Научная статья на тему 'ГЕНОЦИД РОХИНДЖА В МЬЯНМЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ГЕНОЦИД РОХИНДЖА В МЬЯНМЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1656
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
РОХИНДЖА / ГЕНОЦИД / МЬЯНМА / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Александра Андреевна

Статья посвящена религиозному конфликту между мусульманами-рохинджа и буддистами-араканцами на севере штата Ракхайн в Мьянме. В ней подробно рассматриваются предметное поле и границы конфликта, анализируются взаимоотношения между сторонами и социальная среда. Автор также даёт оценку сложностям мирного урегулирования конфликта и предлагает пути его разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНОЦИД РОХИНДЖА В МЬЯНМЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»

I

SCIENCE TIME

I

ГЕНОЦИД РОХИНДЖА В МЬЯНМЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Сорокина Александра Андреевна, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

E-mail: alexandra.sorokina99@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена религиозному конфликту между мусульманами-рохинджа и буддистами-араканцами на севере штата Ракхайн в Мьянме. В ней подробно рассматриваются предметное поле и границы конфликта, анализируются взаимоотношения между сторонами и социальная среда. Автор также даёт оценку сложностям мирного урегулирования конфликта и предлагает пути его разрешения.

Ключевые слова: рохинджа, геноцид, Мьянма, религиозный конфликт

Проблема религиозных и межэтнических конфликтов в Мьянме существует долгое время. Самым масштабным и долгосрочным конфликтом является конфликт рохинджа, этнической группы принадлежащей к мусульманам и проживающей на севере штата Ракхайн. Конфликт возник главным образом из-за религиозных и социальных различий между буддистами араканцами, составляющими большую часть населения штата Ракхайн, и мусульманами рохинджа. Этот конфликт берет свое начало еще во времена Второй мировой войны, с тех пор в штате Ракхайн время от времени происходят вооруженные столкновения, направленные на вытеснение рохинджа из Мьянмы.

Очередная волна критики, направленной в адрес правительства Мьянмы, не предпринимающего адекватных действий и эффективных мер для разрешений этого конфликта, охватила международное сообщество в конце августа 2017 года, когда новый этап эскалации конфликта вынудил сотни тысяч рохинджа бежать в соседние государства, спасаясь от направленного против них насилия. Многие видные политические деятели, например, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш на пресс-конференции в ООН в сентябре 2017 года сообщил, что он не исключает, что в Мьянме идут «этнические чистки» [1]. ООН заявляет, что рохинджа являются жертвами преступлений против человечества [2].

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, несмотря на все заявления высокопоставленных лиц о необходимости предпринять меры по

1 SCIENCE TIME 1

разрешению конфликта, в штате Ракхайн продолжаются беспорядки и вооруженные столкновения, беженцы не могут вернуться домой, напротив, их количество только увеличивается.

Изучением проблемы рохинджа занимаются многие исследователи: в их числе как отечественные (A.A. Симония, К.А. Ефремова), так и зарубежные авторы (А. Селт, Зин Мин, Тарапхи Тан, Эй Чан, О. Фрейзер, Н. Чисман и др.). Аналитический центр по исследованиям глобальных кризисов International Crisis Group регулярно публикует отчеты, посвященные проблеме рохинджа.

Анализ взаимоотношений между субъектами, границ и сторон конфликта, а также предметного поля и социальной среды позволил бы отыскать глубинные причины существующего конфликта и наметить пути его возможного разрешения.

Участниками (сторонами) конфликта здесь выступают главным этнические группы рохинджа, принадлежащие к мусульманам, аракацы, исповедующие буддизм, а также правительство Мьянмы. Тем не менее, они не являются единственными субъектами конфликта. В конфликте рохинджа также участвуют Армия спасения рохинджа Аракана и Вооруженные Силы Мьянмы (Тамадо), управляемые Министерством Обороны Мьянмы (иными словами, правительством Мьянмы). Власти Мьянмы рассматривают Армию в качестве исламистской повстанческой группировки имеющей связь с международными террористическими организациями, которые оказывают ей помощь. Сама организация отрицает какую-либо причастность к террористическим организациям [3]. На территории Мьянмы запрещена деятельность международных правозащитных организаций, правительство также перерезало потоки гуманитарной помощи, предназначенной для рохинджа [4].

Конфликт рохинджа происходит преимущественно на севере штата Ракхайн, поскольку именно на этой территории проживает эта этническая группа. Также конфликт в какой-то степени затрагивает и соседние с Мьянмой государства - Бангладеш, Таиланд - поскольку в эти государства направляются большие потоки беженцев рохинджа.

