Научная статья на тему 'К проблеме выявления и развития творческого потенциала у младших школьников'

К проблеме выявления и развития творческого потенциала у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / БЕГЛОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ТОЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазова Дарья Сергеевна

В статье изучаются критерии диагностики, характеризующие развитие творческого мышления младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме выявления и развития творческого потенциала у младших школьников»

Профессиональная компетентность формируется на базе общей благодаря специальному обучению и определяет эффективность и деятельности в целом. Ряд ученых считает, что профессиональная коммуникативная компетентность оказывает значительное влияние на общую коммуни-кативную компетентность. Постепенно профессиональные коммуникативные навыки и профессиональная коммуникативная компетентность в целом становятся более значительными для офицера и накладывают отпечаток на общую коммуникативную компетентность.

Исходя из этого, для офицера особое знание имеет соотношение уровней развития общей и профессиональной коммуникативной компетентности, так как низкий уровень развития общей коммуникативной компетентности не позволит офицеру реализоваться в бытовом общении, что может привести и к проблемам в профессиональной деятельности. С другой стороны, низкий уровень профессиональной коммуникативной компетентности офицера не позволит ему реализоваться как профессионалу, а следовательно, может вызвать неудовлетворенность жизнью в целом.

Список литературы

1. Голубев Ю.В. Структура модели коммуникативной компетентности офицера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015. № 1 (96). С. 17-20.

2. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. № 1. С. 18-21.

3. Сыромятников И.В. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Инновации в образовании, 2003. 3.

К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Глазова Д.С.

Глазова Дарья Сергеевна - студент, специальность: педагогическое образование, профиль: начальное образование, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в статье изучаются критерии диагностики, характеризующие развитие творческого мышления младших школьников.

Ключевые слова: творческое мышление, младший школьный возраст, беглость, гибкость, оригинальность, точность, творческость.

Рост многообразия и трудности процессов, которые возникают в современном мире, является условием необходимости обучения, воспитания и развития детей, владеющих творческим мышлением и способных к нестандартному решению проблем.

Проблема творческого мышления и творчества достаточно глубоко и полно исследовалась в отечественной психологической науке такимиучеными как Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В. И. Панов, И.В. Калиш, Н. Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие. В

зарубежной научной литературе исследованием данной проблемы занимались Д.С. Брунер, П. Джексон, С. Мессик.

Тесты на выявление и исследование творческих способностей за рубежом разрабатывались, в основном, Дж. Гилфордом. По его мнению, творческое мышление связано с доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, необычность высказываемых идей; семантическая гибкость, способность видеть объект под новым углом зрения; образная адаптивная гибкость; семантическая спонтанная гибкость, способность продуцировать различные идеи в неопределенной ситуации. [2],[3].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для выявления и развития творческого потенциала. В этом возрасте закладываются основы творческого и образовательного направления, психологическая база продуктивной деятельности, формируется совокупность нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. В школе процесс формирования у детей творческих способностей обретает целенаправленный и активный характер. Активность развития и воспитания творчества детей определяется целенаправленностью обучения детей в школе. [1].

Целью нашего исследования явилось: изучение критериев диагностики, характеризующих развитие творческого мышления младших школьников.

Гипотеза исследования: на творческое мышление младших школьников влияет успешность в учебе и их половое различие, а именно творческое мышление мальчиков младшего школьного возраста отличается: беглостью, оригинальностью; творческое мышление девочек младшего школьного возраста отличается: гибкостью, адекватностью (точностью).

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №36» г. Архангельск. Группа из 10 человек детей 1 класса: 5 мальчиков и 5 девочек. Возраст 7-8 лет.

Для диагностики творческого мышления младших школьников нами была выбрана батарея тестов «Творческое мышление» на основе модификации тестов Дж. Гилфорда и Е. Торренса, составленная Еленой Туник. [4].

Кратко опишем полученные результаты по каждому субтесту:

Субтест 1. Использование газеты (вербальная область).По данному тесту испытуемыми было дано в среднем 7 ответов на человека (за 3 мин.). Разброс по числу ответов велик - от 2 до 19 ответов. Самые распространенные ответы детей: «Сделать из газеты самолет, шапку, кораблик, платье кукле, папье-маше. Почитать. Топить печь. Делать ремонт». Редкие, своеобразные, нестандартные ответы: «Сделать вывеску. Засунуть в бутылку. Пользоваться как палитрой. Сделать коллекцию одежды. Засунуть в обувь для просушки».

