Научная статья на тему 'К проблеме связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов'

К проблеме связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КОНЦЕПТ / СУБЪЕКТ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / VALUES / MEANINGS / MENTAL RESOURCES / CONCEPT / SUBJECT / MEANING-MAKING ACTIVITY / CONCEPTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калугин Алексей Юрьевич

В связи с ростом интереса к когнитивным наукам и требованиям психологической практики, в последние годы активно обсуждается проблематика ментальных ресурсов. Ученые отмечают связь концептов и ментальных ресурсов с ценностями и смыслами личности, но детально этот вопрос не рассматривается. В данной статье автором сделана попытка на теоретическом уровне обосновать связь между заявленными психическими феноменами. Вначале дается общее представление о ментальных ресурсах. Ментальные ресурсы понимаются как «психические средства, использование которых обеспечивает положительные изменения в конкретной сфере жизнедеятельности человека и способствует получению желаемого результата» (М.А. Холодная). Далее раскрывается понятие ценностей и смыслов, рассматривается динамика их возникновения и развития в ментальном опыте субъекта. Рассмотрены социальные ценности (объективированные в процессе исторического развития обобщенные личностные смыслы множества людей) и личностные ценности (интериоризированные субъектом ценности). Посредником в усвоении субъектом ценностей общества выступает референтная группа. Смыслы понимаются как отношение человека к внешнему и внутреннему миру. Для обретения смысла человеку требуется понять суть объекта, его свойства, соотнести их с личными потребностями и определить степень значимости объекта для их удовлетворения. В статье дано определение смыслообразующей активности субъекта, которая представляет собой активность, направленную на выбор и интериоризацию ценностей, а также построение субъектом внутренней иерархии личностных ценностей. В заключительной части статьи описана связь всех трех явлений с процессом концептуализации, то есть с процессом умственного действия (обобщения, абстрагирования, моделирования и т. п.), позволяющего создать концептуальную модель. Связь между феноменами можно обозначить следующим образом: высокая значимость ценности, представленной в индивидуальном сознании в виде личностного смысла, может приводить к лучшей проработанности соответствующего концепта, что, в свою очередь, обогащает картину мира субъекта и позволяет ему наделять объекты внешней и внутренней среды ресурсным значением. По сути, это значит определять их значимость для себя, то есть субъект обретает смысл. Таким образом, круг концептуализации завершился, но при этом вышел на новый виток взаимодействия ценностей, смыслов, концептов и ментальных ресурсов. Вероятно, развитие индивидуальности связано с непрерывным процессом концептуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the relationship between values, meanings, mental resources and concepts

In connection with the growing interest in cognitive sciences and the requirements of psychological practice, the problems of mental resources have been actively discussed in recent years. Scientists note the relationship of concepts and mental resources with the values and meanings of the personality, but this issue is not considered in detail. In this article the author makes an attempt at a theoretical level to substantiate the relationship between the stated mental phenomena. First, a general overview of mental resources is given. Mental resources are understood as “mental means, the use of which provides positive changes in a particular sphere of human activity and contributes to obtaining the desired result” (M.A. Kholodnaya). Further, the concept of values and meanings is revealed, the dynamics of their emergence and development in the mental experience of the subject is considered. Social values (generalized personal meanings of many people objectified in the process of historical development) and personal values (values interiorized by the subject) are considered. The reference group acts as an intermediary in the subject's assimilation of the values of social. Meanings are understood as the relationship of a person to the external and internal world. To gain meaning a person needs to understand the essence of the object, its properties, correlate them with personal needs and determine the degree of importance of the object to meet them. The article defines the meaning-making activity of the subject, which is an activity aimed at the choice and interiorization of values, as well as the construction by the subject of the internal hierarchy of personal values. The final part of the article describes the relationship of all three phenomena with the process of conceptualization, that is, with the process of mental action (generalization, abstraction, modeling, etc.), which allows to create a conceptual model. The relationship between the phenomena can be described as follows: the high importance of the value represented in the individual consciousness in the form of personal meaning can lead to a better elaboration of the corresponding concept, which, in turn, enriches the subject's worldview and allows him to give objects of the external and internal environment resource value. In essence, this means determining their significance for themselves, that is, the subject acquires meaning. Thus, the circle of conceptualization has ended, but at the same time it has reached a new round of interaction of values, meanings, concepts and mental resources. Probably, the development of individuality is associated with a continuous process of conceptualization.

