Научная статья на тему 'К проблеме преподавания языковых дисциплин в техническом вузе'

К проблеме преподавания языковых дисциплин в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / RUSSIAN LANGUAGE / PHILOLOGICAL PROBLEMS OF TEACHING COURSES IN TECHNICAL COLLEGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Т. Я.

В статье речь идет о проблемах преподавания филологических дисциплин в техническом вузе. Еще совсем недавно русский язык считался одним из ведущих мировых языков. В последнее время положение изменилось. Государственная политика в области образования чутко отреагировала на это введением в технические университеты нового курса «Русский язык и культура речи». Автор излагает свое видение реализации культурологического подхода в процессе обучения студентов негуманитарных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Teaching Language Courses in Technical Colleges

The paper studies the problems of philological disciplines teaching in technical institutes. Not so long ago Russian was considered as one of the leading world languages, but recently the situation has changed. The author gives her opinion on teaching non-philologists of humanities and implementation of culturological approach in technical university.

Текст научной работы на тему «К проблеме преподавания языковых дисциплин в техническом вузе»

психического и личностного развития одаренного студента мы рассматриваем обучение. Соответственно, центральными фигурами модели РОС могут выступать: а) одаренные студенты - ученики и б) значимые другие - педагоги как основные субъекты образовательного процесса.

Основные направления работы по проектированию РОС - это работа с педагогами одаренных и самими одаренными. С точки зрения содержательных составляющих эта работа может быть представлена выполнением педагогом следующих функций: образовательно-мировоззренческой, воспитательно-мобилизующей, жизненно-практической, профессионально-прикладной.

Важнейшая составляющая деятельности высшей технической школы - создание психологического минимума педагога одаренного студента, в рамках которой окажется возможным проектировать РОС для каждого обучаемого. Эта работа включает и отбор педагогов для одаренных студентов.

Целью программ обучения и воспитания одаренных студентов можно считать создание такой среды, которая развивает их личность в направлении становления особой формы взаимодействия с субъектами развивающей их образовательной среды в высшей технической школе. При этом образовательно-воспитательный процесс, в рамках которого осуществляется развитие одаренного студента, должен быть сориентирован не столько на развитие способностей обучаемых, сколько на приобщение студентов к кругу общечеловеческих ценностей, обращение к самоценным формам активности одаренного.

Литература

1. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. М., 2003.

2. Панов В.И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход. М., 2005.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 2003.

К проблеме преподавания языковых дисциплин в техническом вузе

к.ф.н., проф. Анохина Т.Я.

МГТУ «МАМИ»

Положение с русским языком в нашей стране в настоящее время таково, что при Президенте Российской Федерации создан Совет по русскому языку, чего никогда ранее не бывало. Падение речевой культуры приобрело катастрофический размах. 35 лет непрерывного преподавания русского языка в вузе дают право мне, преподавателя русского языка, утверждать это. Испытываешь ностальгию по тем временам, когда ребята читали книги, писали сочинения по 15 страниц: они любили учиться, в том числи и русскому языку.

В настоящее время литературный язык на разных уровнях речевого общения (вплоть до официального) заменяется полужаргонным, жаргонным суррогатом: «ты меня достал»: Зачем выбирать из многословной палитры (злишь, раздражаешь, бесишь, выводишь из себя, надоел, наскучил, опротивел и т.п.) нужное слово, которое точно соответствует твоим чувствам? Проще выразится во всех ситуациях одним, не выражающим всех оттенков твоих чувств и настроения словом. Язык преступной «зоны» выплеснулся в повседневное общение, а речь культурных людей стала выглядеть речевым анахронизмом.

Немалую лепту в расшатывании литературных норм снижении общей речевой культуры вносят наши средства массовой информации: грамматическими ошибками пестрят даже заголовки газет, язык же публикаций приводит в изумление рядового читателя, имеющего хоть какое-то представление о русском литературном языке: «засеять вспаханное пшеницей поле»; «приятно снять с полки Тургенева» или даже еще безобразнее (из рекламы Альфа-банка): «Йеу! тема есть. Замути хитовый расколбас...» и т.п. Говорят, как хотят, что хотят и где хотят.

Следует признать, что наша высшая школа, которая традиционно в России была не только очагом науки, но и культуры в широком смысле этого слова, а значит, и речевой культуры, в некотором смысле снизила свою общественно-просветительскую роль, что, впрочем, отражает состояние общества в целом. Ведь речь не существует в человеческом

бытии как нечто отвлеченное, изолированное от человеческой личности, самодовлеющее. Она самым непосредственным образом связана с мышлением, зависит от него.

Речь - это «визитная карточка» человека. Значит, какова речь - таков и человек и наоборот. Каков лексический запас человека - таков и его интеллектуальный потенциал, кругозор, духовные и интеллектуальные возможности. Если человек при общении через слово употребляет «для связки» брань, мат, то это «зеркало» его души и мысли. Все очень просто. У нас нет, кроме как через речь, возможности постичь уровень мыслительных возможностей человека, поскольку одна из функций речи человека - оформление мысли.

