенными вихрями модели отображенного крыла. Полагая вихревую плотность величиной постоянной вдоль размаха i-й панели, а ее значение в корневом сечении крыла Yi (x,a), интенсивность элементарного несущего вихря можно представить в виде Yi (x, a, h) a* cos x (x) dx, где x (x) — угол стреловидности несущего вихря с координатой x в корневом сечении.
В соответствии с формулой Био-Савара элементарную скорость, вызванную присоединенными вихрями i-х панелей обеих половин отображенного крыла, в точке А реального крыла, расположенной в среднем сечении k-й панели с координатой x' (в') в корневом сечении крыла, можно найти в виде
Y»a* cos xdx
dVm,k — ---
4п
~пт (cos »,k - cos Pl»,k) +
hnk
+ TT (cos ^2»,k - cos PÍ»,k)
' nk
, (1)
где и — длины перпендикуляров, опущенных из точки А реального крыла на присоединенные вихри г-х панелей обеих половин отображенного крыла (рис. 2):
Рис. 2. Схема к вычислению скоростей, вызванных присоединенными вихрями модели отображенного крыла
в безразмерном виде
Кк = 1 [ak (cos в - cos в') cos х(в) cos a* (в)]2 +
+ {2h + {2 [Л* - (k + 0, 5) АП] tgХз + Щ (1 + cos в')} sin а+
+a*k (cos в — cos в') cos х (в) sin а* (в)}
1 2 1 2
h'' -hnk —
ak (cos в — cos в') cos х(в) cos а*(в) +
+ 2(k + 0, 5)АП sinх(в) cos а*(в)
+
+ {2h + {2 Л* — (k + 0, 5)АП tg Хз + 2ak(1 + cos в')} sin а+
+ ak (cos в — cos в') cos х(в) sin a*
где a* — угол атаки в плоскости, нормальной к несущему вихрю (см. рис. 2).
cos Pii,k —
pi,k
\l (hn,k )2 + (p',k
cos P2i,k —
pi+1,k
\/(hn,k )2 + (Pi
2 ■ '-! )2 i+1,k/
cos Pii,k —
pi,k
(Kk)2 + (Pi'k)'
cos ^2i,k —
P''
r i+1,k
K,k) 2 +(Pi+i,k)'
2
i
2
[i - (k + 0,5)] \*n , .
<k = 1-Cos X (fl) n - ak (cos 9 -cos 0')sin X (0);
-/ [i + 1 - (k + 0,5)] ЛП „ „л .
PÍ+i,fc = 1-(COS X (fl) n - < (cos - cos fl') sin X (fl);
„ _ [i + (k + 0,5)] Л
Pí.fe —
cosX(fl)
- [ak (cos fl - cos fl') cos X (fl) + 2 (k + 0,5) Л*п sin x (fl)] tg X (fl);
„ _ 1 + (k + 0,5)] Л
Pí+1,k —
cos X(0)
- [а* (cos 0 - cos 0') cos X (0) + 2 (k + 0, 5) X*n sin x (0)] tg x (0), nT „ h
где 2h = 2^ — относительное расстояние по вертикали между концами торцовых хорд.
Проектируя скорость, вызванную элементарными присоединенными вихрями i-х панелей, на нормаль к поверхности реального крыла, получим (см. рис. 2)
dVjg = dVro,k sin (5 - а*). (2)
Интегрируя выражение (2) с учетом соотношения (1), получим нормальную к поверхности реального крыла безразмерную скорость, вызванную всеми присоединенными вихрями i-х панелей отображенного крыла в точке с координатой 0' среднего сечения k-й панели:
п
Vin)k (a,0'= f /Ч (a,0,h) ( sin[5lk (0,0',a) "a*] X
,k V У 2W V У l 2hílk (a, 0,0', h
г / t\ / T-M sin [52k (0,0', a)— a* ]
X [cos ^ (0,0',a,h) - cos (0,0',a,h)] + 2* ( , ' 1 -) ] x
2hnfe d 0, 0 , hj
X [cos (0,0', a, h) - cos (0,0', a,hh)] J cos x (0) sin 0d0 (3)
или
п
V^) (a, 0', h) = У Y, (a, 0, h) a*k (a, 0, 0', h) cos x (0) sin 0d0, 0
где a*k определяется выражением, заключенным в фигурные скобки
в формуле (3),
. a* (cos в — cos в') cos х (в) cos а* o1k = arcsin ( -—'-
¿2fc =
' [a* (cos в — cos в') cos х (в) + 2 (k + 0,5) АП sin х (в)] cos а*
= arcsin
T"
'"nfe
Суммируя по всем панелям отображенного крыла, можно получить
п—1
^П? (а, л) = Е ^ (а, л) .
