Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / стандарты профессионального образования / взаимодействие с работодателями / направления взаимодействия / качество профессионального образования / Professional education / standards of professional education / interaction with employer / ways of interaction / professional education quality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорин Игорь Владимирович, Зимовина Ольга Алексеевна, Арсений Роман Михайлович, Орешкина Анна Константиновна

В статье раскрыты основные современные подходы к управлению качеством профессионального образования студентов системы СПО. С позиций взаимодействия всех участников процесса профессионального образования определены принципы такого взаимодействия и его основные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорин Игорь Владимирович, Зимовина Ольга Алексеевна, Арсений Роман Михайлович, Орешкина Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROBLEM OF PROFESSIONAL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT AT CONTEMPORARY CONDITIONS

The article is about main contemporary approaches to professional education quality management of SVE system students. Author determines principles and main ways of interaction between all the participants of professional education process.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Зорин Игорь Владимирович

Доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: rassohina@gmail.com

Зимовина Ольга Алексеевна

Доктор педагогических наук, профессор, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: nauka.miu@mail.ru

Арсений Роман Михайлович

Кандидат педагогических наук, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: rassohina@gmail.com

Орешкина Анна Константиновна

Доктор педагогических наук, профессор, Центр развития образования, Российская академия образования (г. Москва), e-mail: rassohina@gmail.com

DOI: 10.24412/ 2541-8734-2024-2-55-61 Аннотация:

В статье раскрыты основные современные подходы к управлению качеством профессионального образования студентов системы СПО. С позиций взаимодействия всех участников процесса профессионального образования определены принципы такого взаимодействия и его основные направления.

Ключевые слова: профессиональное образование, стандарты профессионального образования, взаимодействие с работодателями, направления взаимодействия, качество профессионального образования.

ON PROBLEM OF PROFESSIONAL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT AT CONTEMPORARY CONDITIONS

Zorin Igor Vladimirovich

Doctor of Pedagogics, Professor, Senior Researcher, Russian International Academy of Tourism (Khimki), e-mail: rassohina@gmail.com

Zimovina Olga Alekseevna

Doctor of Pedagogics, Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: nauka.miu@mail.ru

Arseniy Roman Mikhailovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Acting Head of the Department of Tourism and Hotel Business, Russian International Academy of Tourism (Khimki), e-mail: rassohi-na@gmail.com

Oreshkina Anna Konstantinovna

Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Laboratory for the Development of Education and Additional Education, Center for Educational Development, Russian Academy of Education (Moscow), e-mail: rassohina@gmail.com

DOI: 10.24412/ 2541-8734-2024-2-55-61

Abstract:

The article is about main contemporary approaches to professional education quality management of SVE system students. Author determines principles and main ways of interaction between all the participants of professional education process.

Key words: Professional education, standards of professional education, interaction with employer, ways of interaction, professional education quality.

Подготовка кадров по рабочим специальностям является приоритетной для современного этапа развития экономики. Развитие различных отраслей экономики в эпоху внедрения цифровых технологий и построение целых производственных технологических линий с применением технологий искусственного интеллекта с особой остротой ставит проблему повышения качества подготовки специалистов в системе СПО. Новые требования предъявляются к профессиональному уровню выпускников колледжей, техникумов, который определяется формированием компетенций, основанных на интеграции общеобразовательных и профессиональных знаний.

В связи с этим, оценка качества образовательных услуг в учреждениях среднего профессионального образования необходима для определения соответствия уровня присваиваемой квалификации критериям оценки качества результатов, предъявляемых работодателями и представителями бизнес - сооб-щества.«Дальнейшие векторы развития системы среднего профессионального образования связаны с построением современной системы подготовки рабочих кадров и формированием прикладных квалификаций и приданием ей таких черт, как качество и эффективность подготовки в соответствии с приоритетами экономического развития отраслей и регионов»

Новые условия профессионального обучения по рабочим специальностям вызывают необходимость в разработке новых подходов к системе оценки качества в образовательных организациях СПО. Следует отметить, что среди многих факторов, влияющих на технологии оценки качества профессиональной подготовки, является мотивационный фактор. Традиционно сложившиеся в 90-е годы прошлого столетия и практически в первое десятилетие 21 века негативные факторы, влияющие на способность решения этой проблемы, такие как недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, незавершенная общероссийская система оценки качества образования и система управления качеством профессионального образования в учреждениях среднего профессионального образования сегодня уходят в прошлое. Об этом свидетельствует растущая популярность среднего специального образования среди молодежи. Изменяется и сложившийся стандарт системы оценки качества образования.

Учитывая особенности развивающейся в новых технологических условиях системы подготовки рабочих кадров, необходимоотметить некоторые изменившиеся факторы оценки качества как феномена системы профессионального образования.

