6. Мунтян, В.С. Проблемные вопросы понятийного аппарата в теории и практике физического воспитания и спорта / В.С. Мунтян // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 2. - С. 77-80.
7. Науменко, Ю.В. Социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» как объект педагогического исследования / Ю.В. Науменко // Наука и спорт: современные тенденции. -2018. - № 1 (18). - С. 117-125.
8. Рахматов, А. И. Физическая культура как вид общей культуры индивида / А.И. Рахматов // Молодой ученый. - 2018. - № 7. - С. 183-185.
9. Черясова, О.Ю. Физическая культура и спорт в жизни современного общества / О.Ю. Чересова, М. А. Онищук // Молодой ученый. - 2018. - № 48. - С. 332-336.
10. Эрдонов, О.Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования / О.Л. Эрдо-нов // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 113-117.
REFERENCES
1. On physical education and sport in the Russian Federation: federal law of11.08.1995, No. 329-F3, edition of 04.12.2007, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
2. Ermakova, E.G. (2018), "The value of physical culture and sport in the life of a student", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 5-1, pp. 43-44.
3. Zaitseva, T.V. and Feskova, E.V. (2019), "The impact of physical culture and sports on the body", Bulletin of science, No. 3 (12), рр. 10-17.
4. Zamyatina, M.R. (2015), "Problems and prospects for the development of physical culture in Russia", Innovative pedagogical technologies: materials of the II Intern. scientific conf. (Kazan, May 2015), Buk, Kazan, рр. 108-110.
5. Mikhailova, T.A. and Studenikina, E.S. (2017), "Problems of sport and physical culture in Russian sociological research: history and development", South Russian Journal of Social Sciences, No. 4, рр. 121-136.
6. Muntyan, V.S. (2011), "Problematic issues of the conceptual apparatus in the theory and practice of physical education and sports", Physical education of students, No. 2, рр. 77-80.
7. Naumenko, Yu.V. (2018), "The socio-cultural phenomenon "sport (sports activity)" as an object of pedagogical research", Science and Sport: Current Trends, No. 1 (18), рр. 117-125.
8. Rakhmatov, A.I. (2018), "Physical culture as a type of general culture of an individual", Young scientist, No. 7, рр. 183-185.
9. Cheryasova, O.Yu. and Onishchuk, M.A. (2018), "Physical culture and sport in the life of modern society", Young scientist, No. 48, рр. 332-336.
10. Erdonov, O.L. (2015), "Physical culture and sport in the system of higher education", Young scientist, No. 2, рр. 113-117.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2019
УДК 796.894
ПОДХОДЫ К ГАРМОНИЗАЦИИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Денис Юрьевич Тараховский, младший научный сотрудник, Леонид Александрович Хасин, кандидат педагогических наук, директор, Научно-исследовательский институт информационных технологий Московской государственной академии физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье рассматривается проблема планирования тренировочной нагрузки в атлетизме для начинающих. Перед авторами стояла задача создания экспертной системы (ЭС) в этой области. Одной из целей атлетической подготовки является гармоничное развитие мышц занимающегося. Авторы предложили новый подход к оценке и нормированию тренировочной нагрузки. Этот подход позволяет создавать более сбалансированные тренировочные планы, предупреждать перетренированность отдельных групп мышц и травмы. Наряду с другими подходами, он является основой для ЭС «Атлетизм». ЭС «Атлетизм» доказала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента и может быть использована для планирования тренировочной нагрузки в атлетизме для начинающих.
Ключевые слова: атлетизм, бодибилдинг, планирование, тренировочная нагрузка.
APPROACHES TO HARMONIZATION OF ATHLETIC TRAINING
Denis Yurievich Tarakhovsky, the junior researcher, Leonid Alexandrovich Hasin, the candidate of pedagogical sciences, director, Information Technology Research Institute of Moscow State Academy of Physical Education,
Malakhovka
Annotation
The article deals with the problem of planning the training load in athleticism for beginners. The authors were faced with the task of creating an expert system (ES) in this area. One of the goals of athletic training is the harmonious development of the muscles involved. The authors proposed a new approach to the evaluation and rationing of training load. This approach allows you to create a more balanced training plans, prevent overtraining of individual muscle groups and injuries. Along with other approaches, it is the basis for ES "Athleticism". ES "Athleticism" proved its effectiveness during the pedagogical experiment and can be used to plan the training load in athleticism for beginners.
