Научная статья на тему 'К проблеме языкового выражения категорий количества, качества и меры (на примере изучения сопоставительных предложений в курсе РКИ)'

К проблеме языкового выражения категорий количества, качества и меры (на примере изучения сопоставительных предложений в курсе РКИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
302
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ КОЛИЧЕСТВА / КАЧЕСТВА И МЕРЫ / МЫШЛЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукьянова Ксения Александровна

В статье рассматриваются некоторые виды сопоставительных предложений как структуры, отражающие важнейшие логические категории и даются методические рекомендации по изучению этих предложений в курсе РКИ (русского языка как иностранного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лукьянова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме языкового выражения категорий количества, качества и меры (на примере изучения сопоставительных предложений в курсе РКИ)»

раздел III языковая культура

УДК 811.161.1

Лукьянова Ксения Александровна

Аспирант кафедры культуры русской речи Нижегородского государственного педагогического университета, ksenialukyanova@mail.ru, Нижний Новгород

К ПРОБЛЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИЙ КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА И МЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОПОСТАВИТЕЛьНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В КУРСЕ РКИ)

Lukyanova Ksenia Aleksandrovna

Post-graduate student of the Chair of the Culture of Speech of Nizhny Novgorod State Pedagogical University, ksenialukyanova@mail.ru, Nizhny Novgorod

TO THE PROBLEM OF LANGUAGE ExPRESSION OF THE LOGICAL CATEGORIES OF QUALITY, QUANTITY, AND MEASURE (BY ExAMPLE OF STUDYING OF COMPOUND SENTENCES IN THE COURSE OF RFL (RUSSIAN AS A FOREIGN)

Этническое мышление существует в логических формах понятий, суждений, умозаключений. Поскольку логические формы не могут быть выражены иначе, как в формах естественного языка, то язык, прежде чем соотноситься каким-то образом с мышлением, должен соотноситься с ним через логические формы. То есть мышление реализуется в определенных синтаксических формах, в которых выражены формы мысли. логика выступает посредствующим звеном между мышлением и языком, то есть логика связана с мышлением не непосредственно, а только через языковые формы.

Действительность в мозгу каждого человека, говорящего на своем национальном языке, отражается одинаково логически, но по-разному в се-мантико-грамматических формах каждого отдельного языка. В этом смысле задачей учащегося, изучающего иностранный язык, становится разглядеть за индивидуальной семантико-грамматической формой (которая, возможно, отсутствует в его языке) определенное, хорошо знакомое ему логическое содержание. И наоборот: хорошо представляя логическое содержание предложения, учащийся должен представлять себе набор семантико-грам-матических конструкций изучаемого языка, из которых, соответственно ситуации, он может выбрать одну.

Одними из основных категорий диалектической логики являются категории качества, количества и меры.

В Философском энциклопедическом словаре категория качества определяется как «философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является

именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составляющих элементов объекта, которые характеризуют его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Качество выражает то общее, что характеризует весь класс однородных объектов» [1, с. 252]. Категория качества впервые проанализирована Аристотелем, определявшим ее как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть качеств как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное [2, с. 26]. Эта категория анализировалась также в работах В. З. Панфилова, И. С. Тимофеева и др.

В языке категория качества нашла отражение в классе признаковых слов, куда традиционно включаются имена прилагательные и наречия.

Категория качества тесно связана с категорией количества, «поскольку все предметы объективной действительности обладают также количественной определенностью: определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и так далее» [3, с. 194].

Категория количества, как и любая мыслительная категория, естественно, находит отражение в языке. Следует заметить, что в последнее десятилетие языковая категория количества привлекала внимание многих ученых и получила наиболее полное, на наш взгляд, освещение в работах проф. Л. Д. Чесноковой [4; 5]. Автор рассматривает языковую категорию количества в целом и в её связи с категорией качества, четко представляя точки соприкосновения этих двух категорий. Она пишет: «Количество может быть выражено без указания на считаемые предметы, то есть количество может мыслиться вне его качественной конкретизации через предмет; количество может иметь качественную конкретизацию благодаря указанию на предмет или явление, которые подвергаются счету; качественная конкретизация количества может быть различной как со стороны характера предметов и явлений, которым дается количественная характеристика, так и по степени конкретизации» [4, с. 151].

Способы выражения категорий качества и количества в языке разнообразны. Некоторые из них можно увидеть на примере изучения предложений сопоставления в курсе РКИ (русского как иностранного).