г=0
Вычисление скоростей, вызванных свободными вихрями модели отображенного крыла. Для скорости, вызванной элементарными свободными вихрями, лежащими в плоскости отображенного крыла, сходящими с торцов г-х панелей, в точке А к-й панели реального крыла можно записать
„а 7га* cos xdx f 1 + cos ¿C¿+i,fc , 1 + cos ¿kfc ,
dVcí,k = —in— l т-+ ~~а?—+
+ 1 +cos ^C'i+i,fc + 1 +cos
+ h'' + h''
' ci+1 ,k hci,fe
где hC и hC — длины перпендикуляров, опущенных из точки А на оси свободных вихрей, сходящих с торцов г-х панелей обеих половин модели отображенного крыла (рис. 3). В безразмерной форме получим:
hCi,k = \/ П2 cos2 а + {[г - (k + 0,5)] Л^.}2,
h= ^ñ2 cos2 а + {[г + (k + 0,5)] Л^2;
hCi+i,k = ^ñ2 cos2 а + {[г + 1 - (k + 0,5)] Л^2;
h^ = yV cos2 а + {[г + 1 + (k + 0,5)] Л^2;
П = П (а, h, 0') =
= 2h + 2ak (1 + cos ) sin а + 2 [Л* - (k + 0, 5) Л^] tg Хз sin а,
где 2h + 2 [Л* — (k + 0,5) ЛП] tg хз sin а — относительное расстояние по вертикали между концами хорд, проведенных через средние сечения k-х панелей (стреловидное крыло);
Рис. 3. Схема к вычислению скоростей, вызванных свободными вихрями модели отображенного крыла
cos i+i,k
ä sin а + ai+1 (cos в - cos в') - [i + 1 - (k + 0, 5)] X*n tg x (в') Ь'ы+1,к) 2+ i^sin а + äi+i (cos в- cos в') - [i + 1 - (k + 0, 5)] A£ tg x (в')}2
cos 5'i,k =
ä sin а + äi (cos в - cos в') - [i - (k + 0, 5)] A*n tg x (в') \J(h'ci,k) 2 + iä sin а + äi (cos в - cos в') - [i - (k + 0, 5)] A£ tg x (в')}2
cos ö"i+1,k =
ä sin а + äi+1 (cos в - cos в') - [i +1 - (k + 0, 5)] A^ tg x (в') \J (h'ci+1,k)2+ in sin а + äi+i (cos в - cos в') - [i + 1 + (k + 0, 5)] АЩ tg x (в')}2
cos ö"i,k =
ä sin а + äi+1 (cos в - cos в') - [i - (k + 0, 5)] A^ tg x (в') (h C'i,k) 2 + in sin а + äi (cos в - cos в') - [i - (k + 0, 5)] A^ tg x (в')}2
Для лежащей в плоскости AAiBB" (см. рис. 3) составляющей скорости, вызванной в точке А реального крыла элементарными свободными вихрями г-х панелей отображенного крыла с координатами точек
- / - bo ü, _ ,
схода или —а»— cos 0' и ai+1x' или —ai+1— cos 0', нормальной к 22 поверхности отображенного крыла, можно получить
a¿a* cos х sin 0d0 í cos (1 + cos
in
ah' I ¿V
ci+1,k
cos í1 +cos % +cos ^Ci+i,fc í1 +cos C+i,k
ah
a"
cos
ha
(1 + cos <£,fc) L (4)
где
cos
ci+i,fe
cos
ci+i,fe
[i + 1 — (k + 0, 5)] АП h'
[i + 1 + (k + 0, 5)] An h''
cos fe =
cos fe =
[i — (k + 0,5)] An h'
[i + (k + 0, 5)] An h''
Проецируя эту скорость на нормаль к поверхности реального крыла в точке А, получим
däS = cos 2а.
