Keywords: Kingdom of Saudi Arabia; think tank; thought factory; think tank; brain center, analytical center; publication; journal; article.
Симония А.А.* К ПЯТОЙ ГОДОВЩИНЕ
МАССОВОГО ИСХОДА РОХИНДЖЕЙ ИЗ МЬЯНМЫ
DOI: 10.31249/rimm/2022.04.08
Аннотация. В статье дается ретроспективный анализ возникновения кризиса рохинджа в Мьянме. В исторической части излагается история появления этого народа на территории колониальной Бирмы и дальнейшая их судьба в молодом независимом государстве, где юридически они были лишены права на гражданство. Особое внимание автор уделяет радикализации определенной части этого народа, что привело к массовому исходу рохинджей из Мьянмы в августе 2017 г., и возбуждению против Мьянмы дела о геноциде в Международном суде ООН. Автор делает вывод, что и спустя пять лет кризис рохинджа - это проблема, которую никто не может решить. Ситуация осложняется и в связи с политическим кризисом в самой Мьянме вследствие военного переворота в феврале 2021 г., поэтому репатриация беженцев откладывается на неопределенное время.
Ключевые слова: Бирма /Мьянма; Бангладеш; беженцы-рохинджа; штат Ракхайн (Аракан); Армия спасения рохинджей Аракана; Армия Ара-кана; Международный суд ООН.
Это не та годовщина, которую стоит отмечать, тем более что упоминание о бедственном положении беженцев-рохинджа на территории Бангладеш отсутствует в заголовках мировых газет. Очевидно, что проблема рохинджей, и сегодня остающаяся одним из крупнейших гуманитарных кризисов, стала меньше интересовать мировое сообщество и критиков правительства Мьянмы, а судьба беженцев теперь будет зависеть от действий специализированных организаций ООН, международных организаций «Врачи без границ» и «Красный Крест» и, в какой-то мере, от соседних государств -Индии и Китая. Однако к 25 августа - дате, которую теперь отме-
* Симония А. А., кандидат экон. наук, ведущий научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании, Институт востоковедения РАН, e-mail: [email protected] © Симония А.А., 2022
чают как знаковую в трагедии этого народа, были сделаны заявления некоторых политиков Запада и появилось несколько статей в прессе. Но в этих заявлениях и публикациях нет ничего нового, а главное - не видно перспектив для разрешения кризиса рохинджа.
Напомним, кто такие рохинджа. В штате Ракхайн (Аракан), расположенном на юго-западе Мьянмы и граничащем с Бангладеш, до недавнего времени сосуществовали два основных этнических сообщества - буддисты ракхайн, или араканцы (бирманский субэтнос), и мусульмане рохинджа (бенгальский субэтнос), которые составляли 28,5% населения этого штата. Рохинджа - это этнические бенгальцы из округа Читтагонг, мусульмане-сунниты по вероисповеданию, говорящие на читтагонгском диалекте языка бенгали1.
Официальная точка зрения правительства Мьянмы сводится к тому, что мусульмане рохинджа - это выходцы из Бенгалии, массово проникшие на территорию буддистской Бирмы во времена британского владычества и получившие экономическую поддержку колонизаторов-англичан, правивших в Аракане с 1825 по 1948 г. Массовая миграция бенгальцев в Бирму в течение более 100 лет - это результат колониальной политики, в том числе и ввоза дешевой рабочей силы. После распада колониальной системы на стыке двух государств - Бирмы и Восточного Пакистана (будущей Бангладеш), которые входили ранее в состав Британской Индии, образовался народ, который относит себя к особой национальности рохинджа. Согласно публикациям бирманских исследователей, до обретения страной независимости слова «рохинджа» в лексиконе жителей Аракана не было. О нем не упоминают ни британские чиновники, проводившие на этой территории перепись населения и скрупулезно перечислившие все малые национальные группы, ни ученые-исследователи того времени, ни другие письменные источники. Считается, что самоназвание рохинджа возникло в 1951 г. специально для бенгальских переселенцев2.
Власти Бирмы всегда считали этот народ представителями бенгальцев, проживающими на территории их страны. Во время всеобщей переписи населения, проведенной в 1941 г. после выхода
1 Одна из первых публикаций о проблеме рохинджа см.: Симония А.А. Кто такие рохинджа? // Азия и Африка сегодня, 2009. № 11. С. 27-31.