Осознать значение данных категорий иностранным учащимся может помочь изучение различных видов сопоставительных предложений в системе (обычно предложения сопоставления в курсе РКИ рассматриваются в разных грамматических темах). Кроме сопоставительных предложений несходства, которые интересуют нас в данном случае меньше (Москва -столица России, а Киев - Украины), в русском языке встречаются предложения степени признака - количественно-сопоставительные (Волга длиннее Енисея) и сопоставительные предложения равномерности выявления и изменения признаков (Чем старше человек, тем он мудрее; По мере того как экономика страны развивается, уровень жизни людей повышается).

Понятия качества и количества разъясняются студентам с помощью этимологического анализа. Слово качество образовано от вопросительноотносительного местоимения какъ («какой», краткая форма), а количество -

от общеславянского местоимения коликъ («сколько»). Качество - совокупность существенных признаков предмета, количество - степень выраженности этих признаков. В предложениях Волга - река, а Байкал - озеро и Байкал глубже, чем Волга выражаются качественные и количественные различия объектов: «река» естественный значительный и постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле»; озеро - «естественный, замкнутый в берегах водоем». У двух предметов есть общие признаки (скопление воды, естественное) и дифференцирующие (течет - стоит). Первое предложение, таким образом, фиксирует качественные различия предметов. И Волга и Байкал обладают признаком глубины («расстояние от поверхности до дна»), но у одного из предметов данный признак выражен в большей степени, то есть у предметов количественное различие.

Иностранные студенты всех специальностей, а особенно технических, в силу изучения ими большого количества технических дисциплин, должны хорошо оперировать логическими категориями количества, качества и меры и знать способы выражения данных категорий в речи. При проведении констатирующего эксперимента мы выяснили, что иностранные учащиеся продвинутого этапа обучения легко используют в речи сопоставительные предложения степени признака, например, Петр выше Ивана, но совсем не используют предложения равномерности с союзами чем ... тем и по мере того как (несмотря на то, что изучение предложений с этими союзами включено в программу первого сертификационного уровня).

В рамках изучения сопоставительных предложений степени признака учащимся могут быть предложены следующие типы заданий, условно разделенные нами на несколько групп.

1. Образование форм сравнительной степени прилагательных и наречий.

2. Разделение прилагательных на относительные и качественные. Образование сравнительной степени от качественных прилагательных.

3. Сопоставление предметов по степени присущего им признака (например: дорога/тропинка (ширина)).

Кроме первой модели количественно-сопоставительных предложений учащиеся должны активно использовать и вторую (с союзом чем) как синонимичную. Преимущество первой - краткость, второй - наличие специального знака сопоставления (союза чем). Необходимо при этом обратить внимание студентов на то, что в количественно-сопоставительных предложениях с союзом чем слова, называющие сопоставляемые предметы, должны иметь одинаковую форму (падежи, предлог). Волга возле Астрахани шире, чем возле Нижнего Новгорода.

Особую группу сопоставительных предложений составляют предложения равномерности выявления и изменения признака: Чем больше плотность материала, тем дольше срок его службы; Номера электронных оболочек атома возрастают по мере того, как оболочки удаляются от ядра.

Анализ подобных конструкций мы начинаем с выяснения значения слова равномерность, мотивированного словосочетанием равная мера. Мно-

гозначное слово мера обозначает единицу измерения (метрическя система мер), величину, степень, размер, имеет и другие значения. Слово входит в большое число устойчивых оборотов: без меры, сверх меры, по мере возможности и др.

Слово мера используется и как философский термин.

«Мера - философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть мера. В свою очередь изменение качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и меры. Связь и единство количества и качества обусловлены природой данного объекта» [3, с. 275].

Из сказанного следует, что категория меры есть именно та категория объективной действительности, которая связывает категории качества и количества.

В начале работы с сопоставительными предложениями равномерности выявления и изменения признаков рассматриваем их структуру. В данном типе предложений, как и в других видах сопоставительных предложений, присутствуют два предмета и два признака сопоставления. Однако, в отличие от сопоставительных предложений несходства, признаки в которых являются или противоположными или просто разными по своему лексическому значению, предложения со значением равномерности выявления и изменения признаков содержат признаки, разные по своей сути, но сходные в мере их выявления или изменения. Так, в предложении По мере того как скорость движения тела увеличивается, увеличивается и его кинетическкя энергия предметами являются скорость движения тела и его кинетическая энергия, а признаками - величина скорости движения тела и величина его кинетической энергии, сходные в контексте данного предложения в мере своего изменения.