Текст научной работы на тему «К проблеме связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 20.10.2018; опубликована 10.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Калугин А.Ю. К проблеме связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kalugin A.Yu. (2018). To the problem of the relationship between values, meanings, mental resources and concepts. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN618.pdf (in Russian)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00386), Институт психологии РАН

УДК 159.95 ГРНТИ 15.21.51

Калугин Алексей Юрьевич

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия

Доцент кафедры «Практической психологии» Кандидат психологических наук E-mail: kaluginau@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3633-2926 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=660929

К проблеме связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов

Аннотация. В связи с ростом интереса к когнитивным наукам и требованиям психологической практики, в последние годы активно обсуждается проблематика ментальных ресурсов. Ученые отмечают связь концептов и ментальных ресурсов с ценностями и смыслами личности, но детально этот вопрос не рассматривается. В данной статье автором сделана попытка на теоретическом уровне обосновать связь между заявленными психическими феноменами. Вначале дается общее представление о ментальных ресурсах. Ментальные ресурсы понимаются как «психические средства, использование которых обеспечивает положительные изменения в конкретной сфере жизнедеятельности человека и способствует получению желаемого результата» (М.А. Холодная). Далее раскрывается понятие ценностей и смыслов, рассматривается динамика их возникновения и развития в ментальном опыте субъекта. Рассмотрены социальные ценности (объективированные в процессе исторического развития обобщенные личностные смыслы множества людей) и личностные ценности (интериоризированные субъектом ценности). Посредником в усвоении субъектом ценностей общества выступает референтная группа. Смыслы понимаются как отношение человека к внешнему и внутреннему миру. Для обретения смысла человеку требуется понять суть объекта, его свойства, соотнести их с личными потребностями и определить степень значимости объекта для их удовлетворения. В статье дано определение смыслообразующей активности субъекта, которая представляет собой активность, направленную на выбор и интериоризацию ценностей, а также построение субъектом внутренней иерархии личностных ценностей. В заключительной части статьи описана связь всех трех явлений с процессом концептуализации, то есть с процессом умственного действия (обобщения, абстрагирования, моделирования и т. п.),

позволяющего создать концептуальную модель. Связь между феноменами можно обозначить следующим образом: высокая значимость ценности, представленной в индивидуальном сознании в виде личностного смысла, может приводить к лучшей проработанности соответствующего концепта, что, в свою очередь, обогащает картину мира субъекта и позволяет ему наделять объекты внешней и внутренней среды ресурсным значением. По сути, это значит определять их значимость для себя, то есть субъект обретает смысл. Таким образом, круг концептуализации завершился, но при этом вышел на новый виток взаимодействия ценностей, смыслов, концептов и ментальных ресурсов. Вероятно, развитие индивидуальности связано с непрерывным процессом концептуализации.

Ключевые слова: ценности; смыслы; ментальные ресурсы; концепт; субъект; смыслообразующая активность; концептуализация

Ментальные ресурсы

В последнее время широко обсуждается проблема ментальных ресурсов личности [1; 2]. Интерес к данной теме обусловлен отчасти тем, что она имеет непосредственное прикладное значение [1; 3] и основана на хорошо проработанной теории. Под ментальными ресурсами понимают «психические средства, использование которых обеспечивает положительные изменения в конкретной сфере жизнедеятельности человека и способствует получению желаемого результата» [4, с. 26].

Как отмечает С.А. Хазова: «Ментальные ресурсы мобилизуются субъектом в определенных ситуациях, существует определенный ситуационный контекст, то есть такая совокупность обстоятельств, условий, которая в соответствии с потребностями данного момента, значимостью этих условий для человека провоцирует активацию его возможностей... «выбор» ресурсов субъектом (спонтанный или осознанный) происходит под влиянием требований конкретной ситуации [5, с. 51]. В этой связи приведем еще одну цитату: «в поле ясного сознания всегда попадает то, что имеет для человека актуальный смысл и ценность. Благодаря этому сознание человека оказывается сконцентрированным не на любом фрагменте "объективной реальности", а на выделенном смысловой разметкой актуальном ("напряженном") секторе пространства жизни» [6, с. 114].