Следует отметить ,в первую очередь, явный недостаток теоретических исследований качества и обеспечения качества (речь идет о по-настоящему глубоких и системных исследованиях, а не об их бюрократических имитациях). Далее, применительно к профессиональному образованию качество не обязательно совпадает с осуществлением процессов обеспечения качества. Произошло значительное смешение понятий «качество», «стандарты» и «стандарты качества». Немаловажным фактором является усиливающиеся связи профессиональных образовательных организаций, повышение их значимости в подготовке специалистов, что переводит в иную плоскость поиск оптимальных форм и методик оценки усвоенных обучающимися знаний и умений. Требуются новые подходы к разработке технологий и отдельных процедур оценки качества. Еще более актуальной является проектирование и реализация методик оценки профессиональных компетенций как итогового результата профессиональной подготовки выпускников колледжа или техникума, выражающегося в их готовности к выполнению производственных функций в условиях реального производства.

В современной системе профессионального образования возрастает значимость при разработке оценочно-контрольной структуры качества такого аспекта, как взаимосвязь процессов обеспечения качества с улучшением учебы студентов. На наш взгляд, эти процессы имеют глубокие связи, влияющие на итоговый результат обучения - формирование профессиональных компетенций выпускника системы СПО. В настоячщее время качество и учеба выступают самостоятельными феноменами в процессе обучения.

Как уже отмечалось выше, контрольно-оценочная функция качества должна влиять на процесс учения, однако, изучение практического опыта позволяет нам сделать вывод, что не происходит сближение двух культур: культуры каче-

ства и культуры учения.

На высокий уровень качества подготовки специалиста в системе СПО оказывают влияние учет потребностей рынка труда. Ориентация профессионального образования на потребности экономики создает некоторые особенности, которые можно было бы обозначить как жесткую прагматику экономической целесообразности: диплом рассматривается прежде всего как предпочтительное личное вложение, призванное принести вполне конкретные частные преимущества (более высокие заработки, лучшая трудоустраиваемость, более высокий социальный статус и т.д.). Такие ценности профессионального образования молодежи, как интеллектуальное развитие, самореализация не играют больше роль приоритетных целей. По нашим данным, в исследованиях профессионального выбора будущей сферы профессиональной деятельности выпускники школ в конце прошлого столетия указывали мотив «интересная сфера труда», то в современности чаще отмечают материальные факторы. Мотивация все чаше основывается на теории человеческого капитала: диплом рассматривается, прежде всего, как предпочтительное личное вложение, призванное принести вполне конкретные частные преимущества.

Одной из проблем проектирования современной системы качества в образовательной организации является оптимальное сочетание принципов стандартизации и инновации. По своей сущности стандартизация профессионального образования является внешним контролем качества, который регламентирован строгими рамками, и это вступает в противоречие с уникальностью, креативностью, инновационностью образовательных процессов, что создает трудности в их верифицируемой оценке.Выход здесь может быть только в том, чтобы инновационные и креативные факторы находили отражение в строгом регламенте профессиональных стандартов.

Известно, что качество обучения определяется уровнем результатов обучения. Понятие «результаты обучения» наиболее актуально в современной дидактике и наиболее востребовано практикой профессионального образования. Общепринято под результатами обучения понимать то, чему студент научился в процессе своего участия в определенном виде учебной деятельности. Существует точка зрения, что цель обучения состоит не только в усвоении знаний и умений, но также в развитии мышления. Такой подход подтверждается известной концепцией когнитивного развития Ж.Пиаже, и это очевидно при наблюдении за процессом усвоения знаний группой обучающихся: наблюдаемые качественно различные уровни мышления будут впоследствии проявляться как качественные различия (между учащимися) в результатах обучения. Оценка качества обучения через результаты обучения позволила перейти к студентоцентированному подходу к формулировке цели занятия. На основании этого подхода разрабатывается новая парадигма оценки качества профессионального образования, которая определяет содержание, организацию,методы и средства обучения, методы и технологии оценивания.

Определение результатов обучения относится к одной из сложнейших за-

дач дидактики. Результаты обучения могут быть сформулированы для отдельного занятия, для отдельного модуля учебной программы, для всей программы в целом. Поэтому необходимо решить проблему точности формулировок результатов, определить объем, определить показатели для различных уровней усвоения учебного материала. При этом, единым требованием для всех результатов должны быть четкость и однозначность их формулировок и возможность эффективного оценивания.

Становится очевидным, что дальнейшие векторы развития системы среднего профессионального образования связаны с построением современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций и придания ей таких черт, как, качество и эффективность подготовки в соответствии с приоритетами экономического развития отраслей и регионов.