Keywords: athleticism, bodybuilding, planning, training load.
На протяжении ряда лет в НИИТ МГАФК ведется работа по созданию экспертной системы (ЭС) для планирования тренировочной нагрузки в атлетизме для начинающих «Атлетизм» [1, 2]. Целью атлетической тренировки на начальных этапах подготовки является укрепление ОДА и увеличение силовых показателей.
В ходе этой работы был разработан новый подход для оценки и нормирования нагрузки, возникающей при выполнении атлетических упражнений. Мы считаем, что такой подход необходим для создания гармоничных тренировочных планов. Под гармоничной тренировкой в атлетизме мы понимаем такую тренировку, которая равномерно (пропорционально) нагружает все мышечные группы. Равномерность распределения нагрузки особенно важна в тренировке начинающих, так как именно такой подход обеспечивает наилучший тренировочный эффект. Впоследствии нагрузка может иметь неравномерный характер, например, могут больше тренироваться отстающие мышечные группы.
Нарушение гармонии в развитии мышц может привести к неприятным результатам. Широкую известность приобрела фраза, которая звучит на английском как never skip leg day - никогда не пропускай день ног. Она иллюстрирует чрезмерное увлечение некоторыми атлетами-любителями тренировкой мышц верхней части тела, при этом мышцы ног могут сильно отставать в развитии, что сильно сказывается на общем восприятии телосложения.
В современном соревновательном бодибилдинге все большую роль играют качество, симметрия и пропорции мускулатуры. Вопросами гармоничного развития атлета занимался еще Джо Вейдер, который в своих работах приводил идеальные пропорции для бодибилдеров (таблица 1).
Таблица 1. - Идеальные пропорций (для мужчин) по Джо Вейдеру [3]
к= Вес/Рост Шея Бицепс Гредтлечье груд> Ta/vm таз Бсдоо Голе«.
0,344 35 32,7 27,2 91 68,2 82 4?,2 32.7
0,369 36,2 31 23,2 94,7 71 85,2 51 34
0,396 37,5 35,2 ».5 S6.2 73,5 88,2 53 35.2
0/123 39 35.S 30.S 101,7 75 91,S 55 36,5
0/151 40,2 37,7 31,5 105,2 79 56,7 37.7
0/1 ВО 41,7 ».2 32.7 108,7 81,5 аз 58,7 39,2
0,511 43 43.5 33.7 112,5 84,2 101,2 60,7 43,5
0,542 44,5 41,7 34,7 116 87 104,2 62,5 41,7
0,579 45,7 43.2 36 120 90 108 64,7 43,2
0,613 47 44 ,S 37 123,S 92,7 111,2 66,7 44,5
В тренировке любителей тренировочные акценты часто выбираются из личных предпочтений, но поскольку под атлетизмом мы понимаем оздоровительные тренировки с отягощениями, особую роль играет безопасность тренировок и оздоровительная направленность. Неприятным последствием негармоничного развития может быть дисбаланс в силе мышц антагонистов. Следствием такого дисбаланса могут быть травмы и заболевания ОДА. Например, при не дисбалансе в развитии пронаторов и супинаторов плеча нарушается осанка, а при существенном преобладании в силе сгибателей над разгибателями голени увеличивается вероятность травмы колена.
Почему же так происходит, если необходимость гармоничного развития очевидна всем уже довольно давно? Мы считаем, что основной причиной является то, что не оценивается косвенное воздействие атлетических упражнений на мышцы.
Например: упражнение «приседания со штангой на плечах» нагружает квадрицепс и считается основным для его тренировки. При этом часто не учитывается достаточная большая нагрузка на ягодичные мышцы, мышцы разгибатели позвоночника, мышцы задней поверхности бедра.
Латеральная широкая
Прямая мышца бедра
Промежуточная широкая мышца Медиальная широкая мышца
Портняжная мышца
Надколенник Сухожилие надколенника
Икроножная мышца медиальная головка
ЬолыиэОорцоеая кость Клмбалоппдная мышца
Наружная косая мьшца живо га
Подвздошный I рейеиь
Средняя ягодичная
Напрягатель широкой Фасции
Большой ппртол
Широкая фасция Короткая головка Длинная головка
Бицепс бедра
Икроножная мышца, латеральная
головка
Камбалопидная мышца Длинная малоберцоиан мышца Короткая мппобпрцппля mi.iiлia
Шинный разгибатель галвиеь Передняя ОолыиеОериовая
Рисунок 1 - Мышцы, работающие в упражнении приседания со штангой на плечах [4]
В результате некоторые мышечные группы тренируются слишком сильно. Примером такой тренировки может быть тренировочный план для начинающих из работ Джо Вейдера представленный в таблице 2.
