Научная статья на тему 'Подготовка к предстоящим выборам в Мьянме: историческая перепись населения'

Подготовка к предстоящим выборам в Мьянме: историческая перепись населения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / ПЕРЕПИСЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА / МУСУЛЬМАНЕ-БЕНГАЛЬЦЫ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (РОХИНДЖА) / ШТАТ РАКХАЙН / STATELESS BENGALI MUSLIMS (ROHINGYA) / MYANMAR / CENSUS / ETHNIC MINORITIES / RAKHINE STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с проведением первой за последние 30 лет исторической переписи населения в Мьянме. Она состоялась в первой декаде апреля 2014 г., но в некоторых районах, где проживают представители этнических меньшинств, перепись была продлена еще на два месяца. Особую напряженность перепись вызвала в штате Ракхайн, где с 2012 г. периодически происходят конфликты между коренным населением буддистами ракхайн и представителями бенгальского мусульманского меньшинства, т.н. рохинджа, проживающими на территории штата, но не имеющими гражданства. Правительство Мьянмы ввело запрет на использование самоназвания рохинджа во время проведения переписи и подтвердило, что гражданство может быть предоставлено бенгальцам только в соответствии с положениями Закона о гражданстве Мьянмы (1982 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Myanmar first census in 30 years was conducted from March 30 to April 10, but it was extended for two more months in some ethnic areas. The national census raised tensions in some ethnic regions where minorities have disputed the government’s definition of ethnicity. The situation became especially acute in the Rakhine state where since 2012 there have been clashes between the Rakhine Buddhists and the Bengali Moslem minority (Rohingya) living there. The government announced that the Bengalis could only be granted citizenship in line with the 1982 Myanmar Citizenship Law. The government’s stance bans the use of the “Rohingya” term in the national census.

Текст научной работы на тему «Подготовка к предстоящим выборам в Мьянме: историческая перепись населения»

© Симония А.А.

ИВ РАН

ПОДГОТОВКА к ПРЕДСТОЯЩИМ ВЫБОРАМ в МЬЯНМЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

В сентябре 2013 г. министр иммиграции и народонаселения Мьянмы, объявил о намерении провести перепись населения с 30 марта по 11 апреля 2014 г. - впервые за последние 30 лет. Решение провести всеобщую перепись населения связано с подготовкой к проведению всеобщих выборов в 2015 г.

Проведенная в первой декаде апреля 2014 г. перепись населения в Мьянме заслуживает названия исторической не только потому, что она состоялась впервые за последние 30 лет. Но главным образом, потому что она стала первой за весь период независимости репрезентативной всеобщей переписью, охватившей практически все население страны.

Конституция Республики Союз Мьянма (2008 г.), в отличие от конституций других стран, не предусматривает регулярную перепись населения; последняя была проведена в 1983 г. Довольно регулярно проводились переписи населения в колониальной Бирме. Последняя репрезентативная всеобщая перепись была проведена в 1931 г. британско-индийской колониальной администрацией. Ее данные до сих пор лежат в основе многих статистических и демографических исследований. Была предпринята попытка провести перепись населения после окончания Второй мировой войны перед принятием новой конституции для независимой Бирмы (1947 г.), но она была частичной, и не охватила всю территорию страны.

В независимой Бирме/Мьянме сложилась традиция проводить перепись населения в преддверии важных государственных мероприятий - перед принятием конституции или проведением всеобщих выборов.

Первая послевоенная перепись населения независимой Бирмы была проведена в 1953-1954 гг. накануне проведения всеобщих выборов, однако подсчетом было охвачено в основном городское население, в то время как 80% населения про-

живало в сельской местности, и лишь частично - население этнических окраин. От проведения дальнейшего процесса пришлось отказаться из-за гражданской войны, нехватки средств и квалифицированных кадров. Но данные той переписи, хотя и неполной, были опубликованы.

