Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ'

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СТАНДАРТ ОТКРЫТОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко А.Н.

Статья посвящена исследованию отдельных проблемных аспектов деятельности Министерства здравоохранения России в рамках реализации принципов открытого государственного управления. Автором рассматриваются основные принципы открытости федеральных органов исполнительной власти и их практическое применение при осуществлении управления здравоохранением в Российской Федерации. Кратко приведен анализ ключевых документов Министерства здравоохранения России, принятых в рамках реализации Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, даны рекомендации по их возможной доработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глущенко А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF REALIZATION OF THE OPEN GOVERNMENT PRINCIPLES IN THE ACTIVITIES OF RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH

The article investigates some problematic aspects of Russian Ministry of Health in the framework of the principles of open government. The author discusses the basic principles of open government and their practical application in the implementation of health management in Russia. Main documents of Russian Ministry of Health, adopted in the framework of The Standard for the Openness of Federal Executive Agencies, are analyzed, author recommends their possible revision.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ»

Юридические науки УДК 342.51

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

А.Н. Глущенко1

Аннотация

Статья посвящена исследованию отдельных проблемных аспектов деятельности Министерства здравоохранения России в рамках реализации принципов открытого государственного управления. Автором рассматриваются основные принципы открытости федеральных органов исполнительной власти и их практическое применение при осуществлении управления здравоохранением в Российской Федерации. Кратко приведен анализ ключевых документов Министерства здравоохранения России, принятых в рамках реализации Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, даны рекомендации по их возможной доработке.

Ключевые слова: здравоохранение, открытое государственное управление, министерство здравоохранения, стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти.

Актуальность изучения проблем административно-правового регулирования российского здравоохранения обусловлена процессами модернизации в данной сфере. Существенно обновлены законодательство об охране здоровья граждан, система органов отраслевого управления. В настоящее время нормативно закреплены стратегические направления дальнейшего реформирования с целью сохранения и укрепления здоровья населения [1]. Важным шагом к построению более эффективной системы управления российским здравоохранением в рамках повышения уровня открытости органов государственной власти стала правотворческая деятельность Министерства здравоохранения России (далее - Минздрав России).

Следует отметить, что основные принципы открытости федеральных органов исполнительной власти сформулированы в соответствующей Концепции [2], содержащей систему стратегических ориентиров в области обеспечения открытости и прозрачности государственного управления, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу, формирования эффективного диалога с гражданами, общественными объединениями, предпринимательским сообществом. Среди рассматриваемых принципов названы следующие:

- принцип информационной открытости - заключается в своевременном предоставлении информации о деятельности органа власти, доступ к которой специально не ограничен законодательством, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;

- принцип понятности - предполагает представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о такой деятельности;

- принцип вовлеченности гражданского общества - заключается в обеспечении возможности участия граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;

- принцип подотчетности - означает раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и

1 Глущенко Анна Николаевна - Воронежский государственный университет, Россия.

Ученый XXI века • 2015 • № 11 (12)

приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

Также утверждены Методические рекомендации по реализации принципов открытости и Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти [3], которые совместно с Концепцией составляют Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти, включающий следующие основные механизмы и инструменты: работа с референтными группами ведомства; принятие планов деятельности на 2013-2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач; размещение информации о деятельности, в том числе на сайте ведомства; публичная отчетность; независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения; обеспечение понятности нормативно-правового регулирования; работа с открытыми данными; взаимодействие с общественным советом; взаимодействие со СМИ; работа с обращениями граждан, общественных объединений, предпринимательского сообщества.

В этой связи Минздравом России обнародована публичная декларация целей и задач [4] для обеспечения их открытости и доступности, а также создания базы для публичной оценки и общественного контроля его деятельности. На 2015 год ключевыми направлениями для постоянного отчета перед гражданами в работе Министерства здравоохранения стали реализация мероприятий по проведению в России Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, обеспечение населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также совершенствование медицинской помощи матери и ребенку. Предусмотрен ежеквартальный доклад министра здравоохранения о развитии по этим направлениям, а также представление информации в постоянном режиме на сайте Минздрава и в публичном пространстве.

