Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 81-85. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 3. P. 81-85.
Научная статья УДК 159.9.075
https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.11
Исследование взаимосвязи структурных компонентов эмоционально-волевой регуляции с личностными адаптивными способностями студентов-педагогов
Ольга Николаевна Локаткова
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5921-5909
Аннотация. Статья посвящена изучению некоторых аспектов проблемы соотношения компонентов эмоционально-волевой регуляции и личностных адаптивных способностей. Во введении даётся краткий обзор результатов современных отечественных исследований по рассматриваемой проблеме. Раскрывается актуальность избранной темы, которая состоит в установлении существующих значимых корреляционных связей между конкретными компонентами эмоционально-волевой регуляции и адаптивными способностями. В основной части описываются применяемые психодиагностические методики: «Опросник волевые качества личности» М.В. Чумакова; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина. Обозначены данные корреляционного анализа, проведенного с целью выявления значимых взаимосвязей между компонентами эмоционально-волевой регуляции у студентов и адаптивными способностями. В заключении подводятся общие итоги, которые позволяют наметить дальнейшие перспективы разработки данной темы исследования.
Ключевые слова: эмоционально-волевая регуляция, адаптация, адаптивные способности, обучающиеся, волевые качества
Для цитирования: Локаткова О.Н. Исследование взаимосвязи структурных компонентов эмоционально-волевой регуляции с личностными адаптивными способностями студентов-педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 81-85. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3 11.
Original article
The study of the relationship between the structural components of emotional-volitional regulation with the personal adaptive abilities of students-teachers
Olga N. Lokatkova
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5921-5909
Abstract. The article reveals the study of some aspects of the problem of the correlation of components of emotional-volitional regulation and personal adaptive abilities. The introduction provides a brief overview of the results of modern domestic research on the problem under consideration. The relevance of the chosen issue is revealed, which consists in establishing existing significant correlations between specific components of emotional-volitional regulation and adaptive abilities. The main part describes the applied psychodiagnostic techniques: "Questionnaire volitional qualities of a person" by M.V. Chumakov; Multilevel personality questionnaire "Adaptability" (ML-AM) by A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin. The data of the correlation analysis carried out to identify significant relationships between the components of emotional-volitional regulation in students and adaptive abilities are indicated. In conclusion, the general results are summarized, which allow outlining further prospects for the development of this research.
Keywords: emotional-volitional regulation, adaptation, adaptive abilities, students, volitional qualities For citation: Lokatkova, O.N. (2022) The study of the relationship between the structural components of emotional-volitional regulation with the personal adaptive abilities of students-teachers. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 81-85. Available from: doi:10.24158/spp.2022.3.11 (In Russian).
Введение. Проблемы формирования адаптивных способностей в период вариативности образования в высшей школе приходится решать практически каждому участнику образовательных отношений, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно. Вопросы психологического приспособления обучающихся к образовательной среде, анализ адаптационных ресурсов личности, проблематика формирования соответствующих способностей рассмотрены в работах М.В. Григорьевой (2017), С.А. Пакулиной (2008), Л.Е. Тарасовой (2019), Р.М. Шамионова (2016),
© Локаткова О.Н., 2022
А.А. Шарова, О.В. Хмельковой, О.И. Сусловой (2020). Психологическая адаптация личности понимается исследователями как развивающийся процесс и результат оптимального и динамичного соотношения требований (возможностей) окружающей среды и возможностей (требований) личности (Григорьева, 2017). В одинаковых проблемных ситуациях разные люди адаптируются и действуют по-разному, то есть существуют определенные способности к адаптации, которые могут определяться такими индивидуально-психологическими особенностями, как нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности установления контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, ориентация на соблюдение требований коллектива (Пакулина, 2008: 9).