Следующая перепись была проведена спустя 20 лет в 1973 г. перед референдумом по новой «социалистической» конституции. Хотя та перепись была объявлена всеобщей, она тоже охватила далеко не все население, так как в стране продолжалась гражданская война, и многие районы были недоступны. В отличие от предыдущей, результаты переписи 1973 г. так и не были опубликованы; в прессе периодически помещалась лишь отрывочная информация. Эти данные использовались также в последующих ежегодных Докладах Народному собранию о финансовом, экономическом и социальном положении Социалистической Республики Бирманский Союз. Но как и экономические показатели, эти данные никогда не вызывали доверия. Как отмечает автор монографии «Население Бирмы» российский исследователь А.Р. Вяткин, «недооценка и недоучет населения остались главными пороками бирманской демографической статистики, и в последние годы они, видимо, усилились»1.

В 1983 г. была проведена последняя перепись населения, но и ее тоже нельзя считать всеобщей, так как, по-прежнему, большая часть этнических окраин находилась под контролем мятежных вооруженных формирований. Тем не менее результаты той переписи до сегодняшнего дня считались официальными. Но ее результаты с самого начала вызывали большие сомнения. Недостоверными представлялись многие данные: от общего числа жителей страны (35,3 млн. чел.) до пропорционального соотношения титульной нации (бирманцев) и представителей этнических меньшинств (69:31).

Необходимость переписи населения страны давно назрела, так как никто не знает, сколько человек проживает на территории этого большого и, пожалуй, самого многонационального государства в Юго-Восточной Азии, и как они идентифицируют себя в этническом и религиозном отношении. Называемая численность населения Мьянмы в последние годы, по

разным оценкам, колеблется в диапазоне от 47 до 65 млн. чел. Начиная с 1991 г., каждые пять лет в стране проводился сбор статистических данных, согласно которым, в 2013 г. население Мьянмы составило 61,57 млн. чел.

Соглашение об оказании ООН технической помощи Мьянме в организации переписи было подписано между Генеральным секретарем ООН и вице-президентом Мьянмы еще в конце апреля 2012 г. в ходе 3-дневного - первого после передачи власти в Мьянме гражданскому правительству - рабочего визита в страну Пан Г и Муна. «В результате переписи населения будут получены важнейшие данные, необходимые для дальнейшего планирования в сфере национального развития, включая информацию о ходе и результатах проводимых в стране реформ», - говорится в приложенном к соглашению письме ООН в адрес министерства иммиграции и народонаселения Мьянмы .

На подготовку и проведение всеобщей переписи было затрачено 74 млн. долл.; по данным Фонда народонаселения ООН (UN Population Fund), оказывающего техническое содействие в проведении переписи, правительство Мьянмы вложило 15 млн. Спонсорами мероприятия стали Фонд народонаселения ООН (5 млн.), а также правительства Австралии, Великобритании, Норвегии, ФРГ и Швейцарии4. На эту работу были мобилизованы 120 тысяч учителей начальных классов. Они были одеты в униформу (форму школьных учителей, дополненную жилетом с множеством карманов и головным убором) и снабжены специальными сумками и калькуляторами. Счетчики должны были посетить 12 млн. домов и домохозяйств по всей стране. Оплата составляла три доллара в день. Анкеты, напечатанные на бирманском языке, в некоторых случаях были переведены на основные этнические языки в регионах гомогенного проживания народностей и на английский язык. Счетчики работали по 12 часов в день. В Янгоне каждому из них приходилось в среднем опрашивать до ста семей в день и подниматься на 8-9 этажи без лифта в условиях 30-иградусной жары. При разном отношении к своевременности проведения переписи и к содержанию анкеты большая часть населения отнеслась к переписи ответственно

и даже с некоторым трепетом. Желая поддержать переписчиков в их трудной работе, жители часто старались их накормить.

