Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА'

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / выпускники вузов / физкультурно-спортивная отрасль / motivation / university graduates / physical education and sports industry

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масягина Наталья Васильевна, Губа Владимир Петрович, Быстрицкая Елена Витальевна, Пустошило Павел Викторович

Представлены результаты исследований, проводимые в течение последних лет в Московском регионе. Показаны различные типы мотивации выпускников вузов к профессиональной деятельности в спортивных и туристических организациях столичного региона, а также рассмотрены факторы, влияющие на ее динамику. Выявлены направления педагогической поддержки процесса воспроизводства кадров со стороны профессорско-преподавательского состава отраслевых вузов с учетом специфики профессиональной деятельности в Московском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масягина Наталья Васильевна, Губа Владимир Петрович, Быстрицкая Елена Витальевна, Пустошило Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF GRADUATES OF UNIVERSITIES IN THE SPORTS INDUSTRY OF THE MOSCOW REGION

The article presents the results of studies conducted in recent years in the Moscow region. It shows various types of motivation of university graduates for professional activity in sports and tourism organizations of the capital region, and also examines the factors influencing its dynamics. The directions of pedagogical support of the process of reproduction of personnel by the teaching staff of industry universities are identified, taking into account the specifics of professional activity in the Moscow region.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА»

УДК 796.011.3:378.4 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-17-25

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

Н.В. Масягина, В.П. Губа, Е.В. Быстрицкая, П.В. Пустошило

Представлены результаты исследований, проводимые в течение последних лет в Московском регионе. Показаны различные типы мотивации выпускников вузов к профессиональной деятельности в спортивных и туристических организациях столичного региона, а также рассмотрены факторы, влияющие на ее динамику. Выявлены направления педагогической поддержки процесса воспроизводства кадров со стороны профессорско-преподавательского состава отраслевых вузов с учетом специфики профессиональной деятельности в Московском регионе.

Ключевые слова: мотивация, выпускники вузов, физкультурно-спортивная отрасль.

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF GRADUATES OF UNIVERSITIES IN THE SPORTS INDUSTRY OF THE MOSCOW REGION

Masyagina N.V., doctor of pedagogical sciences, associate professor, rector, 01qwer@ list.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Sport and Tourism, Guba V.P., doctor of pedagogical sciences, professor, smolguba67@mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sport «SCOLIPE»; Smolensk, Smolensk State University of Sport, Bystritskaya E.V., doctor of pedagogical sciences, professor, oldlady@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Sport and Tourism,

Pustoshilo P.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, pustoshilo.pv@mgusit.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Sport and Tourism

The article presents the results of studies conducted in recent years in the Moscow region. It shows various types of motivation of university graduates for professional activity in sports and tourism organizations of the capital region, and also examines the factors influencing its dynamics. The directions of pedagogical support of the process of reproduction of personnel by the teaching staff of industry universities are identified, taking into account the specifics of professional activity in the Moscow region.

Key words: motivation, university graduates, physical education and sports industry.

Масягина Наталья Васильевна, д-р пед. наук, доц., ректор, 01qwer@list.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет спорта и туризма, Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., smolguba67@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»; Смоленск, Смоленский государственный университет спорта,

Быстрицкая Елена Витальевна, д-р пед. наук, проф., oldlady@mail.т, Россия, Москва, Московский государственный университет спорта и туризма,

Пустошило Павел Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, pustoshilo.pv@mgusit.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет спорта и туризма

Актуальность исследования состоит в том, что отрасль физической культуры и спорта получила новый качественный скачок развития, пережив глобальный вызов пандемии коронави-руса. Во многом это оказалось возможным благодаря активному внедрению «цифровых технологий, которые показали себя как многообещающие организационные решения, открывшие новые возможности по управлению эпидемиологическим процессом и повышению адаптивности систем здравоохранения к возросшей нагрузке» [1]. Многие традиционные формы приобрели новые контуры, появилось огромное количество

авторских методик, во многом обусловленных вынужденной дистанцион -ной формой коммуникации субъектов. Некоторыми исследователями приводится ряд недостатков в деятельности государственных органов спорта. Выдвигается идея о том, что «государственные структуры должны уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций, сделать спортивный рынок прозрачным» [2]. В этой связи возникают и новые требования к организации учебного, тренировочного, образовательного и других сопутствующих процессов [3].

