Научная статья на тему 'Проблематика концепта как феномена культуры в современном социокультурном пространстве'

Проблематика концепта как феномена культуры в современном социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
452
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Буряк Наталья Юрьевна

В статье анализируются интерпретации концепта, ценные для лингвокультурологии тем, что дают возможность рассматривать идеальные ментальные сущности комплексно: с точки зрения философии, психологии, логики и лингвистики. Выявляются особенности концепта как основной ячейки культуры в ментальном мире человека. Актуализируется понятие концепта как средства концептуализации внешнего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика концепта как феномена культуры в современном социокультурном пространстве»

№ 1 (60), 2016

"Теория и история культуры"

УДК 008 Н. Ю. БУРЯК

ПРОБЛЕМАТИКА КОНЦЕПТА КАК ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Буряк Наталья Юрьевна, кандидат культурологи, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций Академии маркетинга и социально-информационных технологий (г. Краснодар, ул. Зиповская, 5), ткЬш"к@таЛ. ги

Аннотация. В статье анализируются интерпретации концепта, ценные для лингвокультурологии тем, что дают возможность рассматривать идеальные ментальные сущности комплексно: с точки зрения философии, психологии, логики и лингвистики. Выявляются особенности концепта как основной ячейки культуры в ментальном мире человека. Актуализируется понятие концепта как средства концептуализации внешнего мира.

Ключевые слова: лингвокультурология, культурный концепт, культурные ценности, национальная культура, язык, универсальные категории культуры.

UDC 008 N. JU. BURJAK

THE PROBLEM OF THE CONCEPT AS A PHENOMENON OF CULTURE IN THE CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL SPACE

Burjak Natalya Yurievna, PhD (culturology), associate Professor in the Department of service technologies and business communication Academy of Marketing and social-information technologies (Krasnodar, Zipovskaya Str., 5), [email protected]

Abstract. This article focuses on the interpretations of the concept, valuable for cultural linguistics as they provide an opportunity to consider the nature of the mental ideal beings in complex: in terms of philosophy, psychology, logic and linguistics. The concept of culture as a basic element in the mental world of a man is observed. The purpose of the concept to serve as a means of conceptualizing of the outside world is revealed.

Keywords: cultural linguistics, cultural concepts, cultural values, national culture, language, universal categories of culture.

Одним из важнейших терминов современной лингвокультурологии является термин «концепт», позволяющий включить в научное знание понятия иррационального познания мира, преодолеть разрыв между объективным миром и внутренним ментальным опытом человека. Это понятие является основной единицей исследований в различных научных направлениях и рассматривается в качестве операционной единицы мысли как способ и результат категоризации знания. Значительным этапом в освоении и применении термина «концепт», вхождении его в культурологические исследования стал «Словарь концептов русской культуры» Ю.С. Степанова. Концепты - это формообразования зарождающегося теоретического знания, как философского, так и естественно-научного. Это формы, в которых теоретические знания только начинают складываться. Развитые формы теории с ее логическими характеристиками зарождаются на почве концептов, возникают из концептов. В настоящее время в науке существуют различные определения концепта. В принципе не противореча друг другу, ученые в формулируемых ими определениях либо сужают, либо расширяют дефиницию, а также делают акценты на различных сторонах этого многогранного понятия.

По Ю.С. Степанову, «концепты являются носителями и основной ячейкой определенной культуры, ее менталитета, представленными в ментальном мире человека» [1].

Е.Я. Режабек выделяет культурные концепты как один из основных «ментефактов культуры», с помощью которого осуществляется взаимодействие надындивидуальных семантических структур и когнитивных структур индивидуального сознания [2].

Г.Г. Слышкин при определении концепта акцентирует внимание на сознании - именно туда поступает культурная информация, в нем она фильтруется, перерабатывается, систематизи-

"Культурная жизнь Юга России"

^ 1 (60), 2016

руется, в нем же происходит выбор языковых средств, эксплицирующих эту информацию в конкретной коммуникативной ситуации для реализации определенных коммуникативных целей. Поэтому в его понимании «концепт - единица, призванная связывать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, т.к. он принадлежит сознанию, детерминируется культурой и опредмечивается в языке» [3].

Предназначение концепта - служить средством концептуализации внешнего мира -всесторонне раскрыто А. Вежбицкой. Ее концепция выстраивается на стыке лингвистики с психологией культуры, культурологией, когнитивистикой. Она приходит к выводу, что все значения являются субъективными, антропоцентричными и этноцентричными. Поэтому представить мир объективно на естественном языке невозможно, так как он по своей природе задает субъективную картину. В любом естественном языке отражаются не только особенности природных условий или культуры народа, но и его ментальность, своеобразие национального характера [4].

