Научная статья на тему 'К проблеме становления прикладной коммуникативистики образования'

К проблеме становления прикладной коммуникативистики образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ КОММУНИКАТИВИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / APPLIED COMMUNICATIVE STUDIES IN EDUCATION / DISCOURSE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бермус Александр Григорьевич

Рассматриваются проблема и перспективы становления прикладной коммуникативистики образования. В центре внимания четыре фокуса коммуникативной рефлексии образовательной реальности: философское понимание коммуникации в образовании; теоретическая интерпретация технологизации и повышения качества / эффективности взаимодействия в образовании; аналитика инновационного дискурса; антропология образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem and perspectives of the development of applied communicative teaching. The author focuses on the four aspects of communicative reflection in education: a philosophical understanding of communication, theoretical interpretation of technologization and improvement of the effectiveness of interaction in education, analytics of innovation discourse and anthropology of education.

Текст научной работы на тему «К проблеме становления прикладной коммуникативистики образования»

педагогические науки

а.г. БЕРМУС (Ростов-на-Дону)

к проблеме становления прикладной коммуникативистики образования*

Рассматриваются проблема и перспективы становления прикладной коммуникативистики образования. В центре внимания четыре фокуса коммуникативной рефлексии образовательной реальности: философское понимание коммуникации в образовании; теоретическая интерпретация технологизации и повышения качества / эффективности взаимодействия в образовании; аналитика инновационного дискурса; антропология образования.

Ключевые слова: прикладная коммуникативи-стика образования, дискурсивный анализ.

Одной из актуальных тенденций широкого спектра гуманитарных исследований является смещение интересов в область изучения и реконструкции социально-коммуникативных оснований гуманитарных феноменов. Общим (и при этом вполне условным) обозначением данной тенденции может служить термин коммуникативистика, объединяющий коммуникативные практики, порождающие как конкретные социальные и культурные феномены, так и специальную науку, предметом которой эти коммуникативные практики являются.

Коммуникативистику рассматривают как науку, призванную обеспечивать знаниями сферу коммуникации [12]; как диалектико-диа-логическую область знания [6]; как междисциплинарную метатеорию, описывающую совокупность метадискурсивных практик [1]. Процесс коммуникации становится предметом изучения многих научных дисциплин: философии, семиотики, герменевтики, риторики, линг-

* Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8 декабря 2018 г.).

вистики, социологии, педагогики, психологии, этнографии и др. Статус коммуникативисти-ки как самостоятельной отрасли гуманитарного знания пока не определен. Выделяют политическую коммуникативистику [13], правовую коммуникативистику [14], коммуникационный менеджмент [2], прикладную коммуникативистику [17]. С каждым годом сфера приложения коммуникативистики дифференцируется и расширяется. В ряде вузов (в частности, на базе Южного федерального университета) в рамках специализированных магистерских образовательных программ осуществляется подготовка специалистов в области прикладной коммуникативистики (направление подготовки 032700 «Филология»), компетентных в различных областях профессиональной коммуникации (письменная деловая коммуникация, копирайтинг, редактирование, литературная критика, ведение переговоров, создание речевого имиджа, обучение речевому этикету на основе коммуникативно-речевых тренингов и т. д.).

В сфере наук об образовании растет число исследований, в которых освещаются различные аспекты образовательной коммуникации, в том числе специфика коммуникативных практик в общеобразовательной [4] и высшей [18] школе; диалоговый характер обучения [9]; образовательная коммуникация как ресурс подготовки будущих педагогов [11]; социальные коммуникации в образовании [5]; психологические особенности электронной образовательной коммуникации [16]; межкультурная коммуникация в образовательной среде [15]; педагогическая мифологистика [7] и др. Очевидно, что назрела необходимость концептуализации, теоретического и методологического обобщения коммуникативной тематики в научно-педагогических исследованиях с опорой на теории коммуникации, теорию языка и исследования дискурса, семиотические и прикладные модели коммуникации, теорию информации, концепции управления коммуникативными процессами, в том числе в сфере рекламы и PR и т. д.