В связи с тем, что и в предложении с союзом чем.тем, и в предложении с союзом по мере того как выражаются отношения зависимости признаков, эти предложения, в отличие от других видов сопоставительных конструкций, соотносимы со сложноподчиненными предложениями. По этой причине логическая структура данного типа предложений может быть представлена как умозаключение.

В логике широко известен индуктивный метод сопутствующих изменений. Метод сопутствующих изменений - умозаключение о причине, и формулируется он так: если изменение того или иного из предшествующих явлению обстоятельств всякий раз вызывает соответствующее изменение самого явления, то именно это обстоятельство и является причиной (или частью причины) данного явления.

Меняя цвет грунта в аквариуме (темный, желтый, красный) и обнаруживая через некоторое время соответствующее изменение окраски рыбок, мы улавливаем причинную связь одного с другим. Аналогично можем показать зависимость плотности газа от температуры [6, с. 198, 199]. В языке зависимость, о которой пишет Свинцов, выражается часто именно предложениями сопоставления с союзами чем... тем и по мере того как (Чем больше температура газа, тем выше его плотность). При изучении предложений подобной структуры учащимся важно помочь увидеть зависимость одного явления от другого, выражаемую в данном типе предложений. Однако зависимость в предложениях с союзом чем.тем и по мере того как может быть различной по своей сути. В установлении различий нам поможет трансформационный метод, который, как нам кажется, должен широко использоваться в курсе РКИ. Владение приемами трансформации вооружает учащихся-инофонов вариативными способами передачи одного и того же содержания, делает их речь разнообразнее и богаче, позволяет избегать повторения однотипных фраз. Владение средствами синтаксической синонимики столь же благоприятно влияет на продуктивную речевую деятельность, как и использование лексических синонимов. О подлинном богатстве можно говорить лишь тогда, когда есть возможность выбора. Трансформационный метод обеспечивает учащимся-инофонам эту возможность.

Если предложения с союзом чем.тем близки к условным предложениям и легко в них трансформируются, то предложения с союзом по мере того как - к предложениям времени. Ср. Чем больше знаменатель дроби, тем меньше ее величина ^ Если знаменатель дроби увеличивать, ее величина будет уменьшаться; По мере того как вещество нагревается до высокой температуры, атом начинает излучать фотоны ^ Когда вещество нагревается до высокой температуры, атом начинает излучать фотоны.

В предложении с союзом чем.тем говорящий констатирует равномерную зависимость признаков. Графически это можно было бы представить как несколько точек на оси зависимости.

В предложении с союзом по мере того как говорящему важно не просто констатировать зависимость как пропорциональную или обратно пропорциональную, а показать равномерность изменения признаков (которые, кстати, являются всегда признаками-действиями), то есть ось зависимости становится в данном случае осью времени, на которой для говорящего существенен некий отрезок.

По этой причине, вероятно, не все предложения с союзом чем... тем трансформируются в предложения с союзом по мере того как. Например, Чем выше температура кипения определенной жидкости, тем при нормальных условиях меньше пара над ней образуется в единицу времени. Для каждого вещества температура кипения своя, поэтому предложение По мере того как изменяется температура кипения определенной жидкости ... в данном случае невозможно.

Переходя к грамматической структуре рассматриваемых предложений, преподаватель отмечает, что в предложениях с союзом чем.тем используется сравнительная степень прилагательных или наречий, а в предложении с союзом по мере того как всегда используются глаголы НСВ, имеющие процессуальное значение.

Предложения с союзом по мере того как трансформируются в предложения с союзом когда. Однако нужно обратить внимание учащихся на отсутствие полной смысловой синонимии подобных предложений. В трансформированных предложениях с союзом когда значение пропорционального изменения признаков вытесняется значением времени.

На занятиях РКИ, связанных с рассмотрением данного типа предложений, учащимся могут быть предложены следующие задания.

Задание 1. Прочитайте предложения. Укажите:

- между какими сопоставляемыми явлениями обнаруживается взаимосвязь;

- как соотносятся сопоставляемые ситуации;

- одновременно или в разное время происходят действия;

- постепенно или сразу происходят действия.

1. Номера электронных оболочек атома возрастают по мере того, как оболочки удаляются от ядра.

2. По мере того как увеличивается температура тела, увеличивается и его внутренняя энергия.

Замените союз по мере того как наиболее распространенным союзом когда. Изменится ли при этом смысл предложения?

Задание 2. Прочитайте предложения и укажите:

- что сравнивается в данных предложениях;

- какая форма прилагательного употребляется после слов «чем» и «тем»;

- что обозначают главная и зависимая части предложения:

• условие и следствие;

• причину и следствие;

- как изменяются сопоставляемые признаки:

• пропорционально;

• обратно пропорционально.

