Наука. Теория. Практика
к проблеме повышения эффективности атлетической подготовки курсантов вузов
мвд россии
on the problem of improving the efficiency of athletic training students of universities Russian
interior ministry
УДК 796.011:378.6
А.л. СЛАВКО,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) тел. (4722) 52-55-35
A.L. SLAVKO,
Candidate of the Sociological Science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia )
Б.А. КЛИМЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) тел. (4722 )52-55-35
B.A. KLIMENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.А. ПоЙДУНов
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) тел. (4722 )52-55-35
A.A. PoDUNov
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в настоящей работе систематизируется материал, содержащий разъяснения по технике и методике обучения, основным упражнениям прикладной гимнастики. Обобщен и изложен многолетний опыт обучения курсантов программным упражнениям на гимнастических снарядах и даны рекомендации для освоения этих упражнений в парах и самостоятельно.
Ключевые слова: атлетическая подготовка, силовые упражнения, уровень подготовленности, техника и методика обучения, курсанты образовательных организаций.
Abstract: In this paper, systematized material containing explanations on the art and technique of training, core exercises applied gymnastics. Synthesis and set out many years of experience teaching students of software exercises on gymnastic apparatus and recommendations for the development of these exercises in pairs and alone.
Keywords: athletic training, strength exercises, level of preparedness, equipment and methods of teaching, students of educational institutions.
62
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
Неотъемлемой частью процесса обучения, обогащающего индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность, является и атлетическая подготовка (гимнастика). С ее помощью совершенствуются профессионально важные физические качества и двигательные навыки, от которых в значительной степени зависит успех в процессе овладения обучающимися избранной профессией.
Благодаря относительно простой двигательной структуре упражнения атлетической подготовки доступны любому контингенту занимающихся. Некоторые из этих упражнений являются хорошим корректирующим средством при исправлении целого ряда физических недостатков, поэтому не случайно в программах физического воспитания школьников и учащейся молодежи такие упражнения занимают значительное место.
В физической подготовке сотрудников ОВД эта группа упражнений считается особенно важной. Упражнения атлетической гимнастики признаны эффективным средством профессионально-прикладной подготовки.
Данные упражнения ценны и тем, что их можно выполнять в условиях естественной местности, с использованием различных предметов; оборудование мест занятий не сложно и не дорого. Они могут включаться во все части занятия, а обучение основным упражнениям проводится в основной его части.
Упражнения атлетической подготовки решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, а также в лечебных целях.
В практике физического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России атлетическая гимнастика используется в обязательных практических занятиях, секционных занятиях, самостоятельных занятиях и утренней зарядке [1, с. 45].
На занятиях по атлетической подготовке выполняются: упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, шведской стенке, полу (ковре), тренажерах, в лазании по канату, шесту, поднимании и переноске занимающихся, с использованием гимнастической скамейки, штанги, гирь, гантелей и т.д.
Для процесса освоения упражнений прикладной гимнастики необходимо подобрать самые оптимальные средства, методы и формы обучения, в том числе с помощью партнера, а также с использованием подручных средств. Все это дает возможность более качественного проведения практических занятий с обучаемыми, а также позволяет улучшить результат при подготовке сборных команд института по видам спорта. Знание техники и методики обучения основным упражнениям прикладной гимнастики позволяет оказывать практическую помощь инструкторам-общественникам, курсантам и слушателям в процессе проведения всех форм учебных занятий и упражнений физической зарядки.
Физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовленности работников органов внутренних дел. В основное содержание профилированной физической подготовки будущих сотрудников ОВД входят упражнения, направленные на формирование знаний, умений, навыков и качеств, в наибольшей степени необходимых для эффективного выполнения предстоящих служебных обязанностей. Физическая подготовка должна быть направлена на формирование конкретной модели служебно-прикладной физической подготовленности, обеспечивающей курсантам высокую работоспособность в повседневной деятельности, выносливость при преследовании, силовое превосходство при единоборстве с правонарушителем, и формирование прочных навыков задержания правонарушителей с помощью табельного оружия, специальных средств и боевых приемов борьбы.
Подъём переворотом на перекладине также входит в атлетическую подготовку. Но, чтобы в совершенстве овладеть техникой данного упражнения, необходимо освоить подтягивание на перекладине, так как это упражнение является базовой основой подъёма переворотом. Основная нагрузка в представленных видах силовых упражнений приходится на двуглавые мышцы плеча, мышцы спины и живота.
