Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ'

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / АДАПТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урусова Асият Муссаевна, Атабиев Расул Анзорович

В статье изучена роль развития эмоционально-волевой регуляции, которая вместе с профессиональными требованиями содействует качественному формированию индивидуальных волевых качеств, образующих согласованную динамическую систему волевой регуляции, а на ее основе - индивидуальный стиль волевой регуляции студентов вуза. Проблема анализа психолого-педагогических исследований последних лет позволяет обосновать высокий интерес ученых к проблемам трансформации системы профессионального обучения студентов вузов в условиях современной образовательной среды. Раскрывается значимость оптимальной комбинации возможностей и внутреннего потенциала студента в процессе учебно-профессиональной деятельности. Выявлена необходимость трансформации активности личности в соответствии с объективными требованиями со стороны профессиональной деятельности, поскольку она обусловливает развитие волевой регуляции, подчиняющейся общему принципу соответствия психического отражения содержанию деятельности. Образовательный процесс является сложным и специфическим видом деятельности в социуме, так как в нем преобразуются различные качества обучающихся, вырабатываются их волевые качества, используются внутренние резервы личности. Умение владеть собой в напряженных условиях учебно-профессиональной деятельности внутри профессионально-образовательной среды, имеющей свою специфику, а также способность противостоять различным негативным факторам при выполнении своих обязанностей при наличии сложных условий и стрессе рассматриваются авторами данной статьи как важнейший показатель профессионально-психологической подготовленности будущих специалистов. Эмоционально-волевая регуляция, как индивидуально проявляющееся свойство личности, содействует гармоническому сочетанию и функционированию всех психических компонентов личности, обеспечивая как социальную, так и профессиональную успешность молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Урусова Асият Муссаевна, Атабиев Расул Анзорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL-VOLITIONAL REGULATION IN JUNIOR STUDENTS

The article studies the role of the development of emotional-volitional regulation, which, together with professional requirements, contributes to the qualitative formation of individual volitional qualities that form a coordinated dynamic system of volitional regulation, and on its basis - an individual style of volitional regulation of university students. The problem of analyzing psychological and pedagogical research in recent years allows us to justify the high interest of scientists in the problems of transforming the system of professional training of university students in the modern educational environment. The significance of the optimal combination of opportunities and internal potential of the student in the process of educational and professional activities is revealed. The necessity of transformation of personality activity in accordance with the objective requirements of professional activity is revealed, since it determines the development of volitional regulation, which obeys the general principle of correspondence of mental reflection to the content of activity. The educational process is a complex and specific type of activity in society, since it transforms the various qualities of students, develops their volitional qualities, and uses the internal reserves of the individual. The ability to control oneself in stressful conditions of educational and professional activities within a vocational and educational environment that has its own specifics, as well as the ability to withstand various negative factors in the performance of one's duties in the presence of difficult conditions and stress, are considered by the authors of this article as the most important indicator of the professional and psychological preparedness of future specialists. Emotional-volitional regulation, as an individually manifested property of a personality, contributes to the harmonious combination and functioning of all mental components of a personality, ensuring both social and professional success of a young specialist.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Урусова Асият Муссаевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); аспирант 1 курса Атабиев Расул Анзорович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск) К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Аннотация. В статье изучена роль развития эмоционально-волевой регуляции, которая вместе с профессиональными требованиями содействует качественному формированию индивидуальных волевых качеств, образующих согласованную динамическую систему волевой регуляции, а на ее основе - индивидуальный стиль волевой регуляции студентов вуза. Проблема анализа психолого-педагогических исследований последних лет позволяет обосновать высокий интерес ученых к проблемам трансформации системы профессионального обучения студентов вузов в условиях современной образовательной среды. Раскрывается значимость оптимальной комбинации возможностей и внутреннего потенциала студента в процессе учебно-профессиональной деятельности. Выявлена необходимость трансформации активности личности в соответствии с объективными требованиями со стороны профессиональной деятельности, поскольку она обусловливает развитие волевой регуляции, подчиняющейся общему принципу соответствия психического отражения содержанию деятельности. Образовательный процесс является сложным и специфическим видом деятельности в социуме, так как в нем преобразуются различные качества обучающихся, вырабатываются их волевые качества, используются внутренние резервы личности. Умение владеть собой в напряженных условиях учебно-профессиональной деятельности внутри профессионально-образовательной среды, имеющей свою специфику, а также способность противостоять различным негативным факторам при выполнении своих обязанностей при наличии сложных условий и стрессе рассматриваются авторами данной статьи как важнейший показатель профессионально-психологической подготовленности будущих специалистов. Эмоционально-волевая регуляция, как индивидуально проявляющееся свойство личности, содействует гармоническому сочетанию и функционированию всех психических компонентов личности, обеспечивая как социальную, так и профессиональную успешность молодого специалиста.