(5)
Интегрируя уравнение (5) с учетом выражения (4) по корневой хорде модели отображенного крыла, нормальную к поверхности реального крыла в точке А безразмерную скорость, вызванную всеми свободными вихрями, сходящими с торцов г-х панелей отображенного крыла, можно получить в виде
(а h) = aL I Yi К
[i + 1 — (k + 0, 5)] АП cos 2а
2п
2
ci+i,fe
а, в, в', h)
х
х [1 + cos (а, в, в', h)] —
[i — (k + 0, 5)] АП cos 2а
h'
а
,в,в',^
[1 + cos ¿Сг,к (а, в, в', h)] +
п
2
2
2
+
[г + 1 + (k + 0, 5)] Л; cos 2а
hci+1,k (a!,0,0',h)
[1 + cos ¿CW M,0',h)] -
2
2
[i + (k + 0, 5)] Л; cos 2а
2
h'
hci,k
а, 0,0',^
[1 + cos (а,0,0',^] > cos x (0) sin 0d0
(6)
или
VJi (а, 0', h) = Yi (а, 0)чк (а, 0, 0', h) cos x (0) sin 0d0,
2n .1
где через обозначено выражение в фигурных скобках формулы (6). Суммируя по всем панелям отображенного крыла, получим
n—1
VT (а, 0',hh) = £ Kg (а,0', h).
i=0
Распределение вихревой плотности по хордам панелей отображенного (а, 0) и реального (а, 0, крыльев представляется приближенно тригонометрическими рядами [2]:
Yi (а, 0) = 2
0
Аог (а) ctg 2 + (а) sin q0
q=1
Yi (а, 0, h) =2
( ) 0 ( ) Boi (а, h) ctg ^ + ^ Bqi (а, h) sin q0
q=1
Распределение вихревой плотности модели отображенного крыла считается заданным — полученным из расчета крыла в свободном потоке (по методике [2]), соответственно, заданными принимаются и коэффициенты ряда А0Да), А^(а),..., АрДа).
Уравнение непроницаемости. Вычисление величины и закона распределения вихревой плотности модели реального крыла около экрана. С учетом действия вихрей модели отображенного крыла уравнение непроницаемости реального крыла в точке среднего сечения к-й панели будет иметь вид
1
2П
n1
Yi (а, 0, h) Ki,k (а, 0, 0') sin 0d0 +
i=0
+ VПк (а, 0', h) + VС;) (а, 0', h) = sin а,
, T7(n)
2
п
п
где в соответствии с работой [2]
Кг,к (а, 0, 0') = а* [аг,к (0, 0') + с^ (а, 0')] cos х (0)
или
n—1
Е Y (а, 0, h) (а, 0,0') sin 0d0
п
1
2п „ о i=0
п
= sin а + — I > Yi (а
" n-1
/ Е Yi (а, 0) (а, 0,0', h) sin 0d0, (7)
J Л-_п
0 i=0
где
(а, 0,0', h) = а* (а,0,0'Д) + c*fc (а,0,0'Д)] cos х(0).