2 Подробно см.: Симония А. А. К вопросу об этноконфессиональных отношениях в бирманском обществе. Религия и общество на Востоке. Вып. II (2018). М., ИВ РАН, 2018. С. 136-167.
Бирмы из состава Британской Индии, будущие рохинджа и их потомки были внесены в списки как «бенгальцы».
Первые 15 лет независимости Бирмы при правительстве У Ну, когда в стране возникла сложнейшая политическая обстановка - сепаратистское повстанческое движение этнических меньшинств, входящих в состав Бирманского Союза, вооруженное сопротивление подпольной компартии Бирмы и гоминьдановская агрессия, ситуация в Аракане была относительно спокойной. В обстановке всеобщего хаоса, царившего в стране, бенгальцы Аракана получили статус меньшинства и даже представительство в бирманском парламенте. Вместе с тем в этот же период на территорию Аракана продолжалась миграция мусульман из Восточного Пакистана, по мнению бирманских националистов, миграция массовая и нелегальная. Это спровоцировало в регионе тяжелое социально-экономическое положение и явный демографический перекос. Тогда же среди некоторых рохинджей возникли сепаратистские настроения: выдвигались идеи присоединения этого региона к Пакистану, либо создания независимого от Бирмы мусульманского государства - Аракандеш. В начале 1950-х годов бенгальцы Аракана предприняли попытку вооруженного восстания, требуя создания автономного образования внутри Бирмы, в ответ начались массовые репрессии. Такие настроения среди радикальных рохинджей популярны и сейчас - и в этом кроется главная проблема. Понимают это только люди, хорошо знающие страну и ее историю. «Требование рохинджей признания своей этнической идентичности и продолжающиеся вооруженные выступления Армии спасения рохинджей Аракана (АСРА) надо рассматривать как проблему сепаратизма, чего никак не могут понять на Западе», -заявил в интервью газете «Атлантик» бывший посол США в Мьянме (2012-2016) Дерек Митчелл1.
Причина длительной напряженности между двумя народностями, по мнению араканцев (ракхайн), кроется и в том, что «ро-хинджа постоянно расширяют места своего обитания и постепенно вытесняют араканцев с их исконных земель»2. Араканцы также считают, что им грозит исламизация из-за невероятно большого
1 Krishnadev Calamur. The Misunderstood Roots of Burma's Rohingya Crisis. The Atlantic, 25.09.2017. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/ 2017/09/rohingyas-burma/540513/ (дата обращения: 27.09.2017).
2 Mizzima News (Delhi), 11.09.2012.
прироста населения рохинджа, вследствие высокого уровня рождаемости.
Статус рохинджа в Бирме / Мьянме. Гонения на рохинд-жей на государственном уровне начались в 1962 г., после военного переворота, совершенного в Бирме генералом Не Вином. С приходом к власти Революционного совета рохинджа утратили свой политический и конституционный статус. Оказавшись во главе государства, Не Вин стал проводить политику бирманизации страны и экономики, вынудив в 1963-1966 гг. покинуть страну оставшихся индийцев (около 160 тыс.), а также китайцев и других иностранцев.
Отказ бенгальцам в гражданстве затем был подкреплен законодательно. Согласно Чрезвычайному иммиграционному акту от 1974 г., направленному на сокращение иммиграции из Индии, Китая и Бангладеш, представителям рохинджа в получении паспортов или сертификатов национальной регистрации было отказано, в лучшем случае они могли получить иммиграционную карту иностранца. Закон о гражданстве Социалистической Республики Бирманский Союз 1982 г. фактически лишил рохинджей статуса коренной этнической группы. Во время всеобщей переписи населения, завершенной в 1983 г., народность рохинджа уже не была включена в списки этнических меньшинств и таким образом методом исключения из списка 135 этносов, проживающих на территории страны, была объявлена народом без гражданства.
