Уринова Ф.У.1, Отажонов Ж. М.2 ©
1Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Методика начального образования и изобразительное искусство»; Преподаватель кафедры «Методика начального образования и изобразительное искусство», Ферганский государственный университет (Узбекистан)
К ПРОБЛЕМЕ СИТУАЦИОННО-ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация
В работе показана актуальная проблема построения нового типа содержания ситуационно- позиционного обучения в условиях информационно- образовательной среды системы повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: обучение, педагогика, повышение квалификации, ситуационнопозиционное обучение, образовательная технология, профессиональная позиция педагога.
Keywords: training, education, training, situational -way training, educational technology, professional position of the teacher.
Характеризуя понятие «ситуационно-позиционное обучение» педагогов в системе повышения квалификации, мы опирались на определение образовательной технологии как последовательной взаимосвязанной системы действий обучающихся и обучаемых, направленной на решение педагогических задач. По нашему мнению, организация повышения квалификации педагогов, в структурах Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, ориентированной на профессиональное развитие педагога, вместо традиционной направленности на преодоление трудностей, пробелов, «слабых мест» в профессиональной подготовке учителя, предполагает его обращение к осмыслению своего опыта, выделению в нем имеющихся проблем; задания на анализ и оценку педагогических ситуаций, разработок, планов работы в сопоставлении с дозированными блоками теоретического материала, разработку документов, сценариев, планов и т.д. .
Опыт преподавания в Региональном центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ферганском государственном университете позволяет представить ситуационно-позиционное обучение педагогов в системе повышения квалификации как последовательную взаимосвязанную систему обучающих действий преподавателей системы повышения квалификации и учебных действий слушателей курсов, направленную на создание условий для позиционного самоопределения педагогов относительно ценностей и смыслов модульной образовательной программы. Механизм позиционного самоопределения педагогов в процессе переквалификации или повышения квалификации в условиях информационно-образовательной среды представляет собой систему переходов:
- от незнания к знанию (теоретико-методологическая позиция);
- от субъекта деятельности к субъекту собственной деятельности (про-фессионально-деятельностная позиция);
- от неумения решать профессиональные задачи к умению представлять перспективную модель целенаправленных действий (конструкторско- методическая позиция).
Считаем, что данный механизм обеспечивается педагогической рефлексией, является одной из основных способностей, характеризующей педагога-профессионала, определяющей
© Уринова Ф.У., Отажонов Ж. М., 2015 г.
возможности его развития и саморазвития как субъекта собственной профессиональной деятельности. Кроме того, сама возможность позиционного самоопределения педагога реализуется только в системе связей и отношений профессионального сообщества.
Проведенные нами исследования показали, что к принципам организации ситуационно-позиционного обучения педагогов в системе повышения квалификации можно отнести:
- принцип рефлексивности, предполагающий осмысление собственного опыта
педагога, обнаружение профессионально-личностных смыслов (осмысление)
образовательной деятельности и отражающий смысловой уровень понимания педагогом себя в профессиональном бытии, деятельностный аспект становления профессиональной позиции педагога (акцент при этом делается на рефлексию инновационного опыта);
- принцип интерактивности, связанный с формированием ценностных ориентиров профессионально-педагогической деятельности и отражающий уровень профессионального самопонимания педагога, становления его профессиональной самооценки;
- принцип проективности, предполагающий развитие профессиональ-ного
самосознания, утверждение своей профессиональной позиции в дея-тельности;
- принцип продуктивности, связанный с формированием профессио-нальных новообразований личности педагога, выражающимися во внут-ренних и внешних продуктах образовательной деятельности.
В соответствии с выделенными основными организационными формами общности: неструктурированная общность, социальная организованность, событийная общность, ситуационно-позиционное обучение относится к высшей ступени развития событийной общности и является универсальной формой целостного содержания, «сообщество
рефлексирующих практиков и теоретиков образования». Динамика профессиональных позиций педагогов в процессе информационно-технологической подготовки в системе повышения квалификации заключается в переходе от ситуации концептуализации, связанной со становлением теоретико-методологической позиции, через ситуацию проектирования способов и средств профессиональной деятельности, направленную на формирование профессионально-деятельностной, проектной позиции, к ситуации конструирования и тиражирования образовательных продуктов, имеющей результатом конструкторскометодическую позицию педагога.