Анализ результатов современных психолого-педагогических исследований (Солдатова, 2018; Моросанова, Коноз, 2000; Жидкова, 2017) позволяет утверждать, что эмоционально-волевая регуляция, являясь сознательным, динамичным процессом управления субъектом своим актуальным эмоциональным состоянием посредством осмысления, оценки и трансформации наличных эмоциональных реакций, играет существенную роль в адаптации ко всем жизненным событиям, явлениям. С точки зрения М.В. Чумакова, эмоционально-волевая регуляция приводит к повышению адаптивных ресурсов и может быть рассмотрена как интегральный процесс, функцией которого является мобилизация усилий для реализации деятельности в условиях трудностей1.
Актуальность изучения взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции с личностными адаптивными способностями студентов педагогических специальностей определяется постановкой перед будущими педагогами задач освоения таких общепрофессиональных компетенций, как способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности, действовать в условиях неопределенности, корректировать планы и шаги по их реализации с учетом имеющихся ресурсов, способность к рефлексии и эффективность в различных видах практической деятельности. Эмоционально-волевая регуляция во взаимосвязи с личностными адаптивными способностями специалистов педагогических профессий рассматривается как конструкт, позволяющий обеспечить продуктивность профессиональной деятельности, преодоление возникновения синдрома «эмоционального выгорания», избегание профессиональной деформации личности педагога, совладание с негативными эмоциональными состояниями, выработку способности к ассертивному разрешению трудных педагогических ситуаций. Стимулирование эмоционально-волевой регуляции деятельности позволяет активизировать адаптивные способности, перестроить деятельность, осуществлять ее с большим учётом адаптивных ресурсов.
Взаимосвязи параметров эмоционально-волевой регуляции и адаптивных способностей определялись с помощью ряда методик, среди них: 1) опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ), разработанный М.В. Чумаковым2; 2) многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (авторы - А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)3. Использовался также метод математической статистики - коэффициент корреляции Пирсона (SPSS 16.0).
Гипотезой данного исследования выступило предположение о существовании взаимосвязи между компонентами эмоционально-волевой регуляции и личностными адаптивными способностями студентов.
Опрос респондентов был проведен в декабре 2021 года на онлайн-платформе google.com/forms. Выборку составили 66 человек в возрасте от 18 до 23 лет - обучающиеся СГУ им. Н.Г. Чернышевского по программам бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование». Расчет объема выборки исходил из следующих показателей: при предельной ошибке выбора, равной 10 %, доверительном уровне, равном 90 %, допустимый объем выборки составляет около 68 испытуемых.
Результаты. Анализируя результаты, полученные с помощью методики «Адаптивность», можно сделать следующие выводы. У большинства респондентов выявлены достаточно высокие (56,8 %) и средние показатели адаптивных способностей (34,4 %). Низкий уровень был отмечен у 8,8 % испытуемых. Обучающиеся, имеющие высокий уровень развития адаптивных способностей, отличаются умением легко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды и деятельности, развитыми навыками поведенческой регуляции. Респонденты, у которых наблюдаются низкий уровень адаптивных способностей, испытывают проблемы в общении с окружающими, агрессивны, конфликтны, эмоционально неустойчивы.
1 Чумаков М.В. Диагностика эмоционально-волевой регуляции деятельности : учебное пособие. Курган, 2008. С. 35.
2 Там же. С. 86.
3 Данилов С.В., Шустова Л.П. Кузнецова Н.И. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога : сборник диагностических методик. Ульяновск, 2018. 98 с.
Результаты, полученные с помощью опросника «Волевые качества личности», свидетельствуют о том, что итоговый высокий балл характерен для большинства испытуемых (70,2 %). Это студенты, у которых наблюдаются высокие результаты практически по всем шкалам опросника. Они отличаются активностью, ответственностью, независимостью, самостоятельностью, способны поставить перед собой четкую цель, устойчивы и гибки по отношению к жизненным трудностям. У 29,8 % респондентов, имеющих низкий уровень развития волевых качеств, наблюдается неуверенность, безынициативность, несамостоятельность, нерешительность, отсутствие адекватных целей деятельности.
Рассмотрим подробнее результаты корреляционного анализа данных, полученных при помощи методик «Волевые качества личности» и «Адаптивность» (табл. 1).