Силовые упражнения на перекладине широко используют для контроля и развития мышечной силы и прежде всего - силы рук. Норматив в подтягивании на перекладине присутствует во вступительных испытаниях по физической подготовке, а также в рабочих программах учебной дисциплины «физическая подготовка». Опыт
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
63
Наука. Теория. Практика
работы свидетельствует о том, что некоторые куранты плохо выполняют норматив в подтягивании на перекладине. Неумение качественно выполнить подтягивание на перекладине травмирует психику курсанта, вырабатывает комплекс неполноценности, угнетает интерес к занятиям по физической подготовке.
При обучении и тренировке в данных силовых упражнениях необходимо уделять внимание развитию и совершенствованию силовой выносливости в первую очередь. Подтягивание выполняют с помощью сгибания в локтевых и разгибания в плечевых суставах. Наибольшая нагрузка приходится на двуглавую мышцу плеча, а также широчайшую мышцу спины и трёхглавую мышцу, обеспечивающую разгибание плеча. Вис на согнутых руках обеспечивается напряжением вышеназванных мышц.
При выполнении упражнения устойчивое положение является наименее энергоёмким. В этом положении момент силы тяжести равен нулю, и нет необходимости компенсировать его мышечными усилиями [2, с. 125].
Поэтому раскачивание и любые другие движения, отклоняющие тело от положения равновесия, при подтягивании нежелательны: они вызывают дополнительные энергозатраты и снижают результат. В положении виса наиболее рационален хват на ширине плеч. Если кисти располагаются ближе друг к другу, то равновесие становится менее устойчивым. Если же они расставлены слишком широко, то для фиксации лопаток требуется большая, чем в оптимальной позе, сила мышц, приближающих лопатки к позвоночному столбу.
Поэтому цель первого этапа - определение уровня развития абсолютной силы у каждого курсанта. Необходимо для эффективного развития абсолютной силы разделить взвод по уровню подготовленности, первая группа - курсанты, которые выполняют норматив в подтягивании на оценку «хорошо» и «отлично», вторая группа - курсанты, которые выполняют норматив в подтягивании на оценку «удовлетворительно».
Необходимо к каждому курсанту осуществлять дифференцируемый подход, но в общем для второй группы первый этап освоения силовых упражнений на перекладине заключается в выполнении подводящих упражнений. Затем, по мере освоения техники, необходимо приступать к совершенствованию, а первой группе даются задания с увеличением объёмов выполняемых под-
тягиваний на перекладине, а также общего времени их выполнения.
Не следует забывать о том, что достижение высокого результата возможно только при соблюдении общеметодических принципов построения учебного занятия, а также строгом соблюдении правил безопасности во время занятий [3, с. 42].
Подтягивание на перекладине из виса на прямых руках является довольно трудным упражнением, при выполнении которого необходимо поднять почти на метровую высоту собственный вес до 15 раз. Подтягивание засчитывается, если подбородок поднимается выше перекладины, а положение виса после этого фиксируется в течение 1-2 секунд. Сгибание и разведение ног ошибкой не считается.
В этом упражнении задействованы мышцы рук, плечевого пояса, спины и живота. Основная нагрузка приходится на бицепсы, внутренние головки трицепсов плеч, грудные и широчайшие мышцы спины, а также на дельтовидные мышцы, мышцы предплечья и брюшной пресс. Поэтому комплексы силовых упражнений должны быть обязательно включены в учебные занятия по данной теме.
Но самым эффективным упражнением для подготовки к зачётам, безусловно, является само подтягивание на перекладине. Для успешного освоения нормативов по физической подготовке необходимо выполнить определённый объём нагрузки самостоятельно во внеучебное время. Практический опыт показывает, что недельный объём общего количества подтягиваний при этом должен составлять 60-100 раз. Это достаточно сложная задача, решить которую могут лишь хорошо подготовленные курсанты первой группы в течение 2-4 недель тренировки. Курсантам второй группы требуется постепенное наращивание объёма тренировочной нагрузки: от 20-30 повторений в неделю с постепенным наращиванием до указанных величин.