По нашему мнению, ситуация концептуализации предполагает постановку следующих задач:
- создание «ситуации успеха» по результатам осмысления имеющегося
педагогического опыта;
- «выравнивание знаний» всех участников данной ситуации, необходи-мых для осуществления учебной деятельности;
- устранение «псевдопонятий», сложившихся в предшествующем обу-чении; освоение техник рефлексивного анализа;
- выделение ведущих смыслов, идей и ценностей процесса обучения, выстраивание общей системы ценностей;
- мотивация, выделение предмета образовательной деятельности;
- раскрытие смысла и содержания идеального плана предстоящей про-фессиональной деятельности;
- выбор направления и способов движения в новом проблемном поле.
Источником позиционного движения педагога в данной ситуации является выход из
пространства текущей педагогической деятельности и погружение в особое рефлексивное пространство, позволяющее осуществить рефлексивный анализ ее средств и способов. В результате происходит проблематизация педагогом оснований собственной профессиональной деятельности и наращивание профессиональных средств действий в новых условиях (информационно-образовательной среде).
Ситуация проектирования способов и средств профессиональной деятельности
предполагает моделирование комплекса модульных образовательных программ и подпрограмм, операциональное наращивание ресурсов педагогической деятельности. В данной ситуации происходит развитие технологического потенциала педагога и оформление его способности проектировать собственную профессиональную деятельность с использованием информационных технологий и компьютерных средств.
Ситуация конструирования и тиражирования образовательных продуктов связана с оформлением результатов информационно технологической подготовки педагога в виде мультимедийного сопровождения образовательного процесса, электронного портфолио педагога, авторских программ и учебно-методических комплексов, рабочих тетрадей, личных интернет-сайтов и др. Определение продуктивности информационно-
технологической подготовки педагогов и выявление сформированности конструкторскометодической позиции предполагает проведение ими мастер-классов, презентаций собственного педагогического опыта, педагогических мастерских, а также участие в групповых дискуссиях, интернет- форумах, конференциях, чатах, круглых столах и т.п.
Таким образом, формирование профессиональной позиции педагога опирается на его собственный опыт, полученный им при прохождении ситуаций профессионального развития в сотрудничестве с другими педагогами и преподавателями системы повышения квалификации. В процессе ситуационно-позиционного обучения в системе повышения квалификации педагог овладевает навыками построения образовательных ситуаций по предмету с использованием информационных технологий и компьютерных средств. Проектирование профессионально образовательных ситуаций предполагает «погружение» и «проживание» в режиме перехода от специалиста-предметника к педагогу-профессионалу, способному к конструированию собственных средств профессиональной деятельности. Опора на модульный принцип при организации ситуационно позиционного обучения педагога в условиях информационно-образовательной среды системы повышения квалификации предполагает целостность образовательного процесса и адекватного ему содержания педагогической деятельности, что находит свое воплощение в модульной образовательной программе.
Литература
1. Бордовская Н. В., Бордовская Н. В. Педагогика: [для вузов]. - Издательский дом" Питер", 2011.
2. Жук А. И., Кошель Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие //Минск: Аверсэв. - 2004. - Т. 33. - №. 6.
3. Ильясов Д. Ф., Солодкова М. И. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования //Педагогическое образование и наука. - 2010. - №. 1. - С. 64-69.
4. Ермолаева М. Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов //Педагогика. - 2005. - №. 7. - С. 55-59.
5. Курпаяниди К. И. Некоторые вопросы совершенствования методики преподавания бизнес дисциплин в высшем образовательном учреждении //Гуманитарные научные исследования. -2013. -Т. 11.
6. Подласый И. Педагогика начальной школы: учебник. - Litres, 2013.
7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие. -
Издательский дом" Питер", 2000.
8. Сластенин В. А. Педагогика. - М. : ИЦ" Академия", 2002.
9. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования //Екатеринбург. - 2009.
10. Shukurov Yorqin, Pedagogik texnologiyalar o'z o'rnida qo'llanilgand samara beradi // Kasbiy fanlar metodikasi, Toshkent. 2015.-№2. 10-11 bb.