Иными словами, ментальные ресурсы актуализируются субъектом тогда, когда появляется потребность в них, а появление потребности тесно связано с ростом значимости, ценности того, на что направленно в данный момент сознание. Таким образом, ценности, смыслы и ментальные ресурсы образуют единый механизм реализации поведения человека. Однако для понимания роли каждого из этих компонентов, следует рассмотреть их отдельно.

Ценности

Ценности обычно понимаются как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом» [7, с. 1473]. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей:

1. ценность как общественный идеал;

2. ценность, представленная в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков;

3. социальные ценности, представленные в психологической структуре личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения [8, с. 37].

https://mir-nauki.com

На протяжении ряда лет мы занимаемся изучением смыслообразующей активности субъекта, которая понимается нами как активность, направленная на выбор из обширного «меню» социальных ценностей, их интериоризацию и построение субъектом внутренней иерархии личностных ценностей [9].

Присвоение социальных ценностей начинается в детстве, однако общество предлагает очень большой список ценностей, поэтому их усвоение индивидом происходит не напрямую, а опосредовано, через референтную группу: «усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп» [8, с. 39], - интериоризация ценностей тесно связана с социализацией и социальной адаптацией личности. Этим обусловлено усвоение асоциальных ценностей: хотя общество в основном предлагает просоциальные ценности, референтная группа может транслировать асоциальные [10]. Это не означает, что социализирующийся субъект пассивно перенимает любые ценности референтной группы, он проявляет активность и осуществляет отбор, ориентируясь как на свои потребности и индивидуальные особенности, так и на запросы социума. (Вклад со стороны разноуровневых свойств индивидуальности на выбор ценностей подробнее раскрыт в ряде наших работ [11; 12]).

Интериоризированные ценности постоянно соотносятся личностью с окружающей действительностью, переосмысляются и корректируются. Динамика ценностей отражается в обобщенных ценностных ориентациях личности, когда некоторые ценности занимают лидирующие позиции, а другие смещаются к периферии. Как было показано нами ранее, ценности различаются по степени динамичности: одни ценности демонстрируют большую стабильность, другие - большую подвижность [9]. Динамическое равновесие ценностей характеризует направленность ценностно-смысловой сферы личности.

Вероятно, социальные ценности - это объективированные в процессе исторического развития обобщенные личностные смыслы множества людей, аксиологический опыт всего человечества. По меткому выражению В. Франкла, ценности - это «универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество» [13, с. 288].

В.Ф. Сержантов выделял в ценности две стороны: значение и личностный смысл, - при этом значение ценности имеет общественную природу, а смысл ценности задается самим человеком [14, с. 40]. Ребенок в процессе социализации усваивает значения, заключенные в ценностях, и определяет свое отношение к ним - определяет их значимость для себя. По мнению М.С. Яницкого и А.В. Серого, личностный смысл - это то уникальное значение ценности, которое индивид приобрел в результате своего жизненного опыта [15, с. 90].

При этом важно различать эксплицитные и имплицитные ценности. Эксплицитные (назывные) ценности осознаются человеком и подвержены искажениям, в частности, в связи с социальной желательностью. Практически все современные исследования ценностей строятся на самоотчетах, т. е. на изучении эксплицитных ценностей. Имплицитные ценности неосознаваемы и теснее связаны с непосредственным поведением, вероятно, именно об этих ценностях можно говорить, что они присвоены человеком, и он руководствуется ими при реализации собственного поведения.

В.Э. Чудновский с коллегами выделили ключевые признаки смысла: «1. Суть, главное, в этом предмете, явлении. 2. Личностную значимость для человека этой сути, этого главного» [16, с. 129]. Смыл - это отношение человека к внешнему и внутреннему миру. Чтобы выстроить такие отношения нам важно знать основные свойства объекта, принцип его действия, его суть.