В некоторых регионах страны перепись была проведена раньше намеченных сроков. Уже в феврале счетчики посетили труднодоступный г. Путао в штате Качин, который находится на значительной высоте в предгорьях Г ималаев, подняться туда можно лишь пешком, путь занимает около двух недель. В марте в горах начинается снеготаяние, поэтому продвижение еще больше затрудняется или становится невозможным. Досрочная перепись была проведена также на Кокосовых островах в Андаманском море и в приграничном с Китаем г. Монгла, входящем в самоуправляемую зону Ва в составе штата Шан5.

Хотя официально перепись была завершена 12 апреля, не все население было охвачено этой процедурой. Предполагалось, что жители почти 2 млн. домохозяйств не были опрошены, поэтому было принято решение продлить время сбора сведений о населении. Все желающие могли подать сведения о себе в ближайшие пункты переписи, работу которых продлили до конца апреля. Была также открыта «горячая линия» для всех жителей, неохваченных опросом6. В двух штатах, Качинском и Ракхайн (Аракан), где сохраняется напряженность и нестабильность ситуации, в связи с продолжающимися вооруженными столкновениями в первом случае и проблемой определения национальной идентичности во втором, перепись была продлена еще на два месяца - до 10 июня 2014 г. По предварительным данным, в целом, перепись по стране успешно завершена на 98%. По первым оценочным данным, численность населения Мьянмы не превышает 60 млн. чел., т.е. она занимает по этому показателю примерно 25 место среди других стран

7

мира .

Первые предварительные итоги переписи по численности населения и его возрастному и гендерному составу правительство планировало обнародовать в августе 2014 г., но окончательные результаты будут опубликованы в мае 2015 г. перед выборами.

Но даже такое рутинное для других государств мероприятие, как перепись населения, в Мьянме превратилось в очередную политическую проблему, вызвавшую разногласия среди

населения и требования перенести его на более подходящее время. Однако, как показывает практика, время никогда не бывает подходящим. Несмотря на многочисленные обращения этнических групп и международных организаций к правительству Мьянмы и Фонду народонаселения ООН с требованием отложить процедуру подсчета населения, правительство решило провести ее в назначенные сроки. Отмена или перенос мероприятия, по их мнению, привели бы к неоправданному расходу затраченных средств. Кроме того, проблема проведения переписи в Мьянме давно назрела и стала просто необходимой, один из чиновников Фонда народонаселения ООН напомнил, что во многих странах перепись проводится, согласно конституции, каждые пять лет.

Бирма/Мьянма - многонациональная, полиэтническая страна. Согласно последней переписи 1983 г., население Бирмы составляло 35,3 млн. чел. Национальное большинство страны, или «титульная нация», бирманцы представляли 69% всего населения; другие коренные этнические группы - 25,7%; жители, родившиеся от смешанных, в том числе и с иностранцами, браков, - 5,3%. В целом на небирманскую этническую группу приходилось свыше 30%, т.е. этнические меньшинства составляли пропорционально большую часть населения, чем в других странах Юго-Восточной Азии.

Этно-национальная структура населения Бирмы в 1983 г. выглядела так: бирманцы составляли 69%, шаны (33 подгруппы) - 8,5%, карены (11 подгрупп) - 6,2%, иностранцы и родившиеся от смешанных браков - 5,9%, ракхайны, или араканцы (7 подгрупп) - 4,5%, моны (нет подгрупп) - 2,4%, чины (53 подгруппы) - 2,2%, качины (12 подгрупп) - 1,4%, кая (9 подгрупп) - 0,4%. В то же время такие многочисленные народы как нага, ва, палаун, лизу и др. не были выделены в отдельные группы. Принято считать, что на территории Бирмы/Мьянмы проживают более 135 этнических народов, говорящих на разных языках и диалектах и исповедующих разные религии - буддизм, христианство, ислам, индуизм, анимизм и др.