Цель нашего исследования предполагает оформление специальной области знания,

О Бермус А.Г., 2019

обозначаемой как прикладная коммуникати-вистика образования и ставящей задачу выявления, описания и осмысления коммуникативных практик, конституирующих актуальный тип образования. При этом существует как минимум четыре уровня, на которых комму-никативистика может привести к существенным изменениям.

На философском уровне анализа комму-никативистика обращается к самому феномену коммуникации в тесной взаимосвязи с феноменами субъекта, опыта, проекта деятельности и т. д. Именно здесь сталкивается множество альтернатив: от культурно-исторической (придающей первостепенное значение коммуникативной ситуации как базовой по отношению к индивидуальным качествам и свойствам) - до феноменологической, постулирующей индивидуальное сознание в качестве отправной точки для коммуникаций. непосредственным следствием того или иного выбора является переопределение соотношений между традиционализмом и связанной с ним метафизикой времени и наследия как философской и институциональной основы для любой коммуникации либо же постулирование единичной ситуации общения в качестве первичной реальности.

На теоретическом уровне особое значение приобретает вопрос о статусе коммуникативных практик, их теоретической рефлексии и технологических моделях. Действительно, мы можем рассматривать и строить коммуникативные модели в образовании как прямые проекции коммуникативных практик в иных сферах.

Сама установка на «технологизацию» образовательных практик оказывается внутренне противоречивой, поскольку вуалирует любое философское («метафизическое») вопро-шание о смысле и сущности внедрения технологий соображениями «повышения качества и эффективности». В то же время инструментарий из других сфер человеческой практики, внедренный без проблематизации образовательной традиции, является одновременно и избыточным (поскольку применяется как след другой реальности - государственной политики и управления, бизнеса, средств массовой информации и т. д.) и недостаточным (т. к. не обеспечивает развития аутентичной образовательной среды).

Еще одной перспективой внедрения коммуникативных представлений является аналитика инновационных процессов и иннова-

кие науки -

ционной деятельности. Проблема заключается в том, что, несмотря на почти четвертьвековой путь постоянных попыток реформирования («модернизации») отечественного образования, результаты этого процесса крайне ограничены по распространению и весьма неоднозначны по своему эффекту. Это заставляет пристально посмотреть на дискурс инноваций как особого рода коммуникативную практику, включающую совокупность дискурсивных действий, таких как акцентирование различий «нынешнего» и «возможного», «реальности» и «вызова»; онтологизация «качества» как некоторого «слова-бумажника» (Ж. Де-лёз), лишенного какого-либо смыслового ядра, но ризоматически сочленяющего самые разные идеи и смыслы трансформации; придание абсолютного приоритета процедурам экспертизы качества, а также последовательной редукции-реконструкции процессуальных метафор образования к событийным и ситуационным.

Наконец, четвертым фокусом применения коммуникативных моделей и интерпретаций оказывается антропология образования, включающая образы и концепты человеческого присутствия в образовательном пространстве. Так, наиболее известные и характерные трансформации последнего времени (переход от личностных к имиджевым моделям, повышение внутренней конфликтности в образовании, засилье «политической корректности») являются не изолированными аспектами, но вполне логичными следствиями происходящих процессов.

Результаты проводимого нами исследования могут быть представлены в виде многокомпонентной схемы, обеспечивающей как концептуализацию коммуникативных событий и практик в современном образовании, так и создание специфического методологического и методического инструментария оценки и совершенствования коммуникативной среды образования для решения конкретных задач. При этом необходимо принимать во внимание онтологическую картину современной коммуникации.

