Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ СТЕРЕОТИПНОСТИ В ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ АТЛЕТИЗМА'

К ПРОБЛЕМЕ СТЕРЕОТИПНОСТИ В ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ АТЛЕТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ / PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY / STEREOTYPES OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малозёмов О.Ю., Тимофеев А.С.

В статье обсуждаются проблемы искажённых стереотипных представлений о некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности. На примере атлетизма показаны источники подобной стереотипизации восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF STEREOTYPES IN A NEGATIVE PERCEPTION OF ATHLETICISM

The article discusses the problems of distorted glass-reotipur ideas about some types of physical-sports activities. The sources of such stereotyping of perception are shown on the example of athleticism.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ СТЕРЕОТИПНОСТИ В ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ АТЛЕТИЗМА»

Использованные источники:

1. Данные историй болезни БУЗ УР «ГКБ №9» МЗ УР за 2018 год.

2. Методология обследования больных в клинике внутренних и профессиональных болезней: учеб.-метод. пособие.: изд.2-е,исправ./ И.А.Казакова, И.Б.Руденко, Л.И. Ефремова и др. Ижевск,2017.-68с.

3. Урология: учебник / под ред. П. В. Глыбочко, Ю. Г. Аляева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.

УДК 159.99

Малозёмов О.Ю., канд. пед. наук,

доцент,

профессор кафедры физическог о воспитания и спорта, Тимофеев А.С. студент института леса и природопользования, Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, Екатеринбург К ПРОБЛЕМЕ СТЕРЕОТИПНОСТИ В ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ АТЛЕТИЗМА Аннотация. В статье обсуждаются проблемы искажённых стереотипных представлений о некоторых видах физкулътурно-спортивной деятельности. На примере атлетизма показаны источники подобной стереотипизации восприятия.

Ключевые слова: физкулътурно-спортивная деятельность, стереотипы восприятия.

Malozemov O. Yu., kand. ped. sciences,

associate professor, professor of the Department of physical education and sports, Timofeev A.S., student of the Institute of forest and nature management, Ural state forest engineering university, Russia, Ekaterinburg TO THE PROBLEM OF STEREOTYPES IN A NEGATIVE PERCEPTION OF ATHLETICISM Annotation. The article discusses the problems of distorted glass-reotipur ideas about some types of physical-sports activities. The sources of such stereotyping ofperception are shown on the example of athleticism. Key words: physical-sports activity, stereotypes of perception. Физическая культура в силу своей полифункциональности, активно развивает личность, пронизывая все уровни досуга и являясь неотъемлемым

компонентом свободного времени. В повседневной практике, однако, замечено, что осознанные намерения людей заниматься физической культурой и спортом далеко не всегда согласуются с их реальным поведением. В социологии данный факт рассматривается в качестве проблемы соотношения ценностей личности и ценностей общества как в макро-, так и в микроизмерениях. Например, усвоение физкультурно-оздоровительной системы ценностей происходит в процессе социализации, в ходе которого индивид открывает, познаёт, осваивает и использует эти ценности сообразно тому, как ценности используются в обществе или в тех группах, где происходит его повседневная жизнедеятельность. Поэтому социальные мотивы деятельности (в том числе и физкультурно-оздоровительной, спортивной) имеют особое значение для индивида.

Фактически речь идёт о средоориентированном и деятельностном факторах при развитии личности, а также сохранении здоровья средствами физической культуры и спорта. Конечным результатом такого процесса является формирование физкультурника или спортсмена. Разумеется, что в целом при социализации индивидуальная система ценностей и ценности физкультурно-спортивной сферы, нормирующие частично поведение индивида, адаптируются, устраняя различия ценностных систем индивида, физкультурно-спортивной сферы и общества в целом.

Однако, при подобной социальной адаптации существует проблема стереотипного восприятия отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности, приводящая зачастую к заведомо неверным действиям на уровне выбора (или отторжения) конкретного вида деятельности для конкретного человека. Для примера рассмотрим некоторые аспекты стереотипизации при отрицательном восприятии такого вида деятельности как атлетическая гимнастика.