В стране сохраняется территориально-административное деление, предусмотренное конституцией 1974 г.: Республика Союз Мьянма состоит из семи регионов - Сикайн (Сагайн), Та-

нинтайи (Тенассерим), Баго (Пегу), Магуэй (Магвэ), Мандалай, Янгон (Рангун), где преобладает бирманское население, и семи штатов, или союзных национальных государств - Качин, Кайин (Карен), Кая, Чин, Мон, Ракхайн (Аракан), Шан и союзных территорий. В связи с возникновением особых ситуаций в сфере национальной обороны, безопасности, управления или экономики некоторым территориям предоставляется статус союзной территории под непосредственным управлением президента. Такой статус имеет и новая, с 2006 г., столица государства - специально построенный г. Нейпьидо.

Данные о численности населения, полученные в результате переписи 1983 г. (35, 3 млн. чел.), с самого начала вызывали сомнения, т.к. большая часть территорий Бирмы находилась тогда под контролем мятежных этнических повстанцев. Публикуемые периодически в Мьянме официальные данные о численности населения колеблются в диапазоне от 48 до 65 млн. чел. Потребность в проведении переписи давно назрела, т к. никто точно не знает сколько человек проживает на территории Союза и как они себя идентифицируют в этническом и религиозном отношении. В прошлом чиновники часто манипулировали с разными статистическими данными в соответствии с пожеланиями руководства страны. В преддверии всеобщих выборов власти пошли на этот шаг, несмотря на предостережения о несвоевременности проведения переписи в связи с обострением этноконфессиональной напряженности в стране. Полиэтнич-ность населения вызывает различные проблемы внутренних межэтнических, или межнациональных отношений, начиная с первых лет независимости, многие из которых не разрешены до сих пор. Перед каждым полиэтническим государством в условиях перехода к правовому государству встаёт проблема представительства этнических групп в политическом пространстве. Как известно, государства, создавшие хорошо организованную систему демократических политических институтов, более устойчивы и успешно справляются с конфликтами, особенно с теми, которые связаны с национальными меньшинствами. Хотя правительству Мьянмы удалось добиться некоторых успехов в мирном процессе, ситуация в стране остается по-прежнему потенциально взрывоопасной, т.к. многие этнические группы,

компактно проживающие на своих собственных территориях на окраинах Союза, требуют большей автономности и самостоятельности.

Перепись даст возможность не только определить численность населения страны и обеспечить более точный подсчет голосов после выборов, но, возможно, хотя бы приблизительно, обозначить численность этнических меньшинств, от которых должны быть назначены политические представители в парламент.

Правительство Мьянмы и Фонд народонаселения ООН подверглись жесткой критике со стороны иностранных наблюдателей и представителей этнических меньшинств не только за отказ перенести перепись на более спокойное время, но также и за то, что исходной точкой отсчета берется положение, что на территории страны проживает 135 народностей. В официальных документах 1973 г. их было 144, т.е. за десять лет этнический состав сократился на 9 народов. Федерация национального братства народов Союза Мьянма, объединяющая 20 зарегистрированных этнических политических партий, в заявлении от 2 февраля 2014 г. призвала правительство пересмотреть списки этнического состава8.

Недовольство населения вызывала также анкета, состоящая из 41 пункта, в которой наряду с обычными демографическими вопросами - возраст, пол, семейное положение и т.д. были вопросы о национальной (этнической) и религиозной принадлежности. Некоторые вопросы, внесенные в анкету Фондом народонаселения ООН, например, о типе канализации, вызывали неловкость у людей, проживающих в сельской местности, где нет никакой канализации, и недоумение, для чего нужна такая информация.

Пункты о национальной принадлежности вызывали наибольшие разногласия, причем по всей стране. Население этнических штатов не доверяет официальным данным о соотношении численности титульной нации - бирманцев (около 69%), представляющих большинство в правительстве и занимающих почти все ключевые должности в государстве, и остальных народов. Все убеждены, что цифры намеренно преувеличены. Многие этнические группы не удовлетворены данными о своей