Надо отметить, что помимо рохинджа на территории Мьян-мы проживают так называемые «бирманские мусульмане». Эта конфессиональная группа в Бирме образовалась во время колониального периода, когда Бирма была частью Индии, от браков индийцев-мусульман с бирманскими женщинами. Хотя индийцы-мусульмане, взявшие в жены бирманок, практически слились с бирманским населением, они привнесли свою религию - их семьи стали исповедовать ислам. Во время переписи 1941 г. они впервые в истории страны были внесены в списки как «бирманские мусульмане»1 в отличие от рохинджей, которые были записаны как «бенгальцы», т.е. некоренное население Бирмы. Несмотря на периодические конфликты между буддистами и «бирманскими мусульманами», последние являются полноправными гражданами страны. Бирманские мусульмане проживают в разных уголках страны. В штате Ракхайн (Аракан) тоже есть «свои мусульмане».
1 Thompson V., Adloff R. Minority problems in Southeast Asia. Stanford, California, 1955. С. 70.
«Своих» мусульман араканцы (ракхайн) называют согласно этнической принадлежности - каманы и мьйэйду.
Радикализация рохинджей и обострение кризиса. Так называемая проблема рохинджа обострилась в июне 2012 г. - вскоре после передачи власти военной администрации в Мьянме квазигражданскому правительству президента Тейн Сейна. Как это часто случается в мировой истории, любой конфликт: на бытовой почве, или чисто уголовный, между представителями разных конфессий тут же принимает религиозную окраску. Мировая печать стала писать о межрелигиозном конфликте в Мьянме (sectarian strife) и «буддийском шовинизме, геноциде и фашизме», о том, что буддийское большинство преследует и уничтожает мусульманское меньшинство. Бирманская сторона - и правительство, и оппозиция - предпочитала термин «межобщинный конфликт» (communal violence).
Катастрофическая ситуация с беженцами на территории Бангладеш сложилась в результате военной провокации в штате Ракхайн в Мьянме. Вооруженное нападение боевиков со стороны границы с Бангладеш на полицейские блокпосты 9 октября 2016 г. стало началом серии вооруженных столкновений на севере штата, которые продолжались в течение года. Боевики из Армии спасения рохинджей Аракана (АСРА)1, состоящей из представителей этой народности, 25 августа 2017 г. совершили очередное вооруженное нападение на опорные пункты мьянманской полиции и блокпосты в приграничной зоне. Их целью был захват населенного пункта Маундо. В ответ силы безопасности Мьянмы развернули кампанию массовых «зачисток» от боевиков восточной части штата Ракхайн. Спасаясь от военных, более 700 тыс. рожинджей, проживающих в этой местности, бежали в Бангладеш2.
1 «Армия спасения рохинджей Аракана» (АСРА), которая первоначально называлась «Харака аль-Якин» («Движение веры»), была сформирована в начале 2000-х годов для «борьбы за освобождение преследуемого» мусульманского меньшинства. Группировка получила известность после того, как в период с октября 2016 по август 2017 г. периодически совершала нападения на полицейских и военных в штате Ракхайн, что спровоцировало жесткий ответ мьянманских силовиков и волну беженцев-рохинджа прежде всего в Бангладеш. Эти события также стимулировали резкое увеличение притока молодых мусульман-рохинджа в ряды АСРА. С момента первого нападения АСРА укрепляла свои позиции в северной части Ракхайна, получая поддержку (по свидетельству Международной кризисной группы - International Crisis Group) из Афганистана и Пакистана.
2 Подробно см.: Симония А.А. Мьянма: истоки кризиса в штате Ракхайн и радикализация проблемы с рохинджа // Азия и Африка сегодня. 2018. № 1.
Исход из Мьянмы бенгальцев, называющих себя рохинджа, осенью 2017 г. признан самым масштабным переселением народов в Юго-Восточной Азии после кризиса в Индокитае 1970-х годов. Ро-хинджа ищут убежище в Бангладеш на протяжении последних пяти десятилетий, в результате чего образовалось крупнейшее в мире поселение беженцев Кутупалонг около города Кокс-Базар. В настоящее время около 1 млн рохинджей находятся в лагерях в Бангладеш, в то время как еще 600 тыс. остаются на территории штата Ракхайн в Мьянме1.