В рамках реализации рассматриваемого Стандарта положительную оценку экспертов [5] получили: деятельность общественного совета при министерстве, новый сайт Минздрава в сети Интернет, банк документов с возможностью скачивания приложения для смартфона, электронное место врача, публикация открытых данных. В рейтинге, представляющим собой оценку реализации механизмов открытости, Минздрав России находится на 5-м месте [6]. Кроме того, министерство стало лидером в своей группе по известности среди населения (согласно опросу ВЦИОМ, 97% населения осведомлены о существовании министерства).

Также Минздравом России был разработан и обнародован план деятельности на период 2013-2018 годов [7], в котором обозначены основные направления и мероприятия по реализации намеченных целей применительно к каждому году, связанные с ними ключевые события и конкретные показатели по их достижению, а также ответственные лица из числа заместителей министра.

На наш взгляд, несмотря на очевидные достоинства разработки подобного плана (мобилизует деятельность министерства, формулирует задачи и пути их решения на ближайшую и среднесрочную перспективы), он не лишен недостатков. В частности, необходимо устранить расплывчатые по содержанию формулировки, общие фразы, доработать перечни организационно-методических действий с определением конкретных показателей, результатов (п. 3.2.1., 3.2.2., 3.2.5 и др.). Требуется дальнейшая проработка положений рассматриваемого плана с целью обеспечения надлежащей реализации намеченных целей в части определения механизма реализации доступного лекарственного обеспечения, гарантированного пациенту объема лекарственной помощи, трансформации социальных гарантий.

Кроме того, в рамках реализации Стандарта открытости министерством представляется необходимым: повышение эффективности в работе с обращениями граждан и исключение случаев формального реагирования на них; регулярные опросы на предмет замечаний к работе министерства; широкое привлечение экспертов для подготовки основных документов. Также ввиду высокой степени уверенности населения и исполнителей (по данным опроса ВЦИОМа) в

Юридические науки

коррупционности его деятельности [8] следует обеспечить налаживание внутренних процессов и внешнего освещения антикоррупционной работы в Министерстве здравоохранения России.

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СПС КосультантПлюс.

2. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти: утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р // СПС КонсультантПлюс.

3. Утверждены протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 г. № АМ-П36-89пр // СПС КонсультантПлюс

4. Публичная декларация целей и задач Министерства здравоохранения РФ на 2015 год // Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. - URL: http: // www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/publichnaya-deklaratsiya-tseley-i-zadach-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-2015-god (дата обращения: 01.10.2015).

5. От «Открытого Минздрава» к открытому здравоохранению // Интернет-портал системы «Открытого правительства». - URL: http: // open.gov.ru/events/5510325/ (дата обращения: 01.10.2015)

6. Рейтинг открытости // Интернет-портал системы «Открытого правительства». - URL: http: // openstandard.ru/#rating (дата обращения: 01.10.2015).

7. План деятельности Министерства здравоохранения РФ на 2013-2018 годы // Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. - URL: https: // www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/stranitsa-922 (дата обращения: 01.10.2015).

8. Стандарт открытости - Минздрав России // Интернет-портал системы «Открытого правительства». - URL: http: // open.gov.ru/upload/iblock/f17/f17465d919251bf9300eea71eba7aea1.pdf (дата обращения: 01.10.2015).

© А.Н. Глущенко, 2015

UDC 342.51

TO THE PROBLEM OF REALIZATION OF THE OPEN GOVERNMENT PRINCIPLES IN THE ACTIVITIES OF RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH

A.N. Glushchenko

Abstract. The article investigates some problematic aspects of Russian Ministry of Health in the framework of the principles of open government. The author discusses the basic principles of open government and their practical application in the implementation of health management in Russia. Main documents of Russian Ministry of Health, adopted in the framework of The Standard for the Openness of Federal Executive Agencies, are analyzed, author recommends their possible revision.

Keywords: health care, open government, Ministry of Health, The Standard for the Openness of Federal Executive Agencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.