Курсантам второго этапа необходимо в первом месяце выполнять 2-4 раза в неделю комплексы силовых упражнений общей направленности, постепенно наращивая объём силовой нагрузки, и лишь после этого можно увеличивать количество подтягиваний. Время, необходимое для подготовки к контрольному занятию или соревнованию в этом упражнении, может составлять 6-8 недель и более. В первые 2-4 недели эффективно использование упражнений в подтягивании
64
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
с помощью партнёра или на специальном тренажёре с облегчённым противовесом в каждом подходе до 10-15 раз. Такая работа стимулирует не только прирост силы и силовой выносливости, но и увеличивает массу работающих мышц. С повышением уровня тренированности на старших курсах в занятия включают по 2-4 подхода подтягиваний с дополнительным отягощением от 2,5 до 10 кг с количеством повторений от 1 до 5 раз. Целесообразно разнообразить подтягивания, меняя хват перекладины руками в каждой серии упражнений.
Достигнутый в ходе самостоятельных занятий уровень подготовленности гораздо легче и выгоднее для организма поддерживать, чем вновь и вновь перед каждым зачётом, экзаменом или соревнованием форсировать подготовку, объём «поддерживающей» нагрузки обычно составляет от 40 до 60 повторений в неделю.
Интервалы отдыха между подходами составляют 1-3 минуты. Необходимая периодичность такой тренировки - до 3-4 раз в неделю.
Подъём переворотом на перекладине также входит в данную тему.
Предлагаем комплекс атлетической подготовки.
Упражнение выполняется на перекладине из виса хватом сверху. Необходимо слегка подтянуться, поднять ноги к перекладине и, переворачиваясь вокруг неё, выйти в упор на прямые руки. Положение виса и упора фиксируется на прямых руках 1-2 секунды. Опускаться из упора в вис можно произвольным способом. Запрещаются хлестообразные движения ногами. Допускается сгибание и разведение ног.
Это упражнение характеризует уровень общей силовой подготовленности мышц рук, плечевого пояса и туловища. Упражнение в целом и тренировка в нём обычно не вызывают затруднений, если выполняется норматив в подтягивании, хорошо развиты мышцы брюшного пресса и разгибатели спины. Совершенствование техники существенно повышает результативность за счёт улучшения межмышечной координации и экономизации усилий.
Если курсант не умеет выполнять это упражнение и не укладывается в нормативные требования, то необходимо увеличивать суммарное количество повторений этого упражнения на утренней физической зарядке, а также наращивание общей силовой нагрузки за счёт других упражнений.
Обучение технике подъём переворотом необходимо начинать после освоения техники подтягивания на перекладине.
Таким образом, результаты многолетних исследований позволили обосновать систему базового и базово-прикладного формирования физической культуры личности и физического воспитания курсантов на основе использования атлетической гимнастики; разработать педагогические условия, модельные характеристики, нормативы и педагогические оценки различных сторон физического воспитания курсантов [4, с. 56].
Атлетическая гимнастика, содержащая основные базовые средства физического воспитания, такие как атлетические упражнения (с отягощениями; для развития физических качеств, для развития мускулатуры мышечных групп и др.), базовые знания (теоретические основы развития двигательных качеств, теоретические основы формирования личностной физической культуры; методика организации самостоятельных занятий атлетической гимнастикой; методика применения силовых упражнений, методы развития отдельных мышечных групп), формирующая базовые навыки и умения выполнения естественных движений (тяги, подъемы, вставания, приседания, жимы, отжимы, рывки, швунги, переходы от тяги к подъему и др.), может быть признана средством формирования базовой личностной культуры человека и ее компонентов.
В качестве основного направления формирования базовой физической культуры личности при применении атлетической гимнастики выступает деятельностный компонент, реализуемый через процесс формирования культуры тела (повышение уровня физического развития) и процесс формирования базового уровня физической подготовленности курсантов. Совокупность педагогических условий формирования базовой физической культуры личности с применением атлетической гимнастики может быть распределена на группы:
- обеспечивающие реализацию проблемы формирования физической культуры личности курсантов вуза;
- педагогические условия сохранения здоровья и обеспечения двигательной активности;
- методические условия применения атлетической гимнастики [5, с. 266].