Ключевые слова: эмоционально-волевая регуляция, самоорганизация, рефлексия, адаптивные ресурсы, саморегуляция, эмоциональная устойчивость.

Annotation. The article studies the role of the development of emotional-volitional regulation, which, together with professional requirements, contributes to the qualitative formation of individual volitional qualities that form a coordinated dynamic system of volitional regulation, and on its basis - an individual style of volitional regulation of university students. The problem of analyzing psychological and pedagogical research in recent years allows us to justify the high interest of scientists in the problems of transforming the system of professional training of university students in the modern educational environment. The significance of the optimal combination of opportunities and internal potential of the student in the process of educational and professional activities is revealed. The necessity of transformation of personality activity in accordance with the objective requirements of professional activity is revealed, since it determines the development of volitional regulation, which obeys the general principle of correspondence of mental reflection to the content of activity. The educational process is a complex and specific type of activity in society, since it transforms the various qualities of students, develops their volitional qualities, and uses the internal reserves of the individual. The ability to control oneself in stressful conditions of educational and professional activities within a vocational and educational environment that has its own specifics, as well as the ability to withstand various negative factors in the performance of one's duties in the presence of difficult conditions and stress, are considered by the authors of this article as the most important indicator of the professional and psychological preparedness of future specialists. Emotional-volitional regulation, as an individually manifested property of a personality, contributes to the harmonious combination and functioning of all mental components of a personality, ensuring both social and professional success of a young specialist.

Key words: emotional-volitional regulation, self-organization, reflection, adaptive resources, self-regulation, emotional stability.

Введение. Учебно-профессиональная деятельность студента вуза - ценнейший период становления его профессиональной компетентности, которая предполагает дальнейшее сознательное утверждение в профессии. В российской психологической науке представлено много современных исследований, связанных с проблемами готовности к профессиональной деятельности и успешной адаптацией в ней. Д.С. Асакаева, Н.В. Кузнецова (2021), А.А. Дьячков (2021), В.А. Иванников (2006), Н.Н. Кузьмин, А.В. Березнев (2015), О.Н. Локаткова (2022), М.В. Чумаков (2016), В.Н. Шляпников (2021) исследуют особенности эмоционально-волевой готовности к профессиональной деятельности студентов вуза в качестве системы, состоящей из эмоциональной лабильности, развитого эмоционального интеллекта, устойчивости личности, умения управлять эмоциями.

В современном социуме каждому из нас требуется постоянно разрешать особые индивидуальные проблемы и ставить дальнейшие задачи, направленные на развитие творческого личностного потенциала. В условиях цифровой реальности следует констатировать: претерпевают изменения как сами условия профессиональной деятельности специалистов, так и требования к уровню профессионализма молодых специалистов.

В настоящее время работодателям требуются высококвалифицированные, активные и креативные специалисты, которые обладают навыками организации своей работы, инициативностью и самостоятельностью, умеют принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях, обладающие эмоциональной устойчивостью - навыком, который позволяет даже в неопределенные периоды осуществлять контроль над собой и нетривиальной ситуацией. По такой причине насущными оказываются дилеммы, связанные с изучением влияния волевой саморегуляции студента и возможностей его эмоционального интеллекта на процессы его самоорганизованности.