Тем не менее говорить о потребностях и трендах в сфере физической культуры и спорта возможно, только имея четкое понимание о мотивированности выпускников.

Целью исследования является определение факторов, влияющих на мотивацию получения высшего образования в сфере спорта и туризма, а также на мотивацию к дальнейшей профессиональной деятельности в сто -личном регионе у студентов отраслевых вузов города Москвы.

Задачи исследования:

- проанализировать соотношение мотивации и профессиональной занятости выпускников отраслевых вузов;

- изучить виды ведущих мотивов к получению высшего образования в сфере физической культуры и спорта;

- определить факторы, воздействующие на успешность высшего образования в спортивной отрасли.

Методика и организация исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, опрос, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе Московского государственного университета спорта и туризма (МГУСиТ).

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования была изучена динамика востребованности и мотивации будущих профессионалов с 2019 по 2024 годы в соотношении с реальной ситуацией их занятости в сфере спорта и туризма. Эти данные представлены на рис. 1.

В беседе в течение и по завершении исследования респонденты отмечали, что мотивация к профессиональной деятельности и получению образования в отрасли является наиболее сильной либо в период выбора профессии (41,7 %), либо в период производственной практики (68,2 %). 37 % респондентов ответили, что она повышается в период выполнения выпускной квалификационной работы, особенно ее экспериментальной части. Также повышение мотивации отмечали студенты, которые начали работать по профессии в период обучения в вузе, однако здесь данные раз -нятся в зависимости от того, на каком этапе обучения они начали выполнять профессиональные функции.

2019 2020 2021 2022 2023

■ - мотивированные выпукники ■ - количество выпускников, работающих по специальности

Рис. 1. Соотношение мотивации и профессиональной занятости выпускников отраслевых вузов, %

Кроме того, авторами была выявлена закономерность: чем больше багаж знаний у студента, который трудоустраивается в организацию соответствующей отрасли, тем выше его уровень мотивации, а также уровень притязаний к построению карьеры. При этом самооценка у многих пред -выпускников, находящихся в условиях профессиональной деятельности, снижается в связи с повышением тревожности при ожидании внешней оценки со стороны работодателя. У тех же студентов, которые получили возможность профессионального трудоустройства на 1 -м или 2-м курсах, самооценка бывает завышенной или заниженной и, крайне редко, адекватной, в связи с чем у них возникают сложности с выбором посильных задач для их реализации, что не может не сказаться на снижении их мотивации к длительному включению в профессиональную деятельность и построению профессиональной карьеры.

Важно отметить, «что фактором профессионального развития становятся не только функциональное совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результа -тов. Если человек их переживает как индивидуальное достижение, успех, радость, они становятся точкой для последующего роста» [4].

Также ряд респондентов сообщили исследователям о том, что имеют опыт профессиональной деятельности в других сферах и однозначно оценивают его как положительный, способствующий их ориентации в общих вопросах трудоустройства и карьерного роста. Интересен механизм использования такими респондентами, которых оказалось 29 % из числа опрошенных, полученного опыта непрофессиональной деятельности. Во-первых, ими реализуются информационные компетенции - они смелее используют все порталы информации о потенциальных работодателях и условиях труда в искомых организациях отрасли. Во -вторых, они

применяют коммуникативный опыт для составления резюме и запросов к работодателям по уточнению рабочего графика, трудовых функций и кри -териев оценки эффективности их работы. Также они смело взаимодействуют со специалистами более высокого уровня квалификации с тем, чтобы усилить свои компетенции, что не происходит с впервые трудоустроившимися студентами вузов.

При этом следует отметить, что возрастает количество студентов, включающихся в профессиональную деятельность в отрасли на ранних этапах обучения. Такой процесс усилился в постпандемический период в связи с кадровыми перестановками в отрасли и повышением уровня кадро -вого дефицита, в том числе и в спортивных организациях, ранее успешно укомплектованных кадрами, таких как фитнес-индустрия, игровые и цифровые виды спорта и т. д.

