Научная статья на тему 'К проблеме социального взаимодействия молодежи в социальных сетях'

К проблеме социального взаимодействия молодежи в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
790
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЭТИКА / ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курячьева Марсель Михайловна

Молодые люди используют социальные сети как дополнение или замену живому общению. В интернет-пространстве свой язык, свои традиции, которые иногда отличаются от реального общения, и даже свой фольклор. Социальные сети вносят немалый вклад в развитие человека: в сообществах содержится масса обучающих и развивающих материалов. Помимо этого, они способствуют реализации в жизни индивида: популярным стали такие явления, как поиск жилья, трудоустройство на работу, распространение творчества, продвижение бизнеса. Отсюда можно сделать вывод, что социальные сети это новый инструмент социализации личности, и качественно влиять на развитие индивида они будут в зависимости от того, какие рычаги данный индивид предпочтет использовать. Некоторые работники увольнялись или не принимались на работу по причине того, что работодатель не разделял их взглядов и не принимал материалы, содержащиеся на персональной странице. С аналогичными проблемы сегодня сталкиваются и студенты. В данной статье автор поднимает проблемы, связанные с коммуникациями через Интернет и предлагает варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме социального взаимодействия молодежи в социальных сетях»

УДК 316

Курячьева Марсель Михайловна

аспирант,

Нижегородский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ тагэо_1990@mail.ru

Marsel' M. Kuryach'eva

graduate student,

Nizhny Novgorod branch,

Russian Academy of Folk

economy and public service

under the President of the Russian Federation

marso_1990@mail.ru

К проблеме социального взаимодействия молодежи в социальных сетях

Аннотация. Молодые люди используют социальные сети как дополнение или замену живому общению. В интернет-пространстве свой язык, свои традиции, которые иногда отличаются от реального общения, и даже свой фольклор. Социальные сети вносят немалый вклад в развитие человека: в сообществах содержится масса обучающих и развивающих материалов. Помимо этого, они способствуют реализации в жизни индивида: популярным стали такие явления, как поиск жилья, трудоустройство на работу, распространение творчества, продвижение бизнеса. Отсюда можно сделать вывод, что социальные сети - это новый инструмент социализации личности, и качественно влиять на развитие индивида они будут в зависимости от того, какие рычаги данный индивид предпочтет использовать. Некоторые работники увольнялись или не принимались на работу по причине того, что работодатель не разделял их взглядов и не принимал материалы, содержащиеся на персональной странице. С аналогичными проблемы сегодня сталкиваются и студенты. В данной статье автор поднимает проблемы, связанные с коммуникациями через Интернет и предлагает варианты их решения.

Ключевые слова: Интернет, молодежь, социальные сети, этика, поведение, социальное взаимодействие.

Towards the issue of

social interaction of the youth in social networks

Annotation. Young people approach social networks as a supplement or substitution for real-life communication. The Internet environment has its own language, its own communication language, which can differ from those in real-life communication, and even its own folklore. Social networks, we have a lot of educational and mind-broadening materials. Apart for that, they have one's personal fulfillment: such phenomena as search for accommodation, employment, promotion, promotion of creative products or business have become popular. It is possible to make a conclusion that social networks are a new instrument of personal socialization, and they will be effected qualitatively the development of an individual depending on the tools of this individual prefers to use. Some employees were dismissed or denied a position because their employer did not share their social networking page. Students nowadays face similar problems. In this article, the author raises problems related to Internet communication and offers a solution.

Keywords: Internet, youth, social networks, ethics, behavior, social interaction.

Сегодня сложно отрицать влияние социальных сетей в Интернете на молодежь. Социальные сети - относительно новый способ ком, -

нение и неустанно продолжает развиваться. О социальном взаимодействии писали многие социологи, в частности, такой классик, как Питирим

. ,

аналогию именно с техническими средствами, которую сегодня очень легко проецировать на интернет-общение: «Один человек, подобно радиостанции, посылает «волны раздражений»;

, -

ной проволоке или воздушной среде, эти раздражения доводят до других людей; те, подобно радиостанции, получающей радиограмму, вос-

принимают их и затем отвечают (реагируют) на них теми или иными действиями [4].