1. Чем больше знаменатель дроби, тем меньше ее величина.

2. Чем дольше человек живет на Земле, тем мудрее он становится.

Задание 3. Прочитайте предложения и укажите:

- что в них сравнивается;

- что обозначают сопоставляемые явления:

• равенство в мере сопоставляемых признаков;

• пропорциональное соответствие.

1. Насколько интересен фильм, настолько он труден для понимания.

2. Электронные оболочки атома содержат столько же электронов, сколько протонов имеется в ядре.

3.

Задание 4. Соедините данные выражения в сложные предложения, используя союзы чем ... тем, по мере того как. Объясните выбор союза.

1. Больше сторона квадрата; больше его площадь.

2. Вещество нагревается до высокой температуры; атом начинает излучать фотоны.

Как и сопоставительные предложения несходства, сопоставительные предложения равномерности трансформируются в простые предложения. Перед выполнением подобных упражнений на трансформацию преподаватель обосновывает полезность замены тем, что простые предложения легче строятся и воспринимаются.

Задание. Измените предложения с союзом по мере того как, оставив при этом их содержание прежним.

а) используйте конструкцию по мере (чего).

По мере того как мы нагреваем воду, ее температура повышается (Образец выполнения: По мере нагревания воды ее температура повышается).

б) используйте конструкцию с (чем).

По мере того как скорость тела увеличивается, увеличивается и его кинетическая энергия (Образец выполнения: С увеличением скорости тела увеличивается и его внутренняя энергия).

в) используйте конструкцию при (чем).

По мере того как атом возбуждается, он испускает электромагнитные волны (Образец выполнения: При возбуждении атом испускает электромагнитные волны).

г) используйте конструкцию во время (чего).

Атом начинает излучать энергию по мере того, как мы нагреваем вещество до высокой температуры, (Образец выполнения: Во время нагревания вещества до высокой температуры атом начинает излучать энергию).

Таким образом, сопоставительные предложения на занятиях РКИ могут быть рассмотрены не только как единицы русского синтаксиса, но и как структуры, отражающие определенные мыслительные категории. Данный подход, как нам представляется, является первым шагом к формированию мышления на иностранном языке.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь [Текст]/ Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев. - М: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

2. Аристотель. Метафизика [Текст]/ Аристотель. Соч. в 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1975 (Философское наследие). - 310 с.

3. Философский словарь [Текст]/ Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 534 с.

4. Чеснокова, Л. Д. Категория количества и способы ее выражения в современном русском языке [Текст]/Л. Д. Чеснокова. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1992. - 177 с.

5. Чеснокова, Л. Д. Имя числительное в современном русском языке: Семантика. Грамматика. Функции [Текст]/ Л. Д. Чеснокова. - Ростов-на-Дону: Гефест, 1997. - 292 с.

6. Свинцов, В. И. Логика [Текст]/ В. И. Свинцов. - М.: Высшая школа, 1998. -288 с.

УДК 81;372.881.1

Казаева Лариса Ивановна

Доцент, зав. кафедрой иностранных языков - 1, Югорского государственного университета, larisakazaeva@yandex.ru, Ханты-Мансийск

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ С ПОВТОРАМИ

Kazaeva Larisa Ivanovna

Yugra State University, associate professor, the head of the university chair of foreign languages - 1, larisakazaeva@yandex.ru, Khanty-Mansiysk

FORMING LINGUISTIC COMPETENCE OF STUDENTS ON BASIS OF TASK REPEATING SYSTEM

Компетентностный подход, объединяя в себе самые важные и актуальные направления современных концепций развития высшего профессионального образования, лежит в основе ГОС ВПО третьего поколения. Ком-петентностная модель выпускника вуза всех уровней состоит из комплекса компетенций, которые сменяют термин «результаты образования».

Предметно-знаниевое образование не может уже обеспечить обработку огромного потока информации. Обучение «на всю жизнь» потеряло свою актуальность и не отвечает социальным заказам общества, оно может являться исходным, базовым компонентом для осуществления направления образования по обучению «в течение всей жизни».

Новая парадигма образования ставит задачу научить студентов развивать свой личностно-психологический потенциал, чтобы быть способным постоянно пополнять и обновлять информацию, анализировать опыт, использовать информационные базы для реализации в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня перед высшим профессиональным образованием стоит задача подготовки специалистов, способных сотрудничать, координировать свою деятельность в процессе межкультурной коммуникации. Расширение сфер и возможностей международного обмена информацией требует специалистов, владеющих иностранным языком и способных осуществлять профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.