Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕОНАЦИЗМУ И НЕОФАШИЗМУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕОНАЦИЗМУ И НЕОФАШИЗМУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАШИЗМ / НАЦИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ШОВИНИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назарова Марина Григорьевна

Статья посвящена рассмотрению таких понятий, как «нацизм», «национализм», «фашизм», «шовинизм» с позиции международной политики и права в прошлом и на современном этапе развития.The article is devoted to the consideration of such concepts as "Nazism", "nationalism", "fascism", "chauvinism" from the standpoint of international politics and law in the past and at the present stage of development.The article is devoted to the consideration of such concepts as "Nazism", "nationalism", "fascism", "chauvinism" from the standpoint of international politics and law in the past and at the present stage of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕОНАЦИЗМУ И НЕОФАШИЗМУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_37 УДК 342

К ПРОБЛЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕОНАЦИЗМУ И НЕОФАШИЗМУ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ On the problem of countering neo-Nazism and neo-Fascism in modern society

НАЗАРОВА Марина Григорьевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: nmg1972@mail.ru;

Nazarova Marina Grigor'yevna,

Assistant Professor of the Department of Humanities and Socio-Economik Disciplines; PhD in Philosophy; VLI of the FPS of Russia, Vladimir.

600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: nmg1972@mail.ru

Краткая аннотация. Cтатья посвящена рассмотрению таких понятий, как «нацизм», «национализм», «фашизм», «шовинизм» с позиции международной политики и права в прошлом и на современном этапе развития.

Abstract. The article is devoted to the consideration of such concepts as "Nazism", "nationalism", "fascism", "chauvinism" from the standpoint of international politics and law in the past and at the present stage of development.

Ключевые слова: фашизм, нацизм, национализм, шовинизм, международная политика.

Keywords: fascism, nazism, nationalism, chauvinism, international politics.

Дата направления статьи в редакцию: 12.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Обозначенная в заголовке статьи тема является особенно актуальной: практически каждую неделю на страницах газет и журналов, из средств массовой информации можно узнать о случаях проявления национализма в любой стране мира, любом регионе мира, а также в нашей стране. Но слишком частое использование терминов в самых разных контекстах приводит к путанице в понятиях: «нацизм», «национализм», «фашизм», «шовинизм», формируя искаженное восприятие мира молодежью, а также необъективное понимание событий из отечественной и мировой истории.

Анализ современной политической жизни общества невозможен без взгляда вглубь истории и объективного рассмотрения основных политико-правовых категорий, таких, как «нацизм», «национализм», «фашизм», что необходимо во избежание повторения трагических событий исторического прошлого.

Полагаем, что истоки понятий связаны с идеологией СССР, событиями времен Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., так как фашистская Италия и нацистская Германия выступали в данной войне на одной стороне, то в сознании советских людей несколько исказились понятия «фашизм» и «нацизм»; приравняв своего врага к фашистам. Таким образом, все крайние экстремистские идеологии (германский нацизм, в том числе), возникшие после первого варианта и - итальянского фашизма - стали также называть фашистскими. Сторонников немецкой идеологии называли нацистами, испанских - фалангистами, а аргентинских - перонистами. Впоследствии все термины перемешались, как в общественном сознании, так и в научной сфере, а далее появилась тенденция путать нацистов с фашистами.

Первоначально фашизм (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) возник как идеология, которой присуще черты: отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как способа решения межгосударственных проблем [2].

К фашизму относят проявление крайне правых политических движений, идеологий и соответствующей формы правления (диктаторской), установленного в результате насильственного захвата власти. К характерным признакам фашизма относят: милитаристский национализм, антикоммунистические устремления, вождизм, веру в господство элиты, естественную социальную иерархию. Главная цель - создание мощного процветающего государства, с диктаторской формой правления и использующая методы подавления инакомыслия.

В более узком смысле под фашизмом подразумевается массовое политическое движение, которое возникло на территории Италии в 20-40-х годах ХХ века под руководством Бенито Муссолини. В то время коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология фашистского государства: фашизм создавал мощную организацию, которая прикрывалась внешним позитивным лозунгом «во имя национального идеала», одновременно подавляла коммунизм и демократию. Описанные события происходили в Италии, в которой в 20-40-х гг. ХХ века утверждается фашистская диктатура.

В октябре 1922 г. сторонники фашизма захватили государственную власть и приступили к перевоспитанию народа и формированию нового государства, создавая такие законы, которые бы способствовали сохранению фашистской диктатуры. Кроме Италии, фашизм также развивался в Испании во время правления генерала Франко, поэтому он получил другое название - франкизм. Фашизм был распространен также в Португалии, Венгрии, Румынии, Болгарии и других странах.

