УДК 34
Йованович Миляна
магистрант, программа обучения: международное право, европейское право, международная юридическая практика Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Москва, Россия)
К ПРОБЛЕМЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРОКУРОРСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕДАННОЙ
ГОСУДАРСТВОМ СИТУАЦИИ ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ СУДЕ
Аннотация: цель данного исследования заключается в анализе процессуальных особенностей и режимов, которые применяются прокурором Международного уголовного суда (МУС) при расследовании ситуаций, переданных государствами для предварительного производства. Исследование направлено на выявление и систематизацию процедур и норм, которые обеспечивают справедливое правосудие, с учетом баланса между правами обвиняемого и требованиями эффективности и предотвращения преступлений Особое внимание уделено анализу международно-правовых инструментов, влиянию национальных факторов и необходимости синергии между национальными и международными уровнями правоприменения. Исследование предлагает рекомендации по улучшению правоприменительной практики и укреплению международной судебной гармонизации.
Ключевые слова: Международный уголовный суд, предварительное расследование, международные преступления, прокурорское расследование, международное право, делинквентност, правоприменительная практика, международно-правовые инструменты, судебная гармонизация.
* Настоящая статья подготовлена её автором в Центре сравнительного правоведения Президентской академии (РАНХиГС) с целью апробации результатов магистерской диссертации, выполняемой по образовательной программе 40.04.01 «Международное право, европейское право, международная юридическая практика».
(This article is prepared by the Author at the Center for Comparative Law of the Russian Presidential Academy (the RANEPA) in order to approbate the results of a master thesis performed under the Master program 40.04.01 "International law, European law, International practice of law").
Цель данного исследования заключается в тщательном анализе процессуальных особенностей и режимов, которые применяются прокурором Международного уголовного суда (МУС) при расследовании ситуаций, переданных государствами для предварительного производства. Основное внимание уделяется исследованию тех процедур и правовых норм, которые используются на предварительных стадиях рассмотрения дел, начиная от момента передачи ситуации от государства и до начала судебного процесса.
Процессуальные аспекты деятельности прокурора в предварительном производстве Международного уголовного суда
Цель исследования Анализ процессуальных особенностей и режимов, применяемых прокурором МУС при расследовании ситуаций, переданных государствами
Процессуальный статус прокурора Изучение полномочий прокурора, его независимости и методов работы на предварительных стадиях расследования
Анализ и квалификация данных Применение процедурных инструментов для анализа данных и формирования обвинительного заключения
Сбалансированное применение норм Обеспечение баланса между защитой прав обвиняемых и требованиями эффективного расследования и предотвращения преступлений
Международно- правовая квалификация Определение юрисдикции и приемлемости дел с использованием международно-правовых инструментов, взаимодействие с национальными системами
Профилактика делинквентности Внедрение системы предупреждения преступлений для укрепления профилактической функции суда и повышения общей эффективности
Аналитический аспект исследования включает в себя изучение специфических процедурных инструментов, которые применяются прокурором для анализа и квалификации предоставленных данных и материалов. Канцелярия прокурора является особым органом, который независим в своей работе. Она компетентна для приема уголовных заявлений, а также всех сведений, связанных с уголовными делами в компетенции Суда, их рассмотрением, а также для ведения расследования и преследования в судел Это включает в себя процессы оценки доказательств, определения приоритетности случаев, а также стратегии формирования обвинительного заключения на основе предварительного анализа.
Систематизация процедур и норм направлена на создание целостной картины того, как должны быть организованы и проведены действия прокурора и других участников процесса на этапе предварительного расследования. Исследование предполагает выявление основных принципов и правил, которые обеспечивают правомерность и справедливость процедур, опираясь на статут МУС и другие международные правовые документы.