Существуют различные определения атлетической гимнастики, сводящиеся в целом к тому, что это традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, сочетающий силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом. Атлетизм же является несколько более узким понятием, подразумевающим систему силовых упражнений, направленных на укрепление здоровья, развитие силы и формирование гармоничного телосложения. Атлетизм можно рассматривать как базу для будущего перехода в бодибилдинг, пауэрлифтинг, тяжёлую атлетику, армрестлинг или гиревой спорт. С помощью атлетизма можно также улучшить физические показатели представителей любых видов спорта.

Оставим за пределами рассмотрения в данной публикации вопрос о религиозном восприятии телесности, аскетизме, духовности и пр. На современном этапе восприятие телесности двойственное. С одной стороны, «человеческая телесность является предметом философской и мировоззренческой рефлексии как отражение в общественном и индивидуальном сознании особого, специфического способа телесного

бытия человека в мире, итога взаимодействия природных и социальных качеств его тела в процессе предметной деятельности»99. С другой стороны, в обыденной жизни, зачастую, человек со спортивным телосложением воспринимается, как проявляющий свою активность и направляющий большинство усилий исключительно на формирование своего тела, при этом другие личностные сферы (интеллектуальная, профессиональная, общекультурная, духовная и пр.) у него могут отставать.

Попытаемся проанализировать основания при возникновении некоторых наиболее распространённых отрицательных стереотипных (зачастую неверных) утверждениях о людях со спортивным телосложением.

1. «Люди, занимающиеся в тренажёрном зале, изначально по своей природе физически слабые, а процесс наращивания мышечной массы - это только внешний облик, без существенного увеличения силовых показателей». Данный стереотип выдвинули представители других видов спорта. Например, у боксёров сила ассоциируется с вариантом проявления «взрывной силы», которую они обязаны развивать и проявлять для достижения максимального спортивного результата в боксе. Разумеется, что тяжелоатлеты, обладая большой абсолютной силой, не смогут проявить аналогичную в ударной технике. В каждом виде спорта достигается максимальное развитие необходимых для него психофизических качеств. Соответственно, претензии представителей бокса к атлетизму необоснованно завышены.

2. «Люди, много занимающие в тренажёрном зале, имеют невысокое интеллектуальное развитие». Данный стереотип (миф) возник ввиду того, что люди, много времени уделяющие атлетизму (особенно бодибилдингу), не имеют, по-видимому, достаточно свободного времени для развития своего кругозора. Усиливает данный стереотип агрессивное поведение некоторых атлетов в бодибилдинге, их желание доказать своё физическое превосходство. Однако, агрессия и в животном мире, и в человеческом обществе явление распространённое, имманентно присущее всем. Что же касается бодибилдинга, то это сложный вид спорта, на него люди действительно тратят много времени и не только на тренировки, меняя стиль жизни. Культуристы самостоятельно разрабатывают программы индивидуальных тренировок и питания на длительный период (несколько лет), для чего им необходимо изучить массу специальной литературы, далеко не художественного жанра. Человек со слабой степенью обучаемости, интеллектуального развития подобную деятельность вряд ли осуществит, тем более качественно. Занимаясь данным видом спорта, спортсмену нужно владеть основными и специальными знаниями: в гигиене спорта, кулинарии и спортивном питании, анатомии, биохимии, общей и спортивной физиологии, методике развития психофизических качеств и пр.,

99 Жаров Л В., Человеческая телесность: философский анализ // Автореф. дисс ... докт. филос. наук. Екатеринбург: УрГУ, 1988. С. 7.

без которых невозможен прогресс в данном виде деятельности. В результате человек совершенствуется не только физически, но и интеллектуально.

3. «Атлетом стать легко». Этот стереотип появился, поскольку стали выпускать химические препараты, помогающие быстрее развить мышечный рельеф. Люди видели бодибилдеров, употребляющих химические препараты, и быстрое преобразование их тел. Разумеется, что пользы от этих препаратов нет, достигается лишь визуальный эффект. Однако, проблема допинга, химизации существует во многих видах спорта, а не исключительно в атлетической гимнастике. Это общая проблема спорта, особенно спорта высших достижений. Набрать же мышечную массу не ущемляя здоровья за счёт природно-обусловленных факторов непросто, нужны годы тренировок, соблюдение правильного режима питания, сна, внутренняя мотивация на достижение цели. Поэтому, данный вид деятельности зачастую переводится на уровень постоянного или долговременного хобби. «Занятие любимым делом - это не краткий спринт, это долгий марафон, который возможно будет длиться годами. Может уйти несколько лет, прежде чем вы достигните успеха. Может даже десятилетия»100.