Таблица 1 - Коэффициенты линейной корреляции показателей методики ВКЛ
и «Адаптивность» (п = 66)1
Показатели методики «Адаптивность» НПУ (нервно-психическая устойчивость) КС (коммуникативные способности) МН (моральная нормативность) АС (адаптивные способности)
Показатели методики «Волевые качества личности»
Ответственность 0,313*
Инициативность
Решительность -0,278*
Самостоятельность 0,334**
Выдержка 0,299*
Настойчивость 0,313*
Энергичность 0,304*
Внимательность
Целеустремленность 0,256* 0,259*
Итоговый балл 0,276* 0,265* 0,28* 257*
Корреляционный анализ показал, что существуют специфические особенности взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и адаптивных способностей обучающихся высшей школы. Как видно из таблицы 1, чем выше уровень адаптивных способностей, тем достоверно выше уровень инициативности, настойчивости, целеустремленности (при г = 0,268, г = 0,245, г = 0,2бб, при р < 0,05 соответственно); чем более выражена нервно-психическая устойчивость, тем достоверно выше самостоятельность, выдержка, а также общий уровень развития волевых качеств личности (при г = 0,334, г = 0,299, г = 0,276, при р < 0,05 соответственно), обучающиеся с высоким уровнем поведенческой регуляции более самостоятельны, выдержаны, умеют контролировать свои эмоции; чем выше показатель «моральная нормативность», тем достоверно выше степень проявления ответственности, целеустремленности, а также общий уровень развития волевых качеств личности (при г = 0,313, г = 0,259, г = 0,28, при р < 0,05 соответственно); чем выше уровень сформированности коммуникативных способностей, тем достоверно выше степень настойчивости, энергичности, целеустремленности, а также общий уровень развития волевых качеств личности (при г = 0,313, г = 0,304, г = 0,256, г = 0,265, при р < 0,05 соответственно); отрицательная корреляция таких параметров, как моральная нормативность и решительность (при г = -0,278, при р < 0,05), указывает на то, что студенты, не способные реально оценить свою роль в коллективе, не ориентированные на соблюдение общепринятых норм поведения, склонны к длительным сомнениям, колебаниям, нерешительности. Стоит отметить, что в некоторых случаях длительное обдумывание действий может привести к их высокой результативности.
Установлено, что адаптивные способности респондентов имеют зависимость от индивидуально-психологических особенностей личности, проявляясь в закономерностях и специфике эмоционально-волевой регуляции, овладения собственным поведением, опытом. Среди умений, в которых реализуются адаптивные способности будущих педагогов, представляется возможным выделить лёгкость в установлении контактов с окружающими, способность выдерживать длительное нервно-эмоциональное напряжение, дисциплинированность, активность, настойчивость. У обучающихся с низким уровнем адаптивных способностей чаще проявляются такие черты личности, свидетельствующие о недостаточной сформированности эмоционально-волевой саморегуляции, как безынициативность, уступчивость, отсутствие чётко поставленных целей. Такие студенты склонны к эмоциональной неустойчивости, асоциальным срывам, проявлению агрессии.
Обсуждение результатов. Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что студенты с высоким уровнем эмоционально-волевой регуляции обладают развитыми адаптивными способностями. Они не испытывают затруднений в социально-психологическом
1 * - 5 %-ный уровень значимости, ** - 1 %-ный уровень значимости.
включении в образовательную среду вуза. Полученные данные позволяют установить пути повышения адаптивных способностей личности студентов во взаимосвязи с особенностями их эмоционально-волевой регуляции. Такие качества личности, как самостоятельность, выдержка, способствуют повышению нервно-психической устойчивости обучающихся. Другими словами, независимость от общественного мнения, самодостаточность, самообладание, сдержанность являются факторами, влияющими на повышение стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности. При высоком уровне ответственности, дисциплинированности, упорства в достижении поставленных целей, наблюдается умение обучающихся сочетать без ущерба для себя свои морально-нравственные убеждения, нормы социума и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Такие характеристики эмоционально-волевой регуляции личности, как энергичность, работоспособность, оптимизм, стойкость к преодолению препятствий на пути достижения целей, способствуют преодолению затруднений в контактах с окружающими, снижению конфликтности.