Первым вооруженным столкновением рохинджа и араканцев была так называемая «ракхайнская бойня»: рохинджа получили оружие от британских союзников для борьбы с японскими войсками, однако направили его против араканцев. В тот же период бирманцы в сотрудничестве с японскими властями выгнали 40.000 человек на территорию современного Бангладеш[5]. После чего штат Ракхайн становился все более поляризованным и фактически разделился на две части: на севере штата обосновались рохинджа, а остальную часть заняли араканцы. За весь период конфликт то вступал в фазу деэскалации, то снова в фазу реэскалации. В настоящее время конфликт до сих пор не завершился.

Описывая внутрисистемные границы, стоит отметить, что в этом этнополитическом конфликте также содержится опасность его разрастания в системном плане, поскольку, будучи вызванным помимо прочего религиозными различиями двух конфессий, он может вызвать поляризацию системы. Конфликт

1 SCIENCE TIME 1

имеет региональное значение, поскольку Мьянма является участницей АСЕАН, а также потому, что масштабные потоки беженцев, направляющихся преимущественно в Бангладеш, угрожают безопасности в регионе Юго-Восточной Азии.

Доминирующим типом взаимоотношений между сторонами является коллективное насилие, проявляющееся со стороны араканцев и Вооруженных Сил Мьянмы по отношению к рохинджа. В Мьянме имеют место операции по «зачистке», проводимые Вооруженными силами Мьянмы, которые инициировало правительство Мьянмы. Во время этой кампании на севере штата Ракхайн была сожжена деревня, населенная рохинджа, происходили массовые убийства, пытки и поджоги, более 725.000 рохинджа были вынуждены бежать через границу в соседний Бангладеш. Правительство Мьянмы отрицает, что его войска несут ответственность за зверства, совершенные против рохинджа, несмотря на обширные сообщения и свидетельства об обратном, приведенные ООН, правозащитными организациями и другими странами, утверждающими, что кампания сводится к этнической чистке или геноциду [6].

Предметное поле конфликта включает ценности, а также, в равной степени, права по той причине, что помимо религиозных противоречий между этими общностями, араканцы не воспринимают рохинджа как коренной народ штата Ракхайн, а государство не предоставляет рохинджа гражданские права в соответствии с Законом о гражданстве 1982 года, не признающим мусульман в качестве граждан Мьянмы. Считается, что несколько поколений назад рохинджа нелегально проникли в Мьянме из Бангладеш, однако сами рохинджа считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство.

По соотношению интересов и возможности урегулирования конфликт рохинджа относится к конфликтам с ненулевой суммой. Интересы сторон не взаимоисключающие, что допускает возможность нахождения компромисса, а значит, и мирного урегулирования конфликта.

Мьянма является многонациональным (полиэтническим) государством, насчитывающим более ста различных народностей. Численность народности рохинджа относительно общей численности населения Мьянмы составляет менее 1%. Этническая группа рохинджа компактно проживает на севере штата Ракхайн. Конфессиональный состав населения штата: буддисты - 63,4%, мусульмане - 34,8%, христиане - 1,4%, прочие - 0,6% [7].

Также необходимо упомянуть, что в соответствии с уже упомянутым Законом о гражданстве 1982 года, рохинджа не признаются в качестве полноправных граждан Мьянмы, им не предоставляются гражданские права. У рохинджа это вызывает недовольство, так как они не имеют никаких документов, не могут свободно перемещаться по стране и официально трудоустроиться. Предоставление рохинджа прав негативно рассматривается араканцами, поскольку рохинджа, получив официальный статус граждан Мьянмы, а, следовательно, гражданские права, будут конкурировать с араканцами за рабочие места и ресурсы в штате Ракхайн.

1 SCIENCE TIME 1

В настоящий момент длится фаза затягивания конфликта, поскольку сейчас кризис беженцев достиг своего апогея. Глубинные причины конфликта только усугубляются, Мьянму покинули уже 2/3 проживающих в ней рохинджа и покидает всё большее число. Сейчас, как никогда, необходимо посредничество международного сообщества, поскольку государство не может самостоятельно урегулировать этот кризис.

Существует множество проблем для успешного мирного урегулирования конфликта рохинджа. Одной из этих сложностей является проблема репатриации. На третьем совещании рабочей группы Бангладеш-Мьянма, прошедшем в октябре 2018 года, Бангладеш и Мьянма договорились начать репатриацию первой группы рохинджа к середине ноября, которая была остановлена по причине нежелания самих рохинджа возвращаться на родину из-за отсутствия благоприятной среды в штате Ракхайн [8]. Хотя некоторые беженцы рохинджа заявили, что они будут готовы вернуться, если хим будут гарантированы безопасность, права и гражданство, многие отказываются от репатриации в нынешних обстоятельствах.