Молодые люди используют социальные сети как дополнение или замену живому общению, обмениваются информацией, знакомятся, приобре-,

других пользователей. В интернет-пространстве , ,

общения, которые имеют некоторые отличительные особенности (по сравнению с живым ), , -

ские, аудио и видео файлы, в некоторых случаях присутствует анонимность. Важное влияние оказывает огромный доступный пласт информации, а также поведение других пользователей, кото-

рое часто невольно перенимается. Сложно отрицать то, что «гациальные сети, являясь новым агентом социализации личности, накладывают

определенный отпечаток на человека» [3]. Иначе

,

личности, как и другие институты (87 % опрошенных в возрасте 18-24 лет пользуются Интернет ежедневно) [8].

Социальные сети представляют из себя пространство из скопления сообществ, медиафай-лов и персональных анкет, заполненных индивидуально в соответствии со своими взглядами и предпочтениями. Многие пользователи чувствуют себя комфортно, пользуясь данным сред, -

сутствует риск реального нанесения вреда другим пользователем даже в случаях недопонимания. Это привело к появлению, а в социальных сетях к развитию интернет-феноменов, которые стали использоваться безнаказанно: троллинг (от англ. trolling) - провокация; вбросы - заведомо ложная информация, распространяемая по Интернет с целью получения выгоды, либо внимания; хайп (от англ. hype) - раскрутка, стимуляция; интернет-сленг, определенная культура общения и поведения. Молодежь склонна упрощать взаимодействие с другими пользователями в социальных сетях, часто молодые люди не придерживаются этических норм, либо вовсе начинают дерзить (67 % респондентов считают, что Интернет формирует ощущение реальной [6]).

людям циничный взгляд на мир, пособничают развитию эгоцентризма и мысль о том, что быть вежливым и отзывчивым в нынешнем мире не.

чем-то обязательным, а грамотность и указание оппонента на ошибки иногда высмеиваются.

Однако стоит заметить, что интернет-пространство привило не только негативные привычки: есть ряд порталов и сообществ, в которых принято взаимное уважение друг друга, за резкие высказывания пользователя могут отправить в бан (от англ. ban; оградить возможность на неопределенный срок просматривать сообщество и

). « -

» ,

чему призывают своих пользователей. Исходя из

,

молодое поколение пользователей, с возрастом

же растет политика уважительного отношения к

,

.

вносят немалый вклад в развитие человека: по,

влияние на воспитание и поведение индивида, в сообществах содержится масса обучающих и развивающих материалов для всех возрастов.

То, что раньше доставалось с огромным трудом,

,

возможным к ознакомлению каждому пользователю. Также социальные сети помимо приобретения знаний и навыков способствуют реализации в жизни индивида: популярным стали такие явления, как поиск жилья/жителя через Интернет, трудоустройство на работу, распространение творчества, продвижение бизнеса (боль-

шинство респондентов (47 % при возможности выбрать несколько вариантов ответа) ответили, что пользуются Интернет для поиска необходимой информации [9]).

Отсюда правомерно сделать вывод, что социальные сети - это не аккумулятор циничных пользователей, ровно как и не идеальная площадка для общения и самообразования [1]. Социальные сети - это новый инструмент социали-, -

тие индивида они будут в зависимости от того, какие рычаги данный индивид предпочтет ис-.

«... моделируется новое социокультурное пространство как объективная реальность, в которой транспарентно проявляются социальные, культурные и коммуникативные практики [5]».

Популярность социальных сетей обусловлена межличностными коммуникациями: здесь каждый пользователь является одновременно и производителем, и потребителем, и распространителем информации (в отличии от СМИ, где присутствует односторонний порядок воздей-[7]). -

нальной, так и контентом, целью которого является широкое распространение.

Отсюда возникает проблема: как привить гражданам потребность изучать именно материалы, формирующие здоровые качества личности, стремиться к хорошему примеру для подражания? Возможно, этого можно достичь, в первую

очередь, демонстрацией поведения и достиже-, -

лодых людей определенный авторитет. Помимо

, -

интересовать того или иного гражданина ввиду , -

ми могут стать знаменитости, а также авторитетные лица из окружения. Например, учителя, тренера, преподаватели [2].

