Научная статья на тему 'К проблеме познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре'

К проблеме познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / COGNITIVE / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / СТРУКТУРА / STRUCTURE / КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS OF COGNITIVE INDEPENDENCE / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / LEVELS OF FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDECE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломахина Татьяна Романовна

В статье даётся анализ определений понятия «познавательная самостоятельность», выявляются составляющие её структуру. Предлагается в качестве компонентов в структуру познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре включить: потребностно-мотивационный, проектировочный, исполнительно-волевой, эмоциональный, оценочно-рефлексивный, каждый из которых имеет свои содержательные показатели, выступающие основой диагностики уровня сформированности. По результатам анкетирования и педагогических наблюдений выявлены качественные (высокий, средний, низкий) и количественные показатели сформированности познавательной самостоятельности у студентов в образовательном процессе по физической культуре. Рекомендуется использовать занятия по физической культуре в вузе не только для решения задач физического воспитания студентов, но и их интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS AT PHYSICAL CULTURE

The article provides with analysis of the definitions of "cognitive independence", identifies the components of its structure. It is proposed to include as a component of the structure of informative independence of students in the educational process on physical training the following: motivational, design, executive and strong-willed, emotional, evaluative, reflective, each of them has its own meaningful indicators, as the basis for diagnosing of the level of formation. According to the results of questioning and teacher observations, high-quality (high, medium, low) and quantitative indicators of formation of cognitive independence of students in the educational process on physical training were revealed. It is recommended to use the lessons of physical education at high school, not only to meet the challenges of physical education of students, but also for their intellectual development

Текст научной работы на тему «К проблеме познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре»

Соломахина Татьяна Романовна

К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ..

педагогические науки

УДК 378.147.88:796

К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© 2016

Соломахина Татьяна Романовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Физическая культура» Курский государственный медицинский университет, Курск (Россия)

Аннотация. В статье даётся анализ определений понятия «познавательная самостоятельность», выявляются составляющие её структуру. Предлагается в качестве компонентов в структуру познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре включить: потребностно-мотивационный, проектировочный, исполнительно-волевой, эмоциональный, оценочно-рефлексивный, каждый из которых имеет свои содержательные показатели, выступающие основой диагностики уровня сформированности. По результатам анкетирования и педагогических наблюдений выявлены качественные (высокий, средний, низкий) и количественные показатели сформированности познавательной самостоятельности у студентов в образовательном процессе по физической культуре. Рекомендуется использовать занятия по физической культуре в вузе не только для решения задач физического воспитания студентов, но и их интеллектуального развития.

Ключевые слова: студенты, образовательный процесс, физическая культура, познавательная, самостоятельность, структура, компоненты познавательной самостоятельности, уровни сформированности познавательной самостоятельности.

THE PROBLEM OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS AT PHYSICAL CULTURE

© 2016

Solomakhina Tatiana Romanovna, candidate of pedagogical sciences, head of the department "Physical Culture" Kursk State Medical University, Kursk (Russia)

Abstract. The article provides with analysis of the definitions of "cognitive independence", identifies the components of its structure. It is proposed to include as a component of the structure of informative independence of students in the educational process on physical training the following: motivational, design, executive and strong-willed, emotional, evaluative, reflective, each of them has its own meaningful indicators, as the basis for diagnosing of the level of formation. According to the results of questioning and teacher observations , high-quality (high, medium, low) and quantitative indicators of formation of cognitive independence of students in the educational process on physical training were revealed. It is recommended to use the lessons of physical education at high school, not only to meet the challenges of physical education of students, but also for their intellectual development.

Keywords: students, educational process, physical culture, cognitive, independence, structure, components of cognitive independence, levels of formation of cognitive independece.

Проблема познавательной самостоятельности обучающихся является одной из наиболее широко представленных в педагогической литературе. В тоже время она не нашла ещё должного внимания в исследованиях по физическому воспитанию студентов, где имеется необходимость в формировании качеств личности, побуждающих её к сознательной и активной физкультурной деятельности; таким качеством, по мнению многих специалистов, выступает познавательная самостоятельность [1; 2; 3; 4].

Цель исследования заключается в определении сущности, структуры, показателей и уровня сформирован-ности познавательной самостоятельности у студентов в образовательном процессе по физической культуре.

В результате анализа литературных источников удалось установить, что познавательную самостоятельность связывают чаще всего с познавательной деятельностью, совокупностью умений, организованностью, готовностью к самообразованию.

Так, Д.А. Хабибулин познавательную самостоятельность определяет как «качество личности, характеризующееся стремлением и умением рационально организовывать свою познавательную деятельность, самостоятельно усваивать новые знания и способы деятельности» [5, с. 21], Н.А. Половникова как «готовность (способность и стремление) своими силами продвигаться в овладении знаниями» [6, с. 58].

Наиболее полную характеристику познавательной самостоятельности, по нашему мнению, предлагает Г.И. Саранцев. «Познавательная самостоятельность - это сложное понятие, содержание которого нельзя раскрыть в одной плоскости (деятельности, готовности, умения). Это многоаспектное личностное образование характеризуется следующими проявлениями: саморегуляцией познавательной деятельности, синтезом познаватель-

ного мотива и способами самостоятельного поведения, устойчивым положительным отношением учащихся к познанию» [7, с. 64].

И.Н. Кокорина отмечает, что существует необходимость системного подхода к анализу познавательной самостоятельности и в каждом конкретном случае можно брать, в качестве определяющего, один из признаков. Так, с точки зрения деятельностного подхода, - это личностное качество выступает как способ саморегуляции познавательной деятельности; с поведенческой стороны - как способ самостоятельного поведения; с позиции социально-ценностной и эмоционально-волевой - как проявление устойчивого отношения к познанию [8, с. 44].