№ упражнения Наименование упражнения
1 Жим штанги лежа на горизонтальной скамье
2 Разведение рук с гантелями в стороны, лежа на горизонтальной скамье
3 Подъем рук с гантелями через стороны стоя
4 Жим штанги из-за головы сидя
5 Приседание со штангой на плечах
6 Разгибания ног сидя
7 Сгибание ноги стоя
8 Упражнения для мышц шеи
№ упражнения Наименование упражнения
9 Тяга штанги к животу в наклоне
10 Сгибание рук со штангой стоя
11 Выпрямление рук в локтях со штангой, лежа (французский жим лежа)
12 Сгибание рук с гантелями, сидя на наклонной скамье
13 Подъем туловища по сокращенной амплитуде из положения лежа
14 Подъем ног, лежа на наклонной скамье
15 Подъем на носки стоя со штангой на спине
Для решения проблемы неравномерной нагрузки на мышцы сейчас часто используют плоскостной тренинг [5]. Это довольно удобный для тренера инструмент, позволяющий минимизировать перекосы в нагрузке при построении тренировочных планов. В плоскостном тренинге все упражнения разбиваются на группы по плоскостям, в которых происходит движение:
• Горизонтальные жимы - жимы лежа, отжимания от брусьев и пола;
• Вертикальные жимы - армейский жим, жим гантелями сидя, швунги;
• Горизонтальные тяги - тяга нижнего блока, тяга штанги стоя в наклоне;
• Вертикальные тяги - подтягивания, тяга верхнего блока;
• Колено-доминантные упражнения - приседания со штангой на плечах, жим ногами сидя в тренажере;
• Тазово-доминантные упражнения - гиперэкстензия, тяга становая, тяга штанги на прямых ногах;
• ВПН - упражнения, вращающие плечо наружу;
• Упражнения для корпуса - упражнения на прямую и косые мышцы живота;
• Хват, голени, шея.
При построении тренировочных планов должны использоваться упражнения из всех групп примерно в равной степени. Недостатком такого подхода является то, что не учитывается другие факторы, которые влияют на направленность упражнений, например, такие, как ширина хвата. В результате проблема решается лишь частично и требует от тренера больших знаний и опыта.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для более точной оценки направленности упражнений и построения гармоничного плана мы ввели понятие локальной нагрузки. Локальная нагрузка - это мера воздействия атлетических упражнений на различные группы мышц.
Для определения локальных нагрузок мы выделили 15 мышц и мышечных групп, тренировка которых наиболее важна для формирования атлетической фигуры: мышцы нижней часть спины(1), мышцы передней поверхности бедра(2), мышцы задней поверхности бедра(3), грудные мышцы(4), передняя часть дельтовидной мышцы(5), средняя часть дельтовидной мышцы(14), задняя часть дельтовидной мышцы(15), широчайшие мышцы спины(6), трехглавая мышца плеча(7), двуглавая мышца плеча(8), прямая мышца жи-вота(9), косые мышцы живота(10), мышцы предплечья(11), трапециевидная мышца (12), мышцы голени(13).
Каждой группе мышц в каждом упражнении, в зависимости от степени ее участия в движении, присваиваются 0, 25, 50, 75, 100 баллов.
0 баллов - упражнение не задействует данную мышечную группу
25 баллов - упражнение задействует мышечную группу в статическом режиме при малом напряжении.
50 баллов - упражнение задействует мышечную группу в статическом режиме при большом напряжении.
75 баллов - упражнение задействует мышечную группу в динамическом режиме, с неполной амплитудой и с максимальным напряжением или упражнение задействует мы-
шечную группу в динамическом режиме, с полной амплитудои и не с максимальным напряжением
100 баллов - упражнение задействует мышечную группу в динамическом режиме, с полной амплитудой и при максимальном напряжении.
Нам неизвестно абсолютное значения локальных нагрузок, а только лишь отношение между ними. Поэтому баллы подбирались нами так, чтобы в тренировочном плане на каждую группу мышц присутствовала нагрузка динамического характера. Мы предполагаем, что для начинающих работа в динамическом режиме с одной стороны более безопасна, а с другой стороны способствует наибольшей гипертрофии.
