психического и личностного развития одаренного студента мы рассматриваем обучение. Соответственно, центральными фигурами модели РОС могут выступать: а) одаренные студенты - ученики и б) значимые другие - педагоги как основные субъекты образовательного процесса.
Основные направления работы по проектированию РОС - это работа с педагогами одаренных и самими одаренными. С точки зрения содержательных составляющих эта работа может быть представлена выполнением педагогом следующих функций: образовательно-мировоззренческой, воспитательно-мобилизующей, жизненно-практической, профессионально-прикладной.
Важнейшая составляющая деятельности высшей технической школы - создание психологического минимума педагога одаренного студента, в рамках которой окажется возможным проектировать РОС для каждого обучаемого. Эта работа включает и отбор педагогов для одаренных студентов.
Целью программ обучения и воспитания одаренных студентов можно считать создание такой среды, которая развивает их личность в направлении становления особой формы взаимодействия с субъектами развивающей их образовательной среды в высшей технической школе. При этом образовательно-воспитательный процесс, в рамках которого осуществляется развитие одаренного студента, должен быть сориентирован не столько на развитие способностей обучаемых, сколько на приобщение студентов к кругу общечеловеческих ценностей, обращение к самоценным формам активности одаренного.
Литература
1. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. М., 2003.
2. Панов В.И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход. М., 2005.
3. Рабочая концепция одаренности. М., 2003.
К проблеме преподавания языковых дисциплин в техническом вузе
к.ф.н., проф. Анохина Т.Я.
МГТУ «МАМИ»
Положение с русским языком в нашей стране в настоящее время таково, что при Президенте Российской Федерации создан Совет по русскому языку, чего никогда ранее не бывало. Падение речевой культуры приобрело катастрофический размах. 35 лет непрерывного преподавания русского языка в вузе дают право мне, преподавателя русского языка, утверждать это. Испытываешь ностальгию по тем временам, когда ребята читали книги, писали сочинения по 15 страниц: они любили учиться, в том числи и русскому языку.
В настоящее время литературный язык на разных уровнях речевого общения (вплоть до официального) заменяется полужаргонным, жаргонным суррогатом: «ты меня достал»: Зачем выбирать из многословной палитры (злишь, раздражаешь, бесишь, выводишь из себя, надоел, наскучил, опротивел и т.п.) нужное слово, которое точно соответствует твоим чувствам? Проще выразится во всех ситуациях одним, не выражающим всех оттенков твоих чувств и настроения словом. Язык преступной «зоны» выплеснулся в повседневное общение, а речь культурных людей стала выглядеть речевым анахронизмом.
Немалую лепту в расшатывании литературных норм снижении общей речевой культуры вносят наши средства массовой информации: грамматическими ошибками пестрят даже заголовки газет, язык же публикаций приводит в изумление рядового читателя, имеющего хоть какое-то представление о русском литературном языке: «засеять вспаханное пшеницей поле»; «приятно снять с полки Тургенева» или даже еще безобразнее (из рекламы Альфа-банка): «Йеу! тема есть. Замути хитовый расколбас...» и т.п. Говорят, как хотят, что хотят и где хотят.
Следует признать, что наша высшая школа, которая традиционно в России была не только очагом науки, но и культуры в широком смысле этого слова, а значит, и речевой культуры, в некотором смысле снизила свою общественно-просветительскую роль, что, впрочем, отражает состояние общества в целом. Ведь речь не существует в человеческом
бытии как нечто отвлеченное, изолированное от человеческой личности, самодовлеющее. Она самым непосредственным образом связана с мышлением, зависит от него.
Речь - это «визитная карточка» человека. Значит, какова речь - таков и человек и наоборот. Каков лексический запас человека - таков и его интеллектуальный потенциал, кругозор, духовные и интеллектуальные возможности. Если человек при общении через слово употребляет «для связки» брань, мат, то это «зеркало» его души и мысли. Все очень просто. У нас нет, кроме как через речь, возможности постичь уровень мыслительных возможностей человека, поскольку одна из функций речи человека - оформление мысли.
Трудные социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями общественно-политического строя, со сменой состава активных участников коммуникации (даже публичной) привели, как уже было сказано, к расшатыванию традиционных языковых литературных норм.