Субтест 2. Заключения (вербальная область).У многих детей этот тест вызвал затруднение, некоторые долго не могли сосредоточится. В среднем было дано 5 ответов (за 3 мин.). Размах небольшой от 1 до 8 ответов. Было приведено 19 типов ответов. Наиболее распространенные ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Люди и звери будут помогать друг другу. Животные смогут рассказывать о своих проблемах. Будет хаос». Нестандартные, специфичные ответы: «Звери будут проситься в гости; будут обсуждать день; такого не бывает; животные будут громко хохотать».

Субтест 3. Слова (вербальная область). Этот субтест также показался детям нелегким. Ребята долго думали над ответами. Среднее число придуманных предложений - 2. Размах по числу предложений от 0 до 6. Примеры часто приводимых предложений: «В Москве строится кино. В музее сидит клоун». Грамматически верно построенные предложения, оригинальные: «В молоке видит кот. Велосипед может сломаться круто. Водитель машины скользит колесами»

Субтест 4. Словесная ассоциация (вербальная область). Этот субтест больше всего понравился детям (из вербальной области), не вызвал никаких затруднений. Ребята отвечали достаточно быстро, не задумываясь. Среднее число приведенных ответов -12, размах по числу ответов - от 7 до 17 (за 3 мин.) В целом было дано 119 ответов. Наиболее распространенные ответы: интересная, красивая, большая, маленькая, неинтересная, умная, про животных. Самые редкие, своеобразные ответы: занудная, квадратная, промышленная, сладкая, луковая, нектарная.

Субтест 5. Изображения (образная область).Многие дети, несмотря на инструкцию, использовали в своих рисунках и другие элементы, которые использовать было нельзя. Среднее число правильных элементов, которые были использованы на рисунке - 35, размах от 20 до 60 элементов. Подписи к 4 рисунку, который надо было назвать самостоятельно: робот, круг, кукла, банк, стол, солнце, дом, автобус, машина/

Субтест 6. Эскизы (образная область).Необходимо отметить, что только один из испытуемых (мальчик 1) успел за отведенное время использовать все предложенные кружочки. Но для всех ребят задание было интересным, они так увлеклись, что не хватило времени закончить. Среднее число ответов - 12, размах от 7 до 18 ответов. Наиболее частые ответы: солнце, очки, глаз, лицо, светофор, сковорода, часы. Редкие, причудливые ответы: снеговик, щеки, речка, гантели, король свиней, водоворот, птенец, пчела, кастрюля и др.

Субтест 7. Спрятанная форма (образная область).Данный субтест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с этим заданием с большим интересом. Ребятам очень нравятся картинки, и то, что можно придумать разные названия, раскрыть свою фантазию. Среднее число ответов по этому тесту - 10, размах от 6 до 14 ответов. Многократно встречающиеся ответы: костер, корона, ковер, лист, пальма, горы, нож. Необычные, оригинальные ответы: мачта, венок, стебель, завитулька, браслет, мангал, банка, мусор, бумажка, винт, пух, бабочка.

В нашем исследовании показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Гилфорда, а именно:

- беглость (легкость, продуктивность) — фактор, характеризующий беглость творческого мышления; определяется общим числом ответов;

- гибкость — фактор, характеризующий гибкость творческого мышления, способность испытуемых к быстрому переключению; определяется числом классов (групп) данных ответов;

- оригинальность — фактор, характеризующий оригинальность, необычность творческого мышления, своеобразие подхода к проблеме; определяется числом редких ответов, нестандартным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа;

- точность — фактор, который характеризует логичность, стройность творческого мышления, выбор адекватного решения, который соответствует поставленной цели. [4].

Количественный анализ результатов представлен в таблицах 1-2.