численности внутри гомогенных анклавов по сравнению с другими этносами. Вызывают сомнение, что, по последним данным, самый многочисленный этнический народ - шаны составляют 9%, карены - 7, ракхайны (араканцы) - 3,5, моны - 2, ка-чины -1,5 и каренни - 0,75. Как видим, данные несколько отличаются от данных переписи 1983 г., но не сильно. Вызывают протест этнических групп использование устаревших данных, в том числе, неправильное написание названий этносов, имен собственных и неверная «приписка» некоторых народностей в качестве подгрупп к более многочисленным национальностям. В Департаменте иммиграции сообщили, что в основе списков этнических народов Союза Мьянма, в том числе и использованных во время последней переписи, лежат первые статистические данные, собранные еще в колониальную эпоху в 1931 г., которые уточнялись в период независимости в 1953-1954 гг. при подготовке к очередным парламентским выборам уже в условиях вспыхнувшей гражданской войны.

Почти в каждой этнической группе существуют подгруппы. Но некоторые из них не считают себя принадлежащими к той или иной группе, например, племена палаун (таанг), пао не считают себя подгруппой шанов, в то время как шаны считают, что те принадлежат к их группе. Незадолго до начала переписи в начале февраля 2014 г. партия Фронт освобождения Палаун выступила с протестом против причисления народа палаун (таанг) в качестве подгруппы шанской группы. Они настаивают, что моны, кхмеры и палаун (таанг) относятся к мон-кхмерской группе9.

Подобная проблема существует в штатах Кайин, Кая, Чин и т.д. Например. Чины протестуют против включения в чин-скую национальную группу 52 подгрупп, многие из которых в реальности не имеют ничего общего с чинами ни в социальном, ни в культурном плане.

Качины, на территории которых до недавнего времени продолжались активные вооруженные столкновения (в отдельных районах они продолжаются до сих пор), опасались, что проведение переписи может усилить конфронтацию между правительством и этническими вооруженными формированиями. По их мнению, перепись надо проводить только после за-

ключения соглашений о перемирии. В некоторые качинские деревни, расположенные на севере штата, где продолжаются военные столкновения с качинами, счетчики прибывали в сопровождении отрядов бирманской армии. Но деревенские жители, увидев вооруженных людей, по привычке, сложившейся на протяжении последних 50 лет, убегали в джунгли и тем самым, сами того не желая, срывали перепись. В других случаях вооруженные этнические группировки не допускали счетчиков в свои владения. Они заявили, что отказываются от сотрудничества с представителями власти, так как из-за политики, проводимой центром, десятки тысяч людей в этих районах стали вынужденными переселенцами и живут во временных лагерях в тяжелых условиях. В настоящее время более 30% качинов живут на территориях, контролируемых Качинской армией независимости, в том числе, в сотне деревень расположенных в окрестностях г. Лайза - месте дислокации штаб-квартиры Качинской организации независимости. Еще до начала переписи наблюдатели предполагали, что около 400 тысяч человек в Ка-чинском штате останутся неохваченными опросом10. В то же время командиры большинства сепаратистских группировок понимали, что отказ от участия в переписи может осложнить их отношения с гуманитарными организациями, прежде всего связанными с ООН, и шли на сотрудничество.

По сообщению бирманской государственной газеты Чей-моун (The Mirror), с помощью военных была успешно проведена перепись населения в буферных зонах между территориями, контролируемыми Качинской армией независимости на севере Шанского штата и бирманской армии. 2 - 9 апреля перепись была проведена в 46 из 54 деревень, расположенных на этой территории11.

Особенное беспокойство предстоящая перепись вызывала у араканцев - коренных жителей штата Ракхайн (бывший Ара-кан) на юго-западе страны. Они опасались, что перепись легализует бенгальцев - мигрантов из соседней Бангладеш, так называемых рохинджа, постоянно проживающих на территории Мьянмы.