Важнейшими из них являются:
- обеспечение системного эффекта учебного процесса по физическому воспитанию;
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
65
Наука. Теория. Практика
- обеспечение реализации мотивированной деятельности через развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности и физического развития;
- формирование потребности у занимающихся к реализации здорового образа жизни, ценностных ориентаций на их физическое и нравственное самовоспитание;
- обеспечение знаний курсантами основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, методики оптимальной организации труда, учёбы, отдыха, необходимых для сознательного и предметного управления своей активностью в области физической культуры;
- обеспечение систематического выполнения спортивных и физических упражнений, формирующих высокий уровень физической и умственной работоспособности, готовности к противодействию профессиональным негативным воздействиям;
- направленное воздействие на формирование физической культуры личности в рамках общей культуры;
- создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности молодежи путем обеспечения адаптации к условиям пребывания в вузе, приспособление к воздействию умственных и эмоциональных чрезмерных воздействий, применение средств и методов обеспечения активного отдыха;
- улучшение качества нормативного и дидактического содержания программ по физическому воспитанию;
- обеспечение мониторинга общей физической и спортивно-технической подготовленности, сформированности жизненно необходимых умений и навыков, уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, степени овладения теоретическими и методическими знаниями, методическими умениями и навыками;
- применение атлетической гимнастики как средства формирования базовой личностной физической культуры курсантов, как средс-
тва, вызывающего интерес к собственному самосовершенствованию, к формированию культуры собственного тела и формированию личностной физической культуры;
- выявление путей адаптирования высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания и спорта для всех и их применение;
- разработка и внедрение оптимального для уровня подготовленности объема и интенсивности предлагаемой нагрузки на этапах атлетической подготовки курсантов;
- развитие и совершенствование физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и подвижности в суставах), черт характера, которые определяют успешность в спорте и успешность в будущей профессиональной деятельности [6, с. 63].
Занятия атлетической гимнастикой в вузе отличаются высокой моторной плотностью учебно-тренировочного процесса силового характера и дают положительные результаты при выполнении следующих основных педагогических условий:
- организация непрерывного процесса академических и факультативных занятий по атлетической гимнастике, включая и период экзаменационной сессии;
- использование наиболее апробированных методик занятий атлетической гимнастикой с направленностью на снижение отрицательного воздействия на курсантов эмоциогенных факторов в период учебы и экзаменационной сессии;
- целенаправленное от семестра к семестру улучшение основных психофизиологических показателей, физических качеств, телосложения и умственной работоспособности курсантов.
Следовательно, одна из основных задач вузовского физического воспитания - приведение процесса обучения курсантов в соответствие с их физическим состоянием и здоровьем. Для этого необходимо иметь достаточно объективную информацию о реальном уровне физической подготовленности, физического развития и функционального состояния курсантов на основе проведения постоянно действующего в вузе врачебно-педагогического мониторинга.
66
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
Литература —
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: учебное пособие. - М., 2005. 364 с.
3. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С. 42-47.
4. Платонов В.Н. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М., 1991. 346 с.
5. Чешихина В.В. Научно-методические основы взаимосвязи физической и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. 387 с.
6. Щербин Д.В, ПодскребышеваН.П. Анализ эффективности использования средств оздоровительной физической культуры в системе самостоятельных занятий студентов высших учебных заведений. - Воронеж: Издательство ВГПУ, 2011. № 6 (36). С. 62-66.
References
1. Ashmarin BA. Theory and methods of educational research in physical education. - M.: Physical Education and Sports, 1982. 256 р.
2. Maksimenko A.M. Fundamentals of the theory and methods of physical education: a tutorial. - M., 2005. 364 р.
3. Matveev L.P., Polanski V.P. Applied Physical Culture: conceptual foundations and their specification in modern conditions // Theory and Practice of Physical Culture. 1996. № 7. P. 42-47.
4. Platonov V.N. Theory and methods of physical training: a textbook for institutes of physical culture. - M., 1991.346 р.
5. Cheshihina V.V. Scientific and methodological foundations of the relationship of physical and intellectual activities in the process of sports training: diss. .. dr. ped. sciences. - M., 1997. 387 р.
6. Shcherbin D.V., Podskrebysheva N.P. Analysis of the use of resources by improving physical culture in the self-study students in higher education. - Voronezh: Publishing SGMP, 2011. № 6 (36). Р. 62-66.
(Статья сдана в редакцию 27.07.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
67