Важным аспектом является баланс между правами обвиняемого и требованиями эффективности и предотвращения преступлений. С одной стороны, исследование затрагивает вопросы защиты прав обвиняемых, включая обеспечение прозрачности и объективности при сборе доказательств и формировании обвинения. С другой стороны, акцентируется внимание на необходимости эффективного использования процессуальных ресурсов для оперативного и всестороннего расследования ситуаций, что способствует предотвращению преступлений и укреплению международного правопорядка. В заключении данной статьи следует подчеркнуть, что будущие исследования должны быть направлены на дальнейшее углубление и систематизацию знаний о роли прокуратуры Международного уголовного суда в контексте предварительного расследования. Важно не только анализировать существующие правовые механизмы, но и разрабатывать предложения по их
усовершенствованию, что обеспечит более высокую эффективность и справедливость в международном уголовном процессе.
Процессуальные особенности предварительного производства в Международном уголовном суде играют важную роль в обеспечении правосудия и защите основных прав участников процесса, особенно обвиняемых. Эти особенности включают в себя целый ряд процедур и норм, которые применяются на предварительных стадиях рассмотрения дел, начиная от момента регистрации ситуации и до момента предъявления обвинений или прекращения дела.
Принцип справедливости и защита прав обвиняемого:
На предварительной стадии рассмотрения дел МУС особое внимание уделяется соблюдению принципа справедливости. Это означает, что процедуры расследования и первичного анализа информации должны проводиться таким образом, чтобы не нарушались права обвиняемого, включая право на защиту, право на предоставление всех материалов дела, право на беспристрастное и независимое рассмотрение обстоятельств.
Транспарентность процессуальных действий: Процессуальные действия на предварительных стадиях должны быть максимально прозрачными для всех участников процесса. Это включает в себя обязанность прокурора информировать обвиняемого о всех собранных доказательствах, предоставление доступа к материалам расследования и право на обжалование процессуальных решений.
Сбалансированное применение норм и процедур: МУС применяет нормы и процедуры таким образом, чтобы обеспечить баланс между необходимостью эффективного расследования и обязанностью защиты прав обвиняемых. Это включает в себя разумное использование мер принудительного характера, ограничение в применении задержания и предоставление возможности для досудебного урегулирования споров, если это допустимо по правилам Суда.
Принципы независимости и объективности: Все процессуальные действия на предварительной стадии должны проводиться на основе строгого соблюдения принципов независимости и объективности. Прокурор и его офис должны действовать независимо от политических, социальных, национальных и других внешних факторов, строго следуя правилам и процедурам международного правосудия.
Активное использование международного правового сотрудничества: Предварительное производство часто требует активного взаимодействия с национальными юридическими системами и международными организациями. Прокурор МУС использует механизмы международного правового сотрудничества для сбора доказательств, проведения допросов и выполнения других процессуальных действий, что требует гармонизации различных правовых систем и уважения к суверенитету государств. Примером международных усилий по защите гражданских лиц является недавно принятая 83 странами политическая декларация, направленная на улучшение защиты гражданских лиц от использования взрывных устройств в населенных пунктах во время вооружённых конфликтов. Эта декларация подчеркивает необходимость международного сотрудничества для предотвращения значительных потерь среди гражданского населения и дальнейшего развития гуманитарного правап.
Дифференцированный подход к каждому делу:
При рассмотрении дел на предварительной стадии прокурор и МУС применяют индивидуальный подход, учитывающий специфику каждой переданной ситуации. Это включает в себя анализ правового контекста, исторических и политических обстоятельств, а также социально-экономического контекста страны или региона, откуда происходит дело.
Механизмы международно-правовой квалификации ситуаций, передаваемых государствами в МУС, играют важную роль в процессе предварительного рассмотрения дел. Эти механизмы представляют собой комплекс процедур и правовых норм, направленных на анализ и оценку
ситуаций для определения юрисдикции Суда и приемлемости дальнейшего рассмотрения дел. Механизмы квалификации включают оценку приемлемости рассмотрения дела. Это означает, что нужно определить, не ведутся ли уже национальные расследования или судебные процессы по аналогичным фактам и обвинениям, и достаточно ли серьезны эти процедуры, чтобы МУС отказался от своего рассмотрения в соответствии с принципом комплементарности. В процессе квалификации часто возникают сложности, связанные с интерпретацией международных норм и их применением к конкретным ситуациям. Например, определение, составляет ли действие военное преступление или было частью законных военных действий, требует глубокого анализа контекста, правил ведения боевых действий и доступных доказательств.