Эта положительная динамика продолжается и в настоящее время. Так, более 75 % опрошенных выпускников физкультурно-спортивных направлений МГУСиТ в 2024 году планируют работу по специальности, причем более половины из этих респондентов уже либо имеют трудовые отношения со спортивно-образовательными организациями, либо располагают приглашениями о трудоустройстве. В то же время исследования, проведенные в 2019 году в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта и Сургутском государственном университете, показывают сходные значения. Так, доля трудоустроившихся выпускников составила 77 %, а количество студентов, связывающих себя с избранной профессией на первом курсе, равно 76,4 % [5, 6].

Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод -воспроизводство кадров спортивной отрасли обеспечено позитивным настроем обучающихся и преподавателей отраслевых вузов, их отрефлек -сированным опытом профессиональной деятельности и, в целом, прак-тико-ориентированным образованием. Со стороны государственных органов власти долгое время тренерская деятельность и работа учителя физи -ческой культуры трактовалась как педагогическая профессия дополняю -щего плана, которая позволяет гармонизировать процесс и результаты образования молодого поколения, где основными выступают все формы интеллектуального развития, базирующиеся на фундаментальных основах математических, гуманитарных и естественных наук. В современный период общества отношение к здоровью, его формированию в молодом возрасте стало иным, поэтому роль специалиста по физической культуре и спорту стала неуклонно возрастать, что подтверждается во многих нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность отрасли.

Понимая важность профессиональной деятельности тренера, отраслевые вузы начали уделять значительное внимание формированию его профессионального авторитета еще в период получения им профессио -

нального образования [7, 8]. «Необходимо говорить о повышении пре-стижа тренерской профессии. Здесь авторы столкнулись со сложностью: переход спортивной школы из дополнительного образования в систему спортивной подготовки не лучшим образом сказывается на ставках, льготном стаже, заработной плате тех тренеров, которые до этого были трене -рами-преподавателями в системе образования и имели все эти льготы». Разумеется, тема финансирования спорта не осталась в стороне: «Это все будет и должно работать. Необходимо серьезное федеральное финансиро -вание с комфортным софинансированием из региональных бюджетов».

С другой стороны, пристальное внимание к формированию профессионального авторитета потребует от тренера «владения большим объемом знаний, умений и навыков не только в сфере физической культуры и спорта, но и в сфере педагогики, психологии и других наук» [9].

Востребованность профессий в сфере рекреации спортивно-оздоровительного туризма и экскурсионного дела возросла закономерно в связи с тем, что города активно развиваются и включают все больше объектов, на которых могут работать специалисты в области туризма. Как отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, «к 2030 году туротрасли понадобится не менее 400 тысяч новых сотрудников. В частности, только для инвестиционных проектов, реализуемых Корпорацией «Туризм.РФ», к этому вре -мени потребуется более 20 тысяч подготовленных кадров».

Анализируя уровневые показатели мотивов профессиональной деятельности, нельзя обойти вниманием их качественные характеристики. Как показало авторское исследование, проведенное в трех отраслевых вузах, один из которых находится в Москве, практически все обучающиеся младших курсов показывают сходную картину ведущих мотивов, которая представлена на рис. 2.

25,3 %

м

19,9 %

м

15.1 %

м 12,6 %

м

11.2 %

»Оправдать надежды семьи

»Быть полезным своему городу

»Самореализоваться в этой деятельности

»Не обмануть ожидания тренера и быть полезным своему виду спорта

»Получить возможность для собственных занятий спортом

м 10,8 %

»Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Рис. 2. Виды ведущих мотивов к получению высшего образования в сфере физической культуры и спорта

Следует отметить, что большая часть мотивов связана непосредственно с сущностью и условиями профессиональной деятельности в спор -тивной отрасли. Другая часть имеет интимно-личностный характер и представляет собой результаты саморефлексии или рефлексии в условиях референтной группы (семьи). Многие ведущие мотивы в некоторой степени уводят студента от его профессиональной деятельности как управляющей в сторону собственно-спортивной деятельности как планируемой и организуемой извне - со стороны специалиста-тренера.