В век цифровых технологий коммуникативные процессы в образовании неизбежно оказываются в поле столкновения ряда разнонаправленных тенденций. с одной стороны, коммуникативные практики образовательного взаимодействия тяготеют к влиянию педагогической традиции, что выражается в преобладании «антикоммуникативных» форм ор-

известия вгпу

ганизации учебного процесса (традиционные классно-урочные и лекционные формы, описательное изложение заданий и т. п. vs. интерактивные занятия, эвристические беседы, удаленные семинары, вебинары, проблемные лекции); формальное проведение конференций, когда в условиях дефицита времени и обилия участников живая дискуссия сведена до минимума и т. п.). с другой стороны, цифровиза-ция образовательного пространства, распространение дистанционного обучения и медиа-образовательных ресурсов приводит к тому, что любые образовательные технологии, помимо цифровых, как учащимися, так и учителями начинают восприниматься как нечто косное и устаревшее. Привычные медиа (телевидение, радио, пресса) не могут обеспечить диа-логичность образовательного процесса, являясь, по выражению Ж. Бодрийяра, «антикоммуникативными», в то время как новые медиа (интернет-ресурсы, блогерство, цифровые игры) коммуникативны по своей сути. В данном контексте возникает необходимость соотношения и оптимизации коммуникативных практик различного типа.

При оценке процессов, происходящих в сфере образовательной коммуникации, необходимо, в первую очередь, выявить те социальные, культурные, политические, экономические и исторические факторы, которые оказывают выраженное влияние на коммуникативную деятельность в социуме в целом. согласно постулатам теории коммуникации [10; 19; 20 и др.], в информационном обществе происходит изменение статуса коммуникации: информация превращается в товар, на первый план выходят обработка и порождение информации; привычным становится ведение информационных войн; усиливается роль визуальной информации; коммуникативные процессы переходят на метакоммуникативный уровень, соответствуя определенным автономным видам дискурса. Государство (власть), общество, СМИ, реклама, паблик рилейшнз порождают собственные тексты, отвечающие задачам конкретного дискурса. Данные процессы не могут не оказывать влияния на осуществление коммуникации в научно-образовательном сообществе, что порождает новые модели коммуникативного образовательного взаимодействия (см. табл. на с. 7).

Онтологический и антропологический аспекты коммуникации, по мнению ряда исследователей [3; 8], являются наиболее значимыми, что обусловлено процессами глобализа-

ции и виртуализации социума в эпоху перехода к обществу знания. Виртуальное измерение становится все более значимым также и в системе образования, что имеет как свои плюсы (активизация процесса содержательной коммуникации, быстрый доступ к новой информации, легкость осуществления интернет-общения, обилие доступных цифровых образовательных ресурсов и гаджетов), так и минусы, связанные с вынужденным замещением реальных объектов виртуальными (невозможность различить реальное и виртуальное «я») и оперированием симулякрами (Ж. Бодрий-яр), а также зачастую предпочтением общения с виртуальными собеседниками, а не реальными коммуникантами.

ограничение живого человеческого общения имеет негативные онтологические последствия: ведет к неуверенности, потере смыслов и ориентиров, глубокой фрустрированно-сти переживаний и опыта и в конечном итоге к экзистенциальному ощущению неподлинности бытия и утраты реальности. Человек ощущает себя потерянным в мире, где «коммуникационное становится значимее коммуникативного» [8, с. 66]. Эти универсальные процессы проецируются на сферу образования и проявляются в особенностях и противоречиях образовательной коммуникации, как в зеркале отражающей противоречия и сложности глобальной коммуникации.

Важной проблемой в пространстве образования является вопрос о соотношении коммуникации и диалога. Ключевой смысл обучения заключается в передаче социокультурного опыта, что возможно только в процессе коммуникации.

однако даже учебная коммуникация не может сводиться исключительно к техническому обмену информацией. Сегодня на первый план выходит формирование у учащихся готовности к общению, развитие толерантности, эмпатии, способности чувствовать, сопереживать, ощущать и идентифицировать собственную личность и личность Другого, что не может быть достигнуто исключительно «техническими» приемами и коммуникативными техниками, такими как эвристическая беседа, сократический диалог, проблемные дискуссии и пр. Излишняя технологизация коммуникативной сферы в образовании приводит к потере ее духовной составляющей, что является причиной морально-этических проблем и несет в себе угрозу подмены ценностей и кризиса этического сознания.