4. «Нормальный человек не будет этим заниматься, тратить на это деньги». Разумеется, что культуризм - недешёвое удовольствие. Годовой абонемент в хороший тренажёрный зал (без которого не обойтись) стоит дорого. Вместе с абонементом предлагаются персональные тренировки, которые тоже стоят недешево. Однако есть и доступные залы, с меньшим разнообразием тренажёров. Для многих профессиональный спорт неинтересен, им достаточно дворовых спортивных городков. Альтернатива дорогим персональным тренировкам - это изучение специальной литературы, по которой можно самому тренироваться. Можно также узнавать многие тонкости данного спорта у знакомых атлетов.

Полезные продукты питания также обходятся спортсмену недёшево. Более того, тренирующемуся необходимо потреблять существенно больше пищи в сравнении с человеком, не интересующимся двигательной деятельностью. Эффективность тренировок достигается многоразовым посещением зала. Не все могут выдержать подобный стиль жизни и по психологическим причинам. Одним не хватает мотивации совершенствования телосложения, другим - соблюдения диет и режима питания. Волевой компонент в данном виде физкультурно-спортивной деятельности проявляется в полном смысле, в результате которого достигается душевное удовлетворение, повышенный «уровень душевного комфорта» 101.

5. «Чтобы достичь результатов нужно каждый день тренироваться, всё свободное время проводить в спортивном зале». Данное стереотипное утверждение является результатом искажённого представления о

100 Баукенова Д., 100 советов по занятию любимым делом [электронный ресурс] // Найди свое призвание, 2013.

101 Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.: АСТ; Донецк: Сталкер. - 2002. - 590 с.

тренировочном режиме в спорте. Тезис «чем больше тренироваться, тем выше результат» ошибочен, поскольку существуют психологические, физиологические, биохимические и пр. закономерности и пределы в развитии двигательных качеств, морфофункциональных свойств организма. Серьёзные тренировочные нагрузки требуют аналогичного серьёзного отношения к средствам профилактики, восстановления. «Если не использовать поддерживающие препараты, спортсмен будет не в силах тренироваться в современных объёмах и заданных режимах интенсивности, а негативные последствия нагрузок приведут к патологическим изменениям в его организме и психике»102. Значительная физическая нагрузка является сильным стрессором для организма, с которой он либо справляется, либо нет. Поэтому, тренируясь, необходимо распределять нагрузки, ориентироваться на текущее состояние, проявляющееся в самочувствии. Хроническое утомление, тем более переутомление не приводят к успеху ни в одной деятельности. Всему есть своя мера.

6. «Если заниматься атлетизмом, то можно и в питании себя не ограничивать». Возник этот миф от профессиональных культуристов, которые придерживаются той или иной системы и режима питания. Многие видят, что в период набирания мышечной массы атлеты много едят и берут это за основу, при этом, не всегда задумываясь об энергетическом балансе. Однако, у атлетов есть ещё период, когда потребляется пища с минимальной калорийностью. Часто объём пищи не коррелирует с её калорийностью. Например, чтобы сжечь энергию, содержащуюся в батончике «сникерс», нужно пробежать 50 минутный кросс. Подобные особенности необходимо знать и реализовывать на уровне деятельности.

7. Следующий миф касается девушек, многие из которых считают, что «если ходить в тренажёрный зал, то можно набрать излишнюю мышечную массу». Это восприятие возникло от профессиональных атлетов, когда женщины набирали избыточную мышечную массу и выглядели маскулинно. Поэтому девушки часто с опасением относятся к силовым тренировкам в тренажёрном зале. Усиливает такое отношение и самооценка спортсменок, которые «даже гордясь своими мышцами (приносящими успех в спорте), в основном негативно относятся к своему телу - жалуются на мужское телосложение, недостаток гибкости в теле. Трудности в отношении к телу обнаруживаются, когда спортсменка оценивает себя с позиции гендерной роли (феминности)»103. Однако в сфере непрофессиональной спортивной деятельности данные опасения беспочвенны, поскольку гормональный фон женского организма не позволит быстро и помногу набирать мышечную массу, либо это должны быть целенаправленные усиленные тренировки,

102 Лубышева, Л. И. Современный спорт: проблемы и решения, 2014, С. 13.