В череде профессиональных мотивов и мотивов профессионального образования у абитуриентов и студентов вузов спорта и туризма значимую роль играют мотивы продолжения спортивной карьеры, связанные с возможностью, предоставляемой системой высшего образования в отношении занятий спортивной и туристической деятельностью. При этом стоит отме -тить, что в столичных регионах эти возможности характеризуются своеоб -разием, также они динамически изменяются в соответствии с параметрами социально-экономической ситуации в регионе и стране в целом.

Из представленного перечня топовых мотивов, к сожалению, нет ни одного, который бы в полной мере относился к организации образователь -ного процесса в отраслевом вузе, тогда как аналогичное исследование, проведенное авторами в 2005-2008 годах, показало, что наибольший интерес в получении профессии, особенно у студентов младших курсов вызы -вает сам процесс обучения, взаимодействие в студенческом сообществе и принадлежность к тому или иному отраслевому факультету. Появление у себя статуса студента трактовалось в те годы как признак истинной взрослости. Позднее у студентов отмечался вынужденный характер раннего вхождения в профессиональную среду, что снижало их мотивацию к получению профессии. Эта тенденция, к сожалению, только усилилась вследствие пандемии коронавируса, когда возникло рассогласование между жестко регламентированным, широко информационным характером обучения и неопределенностью в отношении вероятных трудовых функций. В связи с этим преподаватели отраслевого вуза, особенно в столичном регионе, должны усилить практико-ориентированность и прогностический характер образовательного процесса, а для этого необходимо адекватно представлять себе факторы, влияющие на выбор профессии в отрасли и на получение высшего образования как позитивные, так и негативные, чтобы иметь возможность учесть их при планировании и реализации учебной деятельности.

Позитивные и негативные факторы, воздействующие на успешность высшего образования в спортивной отрасли, представлены на рис. 3.

Внутривузовские позитивные:

подтвержденная эффективность

и статус вуза, ППС в личном и профессиональном плане, базы практик, материально-техническая обеспеченность

Социально-личностные позитивные:

возможность творческой самореализации, ощущение благополучия, хороший студенческий коллектив, интересная студенческая жизнь, возможность и раскрытие перспектив

Мотиваторы

Внутривузовские негативные:

устаревшие знания, неадекватная нагрузка и оценка, распределение нагрузки, низкая практико-ориентированность, неудобное месторасположение

Социально-личностные негативные:

низкая материальная поддержка со стороны государства, дезадаптация в коллективе, плохие бытовые условия, отсутсвие возможности совмещать учебу и работу

Рис. 3. Факторы, воздействующие на успешность высшего образования в спортивной отрасли

Представленные на рис. 3 факторы получены в результате автор -ского опроса студентов отраслевых вузов и представляют собой вершину соответствующего рейтинга. Интересно, что преподаватели отметили мно -гие из представленных факторов, но в нижней части своего рейтинга. Из этого следует, что вузовская практика должна стать более практико - и личностно-ориентированной и это требование касается в том числе и московских вузов, хотя в столичном регионе ситуация с мотивацией студентов к учебному процессу является более благополучной.

Заключение. В современном спортивном вузе, в котором происходит подготовка кадров для сферы спорта и туризма столичного региона, должна быть организована система психолого-педагогического сопровождения на принципах социальной ориентированности образовательного процесса, поддержки своеобразия и индивидуальности профессиональных кадров, а также их инициативы и самостоятельности. Также здесь важны принципы автономности и эмоциональной комфортности учебной деятельности, которые реализуются в рамках следующих мер: во -первых, мониторинг и поддержка профессиональных способностей обучающихся, во-вторых, активное внедрение коммуникации в учебную среду, в-третьих, поддержка студенческих и спортивных объединений, работающих на ос -новах сотрудничества, наставничества и самоуправления, в-четвертых, создание бизнес-инкубатора профессионально значимых образовательных проектов, выполняемых совместно студентами, педагогами и представите -лями работодателей московского региона.

