Научная статья на тему 'К проблеме разнонаправленности и несоответствия целеполагания программ крупнейших муниципалитетов Свердловской области задачам государственной и региональной политики развития сферы культуры'

К проблеме разнонаправленности и несоответствия целеполагания программ крупнейших муниципалитетов Свердловской области задачам государственной и региональной политики развития сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
86
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вершинина Е.А.

Статья посвящена исследованию и сопоставлению целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в крупнейших городах Свердловской области, как между собой, так и применительно к областному и федеральному уровням. В результате исследования автор отмечает отсутствие единства целей и задач развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах между собой, рассинхронизированность целеполагания развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах с целями и задачами государственной и региональной политики в данной сфере и отсутствие у областного и местного руководства Свердловской области единого подхода в осмыслении стратегических задач, целей и проблем в развитии сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме разнонаправленности и несоответствия целеполагания программ крупнейших муниципалитетов Свердловской области задачам государственной и региональной политики развития сферы культуры»

К ПРОБЛЕМЕ РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТИ И НЕСООТВЕТСТВИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРОГРАММ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАДАЧАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

© Вершинина Е.А.*

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Статья посвящена исследованию и сопоставлению целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в крупнейших городах Свердловской области, как между собой, так и применительно к областному и федеральному уровням. В результате исследования автор отмечает отсутствие единства целей и задач развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах между собой, рассинхронизирован-ность целеполагания развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах с целями и задачами государственной и региональной политики в данной сфере и отсутствие у областного и местного руководства Свердловской области единого подхода в осмыслении стратегических задач, целей и проблем в развитии сферы культуры.

Ключевые слова муниципальное управление, культура, сфера культуры, Свердловская область, программно-целевое управление, вопросы местного значения.

Актуальность общественного внимания к культуре безразрывно связана с проблемой научного осмысления основных векторов социально-культурного развития Российской Федерации на современном этапе.

В качестве доказательства названного тезиса, отметим, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1] культуре отводит ведущую роль в формировании человеческого капитала.

Вместе с тем, многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует тесного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных субъектов культурной деятельности, которое может обеспечить применение программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью культуры целей и задач.

Между тем, по глубокому убеждению автора настоящей статьи, именно вопрос общности целеполагания в деятельности всех субъектов реализации

* Магистрант.

единой федеральной политики в сфере культуры является исключительно важным.

Ведь целеполагание выступает одновременно, и как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи, и важнейшей, первичной фазой государственного и муниципального управления, предусматривающей постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Попробуем проследить единство целей и задач реализации политики в сфере культуры, в качестве гипотезы выдвинув тезис о том, что в настоящее время говорить о единстве понимания целей и задач у всех участников государственного и муниципального управления сферой культуры на современном этапе в Российской Федерации не приходится.

Так, главной целью реализации государственной федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» [2] провозглашен переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры.

При этом современная государственная политика в области культуры исходит из необходимости четырех приоритетных задач:

1. Воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

2. Развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

3. Сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

4. Поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

На уровне субъекта Федерации - Свердловской области главной целью реализации государственной программы «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года» [3] установлено: духовно-нравственное развитие и реализация человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики Свердловской области.

При этом задач развития сферы культуры установлено шесть:

1. Повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры;

2. Обеспечение условий для развития инновационной деятельности государственных областных и муниципальных учреждений культуры;

3. Создание условий для сохранения и развития кадрового и творческого потенциала сферы культуры;

4. Совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций (учреждений) в сфере культуры и искусства;

5. Формирование и развитие эффективной системы поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

6. Совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития культуры.

Научный метод сравнения позволяет сопоставить направление основных векторов развития сферы культуры на муниципальном уровне и сопоставить их соответствие целям и задачам государственной и региональной политики.

Для сравнения возьмем 5 наиболее крупных муниципальных образований Свердловской области, занимающей 5-е место среди регионов России по численности жителей.

Численность населения Свердловской области на начало 2015 года составляет 4327472 человек, что, ориентировочно, составляет 3 % от численности населения России в 146267 288 человек.

Население пяти крупнейших городов Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск и Новоуральск) составляет ровно 50 % от количества жителей всей свердловской области.

Поэтому такую выборку с уверенностью можно считать полной, релевантной и репрезентативной.

Таблица 1

Численность населения пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области, имеющих действующие целевые программы развития сферы культуры

Населенный пункт Численность населения, чел. Доля в Свердловской области

Екатеринбург 1428262 33 %

Нижний Тагил 356744 8,24

Каменск-Уральский 170840 3, 95%

Первоуральск 125382 2,9 %

Новоуральск 82605 1,9 %

Итого 49,99 %

Отметим, что в табл. 1 пропущен город Серов с численностью 98128 человек, так как в настоящее время принятой и действующей целевой программы развития сферы культуры автором статьи не выявлено.

Содержание целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области обобщено автором настоящей статьи и наглядно представлено в табл. 2.