В настоящее время в штате Ракхайн, расположенном на юго-западе Мьянмы и граничащем с Бангладеш, сосуществуют

два основных этнических сообщества - буддисты ракхайн или араканцы (бирманский субэтнос), и мусульмане, так называемые рохинджа (бенгальский субэтнос), последние составляют 28,5% населения этого штата. В отличие от ракхайнов, чей ара-канский язык считается диалектом бирманского, рохинджа пользуются читтагонгским диалектом языка бенгали с элементами персидского, хотя и родственным бенгальскому, но который бенгальцы не понимают. Официальная точка зрения правительства Мьянмы сводится к тому, что мусульмане рохинджа - выходцы из Бенгалии, массово проникшие на территорию буддистской Бирмы во времена британского владычества и получившие экономическую поддержку колонизаторов-англичан, правивших Араканом 123 года (с 1825 по 1948 г.). В 1941 г., уже после выхода Бирмы из состава Британской Индии, рохинджа и их потомки были внесены в списки как «бенгальцы», не имеющие права на гражданство. После демаркации границы между Индией и Бирмой в 1948 г. большая часть этой народности оказалась на территории молодой независимой Бирмы.

В период парламентской демократии в 1950-х годах, в обстановке всеобщего хаоса, представители этой народности были признаны правительством У Ну одной из коренных этнических групп Бирмы. Тогда же появилось и вошло в употребление самоназвание рохинджа12.

Однако с приходом к власти военного Революционного совета во главе с генералом Не Вином в 1962 г. рохинджа утратили свой временный официальный статус. В 1974 г. был издан Чрезвычайный иммиграционный акт, направленный на сокращение иммиграции из Индии, Китая и Бангладеш. Согласно этому Акту, всем гражданам страны предписывалось иметь при себе паспорта или сертификаты национальной регистрации. Представителям рохинджа в этих паспортах было отказано, в лучшем случае они могли получить иммиграционную карту иностранца. В 1982 г. правительство Социалистической Республики Бирманский Союз (СРБС) приняло Закон о гражданстве СРБС, который лишил рохинджа статуса коренной этнической группы. Во время всеобщей переписи населения 1983 г.

народность рохинджа уже не была включена в списки этнических меньшинств, и таким образом методом исключения была объявлена народом без гражданства. Мусульмане рохинджа были объявлены «иммигрантами», поселившимися в Бирме в годы британского господства.

Новый военный режим, находившийся у власти с 1988 по 2011 гг., тоже не признал рохинджа и подтвердил их статус лишенцев. В заявлении министерства иностранных дел Мьянмы от 26 февраля 1992 г. говорится, что хотя в стране в настоящее время проживает 135 национальностей, так называемых «рохинджа» среди них нет, и исторически такой национально-

13

сти в Мьянме никогда не было . После передачи власти гражданскому правительству конфликт между двумя этносами штата обострился, в 2012 г. произошли этноконфессиональные столкновения с многочисленными жертвами. Буддистское население штата Ракхайн заняло непримиримую позицию по отношению к рохинджа. Их поддерживают буддисты по всей

14

стране .

Перед проведением переписи буддистские общественные и политические организации штата Ракхайн неоднократно обращались к правительству с требованием изменить процедуру переписи или даже отменить ее. В списках 135 этнических групп, проживающих на территории страны, отсутствует название рохинджа, но эксперты Фонда народонаселения ООН предложили тем, кто не нашел себя в списках, записаться в группе прочие и устно идентифицировать себя счетчикам на свое усмотрение. Это могло дать возможность рохинджа зарегистрироваться под этим названием15. Поэтому непосредственно перед началом переписи правительство Мьянмы приняло решение запретить представителям бенгальцев называться рохинджа. Таким образом во время переписи в случаях, когда эти люди называли себя рохинджа, переписчики уходили, не зарегистрировав их. В результате к концу срока переписи остались не записанными более 700 тысяч представителей этой народности. Как отмечалось выше, срок переписи населения в штатах Качин и Ракхайн (Аракан) продлили на два месяца. На пресс-конференции, проведенной 7 мая 2014 г. по итогам переписи, министр иммиграции и народонаселения Мьянмы, воз-

главлявший Центральную комиссию по переписи населения, подтвердил, что срок переписи продлен на 8 недель, и что правительство не намерено снимать запрет на употребление во время переписи самоназвания рохинджа вместо бенгалец 16. Министр Кхин Ии также сообщил, что по данным департамента иммиграции, в стране проживает 1,3 млн. бенгальцев, в том числе 1 млн. на территории штата Ракхайн.