Список литературы

1. Цифровые технологии в борьбе с COVID-19 // А.С. Сиротина [и др.] // Социальные аспекты здоровья населения. 2022. Т. 68. № 3. С. 13.

2. Алексина А.О., Алексин А.Ю. Последствия пандемии 2020 в спортивной индустрии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2021. № 3(193). С. 26-29.

3. Современные тенденции подготовки кадров в вузах отрасли физической культуры, спорта и туризма: коллект. монография / Н.В. Мася-гина [и др.]. М.: РАДОНЕЖ, 2023. 170 с.

4. Черкашин И.А. Профессионально-личностное становление студентов Института физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. 2007. № 8. С. 104-105.

5. Андросова Г.А., Михайлова Е.Я. Оценка мотивации студентов спортивного вуза к профессиональной деятельности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 2. С. 133-138.

6. Алькова С.Ю., Булгакова О.В., Жулепов В.И. Исследование факторов, оказывающих формирующее воздействие на профессиональную мотивацию у студентов направления «Физическая культура» // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 59.

7. Организационный и педагогический опыт физкультурного образования в Тульском государственном университете // Е.В. Белых [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 2. С. 13-22.

8. Егоров В.Н., Архипова С.А. Взаимодействие исполнительной власти и общественных объединений в сфере спорта (на примере Тульского региона) // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 8. С. 71-79.

9. Педагогические условия формирования авторитета тренера в процессе профессиональной подготовки в вузе / Ю.Д. Ушхо [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2019. № 4(248). С. 85-90.

References

1. Cifrovye tekhnologii v bor'be s COVID-19 [Digital technologies in the fight against COVID-19] // A.S. Sirotina [et al.] // Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of population health]. 2022. Vol. 68. No. 3. P. 13.

2. Aleksina A.O., Aleksin A.Yu. Posledstviya pandemii 2020 v sportivnoj industrii [Consequences of the 2020 pandemic in the sports industry] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2021. No. 3(193). P. 26-29.

3. Sovremennye tendencii podgotovki kadrov v vuzah otrasli fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Modern trends in personnel training in universities of the physical education, sports and tourism industry]: collective monograph / N.V. Masyagina [et al.]. M.: RADO-NEZH, 2023. 170 p.

4. Cherkashin I.A. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie studentov Instituta fizi-cheskoj kul'tury i sporta [Professional and personal development of students of the Institute of physical culture and sports] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2007. No. 8. P. 104-105.

5. Androsova G.A., Mihajlova E.Ya. Ocenka motivacii studentov sportivnogo vuza k professional'noj deyatel'nosti [Assessment of the motivation of students of a sports university for professional activity] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2021. Vol. 6. No. 2. P. 133-138.

6. Al'kova S.Yu., Bulgakova O.V., Zhulepov V.I. Issledovanie faktorov, okazy-vayushchih formiruyushchee vozdejstvie na professional'nuyu motivaciyu u studentov napravleniya «Fizicheskaya kul'tura» [Study of factors that have a formative effect on professional motivation in students majoring in Physical culture] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2019. No. 6. P. 59.

7. Organizacionnyj i pedagogicheskij opyt fizkul'turnogo obrazovaniya v Tul'skom gosudarstvennom universitete [Organizational and pedagogical experience of physical education education at Tula State University] // E.V. Belykh [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2013. Iss. 2. P. 13-22.

8. Egorov V.N., Arhipova S.A. Vzaimodejstvie ispolnitel'noj vlasti i obshchestven-nyh ob"edinenij v sfere sporta (na primere Tul'skogo regiona) [Interaction of the executive branch and public associations in the field of sports (on the example of the Tula region)] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Iss. 8. P. 71-79.

9. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya avtoriteta trenera v processe profession-al'noj podgotovki v vuze [Pedagogical conditions for the formation of a coach's authority in the process of professional training at a university] / Yu.D. Ushkho [et al.] // Vestnik Ady-gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Adyghe State University. Pedagogy and psychology]. 2019. No. 4 (248). P. 85-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.