Близкое фашизму по духу и характеру ультраправое идеологическое движение - национал-социализм - возникает в Германии в 20-30-х

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

годах ХХ века, (и зачастую можно услышать название - «германский фашизм»), однако, фашизм в Италии и фашизм в Германии несколько различаются своими чертами и целью создания. Обратившись к другому понятию - нацизм, видим, что происходит оно от латинского слова «nation», что означает «народ», точно также как и греческое слово «этнос». Первоначально положительное значение слова впоследствии приобрело негативный смысл, что связано с событиями Второй мировой войны. Идея создания Третьего рейха является таким примером, через который можно понять, что такое нацизм в отрицательном значении. В данном случае это понятие подразумевает такую форму общественного устройства государства, при которой социализм соединяется с крайней степенью расизма и национализма. Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию. По этому поводу А. Гитлер говорил: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы» [4]. В данном случае мы встречаем такой вид нацизма, который в качестве формы политического устройства включал бы в себя псевдо-социализм и крайний национализм с расизмом. Поэтому после окончания Второй мировой войны понятие «фашист» обрело ярко выраженную негативную окраску. В советских средствах массовой информации фашизмом стали называть все антикоммунистические военные диктатуры, например, военную хунту Пиночета на территории Чили, а также режимы Стресснера в Парагвае.

Если рассматривать историю происхождения и дальнейшую эволюцию вышеназванных понятий, то можно отметить, что слово «фашизм» не является синонимом слову «национализм», поэтому не стоит путать два этих понятия, а также не следует отождествлять нацизм и национализм.Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Кроме этого, они могут быть сформированы по территориальным или религиозным признакам. Также это политическое движение реже противоречит свободомыслию и свободе слова, чем «нацизм».

В отечественной научной литературе сложилось следующее определение национализма: это идеология и основанная на ней политика, заключающаяся в проповеди национальной обособленности и исключительности недоверия к другим нациям. Подобный подходу в самом отрицательном значении и в практическом воплощении может привести к вспышке межнациональной вражды. К национализму относят также проявления шовинизма, когда одной нации свойственно пренебрежительное отношение к другой или другим нациям. Отсюда рождаются все виды национально-освободительных течений, движений, стремлений наций добиться политической и экономической независимости и утвердиться в правах, равных с другими нациями.

Таким образом, выявляется еще одно понятие, близкое по смыслу к национализму: шовинизм.

Шовинизм (от французского слова chauvinisme) - идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм происходит от имени Николя Шовена (фр. NicolasChauvin) -солдата в армии Наполеона Бонапарта [7]. Несмотря на непопулярность бонапартизма в период Бурбонской реставрации после 1815 года, Шо-вен был сторонником Наполеона и его империалистической политики.

Современная общественно-политическая картина в России представлена многочисленными партиями и политическими движениями, разнообразными и противоречивыми; множество субкультур и контркультур «переплетаются» в общем культурном «котле»; иногда возникают препятствия в создании диалогов политических сил; слишком большие отличия наблюдаются в социально-экономическом и политическом положении субъектов. Одна из черт современного развития России - отсутствие консенсуса между различными участниками политического процесса, что происходит по причине слишком разных подходов к пониманию, казалось бы общих, ценностей и понятий. Такая ситуация является довольно рискованной, так как может появиться идеология, подобная фашистской, которая под благозвучным лозунгом может скрывать нацистские установки.

В последние десятилетия мы становимся свидетелями того, как в соседних государствах, близких нам по культуре и истории странах (бывших республиках СССР), которые советский народ помогал освободить от фашистских захватчиков, пытаются «переписать историю», переворачивая всё с ног на голову и называя русских оккупантами и агрессорами.

Создавая новые учебники по истории, в которых они, не задумываясь о последствиях, фальсифицируют события недавнего прошлого, могут воспитать новое поколение людей, не имеющих четких представлений и ценностей и готовых ринуться за новоявленным диктатором вслед. Как пример этому происходящие события на Украине, где в первых числах января отмечали день рождения Степана Бандеры, который из фашиста превратился в одночасье в национального героя.

В рамках современного постиндустриального общества постоянно возникают угрозы информационной атаки и зомбирования граждан, что представляет наибольшую опасность для подростков и молодежи, которая легко может попасть под влияние сильных идеологов.

Известный американский политолог Г. Киссинджер считает, что «в эпоху Интернета мировой порядок приравнивается к утверждению, что если люди имеют возможность свободно получать и обмениваться информацией, то врожденное человеческое стремление к свободе рано или поздно реализует себя, а история будет двигаться «на автопилоте» [3].