За две недели до начала процедуры были организованы манифестации буддистов ракхайнов, выступившими с протестами против переписи. Они были против того, чтобы рохинджа получили возможность идентифицировать себя как отдельную этническую группу, присвоили себе официальный статус этнического меньшинства, увеличили свою численность, в том числе и за счет притока нелегальных иммигрантов из Бангладеш и получили права граждан страны. Коренное буддистское население штата опасается, что существует угроза утраты их численного преобладания. Многие также уверены, что в результате переписи выяснится, что численность мусульман в стране более, чем в два раза превышает официальные

17

данные - 4 млн, или 6% от 60 млн. населения страны . По данным Международной кризисной группы (International Crisis Group), численность мусульман в Мьянме приближается к 10% 18 . Это может вновь привести к межрелигиозным столкновениям и нарушению стабильности в стране. По старым официальным данным, в штате Ракхайн (Аракан) проживает 3,34 млн. человек, из них 29% составляет мусульманское население19.

По поводу определения национальной идентичности рохинджа правительство Мьянмы подвергалось сильнейшему давлению со стороны международных организаций. Со стороны зарубежных политиков даже звучали утверждения, что без внесения в списки национальностей группы рохинджа перепись не может считаться репрезентативной. Исключение народности рохинджа из списка 135 этнических меньшинств представители Фонда народонаселения ООН назвали «отходом от международных стандартов переписи населения, от принципов прав человека и от установленных порядков»20.

Между тем, как пишут мьянманские газеты, сами рохинджа в своих взглядах разделились. В основной своей

массе они, видимо, не против, чтобы их записали как «бенгальцев» и оставили их жить там, где они живут, т.е. их устраивает вариант правительства Мьянмы. По словам министра иммиграции и народонаселения Мьянмы, бенгальцы двух областей из пяти, где они проживают в штате Ракхайн, уже прошли процедуру переписи на условиях правительства Мьянмы, бенгальцы оставшихся двух областей тоже готовы зарегистрироваться под этим названием. Но группа людей, объявившая себя «лидерами» этой национальной группы, придерживается другой точки зрения21. Они привнесли политическую и религиозную составляющую в эту проблему, их голос широко тиражируется за пределами Мьянмы исламскими сайтами, им предоставляется объемная гуманитарная помощь со стороны международных организаций. Проблема в мировой прессе освещается односторонне, и по привычке обвиняется правительство Мьянмы в нарушениях прав человека.

В последнее время проблема обострилась, т.к. появилась угроза требований отчуждения территорий, заселенных рохинджа, или даже присоединения их к Бангладеш. За 10 дней до начала переписи в газете Дакка Трибьюн появилась статья под названием «Референдум в штате Ракхайн?», в которой автор, ссылаясь на прецедент присоединения Крыма к России, считает, что необходимо провести референдум по вопросу присоединения анклавов с населением рохинджа к Бангладеш. Причем автор заявляет, что выходцы из Южной Азии составляют 42% населения штата, а в районах Ситтуэ и Мьяундо их почти 95% . «Бангладеш, как и Россия, - пишет автор, - не должна быть равнодушной к судьбе своих собратьев, проживающих по ту сторону границы. Причем они, как и жители Крыма, должны иметь возможность создать свое независимое

государство, не обязательно входящее в состав Бангладеш, хотя

22

можно допустить и такую возможность» . Публикация статьи вызвала бурную негативную реакцию населения Мьянмы. Демонстрации протеста прошли в штате Ракхайн и по всей стране. В Янгоне 26 марта состоялся митинг перед посольством Бангладеш, с участием двух тысяч человек, многие держали плакаты с требованием выдворить посла и дипломатов миссии из страны. Другие демонстранты обвиняли сотрудников посоль-