Взаимодействие государства с прокурором МУС в процессе передачи ситуации для предварительного производства является фундаментальным для определения направления и эффективности начальной фазы расследования. Это взаимодействие не только формирует правовые и процессуальные основы, но и создаёт условия для эффективного применения международного правосудия, учитывая комплексные и многоаспектные вызовы, стоящие перед международным уголовным правопорядком. Согласно отчету Human Rights Watch за 2024 год, В апреле 2024 года в Судане начался вооруженный конфликт между двумя наиболее влиятельными генералами страны, что привело к серьезным нарушениям прав человека, особенно в регионе Дарфур. Международный уголовный суд выдал ордера на арест за прошлые преступления в Дарфуре, и прокурор Суда в июле объявил, что текущие преступления в Дарфуре находятся в его юрисдикции. Однако суданские власти неоднократно препятствовали усилиям Суда, а Совет Безопасности ООН фактически не предпринял никаких мер для разрешения ситуации, что привело к состоянию безнаказанности, за исключением одного судебного процесса над лидером милиции в МУС.ш
Прокурор МУС обладает значительной юридической автономией и независимостью в принятии решений о начале и способе ведения расследований. Эта независимость критически важна для обеспечения непредвзятости и объективности процессуальных действий, исключая влияние политических и других внешних факторов на судебное преследование. Прокурор имеет право самостоятельно инициировать расследования на основе информации, полученной от государств-участников, международных организаций или на основе собственных источников. Это включает в себя анализ предоставленных данных, оценку серьезности ситуации и решение о применении ресурсов Суда для дальнейшего расследования. Через свои процессуальные действия и стратегические решения прокурор определяет ход расследования. Это включает выбор ключевых аспектов дела для детального расследования, приоритизацию случаев на основе серьезности и масштаба преступлений, а также решения о прекращении расследования в случае недостатка доказательств или по другим процессуальным основаниям.
Разработка и применение процессуального инструментария прокурором Международного уголовного суда в ходе расследования ситуаций, переданных государством, является сложным процессом, требующим глубокой адаптации международных правовых норм и процедур к уникальным обстоятельствам каждого конкретного случая. Это требование к адаптации становится особенно актуальным на предварительной стадии расследования, когда необходимо сбалансировать общие принципы справедливости и требования к эффективности процессуальных действий. При расследовании массовых нарушений прав человека, например, в случаях геноцида, прокурор адаптирует процессуальные нормы для обеспечения учета психологического состояния жертв, применяя техники чувствительного допроса и обеспечивая конфиденциальность и защиту данных жертв. Особое место среди документов универсального характера занимает принятая 29 ноября 1985 г. Резолюция 40/35 Генеральной Ассамблей ООН Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью гу.
С 1955 г. ООН проведено свыше 15 международных конгрессов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями которые имеют большое значение. На них обсуждались вопросы и развития более эффективной политики в области предупреждения преступности и разработки мер по обеспечению уголовного правосудия во всем миреу. Внедрение процессуальной системы предупреждения делинквентности в рамках прокурорского расследования переданной государством ситуации является важной стратегией МУС для укрепления профилактической функции суда и повышения общей эффективности предварительного производства. Эта система представляет собой комплекс мер, направленных на минимизацию риска повторения преступлений и на укрепление общей структуры правопорядка и справедливости. Важной частью процессуальной системы является разработка механизмов раннего выявления потенциальных преступлений и интервенции до их совершения. Прокурор использует аналитические инструменты для анализа данных и определения рисковых зон, где вероятность нарушений особенно высока, и организует предупредительные меры в этих регионах. Он также активно сотрудничает с национальными правоохранительными агентствами, международными организациями и неправительственными организациями для обмена информацией и координации усилий по предупреждению преступлений. Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам, как национальным, так и международным, являются не только субъекты уголовного судопроизводства, но и различные государственные органы, межгосударственные организации и их должностные лица, иные участникиу1. Это сотрудничество помогает создать единую сеть раннего реагирования на угрозы международной безопасности. В регионах, недавно переживших вооружённые конфликты, прокурор МУС внедряет программы мониторинга и восстановления, направленные на предотвращение повторения насилия. Это может включать проекты по документированию военных преступлений и геноцида, а также создание баз данных о жертвах и преступниках для укрепления правовой базы и предупреждения новых преступлений.