- педагогические науки -

Ключевые факторы, оказывающие влияние на коммуникативные практики в сфере образования

Глобальные факторы, оказывающие влияние на процесс социальной коммуникации Частные факторы, определяющие специфику коммуникаций в сфере образования Последствия воздействия глобальных и частных факторов на процесс образовательной коммуникации

Глобализация экономик и культур, распространение миграционных процессов Глобализация и интернационализация образования, создание единого образовательного пространства, расширение академической мобильности. Образовательная коммуникация как диалог Приоритет развития межкультурной коммуникации, усиление роли иностранных языков в образовательном процессе, педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Широкое распространение коммуникативных технологий и диалоговых форм работы. Феноменология коммуникативности (обращенность к общению, коммуникативность как возникновение некоторой «общности»)

Тотальная информатизация и цифровизация в обществе, дигитализация и квантификация коммуникаций. Виртуализация в различных сферах человеческой деятельности Информатизация и цифровизация образовательной среды. Дигитализация образовательных ресурсов и технологий Распространение удаленных (дистанционных) форм образовательного общения, ИКТ, смешанного обучения, электронных образовательных ресурсов. Появление новых форм образовательной коммуникации (открытые образовательные ресурсы, массовые открытые онлайн-курсы (МООК, MOOCs) и т. д. Имидж как цифровой двойник. Неустранимость разрыва: цифровое и реальное «я». Обезличивание личности (от типографирования - к цифровой обработке и прямому «генетическому манипулированию»)

Технологизация как сущность глобальных процессов в обществе. Техническая революция в сфере коммуникаций Технологизация сферы образования, направленность на повышение эффективности и качества образования. Встраивание образования в государственную идеологию, бизнес, социальную политику и т. д. Заимствование технологий, уже существующих в бизнесе, политике, СМИ, а также создание новых образовательных технологий. Проблема образовательных технологий: ограничение говорения и «производство ситуаций». Управление поведением (режимы поступков, модели реагирования)

Ориентация на инновационную деятельность и политику инноваций Инновационные процессы в образовании, новаторство, модернизация, внедрение инновационных образовательных технологий и инновационных форм организации образовательного процесса. Ориентация на непрерывное образование как залог отбора и дифференциации новой информации, освоения больших объемов информации Появление инновационных форм образовательной коммуникации, в том числе на основе виртуального общения (блогерство, цифровые игры и пр.). Внедрение коммуникативных технологий как основы непрерывного образования

Усиление роли дискурса, взаимопроникновение коммуникации и дискурса. Дискурс и текст, интернет-дискурс как гипертекст. Коммуникация в поле мифа (смысла). Двойственная природа сообщения Дифференциация видов и типов образовательного дискурса. Учебный текст и контекст, задающий пространство понимания. Демистификация «советского образования» и мифологизация «нового образования» Дифференциация форм образовательной деятельности в зависимости от типа задействованного дискурса (обучение речевому этикету в различных сферах и жанрах коммуникации, обучение академическому чтению и письму и т. д.). Применение интерпретирующих, объясняющих, герменевтических методов обучения, использование социолингвистических и психолингвистических методов, лингвокультурных методик и технологий в образовании

известия вгпу

Осмысление факторов и тенденций, которые прямо или косвенно воздействуют на процесс образовательной коммуникации, и корреляция этих факторов с постулатами общей теории коммуникации представляется актуальным и, безусловно, требует дальнейшего детального обсуждения и критического анализа с целью преодоления имеющихся противоречий и становления прикладной коммуникати-вистики как методологического ресурса и значимого компонента модернизации сферы образования.

Список литературы

1. Василькова В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование: сб. ст. / под ред. С.И. Дудника. СПб.: С.-Пе-терб. филос. о-во, 2004. C. 69-88.

2. Емельянов С.М., Пряхина А.В. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2017.

3. Калмыков А.А. Онтология коммуникации. Коммуникативный потенциал - физические модели [Электронный ресурс]. URL: http://jarki.ru/wp ress/2017/03/11/3680/ (дата обращения: 12.02.2018).