Второе слагаемое правой части уравнения (7) при заданных значениях коэффициентов ряда для Yi приводит задачу к расчету вихревой плотности крыла с переменным по размаху и хордам углом атаки:
1 ?n-1
sin ак (0', а, h) = sin а + — / EYi (а, 0) (а, 0, 0', h) sin 0d0. (8)
o i-0
Для примера воспользуемся простейшим представлением вихревой плотности Yi трехчленным выражением:
Yi (а, 0, h) =2
( ) 0 ( ) ( )
B0i (а, h) ctg —Ь B1i (а, h) sin 0 + B2i (а, h) sin 20 2
которое позволяет вычислить суммарные аэродинамические характеристики как для каждой панели, так и для крыла в целом.
Для этого простейщего случая, опуская параметры в круглых скобках в выражениях (7) и (8) за исключением координаты точки 0' в среднем сечении k-й панели реального крыла, система уравнений непроницаемости будет иметь следующий вид:
п п
B00J Кц)^)(1 + cos 0)d0 + Bw J ^0,0(0;) sin2 0d0+
0 0
п п
+ B20 / K0,0(0'i) sin 20 sin0d0+ + B01 / Ki,0(0';)(1 + cos 0)d0+
00
п п
+ Biij Ki,o(0l) sin2 0d0 + 02^ Ki,o(0l) sin 20 sin 0d0+ 00
+ Bo2 у K^l)(1 + cos 0)d0 + B12J ^2,0(0;) sin2 0d0+
0 0
п
+ B22 ^ K2,0 (0;) sin 20 sin 0d0 = n sin a0 (0';);
0
П П
B00J K0,0(02)(1 + cos 0)d0 + B10 J K0,0(02) sin2 0d0+
00
П П
+ B20 J K0,0(02) sin 20 sin0d0+B0^ K;,0(02)(1 + cos 0)d0+
00
П П
+ Bn^ K;,0(02) sin2 0d0 + B21 J^ K;,0(02) sin 20 sin 0d0+
00
П П
+ B02J K2,0(02)(1 +COs 0)d0 + B;^ K2,0(02) sin2 0d0+
00
П
+ B22^ K2,0(02) sin 20 sin 0d0 = = n sin a0(02); 0
П
B00J K0,0(03)(1 + cos 0)d0 + B10 J K0M) sin2 0d0+
00
П П
+ B20 j K0,0(03) sin 20 sin0d0+B0i У K;,0(03)(1 + cos 0)d0+
00
П П
+ Bn^ Ki,0(03) sin2 0d0 + B21 J^ Ki,0(03) sin 20 sin 0d0+
00
П П
+ B02 / K2,0(03)(1 +cos 0)d0 + B;2 / K2,0(03) sin2 0d0+
+ B22y K2,0(03) sin 20 sin0d0 = n sin«0(03). 0
Для определения девяти коэффициентов ряда (0, 1 и 2-я панели) необходимо записать еще по три уравнения непроницаемости для
П
П
П
П
1 и 2-й панелей. Все эти девять коэффициентов вычисляются для фиксированных значений Л и а.
Вычисление аэродинамических характеристик. Вихревую плотность
Yi (а, 0, h) =2
Boi (а, h ctg 2 + В«» h sin M)
q=1
можно найти с учетом индукции отображенного крыла аэродинамические характеристики крыла около экрана можно вычислить по формулам, полученным для изолированного крыла [2].