В основной своей массе рохинджа - мирный народ, желающий спокойной жизни. Но большинство из них неграмотны - не умеют читать и писать, поэтому ими так легко манипулировать. Те, кто сегодня говорит от их имени, - это или эмигранты, имеющие свои счеты с бирманскими властями, или бенгальцы, бежавшие на территорию штата Ракхайн во время многочисленных кровавых событий в самой Бангладеш. Они более образованные, чем рохинджа, живущие в штате Ракхайн, среди них есть бывшие политические активисты и религиозные деятели, но они, согласно закону, не могут получить гражданство Мьянмы. Поэтому они так нетерпимы к тем рохинджа, которые готовы сотрудничать с властями Мьянмы, называться «бенгальцами» и получить гражданство. Основная масса рохинджа для радикалов - всего лишь способ шантажировать бирманские власти для достижения своих собственных целей. Наиболее экстремистская их часть создала Армию спасения рохинджей Аракана.
Проблема репатриации. В ноябре 2017 г., т.е. через три месяца после начала исхода бенгальского населения из Мьянмы, было принято решение о возвращении беженцев. Обе стороны - Бангладеш и Мьянма достигли соглашения по плану репатриации с привлечением сотрудников ООН. Согласно принятому документу, в Мьянму могут вернуться только те беженцы, которые покинули страну после вооруженных столкновений в штате Ракхайн в октябре 2016 г. и в августе 2017 г. Беженцы должны возвращаться в Мьянму по собственному желанию, должны быть резидентами Мьянмы, а также оба родителя родившегося на территории Бангладеш ребенка должны быть жителями Мьянмы. Начало процесса возвращения
С. 26-33; Симония А.А. Массовый исход бенгальцев-рохинджа из Мьянмы: кто виноват и что делать? // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2017. Вып. 36. С. 124-139.
1 Эти цифры приблизительные.
беженцев было запланировано на декабрь 2017 г. Но процесс возвращения людей тогда так и не начался. Достигнутое соглашение обострило вопрос: допустима ли массовая репатриация беженцев, если не решена главная проблема - возможность социальной и политической интеграции репатриантов в мьянманское общество?
Скопление на территории Бангладеш более 1 млн беженцев из Мьянмы стало огромной нагрузкой на беднейшую перенаселенную страну, на ее экологическую безопасность. Правительство Бангладеш стремится решить проблему беженцев разными способами: попыткой репатриации, благоустройством лагерей и обеспечением там приемлемых условий для проживания многодетных семей и даже обустройством для жизни людей необитаемого «плавучего» острова в Бенгальском заливе1. Для всех этих операций правительство Бангладеш привлекает международные организации и экономическую помощь отдельных стран.
После государственного переворота в Мьянме в феврале 2021 г. ситуация в стране резко ухудшилась. Военные не в состоянии контролировать страну, особенно штат Ракхайн, которым в настоящее время фактически управляет буддистская Армия Ара-кана (не путать с Армией спасения рохинджей Аракана!), уже давно борющаяся за автономию этого региона. Поэтому репатриация рохинджей зависит от доброй воли Армии Аракана в той же степени, что и от военной хунты. Рохинджа призывают международное сообщество помочь им вернуться в Мьянму и получить права гражданства. Отмечая Всемирный день беженцев 20 июня 2022 г., они провели мирную акцию протеста под девизом «Возвращайся домой».
Возбуждение дела о геноциде в Международном суде ООН. С подачи бывшего Верховного комиссара ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хуссейна, который в сентябре 2017 г. назвал события в Ракхайне «классическим примером этнической чистки», Мьянму стали обвинять в совершении геноцида мусульманского населения. В конце 2019 г. африканское государство Гамбия с населением 2,1 млн человек подало в Международный суд ООН в Гааге иск против Мьянмы, обвиняя эту страну в геноциде ро-хинджей. В декабре 2019 г. начались слушания по делу о геноциде, свою страну в Международном суде лично представляла государ-
1 См.: Симония А.А. Бангладеш пытается решить проблему беженцев-рохинджа переселением на остров // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2019, № 2 (43), 132-141. URL: https://sea.ivran.ru/articles?artid=13870
ственный советник и министр иностранных дел Мьянмы г-жа Аун Сан Су Чжи.
Дело о геноциде рохинджей в Международном суде в Гааге осложнилось военным переворотом в Мьянме, совершенным 1 февраля 2021 г., в результате которого были свергнуты Аун Сан Су Чжи и ее гражданское правительство, что вызвало массовые протесты и кровавые военные репрессии. Лауреат Нобелевской премии мира, которая подвергалась критике со стороны правозащитных организаций за свое участие в Гаагском процессе, где она защищала свою страну, сейчас находится под арестом и над ней вершится судилище хунты, совершившей военный переворот.