Трудные социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями общественно-политического строя, со сменой состава активных участников коммуникации (даже публичной) привели, как уже было сказано, к расшатыванию традиционных языковых литературных норм.

Как видим, сама жизнь заставляет нас серьезно ставить вопрос о гуманитаризации обучения в технических вузах страны. Ведь именно через технические университеты проходит основная масса обучающихся. В связи с этим необходимо уделить внимание в период обучения в технических университетах коммуникативной культуре личности, включающей в себя как составляющие части эмоциональную, логическую, информационную и речевую культуры. Причем последнее, с нашей точки зрения, как говорилось выше, является базовой, диагностирующей состояние интеллекта и души человека в целом.

Курс «Русский язык и культура речи», который уже около 10 лет читается в МГТУ «МАМИ», призван изменить, хотя бы и отчасти, эту сложную ситуацию в сфере российской культуры в целом и языковой в частности. Совершенно очевидно, что введение такой дисциплины в стандарт - это огромное благо. Понятно, что таким образом высшее образование возвращается к классическим традициям, и, с другой стороны, очевидно, что это социальный заказ нашего общества. В связи с этим закономерно встает вопрос содержания курса.

Как показывают типовые программы курса, в целом в нем неплохо отражено содержание этой дисциплины. Однако практическая направленность курса, судя по вопросам интернет-экзаменов, проводимых ежегодно, является не просто доминирующей (например, традиционные вопросы правописания, пунктуации, стилистики и т. д.), она является подавляющей. Мне представляется, что в этом есть некоторая опасность. Да, мы, разумеется, должны ориентировать студента на коммуникативную сторону языка, его правильность. Но это не должно подавлять главного - культурологической направленности гуманитарного обучения. Основной целью должен быть не тренинг по нормам (правильность речи), а формирование сознательного, бережного и даже любовного отношения к русскому языку как к одной из основных жизненных ценностей. Как этого достичь? Пути могут быть разными!

Ну, во-первых, необходимо дать студентам понятие не только о культуре речи, но и представление о культуре, интеллигентности вообще, об истории языка и о месте русского языка в мире. Даже сильные студенты не имеют представления о функциях русского языка, о формах его существования, о различных видах и формах общения. Во-вторых, важно говорить в рамках этой дисциплины не просто о нормах (правилах) языка, но и рассматривать коммуникативно-этические аспекты языкового поведения. А это уже несколько иная дисциплина - «Этика речевого общения» или еще, может быть, «Основы речевой коммуникации». Если первый из этих курсов еще в какой-то мере представлен на некоторых факультетах МГТУ «МАМИ» (МТ, ЭМИП), то второй курс читается студентам лишь одной из специальностей - «Автомобильный туризм». Этический аспект коммуникации ни в коем случае не должен уходить на второй план.

В свою очередь - и это третий момент - важным аспектом культуры общения является искусство публичного выступления - риторики. В стандарте риторике отведено очень малое количество часов, практически они отсутствуют. Вместе с тем любой человек стремится не только к правильности речи, но хочет, чтобы ему показали, с какой целью сказать, как сказать, где сказать и т. д. Ему просто необходимо знать механизмы успешной устной речи -прекрасного выступления, защиты диплома, диссертации, наконец.

Мы видим будущую реализацию проблемы преподавания блока филологических дисциплин в техническом вузе в следующей парадигме: на первом курсе небольшой цикл (порядка 34 часов), помогающий студентам освоить грамотное письмо, научить записи конспектов - кстати говоря, последнему в школах абсолютно не учат; также на первом курсе было бы лучше всего давать понятие о нормах литературного языка; на втором курсе - так, как это есть сейчас, - давать основы речевой коммуникации в целом; на третьем (или четвертом) -читать «Этику делового общения и риторику».

Таким образом, блок филологических дисциплин должен быть, по нашему мнению, многоуровневым в соответствии с динамикой потребностей студента.

Именно такой многоуровневый подход позволит обеспечить главную цель речевой подготовки в высшем учебном заведении - профессиональную речевую компетентность будущего специалиста, ведь уметь правильно общаться в профессии - это уже половина успеха. Ориентировать в основе на узкоспециальные задачи - речевую правильность - с нашей точки зрения на современном этапе развития образования недопустимо.

Подытоживая сказанное, следует заключить, что занятия по русскому языку в техническом вузе, правильно организованные, позволят сформировать у будущих инженеров не только навыки владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение использовать весь спектр языковых средств в разных условиях коммуникации в соответствии с поставленными целями. Тогда высокая культура речи - важная часть общей культуры - станет достоянием и действенным инструментом культурного и духовного обустройства всей нашей жизни, без чего невозможны будущий прогресс России, и право нашего народа играть заметную роль в современном изменяющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.