Страница 3 из 7

Смыслы

11PSMN618

https://mir-nauki.com

Когда этап знакомства с объектом пройден, то начинается этап соотнесения обнаруженных свойств объекта с собственными потребностями, т. к. важно понять, чем данный объект может быть полезен нам, как выявленные свойства объекта могут быть нами использованы и для чего - происходит оценка значимости объекта для себя. Смысл обретается в конкретной ситуации взаимодействия субъекта и объекта, контекст является третьей стороной, помимо свойств объекта и наличия потребности у субъекта, влияющей на формирование смысла. Контекст - это поле, на котором разворачивается взаимодействие; контекст может, как способствовать формированию смысла, «осмыслению», соотнесению субъектом свойств объекта и собственных потребностей, так и препятствовать, например, при ограниченности времени, опасности и т. п.

Таким образом, внешнее и внутреннее бытие является источником смыслов для нас. Соответственно, наделенным смыслом может быть все, что угодно, а это слишком большой объем для осмысления, поэтому все многообразие смыслов обобщается, категоризуется и сводится, во многом неосознанно, в основополагающие ценностные ориентации личности. Ценностных категорий значительно меньше, чем смыслов, поэтому они могут «усредняться» и фиксироваться в общественном сознании, обретая форму, социальных ценностей, идеалов, норм и т. п.

Изучая смыслообразующую активность субъекта, в частности, третий этап ее развертывания, связанный с построением внутренней иерархии личностных ценностей (смыслов), мы обнаружили, что все многообразие смыслов может быть сведено к шести основным смыслам жизни (попарно противоположным друг другу): «направленность на поиск смысла жизни» или «направленность на гедонизм», «направленность на самоактуализацию» или «направленность на самоутверждение», «направленность на сохранение и проявление собственной индивидуальности» или «направленность на конформизм» [17].

С этих позиций, найти смысл жизни - это суметь соотнести свои устремления, потребности, ценности и смыслы с миром, суметь обнаружить в мире ресурсы для реализации своих потенций.

Феномен концептуализации М.А. Холодная и С.А. Хазова описывают как последовательность ментальных явлений: «концептуальные структуры (концепты) -понятийные способности (семантические, категориальные, концептуальные) - процесс концептуализации - ментальная репрезентация происходящего (его концептуальная модель)» [18, с. 6]. Мы не будем рассматривать всю представленную последовательность, остановимся только на некоторых моментах, связанных с обсуждаемым здесь вопросом.

Концепт - это единица индивидуального понятийного опыта, представленная в понятиях [18, с. 6]. Концепты и смыслы - не одно и то же. Например, концепт «семья» несет в себе культурно-историческое значение этого понятия, однако для каждого отдельного человека «семья» имеет свой смысл, свою значимость.

Выше мы обозначили связь ценностей, смыслов и ментальных ресурсов, объединяющей основой для этих трех явлений служит процесс концептуализации: «На основе процесса концептуализации субъект наделяет объекты внешней (объективной, природной и социальной) и внутренней (интрапсихологической) среды ресурсным значением, приписывая им смысл (личностную значимость) и ценность (полезность) для достижения определенных (позитивных) результатов» [18, с. 7].

Концепты

https://mir-nauki.com

Еще раз отметим, что ресурсным значением наделяются не только объекты внешней среды, но и внутренней: на уровне индивидуальности благодаря концептуализации «происходит "открытие" ресурсной роли тех или иных свойств индивидуальности и управление ими» [1, с. 17], за счет чего происходит повышение продуктивности жизнедеятельности человека.

Высокая значимость ценности может приводить к лучшей проработанности соответствующего концепта, его непротиворечивости в ментальной картине мира субъекта. Например, высокая ценность семьи приводит к тому, что субъект старается лучше понять для себя значение соответствующего концепта «семья», разрешить возможные противоречия, связанные с осознанием семьи как ячейки общества, противоречия, связанные с семейными ролями и т. п.

Человек, взаимодействуя с окружающим миром, тем или иным образом относится к нему, оценивает его полезность для себя, для реализации своих потенций. В этом взаимодействии с внешней и внутренней средой субъект обретает смыслы и ценности, наделяет объекты мира ресурсным значением, строит ментальную картину мира, в котором живет. В дальнейшем созданная ментальная картина мира становится источником прогнозов: сначала в ней, а затем в реальном мире разворачивается активность субъекта. Усваивая исторически сложившиеся концепты, субъект интериоризирует опыт всего человечества, овладевая понятийным мышлением и становясь полноценным членом общества.