Изложение основного материала статьи. Когда мы рассуждаем о психике человека, особое значение приобретает эмоционально обусловленная волевая саморегуляция поступков и поведения в системах социальной коммуникации (особые психические явления, отвечающие за функционирование нашей психики). Уникальные у студентов волевые свойства и эмоционально проявляемые процессы также выполняют функцию управления всеми действиями, имеющимися в психике личности, а еще и определяют особенности организации жизни и деятельности студента (и внешней и внутренней). Составляющими этой сложноорганизованной системы эмоциональной рефлексивности и волевых проявлений значатся и эмоции, и волевые усилия, и чувства личности, причем все такие составляющие отличаются собственной физиологией и специфическим образом влияют на развитие личности, а вкупе с ним на эмоциональный фон и на волевое регулирование внутренних процессов и поступков субъекта.

Отечественное научное сообщество ученых психолого-педагогической и социальной направленности традиционно подвергают приоритетному анализу функционирование и развитие эмоциональности и саморефлексивности личности, а вместе с ними и различные волевые проявления в общем русле, совместно - ведь эти процессы связаны тесными узами и помимо этого, еще и взаимозависимы. Действительно, сфера личности, состоящая из блоков эмоций и волевых особенностей, достаточно полно квалифицирует и качество эмоциональных проявлений, и содержание, и ход их развития, параллельно с трансформацией чувств и волевого аспекта личности студента. чувств человека. А содержательные стороны ярких или сдержанных проявлений эмоций вместе с умением «считывать» эмоциональное состояние другого, отзеркаливаются в непростых ситуациях, приобретающих особую ценность для студента и объединяются с учебной мотивацией, творческим потенциалом, ценностными ориентациями и нравственными установками.

Эмоциональная сфера продуктивно изучается в научной литературе и принимается многими исследователями в качестве сложноорганизованной структуры взаимовлияющих состояний субъекта деятельности и межличностных коммуникаций; для каждой личности она играет исключительно важную роль, поскольку содержит два основных компонента: чувства, воспринимаемые нами как внутренний мир личности, определяющий все поступки и поведение в целом; эмоции, рассматриваемые в виде стартового ресурса трансформирующего в течение жизни сферу чувств и желаний человека.

Основные группы проявлений эмоций:

- эмоциональное состояние - нахождение в неком расположении духа, связанном с общим сомато-психическим тонусом субъекта;

- эмоциональные отношения - связь субъекта с определенным объектом, выражающая активную позицию индивида в субъективной оценке последнего;

- эмоциональная реакция - непосредственный субъектный ответ на определенное впечатление либо воздействие.

К. Изард, определял эмоции как комплексное понятие, включающее двигательно-экспрессивные, нейрофизиологические и чувственные компоненты. В. Вундт описал модальность ощущений, отметив эмоции как реакции центральной и основной части сознания внутреннее содержание и осуществление различных процессов.

Иначе высказывались представители когнитивной теории эмоций - А. Бек и М. Арнольд, которые говорили, что появление и функционирование эмоциональной сферы осуществляется в результате влияния определенной последовательности событий, которую человек способен воспринять и оценить.

В психоанализе проблемами эмоций занимались З. Фрейд и Э. Клапаред, они подчеркивали конвергенцию чувствования с соматическими корреляторами и его неосознанную природу. Он предпочитал отмечать зависимость интуитивного ощущения беспокойства от недостаточной возбудимости нервных структур: такое тревожное состояние, передаваясь в головной мозг, неизбежно приводит к необходимости контактов с микросоциумом. Э. Клапаред выделил два типа эмоциональной направленности: ведущие, направляющиеся на стимулы учебной мотивации, и вторичные -развиваются из ведущих мотивов. Согласно автору, производные эмоции появляются в случаях затрудненности адаптации вкупе с недопустимостью соответствующего реагирования.

Важное значение в контексте эмоциональной устойчивости и волевого регулирования жизнедеятельности личности приобрела рефлексивная психология, представители которой - А.В. Карпов и И.М. Скитяева. Авторы пишут, что параметры рефлексивности превыше всего в аспекте упорядочивания различных занятий, создающие основы произвольности в развитии деятельности [1, С. 74].

Значение рефлексии для коррекции поведенческих и личностных изменений отмечал И. Ялом, характеризовавший терапевтическую группу, осуществлявшую позитивные изменения личности, как «петлю саморефлексии». Автор имел ввиду, что с целью успешного процесса коррекции важно сосредоточиться на процессе и моменте. Также И. Ялом привлекал волю к объяснению процессов перехода от рефлексии к изменению. По мнению автора: «Если понятие воли является открытым, то оно способно призвать сознание к изменению» [6, С. 89].