Есть другой вариант воздействия - блокировка

,

,

материала принимает лицо, которое может не обладать достаточным уровнем культурологических, исторических, лингвистических, социальных знаний и принять решение по наитию. Здесь

,

материал может оказаться экстремистским или недопустимым, часто причиной блокировки может быть личная неприязнь лица к подобного рода материалам и разделение иных взглядов. Подобные меры приведут к ограничению прав пользователей на свободное высказывание, самовыражение, и, как следствие, создаст преце-« » ( - -

смотра заблокированных материалов Раз1Ргоху). То есть блокировка и запреты решат проблему .

Этическая проблема поведения в социальных сетях обуславливается в том числе тем, что допустимый и/или желательный шаблон поведения

отсутствует. Мир Интернет отличен от реально,

норм поведения на манеру ведения социальных сетей совпадает. Проблема стоит не только в публикации дозволительных и недозволительных материалов, но и определении человеком роли собственного интернет-пространства. Термин «средство коммуникации» не указывает, как именно человек будет использовать личную анкету: будет ли это семейным архивом, будет ли он вести страницу как дневник, или же придерживаться исключительно деловой позиции. Роль социального пространства для индивида прямо влияет на манеру поведения в социальной сети, так как задает определенную социальную роль.

Проблема корректного ведения социальных сетей касается не только людей «на виду». Некоторые работники увольнялись или не принимались на работу по причине того, что работодатель не разделял их взглядов и не принимал ,

странице. В некоторых случаях моральные, этические, правовые нормы и впрямь были нарушены, в других возникали спорные моменты и требовали детального изучения, в третьих же нарушались права человека (увольнение из-за предпочтения определенной музыки, фильмов и подписки на ряд сообществ, смысл которых был трактован неправильно).

С аналогичными проблемами сегодня сталкиваются и студенты. Помимо отсутствия заданного шаблона допустимого или рекомендуемого поведения в социальных сетях, присутствует дру-

, ,

смысла, допустимости того или иного материа-

,

блокировкой того или иного материала ограни. , модераторы сайтов и лица, предложившие материал к блокировке, могут не обладать достаточной компетенцией и знаниями. Чаще эти люди руководствуются внутренними убеждениями.

, : -

,

, -

териала с другой (автор хотел сказать иное или , -

дератор, либо некоторая фраза может быть вырвана из контекста, приобретя противоположный ). , -

ходит сомнение касательно допустимости материала, им можно делиться с единомышленниками, создав закрытое сообщество, либо закрытый

Литература:

1. Викторова A.C. Социальные сети и молодежь. Территория науки / A.C. Викторова, И. А. Свертков. 2013. № 3.

2. Данах Бойд. Социальные сети: частные или публичные? Древо знаний 2007. № 13. С. 6. URL: https://www.danah.org/papers/KnowledgeTree.pdf (проверено 01.12.2017).

3. . .

на мировоззрения и идеалы современной моло-/ . . , . . //. -хология и социология. N12. Стр. 1. URL: http://

чат, куда будут допущены лишь определенные лица. Те материалы, которые обсуждаются не в открытом доступе без возможности обнаружения их третьими лицами, не вызывают негативных .

разделять «личное пространство» (недоступное для других) и «открытую площадку».

Если говорить о манере поведения молодежи в социальных сетях, то, возможно, обязанность обучить корректному поведению логично возложить на семью индивида. Но в данном случае мы находимся в ситуации, когда дети могут оказаться опытнее своих родителей. В детстве и

юности нынешних родителей либо не было со,

зарождения и не были так распространены, как сейчас. Соответственно, для корректного обучения детей в некоторых случаях у них может иметься либо небольшой опыт социального взаимодействия на данных веб-сайтах, либо иногда

он может отсутствовать вовсе. Ровно как и по, -

вести то или иное действие, совершенное в Интернет. Согласно данным опроса ВЦИОМ-спутник [8], лишь 1 % респондентов в возрасте от 18 до 24 лет не пользуется социальными сетями, в то время, как количество респондентов в возрасте от 45 до 59 лет достигает 31 %.