Локальная нагрузка тренировки на ту или иную группу мышц оценивается нами, как сумма локальных нагрузок каждого упражнения.
Для того, чтобы оценить, насколько важен учет локальных нагрузок при составлении тренировочного плана, мы проанализировали план Джо Вейдера, представленный на рисунке 1.
Как мы видим, из рисунка 1, мышечные группы в данном тренировочном плане загружены крайне неравномерно, отдельные мышечные группы тренируются недостаточно, другие перегружаются. Как уже было сказано выше, тренировки по подобным тренировочным планам могут привести к неравномерному развитию мышечных групп и травмам.
Невозможно подобрать упражнения в тренировке так, чтобы суммар-
400 -л
300 -
200 -
100 -
il
1 2 3 4 5
) 7 8 9 10 11 № группы
12 13 14 15
Рисунок 1.
Локальные нагрузки тренировки из работ Джо Вейдера
ные локальные нагрузки во всех группах мышц были абсолютно равны, поэтому в качестве требования к тренировочному плану выступает диапазон суммарных локальных нагрузок. Мы считаем, что оптимальный диапазон суммарных локальных нагрузок тренировки для начинающих - это 100-150 баллов. Существуют следующие варианты распределения суммарных локальных нагрузок:
• Суммарно 100 баллов могут быть набраны одним упражнением на 100 или двумя упражнениями на 75+25 баллов.
• Суммарно 125 баллов могут быть набраны двумя упражнениями на 100+25 и 75+50 баллов или тремя упражнениями на 75+25+25 баллов.
• Суммарно 150 баллов могут быть набраны двумя упражнениями на 100+50, или тремя упражнениями на 100+25+25 и 75+25+50, или четырьмя упражнениями на 75+25+25+25 баллов.
Пример сбалансированной тренировки:
1. Приседания в «Гак-тренажере».
2. Пулловер с гантелью лежа.
3. Отжимания от брусьев.
4. Скручивания туловища лежа на полу.
5. Сгибания рук со штангой на тренажере Скотта.
6. «Дровосек» с ручкой блочного тренажера.
7. Сгибание ног лежа в тренажере.
8. Подъем на носки стоя.
9. Разведение гантелей в стороны стоя.
10. Тяга ручки нижнего блока к подбородку.
Таблица 3. -Локальные сбалансированной тренировки
№ группы мышц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Суммарные локальные нагрузки 100 125 150 125 100 150 125 150 125 125 100 100 100 125 150
Как следует из таблицы 3, локальные нагрузки тренировки попадают в заданный диапазон. По нашему мнению, именно это позволит избежать перетренированности отдельных мышц и травм. Помимо локальных нагрузок, экспертная система «Атлетизм» включает в себя понятия интегральная нагрузка, равномерность, вариативность, травмо-опасность и систему контроля. Проведенный нами педагогический эксперимент показал, что тренировочные планы, построенные ЭС, более эффективны, чем планы, построенные по общепринятой методике [6].
ВЫВОДЫ
Предлагаемые в настоящей статье подходы к гармонизации включены в систему планирования тренировочной нагрузки в атлетизме [1]. Система повышает эффективность тренировочного процесса, позволяет строить сбалансированные планы.
Предлагаемые нами подходы могут быть использованы не только для тренировки начинающих, но и для более продвинутых атлетов (при необходимой доработке), а также для силовой подготовки спортсменов из различных видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хасин, Л.А. Планирование тренировки в атлетизме с использованием экспертных систем / Л.А. Хасин, Д.Ю. Тараховский ; Московская государственная академия физической культуры // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии и компьютерное моделирование в сфере физической культуры и спорта». 31 мая - 03 июня 2010 г. - Малаховка, 2012. - С. 82-90.
2. Хасин, Л.А. Новые подходы к планированию тренировки в атлетизме / Л.А. Хасин, Д.Ю. Тараховский ; Московская государственная академия физической культуры // Материалы XXIX научно-методической конференции профессорско-преподавательского и научного состава МГАФК. - Малаховка, 2008. - Выпуск VI. - С. 72-79.
3. Вейдер, Д. Система строительства тела / Д. Вейдер. - М. : Физкультура и спорт, 1992. -
112 с.
4. Делавье, Ф. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин / Ф. Делавье. - М. : Рипол-Классик, 2016. - 192 с.