Волевая сфера отражается в индивидуальных способностях студента, регуляции деятельности и психических процессов. Функциональность воли проявляется в типах учебных мотивов, побуждениях к действиям и их регулировании, налаживании функционирования психических процессов, адекватных планируемой либо исполняемой деятельности, успешности личности в мобилизации психофизических процессов. Отечественные ученые признают волевое усилие в качестве компонента эмоционального саморегулирования в соотношении с различными производными динамичности студента. Влияние эмоциональной устойчивости и волевого регулирования на успешность в освоении знаний студентами требует постоянного научного анализа, на его основе позже был сформирован новый подход, направленный на решение проблем развития эмоционального интеллекта и саморегуляции личности.

В.А. Иванников, рассматривая процессы саморегулирования в своих трудах, сформулировал дефиницию и представил ее характеристики в виде действий [3, С. 113]. Он наделяет волю функцией самоконтроля над действием, означающей сознательный процесс, обусловленный необходимостью выполнения определенного действия. Волевой акт вводится в действие признанием различного рода образовательного решения, например, выучить и завершить задание.

М.В. Чумаков также отмечает, что эмоциональная составляющая волевого регулирования предстает важным ресурсом, поддерживающим основу саморегуляции личности: ее осознанность, рефлексивность и произвольность. Эмоциональная устойчивость студента в этом процессе - неосознаваемый индикатор его успешности. В случае же неблагоприятного протекания процесса неверные установки и убеждения вызывают неадекватные волевые усилия, которые сопровождаются ощущениями краха, страха и вины, являют низкую результативность, облегчают редукцию волевых стараний и попыток. Рефлексивное развитие, функцией которого является мобилизация усилий личности для реализации деятельности в сложных и экстремальных условиях и составляет альянс эмоциональной устойчивости и волевого самоконтроля студента [6, С. 90].

О.Н. Локаткова, исследовав взаимосвязи различных компонентов эмоционально-волевой регуляции студентов, утверждает, что стимулирование эмоционально-волевой регуляции деятельности позволяет активизировать адаптивные способности, перестроить деятельность и осуществлять ее с учетом индивидуальных адаптивных ресурсов личности. В свою очередь, высокая ступень мобилизации и трансформации адаптивных способностей не только обеспечивает возможность развития эмоционального интеллекта и саморегулирования студентов, а непосредственно связывается с состоятельностью их адаптации к новым условиям и сферам деятельности, обретение навыков профессионализма, возможности рефлексии собственных состояний, осмысления и трансформации эмоциональных откликов с целью повышения качества учебно-профессиональной деятельности [5, С. 83].

Академическая успеваемость студентов младших курсов находится в прямой зависимости как от личностных и когнитивных факторов, так и от индивидуальной специфики волевой саморегуляции, поскольку именно она, по мнению В.Н. Шляпникова, обеспечивает гармоничную работу функциональных систем юношеского организма в процессе реализации намерений в действие [7, С. 68].

В студенчестве возможности и требования к волевой регуляции носят осознанный характер, вследствие этого мы можем утверждать, что в процессе учебно-профессиональной деятельности трансформируются как сами ведущие структуры волевой регуляции, так и их роль в регуляции жизнедеятельности студентов. Процесс и результат взаимодействия волевой регуляции и академической успеваемости, соответственно, будут разниться у студентов разных курсов и различных направлений профессиональной подготовки.

Н.Н. Кузьмин, А.В. Березнев (2015) утверждают, что существенным признаком волевого акта у студента является его взаимосвязь с приложением усилий, планированием, принятием решений и деятельностью по их реализации. Действительное, волевое решение личность принимает в условиях выбора из круга разнонаправленных интересов и устремлений, но ни одно из них не может принять окончательно без волевого усилия [4, С. 55].

A.А. Дьячков, рассматривая профессиональную субъектность в качестве интегративной личностной структуры, связывает ее не только с адекватными показателями коммуникативной компетентности и когнитивной субъектности, а индивидуальной независимости и свободы воли в виде желаемых правил развития жизнестойкости и уверенности студента в правильности своего решения [2, С. 354]. Эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов соотносится с самоорганизацией и в огромной степени зависит от уровня субъективного контроля и функционирования когнитивных процессов.