Правящая ныне военная администрация Мьянмы попыталась добиться отмены обвинений, но на очередном заседании Международного суда в феврале 2022 г. Гамбия настаивала на законности своих обвинений, переданных в высший суд ООН, о геноциде военных Мьянмы мусульман-рохинджа1. Международный суд ООН в Гааге постановил 22 июля 2022 г., что историческое дело, обвиняющее управляемую военными Мьянму в геноциде рохинджа, может быть продолжено. Международный суд отклонил все возражения Мьянмы по делу, поданному Гамбией в 2019 г.
Это решение открывает путь для полномасштабных слушаний в суде по обвинениям в репрессиях против рохинджей в Мьянме в 2017 г. Председатель Международного суда ООН Джоан Донохью заявила: трибунал «считает, что он обладает юрисдикцией... для рассмотрения заявления, поданного республикой Гамбия, и указанное заявление является приемлемым». Все аргументы Мьянмы были отвергнуты, однако для полномасштабных слушаний и вынесения окончательного решения по делу могут потребоваться годы2.
Проблема, которую никто не может решить. В августе 2022 г. Мьянму впервые за восемь месяцев после вступления в должность смогла посетить специальный посланник Генерального секретаря ООН Ноэлин Хейзер; помимо основных вопросов, свя-
1 Подробно о Гаагском процессе см.: Симония А.А. Гаагский процесс: Аун Сан Су Чжи отрицает геноцид в Мьянме // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития, 2020, № 1 (46), с. 115-126. URL: https://sea.ivran.ru/articles?artid=16003 (дата обращения: 30.08.2022).
2 По данным AFP, 22 июля 2022 года. URL: https://www.irrawaddy.com/ news/burma/myanmars-rohingya-genocide-case-can-proceed-top-un-court-rules.html (дата обращения: 29.08.2022).
занных с политическим кризисом в Мьянме, она затронула и проблему беженцев. Она заявила, что Мьянма несет ответственность за создание благоприятных условий для добровольного, безопасного, достойного и надежного возвращения беженцев, а также за то, чтобы права и благополучие рохинджей стали неотъемлемой частью будущей мирной и процветающей Мьянмы1. Ранее, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, Н. Хей-зер, отметив, что многоаспектные кризисы в Мьянме «значительно углубились и расширились», уделила особое внимание проблеме беженцев в Бангладеш, обозначив ужасающие опасные условия существования в лагерях, особенно для женщин и детей. Спецпосланник ООН заявила, что она поддерживает рекомендации Консультативной комиссии штата Ракхайн, целью которой является улучшение условий в штате Ракхайн, относительно изменений как на «вертикальном» уровне - с участием фактических властей, сторонников демократии и сепаратистского этнического ополчения, известного как Армия Аракана, так и на «горизонтальном», таких как низовые инициативы, способствующие инклюзивности, мирному сосуществованию и равенству для всех. В конечном счете, по ее словам, решение этих фундаментальных проблем является «обязанностью Мьянмы»2.
Спустя неделю Н. Хейзер посетила лагеря беженцев-рохинджа в Кокс-Базаре. Она ознакомилась с текущей деятельностью УВКБ ООН, выслушала жалобы и мнения женщин-рохинджа, представителей молодежи и религиозных деятелей. Г-жа Хейзер также встретилась с высокопоставленными должностными лицами правительства, занимающимися вопросами управления беженцами, включая комиссара по делам беженцам и их репатриации Шаха Резвана Хайата. Визит проходил в преддверии пятой годовщины исхода рохинджей из Мьянмы3.
1 Note to Correspondents: Statement by the Secretary-General's Special Envoy on Myanmar, Noeleen Heyzer. Nay Pyi Taw 17 August 2022. United Nations. General Secretary. URL : https: //www.un.org/sg/en/content/sg/note-correspondents/2022-08-17/note-correspondents-statement-the-secretary-general%E2%80%99s-special-envoy-myanmar-noeleen-heyzer (дата обращения: 29.08.2022).