Следует отметить, что в формировании концепта важен элемент самосознания и мета-описательности. В концептах заключен объективный смысл в его субъективной интерпретации. Концепт включает в себя, помимо предметной соотнесенности, коммуникативно значимую информацию. Прежде всего, это указание на место, занимаемое в лексической системе языка: его парадигматические, синтагматические и словообразовательные связи. В семантический состав концепта входит также вся прагматическая информация языкового знака, связанная с его экспрессивной и иллокутивной функциями, что вполне согласуется с «пере-живаемостью» и «интенсивностью» духовных ценностей, к которым он отправляет. Еще одним высоковероятным компонентом семантики языкового концепта является когнитивная память слова - смысловые характеристики языкового знака, связанные с его истинным предназначением и системой духовных ценностей носителей языка.

Лингвистические исследования в сфере концептов демонстрируют широкий спектр проблематики: типы и виды концептов, методы истолкования и описания, способы и формы функционирования в ментальном пространстве, их соотнесенность с конкретно значимыми единицами языка. Каждому концепту присущ свой особый «частный язык» - специфическая сочетаемость. Наша задача - установить, как определяется концепт в том или ином контексте. Для того, чтобы вычленить обобщенное содержание данного концепта, необходимо объединить все определения концепта в разных контекстах воедино. Концепты определенного художественного произведения связаны с процессом чтения и понимания какого-либо отрывка или целого текста. Новую информацию, полученную из текста, человек должен соотнести как с собственным фондом знаний, так и с внутренним представлением самого отрывка. По мере поступления новая информация становится старой, а в процессе чтения текстовой концепт «растет». Обобщая исследования В.И. Карасика, Н.Р. Суродиной, Н.Н. Пан-ченко, В.А. Лукина, С.Г. Воркачев делает вывод о том, что в лингвокультурологических текстах концепты «опредмечиваются», «объективируются», «распредмечиваются», «вбирают в себя обобщенное содержание множества форм выражения», «заполняются смыслами» и пр. [5, с. 64-72].

Некоторые ученые структуру концепта описывают с помощью полевого подхода, выделяя в его составе ядро и периферию. Ядро очерчивает круг предметов, которые могут быть названы данным предметом. Периферию составляют коннотации (оценочные, эмоциональные, стилистические оттенки значения, которые могут быть найдены в словарной дефиниции) и ассоциативные признаки. В основе ассоциативных признаков лежат процессы метафоризации и переноса значений.

В. И. Карасик культурный концепт трактует «как ментальное образование, имеющее множество измерений, из которых важнейшим является ценностное. Ценности есть установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. Они закреплены в общественном сознании и культуре, выступая ориентиром деятельности человека» [6].

Культурные ценности - понятие чрезвычайно многогранное и многофункциональное; они выполняют самые различные функции в механизмах жизни человека: координирующую,

№ 1 (60), 2016 "Теория и история культуры"

^ш 1 3

стимулирующую, регулирующую и др. Ценности как важнейшие компоненты человеческой культуры бывают абсолютные (вечные), общественные, личностные, имеющие смысл биологического выживания. Языковая информация о системе ценностей свидетельствует об особенностях мировосприятия народа.

Культуру как социальный феномен чаще всего определяют именно через ценностные ориентации. По выражению П.С. Гуревича, «ценности являются смысловым ядром культуры, упорядочивают действительность, внося в ее осмысление оценочные моменты, обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность» [7].

Общечеловеческие ценности (общие) не существуют сами по себе, в «чистом» виде. Они связаны с национальными ценностями, существуют в них. Подлинно национальные ценности являются общечеловеческими, а природу общечеловеческого составляют лучшие достижения всех национальных общностей. Оно осуществляется через особенные и единичные ценности нации. Поэтому необходимо учитывать, что национальные и общечеловеческие ценности связаны как 1) единичное и общее, 2) часть и целое, 3) явление и сущность. Этим обусловлено то, что «культурные концепты следует рассматривать как ментальные образования с нечеткими границами» [7].

Ключевые концепты культуры - ядерные единицы картины мира, обладающие экзистенциальной значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом (совесть, судьба, воля, доля, грех, закон, свобода, интеллигенция, родина и т.п.). А.Я. Гуревич разделяет концепты на две группы: «космические» (философские), универсальные категории культуры (время, пространство, причина, изменение) и социальные, культурные категории (свобода, право, справедливость, труд, богатство, собственность). В.А. Маслова выделяет еще одну группу - категории национальной культуры [8].