Таблица 1. Общие баллы творческости у мальчиков и девочек

Испытуемые Т верб. Т обр. Т общее

Д1 105,7 71 176,7

Д2 33,4 72 105,4

Д3 49,4 77 126,4

Д4 71,4 78 149,4

Д5 96,4 91 187,4

М1 120,1 122 242,1

М2 106,9 50 156,9

М3 144,8 67 211,8

М4 52 56 108

М5 119 116 235

Таблица 2. Общие баллы по трем показателям у девочек и мальчиков

Беглость (сумма баллов по 7 субтестам) Гибкость (сумма баллов по 7 субтестам) Оригинальность (сумма баллов по 7 субтестам) Всего баллов по тесту

Девочки 269 287,3 225 81,3

Мальчки 315 266,8 309 90,8

Необходимо отметить, что Д1, Д2, М1, М2 - ученики с отличной успеваемостью; Д3, Д4, М3, М4 - со средней успеваемостью; Д5 и М5 - неуспевающие ученики.

Итак, анализ количественных результатов позволил нам прийти к следующим выводам:

При анализе показателя беглость (суммарное число ответов) получены следующие результаты: по вербальным тестам у девочек видно, что Д1 и Д5 дают большее количество ответов, а среди мальчиков выделяются М1, М3 и М5; по образным тестам необходимо отметить Д5 и М1, однако у остальных испытуемых результаты примерно равны и не сильно отличаются от лидера. В целом по показателю беглость лидируют мальчики.

При анализе показателя гибкость (суммарное число классов ответов) получены следующие результаты: по вербальным и образным тестам гибкость мальчиков и девочек имеет небольшую различительную силу, хотя у девочек этот показатель выше. Среди мальчиков и девочек в вербальной области большее количество баллов по критерию гибкость у М1, М2, М3 и Д1, Д4, Д5; исходя из полученных результатов образных тестов у М1, М5 и Д4, Д5. В целом по показателю гибкость лидируют девочки.

При анализе показателя оригинальность получены следующие результаты: в вербальной области результаты мальчиков значительно превышают результаты девочек, а в образной результаты примерно равны. Среди мальчиков и девочек в вербальной и образной областях лидеры одинаковы Д1, Д5 и М1, М5. В целом по показателю оригинальность лидируют девочки.

При анализе показателя адекватность (точность) следует сказать, что девочки более точно отвечали на поставленные вопросы и задачи. Мальчики же отходили от задания, делали ошибки.

В целом по вербальным и образным областям следует отметить явное лидерство мальчиков. В вербальных субтестах среди мальчиков большие баллы набрали все кроме М4; Д1 и Д5 показали высокие результаты среди девочек. В образных субтестах Д5, М1, М5 получили высокие баллы, у остальных - результаты отличаются несильно.

В целом можно отметить, что вербальные субтесты обладают большей различительной способностью, чем образные. Размах вербальных субтестов от 144,8 до 33,4. Также нужно сказать, что в целом у мальчиков по результатам всех тестов показатели творческого мышления значительно выше показателей девочек.

Для изучения различий между успешностью в учебе и творческостью мы сопоставили успеваемость и показатели творческости, полученные по результатам тестов. Так, явно видно, что нет связи между оригинальностью и успешностью, так как ребята успешные в учебе и неуспевающие показали почти одинаковые высокие результаты. Общие результаты тестов творческого мышления также говорят нам о том, что творческое мышление ученика не всегда зависит от его успешности в учебе. Этот вывод еще раз подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при диагностировании детей.

Таким образом, необходимо отметить, что гипотеза, поставленная в начале работы, подтвердилась.Действительно, творческое мышление мальчиков отличается беглостью и оригинальностью, девочек - адекватностью (точностью) и гибкостью. Параметр адекватность (точность) мы определили на основе ответов детей. Следует сказать, что девочки более точно отвечали на поставленные вопросы и задачи. Мальчики же отходили от задания, делали ошибки.

Актуализируя необходимость дальнейшего развития творческого мышления у младших школьников, отметим необходимость соблюдения особых условий, стимулирующих его развитие: создание ситуаций незавершенности или открытости в отличии от жестоко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях, сообщениях; опыт более разнообразного взгляда на мир; внимание к интересам детей со стороны родителей и окружающих.

Список литературы

1. Вохминова Л.В. Развитие творческих способностей у младших школьников/ Л.В Вохминова, С.Г. Мезенцева // Научно-методическое обеспечение современного педагогического образования: сборник/ Мин. образ. и науки РФ, ПГУ. Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. - С. 272-276.

2. Линдсей Г., Томпсон Р.Ф., Халл К.С. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Издательство МГУ, 1981. 400 с.

3. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 310 с.

4. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: Питер, 2013. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.