Результаты проведенного теоретического анализа могут быть использованы учеными при разработке дизайна эмпирических исследований. Описанные взаимосвязи между обсуждаемыми феноменами позволяют изучить становление и развитие индивидуальности целостно, учитывая сложные взаимодействия субъекта с внешней и внутренней средой. Для нас данное теоретическое обоснование связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов является отправной точкой для исследования двунаправленного процесса интеграции индивидуальности: от высших структур индивидуальности к низшим, и от низших уровней индивидуальности к высшим.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 256 с.

2. Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: Материалы третьего международного симпозиума (Москва, 20-21 октября 2016 г.) / Отв. ред. М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 383 с.

3. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. - М.: Институт психологии РАН, 2016.

- 200 с.

4. Холодная М.А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: Материалы третьего международного симпозиума (Москва, 20-21 октября 2016 г.) / Отв. ред. М.А.

Холодная, Г.В. Ожиганова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - С. 26-32.

5. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - № 4. - С. 47-53.

6. Клочко В.Е. Онтология смысла и смыслообразование (размышления в связи с юбилеем О.К. Тихомирова) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 2. - С. 106-120.

7. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1993. -1630 с.

8. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 35-44.

9. Калугин А.Ю. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: структура, динамика и функции в структуре интегральной индивидуальности (на материале студенчества). Дис. ... канд.психол.наук. - Пермь, 2015. - 179 с.

10. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984 - № 4. - С. 15-29.

11. Калугин А.Ю. Вклад свойств темперамента в ценностно-смысловую сферу личности // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. - 2016. - № 2. -С. 22-31.

12. Калугин А.Ю. Взаимосвязь свойств темперамента с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности в контексте пола // Вестник СаГА. Серия: Психология. - 2017. - № 1. - С. 3-21.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 372 с.

14. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: ЛГУ, 1990. - 360 с.

15. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19-1. - С. 8297.

16. Исследование проблем смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) / В.Э. Чудновский [и др.] // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 129-135.

17. Калугин А.Ю. Варианты смысла жизни: эмпирические свидетельства // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - С. 714-720.

18. Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 5. - С. 5-17.

https://mir-nauki.com

Kalugin Aleksey Yurevich

Perm state humanitarian pedagogical university, Perm, Russia

E-mail: kaluginau@yandex.ru

To the problem of the relationship between values, meanings, mental resources and concepts

Abstract. In connection with the growing interest in cognitive sciences and the requirements of psychological practice, the problems of mental resources have been actively discussed in recent years. Scientists note the relationship of concepts and mental resources with the values and meanings of the personality, but this issue is not considered in detail. In this article the author makes an attempt at a theoretical level to substantiate the relationship between the stated mental phenomena. First, a general overview of mental resources is given. Mental resources are understood as "mental means, the use of which provides positive changes in a particular sphere of human activity and contributes to obtaining the desired result" (M.A. Kholodnaya). Further, the concept of values and meanings is revealed, the dynamics of their emergence and development in the mental experience of the subject is considered. Social values (generalized personal meanings of many people objectified in the process of historical development) and personal values (values interiorized by the subject) are considered. The reference group acts as an intermediary in the subject's assimilation of the values of social. Meanings are understood as the relationship of a person to the external and internal world. To gain meaning a person needs to understand the essence of the object, its properties, correlate them with personal needs and determine the degree of importance of the object to meet them. The article defines the meaning-making activity of the subject, which is an activity aimed at the choice and interiorization of values, as well as the construction by the subject of the internal hierarchy of personal values. The final part of the article describes the relationship of all three phenomena with the process of conceptualization, that is, with the process of mental action (generalization, abstraction, modeling, etc.), which allows to create a conceptual model. The relationship between the phenomena can be described as follows: the high importance of the value represented in the individual consciousness in the form of personal meaning can lead to a better elaboration of the corresponding concept, which, in turn, enriches the subject's worldview and allows him to give objects of the external and internal environment resource value. In essence, this means determining their significance for themselves, that is, the subject acquires meaning. Thus, the circle of conceptualization has ended, but at the same time it has reached a new round of interaction of values, meanings, concepts and mental resources. Probably, the development of individuality is associated with a continuous process of conceptualization.

Keywords: values; meanings; mental resources; concept; subject; meaning-making activity; conceptualization

11PSMN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.