Следующая сложность заключается в том, что правительство Мьянмы наложило ограничения на действия журналистов, наблюдателей за соблюдением прав человека, местные и международные НПО, различные организации по оказанию гуманитарной помощи и ООН [9]. Такие ограничения только усугубляют существующий кризис, не позволяя международному сообществу оказывать посредничество в разрешении этого конфликта.

Говоря о международном сообществе, стоит также упомянуть действия некоторых государств в качестве сложности, препятствующей урегулированию конфликта в Мьянме. И Китай, и Россия выступили против резолюции ООН, призывающей правительство Мьянмы предоставить гражданские права рохинджа, обеспечить безопасное возвращение беженцев и снять ограничения на оказание гуманитарной помощи [10]. Что касается АСЕАН, то государства-члены связаны политикой невмешательства во внутренние дела членов Ассоциации.

Наконец, действие уже упомянутого Закон о гражданстве 1982 года, в соотвествии с которым рохинджа не могут являться гражданами Мьянмы, будет препятствовать нормальной жизнедеятельности рохинджа даже в случае успешной репатриации. Однако этот закон не может быть беспрепятственно отменен в силу ряда обстоятельств. Например, многие этнические араканцы считают, что предоставление гражданских прав рохинджа будет являться несправедливым бременем для них самих, потому как означает, что рохинджа будут конкурировать с ними за рабочие места и ресурсы в штате Ракхайу [11].

Учитывая все эти сложности для урегулирования существующего конфликта, политический и дипломатический прогресс в устранении коренных причин кризиса на сегодняшний день по-прежнему минимален. Что касается перспектив мирного урегулирования, то государство Мьянма не сможет справиться с этим внутригосударственным конфликтов без помощи международного сообщества.

1 SCIENCE TIME 1

Министр иностранных дел Ретно Марсуди после участия в открытых дебатах Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке в январе 2019 года заявила: «Я хочу донести до международного сообщества через Организацию Объединенных Наций, что у АСЕАН есть пространство, чтобы внести больший вклад в разрешение ситуации в Мьянме» [12]. Глава МИД Индонезии заявила, что координационный центр гуманитарной помощи АСЕАН, Секретариат АСЕАН и правительство Мьянмы обсуждают вопрос о репатриации беженцев рохинджа в штат Ракхайн.

Присутствие нейтральной третьей стороны, такой как АСЕАН, может помочь различным сторонам конфликта в Мьянме достичь компромисса. Насильственный экстремизм, чрезвычайные гуманитарные ситуации и массовые перемещения беженцев - всё это в настоящее время становится движущими силами конфликта и создаёт проблему для региональной интеграции, что должно побудить АСЕАН активизировать усилия в области превентивной дипломатии, содействия урегулированию конфликта и миростроительства.

С другой стороны, конфликт рохинджа затрагивает проблемы этнической принадлежности и гражданства в Мьянме и имеет внутригосударственную перспективу. Деятельность любого международного актора, в том числе и АСЕАН, может касаться только тех аспектов проблемы, которые затрагивают региональные интересы. АСЕАН стремится сотрудничать с Мьянмой в решении этого конфликта, поскольку он негативно сказывается на безопасности в остальной части региона.

Исторический опыт, а также продолжающийся политический «тупик» на глобальном и региональном уровне указывают на то, что этот кризис, вероятно, будет и дальше продолжаться годами. Международное сообщество и правительство Мьянмы должны осознать, что этот затяжной кризис требует ресурсов и действий в более долгосрочной перспективе. Необходим многосторонний подход, предусматривающий постоянное реагирование на неотложные гуманитарные потребности, мобилизацию ресурсов для осуществления более долгосрочных мер в области развития и значительный сдвиг в политике по укреплению прав и свобод беженцев, включая признание их статуса граждан Мьянмы. Для урегулирования данного конфликта можно сформулировать некоторые рекомендации для сторон.

Постоянное преследование рохинджа со стороны государства только подчеркивает несостоятельность правительства Мьянмы. В первую очередь правительство должно предоставить рохинджа статус граждан Мьянмы, посредством внесения поправок в существующий Закон о гражданстве, разобщающих гражданство и этническую принадлежность и признающих натурализацию квалификацией, достаточной для получения гражданства. Признание рохинджа гражданами Мьянмы стало бы первым шагом на пути к разрешению конфликта.