На основе написанного выше, автор приходит к выводу, что социальные сети сегодня - новый

.

минусами данных веб-сайтов есть ряд нерешенных проблем: отсутствие кем-либо заданных рекомендаций поведения с учетом особенностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

виртуального пространства и сложившихся там , -

та, четкого перечня рекомендаций, что и в какой форме можно высказывать/публиковать в соци-, . случаях семья не в состоянии обучить ребенка корректному использованию социальных сетей ввиду малого собственного опыта. Это влечет

либо блокировку некоторых материалов (не

),

жизненные обстоятельства индивида. Особенности социального взаимодействия в социальных сетях должны много и плотно исследоваться; на основе полученных исследований должны быть выработаны нормы поведения, которые будут прививаться пользователям наравне с .

Literature:

1. Viktorova A.S. Social Networks and the Young. Territoriya Nauki / A.S. Viktorova, I.A. Svertkov. 2013. № 3.

2. Danah Boyd. Social Networks: Private or Public? Drevo Znaniy [Tree of Knowledge] 2007, № 13. P. 6. URL: https:// www.danah.org/ papers/ Knowledge Tree. pdf (проверено 01.12.2017).

3. Kvitkovskaya A.S. Influence of Social Networks on Worldviews and Ideals (Values?) of the Modern Youth / A.S. Kvitkovskaya, I.V. Semchenko // Psicholigiya i Sociologiya [Psycology and Sociology] 12. P. 1.

www.rusnauka.com/8_NMIW_2014/Psihologia/12_1 62359.doc.htm (проверено 1.12.2017).

4. Сорокин ПЛ. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М. : Наука. 1994. 23 с.

5. Толстикова ИМ. Культурология киберпро-странства и социальное взаимодействие в Интернете. Информационные ресурсы России. 2013. № 6. С. 26.

6. Шаповалова И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное разви-

. .

2015. № 4 (372). С. 150.

7. Юдина E.H. Социальные сети Интернета в контексте теории автопоезиса Лумана / E.H. Юдина, С. А. Захарова // Вестник университета. 2016. № 10.

. 257.

8. Электронный ресурс. Опрос Вциом-спутник от 05.02.2017. Посещаете ли вы социальные сети? Если да, то какими социальными сетями пользуетесь? (проверено: 1.12..2017). URL: https://wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=16&q_id=774 &date=05.02.2017.

9. Электронный ресурс. Опрос Левада-центр от 24.10.2014. Интернет: возможности использования. (проверено 01.12.2017) URL: https://www.levada.ru/ 2014/11/20/internet-vozmozhnosti-ispolzovaniya/

URL: http://www. rusnauka.com/ 8_ NMIW_ 2014/ Psihologia/12_162359.doc.htm (rev. 12/01/2017).

4. Sorokin P.A. Popular Textbook on Sociology. Articles of different years. Moscow : Nauka Publ., 1994, p.23.

5. Tolstikova I.I. Cyber Space Culture Studies and Social Interaction on the Internet. Informacionnye Resursy Rossii [Russian Information Resources]. 2013. № 6. p.26.

6. Shapovalova I.S. Influence of Internet Communications on Behavior and Intellectual Development of the Young. Sociologicheskie Issledovaniya [Sociological Research] 2015. № 4 (372). p.150.

7. Yudina E.N. Internet Social Networks in the Context of Luhmann's Autopoiesis Theory / E.N.Yudina, S.A. Zakharova //. Vestnik Universiteta [University Reporter] 2016. № 10. p. 257.

8. Electronic source. VCIOM-SPUTNIK Poll Dated 02/05/2017. Do you go to social networks? If so, what social networks do you use? URL: https://wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=16&q_id=774 &date=05.02.2017 (rev. 12/01/2017).

9. Electronic source. Levada Center Poll Dated 10/24/2014. The Internet: opportunities of use. URL: https://www.levada.ru/2014/ 11/ 20/internet-vozmoz-hnosti-ispolzovaniya/ (rev.12/01/2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.