2 Myanmar's multidimensional crises have 'deepened and expanded dramatically'. URL: https://news.un.org/en/story/2022/06/1120292 (дата обращения: 29.08.2022).
3 UN special envoy on Myanmar visits Cox's Bazar Rohingya camps. Dhaka Tribune. 23.08.2022. URL: https://www.dhakatribune.com/nation/2022/08/23/un-
Завершая свои полномочия в качестве Верховного комиссара ООН по правам человека, Мишель Бачелет посетила Бангладеш с четырехдневным визитом. Ее поездка по приглашению правительства Бангладеш была тоже приурочена к печальной годовщине. После посещения лагерей беженцев в Кокс-Базаре верховный комиссар заявила, что даже спустя пять лет еще предстоит много работы, чтобы создать подходящие условия для репатриации беженцев. Она также выразила обеспокоенность по поводу усиления риторики против рохинджей в Бангладеш, стереотипизации и превращения этого народа в «козла отпущения» как источника преступности. Она попросила власти Бангладеш привлечь членов общины рохинджа к социальной и экономической занятости, чтобы отвлечь их от преступной деятельности1.
Simonia A.A.
The fifth anniversary of the mass exodus of the Rohingya from Myanmar
Aida A. Simonia,
PhD (Economics), Leading Research Associate, the Center of Southeast Asia, Australia and Oceania, IOS, RAS,
e-mail: [email protected]
Abstract. The article provides a retrospective analysis of the emergence of the Rohingya crisis in Myanmar. The historical part describes the historyof the appearance of this people on the territory of colonial Burma and their further fate in a young independent state, where they were legally deprived of the right to citizenship. The author pays special attention to radicalization of a certain part of this people, which led to the mass exodus of the Rohingya from Myanmar in August 2017, and the initiation of a genocide case against Myanmar in the UN International Court of Justice. The author concludes that even five years later, the Rohingya crisis is a problem that no one can solve. The situation is also complicated due to the political crisis in Myanmar itself due to
special-envoy-for-myanmar-visits-rohingya-camps-in-coxs-bazar (дата обращения: 29.08.2022).
1 Rohingya repatriation. Tribune Report. August 17, 2022. URL: https://www.dhakatribune.com/bangladesh/2022/08/17/rohingyas-must-return-to-myanmar-pm-hasina-tells-un-rights-chief (дата обращения: 30.08.2022).
the military coup in February 2021, so the repatriation of refugees is postponed for an indefinite future.
Keywords: Burma / Myanmar; Bangladesh; Rohingya refugees; state Rakhine (Arakan); Arakan Rohingya Salvation Army; Arakan Army; the International Court of Justice of the United Nations.
Погорельская С.В.*
ТУРЕЦКАЯ ОБЩИНА В ФРГ: ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР
DOI: 10.31249/rimm/2022.04.09
Аннотация. Турецкая община в ФРГ хорошо структурирована, имеет свои организации и союзы, поддерживает контакты с Турцией, представлена в германских политических партиях. С гражданской точки зрения турки интегрированы в немецкое общество неизмеримо лучше, чем выходцы из других мусульманских стран. Однако полная интеграция турецкого населения в немецкое общество зависит от меры интеграции исповедуемого им ислама. А его интеграция затруднена в силу того, что оба основных религиозных союза турецкой общины неразрывно связаны с Турцией. Возможно ли решение проблемы? В статье, после краткого обзора гражданской ситуации турецкой общины, предполагается исследовать, в какой мере ее деятельность сегодня определяется религиозным фактором, какое влияние он оказывает на ее положение в немецком обществе и насколько ей, во взаимодействии с институтами государства, удается решить практические вопросы жизни турецких мусульман в Германии.
Ключевые слова: внутренняя политика ФРГ; турецкая община; турецкие сунниты; DITIB; ислам в ЕС.
Турецкая община Германии - интересное и, пожалуй, с социальной точки зрения, редкое явление. Большие, активные и хорошо структурированные этнические общины в современных западных государствах - не редкость, но предпосылкой их возникновения является либо исторически сложившийся статус государства как принимающей страны, либо же наличие колоний в прошлом. Германия никогда не была принимающей страной и не хотела ею быть. На-
* Погорельская С.В., кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник ИНИОН РАН, e-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0001-9208-5889, GND: 115267158*)