4. Карпук С.Ю. Организация образовательной коммуникации как средство развития старшеклассников // Человек и образование. 2014. № 1(38). С. 176-180.

5. Крашенинников В.В., Подгурецки Ю. Социальные коммуникации в образовании // Философия образования. 2012. № 4(43). С. 123-130.

6. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика: альманах сравнительных социогуманитарных исследований. Вып. 3 / под ред. Л.А. Вербицкой [и др.]. СПб.: Со-циол. о-во им. М.М. Ковалевского, 2003. С. 72126.

7. Мазниченко М.А. Эвристический потенциал педагогической мифологистики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2018.

8. Михайлова Т.Л. Системный подход в коммуникативистике // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2007. № 3(8). С. 64-71.

9. Мусифуллин С.Р., Сафонова О.В. Диалоговое обучение как условие реализации компетент-ностного подхода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в техническом университете // Концепт. 2013. № 3(19). С. 79-85.

10. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001.

11. Примчук Н.В. Образовательная коммуникация как ресурс профессионального становления будущих учителей // Человек и образование. 2016. № 3(48). С. 121-126.

12. Рац М.В., Розина И.Н. Коммуникативи-стика: проблемы и пути развития [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 3. URL: http://mic.org.ru/3-nomer-2012/135-kommumkativistika-proЫemy-i-puti-razvitiya(датаоб-ращения: 24.12.2018).

13. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуника-тивистика: проблемы становления // Полис. Политические исследования. 2009. № 5. С. 41-54.

14. Тихонова С.В. Становление правовой ком-муникативистики в России: проблемы и перспективы // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. № 3. С. 319-330.

15. Флеров О.В., Егоров В.И. Межкультурная коммуникация и современная высшая школа [Электронный ресурс] // APRIORI. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 1. URL: http://apriori-journal. ru/seria1/1-2016/Flerov-Egorov.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

16. Чумакова В.А. Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 111-113.

17. Шалина И.В. Современная коммуникати-вистика: практикум. Екатеринбург: Изд-во Ургу, 2016.

18. шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 80-86.

19. Griffin E.A. A first look at communication theory [Electronic resource] / Em Griffin; spécial consultant, Glen McClish. 8th edMcGraw-Hill, 2012. URL: http://rosalia.mercubuana-yogya.ac.id/wp-con

tent/uploads/2016/04/ebooksclub.org_A_First_Look_

at_Communication_Theory_8th_Edition_.pdf (дата

обращения: 17.02.2019).

20. Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. 7th ed. Belmont, CA: Wadsworth, 2002.

* * *

1. Vasil'kova V.V. Mezhdisciplinarnost' kak kog-nitivnaya praktika (na primere stanovleniya kommu-nikativnoj teorii) // Kommunikaciya i obrazovanie: sb. st. / pod red. S.I. Dudnika. SPb.: S.-Peterb. filos. o-vo, 2004. C. 69-88.

2. Emel'yanov S.M., Pryahina A.V. Kommuni-kacionnyj menedzhment: ucheb. posobie. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta, 2017.

3. Kalmykov A.A. Ontologiya kommunikacii. Kommunikativnyj potencial - fizicheskie modeli [Elektronnyj resurs]. URL: http://jarki.ru/wpress/-2017/03/11/3680/ (data obrashcheniya: 12.02.2018).

4. Karpuk S.Yu. Organizaciya obrazovatel'noj kommunikacii kak sredstvo razvitiya starsheklassni-kov // Chelovek i obrazovanie. 2014. № 1(38). S. 176180.

педагогические науки

5. Krasheninnikov V.V., Podgurecki Yu. Soci-al'nye kommunikacii v obrazovanii // Filosofiya ob-razovaniya. 2012. № 4(43). S. 123-130.

6. Krejg R.T. Teoriya kommunikacii kak oblast' znaniya // Komparativistika: Al'manah sravnitel'-nyh sociogumanitarnyh issledovanij. Vyp. 3 / pod red. L.A. Verbickoj [i dr.]. SPb.: Sociol. o-vo im. M.M. Ko-valevskogo, 2003. S. 72-126.