Дальнейшее развитие общества приведет к тому, что «политики будут ждать, пока проблема возникнет, а не предотвращать ее, воспринимать принятие решений как череду не связанных между собой, а не как часть исторического континуума. Когда это происходит, манипулирование информацией заменяет ее осмысление в качестве основного инструмента политики. Интернет лишает общество исторической памяти [3].

В современном постиндустриальном обществе реальную угрозу несут информационные преступления или киберпреступления, занимая значительно место среди угроз международной информационной безопасности [1]. Высокая угроза объясняется тем, что преступность в сфере высоких технологий не имеет границ и составляет угрозу для всей международной информационной безопасности. Возникшая проблема выдвигает на первый план задачи по совершенствованию международной и национальной систем информационной безопасности, а также совер-

шенствования договорно-правовой базы межгосударственного сотрудничества.

Последние мировые политические события продемонстрировали, что в международных отношениях главную роль стали играть национально-культурные и конфессиональные отношения; большинство столкновений и противоречий возникает именно на их основе. Ученые отмечают противостояние западного христианского и исламского миров, объясняя, что непримиримость кроется в цивилизационных и культурных различиях. Задолго до возникновения конфликтов и столкновений в Западной Европе между представителями разных национальностей и разных религий, Хантингтон предупреждал об их возникновении и причиной этих конфликтов будет разница в образах жизни, особенностях менталитета и, накопившись, приведет в итоге к кризису, к «линии разлома». «Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов» [5].

«Мировой порядок это не цельная юридическая система, не проявление воли ведущих держав, а культурный и историческим артефакт, сформированный характером и опытом определенных людей», - пишет Г. Киссинджер в книге «Мировой порядок» [3].

«Международное сообщество» сегодня не представляет ясного или согласованного набора целей, методов или пределов. ... Хаос угрожает бок о бок с беспрецедентной взаимозависимостью» [3]. Как следствие, возникает потребность выстроить новый порядок, чтобы сбалансировать конкурирующие желания народов. Лучшей отправной точкой для такого строительства, по мнению Киссинджера, является вестфальская система баланса сил, сформировавшаяся в Европе в XVIII веке.

Таким образом, в современном мире складывается следующая тенденция: глобальный мир оказался перед лицом новых вызовов, не имеет ответной адекватной системы управления и оказывается втянутым в клубок противоречий и неопределенности. Только «культурно-цивилизационный диалог в сложившихся условиях становится единственным способом конструктивного разрешения противоречий, фактором обеспечения сбалансированного общественного развития, как на глобальном уровне, так и на уровне развития отдельных государств» [6].

Современный экстремизм, проявления которого мы видим на Украине, составными частями которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, которое составляло важнейший фактор исторического развития своей страны, угрожает теперь безопасности общества и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства.

Библиогра фия:

1. Бачило И.Л., Полякова Т.А. На пути к обеспечению информационной безопасности - проблемы формирования государственной информационной политики и совершенствования законодательства // Государство и право. 2016, №3. С.66-72.

2. Галкин А. Германский фашизм. - Москва, 1967. С. 18.

3. Киссинджер Г. Мировой порядок» / Пер. с англ. ВЖелнинова, А.Милюкова. - Москва, 2015. С.454.

4. Муссолини Б. Доктрина фашизма. URL: http://fb.ru/article/140733/

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Полис. 1994. №1. С.33.

6. Чумаков А.Н. «Глобальный мир: столкновение интересов» // Вестник РФО. 2012, №2. С.33-34.

7. Шовен, Николай // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890 - 1907.

References (transliterated):

1. Bachilo I.L., Polyakova T.A. Na puti k obespecheniyu informacionnoj bezopasnosti - problemy formirovaniya gosudarstvennoj informacionnoj politiki i sovershenstvovaniya zakonodatel'stva // Gosudarstvo i pravo. 2016, №3. S.66-72.

2. Galkin A. Germanskij fashizm. - Moskva, 1967. S. 18.

3. Kissindzher G. Mirovoj poryadok» / Per. s angl. V.ZHelninova, A.Milyukova. - Moskva, 2015. S.454.

4. Mussolini B. Doktrina fashizma. URL: http://fb.ru/article/140733/

5. Hantington S. Stolknovenie civilizacij / Polis. 1994. №1. S.33.

6. CHumakov A.N. «Global'nyj mir: stolknovenie interesov» // Vestnik RFO. 2012, №2. S.33-34.

7. SHoven, Nikolaj // Enciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona: v 86 t. (82 t. i 4 dop.). - SPb., 1890 - 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.