Таким образом, вывод о том, что культура играет решающую роль в возникновении и развитии концептов, характеризующих ее, выделяющих ее индивидуальные особенности, является весьма обоснованным. Итак, свое содержание концепт черпает из культуры. С другой стороны, концепты заставляют человека видеть мир под определенным углом зрения, т.е. они детерминируют восприятие мира человеком. В таком плане сама культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними, а представленные интерпретации концепта оказываются весьма значимыми для лингвокультурологии тем, что идеальные ментальные сущности могут рассматриваться комплексно. Это важно уже потому, что концепт -термин, с точки зрения В. В. Воробьева, в большей степени общекультурный, нежели лингвистический. Однако значимость в нем языковой составляющей трудно переоценить. Ведь концепт - это «объект идеального мира, имеющий имя и отражающий культурно-обусловленное представление человека о мире» [9, с. 25-29].

В заключение выделим следующие моменты: концепт является идеальным объектом, представленным нашему сознанию определенным языковым знаком, на чем, собственно, и целесообразно выстраивать весь корпус лингвокультурологии: сама действительность дана нам не в непосредственном восприятии, а в языковом мышлении, через язык.

Литература

1. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

2. Режабек Е.Я. В поисках рациональности. М., 2007.

3. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 1983.

4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1996.

5. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001. № 1.

6. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность, культурные концепты. Волгоград, Архангельск, 1996.

7. Гуревич П.С. Культурология. М.: Юнити, 2008.

8. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2011.

9. Воробьев В.В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.,1997.

"Культурная жизнь Юга России" 14 -

№ 1 (60), 2016

References

1. Stepanov Yu.S. Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury. Opyt issledovaniya [Constants. The Dictionary of Russion Culture. Investigating experience (перевод)]. Moscow, 1997.

2. Rezhabek E.Ya. V poiskah ratsionalnosti [In search of rationality (перевод)]. M., 2007.

3. Slyshkin G.G. Ot teksta k simvoly: Lingvokul'turnye kontsepty pretsedentnyh tekstov v soznanii i diskurse [From text to symbol: Linguacultural concepts of the precedented texts in consciousness and discourse (перевод)]. Moscow, 1983.

4. Vezhbitskaya A. Yazyk. Kul'tura. Poznanie [Language. Culture. Cognition]. Moscow: Russion Dictionaries 1996.

5. Vorkachev S.G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', kontsept: Stanovlenie antropot-sentricheskoi paradigm v yazykoznanii [Linguacultural studies, linguistic personality, concept: formation of anthropocentric paradigm in linguistics]. Philological Sciences, 2001 № 1. P. 64-72.

6. Karasick VI. Kul'turnye dominanty v yazyke // Yazykovaya lichnost', kul'turnye kontsepty [Cultural dominants in language // Linguistic personality, cultural concepts]. Volgograd, Archangelsk, 1996.

7. Gurevich P.S. Kul'turologiya: Uchebnik(транслитерация)[Cultural Studies: Textbook (перевод)]. Moscow: Unity, 2008.

8. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: Uchebnoe posobie [Linguacultural Studies: Textbook]. Маслова В.А. Moscow: Academy, 2011.

9. Vorob 'ev V.V. Lingvocul'turologiya: Teoriya i metody [Linguocultural Studies: Theory and methods]. Moscow, 1997.

УДК 7.012.185 Н.В. АНИСИМОВ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ ДИЗАЙНА В УСЛОВИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Анисимов Николай Васильевич, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры дизайна, технической и компьютерной графики Кубанского государственного университета (г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149), anisimov. nv@inbox. ru

Аннотация. В статье характеризуются перспективы развития функций дизайна в условиях современной экономики России. Особое внимание уделено важной роли дизайна в создании новых изделий. Ключевые слова: дизайн, современное производство, развитие функций.

UDC 7.012.185 N.V. ANISIMOV

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DESIGN FUNCTIONS IN THE CONDITIONS OF DOMESTIC ECONOMICS

Anisimov Nikolay Vasilyevich, Ph.D. (culturology), associate Professor, Department of design, engineering and computer graphics of the Kuban state University (Krasnodar, the Stavropol St., 149), [email protected]

Abstract characterizes the prospects of development of design functions in the conditions of modern Russian economics. Special attention is paid to the important role of design in the creating of new products. Keywords: design, modern production, development of functions.

Ситуация, сложившаяся в культуре в конце ХХ и начале XXI вв., проявляется в виде различных феноменов постмодернизма. Процессы в духовной жизни рубежа веков отражают новый характер восприятия ряда явлений культуры, значительные изменения в производстве, новое отношение к творчеству в различных областях познания. Для России постмодернизм - «это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.