7. Maznichenko M.A. Evristicheskij potencial pedagogicheskoj mifologistiki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2018.

8. Mihajlova T.L. Sistemnyj podhod v kommu-nikativistike // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lo-bachevskogo. Ser.: Social'nye nauki. 2007. № 3(8). S. 64-71.

9. Musifullin S.R., Safonova O.V. Dialogovoe obuchenie kak uslovie realizacii kompetentnostnogo podhoda v prepodavanii disciplin gumanitarnogo cik-la v tekhnicheskom universitete // Koncept. 2013. № 3(19). S. 79-85.

10. Pochepcov G.G. Teoriya kommunikacii. M.: Refl-buk, K.: Vakler, 2001.

11. Primchuk N.V. Obrazovatel'naya kommuni-kaciya kak resurs professional'nogo stanovleniya budushchih uchitelej // Chelovek i obrazovanie. 2016. № 3(48). S. 121-126.

12. Rac M.V., Rozina I.N. Kommunikativistika: problemy i puti razvitiya [Elektronnyj resurs] // Media. Informaciya. Kommunikaciya. 2012. № 3. URL: http://mic.org.ru/3-nomer-2012/135-kommunikativisti ka-problemy-i-puti-razvitiya (data obrashcheniya:

24.12.2018).

13. Timofeeva L.N. Politicheskaya kommuni-kativistika: problemy stanovleniya // Polis. Politiche-skie issledovaniya. 2009. № 5. S. 41-54.

14. Tihonova S.V. Stanovlenie pravovoj kommu-nikativistiki v Rossii: problemy i perspektivy // Izv. Sarat. un-ta. Novaya seriya. Ser.: Ekonomika. Uprav-lenie. Pravo. 2015. T. 15. № 3. S. 319-330.

15. Flerov O.V., Egorov V.I. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i sovremennaya vysshaya shkola [Elektronnyj resurs] // APRIORI. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2016. № 1. URL: http://apriori-journal.ru/se ria1/1-2016/Flerov-Egorov.pdf (data obrashcheniya:

13.02.2019).

16. Chumakova V.A. Psihologicheskie osoben-nosti i problemnye aspekty ehlektronnoj obrazovatel'-noj kommunikacii // Aktual'nye voprosy sovremen-noj psihologii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, fevral' 2015 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2015. S. 111-113.

17. Shalina I.V. Sovremennaya kommunikati-vistika: praktikum. Ekaterinburg: Izd-vo Urgu, 2016.

18. Shutenko A.I. Razvitie obrazovatel'nyh kom-munikacij v sovremennom vuze // Vysshee obrazova-nie v Rossii. 2011. № 7. S. 80-86.

О Каунов A.M., 2019

Towards the problem of the formation of applied communicative studies in education

The article considers the problem and perspectives of the development of applied communicative teaching. The author focuses on the four aspects of communicative reflection in education: a philosophical understanding of communication, theoretical interpretation of technologization and improvement of the effectiveness of interaction in education, analytics of innovation discourse and anthropology of education.

Key words: applied communicative studies in education, discourse analysis.

(Статья поступила в редакцию 18.03.2019)

А.м. КАунов

(Болгоград)

ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СпЕцИАЛИСТОВ

Рассматриваются некоторые методологические основания креативной педагогики и основные компоненты и принципы реализации креативно ориентированного образовательного процесса: содержание, средства обучения, педагогические условия и методы обучения. Анализируются традиционные и инновационные подходы к обучению, его организации. Приведены сведения о различных методах активизации творческой деятельности и развития творческих способностей и креативности обучающихся.

Ключевые слова: инновационный инструментарий, креативная педагогика, креативная педагогическая технология, педагогические условия, технологии и методы обучения, креативность, творчество, компетентность.

История и философия образования хранят в себе богатое наследие мудрых идей, мыслей, высказываний, которые и в наши дни не теряют своей актуальности и значимости. Вот лишь некоторые из них:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.