Таким образом, будущие исследования должны сфокусироваться на создании таких правовых и процедурных условий, которые бы не только учитывали особенности международного уголовного правосудия, но и способствовали бы более глубокой интеграции национальных систем в общемировую систему правосудия. Это потребует от международного сообщества скоординированных усилий и внимания к деталям правоприменительной практики на всех уровнях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://w.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf;
2. Правила процедуры и доказывания Международного уголовного суда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://w.icc-cpi.int/iccdocs/PIDS/legal-texts/RulesProcedureEvidenceRus.pdf;
3. Резолюция 40/35 Генеральной Ассамблеи ООН. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. 29 ноября 1985 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://w.un.org/documents/ga/res/40/a40r034.htm;
4. Сто]ановиЬ З. Ме^ународно кривично право. Београд: Правна каига, 2015. С. 131;
5. Рябцева Е.В. Международная судебная защита по уголовным делам. Москва: Проспект, 2021. С. 25;
6. Отческая Т.И., Майдыков А.А., Колесников Е.В. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства. Москва: Проспект, 2019. С. 29;
7. Мирзатиллаев Ж.У. Проблемы классификации субъектов, осуществляющих международное сотрудничество по уголовным делам // International Sciences, Education and New Learning Technologies. 2024. Том 1. Выпуск 5. С. 64—73. DOI: 10.5281/zenodo.10901521.
Yovanovich Milyana
Master's degree, study program: international law, European law, international legal practice Institute of Public Service and Management Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Moscow, Russia)
PROBLEM OF PROCEDURAL REGIME OF PROSECUTOR'S INVESTIGATION OF SITUATION REFERRED BY STATE DURING PRELIMINARY PROCEEDINGS IN INTERNATIONAL CRIMINAL COURT
Abstract: purpose of this study is to analyze the procedural features and regimes that are applied by the prosecutor of the International Criminal Court (ICC) in investigating situations referred by States for pre-trial proceedings. The research is aimed at identifying and systematizing procedures and norms that ensure fair justice, taking into account the balance between the rights of the accused and the requirements of efficiency and crime prevention, special attention is paid to the analysis of international legal instruments, the influence of national factors and the need for synergy between national and international levels of law enforcement. The study offers recommendations for improving law enforcement practices and strengthening international judicial harmonization.
Keywords: International Criminal Court, preliminary investigation, international crimes, prosecutorial investigation, international law, delinquency, law enforcement practice, international legal instruments, judicial harmonization.
I СщановиЬ З. Ме^ународно кривично право//Правна каига, Београд 2015, С. 131
II Human Rights Watch, «World Report 2024: События 2023 года», URL: https://www.hrw.org/sites/default/files/media_2024/01/World%20Report%202024%20LOWRES%20WEBSPREADS_ 0^(дата обращения: 14.10.2024).
III Human Rights Watch, «World Report 2024: События 2023 года», URL: https://www.hrw.org/sites/default/files/media_2024/01/World%20Report%202024%20LOWRES%20WEBSPREADS_ 0.pdf (дата обращения: 14.10.2024).
iv Рябцева Е.В. Международная судебная защита по уголовным делам. Москва: Проспект, 2021. С. 25.
v Отческая Т.И., Майдыков А.А., Колесников Е.В. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства // Проспект, Москва 2019, С. 29
vi Мирзатиллаев Ж. У. Проблемы классификации субъектов, осуществляющих международное сотрудничество по уголовным делам // International Sciences, Education and New Learning Technologies. 2024. Том 1. Выпуск 5. С. 64—73. DOI: 10.5281/zenodo.10901521