ООН должна сыграть посредническую роль в урегулировании конфликта. Поскольку права человека являются одним из основных принципов организации,

«

1 SCIENCE TIME 1

ООН не должна бездействовать. Одним из первых шагов стало признание Международным судом ООН в январе 2020 года право рохинджа на защиту от геноцида. Суд обязал властей Мьянмы регулярно отчитываться о принятых мерах для защиты рохинджа. Однако здесь есть и другой аспект: конкретные принудительные механизмы у суда практически отсутствуют [13].

Необходимо также акцентировать внимание и на текущей ситуации, а именно пандемии нового коронавируса и ее влиянии на обстоятельства вокруг рохинджа. В недавней статье International Crisis Group (ICG) отмечается, что пандемия коронавируса станет испытанием для государств, затронутых конфликтом. Последствия COVID-19 будут особенно ощутимыми вследствие в том числе прекращения текущих усилий в области дипломатии и урегулирования конфликтов. Особенно уязвимыми оказываются беженцы по причине их неадекватных условий жизни и ограниченного доступа к медицинской помощи [14]. Это еще один аргумент в пользу того, что нужно незамедлительно принять меры для разрешения ситуации с рохинджа.

Правительство Мьянмы не сможет самостоятельно справиться с этим внутригосударственным конфликтом без помощи международного сообщества. Региональные акторы и международное сообщество должны сыграть решающую роль в поддержке Мьянмы и необходимом посредничестве для урегулирования этнического конфликта в штате Ракхайн.

Литература:

1. Генсек ООН обвинил правительство Мьянмы в этнических чистках. // REGNUM, 14.09.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/ news/polit/2321683 .html

2. UN: Rohingya may be victims of crimes against humanity// Al Jazeera. 20.06.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aljazeera.com/news/2016/06/ rohingya-victims-crimes-humanity-160620131906370.html

3. Кто такие рохинджа и что происходит с мусульманами в Мьянме? II Русская служба Би-би-си, 04.09.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.bbc.com/russian/features-41146624

4. Myanmar: Restrictions on international aid putting thousands at risk II Amnesty International, 9.09.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.amnesty.org/en/latest/news/2017/09/myanmar-restrictions-on-international-aid-putting-thousands-at-risk/

5. Aye Chan. The Development of a Muslim Enclave in Arakan (Rakhine) State of Burma (Myanmar) II SOAS Bulletin of Burma Research. - 2005. - Vol. 3, № 2. - P. 396-420 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.soas.ac.uk/sbbr/ editions/file64388.pdf

6. Myanmar Forces Begin New 'Clearance Operations' in Northern Rakhine Following Killings II Radio Free Asia, 20.12.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rfa.org/english/news/myanmar/myanmar-forces-begin-new-clearance-operations-12202018162920.html

1 SCIENCE TIME 1

7. Department of Population Ministry of Labour, Immigration and Population Myanmar. The 2014 Myanmar Population and Housing Census Census Report Volume 2. - C. 2014. - pp. 12-15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// myanmar.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/MyanmarCensusAtlas_lowres.pdf

8. Myanmar, Bangladesh agree to commence repatriation of first batch of verified displaced persons by mid November at the Joint Working Group Meeting II The Global New Light of Myanmar, 2.11.18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globalnewlightofmyanmar.com/myanmar-bangladesh-agree-to-commence -repatriation-of-first-batch-of-verified-displaced-persons-by-mid-november-at-the-joint-working-group-meeting/

9. Myanmar: Restrictions on international aid putting thousands at risk II Amnesty International, 4.09.17 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.amnesty.org/en/latest/news/2017/09/myanmar-restrictions-on-international-aid-putting-thousands-at-risk/

10. China and Russia Oppose UN Resolution on Rohingya II The Guardian, 24.12.17 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2017/ dec/24/china-russia-oppose-un-resolution-myanmar-rohingya-muslims

11. A New Dimension of Violence in Myanmar's Rakhine State II International Crisis Group, 24.01.19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.crisisgroup.org/asia/south-east-asia/myanmar/bl54-new-dimension-violence-myanmars-rakhine-state

12. Глава МИД Индонезии: АСЕАН готов помочь Мьянме II Regnum, 25.01.19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/ polit/2558603.html

13. Суд ООН обязал Мьянму защитить рохинджа от геноцида. II Би-би-си Русская служба, 23.01.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.bbc.com/russian/news-51209685

14. COVID-19 and Conflict: Seven Trends to Watch, Special Briefing No. 4. II International Crisis Group, 24 March 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.crisisgroup.org/global/sb4-covid-19-and-conflict-seven-trends-watch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.