Как видим, сама жизнь заставляет нас серьезно ставить вопрос о гуманитаризации обучения в технических вузах страны. Ведь именно через технические университеты проходит основная масса обучающихся. В связи с этим необходимо уделить внимание в период обучения в технических университетах коммуникативной культуре личности, включающей в себя как составляющие части эмоциональную, логическую, информационную и речевую культуры. Причем последнее, с нашей точки зрения, как говорилось выше, является базовой, диагностирующей состояние интеллекта и души человека в целом.
Курс «Русский язык и культура речи», который уже около 10 лет читается в МГТУ «МАМИ», призван изменить, хотя бы и отчасти, эту сложную ситуацию в сфере российской культуры в целом и языковой в частности. Совершенно очевидно, что введение такой дисциплины в стандарт - это огромное благо. Понятно, что таким образом высшее образование возвращается к классическим традициям, и, с другой стороны, очевидно, что это социальный заказ нашего общества. В связи с этим закономерно встает вопрос содержания курса.
Как показывают типовые программы курса, в целом в нем неплохо отражено содержание этой дисциплины. Однако практическая направленность курса, судя по вопросам интернет-экзаменов, проводимых ежегодно, является не просто доминирующей (например, традиционные вопросы правописания, пунктуации, стилистики и т. д.), она является подавляющей. Мне представляется, что в этом есть некоторая опасность. Да, мы, разумеется, должны ориентировать студента на коммуникативную сторону языка, его правильность. Но это не должно подавлять главного - культурологической направленности гуманитарного обучения. Основной целью должен быть не тренинг по нормам (правильность речи), а формирование сознательного, бережного и даже любовного отношения к русскому языку как к одной из основных жизненных ценностей. Как этого достичь? Пути могут быть разными!
Ну, во-первых, необходимо дать студентам понятие не только о культуре речи, но и представление о культуре, интеллигентности вообще, об истории языка и о месте русского языка в мире. Даже сильные студенты не имеют представления о функциях русского языка, о формах его существования, о различных видах и формах общения. Во-вторых, важно говорить в рамках этой дисциплины не просто о нормах (правилах) языка, но и рассматривать коммуникативно-этические аспекты языкового поведения. А это уже несколько иная дисциплина - «Этика речевого общения» или еще, может быть, «Основы речевой коммуникации». Если первый из этих курсов еще в какой-то мере представлен на некоторых факультетах МГТУ «МАМИ» (МТ, ЭМИП), то второй курс читается студентам лишь одной из специальностей - «Автомобильный туризм». Этический аспект коммуникации ни в коем случае не должен уходить на второй план.
В свою очередь - и это третий момент - важным аспектом культуры общения является искусство публичного выступления - риторики. В стандарте риторике отведено очень малое количество часов, практически они отсутствуют. Вместе с тем любой человек стремится не только к правильности речи, но хочет, чтобы ему показали, с какой целью сказать, как сказать, где сказать и т. д. Ему просто необходимо знать механизмы успешной устной речи -прекрасного выступления, защиты диплома, диссертации, наконец.
Мы видим будущую реализацию проблемы преподавания блока филологических дисциплин в техническом вузе в следующей парадигме: на первом курсе небольшой цикл (порядка 34 часов), помогающий студентам освоить грамотное письмо, научить записи конспектов - кстати говоря, последнему в школах абсолютно не учат; также на первом курсе было бы лучше всего давать понятие о нормах литературного языка; на втором курсе - так, как это есть сейчас, - давать основы речевой коммуникации в целом; на третьем (или четвертом) -читать «Этику делового общения и риторику».
Таким образом, блок филологических дисциплин должен быть, по нашему мнению, многоуровневым в соответствии с динамикой потребностей студента.
Именно такой многоуровневый подход позволит обеспечить главную цель речевой подготовки в высшем учебном заведении - профессиональную речевую компетентность будущего специалиста, ведь уметь правильно общаться в профессии - это уже половина успеха. Ориентировать в основе на узкоспециальные задачи - речевую правильность - с нашей точки зрения на современном этапе развития образования недопустимо.
Подытоживая сказанное, следует заключить, что занятия по русскому языку в техническом вузе, правильно организованные, позволят сформировать у будущих инженеров не только навыки владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение использовать весь спектр языковых средств в разных условиях коммуникации в соответствии с поставленными целями. Тогда высокая культура речи - важная часть общей культуры - станет достоянием и действенным инструментом культурного и духовного обустройства всей нашей жизни, без чего невозможны будущий прогресс России, и право нашего народа играть заметную роль в современном изменяющемся мире.