Пренебрегая касательными составляющими скоростей, вызванными вихревой системой отображенного крыла, коэффициент нормальной силы, действующей на k-ю панель, можно определить по формуле
Cyk (а, h) = I Yk (а, 0', h) Vkx) (а, 0') sin 0'd0',
где
K(x) (а, 0') = [cos а + Vf (а, 0')J cos х (0') - (а, 0') sin х (0')
— безразмерное значение проекции полной относительной касательной скорости на нормаль к оси элементарного вихря с координатой
x' (0') в центральном сечении крыла в плоскости k-й панели; V^f и
—(z) —
— безразмерные значения проекций скорости (а, 0') на оси
Ox и Oz, вызванной собственной вихревой системой реального крыла, плотность которой 7¿:
К®)
К*)
V S? («,0') = ¿
n— i
(а, 0, h) ^ (а, 0,0') а* cos х (0)
i=0
sin 0d0,
(®) _ т(ж) . т'(®)
где wci,fe = Jci,fe + Jci,fe ,
T (x) =
Jcí,fe =
[i + 1 - (k + 0, 5)] A; sin а
hi+1,k
X
X
1+
^i+i,fe cos а
V^+i.k {[i + 1 - (k + 0, 5)] A;}2
+
+
[i - (k + 0, 5)] A; sin а
1+
Л k cos а
+ {[i - (k + 0,5)] A;}2
П
П
2
2
'(x) _ [(i + 1) + (k + 0, 5)] An sin а
Jci,k (_n \ 2 X hi+i,k )
, л , $i+i,k cos а
X < 1 + —F= , == > +
\M+i,k + {[i + 1 + (k + 0,5)] An}2
[i + (k + 0,5)] АП sin а I cos а
+ ; \ \ 1 +
0
где , ,(z) _ T(z) + j'(z)
(<k)2 l V^k + {[i + (k + 0,5)] An}
n— 1
E Yi (M,h) fe (а, 0,0') äj cos x (0)
П
1
i=0
sin 0d0,
7(z) _ #i+i,k J ч ,__#i+i,k cos а_
Jci,k _ /_, \ 2 l 1 + /-—2 / +
A+i,k) l V^2+i,k + {[i + 1 - (k + 0, 5)] АЩ2
+ ^i,fc I 1 + ^i,fc cos а
(hi,k)2 Г \Mk + {[i - (k + 0,5)] АЩ2
т;(z) _ #i+i,k I 1 ,__#i+i,fc cos а_ +
Jci,k _ /_'' \ 2 l 1 + I-+
(hi+i,^ l \M+i,k + {[i + 1 + (k + 0,5)] A^2
+ #i,k I 1 + $i,fc cos а
(<k)2 l + {[i + (k + 0, 5)] АЩ
_f \ 2 2
hi+i,k) _ fek sin2 а + {[i + 1 - (k + 0,5)] Aj , (hi,k\2 _ ^2,k sin2 а + {[i - (k + 0, 5)] A^2 ,
2
hi'+i,k) _ fek sin2 а + {[i + 1 + (k + 0,5)] V}2 (hi'k\2 _ <k sin2 а + {[i + (k + 0,5)] An}2 ,
2
= 4 (cos в - cos в') - [i + 1 - (k + 0,5)] ЛП tg х(в), = ak (cos в - cos в') - [i - (k + 0,5)] ЛП tg х(в).
Для коэффициента момента тангажа, действующего на k-ю панель относительно оси, проходящей через переднюю точку корневой хорды, параллельной Oz, и коэффициента давления в точке среднего сечения k-й панели с координатой в' в корневом сечении крыла можно получить
mzk (a, h) =
= 11 % (a,0', h) Vkx) (a, 0')
A
1 + ^n (k + 0,5) tg Хп - cos 0'
sin 0'd0'
Срк (а, 0', Ь) = 27^ (а, 0', 7) V (а, 0').
Суммарные характеристики крыла вблизи экрана определяются по следующим формулам:
n— 1
2 У^ Cyk (a, h) at
г=0
Cy (a, h = _ _ .
^ ^ П (1 + аконц)
n1
mzk (a, h) (ak)2
mz (a, h) =
г=0
n (1 + аконц)
Cd (a, h) =
—) mz a
i,h)
конц
Cy (a, h)
b
0
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермоленко С. Д., Ровных А. В. Решение задачи о крыле произвольной формы в плане, движущемся вблизи экранирующей поверхности // Изв. вузов. Авиационная техника. - 1971.
2. П а с т у х о в А. И. Вихревое математическое моделирование обтекания тел потоком сплошной среды // Нелинейная вихревая теория несущей поверхности. - Вып. 2. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1994.
Статья поступила в редакцию 1.07.2005