Студентам с недостаточным уровнем эмоционально-волевой регуляции будет крайне сложно реагировать адаптивными способами на воздействие стресс-факторов, трудно приспосабливаться к быстро меняющимся ситуациям образовательной деятельности. Деструктивные механизмы дезадаптации, несформированность адаптивных способностей могут привести к возникновению различных форм эмоциональных девиаций. В связи с этим молодые люди с низким уровнем развития адаптивных способностей являются особой категорией студентов, которые нуждаются в комплексной, специально организованной, систематической психологической помощи и педагогической поддержке в процессе получения ими высшего профессионального образования.
Заключение. Высокий уровень развития адаптивных способностей, обеспечивающий возможность эмоционально-волевой регуляции личности студентов-педагогов, определяет успешность адаптации будущих специалистов к условиям педагогической деятельности, способность к рефлексии собственных состояний, осмысления, оценки и трансформации эмоциональных реакций с целью повышения качества и надежности профессиональной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ повышения адаптационных ресурсов обучающихся высшей школы, предполагающих развитие способности к произвольной концентрации внимания, целеустремленности, выработки новых - креативных и гибких - стратегий поведения.
Список источников:
Григорьева М.В. Особенности школьной адаптации в условиях реформирования образования // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 26-31.
Жидкова О.А. Эмоционально-волевая саморегуляция как основа адаптационного потенциала сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (76). С. 202-206.
Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118-127.
Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития. М., 2008. 201 с.
Солдатова Е.Л. Эмоционально-волевая регуляция в контексте анализа социального взаимодействия // Педагогическое образование в России. 2018. № 10. С. 114-116. https://doi.org/10.26170/po18-10-17
Тарасова Л.Е. Психологическое здоровье первокурсников как показатель адаптации к вузовскому обучению // Страховские чтения. 2019. № 27. С. 362-370.
Шамионов Р.М. Структура адаптационной готовности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, № 4. С. 454-458. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-4-454-458.
Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 1-17. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
References:
Grigoryeva, M. V. (2017) Features of School Adaptation in the Conditions of Reforming of Education. Sibirskii pedagog-icheskii zhurnal. (1), 26-31 (in Russian).
Morosanova, V. I. & Konoz, E. M. (2000) Stilevaya samoregulyatsiya povedeniya cheloveka [Stylistic Self-Regulation of Human Behavior]. Voprosy psikhologii. (2), 118-127 (in Russian).
Pakulina, S. A. (2008) Adaptivnye sposobnosti studentov pedagogicheskogo vuza: struktura, faktory i sredstva razvitiya [Adaptive Abilities of Pedagogical University Students: Structure, Factors and Means of Development]. Moscow. 201 р. (in Russian).
Shamionov, R. M. (2016) Struktura adaptatsionnoi gotovnosti lichnosti [The Structure of Adaptive Readiness of the Individual]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 16 (4), 454-458. Available from: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-4-454-458 (in Russian).
Sharov, A. A., Hmelkova, O. V. & Suslova O. I. (2020) Studying the Phenomenon of Adaptivereadiness in the Psychological and Pedagogical Aspect: Current State and Prospects. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 8 (2), 1-17. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf [Accessed 14th March 2022] (in Russian).
Soldatova, E. L. (2018) Emotional-Volitional Regulation in the Context of Social Interaction Security. Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. (10), 114-116. Available from: https://doi.org/10.26170/po18-10-17 (in Russian).
Tarasova, L. E. (2019) Psychological Health of Freshmen as an Indicator of Adaptation to University Education. Strakhovskie chteniya. (27), 362-370 (in Russian).
Zhidkova, O. A. (2017) Emotional-Volitional Self-Regulation as the Basis for the Adaptative Potential of Police Officers. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. (4 (76)), 202-206 (in Russian).
Информация об авторе О.Н. Локаткова - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713074.
Information about the author O.N. Lokatkova - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Pedagogical Psychology and Psychodiagnostics, Saratov State University, Saratov, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713074.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 29.03.2022.