Проведенный автором настоящей статьи анализ содержания целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области, представленных в таблице 2, позволяет прийти к ряду следующих выводов:

Таблица 2

Содержание целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области

Территория

Содержание целей и задач Программ развития сферы культуры

и

к &

и

и

Цель: Повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере

культуры [4]

Задачи:

1. Мероприятия по капитальному ремонту зданий и помещений муниципальных образовательных учреждений культуры

2. Проведение капитального ремонта зданий и помещений муниципальных куль-турно-досуговых учреждений

3. Ремонт и реконструкция зданий и помещений действующих муниципальных музеев

4. Капитальный ремонт зданий и помещений муниципальных библиотек

5. Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений профессионального искусства, в том числе проведение капитального ремонта и модернизация объектов имущественного и сценического комплекса муниципальных театров и концертных организаций

Т й и н

Цель: Расширение участия жителей города Нижний Тагил в культурной жизни города Нижний Тагил путем создания условий для их творческой самореализации и доступа к культурным ценностям [5] Задачи:

1. Повышение доступности и качества услуг, предоставляемых в сфере культуры.

2. Развитие инновационной деятельности в сфере культуры и модернизация материально-технической базы учреждений культуры.

3. Создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи.

4. Развитие кадрового потенциала отрасли культура.

5. Совершенствование системы повышения квалификации работников отрасли культуры.

6. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников отрасли культура_

о оН

2

Цель 1: Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа Первоуральск [6].

Цель 2: Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа Первоуральск услугами организаций культуры. Цель 3: Создание условий для массового отдыха жителей городского округа Первоуральск и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Задачи:

1) информатизация муниципальных библиотек, внедрение инновационных форм работы и современных информационных технологий, формирование и учет библиотечных фондов;

2) обеспечение условий для творческой реализации граждан, приобщение жителей к культурным и историческим ценностям;

3) расширение участия населения в культурной жизни городского округа Первоуральск;

4) улучшение условий отдыха населения путем сохранения и развития парка культуры и отдыха, совершенствование его эстетического и экологического состояния

Цель: Духовно-нравственное развитие и реализация творческого потенциала жителей Новоуральского городского округа [7]. Задача:

обеспечение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры и дополнительного образования в сфере культуры_

Окончание табл. 2

Территория

Содержание целей и задач Программ развития сферы культуры

р

рУ

К

Цель: Создание условий, обеспечивающих конституционное право граждан на участие в культурной жизни, свободный доступ к культурным ценностям и информации [8] Задачи:

1. Создание условий для участия различных групп населения в культурной жизни города Каменска-Уральского и обеспечение условий для их творческой самореализации;

2. Создание условий для реализации программ дополнительного образования для детей, реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств;

3. Создание условий для функционирования учреждений культуры, дополнительного образования детей в части пожарной, антитеррористической безопасности, благоустройства территорий;

4. Обеспечение эффективного и качественного управления сферой культуры, муниципальными финансами и использования муниципального имущества_

Во-первых, отсутствие единства целей и задач развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах между собой;

Во-вторых, рассинхронизированность целеполагания развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах с целями и задачами государственной и региональной политики в данной сфере;

В-третьих, отсутствие у областного и местного руководства Свердловской области единого подхода в осмыслении стратегических задач, целей и проблем в развитии сферы культуры.

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что гипотеза проведенного в рамках настоящей статьи исследования подтвердилась - к сожалению, в настоящее время говорить о единстве понимания целей и задач у всех участников государственного и муниципального управления сферой культуры на современном этапе в Российской Федерации не приходится.

Вместе с тем, полученный вывод ставит ряд новых вопросов для исследования и осмысления.

Так, с одной стороны, муниципальная политика в сфере культуры, безусловно, должна быть продолжением единой государственной (федеральной и региональной) политики.

С другой стороны, перед муниципалитетами стоят более широкие задачи - задачи по решению вопросов местного значения в рассматриваемой сфере, которые предполагают порой значительно более узкий, утилитарный подход к целеполаганию.

По мнению автора настоящей статьи, указанная дилемма должна решаться в рамках устоявшегося программно-целевого метода управления за счет разведения целей и задач развития сферы культуры по двум разным программным документам: Стратегии и Целевой программы развития соответственно.

Подобный подход, в частности, продемонстрирован в муниципальном образовании «город Екатеринбург», где муниципальная программа не ста-

вит перед собой недостижимой и неизмеримой цели «Духовно-нравственное развитие и реализация творческого потенциала жителей» (как в Новоуральском городском округе), а нацелена на вполне конкретные и обозримые результаты, вынесенные в ее наименование: «Модернизацию и укрепление материально-технической базы учреждений культуры муниципального образования «город Екатеринбург».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 (ред. от

24.12.2013) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1268-ПП (ред. от

13.05.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Муниципальной программы «Модернизация и укрепление материально-технической базы учреждений культуры муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы»: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 31.10.2013 № 3743 / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2020 года»: Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 11.12.2013 № 2929 (ред. от 26.05.2014) / Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Первоуральск» на 2014-2016 годы: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 23.09.2013 № 3187 (ред. от 19.05.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Муниципальной программы «Развитие культуры в Новоуральском городском округе» на 2014-2018 годы: Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 27.12.2013 № 3338-а (ред. от 26.03.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении муниципальной программы «Сохранение и развитие сферы культуры в городе Каменске-Уральском» на 2014-2016 годы»: Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 31.10.2013 № 1567 (ред. от 18.04.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.