Отдельные аспекты познавательной самостоятельности рассматриваются в исследованиях по физическому воспитанию и спортивной тренировке.

Н.В. Фомичевой разработана эффективная методика развития мыслительных способностей младших школьников при обучении двигательным действиям, которая предусматривает блочное структурирование содержания физкультурного образования, поэтапное сопровождения выполняемого двигательного действия мыслительной деятельностью, замену обучающей функции учителя на развивающую [9].

А.Г. Чащевой обоснована совокупность средств и методов физкультурного образования, способствующих формированию познавательного интереса и активности младших школьников [10].

И.И. Портнягин предложил концепцию развития интеллектуальных способностей школьников-спортсменов [11].

Рассматривая структуру познавательной самостоятельности обучающихся, Т.К. Шамова отмечает в ней три компонента: мотивационный, содержательный и волевой [12].

педагогические науки

Соломахина Татьяна Романовна К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ...

М.Л. Золотайко также видит три компонента познавательной самостоятельности: содержательный (накопленные знания), технологический (способы осуществления) и мотивационный (стремление накопить знания) [13].

Т.В. Абрамова в структуре познавательной самостоятельности учащихся выделяет следующие компоненты: мотивационно-целевой, когнитивный, операционально-действенный, эмоционально-волевой [14].

Ориентируясь на предлагаемые структурные элементы познавательной самостоятельности, в качестве основных её компонентов в образовательном процессе по физической культуре у студентов можно выделить: потребностно-мотивационный, проектировочный, ис-польнительно-волевой, эмоциональный и оценочно-рефлексивный.

Показателями потребностно-мотивационного компонента выступают потребность в знаниях о физической культуре, физкультурной деятельности, мотивы познания физкультурной деятельности, познавательные интересы, любознательность; проектировочного - умение ставить цель и планировать процесс познания физкультурной деятельности; испольнительно-волевого - реализация целей и задач познания физкультурной деятельности, проявление волевых усилий; эмоционального

- удовлетворенность процессом и результатом познания физкультурной деятельности; оценочно-рефлексивного

- рефлексия и самооценка познания физкультурной деятельности, самокритичность.

Выше обозначенные показатели выступили диагностической основой для определения у студентов уровней сформированности познавательной самостоятельности в образовательном процессе по физической культуре.

Данные, полученные в ходе анкетирования и педагогического наблюдения на занятиях по физической культуре, позволили сделать обобщения относительно уровней сформированности у студентов познавательной самостоятельности по всем пяти компонентам.

Высокий уровень познавательной самостоятельности выявлен по потребностно-мотивационному компоненту у 16% студентов, средний - у 43% и низкий у 41% студентов.

По проектировочному компоненту высоким уровнем обладают 14% студентов, средним - 48% и низким

- 38%.

В испольнительно-волевом компоненте высокий уровень сформированности познавательной самостоятельности наблюдается у 15% студентов, средний - у 42% и низкий - у 43% студентов.

Всего 11% студентов имеют высокий уровень по эмоциональному компоненту, в то же время 45% - средний и 44% - низкий уровень.

Наконец, по оценочно-рефлексивному компоненту у 21% студентов зафиксирован высокий уровень сформи-рованности познавательной самостоятельности, у 48% -средний и у 31% - низкий.

В целом по уровням сформированности познавательной самостоятельности студенты распределились следующим образом: 15,4% студентов имеют высокий уровень, 45,2% - средний и 39,4% - низкий.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что образовательный процесс по физической культуре не оказывает в полной мере целенаправленного влияния на формирование у студентов познавательной самостоятельности.

Выводы:

1. Теоретический анализ состояния проблемы и собственные результаты исследования демонстрируют необходимость разработки методик по формированию познавательной самостоятельности у студентов, применительно к образовательному процессу по физической культуре, которые позволят дать ответ на вопрос, как в пределах строго лимитированных затрат времени на занятия физическими упражнениями получить возможно

больший эффект, выраженный не столько в показателях физической подготовленности, сколько в высоком уровне готовности к физкультурной деятельности.

2. Для того чтобы занятия по физической культуре действительно являлись средствами формирования познавательной самостоятельности, они должны быть специально организованы и направленны не только на решение задач физического воспитания, но и на интеллектуальное развитие студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: дис. ... канд. пед. наук. -Кемерово, 2004. - 251 с.

2. Огаркова А.П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов (на материале предметов гуманитарного цикла: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 406 с.

3. Торосян В.Ф. Формирование познавательной самостоятельности студентов (на примере интегрированной системы «завод-втуз»): дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2006. - 192 с.

4. Хаутиева З.М. Развитие познавательной самостоятельности учащихся профессионального лицея: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 188 с.

5. Хабибулин Д.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета на основе индивидуализации обучения: дис. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2003. - 180 с.

6. Половникова Н.А. О теоретических основах познавательной самостоятельности школьника в обучении. -Казань, 1986. - 203 с.

7. Саранцев Г.И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 6465.

8. Кокорина И.Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов вуза как условие их подготовки к будущей профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - 236 с.

9. Фомичева Н.В. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям: дис. ... канд. пед. наук. -Тюмень, 2005. - 136 с.

10. Чащевая А.Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры: дис. . канд. пед. наук. -Омск, 2003. - 165 с.

11. Портнягин И.И. Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов (на материалах Республики Саха (Якутия): дис. ... д-ра пед. наук. - Якутск, 2000. - 326 с.

12. Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников. - М.,1985. - 121 с.

13. Золотайко М.Л. Развитие познавательной самостоятельности средствами информационных технологий на уроках информатики: дис. ... канд. пед. наук. -Владивосток, 2005. - 189 с.

14. Абрамова Т.В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности у школьников как средство актуализации знаний (на материале предметов естественно-математического цикла): дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2003. - 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.