Современным показателем уровня качества профессиональной подготовки выпускника СПО является его трудовой потенциал, в котором заинтересованы:

1. Государство в лице органов управления профессиональным образованием. Государство выступает в качестве регулятора взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования.

2. Представители рынка труда и бизнес - сообщества в лице Торгово - промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей.

3. Представители общественности в лице молодёжных организаций, занимающихся развитием приоритетов национальной доктрины в области воспитания.

4. Абитуриенты, их родители (или их законные представители), заинтересованные в получении на выпуске квалификаций, соответствующих требованиям работодателей и позволяющие им трудоустроиться.

В связи с тем, что каждый участник образовательного процесса заинтересован в удовлетворении своих собственных требований к качеству трудового потенциала выпускника, возникает сложность в реализации этих взаимоотношений. Поэтому возникает необходимость разработки требований и критериев оценки качества трудового потенциала выпускника.

Авторы считают, что отношения между представителями профессиональных сообществ и образовательными учреждениями выстраиваются на основе профессиональных и образовательных стандартов. Таким образом, стандартизация в области профессионального образования играет интегрирующую роль.

По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей профессиональные и образовательные стандарты - это элементы единой национальной системы квалификаций. Профессиональные и образовательные стандарты обеспечивают взаимодействие профессионального образования и трудовой сферы. Основная цель такого взаимодействия - повышение качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Для достижения поставленной цели создана национальная система квалификаций Российской Федерации, основой которой является национальная рамка

квалификаций. Таким образом, для управления качеством трудового потенциала выпускников учреждений среднего профессионального образования создаётся правовое поле, регулирующее отношения между заказчиками и потребителями профессиональных образовательных услуг, с одной стороны, и исполнителями и производителями услуги и результата этой услуги, с другой стороны.

Выстраивание отношений между всеми участниками образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования на основе стандартизации и установления соответствия получаемой выпускником квалификации национальной рамке квалификаций позволяет утверждать, что таким образом может быть сформирована модель управления качеством образовательной услуги в учреждении среднего профессионального образования. (3, 108)

Для определения методологии и принципов выстраивания системы управления качеством профессиональной образовательной услуги в условияхпрофес-сионального колледжа (техникума) следует обратиться к изучению опыта стран, создавших на практике системы управления качеством на производстве, в сфере услуг и профессиональном образовании (4,67).

Современный подход обусловливает всестороннее удовлетворение требований потребителей. Базируясь на системном подходе, основной акцент в управлении качеством смещается на реализацию мер, гарантирующих выпуск продукции стабильного уровня качества, при этом обеспечение качества рассматривается как главная стратегическая задача предпринимательства (2, 36).

Согласно Энциклопедическому словарю, качество - это совокупность и мера полезности продукции (услуги), обусловливающие ее способность все более полно удовлетворять общественные и личные потребности.

«Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» (1, 48) .Поскольку понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу (5,127)

Литература

1. Новиков А.М. Развитие отечественного образования/ Полемические размышления. - М.: Издательство «Эгвес», 2005.- 176 с.

2. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 314 с.

3. Савинков, В. И. Социальная оценка качества и востребованность образования : учебное пособие / В. И. Савинков, П. А. Бакланов ; под редакцией Г.

В. Осипова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 255 с.

4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М., 2008. - 234 с.

5. Шишов С.Е.,Кальней В.А.,Гирба Е.А. Мониторинг качества образовательного процесса в школе. Монография. М.,Инфра-М, 2023. - 205 с.

References

1. Novikov A.M. Razvitie otechestvennogo obrazovaniya/ Polemicheskie razmyshleniya [Development of domestic education/ Polemical reflections]. Moscow: Izdatel'stvo «Egves», 2005. 176 p.

2. Obrazovatel'nyi protsess v professional'nom obrazovanii : uchebnoe posobie dlya vuzov [Educational process in vocational education: textbook for universities]. V. I. Blinov [i dr.] ; pod obshchei redaktsiei V. I. Blinova. Moskva : Izdatel'stvo Yurait, 2024. 314 p.

3. Savinkov, V. I. Sotsial'naya otsenka kachestva i vostrebovannost' obrazovaniya : uchebnoe posobie [Social assessment of quality and demand for education: textbook]. V. I. Savinkov, P. A. Baklanov ; pod redaktsiei G. V. Osipova. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow : Izdatel'stvo Yurait, 2024. 255 p.

4. Shamova T.I., Davydenko T.M., Shibanova G.N. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow, 2008. 234 p.

5. Shishov S.E.,Kal'nei V.A.,Girba E.A. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo protsessa v shkole. Monografiya [Monitoring the quality of the educational process at school. Monograph]. Moscow,Infra-M, 2023. 205 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.