ства в терроризме 23. Комментируя эту статью, российский востоковед П. Козьма, проживающий в Янгоне, пишет, что Мьянма, в числе 58 стран воздержавшаяся при голосовании ан-тироссийской резолюции 27 марта 2014 г. на Генеральной ассамблее ООН, сделала максимум из того, что она могла сделать. «Поддержка позиции России была бы чревата самыми непредсказуемыми и, возможно, даже трагическими последствиями для самой Мьянмы. А самым логичным и полностью отвечающим интересам Мьянмы шагом было бы ее голосование против политики России в Крыму... Однако мьянманские чиновники в частных беседах говорят, что они хорошо помнят, как Россия поддержала их страну во время предыдущего режи-

24

ма и не захотели быть неблагодарными . Поэтому Мьянма и воздержалась при голосовании, возможно даже себе во вред»

25

. Напомним, что подобная территориальная проблема может возникнуть и с самоуправляемой, согласно конституции 2008 г., зоной народности ва на севере штата Шан в случае ухудшения отношений Мьянмы с Китаем.

* * *

Многие жители этнических окраин, скрывавшиеся ранее в джунглях во время военной конфронтации, приняли участие в переписи, понимая, что в стране необходимо провести подсчет населения и составить карту расселения народов. Хотя ни одна перепись даже в более благополучных странах и при более благоприятных условиях не может представить точные данные, процедура эта необходима и должна стать важным шагом в процессе государственного строительства в Мьянме.

1 Вяткин А.Р. Население Бирмы. Историко-демографический очерк, М., Наука, ГРВЛ, 1979 г., с. 15

2 Eleven Myanmar, Yangon, 30.03.2014

3 Радио ООН, 30.04.2012

4 Democratic Voice of Burma (DVB), Oslo, 26.03.2014; The Financial Times, L., 14.03.2014; The Irrawaddy, 04.04.2014

5Democratic Voice of Burma (DVB), 14.03.2014

6 Radio Free Asia, 10.04.2014

7 The Mizzima News, 23.04.2014

8 The Irrawaddy, 10.02.2014

9 The Irrawaddy, 10.02.2014

10 Radio Free Asia, 31.03.2014

11 Чеймоун (The Mirror), Yangon, 10.04.2014

12

До середины 50-х годов ХХ века мусульмане, проживавшие в штате Аракан, назывались моджахедами, известными вооруженными выступлениями за создание автономного исламского штата на территории Бирманского Союза.

13 The Straits Times, Singapore, 25.02.2008.

14 О проблеме рохинджа см.: Симония АА. Кто такие рохинджа?//Азия и Африка сегодня, 2009, №11, с.27-31; Симония АА. Мьянма 2012: эт-ноконфессиональный конфликт на юго-западе страны //Азия и Африка сегодня, 2013, № 2, с. 18-22; Симония А.А. Буддистский радикализм в Мьянме // Азия и Африка сегодня, 2014, № 5.

15 The Irrawaddy, 25.03.2014

16 Eleven Myanmar, 09.05.2014

17 The Economist, L., 25.03.2014

18 Bloomberg Businessweek, April 14-21, 2014, p. 22

19 The Irrawaddy, 25.03.2014

20 The Mizzima News, 23.04.2014

21 Eleven Myanmar, 09.05.2014

22

Zeeshan Khan. A referendum in Rakhine State? // Dhaka Tribune, 20.03.2014

23 Myanmar Times, Yangon, 30.03.2014

24

Речь идет о совместном с КНР использовании права вето на заседании СБ ООН 12 января 2007 г. по «бирманскому вопросу». См. А.А.Симония. Новые приоритеты во внешней политике Мьянмы // ЮгоВосточная Азия в 2006 г. Актуальные проблемы развития. М.,ИВ РАН, 2007 г., с.375-392

25 www.pravda.ru. 12.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.