5. Смирнов, Д.И. Фитнес для умных / Д.И. Смирнов. - М. : Эксмо, 2011. - 461 с.
6. Тараховский, Д.Ю. Апробация системы планирования тренировочной нагрузки в атлетизме для начинающих / Д.Ю. Тараховский // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2014. - № 1. - С. 31-32.
REFERENCES
1. Hasin, L.A. and Tarakhovsky, D.Yu. (2012), "Planning exercise in athleticism with the use of expert systems", Materials of the III all-Russian scientific and practical conference: "Information technologies and computer modeling in the field of physical culture and sports. May 31-June 03, 2010", Mala-khovka, pp.82-90.
2. Hasin, L.A. and Tarakhovsky, D.Yu. (2008), "New approaches to training planning in athleticism", Materials of the XXIX scientific-methodical conference of the faculty and scientific staff MGAFK, Vol. VI, pp. 72-79.
3. Weider, J. (1992), Bodybuilding system, Physical education and sport, Moscow.
4. Delavier, F. (2016), Anatomy of strength exercises for men and women, Ripol-Classic, Moscow.
5. Smirnov, D.I. (2011), Fitness for smart, Eksmo, Moscow.
6. Tarakhovsky, D.Y. (2014), "Approbation of training load planning system in athleticism for beginners", Physical culture: learning, education, training, No. 1, pp. 31-32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.09.2019
УДК 796.835
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КИКБОКСЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛОВ К-1 И ЛАЙТ-
КОНТАКТ
Валерий Григорьевич Турманидзе, кандидат педагогических наук, доцент, Филипп Вадимович Салугин, заслуженный мастер спорта, доцент, Анатолий Александрович Фоменко, старший преподаватель, Тамара Валерьевна Синельникова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского; Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Михаил Владимирович Герасимов, главный тренер сборной России по кикбоксингу, заслуженный тренер России, заслуженный мастер спорта, Спортивная школа олимпийского резерва «Трудовые резервы» Москомспорта, Москва
Аннотация
В статье изложены результаты изучения особенностей центральной нервной системы (ЦНС) высококвалифицированных кикбоксеров различных дисциплин: К-1 и лайт-контакт на основе оценки изменения психофизиологического статуса в ответ на скоростно-силовую нагрузку. Выявлено, что ЦНС бойцов К-1 реагирует на нагрузку улучшением времени реакции и снижением оценки восприятия объекта. ЦНС кикбоксеров раздела лайт-контакт под воздействием нагрузки снижает качество временных, пространственных и образных параметров, но мобилизует функции зрительного анализатора и оценки расстояния при высокой психомоторной выносливости. Сравнительный анализ исходных параметров указывает на преимущество кикбоксеров раздела лайт-контакт по критериям времени реакции и оценки воспроизведения объекта, но бойцы К-1 имеют лучшие значения теппинг-теста. После нагрузки у кикбоксеров, специализирующихся в разделе лайт-контакт, отмечается лучшее время реакции, воспроизведение визуальных объектов и значения психомоторной выносливости, у бойцов К-1 выявлено усиление оценки аудиальных сигналов и скорости движения объекта. Результаты исследования подчеркнули целесообразность дифференциации подготовки с учетом психофизиологического статуса кикбоксеров для повышения адаптационных возможностей организма и их компенсаторных способностей.
Ключевые слова: кикбоксинг, центральная нервная система, раздел К-1 и лайт-контакт.
ASSESSMENT OF CENTRAL NERVOUS SYSTEM FUNCTIONING FOR HIGH QUALIFICATION KICKBOXERS IN SECTIONS K-1 AND LIGHT CONTACT
Valery Grigoryevich Turmanidze, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Philipp Vadimovich Salugin, the honored master of sports, senior lecturer, Anatoliy Alexan-drovich Fomenko, the senior teacher, Tamara Valeryevna Sinelnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk F.M. Dostoevsky State University; Inessa Yurievna Gorskaya, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Mikhail Vladimirovich Gerasimov, the head coach of Russian kick-boxing team, honored coach of Russia, honored master of sports, Moskomsport Olympic Reserve Sports School, Moscow
Annotation
The article presents the results of the study of the central nervous system (CNS) features for high qualification kickboxers in different sections: K-1 and light contact based on the change assessment of psychophysiological status in response to speed-power load. It was revealed that the central nervous system of K-1 fighters responds to load by improving the reaction time and decline assessment of the object perception.