103 Усольцева А. А., Трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта // Вестник спортивной науки, 2014, С. 57.

большой промежуток времени и приём специальных фармакологических средств. Даже многим молодым мужчинам сложно приобрести мышечный рельеф, прибегая к длительным активным тренировкам.

8. Не обосновано также распространённое мнение, что «мышцы после прекращения тренировок превращаются в жир». Мышцы и жир - два разных вида тканей, они не могут превращаться друг в друга. Другое дело что, прекращая занятия, человек продолжает питаться, как и ранее (при регулярных тренировках), уже не расходуя потребляемые калории. Это приводит к увеличению веса и, соответственно, жировой ткани. Те же спортсмены, кто после оставления спорта снижает потребление пищи до физиологической нормы, не только не полнеют, но продолжают ещё долгое время сохранять хорошую форму.

9. Не обосновано и утверждение о «слабой потенции атлетов». Если человек тренируется для самочувствия, здоровья, красоты и не употребляет анаболических препаратов, имеющих гормональную природу, то потенция у атлета, как правило, выше, чем у неспортсменов. Это объясняется высоким обменом веществ, хорошо работающей гормональной системой и кровообращением, в том числе и в малом тазу. Только усиленные тренировки с максимальными весами, сопровождаемые потреблением гормонов, способствуют сбоям в работе организма. Поступающие извне гормоны приводят к тому, что железы внутренней секреции снижают или даже приостанавливают выработку собственных гормонов. Поэтому после прекращения употребления стероидов, организм оказывается неспособным на производство нужного количества секрета.

Разумеется, что представленный перечень причин стереотипного (зачастую - скептического, отрицательного) восприятия атлетической гимнастики не полный. Однако данный факт лишний раз подтверждает, что красота и сила интересны для большинства людей, а гармоничность сложения и совершенство форм волнует как мужчин, так и женщин. Незнание предмета, в нашем случае - атлетизма, приводит к возникновению различных небылиц, мифов вокруг данной деятельности, искажающих действительность. Подобное много раз встречалось в различных сферах деятельности в истории человечества. Профилактикой же подобной стереотипизации восприятия является воспитание (самовоспитание) и просвещение человека, а также личный опыт физкультурно-спортивной деятельности.

Использованные источники:

1. Жаров, Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. / Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. Спец.: 09.00.01. - Свердловск: УрГУ, 1988. - 34 с.

2. Баукенова, Д. 100 советов по занятию любимым делом [электронный ресурс]. - режим доступа: http://prizvanie.kz/ishhem-prizvanie/100-sovetov-po-lvubimomv-dely.html, свободный - (дата обращения: 13.04.18).

3. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. / Н. М. Амосов. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер. - 2002. - 590 с.

4. Лубышева, Л. И. Современный спорт: проблемы и решения / Л. И. Лубышева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - Челябинск: ЮУрГУ, 2014. - Т.14. - №1. - С.12-14.

5. Усольцева, А. А. Трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта / А. А. Усольцева // Вестник спортивной науки. - М.: Изд-во «Спорт», 2014. - №3 - 59 с. - С.56-58.

УДК 372.8

Малозёмов О.Ю., канд. пед. наук,

доцент,

профессор кафедры физического воспитания и спорта, Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, Екатеринбург, Кожухина И. А. студент института леса и природопользования, Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, Екатеринбург К ВОПРОСУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация. В статье обсуждаются проблемы экологического образования и воспитания. Внимание акцентируется на аксиологической сущности данного вида воспитания, его связи со здоровьем, с качеством жизни. Приводятся результаты пилотажного социологического исследования в рамках данной тематики.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура.

Malozemov O. Yu., kand. ped. sciences,

associate professor, professor of the Department of physical education and sports, Ural state forest engineering university, Russia, Ekaterinburg, Kozhukhina I.A., student of the Institute of forest and nature management, Ural state forest engineering university, Russia, Ekaterinburg TO THE QUESTION OF ECOLOGICAL EDUCATION Annotation. The article discusses the problems of environmental education and training. Attention is focused on the axiological essence of this type of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.