Д.С. Асакаева, Н.В. Кузнецова привлекают внимание исследователей к актуальным проблемам влияния эмоционально-волевой сферы на особенности самооценки и самоконтроля студентов, ведь от сформированности таких умений зависят результаты их последующей профессионализации [1, С. 75].

Образовательная среда отражает социальные процессы в нашем обществе, в ней постепенно преобразуются личностные и профессионально-ориентированные качества обучающихся, вырабатываются их волевые качества, используется творческий потенциал. Следует особо отметить, что оптимальная комбинация самобытности и потенциала индивидуума в образовательном пространстве вуза становятся основными критериями его развития.

B.Н. Шляпников констатирует - саморегуляция понимается в научных кругах как многозначительная способность личности как субъекта своей целенаправленной динамичности и как реализации этой способности в конкретных формах общения и деятельности [7, С. 69].

H.Н. Кузьмин, А.В. Березнев, работая над концепцией саморегуляции, указывают на особенности самообладания и самоорганизации студента, когда волевая регуляция выступает как регулирование жизнедеятельности личности, в подавлении текущих эмоциональных переживаний в любом акте подразумевается, как власть над собой. Результаты такой власти зависят не только от сознания самого человека, скорее от его психорегуляционных качеств [4, С. 57].

Исследователи воззрений на развитие эмоциональной составляющей и волевого саморегулирования обучающихся в вузе высказывают различные мнения: эмоциональный базис объявляется важным фактором формирования психологической функциональной структуры деятельности и профессионализации личности. В научных трудах обосновывается утверждение взаимосвязей и взаимозависимостей волевой сферы с эмоциональными впечатлениями и волнениями. Эмоциональные проявления по утверждению современных психологов, содействуют адаптивности и лабильности личности.

Воля же проявляется произвольно, произвольно-активно и обеспечивает избирательное проявление психофизических возможностей студентов.

Выводы. В настоящий момент проблема становления эмоциональной устойчивости и волевого регулирования студентов вузов России возглавляет перечень приоритетных задач, стоящих перед профессорско-преподавательским составом и руководством вузов. Противоречие между социально-экономическим и политическим положением в нашей стране вызывает необходимость коренных перемен в системе профессионального обучения студентов.

Образовательный процесс является наиважнейшим в российском социуме: в нем преобразуются личностные качества обучающихся, вырабатываются их волевые качества, используется внутренний потенциал студентов. Умение владеть собой в напряженных условиях учебной деятельности внутри образовательной среды вуза, а также способность противостоять различным негативным факторам при выполнении своих обязанностей при наличии сложных условий и стрессе рассматриваются авторами данной статьи как важнейший показатель профессионально-психологической подготовленности будущих специалистов. Эмоционально-волевая регуляция, как индивидуально проявляющееся свойство личности студента, содействует гармоническому сочетанию и функционированию всех психических компонентов, обеспечивая как социальную, так и профессиональную успешность молодого специалиста.

Литература:

I. Асакаева, Д.С. Влияние эмоционально-волевой регуляции студентов на их успеваемость в процессе обучения / Д.С. Асакаева, Н.В. Кузнецова // Актуальные проблемы современности. - 2021. - № 2 (32). - С. 73-79

2. Дьячков, А.А. Влияние структур эмоционально-волевой сферы и коммуникативной компетентности на процессы становления субъектности будущего офицера / А.А. Дьячков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 9 (199). - С. 352-357

3. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Питер, 2006. - 208 с.

4. Кузьмин, Н.Н. Развитие волевой регуляции студентов в процессе вузовской подготовки / Н.Н. Кузьмин,

A.В. Березнев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 2. - С. 53-58

5. Локаткова, О.Н. Исследование взаимосвязи структурных компонентов эмоционально-волевой регуляции с личностными адаптивными студентов-педагогов / О.Н. Локаткова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 3 (95). - С. 81-85

6. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая регуляция как рефлексивный процесс / М.В. Чумаков // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - №1 (35). - С. 88-92

7. Шляпников, В.Н. Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов /

B.Н. Шляпников // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26, № 1. - С. 66-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.